Почему война перестала казаться мальчику забавной ответы?

18 ответов на вопрос “Почему война перестала казаться мальчику забавной ответы?”

  1. sanekbike Ответить

    (1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.
    (3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.
    (6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек. (8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.
    (9)И вдруг мать тихо сказала:
    – Смотри, это твой отец…
    (10)Почему она так сказала? (11)Зачем? (12)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (13)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
    (14)И мальчик поверил. (15)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (16)Как он гордился своим отцом! (17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (18)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало.
    (19)А на экране шла война. (20)Появились немецкие танки. (21)Мальчик испугался. (22)«Папа, танки идут, танки!» – кричал он отцу. (23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот упал один артиллерист, потом другой, третий… (25)И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.
    – (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату.
    (27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.
    – (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили… – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
    (31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.
    – (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.
    (36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.
    (37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.
    – (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, – тихо сказала она и повела его из зала.
    (40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.
    (46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.
    (По Ч. Т. Айтматову)*
    * Айтмáтов Чингúз Торекýлович (1928–2008) – киргизский писатель.

  2. Rrrr88 Ответить

    (1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.(6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек. (8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.(9)И вдруг мать тихо сказала:– Смотри, это твой отец…(10)Почему она так сказала? (11)Зачем? (12)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (13)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.(14)И мальчик поверил. (15)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (16)Как он гордился своим отцом! (17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (18)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало.(19)А на экране шла война. (20)Появились немецкие танки. (21)Мальчик испугался. (22)«Папа, танки идут, танки!» – кричал он отцу. (23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот упал один артиллерист, потом другой, третий… (25)И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.– (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату. (27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.– (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили… – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он. (31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.– (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, – тихо сказала она и повела его из зала.(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.

  3. BHE_3AKOHA2020 Ответить

    (1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.
    (3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.
    (6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек. (8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.
    (9)И вдруг мать тихо сказала:
    – Смотри, это твой отец…
    (10)Почему она так сказала? (11)Зачем? (12)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (13)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
    (14)И мальчик поверил. (15)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (16)Как он гордился своим отцом! (17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (18)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало.
    (19)А на экране шла война. (20)Появились немецкие танки. (21)Мальчик испугался. (22)«Папа, танки идут, танки!» – кричал он отцу. (23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот упал один артиллерист, потом другой, третий… (25)И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.
    – (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату.
    (27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.
    – (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили… – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
    (31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.
    – (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.
    (36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.
    (37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.
    – (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, – тихо сказала она и повела его из зала.
    (40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.
    (46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.
    (По Ч.Т. Айтматову)*
    * Айтмáтов Чингúз Торекýлович (1928–2008) – киргизский писатель.

  4. thenightwolf1203 Ответить

    (1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.(6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек. (8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.(9)И вдруг мать тихо сказала:– Смотри, это твой отец…(10)Почему она так сказала? (11)Зачем? (12)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (13)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.(14)И мальчик поверил. (15)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (16)Как он гордился своим отцом! (17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (18)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало.(19)А на экране шла война. (20)Появились немецкие танки. (21)Мальчик испугался. (22)«Папа, танки идут, танки!» — кричал он отцу. (23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот упал один артиллерист, потом другой, третий… (25)И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.– (26)Стой, не пройдёшь! — крикнул отец и бросил гранату. (27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.– (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили… — закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь — спроси у киномеханика.(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.– (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, — тихо сказала она и повела его из зала.(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит — потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.

  5. dante1613 Ответить

    Готовимся к ОГЭ по русскому языку
    Практикум по тексту Айтматова
    Вторая часть экзаменационной работы выполняется на основе прочитанного текста и включает задания с выбором ответа (часть А) и задания с кратким ответом (часть В). Эти задания представляют собой определённую ступень к экзамену в 11 классе и имеют практическую направленность. Попробуем разобрать один из вариантов из Открытого банка заданий, размещённого на ФИПИ.
    Пример текста из открытого банка
    (1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.
    (3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.
    (6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек. (8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.
    (9)И вдруг мать тихо сказала:
    – (10)Смотри, это твой отец…
    (11)Почему она так сказала? (12)Зачем? (13)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (14)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
    (15)И мальчик поверил. (16)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (17)Как он гордился своим отцом! (18)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (19)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало.
    (20)А на экране шла война. (21)Появились немецкие танки. (22)Мальчик испугался: «Папа, танки идут, танки!» – кричал он отцу. (23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот упал один артиллерист, потом другой, третий… (25)И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.
    – (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату. (27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.
    – (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили… – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
    (31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду:
    – (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.
    (36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.
    (37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.
    – (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, – тихо сказала она и повела его из зала.
    (40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.
    (46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.
    (По Ч. Айтматову)
    Чинги́з Тореку́лович Айтма́тов (1928 — 2008) — русский и киргизский писатель, мастер психологического портрета.
    Пример выполнения задания А1
    Анализ содержания текста
    В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему война перестала казаться мальчику „забавной”?»
    1)Вот на экране появились артиллеристы. Их было семь человек.
    2)…Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли.
    3)…он впервые испытал чувство страха за близкого человека…
    4)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек.
    Чтобы выбрать верный ответ, нужно обратить внимание на предложения 15-19, в которых прямо говорится, что мальчик поверил матери и увидел в солдате своего отца, а следовательно, «он впервые испытал чувство страха за близкого человека».
    Помните, что необходимо сверять свои варианты ответа с текстом.
    Правильный ответ – 3
    Пример выполнения задания А2
    Лексический анализ слова
    Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «горькая» (предложение 36).
    1)печальная
    2)неприятная
    3)обидная
    4)несчастная
    Лексический анализ слова предполагает умение определять лексическое значение многозначного слова. Обратим внимание, что содержится указание на предложение №36, в котором это слово употреблено. Это не случайно, так как значение многозначного слова выявляется только в конкретном контексте. Чтобы найти верный вариант, необходимо прочитать предложение №36. Из контекста становится понятно, что речь идёт о «горькой», то есть печальной иллюзии.
    Ответ – 1
    Пример выполнения задания А3
    Анализ средств выразительности
    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
    1)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
    2)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
    3)Это моего отца убили… – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
    4)Он был рад, что мать не видит его слёз.
    Анализ средств выразительности предполагает умение находить в предложении изученные средства выразительности: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения и пр. Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, что такое метафора.
    Метафора – это троп, основанный на переносном значении слов и уподоблении одного предмета или явления другому. Метафора – это скрытое сравнение.
    Прочитав внимательно все варианты, мы находим в варианте 2 слова в переносном значении «родилось чувство». Эта метафора привычная, не бросающаяся в глаза, но именно её мы и должны найти.
    Ответ – 1
    Пример выполнения задания А4
    Фонетический анализ слова
    Укажите ошибочное суждение.
    1)В слове СЕРЬЁЗНОЙ 9 звуков.
    2)В слове ПОХОЖ происходит оглушение согласного звука на конце слова.
    3)В слове РЕШИЛ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
    4)В слове МАЛЬЧИК мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
    Фонетический анализ слова – это звуко-буквенный анализ, предполагающий умение характеризовать каждый звук (звонкие-глухие согласные, мягкие-твёрдые согласные), умение объяснять основные фонетические процессы (оглушение, озвончение согласных, уподобление согласных по мягкости, непроизносимые согласные), а также умение определять соотношение букв и звуков в слове.
    В варианте 1 нет ошибки: в слове СЕРЬЁЗНОЙ 9 звуков, поскольку Ь звука не обозначает, но зато Ё после мягкого знака обозначает 2 звука: Й и О.
    Выполняя это задание, важно произнести вслух приведённые в каждом варианте слова. Например, вариант ответа №2 не содержит ошибки: в слове ПОХОЖ на конце слова действительно оглушается согласный Ж.
    Чтобы проверить вариант 4, нужно вспомнить, что мягкость согласного на письме может быть обозначена либо с помощью мягкого знака, либо с помощью гласных Е, Ё, Ю, Я. Поэтому это утверждение является верным.
    Остаётся проверить утверждение 3. Оно является ошибочным, так как звук Ш не имеет пары по твёрдости-мягкости.
    Правильный ответ – 3
    Пример выполнения задания А5
    Правописание корней слов
    Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
    1)родилось
    2)стреляли
    3)потерять
    4)наклонилась
    При выполнении этого задания нужно сначала выделить корни. Получаем:
    – в варианте 1 корень –РОД- (проверочное слово – Родина);
    -в варианте 2 корень –СТРЕЛ- (проверочное слово – стрелы);
    – вариант 3 стоит проанализировать подробнее: корень –ТЕР-, встречающийся среди корней с чередованием (ТЕР-ТИР), в этом слове имеет другое значение – «лишаться кого-чего-н. по небрежности». Значение же чередующегося корня -ТЕР-ТИР – «сделать сухим, чистым; удалить грязное, мокрое». Таким образом, вариант 3 не подходит.
    -в варианте 4 корень –КЛОН-, который относится к корням с чередованием. В корне клон-/клан- без ударения пишется о, под ударением может писаться как а, так и о (поклон, кланяться, но склонение)
    Итак, ответ – 4
    Пример выполнения задания А6
    Правописание приставок
    В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?
    1)вперёд
    2)вспомнить
    3)испугаться
    4)вздрагивать
    Задание проверяет знания о приставках и их видах. Чаще всего требуется проанализировать правописание приставок на -З/-С, приставок ПРЕ- и ПРИ-, а также приставки –С.
    Выполнение этого задания нужно начать с выделения приставок во всех словах, приведённых в вариантах ответа:
    – в варианте 1 приставка в-
    – в варианте 2 приставка вс-
    – в варианте 3 приставка ис-
    – в варианте 4 приставка вз-
    Затем необходимо вспомнить, что в русском языке есть приставки изменяемые и неизменяемые.
    Изменяемые приставки имеют варианты написания и зависят от произношения (З произносится после звонких согласных, С – после глухих). Большинство же приставок в русском языке относится к неизменяемым (С-, ОТ-, ПРО-, НАД- В- и пр.)
    Значит, правильный ответ – 1
    Пример выполнения задания А7
    Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи
    В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н»?
    1)страшно
    2)сыновней
    3)горестно
    4)наполнено
    В этом задании чаще всего проверяется умение правильно анализировать употребление Н и НН в полной и краткой формах отглагольных и отымённых прилагательных, в страдательных причастиях прошедшего времени, а также в наречиях, образованных от прилагательных.
    Вспомним, что такое причастия.
    Прича́стие — самостоятельная часть речи, либо (в зависимости от точки зрения) особая форма глагола, которая обладает свойствами как глагола, так и имени прилагательного. Страдательные причастия обозначают признак того предмета, на который направлено действие. Страдательные причастия, как правило, имеют полные (проверенный) и краткие (проверен) формы. Краткие формы изменяются по родам и числам. Определим части речи:
    – страшно (как?) – наречие;
    -сыновней (какой? чьей?) – прилагательное;
    -горестно (как?) – наречие;
    -наполнено (каково?) – краткое страдательное причастие
    Ответ – 4
    Пример выполнения задания В1
    Лексика и фразеология. Синонимы
    Замените просторечное слово «голосишь» из предложения 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    Это задание проверяет понимание стилистической принадлежности того или иного слова или выражения.
    Сино́нимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию,но имеющие похожее лексическое значение. Чтобы правильно подобрать синоним, необходимо точно понять значение исходного слова, а для этого обязательно прочитать предложение 33.
    -(33)Что ты голосишь?
    Если значение слова не волне понятно, можно прочитать и несколько соседних предложений: контекст должен помочь выяснить значение. Если слово понятно, то дальше следует подумать о его стилистической принадлежности. Просторечная лексика – это слова сниженного стиля, свойственные устной речи. Стилистически нейтральная лексика используется в любом стиле и составляет основу словарного запаса языка. Это значит, что слова нейтрального стиля уместны при обращении к учителю или директору.
    Синонимы к слову голосить:
    — реветь
    — ревмя реветь
    — реветь белугой
    — кликать
    — кричать
    — драть глотку
    — вопить
    — орать и др.
    Из этого списка мы выбираем слово «кричать» и записываем ответ в той же форме, что и исходное слово.
    Правильный ответ – кричишь
    Пример выполнения задания В2
    Синтаксический анализ словосочетания
    Замените словосочетание «немецкие танки» (предложение 21), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    Это задание проверяет умение определять виды подчинительной связи в словосочетаниях, а также умение подбирать синонимическое словосочетание, построенное на другом виде связи.

    Для того чтобы справиться с этим заданием, нужно прежде всего уметь находить главное и зависимое слово в словосочетании. Затем нужно поставить вопрос от главного слова к зависимому (танки чьи? немецкие). Далее оставляем главное слово без изменений, а к зависимому слову подбираем однокоренное существительное (танки чьи? немцев)
    Правильный ответ – танки немцев
    Пример выполнения задания В3
    Грамматическая основа предложения
    Выпишите грамматическую основу предложения 42.
    Это задание проверяет умение находить в предложении его грамматическую основу (двусоставную или односоставную). Находим соответствующее предложение в тексте, подчёркиваем основу.
    (42)Ему хотелось плакать.
    Чтобы убедиться в том, что в предложении нет подлежащего, обратите внимание на местоимение «ему»: оно стоит в форме Д.п. Значит, в предложении один главный член «хотелось плакать». Предложение является односоставным безличным.
    Ответ – хотелось плакать

    Пример выполнения задания В4
    Осложнённое предложение
    Среди предложений 31–37 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
    Задание связано с пунктуационной грамотностью и проверяет умение находить обособленные члены предложения (согласованные и несогласованные определения, обособленные обстоятельства, приложения, уточнения).
    Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить следующее:
    – что такое обособленные члены предложения (выделенные запятыми)
    – что такое приложение (это определение, которое выражено существительным)
    Внимательно читаем предложения из указанного интервала и находим обособленное приложение «школьник» в предложении 31 (мальчишка какой именно? школьник).
    Правильный ответ – 31
    Пример выполнения задания В5
    Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
    Ему было не очень страшно,(1) а иногда даже,(2) наоборот,(3) весело,(4) когда падали фашисты. А когда падали наши,(5) ему казалось,(6) что они потом встанут.
    Задание проверяет умение видеть в тексте такие синтаксические структуры, как вводные конструкции (слова, выражения, предложения) и обращения.
    Вводные конструкции – это слова или предложения, грамматически не связанные с другими членами предложения. Это означает, что к вводным конструкциям нельзя задать вопрос. Чтобы отличить вводные конструкции от членов предложения, нужно знать основные значения вводных слов.

    Обратите внимание, что в задании приведён необходимый для его выполнения отрезок текста, поэтому не нужно искать его в прочитанном тексте. В ответ мы должны записать цифры.
    Находим слово вводное «наоборот», которое указывает на порядок мыслей и их связь.
    Ответ – 2,3 или 3,2
    Пример выполнения задания В7
    Знаки препинания в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях
    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
    И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной,(1) ничего весёлого не было в том,(2) как падали люди. Война стала серьёзной и страшной,(3) и он впервые испытал чувство страха за близкого человека,(4) за того человека, (5) которого ему всегда не хватало.
    Выполняя это задание, необходимо определить грамматические основы и части сложноподчинённого предложения, поставить вопрос от главной части к придаточной и найти границы этих частей.
    Проанализируем первое предложение. Оно сложное. Грамматические основы:
    война не казалась забавной
    не было
    падали люди
    Первая и вторая основы связаны бессоюзной связью (нет союза), между второй и третьей основой есть союзное слово «как», которое присоединяет придаточное предложение к главному. Следовательно, первую цифру мы нашли –2.
    Проанализируем второе предложение. Это также сложное предложение. Грамматические основы:
    война стала серьёзной и страшной
    он испытал чувство
    не хватало
    Первая и вторая части связаны сочинительным союзом «и», поэтому и связь там сочинительная, а вот вторая и третья – союзным словом «которого». Это слово присоединяет придаточное определительное предложение к главному. Следовательно, вторая искомая цифра – 5.
    Ответ – 2,5 или 5,2

    Пример выполнения задания В8
    Синтаксический анализ сложного предложения с несколькими придаточными частями. Виды подчинения
    Среди предложений 40–46 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
    Это задание проверяет умение видеть структуру сложного предложения и находить предложения заданной синтаксической структуры в тексте. В задании требуется найти предложение с однородным, последовательным или параллельным подчинением придаточных частей.
    Вспомним теорию.

    Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными делятся на следующие виды:
    1.СПП с однородным подчинением: придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению, например:
    (Пока свободою горим), ( пока сердца для чести живы), [мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы].
    ( ), ( ), [ ].
    2.СПП с параллельным подчинением: придаточные относятся к одному общему для них предложению и являются разными по значению, например:
    (Когда Кипренский писал портрет Пушкина), [поэт был озабочен], ( хотя и пытался шутить).
    ( ), [ ], ( ).
    3.СПП с последовательным подчинением: первое придаточное относится к главному, второе – к этому придаточному и т. д., например:
    [Синцов долго не мог ни у кого узнать], (когда же пойдет тот поезд на Минск), (с которым ему предстояло отправляться).
    [ ], ( ), ( ).
    Повторив теорию, приступаем к выполнению задания. Читаем предложения. Нужно найти предложения, в котором как минимум три части.
    (40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.
    (46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.
    Предложения 40, 42, 44 – простые. В предложениях 41, 43, 45 по две основы. Остаётся предложение 46. Грамматические основы:
    он не знал
    отец начал жить
    который погиб
    Правильный ответ – 46
    Пример выполнения задания В9
    Синтаксический анализ сложных предложений с разными видами связи между частями
    Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
    (1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.
    (3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.
    Это задание проверяет умение опознавать в тексте и анализировать сложные предложения с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью. Сначала в указанном фрагменте найдём все сложные предложения, состоящие не менее чем из трёх частей. Таких предложений здесь два: 3 и 5. Однако бессоюзная связь есть только в предложении 3. Грамматические основы:
    фильм был про войну
    Авалбёк сидел и чувствовал
    она вздрагивала
    стреляли
    Между первой и второй частями союз отсутствует – связь бессоюзная, между второй и третьей, третьей и четвёртой частями – подчинительные союзы «как», «когда».
    Итак, ответ – 3

  6. Pacific80 Ответить

    Готовимся к ОГЭ по русскому языку
    Практикум по тексту Айтматова
    Вторая часть экзаменационной работы выполняется на основе прочитанного текста и включает задания с выбором ответа (часть А) и задания с кратким ответом (часть В). Эти задания представляют собой определённую ступень к экзамену в 11 классе и имеют практическую направленность. Попробуем разобрать один из вариантов из Открытого банка заданий, размещённого на ФИПИ.
    Пример текста из открытого банка
    (1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.
    (3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.
    (6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек. (8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.
    (9)И вдруг мать тихо сказала:
    – (10)Смотри, это твой отец…
    (11)Почему она так сказала? (12)Зачем? (13)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (14)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
    (15)И мальчик поверил. (16)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (17)Как он гордился своим отцом! (18)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (19)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало.
    (20)А на экране шла война. (21)Появились немецкие танки. (22)Мальчик испугался: «Папа, танки идут, танки!» – кричал он отцу. (23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот упал один артиллерист, потом другой, третий… (25)И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.
    – (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату. (27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.
    – (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили… – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
    (31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду:
    – (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.
    (36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.
    (37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.
    – (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, – тихо сказала она и повела его из зала.
    (40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.
    (46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.
    (По Ч. Айтматову)
    Чинги́з Тореку́лович Айтма́тов (1928 — 2008) — русский и киргизский писатель, мастер психологического портрета.
    Пример выполнения задания А1
    Анализ содержания текста
    В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему война перестала казаться мальчику „забавной”?»
    1)Вот на экране появились артиллеристы. Их было семь человек.
    2)…Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли.
    3)…он впервые испытал чувство страха за близкого человека…
    4)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек.
    Чтобы выбрать верный ответ, нужно обратить внимание на предложения 15-19, в которых прямо говорится, что мальчик поверил матери и увидел в солдате своего отца, а следовательно, «он впервые испытал чувство страха за близкого человека».
    Помните, что необходимо сверять свои варианты ответа с текстом.
    Правильный ответ – 3
    Пример выполнения задания А2
    Лексический анализ слова
    Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «горькая» (предложение 36).
    1)печальная
    2)неприятная
    3)обидная
    4)несчастная
    Лексический анализ слова предполагает умение определять лексическое значение многозначного слова. Обратим внимание, что содержится указание на предложение №36, в котором это слово употреблено. Это не случайно, так как значение многозначного слова выявляется только в конкретном контексте. Чтобы найти верный вариант, необходимо прочитать предложение №36. Из контекста становится понятно, что речь идёт о «горькой», то есть печальной иллюзии.
    Ответ – 1
    Пример выполнения задания А3
    Анализ средств выразительности
    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
    1)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
    2)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
    3)Это моего отца убили… – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
    4)Он был рад, что мать не видит его слёз.
    Анализ средств выразительности предполагает умение находить в предложении изученные средства выразительности: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения и пр. Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, что такое метафора.
    Метафора – это троп, основанный на переносном значении слов и уподоблении одного предмета или явления другому. Метафора – это скрытое сравнение.
    Прочитав внимательно все варианты, мы находим в варианте 2 слова в переносном значении «родилось чувство». Эта метафора привычная, не бросающаяся в глаза, но именно её мы и должны найти.
    Ответ – 1
    Пример выполнения задания А4
    Фонетический анализ слова
    Укажите ошибочное суждение.
    1)В слове СЕРЬЁЗНОЙ 9 звуков.
    2)В слове ПОХОЖ происходит оглушение согласного звука на конце слова.
    3)В слове РЕШИЛ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
    4)В слове МАЛЬЧИК мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
    Фонетический анализ слова – это звуко-буквенный анализ, предполагающий умение характеризовать каждый звук (звонкие-глухие согласные, мягкие-твёрдые согласные), умение объяснять основные фонетические процессы (оглушение, озвончение согласных, уподобление согласных по мягкости, непроизносимые согласные), а также умение определять соотношение букв и звуков в слове.
    В варианте 1 нет ошибки: в слове СЕРЬЁЗНОЙ 9 звуков, поскольку Ь звука не обозначает, но зато Ё после мягкого знака обозначает 2 звука: Й и О.
    Выполняя это задание, важно произнести вслух приведённые в каждом варианте слова. Например, вариант ответа №2 не содержит ошибки: в слове ПОХОЖ на конце слова действительно оглушается согласный Ж.
    Чтобы проверить вариант 4, нужно вспомнить, что мягкость согласного на письме может быть обозначена либо с помощью мягкого знака, либо с помощью гласных Е, Ё, Ю, Я. Поэтому это утверждение является верным.
    Остаётся проверить утверждение 3. Оно является ошибочным, так как звук Ш не имеет пары по твёрдости-мягкости.
    Правильный ответ – 3
    Пример выполнения задания А5
    Правописание корней слов
    Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
    1)родилось
    2)стреляли
    3)потерять
    4)наклонилась
    При выполнении этого задания нужно сначала выделить корни. Получаем:
    – в варианте 1 корень –РОД- (проверочное слово – Родина);
    -в варианте 2 корень –СТРЕЛ- (проверочное слово – стрелы);
    – вариант 3 стоит проанализировать подробнее: корень –ТЕР-, встречающийся среди корней с чередованием (ТЕР-ТИР), в этом слове имеет другое значение – «лишаться кого-чего-н. по небрежности». Значение же чередующегося корня -ТЕР-ТИР – «сделать сухим, чистым; удалить грязное, мокрое». Таким образом, вариант 3 не подходит.
    -в варианте 4 корень –КЛОН-, который относится к корням с чередованием. В корне клон-/клан- без ударения пишется о, под ударением может писаться как а, так и о (поклон, кланяться, но склонение)
    Итак, ответ – 4
    Пример выполнения задания А6
    Правописание приставок
    В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?
    1)вперёд
    2)вспомнить
    3)испугаться
    4)вздрагивать
    Задание проверяет знания о приставках и их видах. Чаще всего требуется проанализировать правописание приставок на -З/-С, приставок ПРЕ- и ПРИ-, а также приставки –С.
    Выполнение этого задания нужно начать с выделения приставок во всех словах, приведённых в вариантах ответа:
    – в варианте 1 приставка в-
    – в варианте 2 приставка вс-
    – в варианте 3 приставка ис-
    – в варианте 4 приставка вз-
    Затем необходимо вспомнить, что в русском языке есть приставки изменяемые и неизменяемые.
    Изменяемые приставки имеют варианты написания и зависят от произношения (З произносится после звонких согласных, С – после глухих). Большинство же приставок в русском языке относится к неизменяемым (С-, ОТ-, ПРО-, НАД- В- и пр.)
    Значит, правильный ответ – 1
    Пример выполнения задания А7
    Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи
    В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н»?
    1)страшно
    2)сыновней
    3)горестно
    4)наполнено
    В этом задании чаще всего проверяется умение правильно анализировать употребление Н и НН в полной и краткой формах отглагольных и отымённых прилагательных, в страдательных причастиях прошедшего времени, а также в наречиях, образованных от прилагательных.
    Вспомним, что такое причастия.
    Прича́стие — самостоятельная часть речи, либо (в зависимости от точки зрения) особая форма глагола, которая обладает свойствами как глагола, так и имени прилагательного. Страдательные причастия обозначают признак того предмета, на который направлено действие. Страдательные причастия, как правило, имеют полные (проверенный) и краткие (проверен) формы. Краткие формы изменяются по родам и числам. Определим части речи:
    – страшно (как?) – наречие;
    -сыновней (какой? чьей?) – прилагательное;
    -горестно (как?) – наречие;
    -наполнено (каково?) – краткое страдательное причастие
    Ответ – 4
    Пример выполнения задания В1Лексика и фразеология. Синонимы
    Замените просторечное слово «голосишь» из предложения 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    Это задание проверяет понимание стилистической принадлежности того или иного слова или выражения.
    Сино́нимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию,но имеющие похожее лексическое значение. Чтобы правильно подобрать синоним, необходимо точно понять значение исходного слова, а для этого обязательно прочитать предложение 33.
    -(33)Что ты голосишь?
    Если значение слова не волне понятно, можно прочитать и несколько соседних предложений: контекст должен помочь выяснить значение. Если слово понятно, то дальше следует подумать о его стилистической принадлежности. Просторечная лексика – это слова сниженного стиля, свойственные устной речи. Стилистически нейтральная лексика используется в любом стиле и составляет основу словарного запаса языка. Это значит, что слова нейтрального стиля уместны при обращении к учителю или директору.
    Синонимы к слову голосить:
    — реветь
    — ревмя реветь
    — реветь белугой
    — кликать
    — кричать
    — драть глотку
    — вопить
    — орать и др.
    Из этого списка мы выбираем слово «кричать» и записываем ответ в той же форме, что и исходное слово.
    Правильный ответ – кричишь
    Пример выполнения задания В2
    Синтаксический анализ словосочетания
    Замените словосочетание «немецкие танки» (предложение 21), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    Это задание проверяет умение определять виды подчинительной связи в словосочетаниях, а также умение подбирать синонимическое словосочетание, построенное на другом виде связи.
    Для того чтобы справиться с этим заданием, нужно прежде всего уметь находить главное и зависимое слово в словосочетании. Затем нужно поставить вопрос от главного слова к зависимому (танки чьи? немецкие). Далее оставляем главное слово без изменений, а к зависимому слову подбираем однокоренное существительное (танки чьи? немцев)
    Правильный ответ – танки немцев
    Пример выполнения задания В3
    Грамматическая основа предложения
    Выпишите грамматическую основу предложения 42.
    Это задание проверяет умение находить в предложении его грамматическую основу (двусоставную или односоставную). Находим соответствующее предложение в тексте, подчёркиваем основу.
    (42)Ему хотелось плакать.
    Чтобы убедиться в том, что в предложении нет подлежащего, обратите внимание на местоимение «ему»: оно стоит в форме Д.п. Значит, в предложении один главный член «хотелось плакать». Предложение является односоставным безличным.
    Ответ – хотелось плакать
    Пример выполнения задания В4
    Осложнённое предложение
    Среди предложений 31–37 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
    Задание связано с пунктуационной грамотностью и проверяет умение находить обособленные члены предложения (согласованные и несогласованные определения, обособленные обстоятельства, приложения, уточнения).
    Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить следующее:
    – что такое обособленные члены предложения (выделенные запятыми)
    – что такое приложение (это определение, которое выражено существительным)
    Внимательно читаем предложения из указанного интервала и находим обособленное приложение «школьник» в предложении 31 (мальчишка какой именно? школьник).
    Правильный ответ – 31
    Пример выполнения задания В5
    Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
    Ему было не очень страшно,(1) а иногда даже,(2) наоборот,(3) весело,(4) когда падали фашисты. А когда падали наши,(5) ему казалось,(6) что они потом встанут.
    Задание проверяет умение видеть в тексте такие синтаксические структуры, как вводные конструкции (слова, выражения, предложения) и обращения.
    Вводные конструкции – это слова или предложения, грамматически не связанные с другими членами предложения. Это означает, что к вводным конструкциям нельзя задать вопрос. Чтобы отличить вводные конструкции от членов предложения, нужно знать основные значения вводных слов.
    Обратите внимание, что в задании приведён необходимый для его выполнения отрезок текста, поэтому не нужно искать его в прочитанном тексте. В ответ мы должны записать цифры.
    Находим слово вводное «наоборот», которое указывает на порядок мыслей и их связь.
    Ответ – 2,3 или 3,2
    Пример выполнения задания В7
    Знаки препинания в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях
    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
    И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной,(1) ничего весёлого не было в том,(2) как падали люди. Война стала серьёзной и страшной,(3) и он впервые испытал чувство страха за близкого человека,(4) за того человека, (5) которого ему всегда не хватало.
    Выполняя это задание, необходимо определить грамматические основы и части сложноподчинённого предложения, поставить вопрос от главной части к придаточной и найти границы этих частей.
    Проанализируем первое предложение. Оно сложное. Грамматические основы:
    война не казалась забавной
    не было
    падали люди
    Первая и вторая основы связаны бессоюзной связью (нет союза), между второй и третьей основой есть союзное слово «как», которое присоединяет придаточное предложение к главному. Следовательно, первую цифру мы нашли –2.
    Проанализируем второе предложение. Это также сложное предложение. Грамматические основы:
    война стала серьёзной и страшной
    он испытал чувство
    не хватало
    Первая и вторая части связаны сочинительным союзом «и», поэтому и связь там сочинительная, а вот вторая и третья – союзным словом «которого». Это слово присоединяет придаточное определительное предложение к главному. Следовательно, вторая искомая цифра – 5.
    Ответ – 2,5 или 5,2
    Пример выполнения задания В8
    Синтаксический анализ сложного предложения с несколькими придаточными частями. Виды подчинения
    Среди предложений 40–46 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
    Это задание проверяет умение видеть структуру сложного предложения и находить предложения заданной синтаксической структуры в тексте. В задании требуется найти предложение с однородным, последовательным или параллельным подчинением придаточных частей.
    Вспомним теорию.
    Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными делятся на следующие виды:
    1.СПП с однородным подчинением: придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению, например:
    (Пока свободою горим), ( пока сердца для чести живы), [мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы].
    ( ), ( ), [ ].
    2.СПП с параллельным подчинением: придаточные относятся к одному общему для них предложению и являются разными по значению, например: (Когда Кипренский писал портрет Пушкина), [поэт был озабочен], ( хотя и пытался шутить).
    ( ), [ ], ( ).
    3.СПП с последовательным подчинением: первое придаточное относится к главному, второе – к этому придаточному и т. д., например:
    [Синцов долго не мог ни у кого узнать], (когда же пойдет тот поезд на Минск), (с которым ему предстояло отправляться).
    [ ], ( ), ( ).
    Повторив теорию, приступаем к выполнению задания. Читаем предложения. Нужно найти предложения, в котором как минимум три части.
    (40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.
    (46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.
    Предложения 40, 42, 44 – простые. В предложениях 41, 43, 45 по две основы. Остаётся предложение 46. Грамматические основы:
    он не знал
    отец начал жить
    который погиб
    Правильный ответ – 46
    Пример выполнения задания В9
    Синтаксический анализ сложных предложений с разными видами связи между частями
    Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
    (1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.
    (3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.
    Это задание проверяет умение опознавать в тексте и анализировать сложные предложения с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью. Сначала в указанном фрагменте найдём все сложные предложения, состоящие не менее чем из трёх частей. Таких предложений здесь два: 3 и 5. Однако бессоюзная связь есть только в предложении 3. Грамматические основы:
    фильм был про войну
    Авалбёк сидел и чувствовал
    она вздрагивала
    стреляли
    Между первой и второй частями союз отсутствует – связь бессоюзная, между второй и третьей, третьей и четвёртой частями – подчинительные союзы «как», «когда».
    Итак, ответ – 3

  7. fan_gta Ответить

    Напишите сочинение рассуждение по тексту.  (1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил.(2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.(З)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, какона вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно,а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падалинаши, ему казалось, что они потом встанут.(6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек.(8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.(9)И вдруг мать тихо сказала:- (Ю)Смотри, это твой отец…(11)Почему она так сказала? (12)3ачем? (13)Может быть, случайно илипотому, что вспомнила мужа. (14)И действительно, солдат на экране былочень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела уних дома.(15)И мальчик поверил. (16)Он уже думал о солдате как о своём отце, ив его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви инежности. (17)Как он гордился своим отцом! (18)И война с этой минутыуже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, какпадали люди. (19)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испыталчувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегдане хватало. ‘ »(20)А на экране шла война. (21)Появились немецкие танки.(22)Мальчик испугался: «Папа, танки идут, танки!» – кричал он отцу.(23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вотупал один артиллерист, потом другой, третий… (25)И вот остался толькоотец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.- (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату. (27)Вэтот момент в него начали стрелять, и отец упал.  – (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (ЗО)Это моего отца убили… -закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказатьему правду:- (32)Да это не твой отец. (ЗЗ)Что ты голосишь? (34)Это артист.(35)Не веришь — спроси у киномеханика.(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика егогорькой и прекрасной иллюзии.(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стоялислёзы.- (38)Пойдём, сынок, пойдём. {39)Это был твой отец, – тихо сказала онаи повела его из зала.(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас онпонял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Онпосмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, чтомать не видит его слёз.(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давнопогиб на войне.

  8. HoRRicH Ответить

    (1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.
    (3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.
    (6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек. (8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.
    (9)И вдруг мать тихо сказала:
    – Смотри, это твой отец…
    (10)Почему она так сказала? (11)Зачем? (12)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (13)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
    (14)И мальчик поверил. (15)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (16)Как он гордился своим отцом! (17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (18)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало.
    (19)А на экране шла война. (20)Появились немецкие танки. (21)Мальчик испугался. (22)«Папа, танки идут, танки!» – кричал он отцу. (23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот упал один артиллерист, потом другой, третий… (25)И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.– (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату. (27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.
    – (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили… – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
    (31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.
    – (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.
    (36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.
    (37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.
    – (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, – тихо сказала она и повела его из зала.
    (40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.
    (46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.
    (По Ч.Т. Айтматову)*
    * Айтмáтов Чингúз Торекýлович (1928–2008) – киргизский писатель.
    2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему война перестала казаться мальчику „забавной”?»
    1)Вот на экране появились артиллеристы. Их было семь человек.
    2)Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли.
    3)Авалбёк впервые испытал чувство страха за близкого человека.
    4)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек.
    3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
    1)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
    2)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
    3)Это моего отца убили… – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
    4)Он был рад, что мать не видит его слёз.
    4.Из предложений 9–14 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
    5.Из предложений 37–45 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».
    6.Замените просторечное слово «голосишь» из предложения 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    7.Замените словосочетание «немецкие танки» (предложение 21), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    8.Выпишите грамматическую основу предложения 42.
    9.Среди предложений 31–38 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
    10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
    Ему было не очень страшно,(1) а иногда даже,(2) наоборот,(3) весело,(4) когда падали фашисты. А когда падали наши,(5) ему казалось,(6) что они потом встанут.
    11.Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.
    12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
    И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной,(1) ничего весёлого не было в том,(2) как падали люди. Война стала серьёзной и страшной,(3) и он впервые испытал чувство страха за близкого человека,(4) за того человека, (5)которого ему всегда не хватало.
    13.Среди предложений 40–46 найдите  сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
    14.Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
    .
    15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Л.В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне».
    Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *