Почему в современной речи активно используются пословицы и поговорки?

10 ответов на вопрос “Почему в современной речи активно используются пословицы и поговорки?”

  1. Rovento Ответить

    В наш век мы храним и передаем информацию разными способами: письменно, на аудио – и видеоносителях, наконец, в электронном варианте. А ведь когда-то, когда даже письменность была неизвестна, существовал простой и доступный всем способ передачи опыта – наш язык. До сих пор до нас доходят послания предков в форме песен, сказок, обрядов. Но самым кратким, информативным и, возможно, наиболее используемым посланием являются пословицы и поговорки. Именно они, помимо своей смысловой нагрузки, делают нашу речь яркой и выразительной пословицы народов мира имеют много общего, но наряду с этим существуют и специфические особенности, характеризующие колорит самобытной культуры определенного народа, его многовековую историю. В пословицах заключен глубинный смысл и народная мудрость, уходящая своими корнями в далекое прошлое. В них мы можем увидеть культуру, традиции и историю народа, познать, что такое добро и зло, почувствовать каким прекрасным средством для воспитания в человеке нравственности, культуры, духовности являются эти кладези мудрости. Каждый человек, независимо от того, где он живет, много ли учился, употребляет в своей речи на протяжении жизни 200-300 пословиц. Все это случается, наверное, потому, что ценность пословиц и поговорок заключается в их краткости изложения и емкости передаваемого смысла. Это обуславливает актуальность данного исследования.
    Пословицы – это краткие, нередко ритмизованные изречения, представляющие собой, законченные предложения и выражающие определенные умозаключения. Они относятся к речевым жанрам фольклора, так как не исполняются специально, как, например, сказки и песни, а употребляются в разговорной речи.
    По своему содержанию и функциям пословицы, близки к лирической поэзии. Их назначение в том, чтобы в кратких афористических формулах
    выражать отношение народа к различным жизненным явлениям. Содержание пословиц и поговорок специфично. Все вместе взятые они отражают жизнь полнее, чем какой-либо другой жанр фольклора. Тематика произведений других жанров (сказок, былин, исторических песен) в той или иной степени ограничена, а тематика пословиц буквально безгранична. Они реагируют на все явления действительности, отражают жизнь и мировоззрение народа во всем многообразии, они передают бытовые, социальные, философские, религиозные, морально-этические, эстетические народные взгляды.
    Одним из источников появления пословиц и поговорок является устное народное творчество – песни, сказки, былины, загадки. Так, пословица т радости кудри вьются, от печали секутся возникла из песни. Из народных сказок произошли такие пословицы: Сам на лавочку, а хвостик под лавочку, Лисий хвост, да волчий рот, Целовал ворон курочку до последнего перышка и другие.
    Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.
    Определение Даля: «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки — ходячее выражение, недоразвившийся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (напр. «лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку», «всей одёжи две рогожи, да куль праздничный»). Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение.
    Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.
    «Голод не тётка, пирогом не накормит»
    «Слово не воробей»
    «Яйца курицу не учат»
    «Назвался грумздем — полезай в короб»
    «Ложка дёгтя в бочке мёда»
    «Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт»
    «Дорогам ложка к обеду»
    «Да, кудри извилин не заменят!»
    «Друзья познаются в беде»
    «От сумым да от тюрьмы не зарекайся»
    «Нашла коса на камень»
    «Без Бога ни до порога»
    «Целует — значит любит»
    «Бьёт — значит любит»
    Некоторые поговорки могут иметь схожее звучание, но разный смысл. Так, например, наравне с общеизвестной пословицей «Бьёт — значит любит» существует и пословица, отражающая народную мудрость «Гладит, значит любит».
    Часть пословиц и поговорок вошла в народную речь из произведений классической литературы И.А. Крылова, многие выражения баснописца стали народными пословицами, которыми часто можно окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами. Всем знакомы, например, афоризмы Крылова: «А ларчик просто открывался», «Слона-то я и не приметил», «Услужливый дурак опаснее врага».
    Конечно, постепенно переходя на современный язык люди, часто забывают первоначальный смысл пословицы или поговорки, так как породившее её явление уходит из жизни. Но, создавая новое, народ не выбрасывает все то лучшее, что накоплено за века нашими предками. Конечно, для сохранения такой, например пословицы: Деньга попа купит и бога обманет – у нас нет никаких условий. Но любовь к труду, умение и мастерство, смелость, честность, любовь к родине, дружба и другие качества, которые раньше не могли проявляться в полную силу, лишь в наше время получили все возможности для наиболее полного раскрытия. И пословицы, говорящие об этих качествах, всегда будут нашими спутниками. Не утратили своего значения пословицы, разящие острым словом: хвастовство, лень, эгоизм, лицемерие и другие пороки в поведении людей. Всегда, например, будут справедливы слова: Ленивый – могилы не стоит. Созданием новых и сохранением старых пословиц не ограничивается жизнь. Многие пословицы переосмысляются, переделываются в соответствии с новыми условиями.

  2. Блуждающий Дух Ответить

    Размещено на http://www.allbest.ru
    Негосударственное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования
    «Гуманитарно-экономический и технологический институт»
    Кафедра: Экономика
    Дисциплина: Русский язык
    РЕФЕРАТ
    Тема: « Пословицы и поговорки в речи»
    Выполнил:
    Закорецкая Елена Ивановна
    Москва, 2012г

    Содержание
    1. Введение
    2. История происхождение пословиц и поговорок
    3. Собирание и изучение пословиц и поговорок
    4.Пословицы и поговорки в современной речи
    5.Заключение
    6.Список литературы

    1.Введение
    Давно замечено, что мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и поговорках, а знание пословиц и поговорок того или иного народа способствует не только лучшему знанию языка, но и лучшему пониманию образа мыслей и характера народа.
    Сравнение пословиц и поговорок разных народов показывает, как много общего имеют эти народы, что, в свою очередь, способствует их лучшему взаимопониманию и сближению. В пословицах и поговорках отражен богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование пословиц и поговорок придает речи неповторимое своеобразие и особую выразительность.
    Пословицы и поговорки, которые широко употребляются в современной речи. Употребляя ту или иную пословицу в конкретной ситуации, говорящий стремиться подтвердить и подчеркнуть суть сказанного.
    Необходимо отметить, что многие русские пословицы и поговорки многозначны, что делает их трудными для толкования и сравнения. Тем не менее, важно помнить, что они складывались в различных исторических условиях.
    Следует отметить, что в каждом языке существуют фразы и выражения, которые нельзя понимать буквально, даже если известно значение каждого слова и ясна грамматическая конструкция. Смысл такой фразы остается непонятным и странным.
    Пословицы и поговорки – широко распространенный жанр устного народного творчества. Они сопровождают людей с давних времен. Такие выразительные средства, как точная рифма, простая форма, краткость, сделали пословицы и поговорки стойкими, запоминаемыми и необходимыми в речи.
    Пословицы и поговорки – древний жанр народного творчества. Они возникли в далекое время, и уходят своими корнями вглубь веков. Многие из них появились еще тогда, когда не было письменности. Поэтому вопрос о первоисточниках стоит еще открытым. Пословицы следует отличать от поговорок. Главной особенностью пословицы является ее законченность и дидактическое содержание. Поговорка отличается незавершенностью умозаключения, отсутствием поучительного характера.
    Не только количество слов, их многозначность, их словообразовательные возможности, грамматические особенности, синонимия, но и фразеология свидетельствует о богатстве, оригинальности и самобытности нашего языка.

    2. История происхождения пословиц и поговорок
    Возникновение пословиц относится к глубокой древности. В них сосредоточен и выражен в краткой художественной форме свод знаний, наблюдений, примет трудового народа. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт и передают его последующим поколениям. Источники появления пословиц довольно разнообразны. Главные из них – непосредственные жизненные наблюдения людей, социально-исторический опыт народа. Часть пословиц и поговорок, бытующих в народе, восходит к книжным источникам. Дидактические стихотворения из старинных рукописей, стихи поэтов, а так же произведения, вышедшие из классического Востока, в определенной степени пополнили состав восточных пословиц. Борьба с иноземными захватчиками, горячая любовь к родине и ненависть к её врагам, стойкость, мужество и героизм русского народа – все это нашло в коротких, но мудрых изречениях.
    Трудовые люди, создающие все богатства страны и защищавшие её от иноземных захватчиков, долгие века изнывали под тяжким гнетом эксплуатации и порабощения. Виновников своей тяжелой жизни, своих страданий народ видел в боярах, чиновниках, церковниках, помещиках, а затем в капиталистах. Немало создано пословиц, в которых отразилась трудная и голодная жизнь крестьянина, противопоставленная сытой и беззаботной жизни выжимающего из него все соки господина (убогий мужик и хлеба не ест, богатый и мужика съест; Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку; Мужицкими мозолями бары сыто живут). Особенно много пословиц, едко высмеивающих попов и монахов, их жадность, корыстолюбие, эгоизм (Попу да вору все впору; Волчья пасть да поповские глаза – ненасытная яма).
    Бедняку некуда и некому было пожаловаться. Чиновники стояли на страже тех же крепостников (Где сила, там и закон). В суд нельзя было прийти без взятки, что было возможно только богачам. И, конечно, дело всегда решалось в их пользу. Где суд там и неправда.
    Жизнь постоянно убеждала народные массы, что ни бог, которому они молились, ни царь, на которого они надеялись, не приносят желаемого облегчения. До бога высоко, до царя далеко – такой вывод неизбежен. Возлагать надежды можно было только на собственные силы. В самые тяжелые времена народ не переставал мечтать о воле (В каменном мешке, а думка вольна), о расправе над своими хозяевами (Есть и на черта гроза; Пустить красного петуха), о счастливой жизни (Будет и на нашей улице праздник). Классовая борьба, явная или скрытая, никогда не прекращалась, и меткое слово было острым оружием в этой борьбе.
    Недаром среди феодалов возникли такие пословицы: Холопье слово, что рогатина; Смерда взгляд хуже брани.
    Но постепенно менялись взгляды и представления людей. Особенно резкая перемена в сознании народа наступила после Великой Октябрьской революции. Впервые в истории человечества было создано государство рабочих и крестьян, вес трудящиеся получили равные права, женщины
    освободились от многовекового семейного и социального рабства, народ стал подлинным хозяином собственной судьбы и завоевал условия для свободного творческого труда. Пословицы не могли пройти мимо этих революционных преобразований: Ленина завет облетел весь свет; Была лучина и свеча, а теперь лампа Ильича. Эти и многие другие изречения говорят о коренных изменениях в жизни трудящихся.
    3. Собирание и изучение пословиц и поговорок
    Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII вика. Это — «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель его остался неизвестным, в собрание вошло свыше 2500 пословиц и поговорок. Составитель предпослал собранию характерное предисловие: пословицы, — убеждал он, — «зело потребны и полезны: и всеми ведомы добре». Желая защитить свое собрание пословиц от нападок церковников, составитель внушал читателю, что в пословицах и поговорках народа нет ничего такого, что бы противоречило божественному писанию. В сборник вошло много пословиц острого социального содержания.
    Сборники, подобные «Повестям или пословицам всенароднейшим», продолжали появляться на всем протяжении XVIII века. Разумеется, это были сборники рукописные. Великий русский ученый М. В. Ломоносов и историк В. Н. Татищев были первыми в России, кто поняли значение пословиц и поговорок народа для истории и науки о языке. Работу М. В. Ломоносова и В. Н. Татищева продолжали ученые Академии наук, которая издала «Словарь Академии Российской» (1789–1794). При обсуждении плана «Словаря» обнаружилось расхождение во мнении о том, какие из пословиц народа включать в «Словарь» и какие не включать.
    Стремление тенденциозно истолковать народные пословицы и поговорки отчетливо выразилось в первых печатных сборниках, которые начинают появляться с конца 60-х годов XVIII века.
    Демократические тенденции в подходе к изучению пословиц отразились в наиболее значительных сборниках пословиц этого времени: 908 пословиц из «Письмовника» Н. Курганова (первое издание появилось в 1769 году, книга неоднократно переиздавалась вплоть до 1837 года), «Собрание 4291 древних российских пословиц», отпечатанных при Московском университете в 1770 году. Последний сборник издавался трижды, с него снимали многочисленные рукописные копии. Составление его приписывается профессору Московского университета А. А. Барсову. В собрание вошли подлинно народные пословицы.
    Глубокий интерес передовых деятелей искусства к пословицам не прошел бесследно для последующих поколений исследователей и собирателей фольклора. В 30– 60-е годы появляются значительные сборники и обширные исследования пословиц и поговорок. В 1848 году профессор Московского университета И. М. Снегирев (1793–1868) издал сборник «Русские народные пословицы и притчи» (М., 1848), который вместе с изданным в 1857 году «Новым сборником русских пословиц и притчей» (М., 1857) включал свыше 10 500 пословиц и поговорок. Сборник И. М. Снегирева, как и знаменитое собрание песен П. В. Киреевского, был коллективным делом видных ученых и отдельных любителей народного творчества. В сборнике преобладают подлинно народные материалы, однако составитель счел возможным соединить их с изречениями, идущими от церковной литературы, чем вызвал нарекания и критику передовых журналов своего времени. И. М. Снегирев вошел в науку не только как собиратель народного творчества, но и как исследователь. Им написан «Опыт рассуждения о русских пословицах» (М., 1823) и создан обширный четырехтомный труд «Русские в своих пословицах» (М., 1831–1834).
    Эти исследования включают немало правильных толкований исторического происхождения и смысла пословиц, наблюдения над процессом заимствования пословиц одним народом у другого.
    Имя И. М. Снегирева стало известно мировой науке.
    Работу И. М. Снегирева продолжал Ф. И. Буслаев («Русские пословицы и поговорки». Архив историко-юридических сведений Н. Калачева, 1854, кн. II, отд. IV). Ф. И. Буслаеву принадлежит статья «Русский быт и пословица» (Ф. И. Буслаев, Исторические очерки, т. I, 1861, стр. 78–136), в которой
    изложен взгляд на пословицу, соответствующий общим принципам так называемой «мифологической школы». Многие поэты и исследователи изучали и собирали пословицы и поговорки , но хотелось бы отметить самый значительный из всех сборников русских пословиц и поговорок — сборник Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа». Собрание было опубликовано в «Чтениях Общества истории древностей российских при Московском университете» (1861 –1862).
    В сборник вошло свыше 30 000 пословиц, поговорок и других «малых» жанров русского фольклора. Источником для сборника служили несколько печатных сборников прошлого века, собрание И. Снегирева, рукописные тетрадки записей, доставленные В. Далю со всех сторон, и, прежде всего, живой русский язык, речь народа.
    В. И. Даль сгруппировал пословицы и поговорки по тематическому принципу, стремясь охарактеризовать мнение народа о разнообразных явлениях природы и общества. Сборник помог донести до нашего времени многие пословицы и поговорки употребляемые в нашей современной речи.
    4. Пословицы и поговорки в современной речи
    В наш век мы храним и передаем информацию разными способами: письменно, на аудио – и видеоносителях, наконец, в электронном варианте. А ведь когда-то, когда даже письменность была неизвестна, существовал простой и доступный всем способ передачи опыта – наш язык. До сих пор до нас доходят послания предков в форме песен, сказок, обрядов. Но самым кратким, информативным и, возможно, наиболее используемым посланием являются пословицы и поговорки. Именно они, помимо своей смысловой нагрузки, делают нашу речь яркой и выразительной пословицы народов мира имеют много общего, но наряду с этим существуют и специфические особенности, характеризующие колорит самобытной культуры определенного народа, его многовековую историю. В пословицах заключен глубинный смысл и народная мудрость, уходящая своими корнями в далекое прошлое. В них мы можем увидеть культуру, традиции и историю народа, познать, что такое добро и зло, почувствовать каким прекрасным средством для воспитания в человеке нравственности, культуры, духовности являются эти кладези мудрости. Каждый человек, независимо от того, где он живет, много ли учился, употребляет в своей речи на протяжении жизни 200-300 пословиц. Все это случается, наверное, потому, что ценность пословиц и поговорок заключается в их краткости изложения и емкости передаваемого смысла. Это обуславливает актуальность данного исследования.
    Пословицы – это краткие, нередко ритмизованные изречения, представляющие собой, законченные предложения и выражающие определенные умозаключения. Они относятся к речевым жанрам фольклора, так как не исполняются специально, как, например, сказки и песни, а употребляются в разговорной речи.
    По своему содержанию и функциям пословицы, близки к лирической поэзии. Их назначение в том, чтобы в кратких афористических формулах
    выражать отношение народа к различным жизненным явлениям. Содержание пословиц и поговорок специфично. Все вместе взятые они отражают жизнь полнее, чем какой-либо другой жанр фольклора. Тематика произведений других жанров (сказок, былин, исторических песен) в той или иной степени ограничена, а тематика пословиц буквально безгранична. Они реагируют на все явления действительности, отражают жизнь и мировоззрение народа во всем многообразии, они передают бытовые, социальные, философские, религиозные, морально-этические, эстетические народные взгляды.
    Одним из источников появления пословиц и поговорок является устное народное творчество – песни, сказки, былины, загадки. Так, пословица т радости кудри вьются, от печали секутся возникла из песни. Из народных сказок произошли такие пословицы: Сам на лавочку, а хвостик под лавочку, Лисий хвост, да волчий рот, Целовал ворон курочку до последнего перышка и другие.
    Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.
    Определение Даля: «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки — ходячее выражение, недоразвившийся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (напр. «лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку», «всей одёжи две рогожи, да куль праздничный»). Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение.
    Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.
    «Голод не тётка, пирогом не накормит»
    «Слово не воробей»
    «Яйца курицу не учат»
    «Назвался грумздем — полезай в короб»
    «Ложка дёгтя в бочке мёда»
    «Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт»
    «Дорогам ложка к обеду»
    «Да, кудри извилин не заменят!»
    «Друзья познаются в беде»
    «От сумым да от тюрьмы не зарекайся»
    «Нашла коса на камень»
    «Без Бога ни до порога»
    «Целует — значит любит»
    «Бьёт — значит любит»
    Некоторые поговорки могут иметь схожее звучание, но разный смысл. Так, например, наравне с общеизвестной пословицей «Бьёт — значит любит» существует и пословица, отражающая народную мудрость «Гладит, значит любит».
    Часть пословиц и поговорок вошла в народную речь из произведений классической литературы И.А. Крылова, многие выражения баснописца стали народными пословицами, которыми часто можно окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами. Всем знакомы, например, афоризмы Крылова: «А ларчик просто открывался», «Слона-то я и не приметил», «Услужливый дурак опаснее врага».
    Конечно, постепенно переходя на современный язык люди, часто забывают первоначальный смысл пословицы или поговорки, так как породившее её явление уходит из жизни. Но, создавая новое, народ не выбрасывает все то лучшее, что накоплено за века нашими предками. Конечно, для сохранения такой, например пословицы: Деньга попа купит и бога обманет – у нас нет никаких условий. Но любовь к труду, умение и мастерство, смелость, честность, любовь к родине, дружба и другие качества, которые раньше не могли проявляться в полную силу, лишь в наше время получили все возможности для наиболее полного раскрытия. И пословицы, говорящие об этих качествах, всегда будут нашими спутниками. Не утратили своего значения пословицы, разящие острым словом: хвастовство, лень, эгоизм, лицемерие и другие пороки в поведении людей. Всегда, например, будут справедливы слова: Ленивый – могилы не стоит. Созданием новых и сохранением старых пословиц не ограничивается жизнь. Многие пословицы переосмысляются, переделываются в соответствии с новыми условиями.

    5. Заключение
    Пословицы и поговорки, являясь частью культуры данного народа, всегда оставались и останутся актуальными, несмотря на развитие экономики и техники, на прогресс и т. д. В любое время пословицы и поговорки будут характерной чертой данного народа, объектом внимания и исследования.
    Проанализировав около 100 пословиц и поговорок, я пришла к следующим выводам:
    – пословицы и поговорки многозначны и ярки. Они находятся вне времени и вне классового деления, т.е. их использует в речи, как богатые люди, так и люди низших слоев общества;
    – пословицы и поговорки русского языка трудны для перевода на другие языки;
    – почти в любом языке можно подобрать эквиваленты русским пословицам и поговоркам.
    Анализ собранного материала показал, что некоторые пословичные и поговорочные образования, традиционно представляемые в словарях и справочниках как варианты более крупных единиц, на самом деле являются вполне самостоятельными речениями и употребляются в разговорной речи человека.
    пословица поговорка народное творчество

    Список литературы
    1.Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.,1993.
    2.Перетц В. Н., Из истории пословицы. Историко-литературные заметки и материалы, с прилож. сб. польских пословиц по рукописи 1726 г., СПБ, 1898
    3.Собрания П.: Симони П., Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и пр. XVII–XIX ст., вып. II, СПБ, 1899
    4.Снегирев И., Русские народные пословицы и притчи, М., 1848
    5.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов
    Размещено на Allbest.ru

  3. Nazil Ответить



    4 заключается в возможности использования его результатов в процессе изучения родного языка, во внеурочной деятельности.



    5 На первом этапе необходимо было изучить литературу по истории использования и значении пословиц и поговорок в русском языке и в современной русской речи.

    6 Для исследования были выбраны русские пословицы и поговорки, а также результаты анкетирования педагогов, учащихся МОУ «Гимназия 21», родителей, результаты интернет – опроса, материалы статей о современном применении пословиц и поговорок. русские пословицы и поговорки. частота их употребления, социальная значимость и роль, особенности использования в современной русской речи. научная, публицистическая, справочная литература соответствующей направленности и результаты анкетирования


    7 «Русский народ создал огромную изустную литературу – мудрые пословицы и поговорки Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» Давно замечено, что мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и поговорках, а знание пословиц и поговорок того или иного народа способствует не только лучшему знанию языка, но и лучшему пониманию образа мыслей и характера народа.

    8 Непревзойдённый автор словаря пословиц и поговорок В. И. Даль так определял жанр пословицы: «Пословица – краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть собь». Поговорку же он видел как «Окольное выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения, применения». Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное, народное конечное суждение. Поговорка это образное выражение, существующее в речи для эмоциональных, экспрессивных оценок (например, “надоел, хуже горькой редьки” выражение досады). В отличие от пословицы целого высказывания, поговорка является всегда его частью.



    9 Следует отметить, что пословица и поговорка всегда “живут” вместе, они не разделяются никем, начиная с Даля. Хотя Даль и дал нам вроде очень чёткую «формулу», по которой можно бы отделить пословицы от поговорок: “Поговорка цветочек, пословица ягодка”, но сам он не пошёл на такое разделение. Это подтверждается тем, что во всех изданиях сборника В. И. Даля, пословицы и поговорки не отделены друг от друга.


    10 Особое значение пословиц и поговорок для русского народа подтверждается огромным количеством пословиц о пословице! Мне удалось найти 37 пословиц : Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится. И на твою честь пословица есть. На всякого Егорку живёт поговорка. Старая пословица век не сломится. Без пословицы речь не молвится. Белый свет не околица, а пустая речь не пословица.



    11 Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка. В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его моральные, этические, социальные, эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю народа, отражают характер народа, они впитали в себя все тонкости отношения русского народа к действительности, ее восприятия и отражения. Максим Горький говорил: «Вообще пословицы и поговорки образцово формируют весь жизненный социальноисторический опыт народа» Знание пословиц может дать человеку знание о русском народе, и, в конечном итоге, о самом себе.

    12 «Мы учим русскому народному языку на пословицах, – говорит К.Д.Ушинский, – ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранён в пословицах, не знаем». Ни в одной из форм языкового творчества народа не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках. «Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам», – отмечал великий педагог и мыслитель в работе «Первая после Азбуки книга для чтения».

    13 Полностью соглашается со взглядом К.Д. Ушинского в своей оценке народных пословиц, их роли и месте в усвоении родного языка Л.Н. Толстой. В народных пословицах и поговорках он видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и заразительности, вызывающих «бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений». Таким образом, можно сделать вывод о том, что русские пословицы и поговорки имеют огромную общественную ценность. Она состоит в познавательном, воспитательном и эстетическом значении, в богатом жизненном содержании, глубоком идейном смысле, больших художественных достоинствах и национальном своеобразии.

    14 В современное время наша речь характеризуется все новыми оборотами, которые использует практически каждый человек. Но вместе с тем сохраняется значение пословиц. Именно пословицы позволяют ярко подчеркнуть смысл сказанного. Пословичные выражения активно применяют многие люди, при этом их социальный статус, место их работы не имеет особого значения. Иногда только при помощи пословицы появляется возможность убедить человека в своей правоте. Иногда она используется, чтобы высмеять какие-то пороки, которые есть в человеке, или осудить его. Меткие слова, которые присутствуют в пословицах, позволяют сделать это гораздо ярче и точнее.
    15 Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: «Хороша пословица в лад да в масть». Сегодня в нашем распоряжении находится большое количество сборников народных изречений. Среди них сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа». Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». В названном сборнике результате тридцатипятилетней работы содержится более тридцати тысяч пословиц, поговорок и изречений. Сборник, составленный в середине XIX века, продолжает служить и сейчас.

    16 Очень важно не только знать какое-то количество народных изречений, но и понимать их смысл, чтобы правильно применять в своей речи. Этой цели служит «Словарь русских пословиц и поговорок», содержащий около 1200 народных выражений. В словаре объясняется значение пословиц и поговорок, имеющих переносный смысл, приводятся примеры их использования в речи. Полезен и словарь «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения» Ю.Е. Прохорова В. П. Фелицыной. В нем собрано 450 наиболее употребительных в современном русском языке пословиц, поговорок и крылатых выражений.


    17 Вторым этапом работы стал анализ частоты применения и использования пословиц и поговорок в современной речи, который включает в себя: 1. Устный и интернет-опрос педагогов, учащихся и родителей Гимназии. 2. Качественный и количественный анализ и обобщение полученных результатов.




    18 Для анализа современного использования поговорок и пословиц, нами был проведён устный и интернет- опрос среди педагогов, учащихся и родителей МОУ “Гимназия 21”.

    19 Количество участников анкетирования лет лет лет лет 45 человек 15 человек 12 человек 8 человек 56 % 19 % 15 % 10 %
    20 Преобладающие темы пословиц п/п ТЕМА Количество употреблений Процентное соотношение 1 Народная мудрость, советы ,1 % 2 Труд, работа ,2 % 3 Нравственность, человеческие качества ,9 % 4 Дружба 92 7,4 % 5 Ответственность 98 7,9 % 6 Ум, знания 102 7,4 % 7 Семья 80 6,5 % 8 Родина, храбрость, патриотизм 82 6,6 %










    21
    22 Нужны ли сегодня пословицы и поговорки и для чего Пословицы сегодня необходимы Пословицы, как кладезь народной мудрости и опыта, воспитывают, помогают в различных ситуациях при общении, учат развивают речь, обогащают её и придают ей выразительность ПРИЧИНЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСЛОВИЦ СЕГОДНЯ Пословицы помогают выразить мысли, понять ситуацию Пословицы это народная мудрость, опыт Пословица облегчает и разнообразит общение Пословица развивает память, обогащает знания 77 96,2 % 23 28,75% 29 36,25 % 20 25% 5 6,25% 3 3,75%






    23

    24 п/п Возрастная категория Количество человек Количество пословиц Частотность употребления на 1 человека , , ,6
    25 Итак, пословицы, являясь неотъемлемым атрибутом народного фольклора и, в свою очередь, атрибутом культуры данного народа, несут в себе отражение жизни той нации, которой они принадлежат, заключая в себе образ мыслей и характер народа, более того, его национальный менталитет. Пословицы многообразны, они находятся как бы вне временного пространства. Действительно, в какое бы время мы не жили, пословицы всегда останутся актуальными, приходящимися всегда к месту. Проведённый социолингвистический опрос доказал правомерность всех вышеуказанных умозаключений о непреходящей значимости пословиц в современном языке и необходимости неустанного обращения к этому глубочайшему пласту народной мудрости и творчества.




    26 Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что пословицы и в современной речи не теряют своей актуальности и могут определять духовные и мировоззренческие ценности общества и личности, ПОДТВЕРДИЛАСЬ. Работа по данной теме оказалась очень актуальной не только в плане получения дополнительных знаний, но и в плане использования возможности проанализировать эти сведения на богатом и интереснейшем материале русских пословицах. Несомненно, что обращение к живой русской речи, к этому кладезю мудрости и остроумия русского народа, никого не может оставить равнодушным.

    27 Перспективы работы Работа в данном направлении может быть продолжена, так как имеется возможность расширить тему исследования, подробнее остановившись, например, на тематике пословиц, на их трансформации в современном языке, объём исследований представляется нам более чем глубоким, а само направление интереснейшим и актуальным.


    28

  4. Ferr Ответить

    Прежде чем искать эквивалент пословиц и поговорок в современном мире, нужно разобраться с определением, ведь многие часто путают эти явления. «Пословица — краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном», – такое определение даёт словарь русского языка. Поговорка, в отличие от неё, не выражает законченной мысли и является устойчивым выражением, отражающим какое-либо явление жизни. Есть и фразеологизм: состоящее из двух и более компонентов выражение, целостное по смыслу, соотносимое со словом. Существуют они для того, чтобы сделать речь намного выразительнее. Согласитесь, фраза «когда рак на горе свистнет» звучит куда интереснее, чем просто «никогда».
    Всем нам, так или иначе, попадались в сети так называемые «цитаты великих людей». Они — универсальный ответ в споре, их же многие используют, чтобы продемонстрировать эрудированность. Впрочем, далеко не каждый, кто цитирует на стене Эриха Марию Ремарка, знает, что он на самом деле мужчина и, уж тем более, вряд ли читал хоть одну его книгу. Популярность цитатников в соцсетях такова, что число подписчиков крупнейших из них давно перевалило за миллион. В связи с этим хотелось бы процитировать Виктора Пелевина, известного своими сатирическими высказываниями на тему современной культуры, но — увы! — это невозможно, поскольку большинство его афоризмов неприлично. Как говорил об этом сам Виктор Олегович: «Окончательную правду русскому человеку всегда сообщают матом».
    Хотя не будем кривить душой, используются и реальные цитаты. «Язык – живой организм. Он развивается и реагирует на все, что происходит в социуме, – объясняет кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики обучения русскому языку Галина Иваненко. – Поэтому неизбежно менялся и будет постепенно меняться и лексический состав, и грамматика, и стилистика. В языке существует пласт готовых, «слетающих с языка» по случаю целостных и хлестких выражений, разнообразных по своей структуре и качеству: пословиц, поговорок, фразеологизмов, крылатых слов и выражений, цитат. Источник их пополнения зависит от веяний времени. Конечно, такой пласт языка наиболее остро реагирует на жизнь».
    Своеобразным современным аналогом пословиц можно назвать интернет-мемы. «Википедия» определяет мемы как «любые высказывания, картинки, видео или звукоряд, которые имеют значение и устойчиво распространяются во Всемирной паутине». По своим свойствам они ближе всего к поговоркам. Они массовые, узнаваемые; употребленные к месту, они могут даже быть остроумным ответом собеседнику. Например, вместо «Не так страшен чёрт, как его малюют» вполне можно написать «Ты кто такой? Давай до свиданья!». Cмысл понятен, и собеседник обидится сильнее.
    Но можно ли сказать, что цитаты и мемы полностью вытеснили из нашей речи пословицы и поговорки? Вероятнее всего, нет. Употребление цитат редко выходит за рамки переписки (как правило, вообще в письменной речи, также часто в научной). Слишком длинные высказывания редко употребляются людьми в устной речи. Мемы более лаконичны, но в большинстве своем представлены визуальными образами. Поэтому именно пословицы и поговорки не теряют своей актуальности сегодня. Но что же стало с ними сегодня? В какой форме они предстают в век видеообзорщиков, звезд «Инстаграмма» и медиавирусов?

    Современные пословицы

    Согласно учебнику филфака за первый курс, существуют два взгляда на проблему устного народного творчества. Первый из них рассматривает его как нечто застывшее, второй — как динамично развивающееся явление. С этой позиции даже иная надпись на заборе может рассматриваться как фольклор.
    «Пословицы и поговорки – результат народного творчества: кто-то сказал, другой добавил, остальным понравилось – повторили, дети запомнили, – подтверждает в беседе с корреспондентом Lentachel.ru Галина Иваненко. – Сегодня, в век информационных технологий, когда автор ставшего популярным высказывания, как правило, известен, увеличилось количество так называемых «крылатых выражений» – авторских афоризмов. В языке остается то, что востребовано. В равной мере это пословицы (Цыплят по осени считают), поговорки (День да ночь — сутки прочь), фразеологизмы (руки опускаются, мурашки побежали по спине, поезд ушел), а также крылатые выражения различных авторов и эпох от «О времена! О нравы!» до «Мочить их в сортире».
    Как утверждает специалист, одни элементы уходят в пассивный запас, другие, напротив, актуализируются. Люди разных возрастов, образования, социальной среды, интересов, личных языковых пристрастий, в конце концов, выбирают различные средства выражения своих мыслей и эмоций.
    Но как именно они образуются сегодня? Существует несколько механизмов порождения, мы осветим наиболее распространенные. Во-первых, переосмысление старых пословиц. Например, «Бесплатный сыр получает только вторая мышка», «Не в деньгах счастье, а в их количестве» или «Волка, как и журналиста, кормят ноги». Часто подобные выражения имеют эротический подтекст: «Что русскому хорошо, то немцы снимают на видео», «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не забеременело» или «Секс всему голова».
    Во-вторых, имеет место «выход в народ» авторских высказываний. Раньше они брались из литературных произведений. Безусловным лидером среди русских классиков в этом смысле является баснописец Крылов. «А ларчик просто открывался», «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» – эти выражения знает сегодня каждый. Впрочем, и у других авторов есть выражения, получившие хождение в массах. Например, фраза «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан» принадлежит перу Некрасова. Реплику «Служить бы рад — прислуживаться тошно», – бросил герой пьесы Грибоедова.
    «У Грибоедова вообще много крылатых выражений: «Счастливые часов не наблюдают», «Что будет говорить княгиня Марья Алексеевна?». Я, например, употребляю их в повседневной жизни. Возможно, выбор средств языкового выражения зависит от возраста и среды», – замечает филолог.
    Сегодня цитаты берутся главным образом из кинофильмов. Так, фраза «Не мы такие — жизнь такая» стала известна благодаря криминальной драме «Бумер», а «Вы мне, гады, ещё за Севастополь ответите!» из картины «Брат 2». Впрочем, далеко не одни бандитские разборки 90-х обогатили русский фольклор. Голливуд тоже поработал на славу. Крылатые выражения из его шедевров нередко становятся чем-то вроде иронических реплик в разговоре. Мало кто скажет «Да пребудет с тобой Сила!», «Люблю запах напалма по утрам…» или «I’llbeback» иначе, чем для того, чтобы разбавить скучную обстановку.
    В качестве отдельного вида стоит рассмотреть выступления в СМИ известных людей, особенно российских политиков. Иногда обращают на себя внимание фрагменты публичных выступлений. Например, реплика «Это были лихие 90-е, мы выживали, как могли» наверняка написана профессиональным спичрайтером. Однако, чаще всего, мы сталкиваемся со смысловыми ляпами. Типа «Хотели как лучше, а получилось, как всегда».

    Классика жанра

    Но как быть со старыми пословицами? Неужели они окончательно умерли? Безусловно, многие выражения теряют свою актуальность ввиду того, что были привязаны к конкретным историческим обстоятельствам. «Утро вечера мудренее» не подойдет для людей-сов, а «хлеб — всему голова» – для тех, кто следит за фигурой. А скажем, «Сей овёс в грязь – будешь князь» давно утратила свою актуальность из-за развития сельского хозяйства.
    «Общаясь с сельскими жителями, нынче совсем немногочисленными, заметила, что многое из того в речи, что город забыл, деревня еще сохраняет. Жизнь другая – и язык другой. Ведь действительно семена должны попасть во влажную среду, чтобы прорасти. У меня бабушка так говорила, от соседки по даче слышала тоже», – вспоминает Галина Сергеевна.
    Впрочем, употребление тех или иных крылатых выражений вне контекста всегда считалось признаком глупости. Кроме того, нужно помнить, что большинство выражений являются иносказательными. Пословица «баба с возу — кобыле легче» – вовсе не об особенностях пассажирских перевозок. Она означает, что если кто-либо выйдет из общего дела или откажется от чего-либо, ставшимся от этого будет только лучше.
    Пословицы чем-то напоминают научные теории: всем хороши, но имеют четкие границы применения. Зачем нам, скажем, теория относительности, если нужно всего-то рассчитать скорость движения автомобиля? Кроме того, некоторые представления о мироустройстве имеют свойство устаревать. Точно также и крылатые выражения: актуальность теряют редко, нужно лишь употреблять их к месту.
    Ева Полякова

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *