Почему в условиях совершенной конкуренции дефицит и избыток?

14 ответов на вопрос “Почему в условиях совершенной конкуренции дефицит и избыток?”

  1. Tek Ответить

    Согласно Л. Вальрасу, при избытке возникает конкуренция между продавцами. Для привлечения покупателей продавцы начнут снижать цену. По мере снижения цены объем спроса будет возрастать, а объем предложения снижаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие. В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. Между покупателями начнется конкуренция за дефицитный товар. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню P0
    . Следовательно, по Вальрасу комбинация P0
    , Q0
    представляет устойчивое рыночное равновесие.[2]
    По-иному рассуждал А. Маршалл. Если цена возрастет до P1
    , то объем спроса сократится до Q1
    . Такое количество продукции предприниматели согласны предложить по цене P2
    . Поскольку цена спроса (P1
    ) превышает цену предложения (P2
    ), то фирмы получают большой объем прибыли, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет Q0
    , тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет и объем производства стабилизируется. В случае превышения равновесного объема предложения цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуации предприниматели несут убытки, что приведет к сокращению производства до равновесного безубыточного объема. Следовательно, и по Маршаллу точка пересечения кривых спроса и предложения на рисунке представляет устойчивое рыночное равновесие.
    По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка – продавцы.
    Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.
    Расхождения при описании механизма функционирования рынка проистекают из того, что, по мнению первого, рыночные цены совершенно гибки и мгновенно реагируют на любые изменения конъюнктуры, а по мнению второго, цены недостаточно гибки, и в результате при возникновении диспропорций между спросом и предложением объемы рыночных сделок быстрее реагируют на эту диспропорцию, чем цены. Поэтому интерпретация процесса установления рыночного равновесия по Вальрасу соответствует условиям совершенной конкуренции, а по Маршаллу – условиям несовершенной конкуренции в коротком периоде.[6]

    3.2. Дефицит и излишки

    Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие – это всегда такое состояние рынка, при котором QD
    = QS
    . Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD
    > QS
    ) или излишек (избыток) товаров на рынке (QD
    < QS ) ( рис.5).[3] Таким образом, избыток возникает, если при некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него. Товар дефицитный, если величина спроса на товар больше величины его предложения. Потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если установленная государством максимальная цена ("потолок цены") находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации. В условиях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные. Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. - все они являются омертвленными затратами (deadweight cost), которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара, и не доходят до тех, кто его реально производит. Потолок цен "подрезает” излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны. Поэтому дефицит не убывает. Наоборот, те кто продает (или распределяет) дефицитный товар заинтересованы в его сохранении, так как он становится источником их доходов (так как увеличивает размеры неденежных затрат). Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными” предлогами. В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции. [9] Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели. Как показано на рис.5, любой избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РЕ , по которой будет продаваться QE товаров на рынке. Теперь рассмотрим, что произойдет на рынке, если изменится спрос или предложение.

    4.Сдвиг рыночного равновесия

    4.1. Сдвиг рыночного равновесия, вызванный изменением спроса

    Представим, что произошло увеличение спроса на товар.
    Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, т.е. при неизменном предложении товаров происходит смещение всей кривой спроса вправо вверх, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем количества продаж товаров. И наоборот, снижение спроса, когда вся кривая спроса смещается влево вниз при неизменном предложении, ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема товарных продаж. Эта ситуация представлена на рис.6а.
    Первоначальную ситуацию на рынке отражают линии спроса D и предложения S, точка равновесия E, равновесные объем и цена, соответственно, QE
    и PE
    .
    Теперь представим, что повысилась цена на товар-заменитель. В этом случае спрос на наш товар увеличится, а линия спроса сдвинется из положения D в положение D2
    . При цене PE
    и новом спросе D2
    . На рынке образуется дефицит в размере QE
    – Q3
    . Появление дефицита на рынке вызовет повышение цены. По мере того как цена будет расти, будет увеличиваться и объем предложения. Цена на рынке будет повышаться до тех пор, пока не установится новое рыночное равновесие (точка Е2
    ), где QD
    2
    =QS
    .
    Новый равновесный объем будет равен Q2
    , а новая равновесная цена P2
    .
    Таким образом, при прочих равных условиях рост спроса вызовет увеличение равновесной цены (P2
    >PE
    ) и равновесного объема продаж (Q2
    >QE
    ).
    Теперь представим, что наш товар сократился.
    Представим, что снизились доходы населения. Новая линия спроса займет положение D1
    . При цене PE
    и новом спросе D1
    на рынке появится избыток товаров, равный Q – QE
    . Цена и объем предложения будут снижаться до тех пор, пока QS
    = QD
    1
    , то есть до установления нового равновесия (точка Е2
    ), при котором Р1

    4.2. Сдвиг рыночного равновесия, вызванный изменением

    предложения

    Рассмотрим, что произойдет на рынке, если изменится предложение товара.
    При изменяющемся предложении и неизменном спросе также будет устанавливаться иной уровень рыночного равновесия. Так, рост предложения, означающий смещение всей его кривой вправо, даст новую точку более низкой равновесной цены при возрастающем количестве продаж товара. Снижение предложения, т.е. смещение всей кривой влево, установит более высокую равновесную цену и меньшее количество продаж товара .

  2. Kegamand Ответить

    Установление государственной цены на уровне ниже цены равновесия приводит к образованию дефицита. Если цена равновесия равна 4 р., а государственная цена равна 2 р., то величина дефицита соответствует длине отрезка
    Q,Q2-
    дефицита. Цены же спекулятивного рынка выше, чем равновесные, так как в издержки теперь войдет оплата риска: незаконная продажа «из-под прилавка» наказуема.
    Или в этом случае государство будет вынуждено прибегать к нормированному распределению дефицитных продуктов, продаже их по карточкам. Однако это проблемы не решает, ибо по-прежнему у производителей нет стимулов к расширению производства недостающею товара вследствие навязанных им цен, которые ниже равновесных.
    Минимальная цена и излишек товаров
    Цены на сельскохозяйственную продукцию регулируют и правительства большинства стран с развитой рыночной экономикой. Но ситуация здесь прямо противоположная. Уровень производства сельскохозяйственной продукции в США, западноевропейских странах таков, что ее хватает не только для того, чтобы накормить население стран-производителей. Значительная часть этой продукции экспортируется. Высокое предложение приводит к установлению довольно низкой равновесной цены. Если бы фермеры продавали свою продукцию по рыночным ценам, то значительная и\ часть, имея высокие издержки, была бы обречена на разорение, что привело бы к росту безработицы, социальным конфликтам.
    Государства развитых стран, не желая допустить разорения большого числа фермерских хозяйств, устанавливают «полцены», т. е фиксируют цену на уровне выше равновесной. К чему это приводит, можно проследить, обратившись к графику (рис. 3-13).

    Рис. 3-13. >
    «Полцены» и образование избытка.
    Установление минимального уровня цены, который выше цены равновесия, приводит к образованию избытка товаров Если иена равновесия равна Ра, а цена, установленная юсударством, должна бь!ть не ниже, чем Рг то возникает изчишек, величина которого соответствует отрезку Q.Qj
    При цене выше равновесной величина предложения составит ?>(2„ а величина спроса — OQr т.е. объем предложения превысит объем спроса и образуется излишек, величина которого соответствует отрезку Q,Qr
    При таких обстоятельствах государство вынуждено скупать этот излишек продукции у фермеров или выплачивать им дотации за то, что они сокращают объем посевных площадей. И в гом, и в другом случае деньги берутся из карманов налогоплательщиков. Поэтому часто разгораются жаркие споры, надо ли проводить политику регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию или лучше тратить деньги налогоплательщиков на переквалификацию разоряющихся фермеров и их трудоустройство. Проблема эта выходит за рамки развития только одной отрасли. Поддержание платежеспособности фермеров обеспечивает гарантированный спрос на промышленную продукцию для сельского хозяйства и услуги для села, а следовательно, занятость в смежных отраслях и сохранение социально-политической стабильности в странах.
    РЕЗЮМЕ
    Спрос выражается зависимостью между количеством товара, который покупатель желает и может приобрести, и ценами на этот товар. Возможность покупки зависит от того, располагает ли покупатель достаточной суммой денег. Величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена, тем ниже величина спроса.
    Изменение величины спроса может быть проиллюстрировано движением по кривой спроса вверх, если цена растет, или вниз, если она снижается. Факторы, не связанные с ценой данного товара, — размеры дохода покупателей, их вкусы и предпочтения, цены на взаимозаменяемые или дополняющие товары, ожидания изменения цен или доходов, изменение числа покупателей — приводят к изменению спроса и перемешают кривую спроса вправо, если спрос растет, или влево, если спрос падает.
    Предложение выражается зависимостью между количеством товара, который продавец желает и может продать, и ценами на этот товар. Величина предложения находится в прямой зависимости от величины цены: чем выше цена, тем больше объем предложения.
    Изменение величины предложения иллюстрируется движением по точкам кривой предложения: вверх, если цена растет, вниз, если цена падает. Изменение предложения происходит, если действуют факторы, не связанные с ценой данного товара: изменение издержек производства, введение новых технологий, установление или отмена налогов и дотаций, изменение цен на другие товары, близкие к рассматриваемому, ожидание изменения цен, изменение числа производителей. Рост предложения приводит к сдвигу кривой предложения вправо, снижение предложения сдвигает кривую влево.
    Взаимодействие спроса и предложения на рынке при совершенной конкуренции ведет к установлению рыночного равновесия, которое позволяет определить равновесную цену и равновесное количество товара. Равновесная цена — это цена, при которой объем предложения совпадает с объемом спроса. Изменение рыночной цены происходит при изменении спроса или предложения либо того и другого одновременно.
    Вмешательство внешних сил, каковыми являются государство или монополия, приводит к нарушению рыночного равновесия. Установление государством цены выше равновесной («полцены») ведет к возникновению на рынке излишка продукции, который само же государство вынуждено закупать на деньги налогоплательщиков.
    Устанавливаемый государством ценовой «потолок» сдерживает рост цены до уровня равновесной и вызывает образование стойкого дефицита, устранить который не под силу государству. Цена ниже равновесной не заинтересовывает производителей расширять производство.
    Контрольные вопросы и задания
    1. Сформулируйте закон спроса.
    2. Что такое эффект дохода?
    3. В каком случае мы говорим об изменении величины спро
    са, а в каком — об изменении спроса?
    4. Приведите примеры взаимозаменяемых и дополняющих
    товаров.
    5. Всегда ли рост цен вызывает снижение величины спроса?
    6. Сформулируйте закон предложения.
    7. Как. определяются границы роста объема предложения?
    8. В каком случае мы говорим об изменении величины пред
    ложения, а в каком — об изменении предложения?
    9. В чем состоит уравновешивающая функция рыночной
    цены?
    10. Почему в условиях совершенной конкуренции дефицит
    и избыток носят временный характер?
    11. Каковы последствия установления государством «потолка»
    цен?

  3. mozzi Ответить

    Установление минимального уровня цены, который выше цены равновесия, приводит к образованию избытка товаров Если иена равновесия равна Ра, а цена, установленная юсударством, должна бь!ть не ниже, чем Рг то возникает изчишек, величина которого соответствует отрезку Q.Qj
    При цене выше равновесной величина предложения составит ?>(2„ а величина спроса — OQr т.е. объем предложения превысит объем спроса и образуется излишек, величина которого соответствует отрезку Q,Qr
    При таких обстоятельствах государство вынуждено скупать этот излишек продукции у фермеров или выплачивать им дотации за то, что они сокращают объем посевных площадей. И в гом, и в другом случае деньги берутся из карманов налогоплательщиков. Поэтому часто разгораются жаркие споры, надо ли проводить политику регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию или лучше тратить деньги налогоплательщиков на переквалификацию разоряющихся фермеров и их трудоустройство. Проблема эта выходит за рамки развития только одной отрасли. Поддержание платежеспособности фермеров обеспечивает гарантированный спрос на промышленную продукцию для сельского хозяйства и услуги для села, а следовательно, занятость в смежных отраслях и сохранение социально-политической стабильности в странах.
    РЕЗЮМЕ
    Спрос выражается зависимостью между количеством товара, который покупатель желает и может приобрести, и ценами на этот товар. Возможность покупки зависит от того, располагает ли покупатель достаточной суммой денег. Величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена, тем ниже величина спроса.
    Изменение величины спроса может быть проиллюстрировано движением по кривой спроса вверх, если цена растет, или вниз, если она снижается. Факторы, не связанные с ценой данного товара, — размеры дохода покупателей, их вкусы и предпочтения, цены на взаимозаменяемые или дополняющие товары, ожидания изменения цен или доходов, изменение числа покупателей — приводят к изменению спроса и перемешают кривую спроса вправо, если спрос растет, или влево, если спрос падает.
    Предложение выражается зависимостью между количеством товара, который продавец желает и может продать, и ценами на этот товар. Величина предложения находится в прямой зависимости от величины цены: чем выше цена, тем больше объем предложения.

  4. рада любовь моя Ответить

    Дефицит и избыток образуются в случае нарушения рыночного равновесия, при отклонении рыночной цены от равновесной. Избыток – это ситуация на рынке, когда при цене выше равновесной величина предложения превышает величину спроса. Дефицит – это ситуация на рынке, когда при цене ниже равновесной величина спроса больше величины предложения. Величина избытка и дефицита зависит от соотношения цены, установившейся на рынке, и равновесной цены.
    На рисунке точка равновесия Е (equilibrium – равновесие) показывает равенство величины рыночного спроса величине рыночного предложения (QЕ = Qd = Qs). Рыночному равновесию соответствует равновесная цена РЕ. Дефицит (Qd1> Qs1) может возникнуть при снижении цены от РЕ к Р1, а избыток (Qd2 < Qs2) - при росте цены от РЕ к Р2. При дефиците некоторые более богатые или более заинтересованные покупатели предпочтут купить товар по более высокой цене, чем вообще остаться без него. Рост цены создает стимул для производителей увеличивать величину предложения, при этом величина спроса будет сокращаться до тех пор, пока рыночная цена не совпадет с равновесной. В итоге рыночное равновесие будет достигнуто, но для части потребителей (более бедных) данный товар станет недоступен. Однако объем продаж при равновесной цене является наибольшим из возможных на рынке при данных спросе и предложении. Рыночное равновесие и дефицит
    Рыночное равновесие избыток


    Если же рыночная цена временно установилась выше равновесной, то образуется избыток. В этом случае инициативу проявят продавцы. Некоторые из них, учитывая свои слабые инвестиционные возможности и стремясь выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями, начнут продавать товар по более низкой цене. Снижение цены будет увеличивать величину спроса и будет побуждать сокращать величину предложения, восстанавливая рыночное равновесие и равновесную цену. Однако некоторые производители при этом могут разориться, другие будут вынуждены уйти с данного рынка.
    Способность цены на чисто конкурентном рынке, повышаясь или понижаясь, выравнивать величину спроса и величину предложения называется уравновешивающей функцией цен.
    Таким образом, невидимая рука рынка, по образному выражению А. Смита, представляет собой механизм поддержания рыночного равновесия путем воздействия через рыночную цену на силы спроса и предложения.
    ?Экономическая теория = Общая характеристика рыночного хозяйства

  5. Delalore Ответить

    Рассмотрим механизм взаимодействия покупателей (потребителей) и производителей (продавцов) на рынке совершенной конкуренции, которому присущи следующие признаки:
    1. Наличие множества индивидуальных покупателей и продавцов однородного товара (например, пшеница, яблоки);
    2. Отсутствие препятствий, барьеров для входа в рынок и ухода с него;
    3. Свобода получения информации, отсутствие издержек по заключению сделок купли-продажи товара;
    4. Невозможность для отдельного производителя (продавца) влиять на рыночную цену. Он вынужден соглашаться с ценой, которая стихийно устанавливается в результате взаимодействия сил спроса и предложения на рынке;
    5. Ценовая конкуренция. Поскольку производитель соглашается с ценой, то сохранить и улучшить свое положение он может, лишь сокращая средние издержки на производство товара. Чем ниже его индивидуальные средние издержки по сравнению с рыночной ценой, тем прочнее его положение на рынке. В этом и заключается ценовая конкуренция;
    6. Слабые инвестиционные возможности мелкого производителя. Чтобы закупить все необходимые ресурсы для продолжения своей работы, он должен обязательно быстро продать произведенную продукцию.
    В чистом виде такая модель рынка в реальной жизни почти не встречается, но ее анализ позволяет уяснить природу современного регулируемого рыночного хозяйства.
    Покупатели предъявляют рыночный спрос на товар, а продавцы осуществляют рыночное предложение данного товара. Рыночное равновесие и равновесная цена устанавливаются на рынке при равенстве величины спроса величине предложения данного товара.
    Дефицит и избыток
    Дефицит и избыток образуются в случае нарушения рыночного равновесия, при отклонении рыночной цены от равновесной. Избыток – это ситуация на рынке, когда при цене выше равновесной величина предложения превышает величину спроса. Дефицит – это ситуация на рынке, когда при цене ниже равновесной величина спроса больше величины предложения. Величина избытка и дефицита зависит от соотношения цены, установившейся на рынке, и равновесной цены.
    На рисунке точка равновесия Е (equilibrium – равновесие) показывает равенство величины рыночного спроса величине рыночного предложения (QЕ =Qd = Qs). Рыночному равновесию соответствует равновесная цена РЕ. Дефицит (Qd1> Qs1) может возникнуть при снижении цены от РЕк Р1, а избыток (Qd2 < Qs2) - при росте цены от РЕ к Р2. При дефиците некоторые более богатые или более заинтересованные покупатели предпочтут купить товар по более высокой цене, чем вообще остаться без него. Рост цены создает стимул для производителей увеличивать величину предложения, при этом величина спроса будет сокращаться до тех пор, пока рыночная цена не совпадет с равновесной. В итоге рыночное равновесие будет достигнуто, но для части потребителей (более бедных) данный товар станет недоступен. Однако объем продаж при равновесной цене является наибольшим из возможных на рынке при данных спросе и предложении.

  6. Dukazahn Ответить

    Рыночное равновесие означает, что при сложившейся цене у покупателей и продавцов нет стимулов менять данную ситуацию. Но такое положение достигается не всегда – существует множество ситуаций, когда, по определенным причинам, покупатели или продавцы имеют стимулы к изменению рыночной ситуации. Рассмотрим их подробнее.

    9.2.1. Дефицит

    Дефицит – ситуация на рынке, при которой объем спроса больше объема предложения при данном уровне цены.
    Дефицит на рынке

    Вышеуказанный график показывает, что при цене P1 объем спроса превышает объем предложения. При указанной цене предложения продавцов не достаточно, чтобы покрыть желание покупателей купить товар. Отрезок (Qd – Qs) является размером дефицита. Рыночное равновесие в этом случае находится в точке 0, то есть на рынке покупатеся и продается товар в объеме Qs по цене P1.
    В случае дефицита на рынке продавцы, чувствуя, что при данной цене величина спроса превышает величину предложения, будут иметь стимулы продавать больше товара по большей цене. Если на рынке не будет ограничений, то такая ситуация не продлиться долго, поскольку расторопные продавцы воспользуются наличием дефицита для достижения своих интересов в получении прибыли. Существующие продавцы захотят продать больше товара по более высокой цене, и тогда вырастет величина предложения. Результатом будет увеличение объема продаж на дефицитном рынке при росте цены. Так работает «невидимая рука» рынка: преследуя свои интересы, продавцы в то же время удовлетворяют интересы покупателей.
    Но дефицит может сохраняться и длительное время, если рост цены на рынке ограничен. Как мы увидим чуть позже, это может случаться в силу государственного регулирования рынков, например, когда государство ограничивает цены от роста. Чем плох дефицит? Очевидный ответ что покупатели не могут удовлетворить свои потребности. Но также, и часть фирм, которая могла продать товар на рынке по более высокой цене, не имеет стимулов это делать. Результатом существования хронического дефицита является перекос стимулов в экономике. Когда цены ограничены от роста, а за товаром образуются длинные очереди, продавец не заинтересован в конкуренции за счет повышения качества продукта и уровня обслуживания. В этом случае продавец престает заботиться о качестве товара, начинает работать «формально». Магазины в экономиках дефицита начинают работать поздно и заканчивают рано, продавцы обслуживают медленно, в магазинах наблюдаются длинные очереди. За примером ходить далеко не нужно, достаточно вспомнить экономику Советского Союза.
    Дэвид Хоффман в своей книге «Олигархи» описывал следующую типичную картину позднего Советского Союза: «население из пригородов Москвы ездило в город на электриках для того, чтобы купить хоть какие-то продукты, обычно хлеб и консервы. Часто на вокзале можно было увидеть пожилых лет людей, которые несли сумки, набитые дешевыми консервами с морской капустой и чёрствым хлебом. На шее у этих людей висели рулоны туалетной бумаги, потому что ее также нельзя было купить нигде, кроме как в центре Москвы». Сейчас это кажется дикостью, но так жили многие наши родители, и именно в этих условиях будущие олигархи сколачивали свои первые капиталы.
    Одним из последствий хронического дефицита является возникновение теневого рынка. Если товар нельзя купить по более высоким официальным ценам, то предприимчивые торговцы, при наличии неудовлетворенного спроса, будут иметь стимулы для продажи товара на теневом рынке по более высоким неофициальным ценам. В дефицитной экономике Советского Союза существовало и процветало множество институтов теневого рынка, таких как продажа «из под полы», продажа по связям и договоренностям.
    Рассмотрим простую модель теневого рынка. Пусть имеется рынок с имеющимся ограничением максимального уровня цены (потолок цены), и как следствие, с устойчивым дефицитом:

    При существующем потолке цен P1 объем покупок и продаж на рынке равен QS, то есть минимальному из объемов спроса и предложения, а размер дефицита равен (Qd – QS). В этом случае продавцы могут обнаружить, что на рынке присутствует неудовлетворённый спрос, и будут иметь стимулы насытить его по цене, превышающей установленное ограничение. При этом продавцы будут продавать товар по цене не ниже набора цен своей кривой предложения. В этом случае теневой рынок может быть представлен заштрихованным на графике треугольником. Любая точка, находящаяся в этом треугольнике, удовлетворяет желаниям покупателей купить и желаниям продавцов продать товар.

    9.2.2. Избыток

    Избыток (затоваривание) – ситуация на рынке, при которой объем предложения больше объема спроса при данном уровне цены.

    Наличие избытка объясняется тем, что существующая на рынке цена, по тем или иным причинам, оказывается выше возможной равновесной. Например, это может быть в силу наличия ограничения на минимально допустимый уровень цены (ценовой пол). Как мы увидим позднее, это может быть одной из мер государственного регулирования рынков. В этом случае объем предложения оказывается больше объема спроса, и на рынке возникает затоваривание (избыток). Его размер равен (Qs – Qd). В этом случае на рынке продается и покупается объем Qs по цене P1. То есть как и в случе с дефицитом, объем продаж равен меньшему из объемов спроса и предложения.
    В ситуации избытка товара, как и в случае дефицита, может возникнуть теневой рынок. В данном случае часть продавцов будет иметь стимулы продавать товар по ценам ниже официально установленных, то есть «в тени»

    Как в случае избытка, так и в случае дефицита, объем продаж на рынке всегда равен минимальному значению из величины спроса и величины предложения (объему спроса в случае избытка и объему предложения в случае дефицита).

  7. Каждому своё Ответить

    Теперь можно свести вместе понятия “предложение” и “спрос”, чтобы выяснить, как рынок определяет цену продукта и его количество, которое реально покупается и продается. На рисунке 3.6 наглядно видно, что кривые спроса и предложения пересекаются только в одной точке – точке рыночного равновесия и равновесной цены.
    Рыночное равновесие – это компромисс между продавцами и покупателями. Оно достигается через механизм образования равновесной цены.
    Равновесная цена – это точка, в которой интересы покупателя и продавца совпадают. Только при этой цене величина спроса равна величине предложения.

    Рис. 3.6. Равновесная цена и равновесный объем производства
    Равновесная цена, формирующаяся в результате действия рыночных конкурентных сил, выполняет важнейшие функции в экономике:
    o информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рыночной экономики;
    o нормирующую – она упорядочивает распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем его потребления он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;
    o стимулирующую – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки “уложились” в цену и осталась еще какая-то прибыль.
    Все, кто согласен платить цену равновесия, могут получить данный товар на рынке. Все, кто согласен продавать по цене равновесия, могут реализовать свой товар. Этот механизм обеспечивает распределение мелких благ по критерию: готовность платить деньги (платежеспособный спрос).
    Очевидно, что продажные (фактические рыночные) цены не всегда совпадают с равновесными, т.е. рынок далеко не всегда находится в состоянии равновесия. Однако экономика тяготеет к этому состоянию. Или, иначе, состояние рыночного равновесия имеет тенденцию к устойчивости. Чтобы обосновать это утверждение, посмотрим, что происходит в случае нарушения рыночного равновесия.
    Нарушения рыночного равновесия

    Избыток и дефицит товара

    Допустим, что в результате действия каких-то рыночных сил цена отклонилась от равновесного уровня Ра и выросла до уровня Рх. Рисунок 3.6 наглядно демонстрирует, что объем предложения в этом случае превышает объем спроса > 010). Возникшая ситуация показывает наличие избытка товара, т.е. при сложившемся уровне цен часть продавцов не сможет реализовать свой товар.
    Наиболее действенным способом выхода из подобной ситуации для продавцов будет снижение цены, которое приведет к увеличению количества продаж, поскольку по уменьшившейся цене покупатели предъявят больший объем спроса. Понятно, что процесс снижения цен и параллельного роста продаж будет идти до точки равновесия О, когда продавцы смогут реализовать весь предлагаемый товар и у них исчезнет стимул к дальнейшему снижению цен.
    Ситуация, противоположная предыдущей, т.е. снижение цены до уровня Р2, лежащего ниже равновесного Р0, проявляется в превышении объема спроса над объемом предложения (0М < С?2о)- или Дефицита товара. Ясно, что при свободном ценообразовании, когда при более низкой цене всем потребителям товара не хватит, продавцы воспользуются ситуацией и будут его предлагать по более высокой цене. Это уменьшит спрос и сократит дефицит. Так будет продолжаться до достижения точки равновесия, в которой спрос и предложение опять совпадут.
    Иначе говоря, если реальная цена выше равновесной (Р > Р0), то возникает излишек предложения. На рисунке 3.6 хорошо видно, что при такой цене продавцы готовы предложить значительно больше товаров, чем покупатели могут приобрести ((?2л< Ою)- Если цена ниже равновесной (Р2 < Ро), то возникает избыток спроса или недостаточное количество товара – дефицит, т.е. количественное предложение меньше спроса (02л< От)- При этом возникают внутренние рыночные силы, стремящиеся вернуть ситуацию в состояние равновесия.

    Излишки потребителя и производителя

    С помощью кривой спроса можно определить выигрыш (излишек) потребителя – разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.
    Цена спроса на товар (Р0) определяется предельной полезностью, т.е. приращением полезности, которую получает потребитель блага при увеличении количества потребляемого блага на одну единицу каждой единицы товара, а рыночная цена товара – взаимодействием спроса (О) и предложения (.У). В результате этого “союза” товар продается по рыночной цене (Ре) (рис. 3.7), поэтому потребитель выигрывает, покупая товар дешевле, чем он мог за него заплатить. Этот выигрыш равен площади заштрихованного треугольника Р&еРе.

    Рис. 3.7. Излишек потребителя и производителя
    Знание предельных издержек (МС – прирост затрат, связанный с производством каждой последующей единицы продукции) позволяет определить выигрыш производителя. Дело в том, что минимальная цена, по которой фирма может без потерь продавать единицу продукции, не должна быть ниже МС. Любое превышение рыночной цены единицы продукции над ее МС будет означать рост прибыли фирмы.
    Таким образом, выигрыш производителя – это величина превышения цены реализации (рыночная цена) над предельными издержками производства.
    Такой излишек фирма получает от каждой продаваемой единицы товара по рыночной цене (Ре), превышающей предельные издержки (МС). Таким образом, продавая объем товара (0,,) (при разных МС на каждую единицу продукции от 0 до Ое) по Ре, фирма получит выигрыш, равный заштрихованной площади РееРх
    Государственное регулирование рынка: потолок и нижний уровень цен
    В некоторых случаях государство может законодательно устанавливать ценовой потолок (верхний уровень цен) и их нижний уровень.
    Потолок цен представляет собой максимальную цену, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар (услугу). Это позволяет потребителям приобретать некоторые товары (услуги), которые они не смогли бы купить при равновесных ценах. Примером могут служить медикаменты, школьные учебники, электроэнергия, железнодорожные билеты и другие блага. В широких масштабах верхний уровень цен, или общий контроль цен, применяется для ограничения инфляционных процессов в экономике. Введение ценового потолка создает серьезную проблему – приводит к возникновению дефицита (рис. 3.8).

    Рис. 3.8. Потолок цен. приводящий к устойчивому дефициту
    Установление ценовых потолков препятствует эффективному распределению ресурсов и потребительских благ. И если государство стремится к справедливому распределению продукции, ему приходится брать на себя нормирование потребления.
    Нижний уровень (пол) цены – это минимальная цена, устанавливаемая государством и превышающая цену равновесия. Обычно она применяется в тех случаях, когда рыночная система не обеспечивает достаточный уровень доходов определенным группам поставщиков ресурсов или производителей. Законодательство о минимальной заработной плате, а также поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию – вот два наиболее широко известных примера введения государством нижнего уровня цен. Установление нижнего уровня цены приводит к излишку (избытку) продукции (рис. 3.9).

    Рис. 3.9. Нижний уровень цен, приводящий к излишку продукции
    Государство должно либо выкупить этот излишек, либо его ликвидировать путем ограничения предложения, либо стимулировать спрос на данный продукт.
    В рыночной экономике недопустимы как чрезмерное увлечение регулированием цен со стороны государства, так и полный отказ от такого контроля, прежде всего на общественные блага.
    В странах с динамичной, сбалансированной рыночной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается, и происходит постепенный переход к свободному ценообразованию.

  8. darkside Ответить

    Когда суммарное кол-во товара, предложенное производителями, в точности совпадает с кол-вом товара, которое потребители планируют купить, т.е. и планы продавцов и покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы менять – рынок находится в состоянии равновесия.
    Смысл равновесия: в точке пересечения (в точке равновесия) совпадает количество, которое потребитель желает купить, а производитель продать. И только при такой цене, когда эти планы продажи и покупок совпадают, цена не имеет тенденции к изменению.
    Закон рыночного равновесия утверждает, что цена любого товара изменяется, чтобы привести спрос и предложение товара в состояние равновесия. Стабильное равновесие – состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние. Конкурентная цена – цена равновесия, образованная на конкурентном рынке. Таким образом, на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка. Равновесный объём – объём предложения и объём спроса в условиях, когда цена уравновешивает спрос и предложение.
    Кривые спроса и предложения, отражающие планы покупателей и продавцов, могут быть использованы для графической демонстрации рыночного равновесия.
    Если мы сравним планируемые количества продаж по каждой цене с планируемыми по этим же ценам количествами купленных товаров, то заметим, что существует лишь одна цена, при которой планы продавцов и покупателей совпадают. Эта цена – 0,40 доллара за фунт – является равновесной ценой. Если все покупатели и продавцы будут строить свои планы, учитывая указанную цену, то никому не придется перестраиваться на ходу.

    Товарный дефицит. Предположим , что цена равна всего 0,20 доллара за фунт, и по этой цене потребители планируют купить 2,5 млрд.фунтов продукции в год, но продавцы планируют предложить на рынок только 1,5 млрд. фунтов . Когда величина спроса превосходит величину предложения товара, то разница называется величиной избыточного спроса, или дефицитом. На большинстве рынков первым признаком дефицита является резкое уменьшение товарных запасов, то есть тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к продаже или использованию Продавцы обычно держат часть товаров в запасе, чтобы оперативно реагировать на незначительные изменения спроса.
    Когда кол-во запасов уменьшается и падает ниже запланированного, то продавцы меняют свои планы. Они могут попытаться восполнить запасы, наращивая выпуск или, если они сами не производят товар, они могут увеличить заказ производителю. Некоторые продавцы будут извлекать выгоду из возросшего спроса, увеличивая цену, так как они знают, что покупатели готовы заплатить больше. Но каковы бы ни были детали, в результате произойдет движение вверх по кривой предложения, так как цена и количество товара возрастут. Так как дефицит оказывает давление на цену снизу, то покупатели тоже будут вынуждены менять свои планы. Двигаясь влево и вверх по кривой спроса, они будут урезать свое потребление. В результате изменения планов покупателей и продавцов рынок приходит к равновесию. Когда цена достигает 0,40 доллара за фунт, дефицит исчезнет.

  9. time warrior Ответить

    РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА — цена, при которой количество товара (услуг), предлагаемого про­давцами, совпадает с количеством товара (ус­луг), которое готовы купить покупатели.
    На графике равновесная цена соответствует точке равнове­сия, получаемой в результате пересечения кривой спроса с кривой предложения (см. рис. 5).
    Уравновешивающая функция цены
    Способность конкурентных сил спроса и предложения ус­танавливать цену на уровне, при котором решения о продаже и купли синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цены.
    Рис. 5. Кривые спроса и предложения
    пересеклись в точке равновесия А.
    Этой точке соответствует равновесная цена — 25р. — и равновесное количество — 25 единиц товара.
    Предположим, что производители шли на рынок с наме­рением продать свой товар по цене 35 р. В этом случае объем предложения составил бы 31 шт. товара, но величина спроса была бы лишь 20 шт. В такой ситуации развертывается конку­ренция между продавцами, каждый из них стремится найти своего покупателя, и те, у кого издержки по производству товара ниже, раньше других пойдут на снижение цены. Те из производителей, у кого затраты высоки, не могут себе позво­лить продавать продукцию по цене ниже 30 р., они покинут рынок, и величина предложения сократится. В то же время при снизившейся цене появится большее число покупателей, которые смогут купить товар. Величина спроса будет расти. На рисунке 3-5 уменьшение величины предложения и рост вели­чины спроса показаны стрелками, которые движутся по кри­вым спроса и предложения к точке равновесия А. По мере движения величины спроса и величины предложения к точке А избыток на рынке уменьшается, и наконец в точке А он исчезает совсем, величины спроса и предложения совпадают.
    Представим теперь, что покупатели отправляются на ры­нок, планируя купить товар по цене 15 р. При такой цене объем спроса составит 42 шт. товара, а объем предложения лишь 9 единиц. Возникает дефицит в размере 33 шт. товара. Дефицит создает конкуренцию среди покупателей, и какая-то Часть из них, очевидно имеющая большие доходы, согласится приобрести товар по более высокой цене, остальные вынуж­дены будут покинуть рынок. Это приведет к сокращению вели­чины спроса. Но одновременно рост цены будет увеличивать объем предложения. Нижние стрелки показывают движение величин спроса и предложения навстречу друг другу, но уже вверх, к точке равновесия А. В этой точке дефицит будет окон­чательно ликвидирован, объем спроса и объем предложения совпадут.
    Мы выяснили, что в условиях совершенной конкуренции рынок быстро справляется с проблемой излишка и дефицита. Однако в реальной жизни наличие и того и другого не такое уж редкое явление. Чем же они вызываются?

  10. GroveStret Ответить

    Спрос и предложение изменяются в разных направлениях.
    а) Спрос увеличивается, а предложение сокращается в той же пропорции (рис. 3-10). Одновременное увеличение спроса и сокращение предложения не изменят равновесного количества, но приведут к росту равновесной цены (Р, >Р1).
    б) Спрос сокращается, а предложение увеличивается в той же пропорции (рис. 3-11). В этом случае равновесное количестве также не изменится, а равновесная цена снизится (Р1 < P0). Необходимо учесть и еще одно обстоятельство. Во всех случаях одновременного изменения спроса и предложения мы исходили из того, что эти изменения происходят в одинаковой пропорции, т.е. что предложение и спрос, скажем, увеличиваются в 2 раза или предложение увеличивается, а спрос сокращается в 1,5 раза. Но в реальной жизни такое случается редко. Типичны случаи, когда эти изменения происходят неравной степени. Например, спрос вырос в 2 раза, а предложение сократилось в 1,3 раза и т. п. Мы выяснили, что в условиях совершенной конкуренции рынок быстро справляется с проблемой излишка и дефицита. Однако в реальной жизни наличие и того и другого не такое уж редкое явление. Чем же они вызываются? Дефицит и избыток существуют там, где силы рыночной конкуренции кем-то подавляются, кто-то мешает их действию. Этим «кем-то» чаще всего могут быть государство и монополии. Рассмотрим последствия вмешательства государства в рыночный механизм. «Потолок» цены и товарный дефицит
    До начала рыночных реформ в нашей стране государство централизованно устанавливало цены на подавляющую часть производимых в стране товаров, в том числе и на продукцию сельского хозяйства. Поскольку уровень производительности труда в сельском хозяйстве СССР был очень низким, а затраты высокими, постольку равновесная цена, определяемая рыночными силами, устанавливалась бы на довольно высоком уровне. Государство, желая сделать сельскохозяйственную продукцию доступной для потребителей с невысокими денежными доходами, устанавливало «потолок» цены. Выше установленного «потолка» цена не могла подняться в государственных магазинах. Скажем, если предположить, что равновесная цена 1 кг говядины установилась бы на рынке в размере 4 р., то государство фиксировало ее на уровне 2 р. и продавать ее дороже в государственных магазинах было нельзя.
    К чему это приводило? Обратимся к графику (рис. 3-12).
    При уровне цены в 2 р. величина спроса будет измеряться отрезком OQ2, а величина предложения — OQ1 т. е. объем спроса превысит равновесное количество (OQ2 > OQ1), а объем предложения будет ниже его (OQ1, < OQ0). Образуется дефицит в размере Q1Q2. В этой ситуации государство вынуждено либо смириться с тем, что мясо исчезло с прилавков магазинов, за ним постоянно выстраиваются большие очереди и немалая часть населения отправляется за мясом и колбасой в столичные города, куда оно поступает в первую очередь. Возникает спекуляция — неизбежный спутник дефицита. Цены же спекулятивного рынка выше, чем равновесные, так как в издержки теперь войдет оплата риска: незаконная продажа «из-под прилавка» наказуема.
    Или в этом случае государство будет вынуждено прибегать к нормированному распределению дефицитных продуктов, продаже их по карточкам. Однако это проблемы не решает, ибо по-прежнему у производителей нет стимулов к расширению производства недостающего товара вследствие навязанных им цен, которые ниже равновесных.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *