Почему в депрессивных старопромышленных районах состояние окружающей среды?

11 ответов на вопрос “Почему в депрессивных старопромышленных районах состояние окружающей среды?”

  1. Kalabar Ответить

    меры государства по защите прав работающих, привел к тому (или приводит, может привести), что капиталист встраивается в общественно-экономическую систему как агент, выполняющий позитивную функцию. К. Маркс акцентировал внимание на противоположности интересов труда и капитала, такая тема сохраняет свою актуальность, но она должна быть дополнена темой согласования интересов участников хозяйственной деятельности.
    Нарушение целостности и системности, взаимосвязанности экономики депрессивного региона покажем еще на нескольких примерах.
    Обратимся к такой ответственной сфере, как строительство, призванное не только возмещать выходящее из оборота имущество, но и обеспечивать развитие материально-технической базы, социального сектора, сферы госуправления, правопорядка и обороны страны. Для того, чтобы обеспечить полномасштабный инвестиционный напор, необходимо выдерживать требование разноразмерности строительных организаций. В Ивановской области, которая имеет площадь 21,4 тыс. кв. м, на 1 января 2017 г. была 1251 строительная организация, что для такой небольшой области, казалось бы, достаточно. Однако из них микропредприятия составляли 1136 ед. Возможности этих структур крайне ограничены. Статистика показывает, что есть 18 средних по размеру предприятий, где численность работающих гораздо менее 500-400 чел. Принцип оптимизации строительной отрасли нарушен, что сдерживает какое-либо масштабное созидание основных производственных и непроизводственных фондов. В Ивановской области уже многие годы муссируется тема строительства текстильного комбината для производства полиэфирных волокон, на которые существует общественный спрос. Разработан проект, который обошелся в 300 млн р. Возникают трудности с инвесторами, но в то же время возникает вопрос, кто же конкретно
    будет строить и затем сдавать предприятие под ключ. Инжиниринговые организации в области не отличаются авторитетностью. В то же время надо понять, что без инвестиционно-инновационного натиска не выйти на траекторию устойчивого развития.
    Еще один пример нарушения системности экономики и связанности территории имеет отношение к сельскому хозяйству. У нынешнего села много проблем, упущений, недостатков, в целом внимание к нему, особенно в Нечерноземной зоне, недостаточное. Одна из важных бед состоит в том, что в депрессивных старопромышленных регионах эта отрасль приобрела «точечный характер» (этот термин специально вводится нами, для того чтобы показать специфичность и негативность сельскохозяйственного процесса в рассматриваемых условиях). Можно на автомобиле за световой день объехать значительную часть территории (ее широтная протяженность 280 км, расстояние между северной и южной точками – 150 км), постоянно наблюдая заброшенные и заросшие лесом сельхозугодия и развалившиеся фермы. Это составляет то территориальное окружение, в котором пребывают не слишком многочисленные сельхозпредприятия и свободные крестьянские (фермерские) хозяйства. В настоящее время центральные власти, да и региональные тоже, ставят вопрос о вовлечении заброшенных земель в экономический оборот. Но возникают новые проблемы: откуда взять деньги, насколько с экономической стороны целесообразно освоение заброшенных земель, имеется ли соответствующая техника, обеспеченная людьми. Не последнее место занимает тема плотности населения. Беда заключается в том, что происходит казалось бы непреодолимый процесс обезлюдивания деревни, во многих сельских поселениях Ивановской области, да и других областей Верхневолжья, до трети (в некоторых случаях даже более) населенных пунктов не имеют постоянного населения. В какой-то
    степени положение исправляют дачники, но не всегда, к тому же они – сезонные жители. Полагаем, что любому человеку ясно, что точечное развитие сельского хозяйства – это крайне отрицательный признак.
    Еще одна актуальная тема – растущее противоречие между агломерационными процессами (формирование крупных населенных пунктов, влияющих на прилегающие зоны) и периферийным пространством. В настоящее время многие влиятельные исследователи (Кудрин, Мау и др.) развивают точку зрения, что Россия, в конечном счете, по опыту Запада превратится в 9-10 крупнейших агломерационных центров. Образцы есть: население Москвы, по некоторым неофициальным данным, 14-15 млн чел., это более чем 10 % численности проживающих в России. Но данную гипотетическую позицию, на наш взгляд, все-таки следует подвергнуть сомнению. Конечно, объективно (это мировая тенденция) происходит концентрация ресурсов и населения в крупных городах, которые превращаются в мощные цивилизационные центры со всеми своими преимуществами для населения, бизнеса, властей. Но Россия -страна с колоссальной территорией, характеризующаяся впечатляющей протяженностью, богатая природными ресурсами. Это наше национальное достояние и несомненное конкурентное преимущество, которое позволяет нам устойчиво держаться не только на внутреннем, но и на внешних рынках. Конечно, процессы возвышения крупных городов объективны, но процесс развития имеет альтернативы (на этот счет определенно высказывались Абалкин, Львов и др.). Современная сила государства, концентрирующего 30-50 % валового внутреннего продукта, позволяет вторгаться в крупномасштабные процессы, в какой-то степени менять их направление, регулировать объемы и интенсивность протекания, влиять на конечный итог. Если наше государство в своей политике четко осознает наши пространственные интересы, то это будет
    залогом того, что мы окажемся в состоянии поддержать периферию, которая сделает свой заметный вклад в социально-экономический рост страны. 1 марта 2018 г. Президент В. Путин в Послании Федеральному Собранию поднял вопрос о пространственном развитии, это уже само по себе хорошо, это определенный позитивный сигнал правительству и региональным властям.
    Тема системности и целостности, как уже отмечалось, применительно к регионам имеет внешний аспект. Какой-никакой, но депрессивный регион, все же с различными оговорками и допущениями, можно квалифицировать как хозяйственную систему, пусть деформированную, неполноценную, но хозяйственную систему. Находясь в рамках национальной экономики, она позиционирует себя, обозначает в виде комплексной, масштабной единицы, выполняя как национальные, так и чисто региональные задачи. Отношения «регион – центр» многообразны, характеризуются как противоречивостью, так и согласованностью интересов. Важно понимание авторитета региона в глазах руководителей центра. В советское время первый секретарь Ивановского Обкома КПСС В. Г. Клюев, талантливый руководитель, хваткий организатор, человек, масштабно мыслящий, имел настолько значимый авторитет в глазах партийных и государственных деятелей страны, что уже только под его имя выдавались ресурсы: возникали и реконструировались, технически перевооружались фабрики и заводы, активно решались вопросы продовольственного плана (промышленное птицеводство, масштабное свиноводство, откорм крупного рогатого скота), были заметные успехи в социально-культурной и бытовой сфере, впечатляющий характер носили масштабы жилищного строительства. При этом был взгляд на регион как на нечто целостное, внутренне взаимосвязанное и активно взаимодействующее с внешней средой.
    В рамках теории системного подхода, речь идет о центрах, стягивающих на себя окружающее экономическое пространство. Возможно, в таком смысле можно понимать аттрактор. Беда депрессивных регионов заключается в том (это можно показать на примере областей Верхневолжья), что резко выделяются областные центры как зоны развития (исключение составляет Ярославская область, где в качестве второго центра выступает индустриальный Рыбинск). Значимость других городов и крупных населенных пунктов падает, возникает территориальный дисбаланс.
    Тема аттрактора, пожалуй, имеет отношение к внутренней среде. Продолжим тему внешних взаимодействий.
    Существенный характер имеют межрегиональные взаимодействия, но это в принципе, в ходе теоретических рассуждений. В целом такие отношения всегда существуют между соседними регионами, только их объемы, степень напряженности, темпы развития различны, по разным регионам и периодам. Несколько странно выглядит то, что руководители четырех областей Верхневолжья, периодически сменяясь, никогда не устанавливали сколько-нибудь прочных отношений между собой. В то же время существует немало вопросов, имеющих межрегиональную природу. Например, идущий в заметной степени стихийно, рекреацион-но-туристический проект «Золотое кольцо». Другой пример – возрождение прежней мощи реки Волги, вообще реализация того, что можно назвать «речным проектом» (водоснабжение, речное пароходство, артезианские скважины, производство бутилированной воды, освоение минеральных источников, промышленное и любительское рыборазведение и рыболовство, переработка рыбы на месте). В годы существования Совнархозов были достигнуты несомненные успехи в межобластной промышленной кооперации, прежде всего в металлообработке и малом машиностроении. В настоящее время эта тема не рассматрива-
    ется как актуальная, что вряд ли можно признать справедливым. Вообще точки соприкосновения интересов регионов многообразны. К настоящему времени Ивановская область подрастеряла прядильное производство, но в то же время соседняя Владимирская область в этом отношении имеет некоторые успехи. Подобного рода кооперацию надлежит развивать под патронажем региональных властей. Актуальным является возрождение станкостроения, одним из центров которого в советскую эпоху был Ивановский завод тяжелого станкостроения. Он гремел на всю страну, имел серьезные внешнеэкономические связи. Наверное, эту проблему эффективнее можно было бы решать на основе объединения усилий ряда регионов. Если в центральные органы власти входит с предложениями одна область, то она может добиться или не добиться желаемого результата, но если солидарно действуют все четыре губернатора и стоящие за ними управленческие структуры, то значимость формулируемого ими требования заметно возрастает, они уже для центра высокоавторитетны, просто так от них отмахнуться нельзя. Этот момент тоже недооценивается. Насколько мы понимаем, губернаторы и их подчиненные крайне заняты своими внутренними проблемами и полагают возможным их решать в порядке мобилизации собственных сил с учетом покровительства центра. Наступит ли время, когда эти люди примут во внимание суждение, что многие внутренние проблемы каждого из регионов проще и эффективнее решать на основе совместных действий, включая коллективное оперирование к федеральным структурам.
    Перейдем теперь к большой теме, позволяющей осветить функциональный и затем эволюционный аспекты регионального свойства, конкретизируя выдвигаемые положения на примере областей Верхней Волги, и прежде всего Ивановской области. Прежде всего речь пойдет о саморазвитии территории и о тех
    движущих силах и стимулах, которые обеспечивают этот процесс.
    Саморазвитие, выражаясь упрощенным языком, есть стихийная реакция на спрос. В литературе бытует ссылка на рассказ одного венгерского автора. Случилась атомная война, люди ушли в подземелье. Через какое-то время радиационный фон стал благоприятен для проживания, народ вернулся в свои жилища. Но под влиянием радиации расплодились крысы, и от них не стало житья. В один прекрасный день на столбах появились листовки: «Госпожа Ракоши предлагает эффективное средство борьбы с крысами. Обращаться по адресу …». Вот элементарный пример возникновения мелкого предпринимательского дела, которое вполне вписывается в понятие саморазвития.
    Подчеркнем, что саморазвитие (термин, относящийся к экономической деятельности) мы рассматриваем как спонтанный, иначе говоря, стихийный процесс, происходящий на базе частной и групповой (коллективной) форм собственности. Наиболее четко этот процесс проявляет себя в условиях мелко- и сред-немасштабного производства. Многие виды хозяйственной работы, нацеленные на удовлетворение запросов населения, как раз и подпадают под это определение (легкая промышленность в ее развитом многообразии, производство металлоизделий, услуги, связанные с техническим обслуживанием запросов домашних хозяйств, небольшие хозяйства в растениеводстве и животноводстве, и др.). Как говорят, трудно в рыночных условиях представить себе парикмахерскую или забегаловку как государственное предприятие. Это тот или иной вид частной собственности, разновидностью которой является и ее групповая форма. В то же время формирование объемных производств (прежде всего это тяжелая промышленность, транспорт, однако и многие заведения легкой и пищевой промышленности) уже предполагает некую планомерность в экономике, под которой
    принято понимать «сознательно поддерживаемую пропорциональность». Практика показывает, что возможно сочетание в экономической эволюции, саморазвития как спонтанного явления, с планомерностью как обеспечиваемой людьми сбалансированностью экономики. Современная экономика, применительно к нашим рассуждениям, двойственна (ди-хотомична), когда стихия одних процессов (хозяйства населения, индивидуальное и мелкогрупповое предпринимательство, коллективные предприятия) сосуществует и взаимодействует с более-менее планомерно развивающимся сектором. Конечно, не исключено, что картину реальной жизни мы упрощаем, но без подобных элементарных схем сложно разобраться в быстротекущих, сопровождающихся бифуркациями хозяйственных процессах и явлениях.
    Однако вернемся к нашим старопромышленным регионам. Специфика заключается в том, что в результате изменившегося территориального и отраслевого общественного разделения труда и стихийно проходивших реформ, сопровождавшихся непродуманной приватизацией, произошел распад многих крупных предприятий, которые в советское время были определенными олигополистами или даже монополистами в своих отраслях. Если взять Ивановскую область, то можно увидеть, что подавляющая часть крупных текстильных предприятий сошла со сцены, многие вообще ушли в небытие, их корпуса либо заняты другими видами деятельности, либо пустуют, другие распались на отдельные части. Например, известная «Красная Талка», казалось бы, представляет собой технологически связанное предприятие, однако со стороны отношений собственности и коммерческой деятельности это более десятка юридических лиц. Как отмечалось, в строительстве резкое преобладание микропредприятий, каждое из которых насчитывает небольшое количество работающих и в состоянии выполнить достаточно ограниченный объем строи-
    тельных работ («точечное хозяйствование»). В сельском хозяйстве очень значительную часть продукта дают хозяйства населения, каждое из которых имеет 1525 соток, реже участки более значительные. Не приходится говорить о возникновении новых сельхозпредприятий, но появляются (и вместе с тем исчезают) свободные крестьянские (по другой терминологии – фермерские) хозяйства. Даже в энергетической сфере мы обнаруживаем множество небольших предприятий, не всегда рентабельных.
    Еще один существенный момент, рассматриваемый в рамках саморазвития, – самозанятость населения. Те исследования, которые в прошлом проводились на кафедре экономической теории Ивановского государственного университета, указывают на существование двух типов малых (мелких) предпринимателей. Так, обнаружилось, что в городе Иванове заметна доля таких бизнесменов, которые не отличались амбициозностью. Это типичные самозанятые, которые нашли свою рыночную нишу и ограничиваются (приемлют) сравнительно скромным уровнем дохода, для них важно сохранить свой сбыт, иметь покупателя, в этом случае они получают доход и содержат семью. Но в этом же городе существует и другая группа мелких предпринимателей, амбициозных по своему характеру, стремящихся получить не просто доход, но прибыль, доход, существенно превышающий издержки. Фигурально выражаясь, из таких ячеек «вылупляются» средние и даже крупные бизнесмены, если только этим лицам способствуют знания, квалификация, связи, рынок. Не так-то просто преуспевать в неспокойном рыночном море. Надо сказать, что объективно самозанятость весьма позитивна, в смысле трудоустройства людей, и обычно так или иначе, в той или иной степени поощряется. В Ивановской области показатели числа малых предприятий на 1 тыс. чел. населения несколько выше, чем в целом по Центральному федеральному округу.
    В литературе либерального характера всячески превозносится частная собственность. В одном из дореволюционных сочинений говорится следующее: «Дайте в частную собственность человеку голую скалу, и вы увидите, что через некоторое время она расцветет как яблоневый сад». Если мы заглянем в малый город, где резко преобладают частные домовладения, при них небольшие земельные участки с городами, садами, хозяйственными постройками, то заметим, что есть ухоженные усадьбы, на которые приятно посмотреть и похвалить хозяина, но есть и другие жилища, участки, свидетельствующие о нерадивости своих хозяев или об отсутствии возможностей поддерживать хозяйства в надлежащем виде. Напрашивается мысль, что сама по себе частная собственность автоматически не дает эффекта, к ней должны быть приложены квалификация человека, его трудовые усилия, ответственность за свое дело, возможно, использование чужого труда.
    Вообще в старопромышленных регионах показатели рентабельности в экономике выглядят весьма не впечатляюще. Так, в 2016 г. рентабельность проданных товаров, продукции (работ и услуг) составила 3,4 % и на протяжении многих прежних лет была даже ниже этой цифры. Рентабельность активов имела даже минусовое значение (-0,1 % в 2016 г.). Это как раз и подтверждает то суждение отдельных бизнесменов, что они охотно избавились бы от своего дела, если бы нашлись покупатели с деньгами.
    Можно поставить вопрос о том, насколько в этих депрессивных территориях хозяйственные субъекты заинтересованы в создании новых предприятий, во вторжении в складывающиеся прогрессивные виды деятельности, в расширении действующих производств. В данном случае не просматривается какой-либо широкомасштабной заинтересованности, хотя формируются отдельные объекты хоздеятельности, но как некое исключение из общего правила. Для рассматриваемых регионов характерна откровенная
    инвестиционная вялость. Одна причина -недостаток финансов, невозможность во многих случаях получить кредит на приемлемых условиях, другая причина заключается в том, что нет того комплекса неденежных факторов, которые обязательны для появления на свет новых предприятий. Приведем пример. В Вологодской области один бизнесмен, специалист в области стекольного производства, пожелал открыть собственное дело, однако не мог найти нужное количество квалифицированных работников, чему удивился и свои предпринимательские попытки в этой сфере деятельности прекратил. Можно привести целый ряд примеров подобного рода по областям Верхневолжья. Это кадровые затруднения, которые, по-видимому, можно решить, но этим специально как-то некому заняться или это явно недооценивается (речь идет о новых видах деятельности и новых профессиях). Современная экономика только в том случае делает заметные шаги в своем продвижении вперед, если обеспечивается опережающая подготовка кадров. В депрессивных регионах, в связи с этим, возникают определенные трудности, связанные с нечетким представлением, куда надо двигаться и что регион ожидает хотя бы в среднесрочной перспективе. Чрезвычайно актуальна, с одной стороны, тема изучения тенденций научно-технического прогресса, возможных структурных перестроек, с другой стороны, исследование рынка, его структуры, возможных изменений, состояния конкуренции, глобализационных сдвигов и многого иного, что в совокупности позволяло бы наметить контуры хозяйственного роста со структурно-функциональными изменениями.
    Как бы то ни было, но за развитие регионов несет ответственность региональная администрация во главе с губернатором. Правда, считается, что муниципальные районы представляют собой самоуправляющиеся единицы, так гласит закон. Однако на практике имеет место сильнейшее огосударствление управле-
    ния субъектами РФ. Руководители муниципалитетов вынуждены «стоять по стойке смирно» в присутствии губернатора и, фигурально выражаясь, могут присесть только с его разрешения. Региональные чиновники признаются, что формально не могут командовать муниципальными образованиями, они «дают рекомендации», но по сути эти «рекомендации» равнозначны приказу и обязательны к исполнению. Что касается выборности глав муниципальных образований, то внешне соблюдаются некие демократические процедуры, но без согласия губернатора эти лица избраны быть не могут. Такова практика, идущая от советских времен. Беда еще состоит в том, что и госслужащие, и муниципальные сотрудники по сути не имеют права на ошибку, оглядываются на вышестоящих лиц, не склонны проявлять инициативу. И с этой стороны приходится говорить о подорванности муниципального механизма. К тому же саму административную деятельность довольно сложно измерить, в особенности количественно, отсюда невозможность чиновничью оплату привязать к конкретному результату.
    О подорванности мотивационного регионального механизма говорят и многие иные моменты. Официально существуют рейтинги, оценивающие деятельность госслужащих и муниципальных работников, здесь много формализма, и в целом рейтинговые оценки не слишком эффективны. Один из результатов заключается в том, что слабо учитываются экономические параметры деятельности регионов, муниципальных образований. Из разговоров с ответственными работниками нетрудно установить, что их интерес -социалка, а экономическая сторона дела -это забота бизнесменов. Кстати, порядок рейтинговых оценок также базируется примерно на таком подходе. Нам представляется, что надо резко поднять роль, во-первых, показателя занятости, во-вторых, показателя экономического роста (оборот организаций), в-третьих, нужно
    фиксировать уровень инновационности (статистика дает группу соответствующих показателей).
    Прежде, чем пытаться ответить на вопрос «Что делать?», несколько слов нужно сказать о перспективах развития старопромышленных регионов (имеются в виду регионы Верхневолжья). Общее направление – диверсификация производства, но в рамках последней – акцент на определенную специализацию, благодаря которой регион получит свое наименование в национальной экономике. Диверсификацию надо понимать широко. Во-первых, целесообразно добиваться задействования важнейших ресурсов, имеющихся в регионе. Недопустимо, когда захламляются леса, гибнет немало древесины, нельзя оправдать выпадение из оборота сельскохозяйственных угодий, сокращение поголовья скота. Нужно взять на учет скрытые резервы и на их основе сформулировать проекты движение вперед.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *