Подумай почему этические взгляды швейцера до сих пор современны важны?

6 ответов на вопрос “Подумай почему этические взгляды швейцера до сих пор современны важны?”

  1. Alina Ответить

    Близким к философии жизни был немецко-французский мыслитель, теолог, врач, музыковед и органист Альберт Швейцер (1875-1965), центральной идеей учение которого было благоговение перед жизнью. По его словам, этика благоговения перед жизнью побуждает всех людей проявлять интерес к каждому человеку, его судьбе и отдавать всю человеческую теплоту тем, кто в ней нуждается. Она не позволяет ученому жить только наукой, даже если он приносит ей большую пользу. Художнику она не позволяет жить только своим искусством, даже тогда, когда он творит добро людям. Человеку, занятой любым делом, эта этика не позволяет думать, что она сделала все, что могла и должна была сделать. Теория благоговение перед жизнью требует от всех, чтобы они часть своей жизни отдали другим людям. Как это сделать, каждый человек должен решить в соответствии со своим пониманием и обстоятельств жизни. Свою деятельность А. Швейцер начал как проповедник, но вскоре пришел к выводу, что деятельная помощь честнее, чем словесное утешение.
    Не соглашаясь с утверждением Р. Декарта “Я мыслю, следовательно, существую”, А. Швейцер провозгласил формулу: “Я – жизнь, которая хочет жить, я – жизнь среди жизни, которая хочет жить». Когда человек думает о себе и своем месте в мире, то она утверждает себя как волю к жизни среди таких же воль к жизни. В мыслящему человеку воля к жизни приходит к согласию с собой. Такого согласия достигают деятельностью, направленной благоговением перед жизнью. В результате этого мыслящий человек становится моральной личностью, а утверждение его воли к жизни перерастает в нравственное задание: “Этика, следовательно, заключается в том, что я чувствую побуждение проявлять равное благоговение перед жизнью как по моей воле к жизни, так и в отношении любой другого “. В этом проявляется основной принцип этики А. Швейцера, по убеждениям которого добром является то, что служит сохранению и развитию жизни, а злом – то, что уничтожает жизнь или препятствует его сохранению и развитию.
    Выясняя причины неэффективности традиционной этики, А. Швейцер высказал много парадоксальных мыслей: “Абстракция – это смерть для этики”, “Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами”, “Этика умирает в словах, а научное знание только с помощью языка рождается “. Учитывая утверждение, что “этика есть живое отношение к живой жизни”, можно сделать вывод, что А. Швейцер отождествлял этику и мораль. Но это не совсем так. Этика, по его мнению, возможна не только знания, но как индивидуальный выбор, действие, поведение. Итак, этикой он считал не только мораль в узком смысле, но и нравственность. Учитывая несостоятельность традиционной этики однозначно определить объект ее исследования, А. Швейцер утверждал, что этика должна родиться из мистики, которую он рассматривал как прорыв земного начала в неземное, преходящего в вечное. Именно поэтому этика, на его взгляд, невозможна как система знаний, поскольку неземное и вечное нельзя выразить с помощью языка и речи. Поэтому этика возможна не только знания, но как выбор и поведение. Речь идет об особом способе бытия человека в мире, живое отношение к живой жизни, которое может достичь бытийной устойчивости благодаря его осознанности, укорененности в мышлении.
    Обосновывая свою мысль, А. Швейцер утверждал, что воля к жизни таит в себе противоречие, согласно которой одна жизнь утверждается (по крайней мере может утверждаться) за счет другого. Поэтому самоутверждения воли к жизни этически не может происходить стихийно. Только в человеке как сознательной существу воля к жизни зависит от мышления, которое доказывает, что этика содержит свою необходимость в себе и индивид должен “скрыться высшем откровению воли к жизни” в себе. Мышление дает индивиду силу противостоять отрицанию жизни каждый раз, когда его жизнь сталкивается с другой жизнью. Так, мистическая природа этики реализуется в рационально осмысленных и санкционированных умом действиях и поведении человека. Этику, как ее понимал А. Швейцер, следует искать не в книгах, библиотеках, а в сознании и образе жизни человека, поскольку она является просветленной разумом моралью, которая проявляется в защите жизни. Этика А. Швейцера представляет его понимания, ощущения и переживания жизни, благоговейное к нему отношение, оказалось в подвижнической образе жизни. А написанное им – это еще не этика, а всего лишь знания, которым он руководствовался, формируя свое гуманистическое отношение к жизни.
    Вместо моральных норм, правил, предписаний концепция А. Швейцера предлагает единственное правило – благоговейное отношение к жизни везде и всегда, где и когда встречался бы индивид с другими проявлениями воли к жизни. Это означает, что ломая дерево, обижая кого-то, человек совершает зло, а выращивая сад, заботясь о человеке или спасая животное от гибели, делает добро. Жестокая обыденность часто противоречит требованиям нравственного принципа. Человек как земное существо не может не наносить вреда другим живым организмам. Однако она может вести себя морально, сводя к минимуму вред, который она наносит живому в своем существовании и деятельности, ее творческая воля к жизни одновременно оказывается и разрушительной, потому совесть не может быть чистой (“Чистая совесть – это изобретение дьявола”).
    Согласно принципу благоговения перед жизнью (“Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить”) оно полно страданий. И только усыпленная, “чистая” совесть не реагирует на эти страдания.
    Этика благоговения перед жизнью, по Швейцером, является этикой личности. Выступая от имени общества, этика перестает быть этикой: “Гибель культуры происходит в результате того, что создание этики передоверяется государстве”. А. Швейцер действительно создал этику для себя, просветленную умом и нравственностью и согласно с ней жил. Он неоднократно пытался реализовать свой принцип служения человеку. В студенческие годы заботился о бездомных детей, позже занимался устройством жизни бродяг и людей, отбывших тюремное заключение. А в тридцать лет оставил все дела, которые обещали ему успешное будущее, освоил профессию врача и посвятил себя лечению больных в одной из африканских стран.
    Этика Швейцера, по его словам, – не то, что он написал, а то, как он жил. А в жизни он утверждал себя как волю к жизни. Обоснованная им теоретическая концепция помогла ему окультурить, гуманизировать свою волю к жизни, приучить ее считаться с другими свободами к жизни, руководствоваться принципом благоговения перед жизнью.

  2. terem Ответить

    Альберт Швейцер был необыкновенным ребенком. Он пи­шет: “Насколько я могу себя помнить, я всегда мучился из-за тех страданий, которые я наблюдал в окружающем мире… Особенно я мучился из-за бедных животных, на долю которых приходится столько боли и лишений”. “Мне было совершенно непонятно, … почему я должен был в своих вечерних молитвах молиться только за людей. Поэтому… я безмолвно добавлял свою молитву, которую я придумал, за всех живых существ”.
    Она звучала так: Боже милостивый, защити и благослови всех живых существ. Сохрани их от зла и дай им спать в покое”.
    “Дважды в компании с другими мальчиками я ходил удить рыбу удочкой. Но мой ужас — когда я увидел жестокое обраще­ние с червем и разорванные рты рыб, когда их поймали, — не позволил мне продолжать”.
    А. Швейцер рассказывает, как его в детстве позвал товарищ стрелять из рогаток птиц: он не хотел идти, но боялся насмешек. Однако в тот момент, когда он прицелился в птицу, раздался звон церковного колокола. Мальчик воспринял это как глас с небес. Он бросил рогатку и убежал. Вспоминая описанный слу­чай позднее, Швейцер стал считать это событие поворотным в своей жизни.
    Животные вызывали у А. Швейцера глубокую любовь и вос­хищение. “Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо са­мому иметь душу”, — говорил он полу в шутку, полу всерьез. На его столе обычно стояла чашка со сладкой водой, к которой приходили лакомиться муравьи.
    Однажды, когда Швейцер медленно плыл по реке на закате и наблюдал величественную картину купания гиппопотамов в реке, ему представилась стройная система этики, где животные имели свое место, как и люди. Он отразил эти мысли в главе своего труда “Культура и этика”, называвшейся “Благоговение перед жизнью”. В этой главе он утверждал, что этика, которая не рассматривает взаимоотношения человека и других живых существ, неполноценна: “Он (человек) станет этичным только тогда, когда жизнь как таковая, жизнь животных и растений будет для него так же священна, как жизнь человека, и тогда он посвятит себя жизни, находящейся в бедствии. Только уни­версальная этика переживаний, ответственность которой перед всем живым неограничена, дает возможность обосновывать себя в мышлении.”
    В его книге “Культура и этика” А. Швейцер критикует ми­роощущение западного человека. Он считает, что философия на­чинает заниматься все больше и больше обсуждением проблем чисто академического характера, т. е. вопросов второстепенного значения. Она потеряла связь с такими простыми, основными вопросами, которые касаются жизни и мира и которые чело­век призван ставить и решать. По мнению Швейцера, следует развивать этическое мышление, которое утверждает жизнь как проявление духовной, внутренней связи с миром. Человек должен почувствовать, как считает Швейцер, свою близость с любой формой жизни, с которой он входит в соприкосновение. “Как мне подсказывает опыт, — говорит Швейцер, — этика является внутренним побуждением проявлять ко всему живому такое же уважение, которое я испытываю по отношению к самому себе. Добро заключается в том, чтобы поддерживать жизнь, сохранять ее, и зло в том, чтобы разрушать жизнь и препятствовать ей”.
    Говоря о современных ему философских течениях, которые
    игнорировали отношение к животным, Швейцер приводил такое сравнение: “Как домохозяйка, которая выскребла полы и следит, чтобы дверь была закрыта и не вошла собака с грязными лапами, и не испортила всю ее работу, так же религиозные мыслители философы старались, чтобы в их этической системе не появилось никаких животных, присутствие которых могло бы опрокинуть ее”.
    А. Швейцер, имея медицинское образование, знал, что такое жестокое обращение с животными во время экспериментов; он говорил:
    “Те люди, которые проводят эксперименты над животными связанные с разработкой новых операций или с применением новых медикаментов, те, которые прививают животным болезни чтобы использовать затем полученные результаты для лечения людей, никогда не должны вообще успокаивать себя тем, что их жестокие действия преследуют благородные цели. В каждом отдельном случае они должны взвесить, существует ли в действительности необходимость приносить это животное в жертву человечеству. Они должны быть постоянно обеспокоены тем чтобы ослабить боль, насколько это возможно. Как часто ещё кощунствуют в научно-исследовательских институтах, не применяя наркоза, чтобы избавить себя от лишних хлопот и сэко­номить время! Как много делаем мы еще зла, когда подвергаем животных ужасным мукам, чтобы продемонстрировать студентам и без того хорошо известные явления!”
    Принцип уважения к жизни, разработанный Швейцером, ха­рактеризуется тремя моментами: во-первых, этот принцип все­объемлющ. Швейцер не считает благоговение перед жизнью од­ним из принципов, пусть даже одним из наиболее важных. Он считает, что это единственный принцип, лежащий в основе нравственности. Швейцер считает, что даже любовь и сострада­ние, хотя это чрезвычайно важные понятия, — лишь состав­ная часть понятия благоговения перед жизнью. Сострадание, которое представляет собой интерес к страданиям живого суще­ства, — слишком узкое понятие для того, чтобы представлять всю суть этики. Этика благоговения перед жизнью рассматрива­ет также и чувства живых существ, условия их существования, радости живого существа, его стремление жить и стремление к самосовершенствованию.
    Во-вторых, этот принцип является универсальным. Швейцер считает, что принцип благоговения перед жизнью относится ко всем формам жизни: к людям, к зверям, к насекомым, к расте­ниям. Этичный человек не спрашивает, в какой степени то или иное существо заслуживает сочувствия или является ценным, или в какой степени оно способно чувствовать. “Жизнь как та­ковая священна для него”, — утверждает Швейцер. Этичный человек не отрывает листка с дерева, не срывает цветка и стре­мится не наступать на насекомых. Летом, работая при свете, он предпочитает держать окна закрытыми и дышать душным воз­духом, но не смотреть, как одно насекомое за другим падает с опаленными крылышками ему на стол. Если он гуляет по дороге после сильного дождя и видит, как вылезают из недр дождевые черви, то он испытывает беспокойство, что они слишком сильно высохнут на солнце и погибнут, прежде чем успеют снова за­рыться в землю. И он поднимает их и кладет на траву. Если он видит насекомое, попавшее в лужу, то он останавливается и достает его листком или травинкой для того, чтобы спасти его. И он не боится, что над ним будут смеяться из-за того, что он сентиментален. Швейцер говорит: “Это судьба любой истины — быть предметом насмешек до тех пор, пока эта истина не будет общепризнанной.”
    Третий принцип — безграничность. Швейцер не вступает ни в какие дискуссии относительно того, как широко распространя­ется этика, на кого она распространяется. Он говорит: “Этика — это безграничная ответственность перед всем, что живет”.

  3. Morasida Ответить

    Как только человек стал мыслящим, он почувствовал потребность относиться благоговейно к каждому живому существу и уважать его как собственную жизнь. Своей жизнью он как бы переживает чужую жизнь. Сохранять жизнь, двигать её вперёд, довести развивающуюся жизнь до высшей её ступени, значит для него делать добро. Уничтожать жизнь, мешать жизни, подавлять развивающуюся жизнь, значит для него делать зло. Это – необходимый, абсолютный, основной принцип морали.
    Главной ошибкой всех до сих пор видов этики было мнение, что заниматься нужно лишь отношением человека к человеку. В действительности же, речь идёт о том, как человек относится к миру и ко всему живому, что его окружает. Он станет этичным лишь тогда, когда жизнь как таковая, жизнь растений и животных, будет для него так же священна, как жизнь человека Чувство ответственности перед всем живым естественно приводило Швейцера к мучительным размышлениям о смысле и судьбах человеческой культуры изложенным им в таких работах как «Распад и возрождение культуры», «Культура и этика», «Христианство и мировые религии».
    Взгляды Швейцера на современную культуру, порожденную индустриальным обществом, были в целом достаточно пессимистическими Он считал, что в культурном отношении человечество и его социальная структура приближается к катастрофе, после которой, впрочем, по мнению Швейцера, возможен новый ренессанс, гораздо более величественный, чем тот, который уже был.
    Состояние современной западной культурыШвейцер описывает так. Сейчас уже для всех очевидно, что самоуничтожение культуры идёт полным ходом Даже то, что ещё уцелело от неё, ненадёжно. Способность современного человека понимать значение культурыи действовать в её интересах подорвано, так как условия, в которые он поставлен, умаляют его достоинство и травмируют психически.
    Подчёркивая, что основой культурыявляется не материальная, а духовная жизнь, Швейцер считает, что кризис современной культуры обусловлен чрезмерным давлением коллективов на отдельного индивида, который тем самым лишается возможности развивать свою духовность и нравственность. С горечью Швейцер указывает на то, что в современном мире место истины заняла пропаганда, что историю люди превратили в культ лжи, что сочетание учёности и предвзятости стало обычным явлением, что свобода мышления изъята из употребления ибо миллионы оболваненных существ отказываются мыслить, что, теряя индивидуальность мы даже не осознаём своей духовной нищеты.
    Сравнивая учение Канта и Г егеля, Швейцер явно симпатизирует Канту с его моральным категорическим императивом. Движущей пружиной культурыШвейцер, как и Кант, считал нравственность, а не гегелевский мировой разум или абсолютное знание. Гегель как бы стоит на капитанском мостике океанского парохода и объясняет пассажирам тайны движения судна и тайны вычисления курса, но он совершенно выпускает из виду тот момент что необходимо постоянно поддерживать огонь в топках, т. е. огонь этики, поэтому скорость движения судна постепенно падает, оно теряет управляемость и становится игрушкой штормовой стихии.
    Одной из причин упадка Западноевропейской культуры Швейцер усматривает в неспособности философии обосновать смысл и цель человеческой жизни, обозначить цель развития общества
    Как и основоположник европейской этики Сократ, Швейцер уверен, что моральный закон невозможно вывести из закономерности развития материального мира. Бытие предстаёт перед нами как бесконечное столкновение отдельных воль к жизни. Смысл и цель жизни можно понять, исходя из духовной природы человека путём самопознания и мистического откровения, что, к сожалению, не отвечает идеалам современного потребительскогообщества По мнению Швейцера, цель жизни заключается в утверждении и раскрытии жизни во всей её полноте, как собственной жизни, так и вселенской
    Альберт Швейцер умер в 1965 году в Ламбароне. На траурной церемонии примьер-министр Габона назвал Швейцера гражданином мира.
    Можно утверждать, что без высоких моральных идеалов, без абсолютных образцов для подражания невозможен подъём культуры Выводы.
    Целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которые требуются от него как члена общества В любом обществе высот этического сознания достигают лишь немногие. Но именно эти высоты и обусловливают элементарную порядочность остальных людей. Как точно заметил философ – этик Юлий Шрейдер, высота морального абсолюта не принижает, но возвышает человека. Если я сам не способен подняться до идеала то, по крайней мере, во мне есть нечто, ради чего мне эти идеалы даны. Швейцер относится к тем людям, которые способны подняться до таких высот. Из одного восхищения перед ними можно постараться не упасть слишком низко и не предать эти идеалы.
    А. Швейцеру удалось личным примером, силой духа вселять окружающим любовь к жизни во всех ее проявлениях Его нравственные качества достойны подражания.
    Перспективы дальнейшей работы видим в поисках других средств воспитания свободной, гармонически развитой личности.
    Литература
    1. Гусейнов А. А. Великие моралисты.-М.: Республика 1995.

  4. Dobar Ответить

    Не соглашаясь с утверждением. Р. Декарта”Я мыслю, следовательно, существую”, а. Швейцер провозгласил формулу:”Я – жизнь, которая хочет жить, я – жизнь среди жизни, которая хочет жить”Когда человек думает о себе и своем месте в мире, то она утверждает себя как волю к жизни среди таких же воль к жизни. В мыслящему человеку воля к жизни приходит к согласию с собой. Такого согласия достигают деятельностью, направленной благоговением перед жизнью. В результате этого мыслящий человек становится моральной личностью, а утверждение его воли к жизни перерастает в моральное задачи:”Этика, следовательно, заключается в том, что я чувствую побуждение проявляется ты равное благоговение перед жизнью как по моей воле к жизни, так и в отношении любой другой”В этом проявляется основной принцип этики. А. Швейцера, по убеждениям которого добром является то, что служит сохранению и развитию жизни, а злом – то, что уничтожает жизнь или препятствует его сохранению и развитиюерешкоджає його збереженню та розвитку.
    Выясняя причины неэффективности традиционной этики,. А. Швейцер высказал много парадоксальных мыслей:”Абстракция – это смерть для этики”,”Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться сло овами”,”Этика умирает в словах, а научное знание только с помощью языка рождается”Учитывая утверждение, что”этика есть живое отношение к живой жизни”, можно сделать вывод, что. А. Швейцер отождествит ював этику и мораль. Но это не совсем так. Этика, по его мнению, возможна не как знание, а как индивидуальный выбор, действие, поведение. Итак, этикой он считал не только мораль в узком смысле, но и моральн ость. Учитывая несостоятельность традиционной этики однозначно определить объект ее исследования, а. Швейцер доказывал, что этика должна родиться с мистики, которую он рассматривал как прорыв земного начала в нез емне, преходящего в вечное. Именно поэтому этика, на его взгляд, невозможна как система знаний, поскольку неземное и вечное нельзя выразить с помощью языка и речи. Поэтому этика возможна не только знания, но как выбор и поведение. Речь идет об особом способе бытия человека в мире, живое отношение к живой жизни, которое может достичь бытийной устойчивости благодаря его осознанности, укорененности в мышленииавдяки його усвідомленості, укоріненості в мисленні.
    Обосновывая эту мысль, а. Швейцер доказывал, что воля к жизни таит в себе противоречие, согласно которой одна жизнь утверждается (по крайней мере может утверждаться) за счет другого. Поэтому самоутверждения ния воли к жизни этически не может происходить стихийно. Только в человеке как сознательной существу воля к жизни зависит от мышления, которое доказывает, что этика содержит свою необходимость в себе и индивид повинной н”покориться высшем откровению воли к жизни”в себе. Мышление дает индивиду силу противостоять отрицанию жизни каждый раз, когда его жизни сталкивается с другой жизнью. Так, мистическая природа этики реализуемое ься в рационально осмысленных и санкционированных разумом действиях и поведении человека. Этику, как ее понимал. А. Швейцер, следует искать не в книгах, библиотеках, а в сознании и образе жизни человека, поскольку она является просветленной разумом моралью, которая проявляется в защите жизни. Этика. А. Швейцера представляет его понимания, ощущения и переживания жизни, благоговейное к нему отношение, что проявилось в подвижнической м образе жизни. А написанное им – это еще не этика, а всего лишь знания, которым он руководствовался, формируя свое гуманистическое отношение к жизненное ставлення до життя.

  5. RYXUSIS Ответить

    01.10.19
    ^ [1] v
    переходы:14
    Альберт Швейцер. этические взгляды
    Формирование гуманистических взглядов Альберта Швейцера проходило в русле критики европейской философии второй половины XIX века за потерю ею культурно – творческих ценностей и ориентиров. Позитивизм, по мнению Швейцера, ложно ориентировал культуру на приоритетное развитие материально – технологической ее стороны в ущерб духовно нравственной. И среди причин упадка европейской культуры начала XX века Альберт Швейцер указывал на потерю человеком творческой сущности труда в процессе конвейеризации и механизации промышленного производства. Так, по мнению Швейцера, ремесленник, вполне создав изделие, превратился в промышленного рабочего, монотонно повторючы одну и ту же операцию. В то же самое время стала теряться и содержательность досуга, поскольку она стала заменяться или абсолютным бездельем в поведении человека, или желанием забыться или просто развлечься. Существенной причиной кризиса культуры выступает разъединение общества. Когда исчезает сознание того, что каждый человек обществу не безразлична именно как человек, тогда, по мнению Швейцера, начинают расшатываться устои нравственности и культуры. Среди причин разложения культуры Швейцер указывал на рост национализма в конце XIX – начале XX века. Разъединившись общество чиновники пытались и пытаются компенсировать спекуляцией на так называемой «национальной идеи». Сам Швейцер определял национализм как «неблагородный, доведенный до абсурда патриотизм»
    Целенаправленное культивирование национализма приводит к разрушительным последствиям, к противостоянию и вражде народов, поскольку «массы требуют защитить национальные взгляды от влияния ума и нравственности.
    Швейцер связывал возникновение и развитие культуры с творческой деятельностью человека, расширением и укреплением солидарности между людьми. Иными словами, культура, по Швейцеру, явление социальное, что имеет начало во времени и пространстве, меняется и развивается. «В наиболее общих чертах культура, – пишет Швейцер, – это прогресс, материальный и духовный прогресс как индивидов, так и всевозможных сообществ». И еще одно определение Швейцера: «Культура – совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогрессу прогрессив». Вместе с тем Швейцер признает, что развитие культуры – это развитие сложное, противоречивое, что порождает периоды застоя и упадка, регресса духовности и гуманности. Причины упадка носят конкретно исторический характер и неоднозначные для различных эпох в истории человечества. Среди общих причин упадка культуры в разные периоды истории, важнейшим, Швейцер считает потерю этического содержания.
    ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Al-ber…Etichni_poglyadi
    01.10.19
    ^ [1] v
    переходы:15
    Альберт Швейцер. этические взгляды
    Швейцер развивал свои взгляды на основу нравственного воспитания в противовес жестокой реальности, которую перестала интересовать ценность отдельной человеческой жизни, не говоря уже о ценности жизни каких-либо других живых существ и тем более растений. Оправдание такой жестокости нравственная практика находит в таких умозаключениях, которые с легкостью оперировали человеческой жизнью как средством. Против таких умозаключений и был направлен основной пафос утверждения Швейцера об абсолютной ценности жизни. Логическая сила данного утверждения, на наш взгляд, распространялась на различные области знаний, в которых Швейцер предлагал этики видеть объекты своих интересов. «Все материальные и духовные ценности, – считает Швейцер, – суть ценности лишь постольку, поскольку они служат поддержанию жизни на ее высоком уровне и оказания ей помощи в дальнейшем развитии». На этом основании Швейцер решительно отказывает в нравственности таких явлений человеческой истории, как война или расовое угнетение.
    Суть швейцеровского принципа – признание и утверждение высокого смысла жизни. Первичность факта жизни, ее уникальность в любых формах проявления – вот то, что, по мнению Швейцера, следует принимать во внимание при разработке норм нравственных отношений. Вопреки точке зрения в лучшем случае нацеленной на процветание общества и жертвует в этом случае индивидами или группами индивидов, Швейцер утверждает: «Гуманность заключается в том, что человек никогда не должен жертвовать собой ради какой-либо цели». Точнее это мнение можно было бы выразить так: человеком можно жертвовать ради какой-либо цели, – хотя Швейцер вовсе не исключает возможность героизма, и моральную деятельность как воспринимает как сознательное самоотречение субъекта от своих интересов ради интересов других жизней. Как аморальное, по Швейцеру, должен быть осужден лишь принудительное ограничение воли к жизни, основанное на соображениях о внешней для данной жизни целесообразности, соединенное с умалением или игнорированием самоценности данной жизни. Известный примечателен в этой связи факт, что касается соотношения ценности жизни европейцев и африканцев. Известно, что до середины двадцатого века, когда народы Африки в большинстве своем получили независимость, человек западного мира смотрел на африканца как на «что-то меньше человека». Во время своего первого путешествия в Африку, Швейцер познакомился на корабле с военным врачом, много работали там
    Врач сообщил ему, что «лечил негров, чтобы те не заразили белых». Примечательно то, что в целом, позиция врача – колонизатора не могла в начале двадцатого века рассматриваться как своего рода моральная патология. Скорее это было порождением общепринятых настроений. Примером выступают здесь моральные и политические позиции, с которых выходил Швейцер при написании статьи «Отношение белого и цветного рас».
    ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Al-ber…_poglyadi?page=4
    01.10.19
    ^ [1] v
    переходы:14
    Альберт Швейцер. этические взгляды
    соответствии со своим пониманием и обстоятельств жизни. Свою деятельность А. Швейцер начал как проповедник, но вскоре пришел к выводу, что деятельная помощь честнее, чем словесное утешение.
    Не соглашаясь с утверждением Р. Декарта “Я мыслю, следовательно, существую”, А. Швейцер провозгласил формулу: “Я – жизнь, которая хочет жить, я – жизнь среди жизни, которая хочет жить”. Когда человек думает о себе и своем месте в мире, то она утверждает себя как волю к жизни среди таких же воль к жизни. В мыслящему человеку воля к жизни приходит к согласию с собой. Такого согласия достигают деятельностью, направленной благоговением перед жизнью. В результате этого мыслящий человек становится моральной личностью, а утверждение его воли к жизни перерастает в нравственное задачи: “Этика, следовательно, заключается в том, что я чувствую побуждение проявлять равное благоговение перед жизнью как по моей воле к жизни, так и в отношении любой другого “. В этом проявляется основной принцип этики А. Швейцера, по убеждениям которого добром является то, что служит сохранению и развитию жизни, а злом – то, что уничтожает жизнь или препятствует его сохранению и развитию.
    Выясняя причины неэффективности традиционной этики, А. Швейцер высказал много парадоксальных мыслей: “Абстракция – это смерть для этики”, “Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами”, “Этика умирает в словах, а научное знание только с помощью языка рождается “. Несмотря на утверждение, что “этика есть живое отношение к живой жизни”, можно сделать вывод, что А. Швейцер отождествлял этику и мораль. Но это не совсем так
    Этика, по его мнению, возможна не только знания, но как индивидуальный выбор, действие, поведение. Итак, этикой он считал не только мораль в узком смысле, но и нравственность. Учитывая несостоятельность традиционной этики однозначно определить объект ее исследования, А. Швейцер утверждал, что этика должна родиться с мистики, которую он рассматривал как прорыв земного начала в неземное, преходящего в вечное. Именно поэтому этика, на его взгляд, невозможна как система знаний, поскольку неземное и вечное нельзя выразить с помощью языка и речи. Поэтому этика возможна не только знания, но как выбор и поведение. Речь идет об особом способе бытия человека в мире, живое отношение к живой жизни, которое может достичь бытийной устойчивости благодаря его осознанности, укорененности в мышлении.
    Обосновывая свою мысль, А. Швейцер утверждал, что воля к жизни таит в себе противоречие, согласно которой одна жизнь утверждается (по крайней мере может утверждаться) за счет другого. Поэтому самоутверждения воли к жизни этически не может происходить стихийно. Только в человеке как сознательном существе воля к жизни зависит от мышления, которое доказывает, что этика содержит свою необходимость в себе и индивид должен “покориться высшем откровению воли к жизни” в себе.
    ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Al-ber…_poglyadi?page=2
    01.10.19
    ^ [1] v
    переходы:17
    Альберт Швейцер. этические взгляды
    мировоззрением Швейцер понимал совокупность волнующих общество и человека мыслей о сущности окружающего мира, о положении и предназначении человека и человечества в нем. Если человек и общество лишаются опорных мировоззренческих представлений, наступает глубокий культурный вакуум, в котором, как правило, возникают идеи и представления, чуждые культуре. Но «так как идеи одной эпохи склонны так называемом« износа »и в этом состоянии тормозят развитие мышления новых поколений, духовный прогресс человечества не отличается постоянством».
    Альберт Швейцер утверждал, что «способность человека быть носителем культуры, то есть понимать ее и действовать во имя ее, зависит от того, насколько он является одновременно мыслящим и свободным существом». Поскольку таких людей немного, то Швейцер, подобно X. Ортега-и -Гассет, связывал побудительное действие к творческому развитию культуры с выбранным меньшинством, с «личностями, наделенными индивидуальностью»
    Однако, швейцеровская личность, наделенная индивидуальностью, не ницшеанский «сверхчеловек», не представитель элиты. «Ницше мечтал о« сверхчеловеке »- мы жаждем человека человечного» – писал Швейцер. Он был убежден, что культура возродится только тогда, «когда все большее число индивидов – независимо от господствующего в настоящее время склада мышления и в противовес ему – выработает у себя новую систему взглядов, которая постепенно начнет влиять на склад мышления общества и, в конечном счете , определять его ». Основные этапы становления Альберта Швейцера как гуманиста.
    Близким к философии жизни был немецко-французский мыслитель, теолог, врач, музыковед и органист Альберт Швейцер (1875-1965), центральной идеей учения которого было благоговение перед жизнью. По его словам, этика благоговения перед жизнью побуждает всех людей проявлять интерес к каждому человеку, его судьбе и отдавать всю человеческую теплоту тем, кто в ней нуждается.
    ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Al-ber…_poglyadi?page=1
    01.10.19
    ^ [1] v
    переходы:15
    Альберт Швейцер. этические взгляды
    отношение, оказалось в подвижнической образе жизни. А написанное им – это еще не этика, а всего лишь знания, которым он руководствовался, формируя свое гуманистическое отношение к жизни.
    Вместо моральных норм, правил, предписаний концепция А. Швейцера предлагает единственное правило – благоговейное отношение к жизни везде и всегда, где и когда встречался бы индивид с другими проявлениями воли к жизни. Это означает, что ломая дерево, обижая кого-то, человек совершает зло, а выращивая сад, заботясь о человеке или спасая животное от гибели, делает добро. Жестокая обыденность часто противоречит требованиям морального принципа. Человек как земное существо не может не наносить вреда другим живым организмам. Однако она может вести себя морально, сводя к минимуму ущерб, который она наносит живому в своем существовании и деятельности, ее творческая воля к жизни одновременно оказывается и разрушительной, потому совесть не может быть чистой ( “Чистая совесть – это изобретение дьявола”).
    Согласно принципу благоговения перед жизнью ( “Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности и не предотвратить”) оно полно страданий. И только усыпленная, “чистая” совесть не реагирует на эти страдания.
    Этика благоговения перед жизнью, за Швейцером, является этикой личности. Выступая от имени общества, этика перестает быть этикой: “Гибель культуры происходит вследствие того, что создание этики передоверяется государстве”. А. Швейцер действительно создал этику для себя, просветленную умом и нравственностью и по ней жил
    Он неоднократно пытался реализовать свой принцип служения человеку. В студенческие годы заботился о бездомных детей, позже занимался устройством жизни бродяг и людей, отбывших тюремное заключение. А в тридцать лет оставил все дела, которые обещали ему успешное будущее, освоил профессию врача и посвятил себя лечению больных в одной из африканских стран.
    Этика Швейцера, по его словам, – не то, что он написал, а то, как он жил. А в жизни он утверждал себя как волю к жизни. Обоснованная им теоретическая концепция помогла ему окультурить, гуманизировать свою волю к жизни, приучить ее считаться с другими свободами в жизни, руководствоваться принципом благоговения перед жизнью.
    Ядро этических взглядов – принцип благоговения перед жизнью был сформулирован Альбертом Швейцером в 1915 году. По нашему убеждению, это не случайно произошло в разгар первой мировой войны, когда жестокая реальность бесцеремонно презирала ценность миллионов индивидуальных человеческих жизней. Сформулирован принцип благоговения перед жизнью был впервые публично высказанное Швейцером четыре года спустя в проповеди перед прихожанами церкви святого Николая в Страсбурге.
    ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Al-ber…_poglyadi?page=3

  6. D E T K A 21 V E K A Ответить

    Альберт Швейцер (1875-1965) – выдающийся немецко-французский мыслитель, миссионер, врач. Разрабатывал вопросы этики.
    Согласно этике благоговения, главной ценностью является жизнь во всех ее проявлениях, и если человек способствует сохранению и процветанию жизни, он поступает естественно и правдиво – творит добро, если уничтожает любую жизнь и препятствует ей — совершает зло. Уничтожение без нужды, походя, любого придорожного цветка есть зло; спасение раненого животного вне зависимости от его пользы — добро.
    Швейцер говорит о сострадании и сочувствии ко всем живым существам, независимо от их положения и иерархии в природе, как о норме сосуществования в мире. Благоговение перед Жизнью требует сочувствия, любви в самом высоком смысле, т.е. любви как служения всем творениям, независимо от их близости к человеческой природе. Учение Швейцера расширяет христианскую этику любви до вселенских масштабов.
    Концепция А. Швейцера, получившая название «Этика благоговения перед жизнью», строится на следующих основных положениях:
    1. Безжизненная идея мира должна быть заменена реальным миром, полным жизни.
    2. О мире человек знает только то, что все существующее, как и он сам, является проявлением воли к жизни. К этому миру человек имеет как пассивное, так и активное отношение. Как существо, стоящее в пассивном отношении к миру, он приходит к душевной связи с ним через смирение; как существо, стоящее в активном отношении к миру, он приходит к духовной связи с ним благодаря тому, что не живет для себя одного, а чувствует себя одним целым со всей жизнью, которая находится в сфере его влияния.
    3. Начав думать о тайне своей жизни и о связях, соединяющих его с жизнью, человек уже не может относиться к своей и окружающей его жизни иначе, как в соответствии с принципом «Благоговения перед жизнью», и этот принцип не может не проявиться в этическом миро- и жизнеутверждении, которое выражается в его действиях; он будет не просто жить, а по-настоящему испытывать жизнь.
    4. Для человека, по-настоящему этичного, жизнь священна, даже та, которая находится на нижней границе шкалы ценностей, он делает различия только в каждом конкретном случае, под давлением необходимости, например, когда ему предстоит решить, какой из двух жизней он должен пожертвовать, чтобы сохранить другую «Если этика благоговения перед жизнью затронула его, — пишет А. Швейцер, — он наносит вред жизни и разрушает ее лишь в силу необходимости, которой он не может избежать, и никогда — из-за недомыслия.
    ЧТО говорит этика благоговения перед жизнью об отношениях между человеком и творением природы?
    Там, где я наношу вред какой-либо жизни, я должен ясно сознавать, насколько это необходимо. Я не должен делать ничего, кроме неизбежного, – даже самого незначительного.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *