Поэтом можешь ты не быть но гражданином быть обязан как понять?

12 ответов на вопрос “Поэтом можешь ты не быть но гражданином быть обязан как понять?”

  1. Anhelika Ответить

    Смотреть что такое “Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан” в других словарях:

    Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан — Из стихотворения «Поэт и гражданин» (1856) Н. А. Некрасова (1821 1877). Используется: как шутливо ироническая форма напоминания об общественном долге. В конце XIX XX вв. в России, помимо вышеприведенных, часто цитировались другие строки этого… … Словарь крылатых слов и выражений
    Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан — крыл. сл. Цитата из стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» (1856) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
    Учёным можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан — (из стих. Н.Некрасова: Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан ) о не­обходимости защитить кандидатскую диссертацию … Живая речь. Словарь разговорных выражений
    быть — наст. вр. нет (кроме 3 л. ед.: есть; книжн., 3 л. мн.: суть); будь, будьте; был, была, было (с отриц.: не был, не была, не было, не были); буду, будешь; бывший; будучи; нсв. 1. Существовать. Думаю, инопланетяне есть. Здесь когда то была Троя. * В … Энциклопедический словарь
    быть — наст. вр. нет (кроме 3 л. ед.: есть; книжн., 3 л. мн.: суть); будь, бу/дьте; был, была/, бы/ло см. тж. быть по сему, быть так, как не быть, может быть, быть може … Словарь многих выражений
    Некрасов — Николай Алексеевич (1821 1877) виднейший русский революционно демократический поэт. Р. 4 декабря 1821 в семье зажиточного помещика. Детство свое провел в усадьбе Грешнево Ярославской губ. в исключительно тяжелой обстановке зверских расправ отца с … Литературная энциклопедия
    поэт — а, м. poete m. < гр. poietes. 1. устар. Писатель вообще,творец художественных ,поэтических произведений (независимо от жанра). МАС 2. Господа стихотворцы и прозаики, одним словом поэты, в конце прошедшего столетия и даже в начале нынешнего… … Исторический словарь галлицизмов русского языка ОБЯЗАННЫЙ — обязанная, обязанное; обязан, обязана, обязано. 1. с инф. Имеющий своею обязанностью что н.; такой, что должен что н. исполнить, как свою обязанность. «Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность…» … Толковый словарь Ушакова
    ПОЭТ — [по] поэта, м. [греч. poietes]. 1. Писатель–художник, создающий поэтические произведения. «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи.» Сталин. «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном… … Толковый словарь Ушакова
    Армянская литература — АРМЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА НА ДРЕВНЕ И СРЕДНЕАРМЯНСКОМ.         Памятники А. Л. могут быть подразделены на три разряда, соответственно трем периодам, различаемым в истории А. яз.: древнеармянскому («грабарному»), среднеармянскому и… … Литературная энциклопедия

  2. DиkаЯ_k0шkА_РыЖеЙ_МаSтИ Ответить

    Смотреть что такое “Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан” в других словарях:

    Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан — Цитата из стихотворения Н.А. Некрасова Поэт и гражданин (1856). Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений
    Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан — крыл. сл. Цитата из стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» (1856) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
    Учёным можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан — (из стих. Н.Некрасова: Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан ) о не­обходимости защитить кандидатскую диссертацию … Живая речь. Словарь разговорных выражений
    быть — наст. вр. нет (кроме 3 л. ед.: есть; книжн., 3 л. мн.: суть); будь, будьте; был, была, было (с отриц.: не был, не была, не было, не были); буду, будешь; бывший; будучи; нсв. 1. Существовать. Думаю, инопланетяне есть. Здесь когда то была Троя. * В … Энциклопедический словарь
    быть — наст. вр. нет (кроме 3 л. ед.: есть; книжн., 3 л. мн.: суть); будь, бу/дьте; был, была/, бы/ло см. тж. быть по сему, быть так, как не быть, может быть, быть може … Словарь многих выражений
    Некрасов — Николай Алексеевич (1821 1877) виднейший русский революционно демократический поэт. Р. 4 декабря 1821 в семье зажиточного помещика. Детство свое провел в усадьбе Грешнево Ярославской губ. в исключительно тяжелой обстановке зверских расправ отца с … Литературная энциклопедия
    поэт — а, м. poete m. < гр. poietes. 1. устар. Писатель вообще,творец художественных ,поэтических произведений (независимо от жанра). МАС 2. Господа стихотворцы и прозаики, одним словом поэты, в конце прошедшего столетия и даже в начале нынешнего… … Исторический словарь галлицизмов русского языка ОБЯЗАННЫЙ — обязанная, обязанное; обязан, обязана, обязано. 1. с инф. Имеющий своею обязанностью что н.; такой, что должен что н. исполнить, как свою обязанность. «Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность…» … Толковый словарь Ушакова
    ПОЭТ — [по] поэта, м. [греч. poietes]. 1. Писатель–художник, создающий поэтические произведения. «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи.» Сталин. «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном… … Толковый словарь Ушакова
    Армянская литература — АРМЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА НА ДРЕВНЕ И СРЕДНЕАРМЯНСКОМ.         Памятники А. Л. могут быть подразделены на три разряда, соответственно трем периодам, различаемым в истории А. яз.: древнеармянскому («грабарному»), среднеармянскому и… … Литературная энциклопедия

  3. Aurgas Ответить

    Гражданин (входит)
    Опять один, опять суров,
    Лежит — и ничего не пишет.
    Поэт
    Прибавь: хандрит и еле дышит —
    И будет мой портрет готов.
    Гражданин
    Хорош портрет! Ни благородства,
    Ни красоты в нем нет, поверь,
    А просто пошлое юродство.
    Лежать умеет дикий зверь…
    Поэт
    Так что же?
    Гражданин
    Да глядеть обидно.
    Поэт
    Ну, так уйди.
    Гражданин
    Послушай: стыдно!
    Пора вставать! Ты знаешь сам,
    Какое время наступило;
    В ком чувство долга не остыло,
    Кто сердцем неподкупно прям,
    В ком дарованье, сила, меткость,
    Тому теперь не должно спать…
    Поэт
    Положим, я такая редкость,
    Но нужно прежде дело дать.
    Гражданин
    Вот новость! Ты имеешь дело,
    Ты только временно уснул,
    Проснись: громи пороки смело…
    Поэт
    А! знаю: «Вишь, куда метнул!»
    Но я обстрелянная птица.
    Жаль, нет охоты говорить.
    (Берет книгу)
    Спаситель Пушкин! — Вот страница:
    Прочти — и перестань корить!
    Гражданин (читает)
    «Не для житейского волненья,
    Не для корысти, не для битв,
    Мы рождены для вдохновенья,
    Для звуков сладких и молитв».
    Поэт (с восторгом)
    Неподражаемые звуки!..
    Когда бы с Музою моей
    Я был немного поумней,
    Клянусь, пера бы не взял в руки!
    Гражданин
    Да, звуки чудные… ура!
    Так поразительна их сила,
    Что даже сонная хандра
    С души поэта соскочила.
    Душевно радуюсь — пора!
    И я восторг твой разделяю,
    Но, признаюсь, твои стихи
    Живее к сердцу принимаю.
    Поэт
    Не говори же чепухи!
    Ты рьяный чтец, но критик дикий.
    Так я, по-твоему, — великий,
    Повыше Пушкина поэт?
    Скажи пожалуйста?!.
    Гражданин
    Ну, нет!
    Твои поэмы бестолковы,
    Твои элегии не новы,
    Сатиры чужды красоты,
    Неблагородны и обидны,
    Твой стих тягуч. Заметен ты,
    Но так без солнца звезды видны.
    В ночи, которую теперь
    Мы доживаем боязливо,
    Когда свободно рыщет зверь,
    А человек бредет пугливо, —
    Ты твердо светоч свой держал,
    Но небу было неугодно,
    Чтоб он под бурей запылал,
    Путь освещая всенародно;
    Дрожащей искрою впотьмах
    Он чуть горел, мигал, метался.
    Моли, чтоб солнца он дождался
    И потонул в его лучах!
    Нет, ты не Пушкин. Но покуда
    Не видно солнца ниоткуда,
    С твоим талантом стыдно спать;
    Еще стыдней в годину горя
    Красу долин, небес и моря
    И ласку милой воспевать…
    Гроза молчит, с волной бездонной
    В сиянье спорят небеса,
    И ветер ласковый и сонный
    Едва колеблет паруса, —
    Корабль бежит красиво, стройно,
    И сердце путников спокойно,
    Как будто вместо корабля
    Под ними твердая земля.
    Но гром ударил; буря стонет,
    И снасти рвет, и мачту клонит, —
    Не время в шахматы играть,
    Не время песни распевать!
    Вот пес — и тот опасность знает
    И бешено на ветер лает:
    Ему другого дела нет…
    А ты что делал бы, поэт?
    Ужель в каюте отдаленной
    Ты стал бы лирой вдохновенной
    Ленивцев уши услаждать
    И бури грохот заглушать?
    Пускай ты верен назначенью,
    Но легче ль родине твоей,
    Где каждый предан поклоненью
    Единой личности своей?
    Наперечет сердца благие,
    Которым родина свята.
    Бог помочь им!.. а остальные?
    Их цель мелка, их жизнь пуста.
    Одни — стяжатели и воры,
    Другие — сладкие певцы,
    А третьи… третьи — мудрецы:
    Их назначенье — разговоры.
    Свою особу оградя,
    Они бездействуют, твердя:
    «Неисправимо наше племя,
    Мы даром гибнуть не хотим,
    Мы ждем: авось поможет время,
    И горды тем, что не вредим!»
    Хитро скрывает ум надменный
    Себялюбивые мечты,
    Но… брат мой! кто бы ни был ты,
    Не верь сей логике презренной!
    Страшись их участь разделить,
    Богатых словом, делом бедных,
    И не иди во стан безвредных,
    Когда полезным можешь быть!
    Не может сын глядеть спокойно
    На горе матери родной,
    Не будет гражданин достойный
    К отчизне холоден душой,
    Ему нет горше укоризны…
    Иди в огонь за честь отчизны,
    За убежденье, за любовь…
    Иди и гибни безупречно.
    Умрешь не даром: дело прочно,
    Когда под ним струится кровь…
    А ты, поэт! избранник неба,
    Глашатай истин вековых,
    Не верь, что не имущий хлеба
    Не стоит вещих струн твоих!
    Не верь, чтоб вовсе пали люди;
    Не умер бог в душе людей,
    И вопль из верующей груди
    Всегда доступен будет ей!
    Будь гражданин! служа искусству,
    Для блага ближнего живи,
    Свой гений подчиняя чувству
    Всеобнимающей Любви;
    И если ты богат дарами,
    Их выставлять не хлопочи:
    В твоем труде заблещут сами
    Их животворные лучи.
    Взгляни: в осколки твердый камень
    Убогий труженик дробит,
    А из-под молота летит
    И брызжет сам собою пламень!
    Поэт
    Ты кончил?.. чуть я не уснул.
    Куда нам до таких воззрений!
    Ты слишком далеко шагнул.
    Учить других — потребен гений,
    Потребна сильная душа,
    А мы с своей душой ленивой,
    Самолюбивой и пугливой,
    Не стоим медного гроша.
    Спеша известности добиться,
    Боимся мы с дороги сбиться
    И тропкой торною идем,
    А если в сторону свернем —
    Пропали, хоть беги со света!
    Куда жалка ты, роль поэта!
    Блажен безмолвный гражданин:
    Он, Музам чуждый с колыбели,
    Своих поступков господин,
    Ведет их к благодарной цели,
    И труд его успешен, спор…
    Гражданин
    Не очень лестный приговор.
    Но твой ли он? тобой ли сказан?
    Ты мог бы правильней судить:
    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    А что такое гражданин?
    Отечества достойный сын.
    Ах! будет с нас купцов, кадетов,
    Мещан, чиновников, дворян,
    Довольно даже нам поэтов,
    Но нужно, нужно нам граждан!
    Но где ж они? Кто не сенатор,
    Не сочинитель, не герой,
    Не предводитель, не плантатор,
    Кто гражданин страны родной?
    Где ты? откликнись! Нет ответа.
    И даже чужд душе поэта
    Его могучий идеал!
    Но если есть он между нами,
    Какими плачет он слезами!!.
    Ему тяжелый жребий пал,
    Но доли лучшей он не просит:
    Он, как свои, на теле носит
    Все язвы родины своей.
    __________________
    Гроза шумит и к бездне гонит
    Свободы шаткую ладью,
    Поэт клянет или хоть стонет,
    А гражданин молчит и клонит
    Под иго голову свою.
    Когда же… Но молчу. Хоть мало,
    И среди нас судьба являла
    Достойных граждан… Знаешь ты
    Их участь?.. Преклони колени!..
    Лентяй! смешны твои мечты
    И легкомысленные пени!
    В твоем сравненье смыслу нет.
    Вот слово правды беспристрастной:
    Блажен болтающий поэт,
    И жалок гражданин безгласный!
    Поэт
    Не мудрено того добить,
    Кого уж добивать не надо.
    Ты прав: поэту легче жить —
    В свободном слове есть отрада.
    Но был ли я причастен ей?
    Ах, в годы юности моей,
    Печальной, бескорыстной, трудной,
    Короче — очень безрассудной, —
    Куда ретив был мой Пегас!
    Не розы — я вплетал крапиву
    В его размашистую гриву
    И гордо покидал Парнас.
    Без отвращенья, без боязни
    Я шел в тюрьму и к месту казни,
    В суды, в больницы я входил.
    Не повторю, что там я видел…
    Клянусь, я честно ненавидел!
    Клянусь, я искренно любил!
    И что ж?.. мои послышав звуки,
    Сочли их черной клеветой;
    Пришлось сложить смиренно руки
    Иль поплатиться головой…
    Что было делать? Безрассудно
    Винить людей, винить судьбу.
    Когда б я видел хоть борьбу,
    Бороться стал бы, как ни трудно,
    Но… гибнуть, гибнуть… и когда?
    Мне было двадцать лет тогда!
    Лукаво жизнь вперед манила,
    Как моря вольные струи,
    И ласково любовь сулила
    Мне блага лучшие свои —
    Душа пугливо отступила…
    Но сколько б ни было причин,
    Я горькой правды не скрываю
    И робко голову склоняю
    При слове «честный гражданин».
    Тот роковой, напрасный пламень
    Доныне сожигает грудь,
    И рад я, если кто-нибудь
    В меня с презреньем бросит камень.
    Бедняк! и из чего попрал
    Ты долг священный человека?
    Какую подать с жизни взял
    Ты — сын больной больного века?..
    Когда бы знали жизнь мою,
    Мою любовь, мои волненья…
    Угрюм и полон озлобленья,
    У двери гроба я стою…
    Ах, песнею моей прощальной
    Та песня первая была!
    Склонила Муза лик печальный
    И, тихо зарыдав, ушла.
    С тех пор не часты были встречи:
    Украдкой, бледная, придет
    И шепчет пламенные речи,
    И песни гордые поет.
    Зовет то в города, то в степи,
    Заветным умыслом полна,
    Но загремят внезапно цепи —
    И мигом скроется она.
    Не вовсе я ее чуждался,
    Но как боялся! как боялся!
    Когда мой ближний утопал
    В волнах существенного горя —
    То гром небес, то ярость моря
    Я добродушно воспевал.
    Бичуя маленьких воришек
    Для удовольствия больших,
    Дивил я дерзостью мальчишек
    И похвалой гордился их.
    Под игом лет душа погнулась,
    Остыла ко всему она,
    И Муза вовсе отвернулась,
    Презренья горького полна.
    Теперь напрасно к ней взываю —
    Увы! сокрылась навсегда.
    Как свет, я сам ее не знаю
    И не узнаю никогда.
    О Муза, гостьею случайной
    Являлась ты душе моей?
    Иль песен дар необычайный
    Судьба предназначала ей?
    Увы! кто знает? рок суровый
    Всё скрыл в глубокой темноте.
    Но шел один венок терновый
    К твоей угрюмой красоте…

    Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Некрасова

    Большинство произведений Некрасова написано в жанре гражданской лирики. Более того, во многих он напрямую высказывал свои убеждения о роли поэта в обществе, о его гражданском долге. Наиболее подробно эти взгляды изложены в стихотворении «Поэт и гражданин» (1855 г.).
    Стихотворение представляет собой диалог между поэтом и гражданином, который является отражением размышлений автора.
    Произведение начинается с упреков гражданина к поэту, который праздно проводит свое время. Поэт оправдывает свое бездействие тем, что сознает свое ничтожество перед гением Пушкина и считает, что никогда не достигнет таких же вершин в творчестве. Гражданин подтверждает это, но говорит, что когда заходит солнце (Пушкин), на небе вспыхивают звезды и сдерживают мрак до следующей зари. Как бы не были несовершенны стихи поэта, он все равно обязан их создавать, потому что хранит в душе частицу божественного огня. Поэт, как «избранник неба», должен в первую очередь заботиться о своей стране и ее народе.
    В ответ на эту возвышенную речь поэт заявляет, что его цель – добиться известности. Все дела и поступки поэта подчинены этой цели. Исполнение гражданского долга привело бы к отклонению от намеченного пути. Возражением гражданина является центральная фраза произведения, ставшая крылатой – «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Он заявляет, что общественное положение и статус человека ничего не значат, если ему безразлична судьба своей страны. Он с горечью признает, что среди современников нет таких людей. А те, кто видят бедственное положение, боятся произнести слова правды.
    Поэт, растроганный этими словами, рассказывает свою историю. В юности он ничего не боялся и свободно клеймил в своих стихах общественные пороки. В этом деле ему сопутствовала Муза. Но вместо людской благодарности он испытал насмешки и гонения. Его правда была никому не нужна. Боязнь общественного осуждения привела к тому, что поэт стал избегать острых тем, воспевая ничтожные поступки и деяния. Это давало средства к существованию и спокойной жизни. Но поэт утратил расположение Музы, которая навсегда его покинула. Только с годами к нему пришло понимание того, что Муза не терпит фальшивых украшений. Ее красоту более всего подчеркивает «венок терновый».
    Стихотворение «Поэт и гражданин» очень важно для понимания центральной идеи Некрасова. Служение «чистому искусству» не только бесполезно, но и вредно. Поэт обязан осознавать свою гражданскую ответственность. Только это поможет ему развить и укрепить свой творческий талант.

  4. Mikakora Ответить


    Гражданин
    (входит)
    Опять один, опять суров,
    Лежит — и ничего не пишет.
    Поэт
    Прибавь: хандрит и еле дышит —
    И будет мой портрет готов.
    Гражданин
    Хорош портрет! Ни благородства,
    Ни красоты в нем нет, поверь,
    А просто пошлое юродство.
    Лежать умеет дикий зверь…
    Поэт
    Так что же?
    Гражданин
    Да глядеть обидно.
    Поэт
    Ну, так уйди.
    Гражданин
    Послушай: стыдно!
    Пора вставать! Ты знаешь сам,
    Какое время наступило;
    В ком чувство долга не остыло,
    Кто сердцем неподкупно прям,
    В ком дарованье, сила, меткость,
    Тому теперь не должно спать…
    Поэт
    Положим, я такая редкость,
    Но нужно прежде дело дать.
    Гражданин
    Вот новость! Ты имеешь дело,
    Ты только временно уснул,
    Проснись: громи пороки смело…
    Поэт
    А! знаю: «Вишь, куда метнул!»
    Но я обстрелянная птица.
    Жаль, нет охоты говорить.
    (берет книгу)
    Спаситель Пушкин! — Вот страница:
    Прочти и перестань корить!
    Гражданин
    (читает)
    «Не для житейского волненья,
    Не для корысти, не для битв,
    Мы рождены для вдохновенья,
    Для звуков сладких и молитв».
    Поэт
    (с восторгом)
    Неподражаемые звуки!..
    Когда бы с Музою моей
    Я был немного поумней,
    Клянусь, пера бы не взял в руки!
    Гражданин
    Да, звуки чудные… ура!
    Так поразительна их сила,
    Что даже сонная хандра
    С души поэта соскочила.
    Душевно радуюсь — пора!
    И я восторг твой разделяю,
    Но, признаюсь, твои стихи
    Живее к сердцу принимаю.
    Поэт
    Не говори же чепухи!
    Ты рьяный чтец, но критик дикий.
    Так я, по-твоему, — великий,
    Повыше Пушкина поэт?
    Скажи пожалуйста?!.
    Гражданин
    Ну, нет!
    Твои поэмы бестолковы,
    Твои элегии не новы,
    Сатиры чужды красоты,
    Неблагородны и обидны,
    Твой стих тягуч. Заметен ты,
    Но так без солнца звезды видны.
    В ночи, которую теперь
    Мы доживаем боязливо,
    Когда свободно рыщет зверь,
    А человек бредет пугливо, —
    Ты твердо светоч свой держал,
    Но небу было неугодно,
    Чтоб он под бурей запылал,
    Путь освещая всенародно;
    Дрожащей искрою впотьмах
    Он чуть горел, мигал, метался.
    Моли, чтоб солнца он дождался
    И потонул в его лучах!
    Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
    Не видно солнца ниоткуда,
    С твоим талантом стыдно спать;
    Еще стыдней в годину горя
    Красу долин, небес и моря
    И ласку милой воспевать…
    Гроза молчит, с волной бездонной
    В сияньи спорят небеса,
    И ветер ласковый и сонный
    Едва колеблет паруса, —
    Корабль бежит красиво, стройно,
    И сердце путников спокойно,
    Как будто вместо корабля
    Под ними твердая земля.
    Но гром ударил: буря стонет,
    И снасти рвет, и мачту клонит, —
    Не время в шахматы играть,
    Не время песни распевать!
    Вот пес — и тот опасность знает
    И бешено на ветер лает:
    Ему другого дела нет…
    А ты что делал бы, поэт?
    Ужель в каюте отдаленной
    Ты стал бы лирой вдохновленной
    Ленивцев уши услаждать
    И бури грохот заглушать?
    Пускай ты верен назначенью,
    Но легче ль родине твоей,
    Где каждый предан поклоненью
    Единой личности своей?
    Наперечет сердца благие,
    Которым родина свята.
    Бог помочь им!.. а остальные?
    Их цель мелка, их жизнь пуста.
    Одни — стяжатели и воры,
    Другие — сладкие певцы,
    А третьи… третьи — мудрецы:
    Их назначенье — разговоры.
    Свою особу оградя,
    Они бездействуют, твердя:
    «Неисправимо наше племя,
    Мы даром гибнуть не хотим,
    Мы ждем: авось поможет время,
    И горды тем, что не вредим!»
    Хитро скрывает ум надменный
    Себялюбивые мечты,
    Но… брат мой! кто бы ни был ты,
    Не верь сей логике презренной!
    Страшись их участь разделить,
    Богатых словом, делом бедных,
    И не иди во стан безвредных,
    Когда полезным можешь быть!
    Не может сын глядеть спокойно
    На горе матери родной,
    Не будет гражданин достойный
    К отчизне холоден душой,
    Ему нет горше укоризны…
    Иди в огонь за честь отчизны,
    За убежденье, за любовь…
    Иди, и гибни безупречно.
    Умрешь не даром, дело прочно,
    Когда под ним струится кровь.
    А ты, поэт! избранник неба,
    Глашатай истин вековых,
    Не верь, что не имущий хлеба
    Не стоит вещих струн твоих!
    Не верь, чтоб вовсе пали люди;
    Не умер бог в душе людей,
    И вопль из верующей груди
    Всегда доступен будет ей!
    Будь гражданин! служа искусству,
    Для блага ближнего живи,
    Свой гений подчиняя чувству
    Всеобнимающей Любви;
    И если ты богат дарами,
    Их выставлять не хлопочи:
    В твоем труде заблещут сами
    Их животворные лучи.
    Взгляни: в осколки твердый камень
    Убогий труженик дробит,
    А из-под молота летит
    И брызжет сам собою пламень!
    Поэт
    Ты кончил?.. чуть я не уснул.
    Куда нам до таких воззрений!
    Ты слишком далеко шагнул.
    Учить других — потребен гений,
    Потребна сильная душа,
    А мы с своей душой ленивой,
    Самолюбивой и пугливой,
    Не стоим медного гроша.
    Спеша известности добиться,
    Боимся мы с дороги сбиться
    И тропкой торною идем,
    А если в сторону свернем —
    Пропали, хоть беги со света!
    Куда жалка ты, роль поэта!
    Блажен безмолвный гражданин:
    Он, музам чуждый с колыбели,
    Своих поступков господин,
    Ведет их к благородной цели,
    И труд его успешен, спор…
    Гражданин
    Не очень лестный приговор.
    Но твой ли он? тобой ли сказан?
    Ты мог бы правильней судить:
    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    А что такое гражданин?
    Отечества достойный сын.
    Ах! будет с нас купцов, кадетов,
    Мещан, чиновников, дворян,
    Довольно даже нам поэтов,
    Но нужно, нужно нам граждан!
    Но где ж они? Кто не сенатор,
    Не сочинитель, не герой,
    Не предводитель, не плантатор,
    Кто гражданин страны родной?
    Где ты, откликнись? Нет ответа.
    И даже чужд душе поэта
    Его могучий идеал!
    Но если есть он между нами,
    Какими плачет он слезами!!.
    Ему тяжелый жребий пал,
    Но доли лучшей он не просит:
    Он, как свои, на теле носит
    Все язвы родины своей.
    . . . . . . . . . . . . . . .
    . . . . . . . . . . . . . . .
    Гроза шумит и к бездне гонит
    Свободы шаткую ладью,
    Поэт клянет или хоть стонет,
    А гражданин молчит и клонит
    Под иго голову свою.
    Когда же… Но молчу. Хоть мало,
    И среди нас судьба являла
    Достойных граждан… Знаешь ты
    Их участь?.. Преклони колени!..
    Лентяй! смешны твои мечты
    И легкомысленные пени!
    В твоем сравненье смыслу нет.
    Вот слово правды беспристрастной:
    Блажен болтающий поэт,
    И жалок гражданин безгласный!
    Поэт
    Не мудрено того добить,
    Кого уж добивать не надо.
    Ты прав: поэту легче жить —
    В свободном слове есть отрада.
    Но был ли я причастен ей?
    Ах, в годы юности моей,
    Печальной, бескорыстной, трудной,
    Короче — очень безрассудной, —
    Куда ретив был мой Пегас!
    Не розы — я вплетал крапиву
    В его размашистую гриву
    И гордо покидал Парнас.
    Без отвращенья, без боязни
    Я шел в тюрьму и к месту казни,
    В суды, в больницы я входил.
    Не повторю, что там я видел…
    Клянусь, я честно ненавидел!
    Клянусь, я искренно любил!
    И что ж?.. мои послышав звуки,
    Сочли их черной клеветой;
    Пришлось сложить смиренно руки
    Иль поплатиться головой…
    Что было делать? Безрассудно
    Винить людей, винить судьбу.
    Когда б я видел хоть борьбу,
    Бороться стал бы, как ни трудно,
    Но… гибнуть, гибнуть… и когда?
    Мне было двадцать лет тогда!
    Лукаво жизнь вперед манила,
    Как моря вольные струи,
    И ласково любовь сулила
    Мне блага лучшие свои —
    Душа пугливо отступила…
    Но сколько б не было причин,
    Я горькой правды не скрываю
    И робко голову склоняю
    При слове: честный гражданин.
    Тот роковой, напрасный пламень
    Доныне сожигает грудь,
    И рад я, если кто-нибудь
    В меня с презреньем бросит камень.
    Бедняк! и из чего попрал
    Ты долг священный человека?
    Какую подать с жизни взял
    Ты — сын больной больного века?..
    Когда бы знали жизнь мою,
    Мою любовь, мои волненья…
    Угрюм и полон озлобленья,
    У двери гроба я стою…
    Ах! песнею моей прощальной
    Та песня первая была!
    Склонила Муза лик печальный
    И, тихо зарыдав, ушла.
    С тех пор не часты были встречи:
    Украдкой, бледная, придет
    И шепчет пламенные речи,
    И песни гордые поет.
    Зовет то в города, то в степи,
    Заветным умыслом полна,
    Но загремят внезапно цепи —
    И мигом скроется она.
    Не вовсе я ее чуждался,
    Но как боялся! как боялся!
    Когда мой ближний утопал
    В волнах существенного горя —
    То гром небес, то ярость моря
    Я добродушно воспевал.
    Бичуя маленьких воришек
    Для удовольствия больших,
    Дивил я дерзостью мальчишек
    И похвалой гордился их.
    Под игом лет душа погнулась,
    Остыла ко всему она,
    И Муза вовсе отвернулась,
    Презренья горького полна.
    Теперь напрасно к ней взываю —
    Увы! сокрылась навсегда.
    Как свет, я сам ее не знаю
    И не узнаю никогда.
    О Муза, гостьею случайной
    Являлась ты моей душе?
    Иль песен дар необычайный
    Судьба предназначала ей?
    Увы! кто знает? рок суровый
    Всё скрыл в глубокой темноте.
    Но шел один венок терновый
    К твоей угрюмой красоте…[1]
    1855 — июнь 1856
    [1]Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 2, с. 85–101, с исправлением опечаток в ст. 51 («Неблагородны» вместо «Но благородны») и в ст. 198 («Когда же… Но молчу.» вместо «Когда же, но молчу…») по Ст 1856 (обоснование этих поправок см.: Бухштаб Б. Я. Заметки о текстах стихотворений Некрасова. — В кн.: Издание классической литературы. Из опыта «Библиотеки поэта». М., 1963, с. 242–257) и устранением цензурных искажений в ст. 56–57 (по автографу ГБЛ), 126–127, 187–192 (по Ст 1856) вслед за рядом советских изданий Некрасова (например, ПСС, т. II).
    Недавно было высказано предположение, что замена настоящего времени прошедшим в ст. 56–57 («рыскал» вместо «рыщет» и «бродил» вместо «бредет») была произведена Некрасовым в порядке стилистической правки (Груздев А. Из наблюдений над текстом стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин». — РЛ, 1960, № 2, с. 198–200). Однако с точки зрения стилистической стихи от этой замены не выиграли, так как прошедшее время здесь не согласуется со словами «теперь» и «доживаем»; между тем отнесение действия к прошедшему времени привело к явному ослаблению политического звучания стихов; поэтому мы присоединяемся к мнению К. И. Чуковского, полагавшего, что замена была сделана в порядке автоцензуры, и вводим в основной текст чтение автографа.
    Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: Ст 1856, с. V–XVI. Перепечатывалось во 2-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений» и в Р. б-ке.
    Автограф всего стихотворения не найден. Автограф ст. 52 (начиная со слов «Заметен ты» — 65 в виде отдельного текста в цикле «Заметки» (под № 1) с заглавием «Самому себе» (первоначальный, зачеркнутый вариант заглавия: «Современному поэту») — ГБЛ (Зап. тетр. № 2, л. 42); факсимильно воспроизведен в издании: Некрасов Н. А. Соч., т. 1. М., 1954, между с. 160 и 161; опубликован Некрасовым без заглавия в составе «Заметок о журналах за февраль 1856 года»: С, 1856, № 3 (ценз. разр. — 29 февр. и 3 марта 1856 г.), отд. V, с. 79. Автограф ст. 136–147 — ЦГАЛИ (Зап. Тетр., л. 4, в составе поэмы «В. Г. Белинский»). Эти строфы вошли в стихотворение «Русскому писателю» (С, 1855, № 6 (ценз. разр. — 31 мая 1855 г.), с. 219, с подписью: «Н. Некрасов»). См.: Другие редакции и варианты, с. 265. Черновые наброски, относящиеся к ст. 191–197, 204–207, — ГБЛ (Зап. тетр. № 1, внутренняя сторона задней обложки).
    В Экз. авт. ГБЛ Некрасов от руки заполнил цензурные купюры в ст. 227–229, 267. В Экз. авт. ГПБ Некрасов, устраняя цензурные искажения, в ст. 211 зачеркнул «правдивом» и надписал «свободном», а также заполнил цензурную купюру в ст. 227–229. В корректуре Ст 1856 Н. X. Кетчер вписал от руки два дополнительных четверостишия (после ст. 131 и после ст. 135), не вошедших в печатный текст (Кор. Кетчера, л. 58 об., 59).
    В прижизненных изданиях «Стихотворений» (начиная со Ст 1861) датировано: «1856». Однако некоторые фрагменты монологов Гражданина были созданы раньше. Ст. 136–147, написанные весной 1855 г., как уже говорилось, были первоначально опубликованы в составе стихотворения «Русскому писателю». Несколько позже были написаны ст. 52–65: упомянутый выше их автограф датируется (по положению в Зап. тетр. № 2) концом 1855 или началом 1856 г. Работу над «Поэтом и гражданином» Некрасов завершил лишь летом 1856 г., находясь на даче близ Ораниенбаума. «Пишу длинные стишищи и устал», — сообщил он И. С. Тургеневу 27 июня 1856 г. Некрасов торопился закончить «Поэта и гражданина», чтобы ввести его (в качестве предисловия) в издание Ст 1856, прошедшее уже через цензуру (ценз. разр. — 14 мая 1856 г.).
    В Ст 1856 «Поэт и гражданин» был напечатан более крупным шрифтом и с особой пагинацией (римскими цифрами). Последнее обстоятельство, возможно, объясняется тем, что эти страницы были присоединены к уже сверстанной книге.
    Когда сборник Ст 1856 вышел из печати (19 октября 1856 г.), Некрасов находился за границей. Об огромном успехе книги у передовых читателей ему сообщал Чернышевский 5 ноября 1856 г.: «Восторг всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли „Ревизор“ или „Мертвые души“ имели такой успех, как Ваша книга» (Чернышевский, т. XIV, с. 321). В № 11 «Современника» за 1856 г., в рецензии Чернышевского на Ст 1856 были целиком перепечатаны три стихотворения: «Поэт и гражданин», «Отрывки из путевых записок графа Гаранского» и «Забытая деревня». Перепечатка была замечена в великосветских кругах, и о «крамольной» книге Некрасова было доложено Александру II (Чернышевский, т. I, с. 752; Колокол, 1857, 1 авг., л. 2, с. 14–15). Возникло громкое цензурное дело, причем наиболее яростные нападки вызвало стихотворение «Поэт и гражданин», «…тут идет речь, — указывал товарищ министра народного просвещения П. А. Вяземский в проекте распоряжения по цензурному ведомству, — не о нравственной борьбе, а о политической здесь говорится не о тех жертвах, которые каждый гражданин обязан принести отечеству, а говорится о тех жертвах и опасностях, которые угрожают гражданину, когда он восстает против существующего порядка и готов пролить кровь свою в междоусобной борьбе или под карою закона» (ЛН, т. 53–54, с. 215–216). В распоряжении министра народного просвещения А. С. Норова от 30 ноября 1856 г. говорилось, что в стихотворении, «конечно не явно и не буквально, выражены мнения и сочувствия неблагонамеренные. По всему ходу стихотворения и по некоторым отдельным выражениям нельзя не признать, что можно придать этому стихотворению смысл и значение самые превратные» (Лемке М. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия. СПб., 1904, с. 312); здесь же были выписаны из «Поэта и гражданина» ст. 54–61, 123–127, причем слова «Чтоб он под бурей запылал, Путь освещая всенародно…» и«…дело прочно, Когда под ним струится кровь…» были подчеркнуты как наиболее «неприличные и неуместные» (там же, с. 312–313). В том же распоряжении предписывалось, «чтобы впредь не было дозволяемо новое издание „Стихотворений Н. Некрасова“ и чтобы не были печатаемы ни статьи о сей книге, ни выписки из оной»; редакции «Современника» было объявлено, что «первая подобная выходка подвергнет журнал совершенному прекращению» (там же, с. 313). Выпустить новое издание «Стихотворений» Некрасову удалось лишь после долгих хлопот, в 1861 г. При перепечатке в Ст 1861 многие стихотворения были сильно искажены цензурой. Особенно пострадал «Поэт и гражданин». При дальнейших перепечатках Некрасов восстановил в этом стихотворении ряд ярких строк, но отдельные искажения так и остались в тексте всех последующих прижизненных изданий (см.: Другие редакции и варианты, с. 267–268).
    Упрощенно трактуя стихотворение, Е. А. Ляцкий писал, что оно воспроизводит, «без сомнения, одну из типичнейших бесед Чернышевского с Некрасовым» (Современный мир, 1911, № 10, с. 170). Конечно, в монологах Гражданина воплощены вгляды на назначение искусства, которые в ту пору пропагандировал Чернышевский (в «Эстетических отношениях искусства к действительности» и в других работах). Но в монологи того же Гражданина включены и ст. 136–147, которые в черновике поэмы «В. Г. Белинский» были вложены в уста Белинского, а также ст. 52–65, оформленные в рукописи как автопризнание Некрасова и озаглавленные «Самому себе».
    Очевидно, что в монологах Гражданина отражены взгляды Чернышевского, Белинского, Некрасова и других революционных демократов. В образе Поэта, видимо, есть какие-то черты характера Некрасова, но несомненно резкое различие творческих установок автора и героя; см. особенно ст. 208–294, где Поэт рассказывает, что его «душа пугливо отступила», испугавшись борьбы («Но… гибнуть, гибнуть… и когда? Мне было двадцать лет тогда!»), и он отошел от больших социальных тем, стал «добродушно» воспевать красоту природы и т. п. Гражданин и Поэт — образы, имеющие обобщенный характер.
    Поскольку в прижизненных изданиях Некрасова текст «Поэта и гражданина» печатался с цензурными искажениями и купюрами, читатели восстанавливали доцензурные варианты в своих экземплярах книги Некрасова (иногда с разночтениями) — см. Экз. Васильковского, Экз. ГБЛ, Экз. Гербеля, Экз. Евгеньева-Максимова, Экз. Ефремова 1859, Экз. ИРЛИ б, Экз. Лазаревского, Экз. Музея Н., Экз. Чуковского. Некоторые бесцензурные варианты были восстановлены также в Списке Модзалевского и в заграничной контрафакции — Ст 1862.
    Призывая своего друга М. И. Шемановского к «внутренней работе над собою» (т. е. к воспитанию в себе стойких революционных убеждений), Н. А. Добролюбов в письме К нему от 6 августа 1859 г. цитировал «Поэта и гражданина»; он писал: «С потерею внешней возможности для такой деятельности мы умрем, — но и умрем все-таки не даром… Вспомни:
    Не может сын глядеть спокойно
    На горе матери родной… и т. д.
    Прочти стихов десять, и в конце их ты увидишь яснее, что я хочу сказать» (Добролюбов, т. IX, с. 378). В последней фразе Добролюбов обращал внимание своего друга на строки, считавшиеся в то время особенно «крамольными»:
    Иди в огонь за честь отчизны,
    За убежденье, за любовь…
    Иди и гибни безупречно.
    Умрешь не даром: дело прочно,
    Когда под ним струится кровь…
    «Вишь, куда метнул!» — скрытая цитата из Гоголя (в «Ревизоре», д. 2, явл. 8: «Эк, куда метнул!»).
    «Не для житейского волненья…» — цитата из стихотворения Пушкина «Поэт и толпа» (1828).
    А ты, поэт! избранник неба… — Некрасов использует пушкинскую характеристику Поэта (из того же стихотворения): «небес избранник».
    Будь гражданин! служа искусству… — Первоначально (в составе стихотворения «Русскому писателю») эта строка имела другую редакцию: «Служи не славе, не искусству», — и вызвала замечание И. С. Тургенева, который писал И. И. Панаеву 10 июля 1855 г.: «Желал бы я знать — стих Некрасова (в стихотворении „К русскому писателю“):
    Служи не славе, не искусству —
    вероятно, опечатка вместо: но искусству?» (Тургенев, Письма, т. II, с. 298). Предложенную Тургеневым поправку Некрасов не принял, но переделал строку так, чтобы в ней нельзя было усмотреть пренебрежительного отношения к искусству.
    Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. — Некрасов перефразирует формулу К. Ф. Рылеева (из посвящения к поэме «Войнаровский», 1823–1825): «Я не поэт, а гражданин». Эту формулу (не называя Рылеева из-за цензуры) привел Н. Г. Чернышевский в 4-й статье из цикла «Очерки гоголевского периода русской литературы» (С, 1856, № 4). Возможно, что эта статья, хорошо известная Некрасову (он хлопотал о ее публикации перед цензором В. Н. Бекетовым), и напомнила ему о рылеевской формуле (см.: Гаркави А. М. Чернышевский и стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин». — В кн.: Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы, вып. 5. Саратов, 1968, с. 54–57).
    Кадеты — воспитанники дворянских военно-учебных заведений.
    Предводитель — губернский или уездный предводитель дворянства, выборные административные должности.
    Плантатор — здесь: помещик, живущий в своем имении.
    Хоть мало, И среди нас судьба являла Достойных граждан… — Против этих строк (печатавшихся с вариантом: вместо «среди нас» — «в наши дни») в Экз. авт. ГПБ переписчик сделал пометку: «Здесь видели намек на судьбу декабристов». Впрочем, надо полагать, что Некрасов имел в виду не только декабристов, но и петрашевцев и других революционеров, подвергшихся репрессиям со стороны царского правительства.
    Клянусь, я честно ненавидел! Клянусь, я искренно любил! — Н. Г. Чернышевский, усмотревший в этих стихах автопризнание Некрасова, писал ему 5 ноября 1856 г.: «…Вы говорите не о любви К женщине, а о любви к людям — но тут еще меньше права имеете Вы унывать за себя:»
    Клянусь, я честно ненавидел!
    Клянусь, я искренно любил!
    — не вернее ли будет сказать Вам о себе:
    …я честно ненавижу!
    …я искренно люблю!
    (Чернышевский, т. XIV, с. 324).
    Год написания: 1855-1856

  5. запеканьчик Ответить

    Ну, нет!
    Твои поэмы бестолковы,
    Твои элегии не новы,
    Сатиры чужды красоты,
    Неблагородны и обидны,
    Твой стих тягуч. Заметен ты,
    Но так без солнца звезды видны.
    В ночи, которую теперь
    Мы доживаем боязливо,
    Когда свободно рыщет зверь,
    А человек бредет пугливо, —
    Ты твердо светоч свой держал,
    Но небу было неугодно,
    Чтоб он под бурей запылал,
    Путь освещая всенародно;
    Дрожащей искрою впотьмах
    Он чуть горел, мигал, метался.
    Моли, чтоб солнца он дождался
    И потонул в его лучах!
    Нет, ты не Пушкин. Но покуда
    Не видно солнца ниоткуда,
    С твоим талантом стыдно спать;
    Еще стыдней в годину горя
    Красу долин, небес и моря
    И ласку милой воспевать…
    Гроза молчит, с волной бездонной
    В сиянье спорят небеса,
    И ветер ласковый и сонный
    Едва колеблет паруса, —
    Корабль бежит красиво, стройно,
    И сердце путников спокойно,
    Как будто вместо корабля
    Под ними твердая земля.
    Но гром ударил; буря стонет,
    И снасти рвет, и мачту клонит, —
    Не время в шахматы играть,
    Не время песни распевать!
    Вот пес — и тот опасность знает
    И бешено на ветер лает:
    Ему другого дела нет…
    А ты что делал бы, поэт?
    Ужель в каюте отдаленной
    Ты стал бы лирой вдохновенной
    Ленивцев уши услаждать
    И бури грохот заглушать?
    Пускай ты верен назначенью,
    Но легче ль родине твоей,
    Где каждый предан поклоненью
    Единой личности своей?
    Наперечет сердца благие,
    Которым родина свята.
    Бог помочь им!.. а остальные?
    Их цель мелка, их жизнь пуста.
    Одни — стяжатели и воры,
    Другие — сладкие певцы,
    А третьи… третьи — мудрецы:
    Их назначенье — разговоры.
    Свою особу оградя,
    Они бездействуют, твердя:
    «Неисправимо наше племя,
    Мы даром гибнуть не хотим,
    Мы ждем: авось поможет время,
    И горды тем, что не вредим!»
    Хитро скрывает ум надменный
    Себялюбивые мечты,
    Но… брат мой! кто бы ни был ты,
    Не верь сей логике презренной!
    Страшись их участь разделить,
    Богатых словом, делом бедных,
    И не иди во стан безвредных,
    Когда полезным можешь быть!
    Не может сын глядеть спокойно
    На горе матери родной,
    Не будет гражданин достойный
    К отчизне холоден душой,
    Ему нет горше укоризны…
    Иди в огонь за честь отчизны,
    За убежденье, за любовь…
    Иди и гибни безупречно.
    Умрешь не даром: дело прочно,
    Когда под ним струится кровь…
    А ты, поэт! избранник неба,
    Глашатай истин вековых,
    Не верь, что не имущий хлеба
    Не стоит вещих струн твоих!
    Не верь, чтоб вовсе пали люди;
    Не умер бог в душе людей,
    И вопль из верующей груди
    Всегда доступен будет ей!
    Будь гражданин! служа искусству,
    Для блага ближнего живи,
    Свой гений подчиняя чувству
    Всеобнимающей Любви;
    И если ты богат дарами,
    Их выставлять не хлопочи:
    В твоем труде заблещут сами
    Их животворные лучи.
    Взгляни: в осколки твердый камень
    Убогий труженик дробит,
    А из-под молота летит
    И брызжет сам собою пламень!

  6. I_YouTube_Tu_TrUp Ответить

    1 Исайи 1: 13-29: “Кто надоумил вас топтать дворы Мои? воскурение отвратительно для меня. Праздничных собраний ваших не могу терпеть. Беззаконие и празднование.
    Князья ваши гоняются за мздою и сообщники воров… .
    Вступайтесь.. . ищите правду. Научитесь делать добро.
    (царь Соломон в притчах: “открывайте рот за безгласного для дела бедного и нищего”) (из псалма: “исторгайте угнетенного из руки нечестивого угнетателя”)
    Тогда придите и рассудим и если грехи ваши будут как пурпур. как снег. как вовну убелю”
    Иисус в Евангелии от Матфея говорит о том, что забыли важнейшее- суд, милость и веру.. . и десятину надо было давать и того не забывать
    Конституция РФ6 граждане имеют обязанность защищать Отечество.
    Следует добавить. что и на гражданке Отечество нуждается в защите тем паче. .
    Екклезиаст 9
    5 Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению,
    6 и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем.
    10 Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.
    “Живые знают, что умрут, мертвые ничего не знают. С последним их вздохом уходят все их чуста и переживания и нет их части в том. что осталось без них на земле. пока небо не прйдет и времена не прекратяться
    “1 Иоанна 3:17-19 “И вот почему узнаем. что мы от истины.. .
    Как пребывает в том любовь божья. кто, ..и вядя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое? “

  7. ВмЕсТо_ЖиЗнИ Ответить

    Если подходит, то напиши, буду рада помочь еще!!!! 1
    Русское общество сороковых годов XIX века — времени, в которое началась литературная деятельность Н. А. Некрасова, — активно искало пути развития России. Тогда уже достаточно четко определились такие течения и направления общественной мысли, как официальная идеология, славянофильство, западничество; в этот же период шло формирование революционной демократии, возглавляемой Белинским и Герценом.
    Проблемой, избежать решения которой в тех условиях было просто невозможно, стало освобождение народа от крепостной зависимости. Борьба за интересы обездоленных, осознание грандиозности свершаемого вносили в жизнь человека, избравшего путь заступника русского пахаря, ощущение полноты бытия и счастья. Общественное движение тех лет достигло небывалого размаха. В мире искусства вновь и вновь поднимался вопрос о назначении литературы, и в частности поэзии.
    Неоднократно обращался к этой проблеме и Некрасов. Путь “обличителя толпы, ее страстей и заблуждений” поэт избрал еще в юности, но первые высказывания на эту тему относятся к более позднему времени.
    21 февраля 1852 года, в день смерти Н. В. Гоголя, имя которого неразрывно связано с гражданственностью в литературе, Некрасов написал стихотворение “Блажен незлобивый поэт… ” — первую поэтическую декларацию. На полюсах своей системы ценностей он обозначил внешне противоположные и внутренне враждебные понятия “спокойного искусства” и “карающей лиры”. Свой же тернистый путь Некрасов избрал давно, давно польза стала главной целью его поэзии, а любовь, ненависть — источником, питающим ее.
    Следующим громким заявлением творческого кредо стало стихотворение 1856 года “Поэт и гражданин”. Оно построено как диалог, и эта форма традиционна для русской литературы. Так были написаны “Поэт и толпа”, “Разговор книгопродавца с поэтом” А. С. Пушкина, “Журналист, читатель и писатель” М. Ю. Лермонтова. Но диалог у Некрасова — это внутренний спор, борьба в его душе Поэта и Гражданина. Сам автор трагически переживал этот внутренний разрыв, часто предъявлял к себе те же претензии, что и Гражданин к Поэту. Гражданин в стихотворении стыдит Поэта за бездействие, в его понимании безмерная возвышенность гражданского служения затмевает прежние идеалы свободы творчества, новая высокая цель — погибнуть за Отчизну: “…иди и гибни безупречно”.
    По сути, в стихотворении две исповеди: каждый из героев открывает душу, и становится ясно, что в идеях оппонентов нет антагонизма. Лишь недостойная слабость, трусость мешают Поэту встать рядом с Гражданином.
    Я призван был воспеть твои страданья,
    Терпеньем изумляющий народ!

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *