Полная индукция отличается от неполной индукции тем что в первом случае?

25 ответов на вопрос “Полная индукция отличается от неполной индукции тем что в первом случае?”

  1. Баррайдер Ответить

    Полная индукция – такое умозаключение, в котором общий вывод о классе предметов делается на основании изучения всех предметов данного класса. Например, когда преподаватель, сделав перекличку своих учеников, убеждается, что каждый из учеников данного класса присутствует на уроке, то он может сделать заключение «Все ученики данного класса явились на урок». Его рассуждение осуществляете» по принципу полной индукции.
    Другой пример: установление того, что каждый из документов, необходимых для оценки готовности уголовного дела для передачи в суд, имеется, позволяет с полным основанием сделать заключение, что «Все документы имеются» и дело следует передать в суд.
    Некоторые логики склонны относить полную индукцию к дедуктивным умозаключениям, так как в полной индукции из истинных посылок может выводиться достоверное общее суждение.
    Полная индукция дает достоверные заключения при наличии следующих условий:
    а) когда класс предметов или явлений, подлежащих изучению, представляет собой небольшое число элементов – ограничен, поддается «регистрации»;
    б) когда точно известен признак, принадлежащий предметам данного класса.
    Разновидностью полной индукции является умозаключение от отдельных частей к целому (от знания успеваемости в каждой группе факультета к общему знанию об успеваемости на всем факультете). Полная индукция может использоваться при расследовании уголовных дел, связанных с исчезновением материальных ценностей (оружия, боеприпасов, продуктов питания и т. д.), число которых можно подсчитать (тем самым выяснить недостающие ценности). Но чаще всего юристу приходится иметь дело с фактами, количество которых не может быть строго ограничено. Например, с помощью полной индукции нельзя установить достоверность в обобщениях такого рода, как «Счастливые часов не наблюдают», «Все тела тонут», «Гадюки ядовиты» и т. п.
    В таких обобщениях может использоваться только неполная индукция.
    Неполная индукция – такое умозаключение, в котором общий вывод делается на основании изучения некоторой части класса однородных предметов.
    Например, из того, что инертные газы гелий, неон и аргон имеют валентность, равную нулю, можно сделать общий вывод, что все инертные газы имеют эту же валентность. Это неполная индукция, поскольку знание о трех инертных газах распространяется на все такие газы, включая не рассматривавшиеся специально криптон и ксенон.
    Иногда перечисление является достаточно обширным и тем не менее опирающееся на него обобщение оказывается ошибочным.
    “Алюминий – твердое тело, железо, медь, цинк, серебро, платина, золото, никель, барий, калий, свинец – также твердые тела, следовательно, все металлы – твердые тела”.
    Но этот вывод ложен, поскольку ртуть – единственный из всех металлов – жидкость.
    Много интересных примеров, поспешных обобщений, встречавшихся в истории науки, приводит в своих работах русский ученый В.И. Вернадский.
    До XVII в., пока в науку не вошло окончательно понятие “сила”, “некоторые формы предметов и по аналогии некоторые формы путей, описываемых предметами, считались, по существу, способными производить бесконечное движение.
    В самом деле, представим себе форму идеально правильного шара, положим этот шар на плоскость, теоретически он не может удержаться неподвижно и все время будет в движении.
    Это считалось следствием идеально круглой формой шара. Этим путем объяснялось чрезвычайно быстрое вращение небесных сфер, эпициклов. Эти движения были единожды сообщены им божеством и затем продолжались века как свойство идеально шаровой формы. И даже в настоящее время в среде ученых-исследователей видим попытки возрождения, по существу, аналогичных воззрений.

  2. ODAS Ответить

    Говоря об индукции вообще, различают полную и неполную индукцию. Полная индукция – это индукция, при которой вывод делается на основании рассмотрения всех частных случаев. Например, чтобы установить, сколько простых чисел содержится в первом десятке, достаточно их пересчитать:. Вывод не требует обоснования. Заключение, сделанное на основе полной индукции, является вполне достоверным. Полная индукция почти не встречается в школе из-за громоздких рассуждений. Но и там можно найти примеры её использования. При доказательстве теоремы об измерении угла, вписанного в окружность, половиной дуги, на которую он опирается, бесконечное множество таких углов разбивают на три бесконечных подмножества. Для каждого случая проводится доказательство и на основании всех трёх частных случаев делается общий вывод, то есть на основании полной индукции. Применение полной индукции подразумевает, что сделать вывод об истинности утверждения можно только в том случае, когда убедимся в её истинности для всех значений
    Неполная индукция – это индукция, при которой все частные случаи не исчерпываются, так как их или бесконечное множество, или конечное, но с большим числом элементов. Метод неполной индукции состоит в том, чтобы проверить истинность некоторых частных значений утверждения, то есть проверяются не все значения
    В повседневной жизни мы постоянно пользуемся методом неполной индукции. При покупке на рынке соленых огурцов, мы пробуем кусочек одного огурца (который протягивает нам продавец). Если он нравится, покупаем, например, 1 кг, рассудив так: «Если один огурец хороший, то и все хорошие». Однако, не исключено, что все купленные огурцы окажутся плохими, кроме того, который мы попробовали. Другой пример. Магазин закупает партию яблок, и товаровед проверяет не одно яблоко, а по несколько плодов из каждого ящика. Если выбранные яблоки спелые, то магазин примет решение «все яблоки спелые», то есть также воспользуется методом неполной индукции, и закупит все ящики. Даже универсальные законы природы формулируются на основе отдельных наблюдений. Поэтому наши повседневные решения и научные выводы, сделанные на основании неполной индукции, не являются достоверными.
    Метод неполной индукции, используемый в естественных науках, в математике не имеет права на существование. Нередко случается, что частная формулировка верна для отдельных значений , и вместе с тем не удается найти таких значений, для которых она неверна. Тогда есть основание предположить, что утверждение истинно. Результат, полученный неполной индукцией, остается лишь гипотезой, пока он не доказан точным математическим рассуждением, охватывающим все частные случаи. Неполная индукция в математике не считается законным методом строгого доказательства, но благодаря этому методу, в математике выдвигаются гипотезы, которые в дальнейшем могут быть доказаны.
    Ниже приведены примеры, говорящие о том, что метод неполной индукции в математике не работает.
    Числа Ферма. Знаменитый математик XVII в. Пьер Ферма изучал числа вида. Их так и назвали – числа Ферма. Ученый полагал, что все эти числа простые. И у него на то, казалось бы, имелись основания: действительно, числа такого вида являются простыми при . Однако, в XVIII в. Леонард Эйлер обнаружил, что при это число равно произведению двух простых чисел 641 и 6700417. Более того, неизвестно, существуют ли простые числа Ферма помимо пяти вышеуказанных.
    Части внутри окружности. На окружности взяли точек и соединили их всевозможными отрезками. Оказалось, что никакие три из этих отрезков не пересекаются в одной точке. Требуется выяснить, на сколько частей они делят круг. При получаем соответственно 1, 2, 4, 8, 16 частей и выдвигаем предположение, что при любом количество частей равно . На самом деле их будет .
    Двучлен . Если разлагать двучлен на множители при различных значениях , то окажется, что у каждого из многочленов-сомножителей коэффициенты равны . Например, . Гипотезу о том, что это справедливо для любого доказать не удавалось. А в 1941 г. выяснилось, что указанная особенность разложения двучлена на множители существует при всех до 104 включительно, а в случае появляется многочлен, отдельные коэффициенты которого равны .
    В математике полная индукция имеет лишь ограниченное применение. Многие интересные математические утверждения охватывают бесконечное число частных случаев, а провести проверку для бесконечного числа случаев очень сложно. Неполная же индукция часто приводит к ошибочным результатам.
    Во многих случаях выход из такого рода затруднений заключается в обращении к особому методу рассуждений, называемому методом математической индукции.

  3. Tholen Ответить

    Виды индуктивных умозаключений
    Индукция как вид умозаключения, виды индукции
    Индукцию (от лат. inductio – наведение) понимают как метод исследования, целью которого является анализ движения знания от единичного к общему суждению. Но индукция выступает и как определенная логическая форма, то есть такая устойчивая связь мыслимого содержания, в которой отражается и фиксируется восхождение мысли от менее общих положений к более общим положениям.
    Различают индукцию полную, если посылки исчерпывают весь класс предметов, подлежащих индуктивному обобщению, и неполную, если посылки не исчерпывают всего класса предметов, подлежащих индуктивному обобщению. Выводом как по полной, так и неполной индукции является общее суждение.
    Ход мысли осуществляется здесь по схеме:
    S1 есть Р
    S2 есть Р
    ………….
    Sn есть Р
    Известно, что S1 , S2 … Sn исчерпывают все предметы класса . Следовательно, все S есть Р.
    Например: Старший сын в семье Ивановых, Петя, ходит в школу.
    Средний сын в семье Ивановых, Кирилл, ходит в школу.
    Их младшая сестра Катя ходит в школу.
    Петя, Кирилл и Катя – дети в семье Ивановых.
    Следовательно, все дети семьи Ивановых посещают школу.
    Из этого примера видно, что общий вывод основан на знании всей совокупности предметов изучаемого класса и общий вывод представляет собой категорическое суждение, где предикат посылок и вывода один и тот же, как и вообще во всех индуктивных умозаключениях.
    Но полная индукция не дает знания о других предметах, кроме тех, которые берутся в качестве частных посылок. Эти предметы она характеризует со стороны их родовой принадлежность, и в этом следует усматривать новизну знания, которое индукция порождает. Не будем упускать из вида, что именно знание такого рода лежит в основе дедукции.
    В неполной индукции, общий вывод делают на основании знания не о всех предметах класса, а о некоторой части их. Основанием для переноса знаний от части предметов на весь класс их служит внутренняя природа самих вещей и общественно-историческая практика.
    Пример: Железо – твердое тело;
    Медь – твердое тело;
    Золото – твердое тело;
    Платина – твердое тело.
    Следовательно, все металлы – твердые тела.
    Легко видеть, что схема, по которой осуществляется вывод по неполной индукции, такова:
    S1 есть Р
    S2 есть Р
    ………….
    Sn есть Р
    S1, S2 …, Sn – часть класса S
    Следовательно, все S есть Р.
    Поскольку вывод по неполной индукции есть скачек, переход от известного к неизвестному и поскольку неполной индукцией сознательно вводится принцип рассмотрения не всего количества предметов, а лишь части из них, постольку выводы по неполной индукции всегда носят вероятностный характер. В силу этого опасность заблуждения при индуктивном умозаключении больше, чем в силлогизме. Если в силлогизме истинность вывода зависит от истинности посылок и соблюдения определенных правил вывода, что само по себе является внешним условием по отношению к самому силлогизму, то в неполной индукции сам скачек несет в себе возможность ошибки, ибо достаточно одного противоречивого случая, чтобы все здание индуктивного умозаключения рухнуло.

  4. Lowskill Ответить

    Например, у Б. Рассела есть такая притча. В курятнике живет курица. Ежедневно приходит хозяин приносит ей поклевать зернышек. Курица, естественно, делает отсюда вывод, что с появлением хозяина связано появление зернышек. Но вот однажды хозяин является не с зернышком, а с ножом. Это и есть противоречащий случай.
    На основе популярной индукции в массовом сознании сформулировано немало примет, пословиц и поговорок, например: “Береги платье снову, а честь смолоду”, “Старый друг лучше новых двух” и т.д.
    Особенности популярной индукции: а) случайный или почти случайный выбор примеров; б) недостаточное внимание к контрпримерам; в) не учитываются причинно-следственные связи между явлениями; г) обоснованность выводов определяется главным образом количественным показателем – соотношением изученного подмножества и всего класса предметов.
    Эффективность популярной индукции во многом зависит от того, насколько случаи, закрепленные в посылках, по возможности будут: многочисленны; разнообразны; типичны.
    Популярная индукция определяет первые шаги в развитии научных знаний. Любая наука начинает свои теоретические построения с эмпирических исследований – наблюдений над соответствующими объектами с целью их описания, классификации, выявления устойчивых связей и зависимостей. Первые обобщения в любой науке производятся на основе простейших индуктивных заключений путем простого перечисления повторяющихся признаков. Они выполняют важнейшую эвристическую функцию первоначальных предложений, догадок и гипотетических объяснений, которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.
    Главная ценность популярной индукции заключается в том, что она является одним из эффективных средств здравого смысла и дает ответы па многие жизненные ситуации в тех случаях, где применение науки необязательно. На основе популярной индукции в массовом сознании сформулировано немало пословиц, поговорок, например, “Жизнь прожить – не поле пройти”, “Мал золотник, да дорог”, “Кто не рискует – тот не выигрывает” и другие.
    Как видно из данных примеров, популярная индукция в неявной форме зачастую формулирует правила поведения, основы построения жизненной концепции человека.
    Например, великая русская певица Клавдия Ивановна Шуль– женко часто рассказывала притчу, суть которой заключалась в раскрытии закономерности жизни человека. “В одной из деревень жил человек. В молодости он был очень беден, и была у него большая семья, и все семеро детей были дочери, которым в старые времена грозила перспектива остаться старыми девами, если отец не даст за ними приданого. Решил этот человек свести счеты с жизнью. Взял веревку и пошел в лес, а навстречу ему Смерть. Она говорит: “Знаю твою беду, но я тебе помогу. Будешь лечить людей, и слава и деньги к тебе придут”. Мужик ей отвечает: “Да как я буду лечить людей, если я этим никогда не занимался, и все в округе об этом знают?!”. Смерть отвечает: “Я дам тебе совет, только неукоснительно следуй ему. Когда тебя пригласят к больному, зайдешь в избу, сразу смотри в темный угол. Если я там уже стою с косой, то говори, что поздно тебя пригласили, ничем помочь не можешь. Если меня нет, то пои больного обычным чаем, и он выздоровеет. Но запомни одно-единственное правило, которое касается и тебя: “Я всегда прихожу, когда меня не ждут”.
    Слава о новом лекаре пошла по всей округе и принесла ему богатство и счастье его дочерям. Прошло много лет, опять стояла весна, идет мужик по лесу, в прекрасном настроении, а навстречу ему Смерть. Он ей и говорит: “Зачем пришла, ведь я тебя не звал?!”, а она ему в ответ: “Ты за суетой жизни забыл мое правило, что я всегда прихожу, когда меня не ждут! Я пришла за тобой!”.
    Правило, которое сформулировала Смерть, выполняет роль контрпримера в данном примере популярной индукции, которое говорит о том, что, сколько не пои человека чаем, но если пришла Смерть, то это ему не поможет.
    Это говорит о том, что заключение популярной индукции не является достоверно истинным, а только предположительным, вероятным или правдоподобным.
    Распространенность такого рода умозаключений связана с естественной человеческой склонностью искать примеры, подтверждающие суждения, к принятию которых за истинные мы предрасположены.
    Популярная индукция служит основанием нашей веры в предсказания астрологов и чудеса экстрасенсов. Люди, которые хотят верить в “чудеса”, среди многочисленных случаев “лечения” обращают внимание на то, что подтверждает их веру, т.е. принимают во внимание примеры и игнорируют контрпримеры. Астрологи, предсказатели, гадалки, ясновидящие, “потомственные целители” стремятся сделать как можно больше “предсказаний”, чтобы что-нибудь из предсказанного сбылось, безошибочно рассчитывая на то, что публика примет во внимание именно эти, подтверждающие их предсказания, случаи и не обратит внимания на несбывшиеся предсказания.
    Популярная индукция не является надежным способом обоснования правильности умозаключений в силу следующих причин.
    1. Случайный характер выбора предметов, принадлежащих интересующему нас множеству А1 обусловливает возможность того, что исследованное подмножество А, обладает этим признаком, тогда как существуют другие подмножества, например А2, А3,…, которые этим признаком не обладают.
    2. Простое перечисление случайно отобранных предметов может не учитывать какого-либо вида предметов, которым не присущ признак, приписываемый предметам данного множества в индуктивном обобщении и, следовательно, не дает гарантии отсутствия контрпримера.
    Например, 1 – простое число; 2 – простое число; 3 – простое число. 1, 2, 3 – натуральные числа. Следовательно, все натуральные числа – простые.
    В данном случае совершена ошибка поспешного обобщения, когда изучение первых трех случаев считается достаточным основанием для формированием индуктивного обобщения, относящегося ко всему классу натуральных чисел.
    Подобная ошибка особенно часто встречается в жизни, когда люди по одному или двум случаям судят обо всем классе предметов. Так, в социальной психологии при анализе проблемы формирования первого впечатления о незнакомом человеке отмечается, что мы обычно задаем или следуем определенным схемам формирования образа человека, и что каждая из схем задастся определенным фактором. Например, внешне привлекательного человека люди склонны также переоценивать и по другим важным для них социальным и психологическим параметрам, таким как счастье в семейной жизни, удачливость, высокий социальный статус и т.п., но на практике это не всегда соответствует действительности и часто знакомство с этими людьми в жизни, или чтение их опубликованных биографий, мемуаров, дневников опровергает эту схему. Этот факт подтвержден в психологии и экспериментально. Так, в экспериментах известного отечественного психолога А. А. Бодалева показано, например, что более красивых по фотографии людей испытываемые оценивали как более уверенных в себе, счастливых, искренних, успешных и т.д.
    Рассмотренные недостатки популярной индукции показывают три пути повышения надежности выводов:
    1) увеличение числа изучаемых случаев;
    2) увеличение разнообразия рассматриваемых случаев;
    3) учет характера связи между рассматриваемыми предметами и их признаками, желательно, чтобы признак был тесно связан с сущностью предмета.
    Вероятность заключения на основе популярной индукции значительно увеличится, если мы не будем допускать следующие логические ошибки.
    1. Поспешное обобщение – логическая ошибка, состоящая в том, что индуктивное обобщение формируется на основе немногих, случайно встретившихся примеров.
    Это логическая ошибка лежит в основе многих слухов, домыслов, незрелых суждений.
    Например, В. Минто в своей книге “Дедуктивная и индуктивная логика” приводит пример лечения ран в средневековой Англии. Некто Кэнельм Дигли изобрел “мазь чести”, которая прикладывалась не к ране, а к оружию, нанесшему эту рану. Было замечено, что многие люди излечивались подобным способом. Па этом основании автор сделал вывод, что такое лечение превосходит по своей действенной силе все другие методы лечения.
    2. После этого, значит по причине этого – логическая ошибка, заключающаяся в том, что простую последовательность событий во времени принимают за их причинную связь.
    Данная ошибка лежит в основе многочисленных суеверий, легко возникающих в результате соединений во времени двух событий, никак не связанных друг с другом.
    Например, ?. Г. Чернышевский в своей работе “О суевериях” так описал одно из проявлений данной ошибки. Древние римляне, готовясь к бою, обратили внимание, что ворона каркала слева, и они победили. На этом основании был сделан вывод: победа или поражение обусловлены тем, с какой стороны перед боем каркает ворона.
    3. Подмена условного безусловным. Данная логическая ошибка заключается в том, что не учитывается следующее: всякая истина проявляется в определенном сочетании условий, изменение которых может повлиять и на истинность заключения. Например, если в обычных условиях вода закипает при 100°С, то с изменением их, например, высоко в горах, она закипает при более низкой температуре.
    4. Обобщение без достаточного основания – в данном случае обобщение производится по случайным признакам или же обобщаются неоднородные явления.
    Например.
    Карл XII вторгся в Россию, перейдя реку Березину
    в районе города Борисова
    Наполеон вторгся в Россию, перейдя реку Березину
    в районе города Борисова
    Гитлер вторгся в Россию, перейдя реку Березину
    в районе города Борисова
    По-видимому, это есть причина поражения всех указанных агрессоров
    Основной недостаток популярной индукции состоит в том, что остается необъясненной причинно-следственная связь между явлениями. Научная индукция позволяет устранить этот недостаток.

  5. Adoron Ответить

    В процессе многовековой деятельности люди наблюдают устойчивую повторяемость многих явлений. На этой основе возникают обобщения, которые используются для объяснения наступивших и предсказания будущих событий и явлений. Такого рода обобщения бывают связаны с наблюдениями над погодой, влиянием климатических условий на урожай, причинами распространения болезней, поведением людей в определенных ситуациях, отношениями между людьми и т.п. Логический механизм большинства таких обобщений — популярная индукция. Ее иногда называют индукцией через простое перечисление.
    Повторяемость признаков во многих случаях действительно отражает всеобщие свойства явлений. Построенные на ее основе обобщения выполняют важную функцию направляющих начал в практической деятельности людей. Без таких простейших обобщений невозможен ни один вид трудовой деятельности, будь то совершенствование орудий труда, развитие мореплавания, успешное ведение земледелия, контакты между людьми в социальной среде.
    Популярная индукция определяет первые шаги и в развитии научных знаний. Любая наука начинает с эмпирического исследования — наблюдения над соответствующими объектами с целью их описания, классификации, выявления устойчивых связей, отношений и зависимостей. Первые обобщения в науке обязаны простейшим индуктивным заключениям путем простого перечисления повторяющихся признаков. Они выполняют важную эвристическую функцию первоначальных предположений, догадок и гипотетических объяснений, которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.
    Чисто перечислительное обобщение возникает уже на уровне приспособительно-рефлекторных реакций животных, когда повторяющиеся раздражения подкрепляют условный рефлекс. На уровне человеческого сознания повторяющийся признак у однородных явлений не просто порождает рефлекс или психологическое чувство ожидания, а наводит на мысль о том, что повторяемость — результат не чисто случайного стечения обстоятельств, а проявление каких-то невыявленных зависимостей. Обоснованность выводов в популярной индукции определяется главным образом количественным показателем: соотношением исследованного подмножества предметов (образца или выборки) ко всему классу (популяции). Чем ближе исследованный образец ко всему классу, тем основательнее, а значит, и вероятнее будет индуктивное обобщение.
    Ошибочные заключения о выводах популярной индукции могут появиться по причине несоблюдения требований об учете противоречащих случаев, которые делают обобщение несостоятельным. Так бывает в процессе предварительного расследования, когда решается проблема относимости доказательств, то есть отбора из множества фактических обстоятельств лишь таких, которые, по мнению следователя, имеют отношение к делу. В этом случае руководствуются лишь одной, возможно, наиболее правдоподобной либо наиболее «близкой сердцу» версией и отбирают лишь подтверждающие ее обстоятельства. Другие же факты, и прежде всего противоречащие исходной версии, игнорируются. Нередко их просто не видят и потому не принимают в расчет. Противоречащие факты также остаются вне поля зрения в силу недостаточной культуры, невнимательности или дефектов наблюдения. В этом случае следователь попадает в плен фактов: из множества явлений фиксирует лишь те, которые оказываются преобладающими в опыте, и строит на их основе поспешное обобщение. Под влиянием этой иллюзии в дальнейших наблюдениях не только не ожидают, но и не допускают возможности появления противоречащих случаев.

  6. Mikakora Ответить

    Полной индукцией – называется такой вывод, когда в посылках учитываются все предметы, явления того класса, относительного которого делается обобщающий вывод. Может быть и так, что в посылках учитываются не отдельные предметы, а виды, относительно которых делается обобщающий вывод.
    Схема умозаключений полной индукции:
    S1 есть Р
    S2 есть Р
    S3 есть Р
    ….
    Sn есть Р
    S1, S2, S3,…,Sn исчерпывающий класс К
    Следовательно все К есть Р
    Выводы в полной индукции возможны лишь, когда число частных случаев ограниченно, поддается полному учету. Это обстоятельство сужает возможности широкого применения подобных выводов.
    Следует отметить следующее. В выводах полной индукции не так уж много новизны. Прибавка знания не столь велика, поскольку в посылках все явления, предметы или рода – рассмотрены. Но нельзя недооценивать. Ведь одно дело знание каких-либо признаков присущих отдельным явлениям, другое, что он является общим для всех предметов данного рода.
    Поскольку в полной индукции обозреваются все частые случаи, то создается возможности получения достоверных результатов в заключении. Это составляет важное преимущество полной индукции, ее достоинство.
    Благодаря тому, что полная индукция дает достоверные выводы, она используется в доказательствах.
    НЕПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ
    Неполная индукция – это вид индуктивных умозаключений, когда в посылках учитывается, обозревается, сопоставляется только часть предметов, явлений, а в заключении охватываются явления которые не учитывались в посылках.
    S1 есть Р
    S2 есть Р
    S3 есть Р
    S4 есть Р
    S1, S2, S3, S4 включены в класс К
    Следовательно все К есть Р
    Поскольку в посылках рассматривается лишь часть случаев, т.к. наш опыт не охватил всех явлений, то и вывод здесь будет проблематичен, вероятностный.
    Внутри неполной индукции различают свои виды, модификации ее. Они зависят от того, на базе каких частных случаев делается вывод, а в связи с этим возникают различия и по степени достоверности.
    1 случай, вид. Популярная индукция или индукция через простое перечисление, где не встречается противоречивых случаев. В нем вывод о классе предметов делается, на том основании, что среди наблюдаемых фактов не встретилось ни одного факта, противоречащего обобщению.
    Вывод в этом виде может реализоваться как предварительное решение, как предположение.
    2 случай, вид. Индукция через анализ и отбор фактов. Если в популярной индукции к выводу мы приходили в результате наблюдения первых попавшихся фактов, путем изучения явлений взятых подряд, то в данном случае вывод делается на основании отобранных по определенной системе или плану фактов, т.е. все идет по заранее намеченному плану, для формирования посылок, на основании которых сделан обобщающий вывод. Погрешности и здесь есть, но они сведены до минимума (например – конкретные социологические исследования).
    Особую ценность имеют те выводы неполной индукции посылки которых сформированы с учетом действующих в данной сфере причинно-следственных связей. Такие выводы называются выводами научной индукции.

  7. dead shine Ответить

    Объектом индуктивного анализа является класс отдельных случаев, фактов, процессов. В зависимости от того, в каком объеме исследован данный класс, различают полную и неполную индукцию, а по степени вероятности заключения выделяют популярную индукцию (или через простое перечисление) и научную индукцию.

    Полная индукция

    Полная индукция – это умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу класса или каждой части класса определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом.
    Схема умозаключений полной индукции:
    A1 обладает признаком Р А2 обладает признаком Р
    ……………………………………
    Ап обладает признаком Р
    А1, А2, …, Аn, составляют и исчерпывают весь класс К
    Следовательно, каждый элемент класса К обладает признаком Р
    Пример.
    Общеутвердительные суждения (A) можно превратить
    Общеотрицательные суждения (Е) можно превратить
    Частноутвердительные суждения (I) можно превратить
    Частноотрицательные суждения (О) можно превратить
    Суждения A, E, I, О составляют и исчерпывают класс атрибутивных суждений
    Все атрибутивные суждения можно превратить
    Особенности полной индукции: а) применяется в изучении закрытых классов, число элементов которых ограничено и сравнительно невелико; б) заключение носит достоверный характер и может служить основанием вывода в доказательном рассуждении.
    Для примера рассмотрим явление, образно называемое “парадом” планет. Один раз в 179 лет все планеты располагаются вместе по одну сторону от Солнца в секторе углов 95 градусов. Момент их наибольшего сближения произошел 10 марта 1982 г. (хотя в целом это длительный процесс, растягивающийся на несколько лет). Изучим положение каждой планеты.
    1. Земля в 1982 г. была расположена вместе с другими планетами по одну сторону от Солнца в секторе с углом приблизительно 95 градусов.
    Марс в 1982 г. был расположен вместе с другими планетами по одну сторону от Солнца в секторе с углом приблизительно 95 градусов.
    Венера в 1982 г. была расположена вместе с другими планетами по одну сторону от Солнца в секторе с углом приблизительно 95 градусов.
    .
    .
    .
    .
    Меркурий в 1982 г. был расположен вместе с другими планетами по одну сторону от Солнца в секторе с углом приблизительно 95 градусов.
    2. Земля, Марс, Венера, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер,
    Меркурий – планеты Солнечной системы.
    Следовательно, все планеты Солнечной системы в 1982 г. были расположены вместе по одну сторону от Солнца в секторе с углом приблизительно 95 градусов.
    Примерами полной индукции могут служить: единогласное голосование на собрании по тому или иному вопросу; установление того факта, что каждый из документов, необходимый для поступления в вуз, имеется в наличии на момент приема документов и др.
    Для получения правильного заключения по методу полной индукции требуется выполнить следующие условия:
    1) точно знать число объектов и явлений, которые нужно рассмотреть;
    2) рассмотреть всех представителей данного класса;
    3) точно знать, что признак, распространяемый па всех представителей данного класса, присущ каждому представителю этого класса.
    В полной индукции вывод следует с необходимостью, а не с некоторой вероятностью вытекает из посылок. Эта “индукция” является, таким образом, разновидностью дедуктивного умозаключения, хотя по внешней форме напоминает индукцию.
    Однако умозаключение полной индукции зачастую нереально с чисто практических условий. Например, нам нужно исследовать качество консервов, произведенных тем или иным предприятием в течение смены. Для этого пришлось бы открыть каждую банку и установить ее годность для продажи, но это означало бы, что всю партию консервов пришлось бы не пускать в продажу.
    В силу последних обстоятельств (дороговизна метода, принципиальная невозможность воспользоваться методом) исследователь вынужден использовать метод неполной индукции.
    Познавательная роль умозаключений полной индукции проявляется в формировании нового класса знания о классе или роде – это обобщение, представляющее собой новую ступень по сравнению с единичными посылками. Демонстративность полной индукции позволяет использовать этот вид умозаключений в доказательном рассуждении.
    Особо необходимо сказать о таком способе умозаключений, как метод полной математической индукции.
    Математическая индукция используется в математике, и ее также иногда называют полной индукцией. Она отличается от математической тем, что имеет дело с бесконечным множеством объектов, но сходна с ней, потому что, как и полная индукция, дает достоверный результат. Именно поэтому она применяется в математике для доказательства теорем.
    Математическая индукция основывается на строении и свойствах натурального ряда чисел. Хотя натуральный ряд чисел бесконечен, он построен на очень простом законе: каждое следующее число больше предыдущего ровно на единицу. Это свойство натурального ряда позволяет доказывать общие утверждения, основанные на следующей процедуре.
    Сначала мы доказываем, что требуемое нам свойство присуще первому члену натуральному ряду, числу единица, а затем показываем, что из предположения о том, что это свойство присуще некоторому произвольному числу, назовем его п, следует, что оно присуще и следующему за ним натуральному числу, т.е. п + 1. Таким образом, получаем способ доказательства присущности интересующего нас свойства для любого натурального числа.
    Общая схема математической индукции выглядит так:
    1. Пусть А – интересующее нас свойство натуральных чисел.
    Тогда А имеет место при п = 1.
    2. Из предположения о том, что свойством А обладает какое– либо натуральное число п, следует, что этим свойством А обладает и число п+1.
    Следовательно, все п есть А.
    Ни полная, ни математическая индукция не является индуктивным умозаключением в собственном смысле этого слова. И та, и другая всегда дают истинные заключения из истинных посылок и только лишь внешне напоминают индуктивные умозаключения.
    Таким образом, вывод в умозаключении полной индукции носит демонстративный характер, т.е. при истинности посылок заключение в выводе будет необходимо истинным.

  8. Moonwing Ответить

    Полной индукцией – называется такой вывод, когда в посылках учитываются все предметы, явления того класса, относительного которого делается обобщающий вывод. Может быть и так, что в посылках учитываются не отдельные предметы, а виды, относительно которых делается обобщающий вывод.
    Схема умозаключений полной индукции:
    S1 есть Р
    S2 есть Р
    S3 есть Р
    ….
    Sn есть Р
    S1, S2, S3,…,Sn исчерпывающий класс К
    Следовательно все К есть Р
    Выводы в полной индукции возможны лишь, когда число частных случаев ограниченно, поддается полному учету. Это обстоятельство сужает возможности широкого применения подобных выводов.
    Следует отметить следующее. В выводах полной индукции не так уж много новизны. Прибавка знания не столь велика, поскольку в посылках все явления, предметы или рода – рассмотрены. Но нельзя недооценивать. Ведь одно дело знание каких-либо признаков присущих отдельным явлениям, другое, что он является общим для всех предметов данного рода.
    Поскольку в полной индукции обозреваются все частые случаи, то создается возможности получения достоверных результатов в заключении. Это составляет важное преимущество полной индукции, ее достоинство.
    Благодаря тому, что полная индукция дает достоверные выводы, она используется в доказательствах.
    НЕПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ
    Неполная индукция – это вид индуктивных умозаключений, когда в посылках учитывается, обозревается, сопоставляется только часть предметов, явлений, а в заключении охватываются явления которые не учитывались в посылках.
    S1 есть Р
    S2 есть Р
    S3 есть Р
    S4 есть Р
    S1, S2, S3, S4 включены в класс К
    Следовательно все К есть Р
    Поскольку в посылках рассматривается лишь часть случаев, т.к. наш опыт не охватил всех явлений, то и вывод здесь будет проблематичен, вероятностный.
    Внутри неполной индукции различают свои виды, модификации ее. Они зависят от того, на базе каких частных случаев делается вывод, а в связи с этим возникают различия и по степени достоверности.
    1 случай, вид. Популярная индукция или индукция через простое перечисление, где не встречается противоречивых случаев. В нем вывод о классе предметов делается, на том основании, что среди наблюдаемых фактов не встретилось ни одного факта, противоречащего обобщению.
    Вывод в этом виде может реализоваться как предварительное решение, как предположение.
    2 случай, вид. Индукция через анализ и отбор фактов. Если в популярной индукции к выводу мы приходили в результате наблюдения первых попавшихся фактов, путем изучения явлений взятых подряд, то в данном случае вывод делается на основании отобранных по определенной системе или плану фактов, т.е. все идет по заранее намеченному плану, для формирования посылок, на основании которых сделан обобщающий вывод. Погрешности и здесь есть, но они сведены до минимума (например – конкретные социологические исследования).
    Особую ценность имеют те выводы неполной индукции посылки которых сформированы с учетом действующих в данной сфере причинно-следственных связей. Такие выводы называются выводами научной индукции.

  9. Marinius Ответить

    Напротив, неполная индукция даёт в выводе знание о новых предметах помимо тех, которые уже были рассмотрены в посылках. Свойство, которое эти посылки утверждают относительно части класса или рода, вывод неполной индукции переносит на целый класс или род.
    Неполной индукция этого типа называется именно потому, что в посылках заведомо рассматривается только некоторая часть всех случаев или экземпляров класса, в то время как вывод делается относительно целого класса, представляющего полную сумму всех этих случаев или экземпляров. 9
    На каком же основании возможен здесь общий вывод? Что даёт нам право, рассмотрев только несколько случаев или предметов известного класса и найдя, что всем им принадлежит — каждому в отдельности — известное свойство, утверждать в выводе, что это же свойство принадлежит всему классу?
    Таким обоснованием не может быть простое перечисление каких попало случаев или рассмотрение каких попало экземпляров, наудачу или произвольно выхваченных из всего класса. Если общий вывод о целом классе получился в результате рассмотрения только некоторой части случайно встретившихся экземпляров класса, то совершенно очевидно, что положение, оказавшееся верным во всех этих случаях, не может быть достаточным основанием для общего вывода. Если я иду по улице й если три первых прохожих, встретившиеся мне на пути, случайно оказались стариками, то этого ещё недостаточно для заключения, будто и все остальные прохожие, которые встретятся мне на продолжении моего пути, также будут стариками.

  10. Mejinn Ответить

    Понятие об индукции. Общая характеристика индуктивных умозаключений.
    Общая характеристика аналогии. Особенности аналогии как формы умозаключения.
    Текст лекции по теме № 5
    по дисциплине «Логика»
    Тема занятия «Умозаключение» (продолжение)
    Вопросы занятия:
    1. Понятие об индукции. Общая характеристика индуктивных умозаключений.
    2. Полная и неполная индукция.
    3. Научная индукция.
    Дедуктивные умозаключения не исчерпывают всей области умозаключений, хотя и составляют существенную, наиболее разработанную часть логики. Существуют недедуктивные умозаключения, характерной чертой которых является их неспособность гарантировать истинность заключения при истинных посылках. Рассмотрению таких умозаключений будет посвящено данное занятие.
    Логический переход от знания об отдельных явлениях к знанию общему совершается в форме индуктивного умозаключения, индукции, (induktio – наведение). Иными словами, осуществляется перенос знания об отдельных предметах класса на весь класс.
    Индуктивное умозаключение – это умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.
    Пример.
    Имеем посылки:
    1) S1 имеет признак Р.
    S2 имеет признак Р.
    ……………………
    Sn имеет признак Р.
    2) S1, S2, ….. Sn – элементы (части класса) S.
    __________________
    Все S – Р.
    Приведем конкретный пример индуктивного рассуждения:
    1) Железо (S1 ) проводит электричество (Р).
    Серебро (S2 ) проводит электричество (Р).
    Медь (S3 ) проводит электричество (Р).
    2) Железо, серебро, медь … – металлы (S1, S2, S3 С К)
    Всем металлам К присуще Р.
    Следовательно, все металлы проводят электричество.
    Полная индукция – это умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу или каждой части класса определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом. Полная Индукция применяется, когда число элементов класса конечно и легко обозримо.
    Схема полной индукции:
    1) S1 имеет признак Р.
    S2 имеет признак Р.
    ……………………
    Sn имеет признак Р.
    S1 ,S2 , … Sn составляют (исчерпывают) класс К.
    Всем предметам класса К присущ Р.
    Вывод носит демонстративный характер (является необходимо истинным). В выводе будет отрицательное суждение, если посылки фиксируют отсутствие определенного признака во всех элементах класса. Данное обобщение приводит к новому знанию (например, последовательное исключение всех признаков преступления приводит к выводу о невиновности подозреваемого).
    Если нельзя охватить все элементы класса, то вывод строится по неполной индукции.

  11. Shaktikus Ответить

    Правила индукции
    Что такое индукция?
    ИНДУКЦИЯ КАК ВИД ВЕРОЯТНОСТНОГО УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
    Индуктивное умозаключение, или индукция – это умозаключения, в котором из нескольких частных случаев выводиться общее правило. В отличие от дедуктивных умозаключений, в индукции рассуждение идет от частного к общему, от меньшего к большему, знание расширяется, в силу чего индуктивные выводы, как правило, вероятностны.
    Индукция бывает полной и неполной. В полной индукции перечисляются все объекты из какой-либо группы и делается вывод обо всей этой группе. Например, если в посылках индуктивного умозаключения перечисляются все девять крупных планет Солнечной системы, то такая индукция является полной:
    Меркурий движется.
    Венера движется.
    Земля движется.
    Марс движется.
    ………………………..
    Плутон движется.
    Меркурий, Венера, Земля, Марс, …, Плутон – это крупные планеты Солнечной системы.
    Все крупные планеты Солнечной системы движутся.
    В неполной индукции перечисляются некоторые объекты из какой-либо группы и делается вывод обо всей этой группе. Например, если в посылках индуктивного умозаключения перечисляются не все девять крупных планет Солнечной системы, а только три из них, то такая индукция является неполной:
    Меркурий движется.
    Венера движется.
    Земля движется.
    Меркурий, Венера, Земля – это крупные планеты Солнечной системы.
    Все крупные планеты Солнечной системы движутся.
    Понятно, что выводы полной индукции достоверны, а неполной – вероятностны, однако полная индукция встречается редко, и поэтому под индуктивными умозаключениями обычно подразумевается неполная индукция.
    Неполная индукция бывает популярной и научной. В популярнойиндукции вывод делается на основе наблюдения и простого перечисления фактов, без знания их причины, а в научной индукции вывод делается не только на основе наблюдения и перечисления фактов, но еще и на основе знания их причины. Поэтому научная индукция (в отличие от популярной) характеризуется намного более точными, почти достоверными выводами.
    Для повышения степени вероятности выводов неполной индукции следует соблюдать следующие правила.
    1. Необходимо подбирать как можно больше исходных посылок.
    2. Необходимо подбирать разнообразные посылки.
    3. Необходимо делать вывод только на основе существенных признаков.
    Первая ошибка, часто встречающаяся в неполной индукции, называется поспешным обобщением. Скорее всего, каждый из нас хорошо с ней знаком. Кому не приходится в жизни слышать такие высказывания как: Все мужчины черствые; Все женщины легкомысленные; Все чиновник – взяточники и т.д. Эти расхожие стереотипные фразы представляют собой не что иное, как поспешное обобщение в неполной индукции.

  12. CrazyYoutuber Ответить

    Смотреть что такое “НЕПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ” в других словарях:

    Неполная индукция —         проблематическая, обобщающая, расширяющая индукция, тип индуктивных умозаключений (см. Индукция), посылки которых являются единичными суждениями, содержащими эмпирические данные об исследованных объектах некоторой области, а заключение… … Большая советская энциклопедия
    Индукция — В Викисловаре есть статья «индукция» Индукция (из лат. inductio «выведение, наведен … Википедия
    Индукция (в логике) — Индукция (греч. epagoge, лат. inductio ? наведение), вид обобщений, связанных с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных прошлого опыта. Именно поэтому и говорят об эмпирических, или индуктивных, обобщениях, или об… … Большая советская энциклопедия
    Индукция (философия) — Индукция (лат. inductio наведение) процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не столько через законы логики, а скорее через некоторые… … Википедия
    Индукция в философии — Индукция, или наведение способ умозаключения от частного к общему. Термин И. впервые встречается у Сократа (???????). Но И. Сократа имеет мало общего с современной И. Сократ под И. подразумевает нахождение общего определения понятия путем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
    ИНДУКЦИЯ — (от лат. inductio наведение) умозаключение, в котором связь посылок и заключения не опирается на логический закон, в силу чего заключение вытекает из принятых посылок не с логической необходимостью, а только с некоторой вероятностью. И. может… … Философская энциклопедия
    ИНДУКЦИЯ НЕПОЛНАЯ — англ. induction, incomplete; нем. Induktion, unvollstandige. 1. Форма перечислительной индукции, основывающаяся на изучении выборки генеральной совокупности, а не на исследовании этой генеральной совокупности в целом. 2. Вид индуктивного… … Энциклопедия социологии
    индукция —         ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio выведение; возбуждение) этот термин в современной логике используется как синоним более точного, но более громоздкого, термина «индуктивное рассуждение». Индуктивное рассуждение содержит переход от эмпирически… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
    Индукция — I (греч. hypothesis основание, предположение, от hypo под, внизу и thesis положение)         то, что лежит в основе, причина или сущность. Например, «атомы» Демокрита, «идеи» Платона, «перводвигатель» Аристотеля. В современном словоупотреблении Г … Большая советская энциклопедия
    индукция — (от лат. inductio наведение) умозаключение, в котором связь посылок и заключения не опирается на логический закон, в силу чего заключение вытекает из принятых посылок не с логической необходимостью, а только с некоторой вероятностью. И. может… … Словарь терминов логики

  13. Arashilar Ответить

    1602 — относительная частота рождения мальчиков. В общем случае, если событие произошло в т случаях из n, то т — частота, события, а m
    n — относительная частота события, относительная частота события А обозначается f (А).
    При большом числе наблюдений относительная частота во многих случаях оказывается неизменяемым числом. Тогда она называется устойчивой относительной частотой, или вероятностью события. Вероятность события А обозначается так: Р(А).
    Нередко относительная частота появления некоторого события устанавливается путем исследования всех событий, составляющих изучаемое явление. Например, относительная частота рождения мальчиков в некотором городе за один год может быть равной 2602 .
    Большинство людей, работающих в статистических учреждениях, занимаются “сплошными” исследованиями конечных классов событий. Иногда “сплошное” исследование является единственным методом, обеспечивающим получение достоверного знания о социальном явлении. Однако такой метод исследования имеет и недостатки: (1) на его основе можно исследовать только конечные классы событий; (2) исследование этим методом больших конечных классов часто требует значительных материальных затрат, а иногда практически невозможно.
    Например, на основе “сплошного” исследования нельзя установить число преступлений, фактически совершенных в течение года в стране ( с учётом сокрытых преступлений).
    В тех случаях, когда исследуемые классы событий бесконечны, когда “сплошное” исследование практически невозможно или связано с большими затратами, а также когда требуется предсказать события, которые еще не наступили, используется статистическая неполная индукция.
    П р и м е р . В городе имеется 1864 автомобиля в личном пользовании. В течение года правила дорожного движения нарушили 134 владельца этих автомобилей. Тогда относительная частота нарушений равна 134_ .
    1864 Предполагается, что через 5 лет в городе число автомобилей, находящихся в личном пользовании, увеличится до 3000. Каково ожидаемое число владельцев, которые будут нарушать правила дорожного движения? Если предположить, что относительная частота не изменится, то ожидаемое число равно
    3000х 134_ ? 210
    Схема статистической неполной индукции такова:
    Частота появления свойства А у предметов класса S =f(A).
    Класс S включается в класс К.
    Предметы класса К.обладают свойством А с относительной частотой f(A).
    Очевидно, что заключение, получаемое посредством неполной индукции (как нестатистической, так и статистической), может оказаться ложным. Для повышения степени правдоподобия заключения при применении неполной индукции используется специальная методология. В зависимости от вида применяемой методологии различают два вида неполной индукции.
    Неполная индукция называется популярной, если при се применении не используется научная методология, т.е. не используются никакие методологические средства, или же используется методология здравого смысла. К методологии здравого смысла относятся следующие принципы: (1) исследовать как можно больше предметов; (2) разнообразить выбор предметов для исследования. Например, при опросе студентов с целью выяснения — освоили они ту или иную тему или нет, в соответствии с методологией здравого смысла нужно опросить как можно больше студентов разных категорий. Соблюдение этих требований несколько повышает степень правдоподобия заключения, но не позволяет считать заключение достаточно правдоподобным.
    Второй вид неполной индукции — научная неполная индукция. Она, в свою очередь, бывает двух типов: индукция через отбор случаев, исключающих случайные обобщения, и неполная индукция, в процессе которой при установлении принадлежности предметам свойства не используются какие-либо индивидуальные признаки этих предметов.
    Индукцию первого типа будем называть индукцией через отбор, а второго — индукцией на основе общего.
    Перечислим некоторые методологические требования, соблюдение которых необходимо при применении индукции через отбор в социальной сфере.
    1. Неполную индукцию правомерно применять при исследовании предметов, объединенных в одно целое по общим признакам, целям и т.д. Пусть, например, исследованию подлежат психические особенности людей, совершивших преступления. В этом случае первое требование не будет нарушено. Обозначим выделенную группу людей буквой К.
    2. Переносимое с подкласса на весь класс свойство должно быть тесно связано со свойствами, по которым выделена группа К. В нашем случае второе требование не соблюдено, поскольку совершение преступления не обязательно связано с психическими особенностями. Следовательно, нужно ограничить группу К, например, взять группу К’ — людей, совершивших преступление в состоянии душевного волнения (аффекта). Этот класс называется генеральной совокупностью.
    3. Выбор подкласса класса К’ для исследования должен производиться не по переносимому свойству, то есть подкласс S (он называется выборочной совокупностью, или выборкой) следует образовывать не по психическим особенностям людей.
    4. Отбор следует осуществлять так, чтобы представители всех подклассов генеральной совокупности, образованные по признакам, от которых может зависеть переносимый признак, имели возможность попасть в выборку. Например, должны быть охвачены все возрасты правонарушителей, все категории по образованию, образу жизни, по профессиям и т. д.
    5. При отборе предметов для исследования из образованных подклассов генеральной совокупности следует соблюдать принцип пропорциональности, то есть из большего класса отбирать большее число предметов.
    Четвертое и пятое методологические требования можно проиллюстрировать графически:
    1 — 8 — подклассы генеральной совокупности. Подклассам, включающим большее число предметов, соответствуют квадраты большей площади. Заштрихованными квадратами обозначены поверхности, соответствующие предметам, входящим в выборку.
    Если отдельно начертить заштрихованные квадраты, то полученная фигура окажется подобной исходному квадрату, разделённому на части.

    1
    2
    Третий, четвертый и пятый принципы иначе можно сформулировать так: представители для исследования должны быть полномочными.
    6. Выделив подклассы, из которых следует производить выборку, и установив соответствующие пропорции, нужно правильно установить число предметов, подвергаемых исследованию. Так называемый “закон больших чисел”, играющий важную роль в статистике, гласит: закономерности, которым подчиняются случайные массовые явления, могут быть обнаружены лишь при достаточно большом числе наблюдений.
    7. Перенос свойства с подкласса на весь класс следует осуществлять с осторожностью, т.е. при переносе учитывать возможность ошибок.
    При выполнении указанных общелогических, а также и частнонаучных требований степень правдоподобия вывода повышается.
    В рассматриваемом примере, установив связь между совершением некоторых типов преступлений и особенностями психики, можно рекомендовать методы воспитания лиц, определенных психических складов, с целью предупреждения преступлений.
    Индукция на основе общего — это, как уже говорилось, неполная индукция, при которой в процессе исследования принадлежности предметам определенного свойства не используются какие-либо индивидуальные, отличительные признаки этих предметов.
    П р и м е р: В результате наблюдения над некоторыми металлами установили, что они являются электропроводными. Предположим, что все металлы электропроводны. Затем объяснили механизм электропроводности. Электропроводность, в частности, обусловлена наличием свободных электронов в металлах (в металле как типе химических элементов). Утверждение “Все металлы являются электропроводными” стало достоверным.
    Индукция на основе общего — это неполная индукция, дополненная методологией, представляющей собой чаще всего некоторую теорию.
    Применение индукции на основе общего при исследовании социальных явлений связано с большими трудностями, поскольку в этом случае не всегда удастся исключить индивидуальные особенности людей, социальных групп, специфические условия их деятельности и т.д. Этим зачастую объясняется недостаточная обоснованность выводов, получаемых в результате социальных экспериментов. Известно, например, что утопический социалист Роберт Оуэн провел социальный эксперимент в колонии Нью-Ланарк, блестяще подтвердивший его концепцию перестройки общества на социалистических началах. Однако все дальнейшие попытки Роберта Оуэна повторить эксперимент не увенчались успехом.
    Вывод на основе социального эксперимента не всегда является достоверным и в тех случаях, когда эксперимент приводит к отрицательным результатам. Например, многократно проводились эксперименты в дореволюционной России и в советское время (особенно при Н.С.Хрущеве) по созданию крупных хозяйств на селе, в которых его члены не имели бы собственного скота и приусадебных участков. Поскольку коллективный труд более производителен, чем индивидуальный или в рамках семьи, сельскохозяйственным работникам должно быть выгоднее покупать продукты для питания, чем производить в подсобном хозяйстве. Такие эксперименты всегда давали отрицательный результат. Однако в начале 80-х годов появились хозяйства, в которых такие эксперименты оказались успешными.
    При применении индукции на основе общего в социальной сфере необходимо четко разграничить общее и специфическое в явлениях и на основе социальных экспериментов доказать, что ожидаемый результат имеет место независимо от индивидуальных особенностей исследуемых предметов.
    От неполной индукции следует отличать вывод о свойствах целого на основе изучения части этого целого. Такие рассуждения используются при исследовании социально-экономических явлений.

  14. Daitaur Ответить

    МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ
    Предметы и явления окружающего мира находятся в связи и обусловленности. Одной из форм всеобщей связи является причинная связь.
    Под причинной связью понимают такую связь двух и более явлений, когда одно из них необходимо порождает другое.
    Явления, которое вызывает другое явление, называется причиной. А то явление, которое порождается причиной следствием.
    При познании причин явлений необходимо учитывать следующие особенности причинной связи.
    1) Между причиной и следствием существует последовательность во времени. Поэтому причину следует искать среди предшествующих явлений какому-то данному явлению.
    Но временную последовательность явлений нельзя отождествлять с причинной связью: то, что предшествует другому не обязательно является его причиной.
    день – за ночью
    лето – за весной.
    Если же временную последовательность принять за причинную связь, то мы допустим логическую ошибку, получившую название «после того, значит по причине этого».
    2) Одно явление может быть вызвано рядом причин.
    В такой ситуации мы имеем дело с множественностью причин. Здесь установить причину явления значительно трудней. В судебном исследовании это ведет к тому, что необходимо не только установить связь явлений с вызвавшей его причиной, но и доказать, что именно она вызвала данное явление.
    3) Некоторые явления могут быть вызваны действием двух или более причин.
    В подобной ситуации имеет место смешения действий.
    Смешение действий состоит в том, что явления представляет собой результат совместного действия нескольких причин.
    Здесь уже необходимо установить не только все причины, но и роль каждой в отдельности.
    Установить не только всех соучастников преступления, но и роль каждого.
    Поэтому для того, чтобы выяснить причинную связь существуют определенные методы, получивших название методов установления причинной связи. Таких методов 5:
    1) метод сходства,
    2) метод различия,
    3) соединенный метод сходства и различия,
    4) метод сопутствующих изменений,
    5) метод остатков.
    МЕТОД СХОДСТВА
    Этот метод базируется на наблюдении.
    Случаи
    Наблюдаемые обстоятельства
    Наблюдаемое явление
    АВС
    а
    АDЕ
    а
    АFN
    а
    Вероятно, обстоятельство А есть причина явления а.
    Отсюда видно, что – это есть умозаключение о причине явления основанное на сравнении двух или более групп обстоятельств, при которых наступает это явление.
    Применение данного метода состоит из 3 этапов.
    1. Прежде всего, устанавливаются все случаи, где имеется явление а, причину, которую мы ищем.
    2. Анализируется каждый случай, и выделяют все обстоятельства, при которых возникает явление а.
    3. После этого отыскивается общее между всеми этими случаями обстоятельство, которое и будет причиной явления а.
    Метод сходства дает выводы не достоверные, а вероятные. Степень же вероятности может повышаться:
    – от числа рассмотренных случаев,
    – от глубины и тщательности исследования всех обстоятельств, от точности установления того, что во всех случаях сходным является только одно обстоятельство,
    – от того, насколько значительны различия обстоятельств, кроме того, единственно сходного, которое мы определяем как причину. Т.е. чем больше различий в обстоятельствах, тем вероятнее будет вывод.
    Данный метод в следственной практике нередко используется для выдвижения гипотез (или версий).
    МЕТОД РАЗЛИЧИЯ
    Это умозаключение о причине явления, основанное на сравнении случая, когда изучаемое явление наступает, со случаем, когда это явление не наступает.
    Схема будет выглядеть следующим образом:
    Случаи
    Наблюдаемые обстоятельства
    Наблюдаемое явление
    АВС
    а
    ВС

    Следовательно, вероятно, обстоятельство А есть причина явления а.
    Данный метод по сравнению с методом сходства имеет ряд преимуществ, благодаря которым он является более сильным по доказательности.
    Преимущества состоят в следующем:
    1) Если метод сходства, как правило, связан с наблюдением, то метод различия связан главным образом с экспериментом. Поэтому и выводы обладают большей степенью вероятности.
    2) Метод сходства требует, как правило, большее количество рассматриваемых случаев, когда явление наступает. Здесь же достаточно знать о противоречащих случаях.
    Явление – наступает.
    Явление – не наступает.
    Увеличение числа случаев не увеличивает степени вероятности выводов.

  15. Fruitybomb Ответить

    1. Понятие индукции
    Такие понятия, как общее и частное, могут рассматриваться только во взаимосвязи. Ни одно из них не имеет самостоятельности, так как при рассмотрении процессов, явлений и предметов окружающего мира только через призму, скажем, частного картина получится неполной, без многих необходимых элементов. Слишком общий взгляд на те же предметы и картину даст тоже слишком общую, предметы будут рассмотрены слишком поверхностно. Для того чтобы проиллюстрировать сказанное, можно привести шуточную историю о враче. Однажды врачу пришлось лечить портного, болевшего горячкой. Он был очень слаб и врач считал, что шансы его на выздоровление невелики. Однако больной просил ветчины и врач разрешил. Через некоторое время портной выздоровел.
    В своем дневнике врач сделал заметку, что «ветчина — эффективное средство от горячки». Спустя время тот же врач лечил сапожника, также болевшего горячкой, и прописал ветчину как лекарство. Больной умер. Врач записал в своем дневнике, что «ветчина — хорошее средство от горячки у портных, но не у сапожников».
    Индукция — это переход от частного к общему. То есть это постепенное обобщение более частного, конкретного понятия.
    В отличие от дедукции, при которой из истинных посылок выводится истинное заключение, достоверная информация, в индуктивном умозаключении даже из верных посылок вывод получается вероятностный. Это связано с тем, что истинность частного не определяет однозначно истинности общего. Так как индуктивное заключение носит вероятностный характер, дальнейшее построение на его основе новых умозаключений может исказить достоверную информацию, полученную ранее.
    Несмотря на это, индукция очень важна в процессе познания, и за подтверждением этого не нужно далеко ходить. Любое положение науки, будь то наука гуманитарная или естественная, фундаментальная или прикладная, является результатом обобщения. При этом получить обобщенные данные можно только одним способом — путем изучения, рассмотрения предметов действительности, их природы и взаимосвязей. Такое изучение и является источником обобщенной информации о закономерностях окружающего нас мира, природы и общества.
    2. Правила индукции
    Чтобы избегать ошибок, неточностей и неправильностей в своем мышлении, не допускать курьезов, нужно соблюдать требования, которые определяют правильность и объективную обоснованность индуктивного вывода. Ниже подробнее рассмотрены эти требования.
    Первое правило гласит, что индуктивное обобщение предоставляет достоверную информацию, только если проводится по существенным признакам, хотя в некоторых случаях можно говорить об определенной обобщенности несущественных признаков.
    Главной причиной того, что они не могут быть предметом обобщения, является то, что они не обладают таким важным свойством, как повторяемость. Это тем более важно потому, что индуктивное исследование заключается в установлении существенных, необходимых, устойчивых признаков изучаемых явлений.
    Согласно второму правилу важной задачей является точное определение принадлежности исследуемых явлений к единому классу, признание их однородности или однотипности, так как индуктивное обобщение распространяется только на объективно сходные предметы{8}. В зависимость от этого можно поставить обоснованность обобщения признаков, которые выражены в частных посылках.
    Неправильное обобщение может приводить не только к недопониманию или искажению информации, но и к возникновению различного рода предрассудков и заблуждений. Главной причиной возникновения ошибок является обобщение по случайным признакам единичных предметов или обобщение по общим признакам, когда необходимости именно в этих признаках нет.
    Правильное применение индукции — один из столпов правильного мышления вообще.
    Как было сказано выше, индуктивное умозаключение — это такое умозаключение, в котором мысль развивается от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности{9}. То есть частный предмет рассматривается и обобщается. Обобщение возможно до известных пределов.
    Любое явление окружающего мира, любой предмет исследования лучше всего поддается изучению в сравнении с другим однородным ему предметом. Так и индукция. Лучше всего ее особенности проявляются в сравнении с дедукцией. Проявляются эти особенности в основном в том, каким образом проходит процесс умозаключения, а также в характере вывода. Так, в дедукции заключают от признаков рода к признакам вида и отдельных предметов этого рода (на основе объемных отношений между терминами); в индуктивном умозаключении — от признаков отдельных предметов к признакам всего рода или класса предметов (к объему этого признака){10}.
    Поэтому между дедуктивными и индуктивными умозаключениями существует ряд отличий, позволяющих разделить их между собой. Можно выделить несколько особенностей индуктивных умозаключений:
    1) индуктивное умозаключение включает множество посылок;
    2) все посылки индуктивного умозаключения — единичные или частные суждения;
    3) индуктивное умозаключение возможно при всех отрицательных посылках.
    3. Виды индуктивных умозаключений
    Первоначально следует сказать об основополагающем разделении индуктивных умозаключений. Они бывают полные и неполные.
    Полными называются умозаключения, в которых вывод делается на основе всестороннего изучения всей совокупности предметов определенного класса.
    Применяется полная индукция только в случаях, когда можно определить весь круг предметов, входящих в рассматриваемый класс, т. е. когда их число ограничено. Таким образом, полная индукция применяется лишь в отношении замкнутых классов. В этом смысле применение полной индукции не очень распространено.
    При этом такое умозаключение дает достоверное значение, так как все предметы, о которых делается заключение, перечислены в посылках. Вывод производится только относительно этих предметов.
    Для того чтобы можно было говорить о полной индукции, необходимо проверять соблюдение ее правил, условий. Так, первое правило гласит, что количество предметов, входящих в рассматриваемый класс, должно быть ограничено и определено; их количество не должно быть большим. Каждому элементу взятого класса, относительно которого создается умозаключение, должен быть присущ характерный признак. И наконец, выведение полного умозаключения должно быть обоснованным, необходимым, рациональным.
    Схему полного умозаключения можно отразить как:
    51 — Р
    52 — Р
    53 — Р
    Sn — Р.
    Пример полного индуктивного умозаключения.
    Все обвинительные приговоры издаются в особом процессуальном порядке.
    Все оправдательные приговоры издаются в особом процессуальном порядке.
    Обвинительные приговоры и оправдательные приговоры есть решения суда.
    Все решения суда издаются в особом процессуальном порядке.
    В этом примере отражен класс предметов — решения суда. Все (оба) его элементы были указаны. Правая сторона каждой из посылок справедлива по отношению к левой. Поэтому общий вывод, который имеет непосредственное отношение к каждому падежу в отдельности, является объективным и истинным.
    Несмотря на все неоспоримые преимущества, достоинства полной индукции, часто возникают ситуации, в которых ее использование затруднительно. Это связано с тем, что в большинстве случаев человек сталкивается с классами предметов, элементы которых или неограниченны, или очень многочисленны. В некоторых случаях элементы взятого класса вообще недоступны для изучения (в силу удаленности, больших габаритов, слабой технической оснащенности или невысокого уровня имеющейся техники).
    Поэтому часто применяется неполная индукция. Несмотря на ряд недостатков, сфера применения неполной индукции, частота ее использования значительно больше, чем полной.
    Неполной индукцией называют умозаключение, которое на основе наличия определенных повторяющихся признаков причисляет тот или иной предмет к классу однородных ему предметов, также имеющих такой признак.
    Неполная индукция часто применяется в повседневной жизни человека и научной деятельности, так как позволяет делать заключение на основе анализа определенной части данного класса предметов, экономит время и силы человека. При этом нельзя забывать, что в результате неполной индукции получается вероятностное заключение, которое в зависимости от вида неполной индукции будет колебаться от менее вероятного к более вероятному{11}.
    Схему неполной индукции можно представить как:
    S1 — Р
    S2 — Р
    S3 — Р
    S1, S2, S3… составляют класс К.
    Вероятно, каждый элемент К — Р.
    Сказанное выше можно проиллюстрировать следующим примером.
    Слово «молоко» изменяется по падежам. Слово «библиотека» изменяется по падежам. Слово «врач» изменяется по падежам. Слово «чернила» изменяется по падежам.
    Слова «молоко», «библиотека», «врач», «чернила» — существительные.
    Вероятно, все имена существительные изменяются по падежам.
    В зависимости от того, как обосновывается вывод умозаключения, принято делить неполную индукцию на два вида — популярную и научную.
    Популярная неполная индукция, или индукция через простое перечисление, рассматривает предметы и классы, к которым эти предметы относятся, не очень глубоко. Так, на основе повторяемости одного и того же признака у некоторой части однородных предметов и при отсутствии противоречащего случая делается общее заключение, что все предметы этого рода обладают этим признаком.
    Как видно из названия, популярная индукция очень распространена, особенно в ненаучной среде. Степень вероятности такой индукции невелика.
    При формировании популярного индуктивного умозаключения следует помнить о возможных ошибках и не допускать их появления.
    Поспешное обобщение означает, что при заключении во внимание принята только та часть фактов, которая говорит в пользу сделанного заключения. Остальные не рассматриваются вовсе.
    Например:
    Зимой в Тюмени холодно.
    Зимой в Уренгое холодно.
    Тюмень и Уренгой города.
    Во всех городах зимой холодно.
    После, значит, по причине — означает, что какое-либо событие, явление, факт, предшествующий рассматриваемому, принимается за его причину.
    Подмена условного безусловным означает, что не учитывается относительность любой истины. То есть факты в данном случае могут вырываться из контекста, меняться местами и т. д. При этом продолжает утверждаться истина полученных результатов.
    Научная индукция, или индукция через анализ фактов, представляет собой умозаключение, в посылках которого наряду с повторяемостью признака у некоторых явлений класса содержится также информация о зависимости этого признака от определенных свойств явления.
    То есть в отличие от популярной индукции научная не ограничивается простой констатацией. Рассматриваемый предмет подвергается глубокому исследованию. В научной индукции очень важно соблюдать ряд требований:
    1) предметы исследования должны отбираться планомерно и рационально;
    2) необходимо как можно глубже познать природу рассматриваемых предметов;
    3) уяснять характерные признаки предметов и их связей;
    4) сравнивать результаты с закрепленными ранее научными сведениями.
    Важной чертой научной индукции, определяющей ее роль в науке, является способность раскрывать не только обобщенные знания, но и причинные связи. Именно при помощи научной индукции были открыты многие научные законы.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *