Почему василий 3 запрещал жениться своим младшим братьям?

6 ответов на вопрос “Почему василий 3 запрещал жениться своим младшим братьям?”

  1. Moderno Ответить

    Для России, как и для других европейских стран, было характерно совмещение нескольких, порой противоречащих друг другу, тенденций при оценке супружества.
    С одной стороны, создание семьи, плотская жизнь рассматривались как грехопадение. Брак представлял собой источник зла и несчастий: «женитва человеком всем общая печаль». Умудренные жизнью отцы Церкви давали совет: «лоуче есть не женитися» . Целомудрие и отказ от сексуальных отношений превозносились как путь к спасению души.
    С другой стороны, в Священном писании провозглашался тезис о святости супружеских уз. Ветхий Завет прямо указывал: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». (Быт. 1, 28). На основании библейских текстов сложился стереотип понимания брака как вынужденного греха, который позволяет избежать еще большего грехопадения и обеспечивает продолжение человеческого рода. Вступление в брак выбиралось в качестве наименьшего зла, чтобы присечь блуд: «луче есть женитися, неже прелюбы творити» . Негативное отношение к браку и, одновеременно, понимание практической пользы семьи создавали определенное противоречие.
    Разрешить противоречие была призвана концепция идеальной семьи. принципы которой излагались в проповедях, в агиографической литературе, нравоучительных трактатах и философских сочинениях.
    Образцовое супружество предполагало, в первую очередь, добрачное целомудрие жениха и невесты и освящение брака через обряд церковного венчания. Сексуальная жизнь регулировалась через ограничение плотских отношений супругов в соответствии с церковным календарем и не допускала связей на стороне. Произведения житийного характера прославляли благочестивых супругов, взрастивших богобоязненных детей и завершивших земной путь в стенах монастырей. Осуждалось вступление в повторный брак.
    Положение женщины в средневековом обществе носило двойственный характер. С одной стороны, признавалось равенство женщины и мужчины перед Богом. С другой стороны, постулировалась слабость и греховность женской природы. В соответствии с этим, женщина как основная виновница первородного греха должна была полностью подчиняться слову супруга.
    Положение Соломонии в браке с Василием было особенно сложным. После победы Православия над ересью, государь должен был нести на своих плечах бремя идеального христианина, а его семья – служить образцом для подражания подданных. По идеи, Господь должен был их наградить за это детьми и прочим счастьем на земле.
    Великокняжеская чета честно выполняла все предписания Церкви: совокупление в определенные дни, с обязательным задергиванием иконы занавесью, снимая нательный крест, будто творя какое-то святотатство. Допускалась только одна позиция: лицом к лицу, мужчина сверху. Женщине удовольствия никакого. После чего следовало омыться и исповедаться, подробно поведав о своих ощущениях и мыслях.
    Вот и представьте себе бедную Соломонию: больно, страшно, стыдно, грешно. А в добавок все вокруг каждый раз спрашивают: “Ну?!” Постоянный комплекс неполноценности и вины. Если муж ведет праведный образ жизни, то грех неплодия – на Соломонии. А через 20 лет такого мучения Василий собрался изгнать ее и заменить другой. Тут не только к ворожеям пойдешь, тут и душу дьяволу заложишь.
    Колдовство стало последней надеждой Соломонии на зачатие. А может, по совету той же ворожеи еще и винца хватанула для храбрости… Возможно и – сработало!
    Меня настораживает, как Соломония сопротивлялась пострижению. Если бы она продолжала мучиться чувством вины за первородный грех, она бы с облегчением постриглась, но то, что ее пришлось даже избить, говорит в пользу того, что у нее было, что защищать в мирской жизни. Я думаю, что вероятность того, что Соломония забеременела – очень велика.

  2. Trueshaper Ответить

    13 января 1510 года сняли вечевой колокол у Троицкого собора во Пскове и повезли к великому князю в Новгород; триста семейств лучших людей выведено было из Пскова в Москву, на их место приехали триста же купеческих семейств из десяти московских городов.
    Василий III присоединил Рязань в 1517 году, предварительно арестовав рязанского князя Ивана Ивановича. Как и в Пскове, рязанцев толпами вывозили в московские волости, а на их место селили москвичей.
    Северные земли были присоединены к Москве в 1523 году.
    Таким образом так называемые “уделы” были упразднены и в Московском государстве остались только простые служилые и князья.
    Вел. князь Василий III. Гравюра из кн. Павла Иовия, Elogia virorum… illustrium, 1575.

    Война с Литвой

    Война с литовским князем Сигизмундом Казимировичем вспыхнула в марте 1507 года в связи с претензиями литовцев на утраченные ими по перемирию 1503 года земли. Шла без особых успехов для обеих сторон. 8 октября 1507 года был заключен “вечный мир”. Россия вернула Великому княжеству Литовскому те самые города, вокруг которых шел спор: Руду, Ветлицы, Щучью, а также Вержавы и Буйгород. При этом Великое княжество согласилось с утратой Северских и Верховских земель, потерянных в ходе войн 1487-1494 и 1500-1503 годов.
    К 1512 году русско-литовские отношения оставались напряженными: границы все еще не были урегулированы, Василий III постоянно (и небезосновательно) подозревал Сигизмунда в намерении заключить военный союз с Крымом против Москвы. Кроме того, он отказался выдавать Литве перебежавшего на сторону Москвы в 1508 году князя Михаила Глинского.
    Формальным поводом к новой войне послужил арест сетры Василия III, вдовы Александра Ягеллончика, великой княгини Елены, которая была схвачена во время поездки из Вильно в браславское имение и обвинена в подготовке бегства в Москву. Княгиня умерла (возможно, была убита) между 29 января и 26 февраля 1513 года.
    До 26 октября 1512 года Василий III еще вел переписку с Сигизмундом I, требуя отпустить Елену. 14 ноября русская конница выступила в направлении Смоленска. 19 декабря года в поход выступила государева армия во главе с самим Василием III. Государь впервые выполнял роль главнокомандующего в столь серьезном походе.
    В январе 1513 года началась началась осада Смоленска. Осада длилась шесть недель, но окончилась неудачно. Как комментирует поход русская летопись, Василий III “граду Смоленску многие скорби и убытки поделал и земли Литовской много пленив, возвратился“. [3]
    Сигизмунд 14 марта писал в Рим и просил организовать против русских крестовый поход силами христианского мира.
    17 марта 1513 года Василий III принял решение о повторном походе.
    Кампания началась 14 июня. Армия под началом Василия III двинулась в направлении Смоленска через Боровск. Осада длилась четыре недели, сопровождалась интенсивным артиллерийским обстрелом города (было привлечено нескоько итальянских специалистов по осаде крепостей). Однако Смоленск вновь выстоял: осада была снята 1 ноября.
    В феврале 1514 года Василий III отдал распоряжение готовиться к третьему походу. Осада началась в июле. Город был буквально расстрелян ураганным артиллерийским огнем. В городе начались пожары. Горожане набивались в храмы, молили Господа о спасении от московских варваров. Была написана специальныя служба покровителю города Меркурию Смоленскому. Город был сдан 30 или 31 июля.
    Торжество взятия Смоленска было омрачено сильным поражением у Орши. Однако все попытки литовцев отвоевать Смоленск окончились неудачей.
    В 1522 году было заключено перемирие с уступкой Смоленска Москве до “вечного мира” или “докончания”. В 1524 году, по данному им 9 лет назад обету, великий князь основал близ Москвы Новодевичий монастырь в благодарность за взятие Смоленска.
    Василий III Иванович. худ. Б. Чориков

    Войны с Крымом и Казанью

    Во время литовской войны Василий III был в союзе с Альбрехтом, курфюрстом бранденбургским и великим магистром Тевтонского ордена, которому помогал деньгами для войны с Польшей; князь Сигизмунд со своей стороны не щадил денег, чтобы поднимать на Москву крымских татар.
    Поскольку теперь крымские татары вынуждены были воздерживаться от набегов на украинские земли, принадлежащие великому князю литовскому, они направили свои алчные взоры в сторону Северской земли и приграничных областей Великого княжества Московского. Это стало началом затяжной войны между Русью и крымскими татарами, в которой на стороне последних позднее приняли участие оттоманские турки.
    Василий III пытался сдержать крымцев, стараясь заключить союз с султаном турецким, который как верховный повелитель мог запретить крымскому хану вторгаться на Русь. Но у Руси с Турцией не было никаких общих выгод и султан отклонял предложение союза и отвечал прямым требованием, чтобы великий князь не трогал Казани. Разумеется, великий князь не мог выполнить этого требования.
    Летом 1521 г. сыну и наследнику Менгли-Гирея, хану Мухаммед-Гирею удалось добраться до окраин самой Москвы. Наместник Черкасс, Евстафий Дашкевич, во главе войска украинских казаков, находившихся у него на службе, совершил набег на Северскую землю. Когда Василий III получил известия о вторжении татар, он, чтобы собрать побольше войск, отступил в Волок, оставив Москву на православного татарского князя Петра, мужа сестры Василия Евдокии (+ 1513). Муххамед-Гирей упустил удобное время и не занял Москву, лишь опустошив окрестности. Слухи о враждебных замыслах астраханцев и движении московского войска заставили хана удалиться на юг, захватив с собой огромный полон.
    Казанский хан Мухаммед-Эмин выступил против Москвы вскоре после смерти Ивана III. Весной 1506 г. Василий III послал на Казань русские войска, но поход не удался – русские потерпели два серьезных поражения. Однако два года спустя Муххаммед-Эмин вернул Москве пленников и подписал с Василием дружественный договор.После смерти Мухаммед-Эмина Василий III направил в Казань касимовского царевича Шаха-Али. Казанцы сначала приняли его как своего хана, но вскоре, под влиянием крымских агентов, восстали и пригласили на казанский трон Сахиб-Гирея, брата крымского хана (1521 г.). Шаху-Али было позволено со всеми его женами и имуществом возвратиться в Москву.Как только Сахиб-Гирей воссел в Казани, он приказал часть русских, проживающих в Казани, уничтожить, других обратить в рабство.

    Строительство

    Правление Василия III отмечено в Москве размахом каменного строительства.
    Были построены стены и башни Кремля со стороны р. Неглинной.
    В 1508 году освящены Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.
    Весной 1514 года в Москве были заложены каменные церкви Благовещения в Воронцове, Благовещения на Старом Хлынове, Владимира в Садех (Старосадский переулок), Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, Варвары против Панского двора и др.
    Строились по указу царя храмы и в иных частях русской земли. В Тихвине в 1507 году для чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери по указу великого князя была заложена каменная Успенская церковь по образу Московского Успенского собора в кремле – впоследствии соборный храм Тихвинского Успенского монастыря. Там же в 1515 году великий князь велел также построить деревянный храм и основать Николо-Беседный монастырь на месте месте чудесного явления Божией Матери и святителя Николая. В Переславле-Залесском по великокняжескому приказу в 1528 году был построен новый каменный собор Никитского монастыря.

    Третий Рим

    Во время правления Василия III Русь готовилась к тому, чтобы стать православным царством, наследницей отпавшего в римо-католицизм Рима и захваченного мусульманами Константинополя.
    Одной из важных сторон этой подготовки было принятие попечения о Православной Церкви за пределами Руси. Так, продолжая традицию поддержки русского Пантелеимоновского монастыря на Святой Горе Афон, великий князь с 1507 года и до кончины был его ктитором. В 1509 году он принял прошение преподобной Сербской владычицы Ангелины и помог ей устроить Крушедольский монастырь. Понятие о Москве как третьем Риме было впервые чётко выражено игуменом Елеазаровским Филофеем в его письме к Василию III в 1510 году.
    Деталь иконы “Святой Василий Великий и великий князь Василий III, в иночестве Варлаам, в молении” 1650-е гг. Москва

    Кончина

    21 сентября 1533 года Василий III вместе со своей супругой двумя детьми отправился паломником в Сергиево-Троицкий монастырь. Оттуда Василий поехал в Волок на охоту, но вскоре заболел. Его болезнь началась с нарыва на левом бедре, который стал вскоре угрожающе расти и вызвал воспаление. Сначала Василий требовал, чтобы его болезнь и заражение крови держали в секрете. Он вызвал в Волок лишь своих врачей и нескольких бояр. Когда прибыл врач Николай Булев, Василий сказал ему: “Брат Николай! Ты знаешь о моей большой милости к тебе. Не можешь! ты сделать что-нибудь, применить какое-нибудь лекарство, чтобы облегчить мою болезнь?
    Врач ответил: “Государь, я знаю о твоей милости ко мне. Если бы это было возможно, я бы искалечил с собственное тело, чтобы помочь тебе, но я не знаю никаких лекарств для тебя, кроме Господней помощи“.
    Василий говорил тем, кто был вокруг него: “Брат Николай был прав, когда он назвал мою болезнь неизлечимой. Теперь мне нужно думать о том, как спасти свою душу“.
    Перед смертью Василий III хотел закрепить трон за сыном Иваном и принять монашеский постриг. Он был перевезен в Москву, где в великокняжеском дворце собрались его жена с детьми, его братья, митрополит Даниил и многие бояре. Даниил и высшие бояре были единодушны в признании Ивана наследником трона и обязались провозгласить его новым великим князем, как только Василий III умрет. Однако желание Василия III стать перед смертью монахом вызвало у многих протест. Эту запутанную ситуацию разрешил митрополит Даниил, и находящийся в полубессознательном состоянии Василий был пострижен монахи с именем Варлаам.
    Скончался 3 декабря 1533 года, погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

    Использованные материалы

    Вернадский, Г. В., Россия в средние века, V. Правление Василия III:
    http://www.spsl.nsc.ru/history/vernad/vol4/vgv451.htm
    Карташев, А. В., История Русской Церкви, 2010.
    Материалы сайта Хронос:
    http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/vasili3iv.php
    Платонов, С. Ф., Полный курс лекций по русской истории, ч. 1:
    http://www.spsl.nsc.ru/history/platon/var2/chart1-4.html
    http://www.spsl.nsc.ru/history/vernad/vol4/vgv452.htm
    Соловьев, С. М., Учебная книга по Русской истории, гл. XXVI. Княжение Василия Ивановича:
    http://www.spsl.nsc.ru/history/solov/ucheb/glava25-26.html#gl26
    Портрет из книги Павла Иовия, Elogia virorum… illustrium, 1575:
    http://www.booksite.ru/enciklopedia/strate/index.htm
    Филюшкин А.И. Василий III, М., 2010
    [1] С.М. Соловьев в труде “История России с древнейших времен” указывает датой рождения Василия III 26 марта.
    [2] Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Часть 1 – http://www.spsl.nsc.ru/history/platon/var2/chart1-4.html
    [3] ПСЛР, Т.13, с.16

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *