Почему синагога не считается у иудеев храмом ответ?

8 ответов на вопрос “Почему синагога не считается у иудеев храмом ответ?”

  1. grey087 Ответить


    Синагога – это молитвенный дом, место, где собираются верующие иудеи для молитвы и общения с Господом. Первые синагоги появились еще в 3 в. до н.э., в Египте. Ведь именно там была в те времена самая большая еврейская колония. После исхода из Египта, когда центром иудаизма стала Палестина, там тоже началось активное строительство синагог. Интересно, что согласно Талмуду, синагога должна была быть самым высоким зданием в городе, которое хорошо просматривается с любой точки.
    Внешне синагоги выглядят гораздо скромнее, чем церкви. Как правило, обычная синагога – это здание простой прямоугольной формы с достаточно скромным внутренним оформлением. Евреи считают, что приходя в гости к Творцу, нельзя отвлекаться на внешние факторы: красивое убранство мешает концентрации и не позволяет полностью отвлечься от красот материального мира и настроится на духовный лад.

    Но есть и еще одна причина того, почему убранство синагог так просто и аскетично.
    Фактически, форма синагоги повторяет форму скинии ( в переводе это слово означает «шатер»– это был первый передвижной храм, который построили евреи в пустыне для вознесения молитв Господу. Конечно, теперь становится понятно, почему здание синагоги представляет из себя простой прямоугольник. Ведь первые синагоги приходилось переносить с места на место чуть ли не каждый месяц! Говорят еще, что точную форму скинии сказал Моисею сам Творец, причем, строго-настрого приказал, никогда не менять и не трансформировать ее.
    И место строительства синагог выбирается всегда очень аккуратно. Дело в том, что фасад синагоги должен быть всегда обращен на Иерусалим, вернее, на ту его часть, где стоял Храм. Это правило касается всех израильских синагог, а вот синагоги, которые строят в Европе, должны быть обращены в сторону самого Израиля (на восток). Таким образом, все евреи во время молитвы, обращаются к Богу, стоя лицом к своей исторической родине.
    Интересно еще то, что в синагогах всегда есть раздельные помещения для мужчин и женщин. Насколько это верно, сказать не могу. Знаю только, что в настоящее время женщины посещают синагоги крайне редко, как правило, только во время больших религиозных праздников.
    Что еще важно знать, так это то, синагога не считается храмом. Храм у иудеев только один – он находится на Храмовой горе в Иерусалиме. А синагога – это просто общественное место, где имеют возможность пообщаться с Богом. В принципе, синагога выполняет и другие функции: при ней, как правило, работает школа, где дети могут изучать Тору, там могут даже проводить религиозные суды, также при любой синагоге есть достаточно хорошая библиотека. То есть, можно так говорить или нет, не знаю, но синагога (а особенно современная синагога) напоминает мне больше клуб, где собираются и проводят время духовно близкие люди.
    Лично я хожу в синагогу только 2 раза в год: на еврейский новый год (Рош-а-Шана) и на Пейсах. Правильно это или нет, тоже сказать не могу. Мне, честно говоря, больше нравится оставаться с Творцом один на один. А вот воспринимать молитву, как общественный ритуал, в котором принимает участие большое количество людей, я пока не могу.

  2. melior0 Ответить

    Самое святое, что есть в любой синагоге — Арон хакодеш, или место хранения священных свитков Торы. Собственно, без Арон хакодеш синагога не может считаться синагогой — это просто обычный дом. Над Арон хакодеш начертаны десять библейских заповедей, полученных Моисеем от Бога на горе Синай. Справа и слева изображены семисвечники, символизирующие семь дней сотворения мира. Стоя перед Арон хакодеш верующий должен быть обращен лицом в сторону Иерусалима. Натан Щаранский: «Для того чтобы изменить синагогу с ашкеназийской в сефардскую, из сефардской в турецкую, из турецкой в иранскую, необходимо изменить только молитвенники, которые там находятся, так как сами свитки Торы — одни и те же для всех синагог».
    Женщины в синагогоге, как правило, располагаются на галерее или уж, во всяком случае, позади мужчин. В Средние века во многих синагогах женской части не было вовсе. Рав Лау, бывший главный раввин Израиля: «Человека в синагоге ничего не должно отвлекать от молитвы. Сказано в Торе: знай, перед кем стоишь. А потому, вознося свои молитвы, человек должен быть предельно сосредоточен на общении с Творцом, а не с женой, сестрой, матерью или с кем бы то ни было еще».
    Согласно Талмуду синагога должна стоять на самом высоком месте в городе. Чтобы выполнить это предписание, шли на всякие хитрости. Например, устанавливали на крыше синагоги шест — таким образом формально она оказывалась выше других построек. Впрочем, синагога — это прежде всего место совместной молитвы, а молится человек может где угодно. Натан Щаранский: «Практически любой дом, любая квартира могут превратиться в синагогу. Кстати, так и бывает, когда умирает кто-то из близких, и человек сидит так называемую шиву, то есть семь дней, и к нему приходят выразить свои соболезнования. Просто что делается? — переносится Арон хакодеш … в дом, закрывается в каком-нибудь шкафу, и эта комната превращается в синагогу». Для такого превращения необходимо, правда, выполнить одно условие — собрать как минимум десять мужчин. Только тогда можно доставать свиток Торы и приступать к общественной молитве. Десять евреев — это миньян, впереводе с иврита «счет». Он необходим не только для молитвы, но и для любого религиозного обряда.
    Мужчиной еврейский юноша становится в 13 лет, после бар-мицвы. Этот обряд совершается обычно в синагоге или у главной для всех евреев святыни — Стены плача. Рав Лау: «Синагога — это маленький храм, но он может быть построен двадцать, тридцать или сорок лет назад. Стене Плача же более двух тысяч лет и по святости ей нет равных». У девочек тоже есть праздник совершеннолетия, который называется бат-мицва, но отмечается он отнюдь не так торжественно.
    Главное в обряде посвящения — приглашение мальчика к чтению Торы. Элийяху, раввин: «Ответственность за все плохие поступки, которые ребенок совершает до тринадцати лет, лежит на отце. После же достижения тринадцати лет эта ответственность уже ложится на его собственные плечи. Поэтому отец и радуется больше других. Когда отрывок зачитан, он произносит: «Благословен Тот, кто снял с меня ответственность за него (то есть за сына)». Готовит мальчика к бар-мицве, как правило, раввин. Это главная фигура в еврейской общине — ее лидер и наставник. Рав Лау: «Раввин дает галахические советы. Что это значит? Это, по сути, ответы на житейские вопросы. Человек, приходящий за советом к раввину, хочет знать, как ему поступать в той или иной ситуации. В зависимости от его ситуации раввин при помощи Торы либо помогает ему советом, либо указывает пути решения проблемы, либо решает за него: поступать так и никак иначе».
    Чтобы стать раввином, нужно закончить специальное учебное заведение. Одно из них — раввинская академия. Нетив Арье, которая находится в Иерусалиме, буквально в нескольких метрах от Стены плача. Средний возраст учащихся Нетив Арье 26-28 лет. Изучают они прежде всего Тору и комментарии к ней — Мишну и Гемарру, составляющие Талмуд. Обязательные предметы — арамейский язык, на котором написаны некоторые священные тексты, еврейская и всемирная история, право. Эли Цадок, раввин: «Обучающиеся здесь студенты — это, как правило, молодые люди, закончившие религиозные школы и прошедшие службу в вооруженных силах Израиля. В принципе человек, решивший стать раввином, не обязан служить в армии, но наша школа относится к системе йешивот эсдер. А это значит, что для обучения в ней отслужить в армии — обязательно». Курс длится в среднем пять-шесть лет, но иногда значительно дольше. Все зависит от способностей и трудолюбия. Если студент чувствует, что достаточно подготовлен, к примеру, по Галахе, он идет к раввину и тот экзаменует его. Чем авторитетнее раввин, тем выше ценится диплом, который получает студент. Диплом дает право преподавать в религиозных школах и занимать место раввина в общинах Израиля и за его пределами. Но право это надо еще реализовать. Никто не может навязать общине раввина — она сама решает достоин тот или иной человек быть ее лидером, или нет.
    Открытка 1907 года — синагога в Харбине
    Источник

  3. serguny16 Ответить

    О названии «синагога»
    История возникновения синагог
    Функции синагоги
    Молитва
    Изучение Торы
    Библиотека
    Центр общественной жизни
    Устройство синагоги
    Архитектура
    Внутренняя структура
    Отделение для женщин – эзрат нашим
    Арон Кодеш
    Нер Тамид
    Бима
    Амуд
    Место раввина
    Синагогальные должности
    Раввин
    Хазан
    Шамаш
    Габай
    Какие бывают синагоги
    Ашкеназы и сефарды
    Хасиды и нехасиды

    О названии «синагога»

    С глубокой древности и по сей день синагогу называют на иврите «бейт-кнесет», что буквально означает «дом собрания». Слово «синагога» происходит от греческого слова synagoge («собрание») которое обозначает то же, что и слово «кнесет» на иврите: «собрание».
    Во всем Талмуде синагога лишь однажды названа “бейт тфила” – “дом молитвы”. Само название “бейт-кнесет” подчеркивает, что синагога – это нечто большее, чем просто помещение для общественной молитвы.
    Еще синагогу называют на идиш словом “шул” (от немецкого “Schule” – “школа”).

    История возникновения синагог

    Время возникновения синагог точно не известно. Большинство историков полагает, что они возникли после разрушения Первого храма (586 до н.э.) и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг у друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы – первые синагоги.
    Когда вавилонские изгнанники вернулись на Родину и возвели Второй Иерусалимский храм, они построили ряд синагог и в Эрец Исраэль. Источники времен Второго Храма свидетельствуют, что в тот период синагога была даже на Храмовой горе.
    Второй Храм возродил еврейскую жизнь в Палестине, но многие евреи остались в Вавилоне. Для них синагога сохранила свою роль духовного центра, места молитвы и изучения закона.
    Когда римляне сравняли с землей Второй Храм, синагога сделалась цитаделью веры, – местом, где евреи собирались, учили Закон, молились. Случалось и так, что во время нападений врагов синагога становилась цитаделью в прямом смысле этого слова.

    Функции синагоги

    После изгнания из Израиля для рассеянных по всему миру еврейских общин синагоги стали центром общественной, политической и культурной жизни еврейского народа.
    Молитва
    Синагога – это, прежде всего, место для молитвы. В иудаизме придается огромное значение общественной молитве. Синагога и есть такое место, где община собирается для молитвы.
    Изучение Торы
    Сейчас, как и в далеком прошлом, при синагогах часто имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было четыреста восемьдесят синагог, и при каждой из них – две школы, начальная и средняя. Недаром название “бейт-мидраш” (“дом учения”) практически стало синонимом названия “бейт-кнесет”. Синагога и “бейт-мидраш” могут находиться в одном и том же помещении или в разных помещениях, соединенных коридором.
    Существует обычай, восходящий к древним временам, по субботам и праздникам выступать в синагоге с лекциями на темы недельной главы Торы или по каким-либо проблемам еврейского законодательства, связанным, как правило, с предстоящим праздником.
    Такую беседу (драшу) проводит один из наиболее знающих членов общины или специально приглашенный раввин. Кроме того, по субботам после утренней или дневной молитвы в синагогах обычно собираются группы для изучения Торы.
    Библиотека
    По традиции, в синагоге должны быть книги еврейского учения. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. Практически в любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, труды Рамбама, полный “Шулхан арух”, а также сотни или даже тысячи других книг. Этими книгами вправе пользоваться любой член общины. Обычно их разрешается брать на дом, нужно только предупредить об этом синагогального служку – шамеса.
    Центр общественной жизни
    Синагога, в соответствии со своим названием, является местом проведения встреч, собраний, различных торжеств как всей общины, так и отдельных ее членов. В синагоге нередко проводят бар-мицву, обрезание, выкуп первенца и пр.
    Иногда синагога является местом заседания бейт-дина – раввинского суда. Правление синагоги, как правило, располагает фондами для помощи нуждающимся, предоставляет ссуды. Таким образом, синагога часто становится и центром благотворительности.
    Раньше в большинстве синагог были комнаты для гостей, где останавливались путешествовавшие евреи, имелись также конюшни для нескольких лошадей. Часть здания занимала миква, поэтому синагоги нередко строились у реки.

    Устройство синагоги

    Архитектура
    Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть и скромное здание, даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное строение в любом архитектурном стиле.
    Закон требует, чтобы помещение синагоги имело окна. Талмуд предостерегает от молитвы в комнате без окон: люди должны видеть небо.
    При входе в здание должен быть вестибюль, проходя который, человек оставляет помыслы и заботы материального мира, настраивается на молитву.
    Здание ориентируют на Иерусалим (синагоги, находящиеся в самом Иерусалиме, ориентированы на Храмовую гору). Талмуд требует, чтобы молящиеся обращались лицом к Иерусалиму при чтении одной из самых главных молитв – Амиды.
    Согласно Талмуду, синагога должна стоять на самом высоком месте в городе. Исторически, чтобы выполнить это предписание, шли на всякие хитрости. Например, устанавливали на крыше синагоги шест, и тогда формально она оказывалась выше других построек.
    Любая синагога, маленькая или большая, скромная или роскошно украшенная, должна быть соответствующим образом оснащена.

    Внутренняя структура

    Отделение для женщин – эзрат нашим
    В мидраше рассказывается, что, когда евреи собрались у горы Синай, чтобы получить Десять Заповедей, мужчины и женщины стояли отдельно. Отдельное помещение для женщин было и в Иерусалимском храме. В синагоге для женщин тоже отводится особое место – “эзрат нашим” (женская половина). Эзрат нашим может располагаться на галерее, на балконе (в Храме отделение для женщин располагалось наверху) или в молитвенном зале за особой шторой, которая называется “мехица” – перегородка.
    В объяснение этой традиции рав Лау, бывший главный раввин Израиля, пишет: “Человека в синагоге ничто не должно отвлекать от молитвы. Сказано в Торе: знай, перед кем стоишь. А потому, вознося свои молитвы, человек должен быть предельно сосредоточен на общении с Творцом. Мысли о домашних делах (жена) или романтические переживания здесь неуместны”.
    Арон Акодеш
    У стены напротив входа, куда обращены лицом все молящиеся, располагается Арон а-Кодеш – шкаф или ниша, где хранятся свитки Торы; он прикрыт занавесом, называемым “парохет”. Арон Акодеш – это символическое подобие хранилища скрижалей с Десятью Заповедями в Святая Святых Иерусалимского храма.
    В шкафу находятся свитки Торы – самое священное достояние синагоги. Обычно арон кодеш помещают у стены, обращенной в сторону Эрец-Исраэль (в Израиле – в сторону Иерусалима).
    Нер тамид
    Над Арон Акодеш располагается “Нер Тамид – “неугасимый светильник”. Раньше это была масляная свеча. Сейчас это, как правило, лампа, похожая на свечу. Нер Тамид горит всегда, символизируя менору, масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно.
    Бима
    В центре синагоги находится возвышение, называемое “бима”. С этого возвышения читается Тора, на нем установлен стол для свитка. Бима напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.
    Амуд
    В ашкеназских синагогах (синагогах выходцев из Германии) между бимой и арон кодеш ставят специальный пюпитр – амуд, около которого ведет молитву хазан.
    Амуд может также располагаться сбоку от Арон Акодеш.
    Место раввина
    Рядом с арон акодеш находится место раввина. По другую сторону арон акодеш отводится место для хазана или приглашенного оратора.
    Все эти детали являются неотъемлемыми компонентами внутреннего убранства синагоги, однако в остальном интерьеры различных синагог весьма разнообразны. Синагогу разрешается украшать в соответствии со вкусами и возможностями общины.
    Некоторые синагоги представляют собой современные сооружения из легкого металла, стекла и бетона. Другие выдержаны в классическом стиле, с деревянными панелями и кожаными сидениями. В некоторых есть витражи или росписи, изображающие сцены еврейских праздников, в других этого нет. Ограничения касаются лишь изображений людей.

    Синагогальные должности

    Синагоги независимы друг от друга; каждая община самостоятельно избирает руководство и должностных лиц общины.
    Раввин
    Раввин, или рав, – это духовный руководитель общины. Чтобы получить звание раввина, надо иметь глубокие познания в Письменной и Устной Торе и сдать сложные экзамены. Обычно раввин является руководителем общины, что накладывает на него ряд чисто административных обязанностей. Но, конечно же, главная задача раввина, как и в прежние века, – служить духовным наставником и разрешать вопросы, касающиеся еврейского закона.
    Хазан
    Хазан ведет общественную молитву и представляет всю общину в ее обращении ко Всевышнему. Поэтому другое название человека, выполняющего эту функцию, – “шлиах цибур”, что дословно означает “посланник общины”. Большие богатые общины содержат постоянного хазана. Как правило, хазан ведет молитву только в субботу и праздники. По праздникам пение хазана может сопровождаться мужским хором.
    В зависимости от нужд общины, хазан может выполнять и другие обязанности. В будние дни роль хазана как правило, выполняет кто-нибудь из молящихся, обладающий достаточным опытом. Хазан должен не только обладать хорошим голосом и слухом, но и быть богобоязненным человеком, иметь достаточное образование – как минимум, понимать смысл молитв на иврите.
    Шамаш
    Шамаш – синагогальный служка, на которого возложено множество обязанностей. Он должен наблюдать за порядком и чистотой в синагоге и заботиться о сохранении синагогального имущества, соблюдении расписания молитв. Однако нередко он выполняет также функции чтеца Торы, заменяет хазана и т.п.
    Габай
    Габай, или парнас, – это руководитель общины, своего рода “административный директор”. Часто синагогой управляет несколько габаев. Они занимаются финансовыми делами синагоги, решают административные вопросы и т.п.

    Какие бывают синагоги

    Многие столетия рассеяния привели к небольшим расхождениям в порядке молитв, а также к некоторым различиям в обычаях разных общин. Однако в целом порядок службы, основанный на Устном Учении, один и тот же. Тот факт, что религиозные обряды евреев практически одинаковы в весьма отдаленных друг от друга странах, изумляет всех, кто с ним сталкивается. В частности, различия в порядке молитв весьма незначительны и заметны лишь тем, кто хорошо знает службу. Эти различия придают своеобразный колорит еврейским общинам разных стран. Обычно в соответствии с принадлежностью к той или иной традиции ашкеназской, сефардской, хасидской или не хасидской и различаются между собой синагоги.
    Ашкеназы и сефарды
    На протяжении последних столетий в еврейском народе исторически сложились две социально-культурные общности – ашкеназская и сефардская – различия между которыми касаются, помимо всего прочего, порядка молитв, устройства синагоги и т.п. Ашкеназское еврейство, к которому принадлежит сегодня большинство евреев мира, сформировалось в середине века в Северной Франции и Германии, распространившись оттуда в большинство стран Центральной, Восточной и Западной Европы, а также в страны Северной и Южной Америки, Южную Африку и Австралию. Сефардский социально-культурный комплекс сложился в Испании и Португалии, а также в Италии, Турции, на Балканах и в странах Северной Африки. В широком смысле понятие “сефардское еврейство” включает в себя все неашкеназские общины, в том числе и те, которые не имеют прямого отношения к собственно сефардам, как, например, горские и грузинские евреи.
    Между отдельными сефардскими общинами имеются определенные различия в порядке молитв. Между ашкеназской и сефардской синагогой есть различия и в интерьере. В ашкеназских синагогах между бимой и Арон Акодеш ставят специальный пюпитр – амуд, около которого ведет молитву хазан. В сефардских, как правило, амуда нет, и ведущий молитву становится к биме. Кроме того, сефардская синагога может быть украшена коврами, и вообще в ней ощущается восточный колорит, в отличие от ашкеназской, оформление которой ближе к европейскому стилю.
    Хасиды и нехасиды
    Различия есть и в порядке синагогальной службы двух основных групп ашкеназов – хасидов и нехасидов. Причем хасидский вариант (“нусах”) молитвы многое позаимствовал из сефардской традиции и даже называется “Нусах Сфарад”, т.е. “Испанский вариант”. Близок к нему и Нусах Гаари, принятый у любавичских хасидов.
    Но все эти различия, тем не менее, не очень существенны. По большому счету, для того, чтобы переделать синагогу из ашкеназийской в сефардскую, из сефардской в турецкую, из турецкой в иранскую, необходимо поменять только молитвенники, которые там находятся, так как сами свитки Торы для всех синагог – одни и те же.

  4. smiky14181 Ответить

    Такой уж мы народ. Синагога — действительно наш дом. Для нас она — центр общины. Мы в ней молимся, учимся, даже разговоры разговариваем, но, заметьте, не на темы, которые недостойно вести в Доме молитвы. Что ни говорите, она у нас не вокзал. Но и не храмина, как у других народов, куда заходят раз в год на цыпочках и разговаривают шёпотом, чтобы не спугнуть строгого попа с кадилом, мечтая поскорее выбраться наружу, на свободу. Мы в синагоге чувствуем себя на свободе. Еврейская жизнь не делится на две независимых части: бытовая и святая. Задача еврея как раз в том и состоит, чтобы в быт, в повседневное существование внести святость и близость к Б-гу. Б-г для нас — не строгое изображение на доске в «благолепном» помещении. Наш Б-г всегда с нами, где бы мы ни были — на улице, дома и в синагоге. Наверное, поэтому мы и ведём себя в ней несколько раскованно. Всё же заметим, что мудрецы всегда запрещали превращать синагогу в обычное помещение, где всё разрешено. В синагоге нельзя заниматься будничными делами — спать, есть, разговаривать на бытовые темы и пр. Но можно делать всё, что необходимо для выполнения заповедей.
    Вы говорите, что из нашей синагоги хочется бежать. Но именно эти чувства мы испытываем, когда видим, во что превращают другие народы свои «молельные дома». Как говорится, «Тора не за морями», а Храм — не на небе. Дорога, ведущая к Храму, — для нас это дорога к нашему дому. Мы в нём живём, и нам это нравится.

  5. dus12 Ответить

    Учебная программа тьюторов насыщенная – девять часов в день. Курс рассчитан на восемь дней – всего 72 учебных часа. Разработаны специальные пособия и рабочая тетрадь с заданиями ко всем 34 урокам, из которых 29 – по православной культуре. Заглянув в тетрадку, я поняла: людям со стороны, никогда не интересовавшимся историей религий, разобраться в материале и выполнить задания невероятно сложно.
    Пример: нужно составить план к уроку «Священные сооружения» (модуль «Основы мировых религий»).
    «Какими бывают священные сооружения и для чего они предназначены?
    Что является основным в христианских храмах?
    Что такое иконы?
    Почему синагога не считается у иудеев храмом? Каковы правила обустройства синагоги?
    Чем различаются православные и католические храмы?»
    Народ хмурится и пожимает плечами.
    – В регионах не понимают стоящей перед нами задачи. Они думают, что это очередные курсы повышения квалификации, и присылают учителей младших классов, обществоведения и ОПК, – говорит менеджер проекта Ольга Крутова. – А цель другая – объяснить местным преподавателям, людям с опытом работы со взрослой аудиторией, как правильно научить школьных педагогов преподносить детям новый предмет. Мы же не можем в Москве подготовить все 25 тысяч учителей, которым уже в четвертой четверти учить «Основам религиозных культур и светской этики»!
    Поэтому в академию позвали тысячу тренеров из регионов. Но 75 процентов приехавших в столицу на учебу не то что глубоким знанием основ хотя бы одной религии не обладают – даже пишут с орфографическими ошибками! Где уж говорить о складности изложения текста!
    – Много тех, кто путает понятия «этика» и «этикет», – сокрушается Ольга Эдуардовна.
    Самые «тяжелые» – учителя ОПК. Они уже давно читают свой курс и углубляться в особенности других религий внутренне не готовы. Большинство – верующие люди, и для них православие – единственно возможная религия. С таким настроем быть непредвзятым очень сложно.
    – У нас светский, культурологический курс, а не религиозный, – продолжает Крутова. – Его задача – познакомить ребят со всеми существующими в России основными религиозными культурами. А даже у нас в аудиториях порой доходит до фанатизма… Когда приходил читать лекцию Андрей Кураев, много учителей бросились к нему руки целовать, просили благословения. Им даже невдомек, что он не священник, а протодиакон!
    Еще одна беда будущих тьюторов – компьютерная безграмотность. Семинары предполагали владение техникой даже не на продвинутом, а на элементарном уровне – преподаватели должны бы знать, как работает текстовый редактор, как искать информацию в Интернете. А лекторы натыкались на грозные заявления: мол, компьютер – это от нечистого!
    «ЕРЕТИЧЕСКИЙ УЧЕБНИК»
    Начитывают тренерам лекции авторы курса – ученые, религиоведы. Направить на истинный путь обучения сестер по вере постарался автор модуля «Основы православной культуры» протодиакон Андрей Кураев. Он честно назвал свой учебник «еретическим», так как в книге много фундаментальных православных понятий не разбирается.
    – Ваши уроки должны быть презентацией православия, а не пропагандой, – внушал Андрей Вячеславович. – Вы должны влюбить в православие, но не призывать к нему. На каждом уроке нужно вызывать дискуссию и обсуждение, но без личных выпадов. Наступите на горло собственной песне! В любой момент можно перейти на понятные для детей примеры. Скажем, разбираете молитву «Отче наш» – напомните, что Правила дорожного движения или телефоны экстренных служб тоже надо знать, как «Отче наш».
    Не менее доходчиво пытался объяснить предмет соавтор модуля «Основы культуры иудаизма» кандидат исторических наук Михаил Членов. Сначала он рассказал анекдот про православного, иудея и мусульманина, у которых «Бог один – провайдеры разные». А затем ответил на каверзный вопрос учителя из Чечни. Почему именно этот орган надо было обрезать, чтобы стать иудеем, ведь проще отрезать пол-уха – и ты избранный.
    – Избранность здесь ни при чем, – со знанием дела ответил Михаил Анатольевич. – Есть заповедь. Он повелел делать обрезание как символ жизни, плодородия и смерти.
    – Да, у мусульман так же, – хмыкнул учитель.
    ДУША РЕБЕНКА – ГЛИНА, ЛЕПЛЮ ЧТО ХОЧУ
    По окончании курса будущие тьюторы сдают экзамен – подготовленный урок на выбранную тему и эссе. Предлагается девять вариантов. Например: «Ваше отношение к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школе»; «Отечественная религиозно-культурная традиция – духовная основа многонационального народа»; «Добро и зло в свете идеологии курса «Основ». Можно предложить и свою тему.
    – Эссе – самая важная часть экзамена, – говорит Ольга Крутова. – Из него мы можем понять, с каким человеком имеем дело. Тренер не должен мнить себя ни учителем, ни просветителем, ни миротворцем. Он должен понимать задачу и быть готов к обучению других. Но далеко не все способны к этому. Были работы, где педагоги писали, что душа ребенка – это глина и они слепят из нее что надо. Таких мы срезаем.
    Обычно из 200 слушателей 20 уезжают домой без тренерского сертификата…
    P.S. К 1 марта, обещают в академии, все тренеры пройдут обучение. У них останется месяц на то, чтобы донести свои знания учителям…
    ОФИЦИАЛЬНО
    Апробация нового предмета пройдет в Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Удмуртии, Чечне, Чувашии, Камчатском, Красноярском и Ставропольском краях, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской областях, в Еврейской автономной области.
    По результатам эксперимента планируется провести социологическое исследование и подготовить доклад в правительство России.
    – Сейчас все учебные пособия для нового предмета находятся в печати и к началу эксперимента будут доставлены во все 19 регионов, – сказал нам начальник отдела информационного обеспечения Минобрнауки Александр Качанов. – Все преподаватели тоже пройдут переподготовку в срок. Уверяю вас, эксперимент пройдет успешно, не надо поддаваться пессимистичным настроениям.
    ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
    Поторопились?
    Отсчет введения нового предмета пошел на дни. Пока ощущение штурмовщины на стройплощадке, когда дом кровь из носу нужно сдать в установленный срок. Но дом-то и после сдачи можно еще доделывать: швы замазать, перила перекрасить. А вот как потом поправить кавардак в головах тех четвероклассников, которым про очень тонкий и сложный предмет будут рассказывать учителя с кашей в собственной голове?
    Времени всего ничего – полтора месяца. Учителя во многих школах не готовы. Да что говорить, и на многих тренеров не сошло еще «озарение»… Нет еще учебников, нет внятных методичек для педагогов. Что делать? Можно, конечно, прикрыть глаза и отрапортовать: поставленные задачи выполнены. Но не честнее было бы перенести сроки начала эксперимента и подготовиться к нему не в аврально-пожарном порядке?
    Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»
    А КАК В МОСКВЕ?
    – Москва решила не участвовать в эксперименте. Мы относимся к вопросам религии с особым вниманием и осторожностью, особенно если это касается детей и школы, – говорит пресс-атташе Департамента образования столицы Александр Гаврилов. – Наша позиция – толерантность и уважение ко всем конфессиям. В Москве уже несколько лет факультативно преподается курс «История мировых религий». Он культурологический, а не религиозный. Был подготовлен учебник «Религии мира». Все педагоги, которые должны были преподавать этот предмет, прошли переподготовку в Институте открытого образования. Как показала практика, желающие изучать этот предмет есть, но их немного. Если родители хотят, чтобы их ребенок получил религиозное образование, то у нас есть много негосударственных конфессиональных школ и религиозных центров.

  6. Der_Bomber Ответить

    Нередко от неевреев можно услышать слова «еврейская церковь», на самом деле речь идёт о синагоге.
    Синагога – центральное место религиозной жизни, здесь находятся святые для еврейского народа свитки Торы, книги Танаха (Тора, Невиим (Пророки), Ктувим (Писания)) и многие другие, среди которых особое место занимает Талмуд.
    Orthodox Jew reading Torah
    Синагога – место молитвы, учебы, собраний, праздничных трапез. Как правило, в больших синагогах есть благотворительные отделы , где оказывают социальную помощь пожилым и нуждающимся евреям; могут быть магазины религиозной утвари и книг, кошерных продуктов.
    Неевреям разрешается посещать синагогу, но одеваться и вести себя здесь важно надлежащим образом, не создавая морального и физического дискомфорта молящимся евреям. А Храм — это древнейший центр еврейского поклонения, в котором проходили богослужения и совершались жертвоприношения. Про шул будет сказано дальше.

    Что значит слово «синагога»?

    Кроме названия «синагога», есть ещё, например, «бейт кнесет» (в переводе с иврита «дом собрания»),  «бейт тфила» ( «дом молитвы»). И можно немало сказать о людях по тем словам, которые они используют.
    «Бейт кнесет» в основном говорят ивритоговорящие и в основном в Израиле. Ортодоксальные евреи, особенно хасиды, могут использовать слово «шул», пришедшее из идиша. Оно заимствовано из немецкого языка и означает «школа» – подчёркивается роль синагоги как места учёбы, которая является одной из основ традиционной жизни.

    Функции синагоги

    Синагога в первую очередь дом молитвы. Здесь евреи собираются для богослужений. На самом деле молиться можно не только в синагоге, а где угодно в чистом месте, даже в поле; однако есть определённые молитвы, которые можно произносить только в  миньяне (кворум из 10 мужчин старше 13 лет). Миньян – идеальное условие для молитвы. Традиция учит, что в групповой молитве есть большая заслуга, а святость синагоги уступает только Храму. В раввинской литературе ее иногда называют «малым Храмом».

    Ещё одно из названий синагоги «бейт мидраш» – в переводе с иврита «дом изучения». Вопреки распространённому мнению, еврейское образование не заканчивается с возрастом бар-мицвы (в 13 лет условное совершеннолетие для мальчика). Для соблюдающего еврея изучение священных текстов задача всей жизни, поэтому в синагоге обычно хорошая библиотека. Нередко это место, где проходят занятия с детьми.
    В большинстве синагог есть один или несколько залов для религиозных и нерелигиозных видов деятельности. Часто синагога функционирует как дом собраний, где обсуждаются важные для общины вопросы. Нельзя не сказать, что это своего рода «агентство социального благополучия». Здесь собирают и распределяют деньги, вещи, продукты для помощи бедным и нуждающимся членам общины и не только общины.

    Организационная структура

    Синагоги, как правило, независимые общественные организации. Для разных направлений иудаизма существуют свои центральные организации, и синагоги с ними прочно связаны, но эти организации не имеют над ними фактической власти, хотя некоторые рычаги влияния, конечно, есть.
    Как правило, управляются синагоги советом директоров – это уважаемые члены общины. Совет управляет синагогой, поддерживает её деятельность, а также нанимает раввина и хазана (человека, который ведёт молитву). Если же синагога почему-либо намеревается нанять раввина или хазана, неприемлемого с точки зрения центральной организации, она может лишиться членства в ней, а это чревато и финансовыми трудностями. Например, если ортодоксальная синагога наймет раввина реформистского течения, то потеряет членство в Союзе ортодоксальных евреев. Иначе говоря, выбор соответствующего раввина и хазана должен быть согласован и одобрен центральной организацией данного религиозного направления.

    Раввин обычно работает с ритуальным комитетом, состоящим из членов синагоги, чтобы устанавливать в ней определённый порядок деятельности. Неудивительно, что между ним и его нанимателями может возникать напряжение, и одним из таких поводов может стать, к примеру, намерение комитета сотрудничать с недостаточно кошерной организацией общепита.
    Стоит отметить, что синагога может существовать без раввина и хазана или одного из них, и богослужения могут проводить сами члены общины, полностью или частично. Однако обычно раввина синагога все же нанимает, а в малых синагогах может не быть хазана. Но раввин и хазан, безусловно, ценные члены общины. Образование и духовное руководство во многом связано с ними.
    Синагоги не устраивают сбор добровольных пожертвований во время богослужений, как это бывает во многих христианских церквях. Это связано с тем, что еврейский закон запрещает совершать покупки и носить деньги в праздники и Шабаты. Цдаку (благотворительное пожертвование) собирают, как правило, на утренних богослужениях, и в центральной части зала находится пушке (цдочница); эти деньги обычно идут на благотворительность, а не на нужды синагоги.
    Финансируются синагоги за счёт своих центральных и общееврейских организаций, спонсорских и членских взносов, в небольшой мере благодаря бронированию мест в первых рядах молельного зала (в праздники синагога обычно переполнена людьми), а также за счёт различного рода мемориальных досок. Но каждый еврей может молиться в любой синагоге, и для этого не нужен членский билет и обязательные денежные пожертвования.

    Ритуальные принадлежности синагоги

    Та сторона синагоги, где в молельном зале установлен Арон а-Кодеш, или Ковчег (Скиния) Завета (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), как правило, сориентирована на Иерусалим: именно в таком направлении мы должны произносить некоторые молитвы.
    У Арон а-Кодеша есть дверцы, а снаружи занавес, называемый парохет – это подобие завесы Святилища Храма. В зависимости от определённых молитв дверцы и/или занавес Арон а-Кодеша открывают и закрывают. Делать это большая честь, которую в процессе молитвы поочерёдно предоставляют уважаемым членам общины. Когда Арон а-Кодеш открыт, всем полагается стоять.
    Надо сказать, что между Ковчегом Завета и ковчегом Ноаха (Ноя) нет никакой параллели. Второй на иврите называется словом «тейват».
    Непосредственно перед Ковчегом Завета или чуть выше него находится нер тамид, или Вечный Светильник. Он символизирует заповедь о зажжённом светильнике в Скинии Храма за пределами завесы, окружающей Арон а-Кодеш (Шмот, 27:20-21).
    Во многих синагогах, кроме нер тамид, установлена менора (канделябр), символизирующая Храмовую Менору. Однако светильник в синагоге обычно имеет шесть или восемь ветвей вместо семи, потому что запрещено размещать там копии ритуальных принадлежностей Храма.
    В самом центре зала или ближе к началу, неподалёку от входа, обычно возвышается небольшой пьедестал — бима. Свитки Торы кладут на неё и читают во время молитвы. Иногда бима используется как подиум для тех, кто ведёт молитву. В некоторых синагогах есть небольшой  дополнительный пюпитр — амуд.
    В ортодоксальных синагогах есть помещение для молящихся женщин. Это может быть балкон верхнего этажа или задняя часть комнаты, отделенная от мужской части стенкой, ширмами или завесой (мехица). Мужчинам нельзя молиться рядом с женщинами, чтобы это не мешало сосредоточиться на главном в такое важное время (см. статью «Роль женщины в иудаизме»).

    Посещение синагоги неевреями

    Неевреи всегда могут посещать религиозные службы в синагоге при условии, что их поведение соответствует этому месту и событию. Не допускаются попытки обращения иудеев в другую религию или объявление якобы «благой вести».
    Когда неевреи отправляются в синагогу, одеваться надо так же, как в церковь: скромно. Мужчине следует надеть кипу (ермолку), если евреи на молитве в кипах. Обычно при входе  в синагогу их выдают всем, у кого нет, конечно, только на время, а не в подарок. Замужние женщины обычно прикрывают волосы, и иногда, тоже при входе и тоже на время, можно взять  платки или шарфы. А вот в талит (специальная молитвенная шаль для мужчин) и тфилин неевреям облачаться запрещено, потому что эти атрибуты предназначены исключительно для  евреев, соблюдающих Завет Моше.
    Не следует забывать, что в ортодоксальной синагоге мужчины и женщины сидят раздельно.
    Во время молитвы неевреи могут читать сидур (молитвенник) на том языке, носителем которого являются; обычно в нем текст на иврите, транслитерация и перевод. Можно присутствовать и принимать участие в молитвенных служениях, если это комфортно. А перед посещением молитвы имеет смысл узнать, что представляет собой еврейское богослужение, чтобы лучше понимать и ориентироваться в происходящем.
    Неевреи, как и евреи, должны вставать всякий раз, когда открывается Ковчег Завета и когда несут Тору в знак уважения к Б-гу и к Торе. В любое другое время, когда молящиеся стоят, неевреи могут при желании сидеть.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *