Почему советское руководство отрицательно отнеслось к плану маршала?

8 ответов на вопрос “Почему советское руководство отрицательно отнеслось к плану маршала?”

  1. MahaMij Ответить

    ?
    В 1947году Конгресс США принял и утвердил знаменитую Программу экономической помощи Европе, после окончания Второй мировой войны получившей название – план Маршалла. Эта программа, разработанная госсекретарем США Джорджем К. Маршаллом, начала действовать в апреле 1948 г.
    Известно, что одной из целей принятой программы было противодействие довольно мощному распространению влияния СССР в мире и социалистических идей, в первую очередь, в страны Западной Европы. Экономическая помощь со стороны США предоставлялась только при обязательном выполнении всех условий и требований в политической сфере, а именно только демократическим странам, которые должны были согласиться на господство США в обмен на экономическую помощь. Некоторые исследователи рассматривают эту программу как фактическое объявление Холодной войны СССР. Давайте рассмотрим в рамках статьи причину появления плана Маршалла, которая, как известно, стала одной из звеньев борьбы США за мировое господство против СССР в годы холодной войны [1].
    После окончания Второй мировой войны, Европа понесла огромные, казалось, невосполнимые потери. Европа находилась в весьма плачевном состоянии. В начале 1947 года в прошлом армейский генерал Джордж Кэтлетт Маршалл становится министром иностранных дел Соединенных Штатов. На конференции министров иностранных дел в марте 1947 года Маршалл встретился со Сталиным и понял, что Россия не заинтересована в оказании помощи Европе. Он понимал, что единственной надеждой для Европы остается помощь Соединенных Штатов. Он твердо верил, что помощь в восстановлении Европы и в достижении экономической стабильности в этом регионе лучше отвечает интересам США [2].
    Вследствие этих причин в последующие месяцы был разработан план, который стал приемлемым для народов Европы и для американского народа. Идеи этого плана нашли отражение в знаменитом выступлении Маршалла на выпускной церемонии в Гарвардском университете 5 июня 1947 года. Маршалл сказал, что если не оказать Европе помощь, ей грозит серьезное ухудшение в “экономической, социальной и политической сферах”. Ключевым элементом его предложения было то, что инициатива восстановления должна исходить из стран-участниц. Результатом выступления в Гарвардском университете была разработка 1948 г. Программы восстановления Европы. Согласно этой программе была создана Администрация экономического сотрудничества, что в целом предоставило западным странам-участницам 13,3 миллиарда долларов [2].
    Государственный секретарь США Джордж К. Маршалл стал инициатором программы восстановления Европы, призванной поднять разрушенную войной экономику Европы. Выступая на церемонии вручения дипломов в Гарвардском университете в июне 1947 года, он изложил программу, позже названную “Планом Маршалла”. “План Маршалла” задуман таким образом, чтобы не допустить участие в нем Советского Союза, хотя в открытой форме об этом нигде и не говорилось. «В принципе в «плане Маршалла» могли участвовать, – как пишет Ван ден Берге, – и Советский Союз, и восточно-европейские страны. Однако в этом инициаторы «плана» не были до конца искренни, потому что знали, что он наверняка не будет одобрен конгрессом, если доллары потекут в Советский Союз. Трумэн и Маршалл втайне надеялись, что Советский Союз отклонит это предложение, что не только упростило бы положение дел, но и имело бы большую пропагандистскую ценность для США» [6].
    Диссонансом подобной точке зрения выступает появившееся в постсоветской историографии утверждение о том, что сталинское руководство, по политическим соображениям отказавшееся участвовать в плане Маршалла, лишило СССР значительной финансовой помощи, предлагавшейся ему по этому плану, обрекая собственный народ на дополнительные страдания. Политическая тенденциозность такого подхода очевидна: все взвалить на советское руководство и обелить американское [3].
    Госсекретарь Дж. Маршалл 5 июня 1947 г. представлял план помощи европейским странам как акт американской благотворительности и бескорыстности. В реальности же через этот план США добивались стратегических и экономических целей. Основными целями плана Маршалла являлись стабилизация социально-политической ситуации в Западной Европе, создание единой экономической системы, где Америка играла бы ведущую роль, а также подрыв советского влияния в Восточной Европе. Не случайно он был назван «Планом реконструкции экономики Европы». Задуманный план был нацелен на то, чтобы открыть доступ к западноевропейским рынкам и сферам капиталовложения деловым кругам США и тем самым прочно привязать к себе Европу экономически и политически.
    Вопрос об участии СССР в плане Маршалла не поднимался. США никогда не предлагали СССР присоединиться к нему. В официальных документах США 1947 и 1948 годов не содержится предложения и странам Восточной Европы. В июне 1947 г. по приглашению Англии и Франции СССР принял участие в конференции министров иностранных дел трех государств в Париже. Это приглашение было, как пишет Ю.П. Бокарев, «скорее всего данью вежливости по отношению к союзнику, и никто не рассчитывал, что СССР его примет» [4].
    У советского руководства отношение к плану Маршалла было положительным, поэтому оно и приняло предложение участвовать в Парижской конференции. Но именно это спутало американские карты. Участие СССР в Парижской конференции не входило в их планы. Не случайно на конференции предложения В.М. Молотова были отвергнуты министрами иностранных дел Франции и Англии – Бидо и Бевиным. Эти предложения были следующими: во-первых, каждая страна сама должна получить возможность определять форму помощи; во-вторых, должно быть проведено разграничение между теми странами, которые были в войне союзниками, противниками и нейтральными.
    Министр иностранных дел Франции Бидо предупредил посольство Франции в Лондоне: «…важно не создавать ощущения, что мы сговариваемся исключительно с Западом относительно предложения, которое сделано нам господином Маршаллом». В публичных заявлениях Бидо и Бевин выражали заинтересованность в привлечении СССР к осуществлению плана Маршалла, но в то же время каждый из них заверял американского посла в Париже Дж. Кэффери, что надеется на «отказ Советов сотрудничать». Не могли устроить Советский Союз и такие условия получения помощи, как требование сделать советскую экономику и экономические показатели прозрачными. «Американским донорам нужно было предоставить сведения о структуре советской экономики, открыть двери для американских компаний, передать американцам значительную степень контроля над внутренними экономическими процессами в Советском Союзе. Было ясно, что СССР, – как пишет А.И. Уткин, – не согласится с подобными условиями». Но один из пунктов плана был для СССР совершенно неприемлем: принявшие американский план страны должны были согласовать свой экспортный список урана в СССР. Это касалось Восточной зоны Германии и Чехословакии, которая наряду с Германией была главным адресатом «плана Маршалла» среди стран Центральной Европы [5].
    Страны Восточной Европы могли принять участие в этом плане. Но выдвигалось важное политическое условие: прекращение ориентации политики последних на Советский Союз. Ставилась, как видно, цель вбить клин между СССР и его союзниками. Предполагалось также использовать ресурсы стран Восточной Европы для восстановления западной части континента. Фактически план был составлен таким образом, что участие в нем Советского Союза и стран Восточной Европы выглядело весьма проблематичным. Иными словами, чтобы исключить СССР из программы, нужно было поставить его в такие условия, когда он вынужден был от нее отказаться «добровольно». Все по-американски: делать хорошую мину при плохой игре.
    План Маршалла привел к окончательному расколу Европы на две части: Восточную Европу и Западную Европу. Но нельзя не видеть и того, что этот план все-таки вбил определенный политический и психологический клин между СССР и странами Восточной Европы. Советское руководство вынуждено было оказать серьезное давление на правительства Чехословакии и Польши, только после этого они отказались от участия в плане Маршалла. Психологический аспект этой проблемы заключался в том, что Соединенные Штаты в глазах европейских народов выглядели дающей страной, а Советский Союз – отбирающей, поскольку основные репарационные притязания СССР удовлетворял за счет восточной зоны оккупации (будущей ГДР), а также бывших союзников третьего рейха, теперь вошедших в советскую зону влияния. СССР получал репарации из Венгрии, Румынии, Болгарии, части Германии, вошедшей в состав Польши. Еще до плана Маршалла в этих странах уже существовало отрицательное отношение к этой политике.
    Иосиф Сталин не без оснований видел в нем заговор с целью экспансии американского империализма в Европу, опустошенную войной и созревшую для коммунизма – как надеялась Москва и чего опасался Вашингтон.План Маршалла является своеобразным “памятником” эпохи Холодной войны, который непосредственно повлиял на ее генезис и в значительной степени определил развитие международных отношений в последующие годы. В период с 1948 по 1952 годы план Маршалла был основой всей европейской политики США и способствовал продолжению реализации целей, заложенных в доктрине Трумэна, были концептуальной и практической подготовкой к осуществлению плана и созданию НАТО (1949). Он служил первой важной ступенью атлантической интеграции, в которой США прочно заняли доминирующую роль, и дальнейшего развития европейской и евроатлантической интеграции. Следует также учесть, что уже к 1951 г. план Маршалла фактически превратился в программу предоставления западноевропейским странам американской военной помощи – программу “Взаимного обеспечения безопасности” и борьбы против СССР.
    В геостратегическом плане американские лидеры также думали над тем, как «выбить» восточноевропейские саттелиты СССР из-под контроля Кремля. Это было одним из дополнительных мотивов плана Маршалла. Дж. Маршалл заявил 14 февраля1948 г.: “Мы можем сделать вывод, что трудности и риск, связанные с программой помощи Европе, слишком большие, а потому не следует принимать никаких мер. Но тогда, по моему мнению, следует ожидать, что вся Западная Европа попадет в ту же сферу влияния, что и страны Восточной Европы. А это в свою очередь приведет к тому, что Средний Восток и весь Средиземноморский бассейн будет ожидать та же участь. Британское содружество наций, имеет большое влияние на стабильность всего мира и международной торговли, пошатнулась бы. Европейский континент перешел бы под контроль порядка, открыто враждебного нашему образу жизни и форме правления» [6].
    В долгосрочной перспективе все эти цели сводились к достижению победы в “холодной войне” и завоеванию мирового лидерства. Таким образом, план Маршалла наряду с другими внешнеполитическими программами периода “холодной войны” представлял собой реальный инструмент Соединенных Штатов в противостоянии с Советским Союзом и строительстве «Pax-americana».
    В завершение статьи хотелось бы рассмотреть некоторые итоги успешно выполненного геостратегического плана Америки – плана Маршалла.
    Во-первых, его роль в создании послевоенной глобальной экономики. Программа эта не только привела к возрождению Европы, но и восстановила жизненно важный торговый треугольник, состоящий из Соединенных Штатов, Западной Европы и их торговых партнеров в развивающемся мире.
    Во-вторых, план Маршалла принадлежал к числу факторов, определивших контуры военных и политических событий конца сороковых – начале пятидесятых годов, и сам, в свою очередь, сформировался под влиянием этих событий. Этими событиями были: провозглашение доктрины Трумэна в марте 1947 г. и более конструктивное предложение Маршалла в июне того же года; кризисы процесса деколонизации, переживаемые, в частности, Францией, Нидерландами и Бельгией, отягощения экономики этих стран; советская блокада Западного Берлина, явившаяся прямым следствием распространения западногерманской валютной реформы на Западный Берлин, создание Организации Североатлантического договора, и наконец, война в Корее, побудившая Соединенные Штаты передать четыре своих дивизии в распоряжение НАТО, и которая поставила на повестку дня вопрос о перевооружении Западной Германии и превратила план Маршалла в программу войн поддержки.
    Последним из упомянутых аспектов является роль плана Маршалла в достижении европейского единства в противостоянии СССР. Нейтральная Западная Европа не могла бы повлиять на исход конфликта между двумя неевропейскими сверхдержавами. Объединенная же Европа, обладающая собственным голосом в важнейших мировых делах, была способна и повлияла на ход “холодной войны”. Таким образом, план Маршалла самым непосредственным образом дал старт европейской интеграции. Этот аспект является одним из важнейших, хотя его непосредственным результатом был фактический раздел Европы на два лагеря. В то же время, США получили мощного союзника в “холодной войне против СССР, укрепив и воссоздав его по собственному образцу, что, в конечном итоге, определило исход глобального противостояния сверхдержав. Поэтому основным итогом помощи по плану Маршалла было не экономическим и не административным, а политическим – в достижении победы в холодной войне над Советским Союзом.
    Литература:
    Александр Майстровой (Alexander Maistrovoy), Тед Белман (Ted Belman) «Размышления об альянсе США и России в борьбе против исламистов» Газета «Известия» 15. 02 2016 г.
    Киссинджер Г. Дипломатия / Пер. с англ. – М., 1997.
    Дж.Бофф История Советского Союза. / Пер. с англ. М.,1998
    Безыменский Л.А., Фалин В.М. Кто развязал «холодную войну»…// Страницы истории советского общества. Международные отношения. №3, 2012.
    Полынов Матвей Федорович “ХОЛОДНАЯ ВОЙНА КАК СПОСОБ БОРЬБЫ США ПРОТИВ СССР” Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) (2008). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/holodnaya-voyna-kak-sposob-borby-ssha-protiv-sssr (дата обращения: 20.10.2015).
    Полынов Матвей Федорович (2008). ХОЛОДНАЯ ВОЙНА КАК СПОСОБ БОРЬБЫ США ПРОТИВ СССР. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) URL: http://cyberleninka.ru/article/n/holodnaya-voyna-kak-sposob-borby-ssha-protiv-sssr (дата обращения: 20.10.2015).

  2. phoe6 Ответить

    План Мaршалла (англ. Marshall Plan, официальное название англ. European Recovery Program, «Программа восстановления Европы») — программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом (вcтупил в действие в апреле 1948 г.). В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран (включая Западную Германию). План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Целью США было восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация индустрии европейских стран и развитие Европы в целом.Свою речь с программой помощи Джордж Маршалл изложил в Гарвардском университете 5 июня 1947 года. 12 июля в Париже собрались представители 16 стран Западной Европы. На совещание приглашались также представители государств Восточной Европы, однако по настоянию советского правительства, усмотревшего в этом угрозу своим интересам, руководители восточноевропейских стран отказались от этого приглашения. При этом сам Советский Союз под действие плана не попадал по чисто формальной причине — в связи с заявленным отсутствием у СССР бюджетного дефицита[1]. (Политические условия получения помощи вскрывали преемственность плана с «доктриной Трумэна»[2].) Бывший вице-президент США Генри Уоллес осудил «план Маршалла», назвав его инструментом холодной войны против России (СССР)[2].

  3. Adriedora Ответить

    У России могло быть европейское будущееIl Sole 24 Ore10.11.2017План Маршалла для Украины: очередная иллюзияКорреспондент28.08.2017Как Чехословакия стала советским сателлитомReflex16.07.2017Одним из ключевых условий восстановления Западной Европы стало решение возобновить работу промышленных зон Германии — многих европейцев (особенно Францию и СССР) пугала такая перспектива, поскольку они серьезно пострадали от нацистской военной машины. Чтобы успокоить их, США должны были сохранить свое присутствие в Европе, однако их присутствие там вызывало тревогу у советского руководства. Стейл поддерживает идею, выдвинутую в 1994 году историками Скоттом Пэрришем (Scott Parrish) и Михаилом Наринским, о том, что Советский Союз считал план Маршалла агрессивным шагом США, призванным закрепить их экономическое, политическое и военное влияние в Европе. По мнению советского руководства, цель США заключалась в том, чтобы создать западный блок, который должен стать противовесом Советскому Союзу и который будет включать в себя западные территории Германии. У Сталина были в Великобритании и Америке шпионы, которые подтверждали эти его предположения. Стейл признает, что Сталин не исключал полностью возможность сотрудничать с США до тех пор, пока его не убедили, что план Маршалла направлен против СССР. Тогда Сталин отреагировал укреплением своей собственной сферы влияния в Восточной Европе, что и послужило толчком к началу холодной войны.
    Стейл указывает точную дату начала холодной войны: это было 7 июля 1947 года, когда советское правительство запретило своим восточноевропейским союзникам принимать участие в организационном совещании в Париже, где должны были обсуждаться подробности плана Маршалла. Вскоре после этого главный идеолог Сталина Андрей Жданов объявил о том, что мир разделился на два лагеря и что коммунистические страны Европы объединяются в составе новой организации, Информационного бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ), которое было создано, чтобы закрепить контроль Москвы над Восточной Европой перед лицом растущего влияния США в Западной Европе.
    Поначалу Америка полагала, что программа экономической помощи позволит стабилизировать Европу и даст США возможность в какой-то момент уйти оттуда, чтобы сконцентрироваться на своих собственных делах. Однако беспокойство европейцев по поводу возможного восстановления мощи Германии требовало от США сохранить их присутствие в Европе. США также хотели убедиться, что их многомиллиардные инвестиции в Западную Европу не будут потеряны в случае возможной агрессии СССР в регионе. План Маршалла, о котором было объявлено в 1947 году, был инициирован в 1948 году и привел к созданию НАТО в 1949 году, что внесло в холодную войну мощный военный элемент.
    История плана Маршалла также тесно связана с процессом разделения Германии на Восток и Запад. Американцы, французы и британцы хотели создать западногерманское правительство, чтобы подстегнуть восстановление Европы. Стейл делает акцент на роли США в продвижении этой инициативы, о чем двумя десятилетиями позже написала Кэролин Айзенберг (Carolyn Eisenberg) в книге «Прочертить линию: решение Америки о разделе Германии» (Drawing the Line: The American Decision to Divide Germany). В мае 1949 года Запад создал Федеративную Республику Германия, а в октябре СССР ответил созданием Германском Демократической Республики.
    Стейл блестяще описывает огромное количестве агентств и ведомств, которые контролировали и занимались реализацией плана Маршалла, в рамках которого с 1948 по 1952 год 17 стран получили помощь на общую сумму в 13 миллиардов долларов. Стейл изящно описывает экономики, объясняя сложные механизмы, применявшиеся для ускорения восстановления Западной Европы, — такие механизмы, как встречное финансирование, создание Европейского платежного союза и отмены германского долга.
    Но вывод Стейла звучит не так убедительно. Он заканчивает свою книгу сбивающим с толку описанием периода после окончания холодной войны и критикой расширения НАТО на восток, то есть на страны бывшего советского блока, и возникшее в связи с этим резкое охлаждение в отношениях Запада и России. Вместо этого Стейлу стоило провести анализ того влияния, которое на наследие плана Маршалла оказывает нынешняя протекционистская торговая политика США и напряжение внутри Евросоюза и в отношениях между США и Европой.
    Хоуп Гаррисон — профессор истории и международных отношений в университете Джорджа Вашингтона и автор книги Driving the Soviets up the Wall.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *