Почему в россии новый год раньше рождества?

24 ответов на вопрос “Почему в россии новый год раньше рождества?”

  1. SnopT Ответить


    Рождество Христово — праздник, который отмечают все христиане, но в разное время. Праздник посвящен евангельскому преданию о рождении Иисуса Христа девой Марией в городе Вифлееме. Католики, протестанты, а также часть православных церквей отмечают праздник по-европейски — 25 декабря. Канун праздника — 24 декабря — это Рождественский сочельник.
    Таким образом, Новый год в западных странах отмечается после Рождества.
    Однако есть церкви, которые придерживаются так называемого старого стиля — юлианского календаря (православных церквей, в том числе Русская православная церковь — РПЦ, афонские монастыри, а также некоторые католические и протестантские общины). Для них Рождество Христово наступает позже — 7 января, соответственно, Сочельник и окончание православного Рождественского поста приходится на вечер 6 января. Таким образом, бурная новогодняя ночь для верующих (в том числе в России) приходится на строгое время поста. Впрочем, есть еще традиция после Рождества отмечать так называемый Старый новый год, но этот неофициальный праздник является абсолютно светским.
    Итак, 24—25 декабря наступает западное Рождество, которое иногда для простоты называют католическим, а 6—7 праздник отмечают православные, в том числе в России, где это выходной день.

    Почему Рождество отмечается дважды

    Папа Григорий XIII ввел григорианский календарь в 1582 году, который заменил прежний — юлианский, введенный еще Юлием Цезарем, и в котором не учитывались високосные годы, из-за чего накапливалось отставание. Постепенно большинство стран перешло на григорианский календарь с некоторыми коррективами, процесс перехода завершился только в XX веке.
    Российская империя пришла к революции 1917 года еще со старым календарем, и советская власть сразу это исправила. Григорианский календарь был введен в нашей стране декретом от 26 января 1918 года. РПЦ перехода не признала и осталась верна «старому стилю», хотя в 1923 году значительная часть православных церквей приняла так называемый новоюлианский календарь, в настоящее время совпадающий с григорианским. Таким образом, большинство православных конфессий также стали отмечать Рождество Христово 24—25 декабря (например, попытки внедрить празднование православного Рождество вместе с Европой предпринимаются на Украине).
    Верными старому стилю сегодня остались только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также монастыри Афона. В России Рождество принято отмечать в соответствии с церковным календарем, то есть 6—7 января.

    Как празднуют Рождество в Европе и в России

    Решение о праздновании Рождества Христова 24—25 декабря было принято в Европе в V веке, на Третьем вселенском соборе. На Руси Рождество стали отмечать после принятия христианства, примерно с X века.
    Отметим: Рождество приходится на время зимнего солнцестояния, также в это время отмечается иудейский праздник Ханука, когда принято зажигать огни (эта традиция есть и в христианстве).
    В преддверии католического Рождества, которое в западной традиции считается самым главным и уж точно самым любимым церковным праздником, по всей Европе начинают работать рождественские ярмарки, это время радости и развлечений. Среди атрибутов праздника — свечи, верки, гирлянды, елки, а также рождественские вертепы: композиции, представляющие события Рождества, как их трактует Евангелие.
    На Рождество принято колядовать (эта традиция есть и в России) — ходить по улицам и домам с праздничными песнопениями, получая в награду лакомства и деньги.
    У католиков предрождественское время называется Адвент, оно не предполагает строгих ограничений в еде, но предусматривает молитвы, благотворительность и духовное очищение.
    В России для предпраздничного очищения существует Рождественский пост, время строгих ограничений в еде: запрещено молочное и мясное, а также яйца. Кроме того, на Руси пост предусматривал запрет всех развлечений, вплоть до наступления Рождества.
    Подарки на католическое Рождество, как известно, приносит Санта-Клаус, прообразом которого является святой Николай, который, согласно легенде, щедро одаривал неимущих и детей. В России его аналогом является Дед Мороз, из которого в советское время постарались изгнать религиозное содержание.

    Рождественские гадания

    На Руси Сочельник перед Рождеством считался одним из самых подходящих моментов для различных гаданий, хотя этот обычай церковь не просто не одобряет, но и прямо запрещает. В основном в это время гадают девушки — на замужество и на счастливую жизнь.
    Федеральное агентство новостей напоминает самые популярные рождественские девичьи гадания. Гадание на предметах — что вытащишь вслепую из мешочка, то и ждет (колечко — к замужеству, монетка — к богатству, платочек — к слезам и так далее). Гадание на зеркалах — нужно постараться увидеть ночью в зеркале при свечах образ суженого. На обуви — девушка, мечтающая о замужестве, бросала от дверей сапожок: куда будет повернут носок, оттуда и суженый придет. Подробнее о рождественских и святочных гаданиях ФАН расскажет в преддверии православного Рождества.

  2. **..ЧьЯ-тО ПрЕлЕсТь..** Ответить

    Дед Мороз не приносит подарки русским детям 25 декабря, равно как и на Православное Рождество 7 января. Вместо этого, Дед Мороз и его милая помощница Снегурочка приходят в канун Нового года, а извечные элементы Рождества, такие как ёлка и подарки сложились в единое целое.
    Чтобы понять, как это получилось, недостаточно просто прилететь в современную Москву. Давайте вернемся более чем на тысячу лет в прошлое.
    Рождество стало религиозным праздником с крещением старой Руси, когда Владимир Великий принял христианство для себя, и для своих подданных. Но Рождество всегда приходило после Пасхи в Православии, как говорит Валентина Измирлиева, исследователь Балканской и Русской религиозных культур в Колумбийском университете.
    Новый год, между тем, как праздник в России появился в 1700, когда Петр Первый, сторонник всего западного, ввел его согласно григорианскому календарю на 1 января, когда начинался следующий год. Но изначально, по словам Измирлиевой, торжества на Новый год были “весьма скромными”.
    Постепенно западные Рождественские элементы начали просачиваться в Россию – в основном из Германии, главного российского порта поставки западной культуры. Некоторые традиции, такие как Рождественская елка, не сразу получили распространение. Сосны в то время считались символом смерти в России и домой их не приносили.
    В 1817 году жена царя Николая I, прусская принцесса, принесла елку в свои личные апартаменты, и с символом смерти было покончено. В 1820-х годах во дворце начали дарить подарки королевским (а также бедным) детям. Подарки первоначально привозил Святой Николай, но, к концу 19 века, их начал приносить русский старец из сказки – Дед Мороз. Он был очень похож на старого Санта-Клауса, но, в отличие от того, приезжал на санях с запряженной тройкой лошадей и был куда веселее. Позже, начиная с 1840-х годов, он стал намного популярней; к середине века русские начали украшать свои залы – или, по крайней мере, праздничные елки – бантами и фонариками.
    К концу века все элементы встали на свои места: украшенная елка, подобный Санта-Клаусу персонаж, подарки и христианское переосмысление языческих традиций, таких как гадание. (В некотором роде это существует и поныне: некоторые русские записывают новогодние пожелания на листочке, бумагу сжигают, а затем высыпают пепел в шампанское и выпивают его). Затем, в 1917 году, ровно через 100 лет после того, как Принцесса Шарлотта осмелилась привезти сосну в дом, свершилась Русская революция, ознаменовав начало советской эпохи.
    Поначалу Советы пытались заменить Рождество более подходящим комсомолу праздником, но, как ни странно, это не прижилось. К 1928 году Рождество совсем запретили, и 25 декабря стал обычным рабочим днем.
    Затем, в 1935 году, Иосиф Сталин решил, в период между великим голодом и великим террором, вернуть советским детям праздничное дерево. Но советские лидеры отнесли елку не к религиозному рождественскому празднику, а к светскому Новому году, который, как бы ориентировал людей на будущее и хорошо сочетался с советской идеологией.
    Деда Мороза вернули. В помощницы он взял снежную девочку из сказки – Снегурочку. Синюю семиконечную звезду, украшавшую верхушку императорской елки, заменили на красную пятиконечную, как на Советской эмблеме. Праздник стал гражданским и ритуально подчеркивался тиканьем часов, шампанским, гимном Советского Союза, обменом подарками и большими вечеринками.
    Празднование Рождества возобновили в 1991 году. И его действительно празднуют религиозные (и даже псевдо-религиозные) россияне. Но самое большое торжество по-прежнему происходит в новогоднюю ночь.

  3. Vicage Ответить


    Светский праздник Новый год в России приходится на время рождественского поста. С точки зрения церкви, гулять на широкую ногу, предаваться чревоугодию и пьянству в это время особенно неправильно.
    Но почему же тогда в России Рождество празднуют после Нового года в то время, как иностранцы отмечают его 25 декабря?
    Все дело в разнице календарей, по которым живут церкви Европы и России. По «старому стилю», то есть по юлианскому календарю, разработанному александрийскими астрономами и введенному в действие Юлием Цезарем 1 января 45 года, днем рождения Иисуса Христа считается 25 декабря. Юлианский календарь, однако, был несовершенен, и допускал довольно значительную погрешность. К 1582 году эта погрешность по отношению к реальному астрономическому времени составила +10 суток, и продолжала расти. Тогда по решению Римского Папы Григория XIII многие страны перешли на новый календарь, получивший впоследствии название григорианского. Этот календарь нивелировал все имевшиеся погрешности во времяисчислении.
    В Риме по «новому стилю» начали жить с октября 1582 года: за 4 октября сразу наступило 15, и после этого пошел более точный отсчет времени. Чуть позже на григорианский календарь перешли и другие западные страны.
    В России, однако, не приняли «новый стиль» и продолжали вести расчеты всех православных событий по юлианскому календарю. Григорианский календарь «пришел» в нашу страну лишь в 1918 году – его ввела советская власть. Правда церковь, отделенная к тому моменту от государства, этого решения не одобрила и продолжала придерживаться юлианского времяисчисления. Этим и объясняется тот факт, что Рождество, которое по старому стилю приходится на 25 декабря, соответствует, по современному летоисчислению, 7 января. То есть по факту церковь отмечает день рождения Иисуса Христа не 7 января, а 25 декабря, но только по юлианскому календарю.
    Вместе с россиянами Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января празднуют Украинская, Грузинская, Русская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (например, Украинская Греко-Католическая Церковь), а также некоторые российские протестанты.
    С 15 июня 2014 года на старый стиль перешла Польская православная церковь.
    Остальные 11 поместных православных церквей мира отмечают день рождения Христа, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, поскольку придерживаются новоюлианского календаря, принятого в 1923 году на совещании Православных Церквей (он появился за счет внесения изменений в юлианский календарь). Сейчас новоюлианский календарь совпадает с григорианским.
    Лидеры РПЦ не раз поднимали вопрос о том, чтобы перейти, наконец, на григорианский календарь, однако в связи с тем, что к единогласному мнению по этому поводу придти не удается, ничего не меняется. Тема открыта.
    Кстати
    Разница между юлианским и григорианским календарями через каждые сто с небольшим лет возрастает на один день, и уже в нынешнем веке составит 13 суток. В 2100 году различие в летоисчислении «дорастет» до 14 дней, и, таким образом, 25 декабря по юлианскому календарю будет приходиться на 8 января по григорианскому календарю.
    Разница между григорианским и новоюлианским календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в 1 день накапливается за 128 лет, григорианского — за 3.333 года, а новоюлианского — за 40.000 лет).
    Источник

  4. Kajirr Ответить

    Рождество, кроме елки, а также все более популярных святочных гаданий, для большинства россиян ассоциируется с календарными проблемами. Выглядит это приблизительно так: у нас ведь все не как у людей! И западному Рождеству, с индюшками, фейерверками и горными лыжами, наши должны были что-то противопоставить! Ничего лучше не придумали, как перенести праздник на две недели, так, чтобы европейские «рождественские каникулы» попали на пост…
    В действительности все не так просто: разница между Рождеством у православных и у других конфессий — это разница между «очень старым», юлианским, календарем и тоже довольно старым «новым», григорианским. За одну человеческую жизнь набегает почти незаметное расхождение дат — раз в сто лет високосный год по юлианскому календарю может оказаться невисокосным по григорианскому, — но в исторических масштабах зазор получается значительным: к XXI столетию он составляет уже 13 дней.
    Григорианский календарь лучше соответствует движению Земли вокруг Солнца, а значит, сезонной смене температур, смене времен года. Старый же стиль постепенно «сдвигается»: через 8 тыс. лет Рождество по старому стилю придется на весну, а через 20 тыс. — на лето (как сейчас в Австралии!). Рождество летом… чудно, конечно, но перспектива не особенно пугающая — даже футурологи не планируют будущее дальше чем на 100 лет.
    (Для тех, кто любит расчеты: за год, то есть за время обращения Земли вокруг Солнца, земной шар оборачивается вокруг своей оси приблизительно 365,24219 раза, то есть проходит 365,24219… дня. Но в календаре может быть только целое число дней. Поэтому принято делить годы на простые (365 дней) и високосные (366 дней). Високосные идут с такой частотой, чтобы в среднем дать нужные 365,24219 дня. В юлианском календаре високосные годы — каждый четвертый, в григорианском правило более сложное: високосный — каждый четвертый год, кроме тех лет, которые делятся на 100, но не делятся на 400. Таким образом, в григорианском календаре 2008 год — високосный, поскольку 2008 делится на 4, 1900-й — не високосный, поскольку 1900 не делится на 400.
    Но астрономическая точность при выборе календаря — не главное. Календари и календарные реформы с самого начала воспринимались в религиозном контексте. «Новый стиль» обсуждался еще в 1563 году на Тридентском соборе, реформационном соборе Западной Церкви, окончательно определившем ее «католичность». Предписание использовать новый календарь обнародовал в 1582 году папа Григорий XIII; в честь него календарь и называется григорианским. Папа предлагал всем христианским государям поддержать его нововведение.
    Основной смысл изменений в XVI веке видели в более правильном расчете даты Пасхи: по древним канонам это первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Технически нетривиальный способ расчета дня празднования Пасхи, зависящего и от долготы дня, и от фазы Луны, с первых веков приводил к недоразумениям и спорам. Незначительные расхождения при учете положения Луны и Солнца давали совершенно разные даты, что воспринималось очень болезненно: в одной области еще шел Великий пост, а в соседней уже заканчивали пасхальное веселье…
    И вот теперь оказывалось, что еще и дата равноденствия (21 марта) не точна! Выход папа и его научные консультанты видели в том, чтобы ликвидировать накопившееся «смещение» календаря и вернуться к положению вещей на момент I Вселенского собора (325 год), когда была утверждена современная пасхалия. Для корректировки накопившегося с тех времен «смещения» сразу прибавили 10 дней, так что в 1582 году после 4 октября следовало 15-е. Легкость, с которой католики взялись за исправление счета времени, вполне в духе той эпохи: Реформация заставила католических первоиерархов задуматься над упорядочиванием церковной жизни. Не случайно же критика Лютера встретила такое сочувствие! Неисправности календаря никого не удивили — если в богослужении накопилось столько нарушений, то и сам счет дней может быть нарушен.
    Обществом календарь воспринимался именно как папская задумка — протестантские страны приняли его только в XVIII веке, а православные в конце XIX — начале XX века, переход на «католическое» летоисчисление выглядел почти вероотступничеством.
    Но вот на дворе XXI век. Григорианский календарь сегодня — это просто общепринятый гражданский календарь, каким был юлианский во времена Римской империи. Почему же до сего дня православные упорно высчитывают даты праздников по календарю имени Юлия Цезаря?
    Непреодолимого препятствия для введения нового стиля не существует: греки служат по гражданскому календарю и не перестают от этого быть православными. Некоторые русские приходы в Западной Европе служат по новому стилю, правда, чтобы никого не обойти вниманием, правящему епископу приходится отмечать праздники по два раза.
    Но большая часть православных все же живет «по-старому», и для этого есть серьезное основание. Чтобы понять его, надо задуматься над смыслом измерения времени в целом. Все дни одинаковы, ни один не выделяется в общей череде. Календарь объявляет особыми некоторые из них — праздники, граничные дни, — раскрашивает их особыми цветами, дает особые имена. Такие дни вроде маяков или придорожных столбов, ими время измеряется и осмысляется. Разные календари — разные и смыслы дают они времени. Например, привычный сейчас способ измерения недель: от воскресенья до воскресенья — это не просто семидневка, и даже не только напоминание о том, что в воскресенье хорошо бы пойти в церковь, неделя несет и глубокий богословский смысл — Воскресение, которым все начинается и кончается. Понятно желание коммунистов-богоборцев ввести вместо семидневной недели — пятидневную. Понятно также и желание нехристиан считать годы не от Рождества Христова, а от «нашей эры».
    Новый стиль вводился в России советской властью, православные же сознательно остались в старом календаре, в параллельном времени, не желая подчинять свое время нехристианскому государству. Новый календарь для нас — это 8 марта, 23 февраля, день рождения Ленина, 1 мая… Старый — это привычные святцы, посты, церковное новолетие, но главное — свобода от обязательной идеологии: пересчитывать 8 марта по старому стилю едва ли кому придет в голову.

    И сегодня старый стиль остается свидетельством отделения Церкви от государства. Дай Бог, чтобы отделение это было отделением в положительном смысле, чтобы церковная независимость помогала сохранять духовные ценности и не переходила в отчуждение, чтобы свой, особый календарь не мешал миру принимать свидетельство христиан и не превращал их в группу маргиналов, живущих в своем пространстве, по своим часам.
    Николай Деев

  5. your_problem Ответить

    В первый день Рождества сколько счастливых детских голов поднимается ото сна с радостной грезой, в которой мерещится хвойное деревцо, сколько наивных ожиданий наполняет детское воображение… И как весело мечтать о золотой рождественской звезде, о какой-нибудь кукле, барабане, ярких огоньках на ветвях любимого деревца! У всех детей столько желаний, столько надежд связано с праздником Рождества.
    — Лида, Лида, понюхай, ведь елкой пахнет, — говорю я, просыпаясь в рождественское утро в самом веселом расположении духа. Румяное, полное лицо сестры отрывается от подушки. Она уморительно морщит свой маленький нос.
    — Да, пахнет… Правда… Как будто бы пахнет.
    — А как же говорили, что елки не будет в этом году!..
    — Может, и будет… В прошлом году тоже сказали: не будет… А потом все было, — вспоминает сестра.
    Няня уже тут как тут.
    — Нянечка, отчего елкой пахнет? — серьезно спрашиваю я.
    — Откуда ей пахнуть… Когда ее и в помине-то нет… Вставайте, барышни-сударышни. Сейчас «Христославы» придут…
    — Это дедушкины мальчишки?
    — Наверно, со звездою. Дедушка им красивую склеил.
    — Конечно, наш забавник старался для своих ребят… Была я у них, весь пол в кабинете замусорен, точно золотом залит… А звезда горит, переливается… Вот увидите, что это за звезда.
    В то далекое время был обычай «Христославами» ходить по квартирам со звездой и петь рождественские песни. Обыкновенно в каждом доме собиралась местная беднота: мальчики-подростки выучивали рождественские песни, делали звезду и шли по квартирам славить Христа.
    Не успеешь одеться, умыться, как, бывало, няня скажет: «Пришли со звездою». Слышим топот детских ног, и партия человек 6—10 войдет в комнату. Мальчики встанут перед образами и запоют «Рождество Твое…» и «Дева днесь»… Затем громко поздравят с праздником. Иногда это пение выходило очень стройно и красиво. Было что-то трогательное и праздничное в появлении «Христославов». Мы с сестрой очень это любили, радовались и с нетерпением ожидали их прихода.
    «Христославы» приходили в первый день несколько раз. У нас никому не отказывали: всех оделяли копейками и пряниками…
    Но мы особенно ждали дедушкиных мальчишек. Мы бы узнали их из тысячи, они появлялись с такой прекрасной, замысловатой звездой, какой ни у кого не было. Ведь ее делал сам наш художник — дедушка.
    Даже нянечка и та как-то особенно ласково и приветливо говорила:
    — Ну вот, наконец-то, и дедушкины ребятишки идут.
    Мы замирали от волнения… Ребята застенчиво входят в комнату, а впереди них двигается прекрасная золотая звезда… Она на высоком древке, кругом золотое сияние — дрожит и переливается… А в середине — изображение Рождества Христова.
    — Видишь, Лида, там Христос родился, — указываю я сестре на звезду.
    — Вижу… Это дедушка нарисовал… Знаю…
    Нам казалось, что дедушкины мальчики пели как-то особенно громко и стройно… Знакомые приветливые лица «босоногой команды» улыбались нам с сестрой… А мы стеснялись и прятались за няню, за маму.
    Дедушкиных мальчишек оделяли, конечно, щедрее других. Их даже поили горячим сбитнем… Как они бывали рады и долго вспоминали об этом!
    * * *
    В первый день Рождества несколько омрачалось наше радостное настроение… Мы не знали, будет у нас елка или нет…
    — Мама говорит, что не будет…
    — А почему она смеется? — взволнованно говорю я сестре. — Отвернулась и засмеялась…
    — Она всегда смеется…
    — А почему дверь в их комнату закрыта? И елкой пахнет!..
    — Мама сказала, что там был угар [43]… И комнату проветривают… Холодно там.
    Рассказ про угар похож на правду, и начинаешь ему верить. Все-таки волнение не покидает нас. И мы таинственно советуемся:
    — Можно подглядеть в щелочку.
    — Нет, нянечка говорила, что нехорошо в щелку подглядывать.
    Но искушение бывало так велико, что мы украдкой подглядывали в щелочку… И видели что-то прекрасное, сверкающее, зеленое… Похожее на елку…
    Бывало, в своем уголке мы уже играем в «Христославов», устроим из какого-нибудь цветка куклам елку. Но когда придут бабушка и дедушка с тетями и принесут в руках пакеты, то надежда снова наполнит наши сердца… Вскоре тетя Манюша займет нас рассказом… Заслушаешься и забудешь на время об елке… Вдруг мама запоет что-нибудь веселое… И нас торжественно подведет к закрытой комнате. Дверь распахнулась, и там сияет огнями елка.
    Не знаю, хорош ли был старинный прием внезапно радовать детей елкой… Восторг бывал так силен, что дух захватывало от радости. Стоишь долго, рот разинув, и слова не можешь сказать. Глаза сверкают, щеки разгорятся, и не знаешь, на что смотреть… А мама с папой схватят за руки и начнут кружиться вокруг елки с песнями.
    Елка наша бывала скромная, маленькая, но убранная красиво, с любовью. Под елкой лежат подарки… Каждый чем-нибудь порадует другого… Тетеньки вышили нам передники… Бабушка сшила по мячику из тряпок… Папа с дедушкой сделали скамейки; мама нарисовала картинки… Няня одела наших кукол… Мы тоже всем сделали подарки: кому стихи, кому закладку, кому связали какие-то нарукавнички… Все было сделано по силам и с помощью няни. Взрослые, особенно мама и тетеньки, с нами пели и плясали кругом елки… Было весело…
    Но, к сожалению, в раннем детстве на наших елках и праздниках никогда не бывало детей; у нас совсем не было маленьких друзей…
    Помню, как-то раз няня привела детей прачки и посадила под елку. Сначала мы думали, что это огромные куклы… Но когда рассмотрели, то не было предела восторгу и радости. Мы не знали, как и чем занять, повеселить и одарить наших друзей…
    Ребенок всегда рвется к обществу своих сверстников, к детским интересам и играм с товарищами. И кажется, та наша елка, когда у нас были в гостях дети прачки, была самая веселая и памятная.
    * * *
    Совсем другие елки бывали у дедушки… На них бывало слишком много детей.
    Мы приходили в неописуемый восторг от дедушкиной елки. В маленькой квартирке серого домика скрыть само деревцо было невозможно… И мы его видели заранее — разукрашенное затейливыми цепочками, фонариками, звездами… Все это дедушка клеил сам, и ему помогали папа и мама…
    Но, кроме елки, на рождественском празднике нас и ребят «босоногой команды», которых в кабинете дедушки набиралось человек 12–15, всегда ожидал какой-нибудь сюрприз, который нас радовал и увлекал не менее елки.
    Наш затейник дедушка делал удивительные вещи: ведь он был мастер на все руки. «Что-то покажет нам дедушка? Что он еще придумал?!» — волновались мы с Лидой. Нас и других гостей отправляли в кухню, а в кабинете слышался шепот нетерпеливых голосов. Дедушка шел в зал и там сначала звонил в какие-то звонки, затем в свистульку кричал петухом… После садился за фортепиано и сам играл старинный трескучий марш…
    Под этот марш мы выходили из кухни, а мальчишки — из кабинета. Их обыкновенно выводила мама или наш отец. Мы все под дедушкин марш обходили елку и садились на приготовленные скамейки…
    Сразу же начиналось представление. Каждый год оно бывало различным: однажды дедушка устроил кукольный театр, и все его бумажные актеры говорили на разные голоса, кланялись, пели, танцевали, как настоящие… В другой раз он показывал фокусы… При этом у него на голове была надета остроконечная шляпа, а на плечах — черная мантия с золотыми звездами.
    Наивные зрители были поражены, как это у дедушки изо рта появляется целый десяток яблок, из носа падают монеты, исчезает в руках платок и т. п. Мы все считали его великим фокусником.
    Но лучше всего дедушка устраивал «туманные» картины. При помощи нашего отца он сам сделал великолепный волшебный фонарь, сам нарисовал на стеклах массу картин: это были вертящиеся звездочки, прыгающие друг через друга зайчата. При этом все показываемые картины старик пересыпал рассказами и прибаутками, шутками.
    Все, конечно, покатывались от смеха, особенно мальчики.
    После представления шло веселье вокруг зажженной елки. Дедушка играл свой марш, и ребята маршировали, а под конец даже плясали…
    Помню, что всех ребят, как и у нас, поили горячим сбитнем и чем-то угощали…
    Каким светлым лучом бывал этот праздник в сереньком домике для ребят горькой бедноты, которые попадали на елку «советника»! Она им снилась целый год и блестела еще ярче, чем та рождественская звезда, которую клеил им дедушка и с которою они славили Христа.

  6. Mitaur Ответить

    Дорогой Дмитрий,
    Именно объективно так получается потому, что в России гражданский Новый год с 1918 г. празднуется по новому Григорианскому календарю (календарная реформа сначала была предпринята в Католической церкви папой Григорием XIII в 1582 г. и постепенно, в течение последующих 150 лет, распространилась на все страны Европы), а Рождество и другие церковные праздники – по-прежнему по старому Юлианскому календарю, разработанному при римском императоре Юлии Цезаре и отстающему сейчас от реального календаря, приближенного к астрономическим реалиям, на 13 суток (а с 2100 года отставание будет уже на 14). Церковь русская на новый календарь перейти пока не решается (аналогично с Грузинской, Сербской и Иерусалимской церковью; а другие православные – греки, болгары, румыны  — перешли на новый календарь в 1920-х годах). Если бы перешла, то был бы нормальный порядок, – сначала Рождество Христа (25 декабря по новому стилю), потом Новый год 1 января. До перехода гражданского календаря в 1918 году на новый стиль в России было всё точно так же, только по Юлианскому календарю с опозданием на 12-13 суток (Новый год праздновался бы тогда 14 января по современному календарю).

  7. Yozshuhn Ответить

    0

    Бриллиантовые кружева, тыквы и драконы: Как творит фея ювелирного дизайна Мишель Онг 27.12.2019, 23:15

    Звёздные разводы – 2019: 10 известных семейных пар, которые расстались в этом году 27.12.2019, 20:22

    Как американские мамы устроили транспортный коллапс из самых лучших целей 27.12.2019, 18:34

    Как в СССР привлекали туристов, и почему иностранцы оставались недовольны поездкой 27.12.2019, 15:25

    Как великий Пушкин оказался третьим лишним: Любовный дуэт Елизаветы Воронцовой и Раевского 27.12.2019, 13:45

    Красота по-русски: 7 известных светских львиц, блиставших в царской России 27.12.2019, 12:13

    Как складывались отношения Галины Волчек с единственным сыном 27.12.2019, 10:25

    За кадром «Благочестивой Марты»: Как Виторган и Караченцов оседлали директора фильма 27.12.2019, 09:05

    «Железная леди» с большим сердцем: Галина Волчек 27.12.2019, 02:17

    Последний император независимой Византии Андроник Комнин: Жизнь как большая авантюра 26.12.2019, 22:12

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *