Почему садко стал былинным героем оцените его как былинного героя?

8 ответов на вопрос “Почему садко стал былинным героем оцените его как былинного героя?”

  1. Gholar Ответить

    Назвать личность Садко вымышленной нельзя. Существует версия, что его прототипом стал богатый и очень щедрый купец Сотко Сытинич, живший в Новгороде приблизительно в 1167 году. Он немало сделал для своего родного Новгорода, в частности, на его деньги, согласно преданию, была построена церковь Бориса и Глеба.
    Эту версию опровергает теория, базирующаяся на том факте, что былина о Садко в более-менее подобном варианте описана и французской литературой, причем, главного героя легендарного эпоса звали Садок. Это дает историкам и искусствоведам право утверждать, что, возможно, прототипом обеих историй стал один и тот же реальный человек (или произведение). А учитывая, что имя Садко и Садок имеет еврейские корни, поклонники этой версии уверены, что речь идет о забытом историей еврейском торговце или сказке, не дошедшей до наших времен.
    И, наконец, третья из версий, выдвинутая Всеволодом Миллером, находит объяснение личности Садко в эпосах финско-эстонских племен. Ученый основывает свою теорию не на личности главного героя, а на самой истории, связанной с ним и описанной в легенде.

    Особенности личности Садко

    В отличие от былинных богатырей, Садко не совершал подвигов и не защищал русскую землю. Он прославился, как торговый человек, поэтому можно утверждать, что, таким образом, былины впервые прославили купцов, как социальную категорию, набиравшую в то время реальную политическую силу.
    Особо пристального внимания заслуживает характер Садко. Он отличается щедростью, умением расставаться с нажитым добром, легкостью, честностью незаурядными музыкальными способностями. К негативным чертам характера героя относится его небывалое хвастовство и азартная натура, которые чуть было не стоили ему жизни.
    Кроме того, былина отмечает удачливость Садко, умение оказаться в нужное время в нужном месте, а также вечное стремление русского народа к «халяве», поскольку свое богатство герой не заработал тяжелым трудом, а выиграл в результате банального спора, превратившись из простого гусляра в видного и зажиточного человека.

    Былина о Садко

    До наших времен дошла лишь одна былина о Садко, под названием «Садко и Морской царь», состоящая из трех частей. В первой части Садко представлен еще бедным гусляром, развлекавшим знатную публику. Он настолько виртуозно владел инструментом, что снискал расположение не только новгородской знати, но и самого Водяного, жившего в озере Ильмень. Сумев усладить его слух, Царь помог Садко заработать денег на споре и стать богатым, уважаемым человеком.
    Во второй части былины Садко предстает зажиточным купцом, одним из самых богатых на новгородской земле. Но его торговой деятельности помешал банальный спор, после чего Садко был вынужден отправиться по морю торговать в далеких землях. Морской царь потребовал у него дань, но его не удовлетворили, ни мешки с золотом, ни с жемчугом – ему нужна была человеческая жертва, которой стал Садко. Он захватил с собой гусли, на которых стал играть Морскому царю, но Святой Николай-угодник, явившийся ему в роли старца, запретил это делать, поскольку от танцев царя волновалось море и тонули корабли.
    В третьей части былины Морской царь заставил Садко жениться. Тот выбрал по совету все того же Николая-угодника девицу Чернаву, которая была рекой, на берегах которой он проснулся после свадебного пира. Сразу же вернулся и флот купца, приумноживший его богатство, а в честь святого, Садко построил церковь в Новгороде.
    Есть версия, в которой вместо женитьбы, Садко удается решить спор царя о том, что больше ценится – булат или золото. Садко выбрал булат, поскольку с его помощью можно победить в ратном деле.
    Подытоживая, можно отметить, что образ Садко отличается от других образов русских былин. Это говори о том, что русские люди постепенно научились ценить тот вклад, который сделали в развитие земель не только защитники отечества, но и те, кто не обладал силой, смелостью, богатырской удалью. То есть, Садко по праву, можно назвать «героем» нового, более спокойного времени, когда русские земли, в первую очередь, Новгородское княжество, жило в относительном покое.

  2. Sternbrand Ответить

    Главные герои былины “Садко”:
    1) Садко – новгородский гусляр, который хорошо играл на своем инструменте. За небольшой срок времени он смог побывать на дне моря, возвести церковь и побыть богатым купцом. Когда корабль Садко попал в морскую бурю, он опустился на дно моря, чтобы спасти свою дружину. По просьбе морского владыки, главный герой стал играть на гуслях. Но когда он играл, на море начался шторм и корабли шли ко дну. Тогда Садко попытался спасти их и намерено испортил свои гусли, показав себя преданным своей земле.
    2) Морской владыка, которому нравилось, как Садко играет на гуслях. Он помог герою разбогатеть и забрал его к себе в морские глубины, чтобы тот играл для него. И отдал в жены Морскую девушку – Чернаву. Это могущественный царь, который обладал большой силой, он не понимал почему Садко хотел вернуться на землю.
    3) Николай Угодник (Микола Можайский) – спаситель Садко из от морского плена. По его рассказу Садко узнал как надо поступить. И в благодарность главный герой построил для спасителя церковь.
    Главная мысль былины “Садко”:
    Эта былина учит тому, что гордыня и легкая нажива вредят человеку и за них приходиться платить вдвойне. Нужно идти честным путем, быть трудолюбивым и иногда жертвовать собой ради других. Это поможет добиться намного большим успехов, чем обманные способы.

  3. Anayardin Ответить

    Садко – герой русского народного эпоса.
    Былины о Садко, как и былины о Василии Буслаеве, уводят нас из княжеского стольного Киева, из южных степей, где происходили богатырские сражения, на север — в средневековый Новгород, республику бояр и купцов, связанную торговыми узами с Европой. У Новгорода были свои герои и свои социальные конфликты. И хотя Садко — персонаж полностью вымышленный и ни о каком историческом его прототипе говорить не приходится, в образе его запечатлелись характерные черты новгородского общества XII—XV ве-ков. В Древней Руси правда жизни нередко раскрывалась через фантастические ситуации и через необыкновенные дела героев.
    Садко вначале — гусляр, певец, который живет тем, что его приглашают на богатые пиры. Он беден.
    Почему-то его перестают звать на пиры, и он идет к Ильмень-озеруи здесь играет на своих гуслях. Бытовая ситуация сменяется ситуацией фантастической: игру Садко слышит морской царь, «хозяин» озера, и решает наградить певца. Садко должен побиться с купцами «о велик заклад», что в озере живет чудесная рыба с золотыми перьями. В споре с гусляром несколько купцов закладывают свои лавки с товарами, а бедный Садко закладывает свою голову. С помощью морского царя Садко трижды вылавливает рыбок с золотыми перьями и становится богатым «гостем» — купцом.
    Казалось бы, судьба бывшего гусляра определилась — он вошел в состав новгородского купечества, завоевал себе место под солнцем. Но, согласно былинам, Садко не может жить «как все», в нем есть богатырское начало — только выражается оно не в воинских подвигах. Садко противопоставляет себя Новгороду и бросает ему вызов: он готов на свою «бессчетную казну» выкупить все новгородские товары.
    Начинается необычное состязание: новгородские купцы несут и несут Садко свои товары, а он скупает их. Но наступает момент, когда Садко вынужден признать свое поражение.
    Втройне товаров принавезено,
    Подоспели товары московские
    На тую на великую на славу
    новгородскую.
    — Не выкупить товара со всего бела
    света:
    Още выкуплю товары московские,
    Подоспеют товары заморские.
    Не я, видно, купеи богат новгородский
    — Побогаче меня славный Новгород. —
    Так апофеозом мощи торгового Новгорода завершается состязание. Но в этом для Садко нет ничего унизительного — ведь он тоже участник общего торжества. Садко решает совершить торговое плавание:
    новгородские купцы плавали с товарами к берегам соседних стран.
    Построил Садко тридцать кораблей,
    На тыи на корабли на черленые
    Свалил товары новгородские,
    Поехал Садко по Волхову,
    Со Волхова во Ладожско,
    А со Аадожска во Неву-реку,
    А со Невы-реки во сине море.
    Как поехал он по синю морю,
    Воротил он в Золоту Орду. Маршрут Садко до определенного момента описывается с топографической точностью, и вдруг… Золотая Орда, — такие нарушения географии обычны для былин. Удачно расторговавшись. Садко плывет домой. Но здесь в свои права вступает былинное чудо. Поднимается буря, бьют волны, ветер рвет паруса, но корабли застывают на месте. Садко догадывается: «Видно, царь морской от нас дани требует, требует дани во сине море». Дружина спускает в море бочку с серебром, затем — с золотом, но ничего не помо-гает: «Видно, царь морской требует живой головы во сине море».
    Садко предлагает бросить в море жребии — чей утонет, тому идти в сине море. Дважды бросают жребии — и всякий раз тонет жребий Садко. Он берет свои гусли и остается в море на «дощечке дубовой», а корабли уходят к Новгороду. Заснул на дощечке на дубовой,
    Проснулся Садко во синем море,
    Во синем море на самом дне.
    Сквозь воду увидел пекучись
    красное солнышко,
    Вечернюю зорю, зорю утреннюю,
    Увидел Садко — во синем море
    Стоит палата белокаменная,
    Заходил Садко в палату белокаменну,
    Сидит в палате царь морской. По просьбе царя Садко играет на гуслях — и так хорошо, что царь расплясался, а от его пляски на море поднялась буря и стали гибнуть корабли и тонуть люди. Так продолжалось трое суток.
    Как было остановить царя? Рядом с Садко неожиданно оказывается старичок: он советует порвать струны и выломать шпенечки у гуслей. Старичок этот — святой Микола Можайский (или Микола Мокрый), которого новгородцы почитали как своего покровителя, защитника от бурь и морских бедствий. Таким образом, как бы идет скрытая борьба языческого божества, духа моря (морской царь), с христианским святым. Благодаря святому Садко выходит из тяжелого положения. Но на этом его испытания не кончаются:
    он должен разгадать трудную загадку. В некоторых версиях ему приходится разрешать спор между царем и царицей. Ты скажи-скажи и поведай мне,
    Что у вас на Руси есть дорого?
    У нас с царицею разговор идет,
    Злато или серебро на Руси есть дорого
    Или булат-железо есть дорого?
    Ответ Садко:
    — У нас злато-серебро на Руси дорого,
    А булат-железо не дешевлея;
    Потому оно дорого, Что без злата-серебра
    сколько можно жить, А без булату-железа
    жить-то неможно. Мифологические, сказочные и былинные за-гадки всегда заключают в себе некоторую каверзу: простой и напрашивающийся ответ всегда будет ошибочным; верный же ответ, всегда скрытый, глубинный, известен только герою. По отгадке узнают героя, а он, давая правильный ответ, как бы подтверждает, что именно он — тот, кого ждали. Таким образом, Садко завлекают на дно морское не как жертву и не как искусного гусляра, у царя другие расчеты, и они проясняются из следующих его слов: Ай не угодно ли тебе,
    Садко, женитися в синем море
    Ай на душечке
    как на красной на девушке…
    Ай заутра
    выбирай себе девицу да красавицу
    По уму себе да по разуму. Выбор невесты — последнее, самое важное испытание для Садко: три раза по триста девиц пройдут перед ним, и он должен остановить свой выбор на одной — его суженой, то есть предназначенной ему самой судьбой. Но Садко не хочет оставаться в морском царстве и, значит, не должен жениться. Снова на выручку приходит Микола Можайский: он указывает Садко ту, которую ему надо выбрать, чтобы вернуться домой, — девушку Чернавушку. Она и есть его суженая. Согласно одним версиям, Чернавушка — единственная земная среди невест, она вернет его на землю; по другой версии, она — воплощение реки, текущей близ Новгорода, и она вынесет его домой.
    Все происходит так, как предлагал Микола. Когда Садко просыпается после бракосочетания, он видит себя лежащим на берегу реки Чернавы. В благодарность за спасение Садко сооружает церковь в честь Миколы Можайского. И больше не ездит на сине море. Итак, Садко причудливо совмещает в себе искусного музыканта, новгородского купца, совершающего заморские торговые плавания, — и былинного жениха, которому грозит брак с девушкой из подводного царства. В его жизнь то и дело вплетаются мифологические ситуации, он вступает в контакт с высшими силами, становится объектом борьбы между ними.
    Садко совсем не похож на киевских богатырей — у него нет их невероятной силы и он не совершает воинских подвигов. Но – подобно им — Садко живет под знаком чего-то неведомого, ему многое предсказано, и он успешно проходит чудесные испытания, которые выпадают на его долю.
    В образе Садко преломилась вера людей Древней Руси в наличие таинственной власти над человеком и в то, что человек, поступая правильно, пройдет свою жизнь достойно.

  4. Voodooktilar Ответить

    По версии историков, первой основой древней былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець. Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде. Примечательно то, что прототипы главных персонажей – Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов – греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.

    Анализ

    Описание произведения


    Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.
    Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает – морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца( Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.

    Главные герои

    Садко


    Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.

  5. NOTstupid Ответить

    Былины «Илья Муромец», «Садко», краткое содержание которых ученики проходят в средней школе, являются народным творчеством. Первая, как уже говорилось, основывается на исторических фактах, украшенных и дополненных вымыслом. Другая считается сказкой, однако есть версии, что и она базируется на реальных событиях. Некоторые ученые видят в былине отголоски колонизации мира, его изучения, другие отожествляют Садко с Одиссеем и Синбадом-мореходом. Во французском эпосе есть история о моряке по имени Садок, чья судьба сильно напоминает долю новгородского гусляра. Но есть люди, которые считают былину вымыслом религиозных лиц: ведь чудесное спасение купца, принесенного в жертву морскому богу, приписывают христианскому святому.

    Вместо послесловия

    Былины – это не сказки, это быль, которая когда-то имела место быть в реальности. Конечно же, народ ее приукрасил, видоизменил почти до неузнаваемости. Сегодня мы читаем эти истории и поражаемся богатству языка, насыщенности образов, интересности сюжета. А между строк можно увидеть мудрость, которая помогает справиться с современными испытаниями. Поэтому стоит внимательно изучать народное творчество, читать былины в оригинале и полностью, а не в сокращенном варианте. Много времени чтение не займет, а вот положительные эмоции от этого занятия гарантированы.

  6. милашка скарими глазками Ответить

    1. Былина «Садко» относится к новгородскому циклу былин. Возникновение новгородских былин исследователи датируют XII веком, времени упадка Киевской Руси и расцвета Новгорода. Новгород был крупнейшим торговым городом, его непосредственно не затронуло татаро-монгольское нашествие. Д.С Лихачев писал: “Расцвет Киева был в прошлом – и к прошлому Киева прикрепляются эпические сказания о военных подвигах Расцвет же Новгорода был для XII века живой современностью, а темы современности были прежде всего социально-бытовые.
    Тема былины – жизнь купечества. организация торговли.
    Герой новгородской былины Садко – не воин-богатырь, а купец. Былина состоит из трех частей, которые встречаются и в качестве самостоятельных былин. В наиболее древней части былины рассказывается о пребывании Садко в подводном царстве. Этот сюжет восходит к мифам о путешествии героя в “иной мир”. Такие мифы встречаются у всех народов.Позже в былину был включен рассказ о том, как Садко разбогател при помощи золотыхрыб, подаренных ему морским царем, услыхавшим его игру на берегу Ильмень-озера. Некоторые сказители в этой части былины говорят не “морской”, а “водяной” царь. Это позволяет предположить, что речь идет о двух разных персонажах. Известно, что в русском фольклоре существует представление о трехступенчатой иерархии духов воды: водяные, обитающие в небольших ручьях, реках и озерах, водяные – хозяева более крупных водоемов, и морской царь – владыка мирового океана.Самой поздней частью былины является колоритный рассказ о том, как Садко пытался “повыкупить все товары новгородские”.Некоторые исследователи считают, что у былинного Садко был реальный прототип -богатый новгородец Садко Сытинич, упомянутый в летописи в связи с тем, что он в 1167 году построил в Новгороде каменную церковь во имя Бориса и Глеба.
    Жил Садко в славном городе Новгороде. Не было у Садко золотой казны, были только гусельки яровчатые. Ходил-играл Садко по честным пирам, веселил новгородский люд. Да случилось как-то раз – не позвали Садко на пир. От такой обиды пошел Садко на берег Ильмень-озера, сел на бел-горюч камень и стал сам для себя играть во гусельки яровчатые.Вдруг Ильмень-озеро всколыхнулося, от желтого песка замутилося, заходили по нему волны высокие – поднялся из воды царь водяной.Говорит водяной царь Садко: “Аи же ты, Садко новгородский! Распотешил ты меня в Ильмень-озере, разуважил! Чем же мне тебя за игру твою пожаловать? Пожалую-ка я тебя тремя рыбинами, да не простыми, а с золотыми перьями. Ступай сейчас в Новгород, побейся об заклад с купцами новгородскими, что выловишь таких рыб из озера. Клади в заклад свою буйную голову, а купцы пусть положат по лавке красного товару”.Воротился Садко в Новгород, говорит новгородским купцам: “Аи же вы, купцы новгородские! Знаю я в Ильмень-озере чудо чудное: ходят там три рыбины – золотые перья. И я тех рыб выловлю”.Купцы Садко не поверили, тогда побился он с ними о велик заклад – заложил свою буйну голову против лавок красного товару.
    2. Садко – герой былин. Согласно новгородским былинам, гусляр Садко, игра которого полюбилась Морскому царю, бьется об заклад с новгородскими купцами о том, что выловит рыбу “золотые перья” в Ильмень-озере. С помощью Морского царя Садко выигрывает заклад и становится богатым. Садко снаряжает торговые корабли. Однако они останавливаются в море – гусляр должен спуститься по жребию на морское дно. Оказавшись в палатах Морского царя, Садко играет для него. Морской царь пускается в пляс, отчего волнуется море и гибнут мореплаватели. Садко, по совету явившегося ему Миколы Угодника, прекращает игру, обрывая струны гуслей. Морской царь предлагает Садко жениться на морской девице. Гусляр же выбирает по совету Миколы Угодника девушку Чернаву. Садко засыпает после свадебного пира и просыпается на берегу реки Чернава. Одновременно возвращаются его корабли. Садко в благодарность возводит церкви в Новгороде.
    3. У морского царя было 12 дочерей и все не замужем.Садко на корабле плыл,морск.царь поднял не море страшную бурю,шторм, корабль пошёна дно, царь выстроил перед юношей всех дочерейи сазал выбирай, но тот любил свою Любаву и кит помог Садко выбраться на берег,спас его.Путешествие закончилось счастливо: Садко привёз несметные богатство в город и женился на Любаве,жили они долго и счстливо!
    4. за гусли, махнуться на одну из дочек.
    Как пошел Садко к Ильмень-озеру, Садился на бел-горюч камень И начал играть в гусельки яровчаты. Как тут-то в озере вода всколебалася, Показался царь морской, Вышел со Ильменя со озера, Сам говорил таковы слова: «Ай же ты, Садко Новгородский! Не знаю, чем буде тебя пожаловать от За твои утехи за великие, За твою-то игру нужную: Аль бессчетной золотой казной? А не то ступай во Новгород я И удар о велик заклад, Заложи свою буйну голову И выряжай с прочих купцов Лавки товара красного И спорь, что в Ильмень-озере Есть рыба — золоты-перья. Как ударишь о велик заклад, И поди — свяжи шелковый невод И приезжай ловить в Ильмень-озеро: Дам три рыбины — золоты-перья. Тогда ты, Садко, счастлив будешь!»

  7. GoodLoose Ответить

    Былина рассказывает о том, что Садко жил в Новгороде и ходил-играл по пирам. Несколько дней его не приглашали на пиры играть, и он, соскучившись, пошёл играть на берег Ильмень-озера. К нему вышел царь морской и пообещал за его «игру нежную» пригнать в невод три рыбины — «золоты перья». На пиру Садко побился с купцами «о велик заклад», что достанет рыбу — «золоты перья». Купцы проиграли спор, и Садко стал владельцем их товара и богатым гостем.
    На свой пир Садко пригласил много гостей и похвастался перед ними, что скупит все товары новгородские. Несколько дней он с дружиной скупал товары, но понял, что в Новгород привозят товары со всего «бела света», а столько товаров ему не выкупить.
    После этого спора Садко построил тридцать кораблей и поехал в сине море торговать. На обратной дороге корабли настигла великая буря. Садко решил, что царь морской требует его к себе, и спрыгнул в море на «дощечку дубовую». Садко заснул и оказался на дне моря. Морской царь заставил его играть в гусли, а сам начал плясать, и на море поднялась буря. Святой Микола Можайский явился гусляру и посоветовал вырвать струны, чтобы буря унялась, а затем жениться на царской дочери Чернавушке. Садко сделал так, как сказал Микола Можайский, и оказался в Новгороде. Садко встретил свою дружину с Волхова, устроил пир и построил церковь Миколе Можайскому.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *