Повесть временных лет в каком веке написана?

10 ответов на вопрос “Повесть временных лет в каком веке написана?”

  1. alexeicx Ответить

    ЧТО ТАКОЕ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

    «Повесть временных лет» занимает в истории русского общественного самосознания и истории русской литературы особое место. Это не только древнейший из дошедших до нас летописных сводов, повествующий о возникновении Русского государства и первых веках его истории, но одновременно и важнейший памятник историографии, в котором отразились представления древнерусских книжников начала XII в. о месте русичей среди других славянских народов, представления о возникновении Руси как государства и происхождении правящей династии, в котором с необычайной ясностью освещены, как бы сказали сегодня, основные направления внешней и внутренней политики. «Повесть временных лет» свидетельствует о высоко развитом в то время национальном самосознании: Русская земля осмысляет себя как могущественное государство со своей самостоятельной политикой, готовое при необходимости вступить в единоборство даже с могущественной Византийской империей, тесно связанное политическими интересами и родственными отношениями правителей не только с сопредельными странами – Венгрией, Польшей, Чехией, но и с Германией, и даже с Францией, Данией, Швецией. Русь осмысливает себя как православное государство, уже с первых лет своей христианской истории освященное особой божественной благодатью: оно по праву гордится своими святыми покровителями – князьями Борисом и Глебом, своими святынями – монастырями и храмами, своими духовными наставниками – богословами и проповедниками, известнейшим из которых, безусловно, являлся в XI в. митрополит Иларион. Гарантией целостности и военного могущества Руси должно было являться владычество в ней единой княжеской династии – Рюриковичей. Поэтому напоминания, что все князья – братья по крови, – постоянный мотив «Повеcти временных лет», ибо на практике Русь сотрясают междуусобицы и брат не раз поднимает руку на брата. Еще одна тема настойчиво обсуждается летописцем: половецкая опасность. Половецкие ханы – иногда союзники и сваты русских князей, чаще всего все же выступали как предводители опустошительных набегов, они осаждали и сжигали города, истребляли жителей, уводили вереницы пленных. «Повесть временных лет» вводит своих читателей в самую гущу этих актуальных для того времени политических, военных, идеологических проблем.
    Библиотека литературы Древней Руси. Том 1

    ЛЕГЕНДА ОБ АПОСТОЛЕ АНДРЕЕ

    Когда же поляне жили сами по себе на горах этих, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно дойти даже до Рима, а от Рима можно прийти по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда прийти в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и идет к северу, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине – к варягам, а от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает в Понтийское море тремя устьями; это море именуемо Русским, – по берегам его учил святой Андрей, брат Петра.
    Как говорят, когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел пойти в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром, встав, сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? Так на этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и подивился на них. И пошел к варягам, и пришел в Рим, и поведал о том, скольких научил и кого видел, и рассказал им: «Диво видел я в Славянской земле, когда шел сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются мытелью, и возьмут веники, и начнут хлестаться, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят не мытье себе, а мученье». Те же, слышав, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп.
    Повесть временных лет

    «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» И ЕЕ РЕДАКЦИИ

    В 1110–1113 была завершена первая редакция (версия) Повести временных лет – пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о княжеских преступлениях. Вероятный автор этой летописи – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась.
    В первой редакции Повести временных лет были отражены политические интересы тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 г. Святополк умер, и на киевский престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 г. монахом Сильвестром (в промономаховском духе) и в 1117-1118 гг. неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст Повести временных лет был переработан. Так возникли вторая и третья редакции Повести временных лет; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе Лаврентьевской, а самый ранний список третьей – в составе Ипатьевской летописи.
    Энциклопедия «Кругосвет»

    РЕДАКТИРОВАНИЕ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

    Став киевским князем, Владимир Мономах сохранил и свою «отчину» – княжество Переяславльское, а также Суздальскую землю и Ростовскую. Признал власть Владимира и Великий Новгород, повинуясь его распоряжениям и принимая от него князей. В 1118 году Владимир потребовал к себе «вся бояры новгородськыя» для приведения их к присяге. Часть из них он отпустил обратно в Новгород, а «иныя у себя остави». При Владимире восстановилась прежняя военная мощь древнерусского государства, ослабленная предшествовавшими феодальными распрями. Половцам был нанесен сокрушительный удар, и они не осмеливались нападать на Русскую землю…
    Одной из мер при вокняжении Владимира Мономаха в Киеве в 1113 году было исправление несторовской «Повести временных лет» с целью более правильного освещения правления Святополка Изяславича, ненавистного киевскому трудовому народу. Это дело Мономах поручил игумену Выдубецкого монастыря Сильвестру. Выдубецкий монастырь был основан отцом Владимира Мономаха, князем Всеволодом Ярославичем, и, естественно, держал сторону этого князя, а после его смерти – сторону его сына. Сильвестр добросовестно выполнил порученное ему дело. Он переписал «Повесть временных лет» и дополнил ее несколькими вставками об отрицательных поступках Святополка. Так, Сильвестр ввел в «Повесть временных лет» под 1097 годом рассказ попа Василия об ослеплении Василька Ростиславича. Затем по-новому он изложил историю похода русских князей против половцев в 1103 году. Хотя этот поход возглавлялся Святополком, как старшим киевским князем, пером Сильвестра Святополк был отодвинут на второй план, а на первое место поставлен Владимир Мономах, действительно участвовавший в этом походе, но не руководивший им.
    То, что эта версия не могла принадлежать Нестору, монаху Киево-Печерского монастыря, ясно из сопоставления с нею рассказа о том же самом походе, имеющегося в «Киево-Печерском патерике», идущем, вероятно, по традиции от самого Нестора. В рассказе «Патерика» Владимир Мономах даже не упомянут, а победа над половцами приписывается одному Святополку, который получил благословение перед походом от монахов Киево-Печерского монастыря.
    Редактируя «Повесть временных лет» Нестора, Сильвестр не продолжил ее ни на один год, но выпустил указание на авторство киево-печерского монаха. Под тем же 1110 годом Сильвестр сделал такую приписку: «Игумен Сильвестр святого Михаила написах книгы си, летописець, надеяся от бога милость прияти при князи Володимере, княжащю ему Кыеве, а мне в то время игуменящю у святого Михаила, в лето 6624 (1116) индикта 9. А иже чтеть книгы сия, то буди ми в молитвах». Поскольку редакция Сильвестра получила официальное признание, она легла в основу всего дальнейшего русского летописания и дошла до нас во множестве позднейших летописных списков. Несторовский же текст «Повести временных лет», оставшийся достоянием только киево-печерской традиции, до нас не дошел, хотя некоторые следы отличий этого текста от сильвестровской редакции сохранились, как уже сказано, в отдельных рассказах более позднего «Киево-Печерского патерика». В этом «Патерике» сохранилось и указание на Нестора, написавшего русский «летописец».
    В 1118 году сильвестровская редакция «Повести временных лет» была продолжена, по-видимому, в связи с включением в нее написанного в этом году известного «Поучения Владимира Мономаха». По убедительному предположению М. Приселкова, дополнение сделал сын Владимира Мономаха Мстислав, находившийся тогда в Новгороде. Большой интерес среди этих дополнений представляют два рассказа о северных странах, слышанные автором в 1114 году, когда он присутствовал при закладке каменной стены в Ладоге. Ладожский посадник Павел рассказал ему о северных странах, находящихся за Югрою и Самоядью. Другой же рассказ об этих странах, слышанный автором от новгородца Гюряты Роговича, помещен под 1096 годом, с указанием, что он был услышан «прежи сих 4 лет». Так как оба рассказа тесно связаны между собой по содержанию, то слова «прежи сих 4 лет» следует отнести ко времени написания этой вставки в 1118 году, когда был услышан автором и первый рассказ.. Поскольку до нас не дошел подлинник рукописи Мстислава, а только ее позднейшие списки, то единственным объяснением получившейся путаницы может быть случайная перестановка листов оригинала, с которых потом делались эти списки. Такое предположение тем более допустимо, что в имеющихся списках под 1096 годом находится и «Поучение Владимира Мономаха», написанное не ранее 1117 года.
    Водовозов Н. В. История древней русской литературы

  2. ghost8787 Ответить

    Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377. Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. 15 в.).
    Повесть временных лет – первая летопись, текст которой дошел до нас почти в первоначальном виде. Благодаря тщательному текстологическому анализу Повести временных лет исследователи обнаружили следы более ранних сочинений, вошедших в ее состав. Вероятно, древнейшие летописи были созданы в 11 в. Наибольшая признание получила гипотеза А.А.Шахматова (1864–1920), объясняющая возникновение и описывающая историю русского летописания 11– начала 12 в. Он прибегнул к сравнительному методу, сопоставив сохранившиеся летописи и выяснив их взаимосвязи. Согласно А.А.Шахматову, ок. 1037, но не позже 1044, был составлен Древнейший Киевский летописный свод, повествовавший о начале истории и о крещении Руси. Около 1073 в Киево-Печерском монастыре, вероятно, монахом Никоном был закончен первый Киево-Печерский летописный свод. В нем новые известия и сказания соединялись с текстом Древнейшего свода и с заимствованиями из Новгородской летописи середины 11 в. В 1093–1095 здесь же на основе свода Никона был составлен второй Киево-Печерский свод; его также принято называть Начальным. (Название объясняется тем, что первоначально именно этот летописный свод А.А.Шахматов счел самым ранним.) В нем осуждались неразумие и слабость нынешних князей, которым противопоставлялись прежние мудрые и могущественные правители Руси.
    В 1110–1113 была завершена первая редакция (версия) Повести временных лет – пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о княжеских преступлениях. Вероятный автор этой летописи – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась.
    В первой редакции Повести временных лет были отражены политические интересы тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 Святополк умер, и на киевский престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 монахом Сильвестром (в промономаховском духе) и в 1117–1118 неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст Повести временных лет был переработан. Так возникли вторая и третья редакции Повести временных лет; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе Лаврентьевской, а самый ранний список третьей – в составе Ипатьевской летописи.
    Почти все русские летописи представляют собой своды – соединение нескольких текстов или известий из других источников более раннего времени. Древнерусские летописи 14–16 вв. открываются текстом Повести временных лет.
    Название Повесть временных лет (точнее, Повести временных лет – в древнерусском тексте слово «повести» употреблено во множественном числе) обыкновенно переводится как Повесть минувших лет, но существуют и другие толкования: Повесть, в которой повествование распределено по годам или Повествование в отмеренных сроках, Повествование о последних временах – рассказывающее о событиях накануне конца света и Страшного суда.
    Повествование в Повести временных лет начинается с рассказа о расселении на земле сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета – вместе со своими родами (в византийских хрониках начальной точкой отсчета было сотворение мира). Этот рассказ заимствован из Библии. Русские считали себя потомками Иафета. Таким образом русская история включалась в состав истории всемирной. Целями Повести временных лет было объяснение происхождения русских (восточных славян), происхождения княжеской власти (что для летописца тождественно происхождению княжеской династии) и описание крещения и распространения христианства на Руси. Повествование о русских событиях в Повести временных лет открывается описанием жизни восточнославянских (древнерусских) племен и двумя преданиями. Это рассказ о княжении в Киеве князя Кия, его братьев Щека, Хорива и сестры Лыбеди; о призвании враждующими северно-русскими племенами трех скандинавов (варягов) Рюрика, Трувора и Синеуса, – чтобы они стали князьями и установили в Русской земле порядок. Рассказ о братьях-варягах имеет точную дату – 862. Таким образом в историософской концепции Повести временных лет устанавливаются два источника власти на Руси – местный (Кий и его братья) и иноземный (варяги). Возведение правящих династий к иностранным родам традиционно для средневекового исторического сознания; подобные рассказы встречаются и в западноевропейских хрониках. Так правящей династии придавалась бóльшие знатность и достоинство.
    Основные события в Повести временных лет – войны (внешние и междоусобные), основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов – глав Русской церкви.
    Летописи, в том числе и Повесть…, – не художественные произведения в строгом смысле слова и не труд ученого-историка. В состав Повести временных лет включены договоры русских князей Олега Вещего, Игоря Рюриковича и Святослава Игоревича с Византией. Сами летописи имели, по-видимому, значение юридического документа. Некоторые ученые (например, И.Н.Данилевский) полагают, что летописи и, в частности, Повесть временных лет, составлялись не для людей, но для Страшного Суда, на котором Бог будет решать судьбы людей в конце мира: поэтому в летописях перечислялись грехи и заслуги правителей и народа.
    Летописец обычно не истолковывает события, не ищет их отдаленные причины, а просто описывает их. В отношении к объяснению происходящего летописцы руководствуются провиденциализмом – все происходящее объясняется волей Божьей и рассматривается в свете грядущего конца света и Страшного Суда. Внимание к причинно-следственным связям событий и их прагматическая, а не провиденциальная интерпретация несущественны.
    Для летописцев важен принцип аналогии, переклички между событиями прошлого и настоящего: настоящее мыслится как «эхо» событий и деяний прошлого, прежде всего деяний и поступков, описанных в Библии. Убийство Святополком Бориса и Глеба летописец представляет как повторение и обновление первоубийства, совершенного Каином (сказание Повести временных лет под 1015). Владимир Святославич – креститель Руси – сравнивается со святым Константином Великим, сделавшим христианство официальной религией в Римской империи (сказание о крещении Руси под 988).
    Повести временных лет чуждо единство стиля, это «открытый» жанр. Самый простой элемент в летописном тексте – краткая погодная запись, лишь сообщающая о событии, но не описывающая ее.
    В состав Повести временных лет также включаются предания. Например – рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа. Летописца неизменно интересуют известия о прошлом Русской земли, об основании городов, холмов, рек и о причинах, по которым они получили эти имена. Об этом также сообщают предания. В Повести временных лет доля преданий очень велика, так как описываемые в ней начальные события древнерусской истории отделены от времени работы первых летописцев многими десятилетиями и даже веками. В позднейших летописных сводах, рассказывающих о современных событиях, число преданий невелико, и они также находятся обыкновенно в части летописи, посвященной далекому прошлому.
    В состав Повести временных лет включаются и повествования о святых, написанные особенным житийным стилем. Таков рассказ о братьях-князьях Борисе и Глебе под 1015, которые, подражая смирению и непротивлению Христа, безропотно приняли смерть от руки сводного брата Святополка, и повествование о святых печерских монахах под 1074.
    Значительную часть текста в Повести временных лет занимают повествования о сражениях, написанные так называемым воинским стилем, и княжеские некрологи.
    Издания: Памятники литературы Древней Руси. XI – первая половина XII века. М., 1978; Повесть временных лет. 2-е изд., доп. и испр. СПб., 1996, серия «Литературные памятники»; Библиотека литературы Древней Руси, т. 1. XI – начало XII в. СПб., 1997.
    Андрей Ранчин

  3. AESmirnov Ответить

    «ПО́ВЕСТЬ ВРЕМЕННЫ́Х ЛЕТ» (ПВЛ; «Не­сто­ро­ва ле­то­пись», «На­чаль­ная ле­то­пись»), наи­бо­лее ран­ний из со­хра­нив­ших­ся в пол­ном объ­ё­ме сво­дов др.-рус. ле­то­пи­са­ния. Соз­да­на в Кие­ве в 1110-х гг. и ле­жит в ос­но­ве боль­шин­ст­ва рус. ле­то­пи­сей. Тра­диц. на­зва­ни­ем па­мят­ни­ка ста­ли пер­вые сло­ва его за­гла­вия в Ипать­ев­ской ле­то­пи­си: «Повѣсть вре­мен­ных лѣт чер­но­риз­ца Фео­дось­е­ва ма­на­сты­ря Пе­чер­ско­го, от­ку­ду есть по­шла Рус­кая зем­ля…». Пол­ный текст ПВЛ со­хра­нил­ся в 5 спи­сках 14–16 вв.: Лав­рен­ть­ев­ском (1377; ны­не в РНБ; см. Лав­рен­тьев­ская ле­то­пись), Рад­зи­вил­лов­ском (Рад­зи­ви­лов­ском) (кон. 15 в.; ны­не в Б-ке РАН; см. Рад­зи­вил­лов­ская ле­топись), Мо­с­ков­ско-Ака­де­ми­че­ском (кон. 15 в.; ны­не в РГБ), Ипать­ев­ском (нач. 1420-х гг.; ны­не в Б-ке РАН) и Хлеб­ни­ков­ском (кон. 1550-х – нач. 1560-х гг.; ны­не в РНБ). Спи­ски «лав­рен­ть­ев­ской» груп­пы (Лав­рен­ть­евский, Рад­зи­вил­лов­ский, Мо­с­ков­ско-Ака­де­ми­че­ский) пред­став­ля­ют вла­ди­ми­ро-суз­даль­скую ветвь ру­ко­пис­ной тра­ди­ции па­мят­ни­ка, к ко­то­рой при­над­ле­жа­ла так­же сго­рев­шая в моск. по­жа­ре 1812 Тро­иц­кая ле­то­пись. Об­щий про­то­граф этой груп­пы оп­ре­де­ля­ет­ся как вла­ди­мир­ский ле­то­пис­ный свод 2-й пол. 12 в. При этом про­то­гра­фом Лав­рен­ть­ев­ско­го спи­ска, а так­же Тро­иц­кой ле­то­пи­си по­слу­жил сам этот свод вме­сте с его про­дол­же­ни­ем, а про­то­гра­фом Рад­зи­вил­лов­ско­го и Мо­с­ков­ско-Ака­де­ми­че­ско­го спи­сков – ос­но­ван­ный на нём вла­ди­мир­ский ле­то­пис­ный свод нач. 13 в. В спи­сках «ипать­ев­ской» груп­пы (Ипать­ев­ский, Хлеб­ни­ков­ский), об­ра­зую­щих юж.-рус. ветвь тра­ди­ции, текст ПВЛ про­дол­жен ки­ев­ским ле­то­пис­ным сво­дом 1198 и Га­лиц­ко-Во­лын­ской ле­то­пи­сью. В Лав­рен­ть­ев­ском, Рад­зи­вил­лов­ском и Мо­с­ков­ско-Ака­де­ми­че­ском спи­сках текст ПВЛ об­ры­ва­ет­ся на ста­тье 1110 го­да, за ко­то­рой сле­ду­ет за­пись игу­ме­на ки­ев­ско­го Вы­ду­биц­ко­го (Вы­ду­бец­ко­го) мо­на­сты­ря Силь­ве­ст­ра о на­пи­са­нии им «ле­то­пис­ца» в 1116, при кн. Вла­ди­ми­ре (т. е. Вла­ди­ми­ре Все­во­ло­до­ви­че Мо­но­ма­хе). В Ипать­ев­ском и Хлеб­ни­ков­ском спи­сках за­пись Силь­ве­ст­ра от­сут­ст­ву­ет, а текст ПВЛ до­хо­дит до 1117. Со­глас­но ги­по­те­зе А. А. Шах­ма­то­ва, в Лав­рен­ть­ев­ской ле­то­пи­си от­ра­зи­лась 2-я ре­дак­ция ПВЛ, со­став­лен­ная Силь­ве­ст­ром, а в Ипать­ев­ской ле­то­пи­си – 3-я ре­дак­ция, соз­дан­ная в 1117. По­яв­ле­ние не­со­хра­нив­шей­ся 1-й ре­дак­ции Шах­ма­тов да­ти­ро­вал 1111–13, счи­тая её со­ста­ви­те­лем Не­сто­ра. Ны­не су­ще­ст­во­ва­ние 3-й ре­дак­ции ПВЛ ча­стью ис­сле­до­ва­те­лей от­ри­ца­ет­ся; текст Лав­рен­ть­ев­ской ле­то­пи­си трак­ту­ет­ся при этом как со­кра­ще­ние тек­ста, до­шед­ше­го в Ипать­ев­ской ле­то­пи­си. Не встре­ча­ет под­держ­ки пред­по­ло­же­ние о пе­ре­ра­бот­ке Силь­ве­ст­ром 1-й ре­дак­ции ПВЛ: од­ни учё­ные счи­та­ют Силь­ве­ст­ра со­ста­ви­те­лем ори­ги­на­ла ПВЛ (А. Г. Кузь­мин, А. П. То­лоч­ко, С. М. Ми­хе­ев), дру­гие от­во­дят ему роль пе­ре­пис­чи­ка ле­то­пи­си (М. Х. Але­ш­ков­ский, П. П. То­лоч­ко, А. А. Гип­пи­ус). По-раз­но­му ре­ша­ет­ся и во­прос о при­ча­ст­но­сти к соз­да­нию ПВЛ Не­сто­ра, имя ко­то­ро­го чи­та­ет­ся лишь в Хлеб­ни­ков­ском спи­ске, где, по-ви­ди­мо­му, пред­став­ля­ет со­бой вто­рич­ную встав­ку. Боль­шин­ст­во совр. ис­сле­до­ва­те­лей схо­дят­ся в том, что ПВЛ бы­ла со­зда­на в Кие­ве в пе­ри­од ме­ж­ду смер­тью ки­ев­ско­го кн. Свя­то­пол­ка Изя­сла­ви­ча (16.4.1113; до неё до­ве­де­ны хро­но­ло­гич. рас­чё­ты в ста­тье 862 го­да) и по­яв­ле­ни­ем за­пи­си Силь­ве­ст­ра в 1116.
    Ком­по­зи­ци­он­но в ПВЛ вы­де­ля­ют­ся ввод­ная часть, ли­шён­ная аб­со­лют­ных дат, и ан­на­ли­стич. часть, из­ла­гаю­щая со­бы­тия в фор­ме го­до­вых ста­тей. Роль кос­мо­гра­фич. экс­по­зи­ции в вводной ча­сти вы­пол­ня­ет рас­сказ о раз­де­ле зем­ли сы­новь­я­ми Ноя (с под­роб­ным опи­са­ни­ем «жре­би­ев» ка­ж­до­го из них), Ва­ви­лон­ском стол­по­тво­ре­нии и раз­де­ле­нии язы­ков. Сре­ди по­том­ков Иа­фе­та ле­то­пи­сец на­хо­дит сла­вян и под­роб­но опи­сы­ва­ет их рас­се­ле­ние по Вос­точ­но-Ев­ро­пей­ской рав­ни­не, уде­ляя осо­бое вни­ма­ние сою­зу пле­мён по­лян. Ис­то­рия ос­но­ва­ния Кие­ва тре­мя брать­я­ми-по­ля­на­ми и под­чи­не­ния их по­том­ков ха­за­ра­ми об­ра­зу­ет кан­ву, на ко­то­рую на­кла­ды­ва­ют­ся, пе­ре­би­вая друг дру­га, раз­но­об­раз­ные све­де­ния о древ­них вост.-слав. на­ро­дах, их про­ис­хо­ж­де­нии, нра­вах и обы­ча­ях, опи­са­ние пу­ти «из ва­ряг в гре­ки» и ле­ген­да о по­се­ще­нии По­днеп­ро­вья и При­иль­ме­нья апо­сто­лом Ан­д­ре­ем Пер­во­зван­ным.
    Ан­на­ли­стич. часть ПВЛ от­кры­ва­ет­ся стать­ёй 852 го­да. За точ­ку от­счё­та да­ти­ро­ван­ной ис­то­рии Рус­ской зем­ли взя­то на­ча­ло прав­ле­ния ви­зант. имп. Ми­хаи­ла III, при ко­то­ром на­род русь со­вер­шил свой пер­вый по­ход на Кон­стан­ти­но­поль. Как и эта да­та, вся древ­ней­шая хро­но­ло­гия ПВЛ пред­став­ля­ет со­бой про­дукт ис­кусств. каль­ку­ля­ций и ис­то­ри­че­ски ма­ло­дос­то­вер­на (ис­клю­че­ние со­став­ля­ет дата 912; по­черп­ну­та из рус.-ви­зант. до­го­во­ра, в дей­ст­ви­тель­но­сти за­клю­чён­но­го в 911). Сквоз­ны­ми те­ма­ми осн. час­ти ПВЛ яв­ля­ют­ся ис­то­рия ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей от при­зва­ния ва­ря­гов (862) до на­ча­ла прав­ле­ния в Кие­ве Вла­ди­ми­ра Все­во­ло­до­ви­ча Мо­но­ма­ха (1113), Кре­ще­ние Ру­си и хри­сти­ан­ское про­све­ще­ние Рус­ской зем­ли, борь­ба рус. кня­зей с на­бе­га­ми ко­чев­ни­ков – пе­че­не­гов, тор­ков и по­лов­цев (см. в ст. Кип­ча­ки).
    ПВЛ пред­ста­ёт как сплав ма­те­риа­лов, по­черп­ну­тых из ши­ро­ко­го кру­га ис­точ­ни­ков: пись­мен­ных и уст­ных, ори­ги­наль­ных и пе­ре­вод­ных. Роль по­след­них осо­бен­но ве­ли­ка в древ­ней­шей час­ти ле­то­пи­си (до 945), ак­тив­но ис­поль­зую­щей ма­те­ри­ал ви­зант. хро­но­гра­фии: Хро­ни­ку Ге­ор­гия Амар­то­ла (не­по­сред­ст­вен­но и в со­ста­ве ком­пи­ля­тив­но­го Хро­но­гра­фа), Хро­ни­ку Ио­ан­на Ма­ла­лы, «Ле­то­пи­сец вско­ре» пат­ри­ар­ха Ни­ки­фо­ра. Слож­ную ком­пи­ля­цию на ос­но­ве биб­лей­ских, хро­но­гра­фич. и апок­ри­фич. ис­точ­ни­ков пред­став­ля­ет со­бой «Речь фи­ло­со­фа» – сжа­тое из­ло­же­ние Свя­щен­ной ис­то­рии, вло­жен­ное в ус­та греч. мис­сио­не­ра в по­ве­ст­во­ва­нии о Кре­ще­нии Ру­си (988). Под­бор­ка вы­дер­жек из Хро­но­гра­фа с опи­са­ни­ем древ­них зна­ме­ний по­ме­ще­на в ста­тье 1065 го­да. Сре­ди пе­ре­вод­ных ис­точ­ни­ков ПВЛ – так­же «Жи­тие Ва­си­лия Но­во­го» (ис­поль­зо­ва­но в рас­ска­зе о по­хо­де ки­ев­ско­го кн. Иго­ря на гре­ков под 944), «От­кро­ве­ние Ме­фо­дия Па­тар­ско­го» (при­вле­че­но в ком­мен­та­рии о про­ис­хо­ж­де­нии по­лов­цев под 1096), «Сло­во о вед­ре и каз­нях Бо­жи­их» из болг. «Зла­то­струя» (на нём ос­но­ва­но по­уче­ние в ста­тье 1068 го­да). В пе­ре­во­дах с греч. яз. ис­поль­зо­ва­ны и тек­сты рус­ско-ви­зан­тий­ских до­го­во­ров, вклю­чён­ные в ста­тьи 907, 912, 945 и 971 гг. Ис­точ­ни­ком све­де­ний о древ­ней­ших судь­бах сла­вян­ст­ва и дея­тель­но­сти свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия счи­та­ет­ся ги­по­те­тич. «Ска­за­ние о пре­ло­же­нии книг на сла­вян­ский язык» зап.-слав. про­ис­хо­ж­де­ния.
    Из­ло­же­ние дея­ний пер­вых рус. кня­зей – Оле­га и Иго­ря, кн. Оль­ги, Свя­то­сла­ва Иго­ре­ви­ча и Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча опи­ра­ет­ся на уст­ную тра­ди­цию: дру­жин­ное пре­да­ние, ме­ст­ные ска­за­ния и пр. Не­со­мнен­но эпич. про­ис­хо­ж­де­ние рас­ска­зов о смер­ти Оле­га от уку­са змеи (под 912), мес­ти Оль­ги древ­ля­нам за убий­ст­во Иго­ря (под 945), по­един­ке юно­ши-ко­же­мя­ки (под 992), об оса­де пе­че­не­га­ми Бел­го­ро­да (под 997) и др. сю­же­тов. На ру­бе­же 10 и 11 вв. поя­ви­лись пер­вые по­год­ные за­пи­си, сте­пень их под­роб­но­сти по­сте­пен­но воз­рас­та­ет к кон. 11 в.; с 1061 встре­ча­ют­ся днев­ные да­ты, а с 1090 – ука­за­ния на час со­бы­тия. В этот ан­на­ли­стич. кар­кас (в ко­то­ром име­ют­ся и «пус­тые», не за­пол­нен­ные со­бы­тия­ми го­ды) встрое­ны рас­ска­зы, за­пи­сан­ные рет­ро­спек­тив­но, со слов уча­ст­ни­ков со­бы­тий и на ос­но­ве лич­ных при­по­ми­на­ний. Од­ним из гл. ин­фор­ма­то­ров ле­то­пис­ца был ки­ев­ский боя­рин Ян Вы­ша­тич, со слов ко­то­ро­го опи­са­но, в ча­ст­но­сти, по­дав­ле­ние вы­сту­п­ле­ния вол­хвов в Рос­тов­ской зем­ле (1071). Вы­де­ля­ет­ся сво­ей под­роб­но­стью рас­сказ об ос­ле­п­ле­нии те­ре­бовль­ско­го кн. Ва­силь­ко Рос­ти­сла­ви­ча (1097); его ав­тор – Ва­си­лий был, по-ви­ди­мо­му, од­ним из кие­во-пе­чер­ских ле­то­пис­цев. Ха­рак­тер ин­тер­по­ля­ций в пер­во­на­чаль­ный текст име­ют по­ве­ст­во­ва­ния об убий­ст­ве свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба (1015) и ран­ней ис­то­рии Кие­во-Пе­чер­ско­го мон. (1051).
    Ис­то­рич. нар­ра­тив пе­ре­ме­жа­ет­ся в ПВЛ ос­но­ван­ным на биб­лей­ских ци­та­тах на­зи­да­тель­ным ком­мен­та­ри­ем, вскры­ваю­щим про­ви­ден­ци­аль­ную суть со­бы­тий. В по­хва­лах кн. Оль­ге (969), кн. Вла­ди­ми­ру Свя­то­сла­ви­чу (1015), кн. Яро­сла­ву Вла­ди­ми­ро­ви­чу Му­дро­му (1037) и др. от­сту­п­ле­ни­ях го­ми­ле­тич. ха­рак­тера про­во­дит­ся идея бо­го­из­бран­но­сти Рус­ской зем­ли и её на­ро­да – «но­вых лю­дей-хри­сти­ан». По­ра­же­ния от по­лов­цев трак­ту­ют­ся ле­то­пис­цем как «каз­ни», по­сы­лае­мые Бо­гом для ис­пы­та­ния из­бран­но­го на­ро­да. Ис­то­рия Ру­си мыс­лит­ся как про­дол­же­ние Свя­щен­ной ис­то­рии, а её опи­са­ние не­ред­ко стро­ит­ся по биб­лей­ским об­раз­цам – ино­гда в яв­ной, ино­гда в скры­той фор­ме (напр., речь Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча при ос­вя­ще­нии Де­ся­тин­ной церк­ви в ста­тье 996 го­да вос­про­из­во­дит сло­ва ца­ря Со­ло­мо­на при ос­вя­ще­нии Ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма; за­вет сы­новь­ям Яро­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча Муд­ро­го вто­рит за­ве­ща­нию Иа­ко­ва в апок­ри­фич. «Кни­ге юби­ле­ев»). Про­ни­зан­ная ду­хом биб­лей­ско­го про­ви­ден­циа­лиз­ма, ПВЛ в то же вре­мя да­ле­ка от кон­цеп­ту­аль­ной це­ло­ст­но­сти, за­клю­чая в се­бе це­лый ряд идей­ных про­ти­во­ре­чий. Напр., ут­вер­жде­ние, что Рус­ская зем­ля ос­та­лась в сто­ро­не от апо­столь­ской про­по­ве­ди (983), не­со­вмес­ти­мо с из­ло­жен­ной во вве­де­нии ле­ген­дой об апо­сто­ле Ан­д­рее Пер­во­зван­ном.
    Идей­ные и со­дер­жа­тель­ные про­ти­во­ре­чия, а так­же мно­го­числ. встав­ки, вы­яв­ляе­мые в тек­сте ПВЛ, за­став­ля­ют пред­по­ла­гать по­сте­пен­ность его фор­ми­ро­ва­ния. Пред­став­ле­ние о мно­го­слой­но­сти тек­ста ле­жит в ос­но­ве кон­цеп­ции А. А. Шах­ма­то­ва, рас­смат­ри­вав­ше­го ПВЛ как за­клю­чит. этап в це­пи ле­то­пис­ных па­мят­ни­ков, вос­хо­дя­щей к Древ­ней­ше­му ки­ев­ско­му сво­ду 1039. Наи­бо­лее обос­но­ван­ным зве­ном это­го по­строе­ния яв­ля­ет­ся ре­кон­ст­рук­ция в ка­че­ст­ве пря­мо­го пред­ше­ст­вен­ни­ка ПВЛ ки­ев­ско­го На­чаль­но­го сво­да 1090-х гг., от­ра­зив­ше­го­ся в древ­ней­шей (до 1015) час­ти Нов­го­род­ской пер­вой ле­то­пи­си млад­ше­го из­во­да. Бо­лее ран­ние ста­дии ис­то­рии тек­ста ПВЛ вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся лишь ги­по­те­ти­че­ски, од­на­ко по­став­лен­ная Шах­ма­то­вым за­да­ча стра­ти­фи­ка­ции тек­ста со­хра­ня­ет свою ак­ту­аль­ность.

  4. maxlin Ответить

    Автор.
    Автором повести временных лет является монах Нестор, который жил в конце 11-начале 12 века. Нестор служил в Киево-Печерском монастыре. Изначально имя автора было неизвестно, оно упоминается через несколько веков после создания повести. Напомним, что Нестор является первым русским летописцем.
    Первая летописная копия.
    К сожалению, подлинный экземпляр повести временных лет не дошла до наших времен. Летопись несколько раз копировалась и переписывалась. Самая древняя копия, дошедшая до нашего времени, была написана в 14 веке монахом Лаврентием. Копия была названа в честь монаха, Лаврентьевской.
    Теории создания.
    Есть несколько гипотез и предположений о создании повести временных лет.
    Согласно первой теории Нестор написал повесть в 1037 году, находясь в столице Древнерусского государства, Киеве. Эту теорию подтверждают многие исторические источники: сказания, предания, устное народное творчество.
    Второй теории придерживаются многие ученые. Она гласит так: монах Киево-Печерского монастыря написал летопись лишь в 1100 году.

    Жанр и композиция

    Не имеет жанра?
    Ученые до сих пор спорят, к какому же жанру относится повесть временных лет. Одни утверждают, что к историческому, другие — к художественному. Было проведено очень много исследований, но жанр так и не был выявлен. По этому поводу специалисты до сих пор спорят и не могут дать окончательный вердикт.
    Особенность.
    Одна из отличительных особенностей состоит в том, что в повести события не истолковываются, а лишь повествуются. Автор практически не выражает своего отношения к происходящему. Это связано с тем, что речь в летописи идет о князях, то есть значительных лицах, поэтому высказываться о них обычный человек просто напросто не мог. Автор связывает любое событие с Божьей волей, а причины и последствия определенных действий просто опускает.
    Сочетание нескольких жанров.
    Повесть временных лет собрала в себе сразу несколько жанров. В ней есть черты и повести, и народных приданий, и сказаний, содержатся повествования и описания, много пейзажей и исторических событий.
    Юридическое значение.
    Оказывается, летопись несла еще и законодательный характер. Она являлась первым документом, предписывающим действия людей. Часто повесть временных лет называют первым сводом законов и документов Древнерусского государства.

    Действия

    Какова цель написания?
    Нестор считал своей целью не только сохранение памяти об исторических событиях, но и исследование поведения русского народа, его происхождение, обычаи и нравы. Также внимание уделялось и княжеской власти. Главными действующими лицами в летописи как раз и являются князи и их родственники.
    Все о появлении славян и зарождении государственности на Руси.
    В самом начале повести автор рассказывает, откуда же взялись славяне? Он утверждает, что славянский род является потомком Иафета, одного из сыновей Ноя. Нестор очень подробно описывает, как жили славяне до прихода Рюрика, как был призван известнейший выходец из Скандинавии, как призвание повлияло на жизнь народа. В повести рассказывается и о братьях Рюрика, Синеусе и Труворе. Подробно описывается постепенное становление Древнерусского государства, его совершенствование от полнейшей распущенности, беспорядочности, до закрепленного и сильнейшего государства.
    Основные события.
    В основной части повести идет описание различных сражений и войн, описывается уклад общества, рассказываются придания и легенды. Большое внимание уделяется периоду правления Ярослава Мудрого, одного из самых известных и примечательных князей за всю историю Руси.
    Составляющие.
    Подводя итоги, хочется выделить самые главные события и действия, составляющие повесть временных лет:
    1) рассказ о расселении славян;
    2) описание уклада жизни общества до становления государственности на Руси;
    3) призвание Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора, причины и следствия;
    4) рассказ о том, как поменялась жизнь славян после прихода Рюрика;
    5) подробное описание крещения Руси: причины, почему Русь приняла христианство, описание самого процесса крещения, отношение народа к этому значительному событию, как поменялась жизнь народа после принятия православия;
    6) деятельность известнейших государей, таких как: Ольга, Святослав, Владимир Святой, Ярослав Мудрый и другие. В летописи подробно описывается их деятельность и ее влияние на государство;
    7) описание некоторых военных походов. Например, описание похода Игоря, князя новгород-северского, на половцев;
    8) жития святых.

    Автор

    Кто же он такой?
    Нестор — монах, который на восемнадцатом году своей жизни решил прейти в обитель святого старца Феодосия Печерского. К сожалению, точная дата так и неизвестна, но ученые связывают это событие с концом десятых годов 11 столетия. По приданию Нестор пришел в храм будучи очень грамотным и образованным. Дело в том, что Нестор пришел из Киева, где жили самые умные и образованные люди Древнерусского государства, у которых Нестор видимо и научился грамоте. Он был обычным монахом до тех пор, пока не получил разрешение у наставника, Феодосия Печерского на веление истории государства Российского.
    Другие произведения Нестора.
    Повесть временных лет — не первый труд Нестора. До нее автор выпустил Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда, где рассказывается о сотворении мира, о роли Всевышнего на человека. В произведении прослеживается тема нравоучения.
    Далее Нестор выпускает Житие преподобного Феодосия Печерского, описывающее жизнь его наставника. Нестор восхваляет Феодосия Печерского и гордится тем, что был знаком с таким величайшим человеком. Он считал его идеалом и ставил в пример.
    Повесть временных лет.
    Однозначно, самым его известным и значимым произведением является повесть временных лет. Ученые предполагают, что в основу летописи вошли следующие письменные источники: Древнейший свод, свод Никона, а также начальный свод. Также есть версия, что Нестором были использованы и иноязычные источники.
    Повесть временных лет принесла Нестору известность, сделав его отцом истории русской.

    Значение

    Значение повести временных лет очень велико. Переоценить ее влияние очень сложно, ведь она стала первым письменным сводом законов и документов на Руси. Повесть временных лет — единственный письменный источник, сохранившийся до наших дней, в котором содержится подробная информация о строе Древнерусского государства, о жизни людей, укладе их жизни, обычаях, традициях. Она стала первым и главным источником для всех историков. К ней не раз обращались и до сих пор продолжают обращаться специалисты для получения информации о жизни Древнерусского государства, которая служит для дальнейших открытий и исследований.

  5. baner Ответить

    До появления «Повести временных лет» на Руси существовали другие сборники сочинений и исторические записки, составляли которые в основном монахи. Однако все эти записи носили локальный характер и не могли представить полную историю жизни Руси. Идея создания единой летописи принадлежит монаху Нестору, жившему и работавшему в Киево-Печерском монастыре на стыке 11-го и 12-го вв.
    Среди ученых существуют некоторые расхождения по поводу истории написания повести. Согласно общепринятой теории, летопись была написана Нестором в Киеве. В основу первоначальной редакции легли ранние исторические записи, легенды, фольклорные рассказы, поучения и записи монахов. После написания Нестор и другие монахи несколько раз перерабатывали летопись, а позднее сам автор добавил в нее христианскую идеологию, и уже эта редакция считалась окончательной. Что касается даты создания летописи, то ученые называют две даты – 1037 и 1110 гг.
    Летопись, составленная Нестором, считается первой русской летописью, а ее автор – первым летописцем. К сожалению, до наших дней не дошло древних редакций, самый ранний вариант, который существует сегодня, датируется 14-м в.

    Жанр и идея «Повести временных лет»

    Основной целью и идеей создания повести было желание изложить последовательно всю историю Руси с библейских времен, а затем постепенно дополнять летопись, кропотливо описывая все происходящие события.
    Что касается жанра, то современные ученые полагают, что летопись нельзя назвать чисто историческим или чисто художественным жанром, так как в ней присутствуют элементы и того и другого. Поскольку «Повесть временных лет» несколько раз переписывалась и дополнялась, то ее жанр открытый, о чем говорят порой не согласующиеся друг с другом по стилю части.
    «Повесть временных лет» отличалась тем, что события, рассказанные в ней, не истолковывались, а просто пересказывались максимально бесстрастно. Задача летописца – передать все то, что происходило, но не делать выводов. Однако стоит понимать, что летопись создавалась с точки зрения христианской идеологии, поэтому и носит соответствующий характер.
    Помимо исторического значения, летопись также была юридическим документом, так как содержала некоторые своды законов и наставления великих князей (например, «Поучение Владимира Мономаха»).

    Содержание «Повести временных лет»

    Повесть можно условно разделить на три части:
    в самом начале рассказывается о библейских временах (русские считались потомками Иафета), о происхождении славян, о призвании варяг для княжения, о становлении династии Рюриковичей, о Крещении Руси и становлении государства;
    основную часть составляют описания жизни князей (Олега, Владимира, княгини Ольги, Ярослава Мудрого и др.), описания жизни святых, а также истории о завоеваниях и великих русских героях (Никита Кожемяка и др.);
    заключительная часть посвящена описанию многочисленных походов, войн и сражений. Кроме того, в ней содержатся княжеские некрологи.

    Значение «Повести временных лет»

    «Повесть временных лет» стала первым письменным документом, в котором была систематически изложена история Руси, становление ее как государства. Именно эта летопись в дальнейшем легла в основу всех исторических документов и сказаний, именно из нее черпали и черпают свои знания современные историки. Кроме того, летопись стала литературным и культурным памятником русской письменности.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *