Познанию как активному отношению к действительности противостоит?

13 ответов на вопрос “Познанию как активному отношению к действительности противостоит?”

  1. LibertyDestiny Ответить

    выбора и тем самым активизировать поиск способов защиты от них. Так, если настойчивый продавец убеждает меня купить его товар, моей первой реакцией будет сохранение собственной независимости: я предпочту скорее покинуть магазин… Такое сопротивление может проявляться в разнообразных и интересных формах. Предположим, я иду по улице и меня вежливо просят подписать какую-то петицию. Я не очень-то разбираюсь в сути того, что мне предлагают подписать. Но в тот момент, когда мне разъясняют что к чему, некий человек останавливается рядом и начинает открыто «давить» ни меня, требуя, чтобы я ничего не подписывал. С целью противостоять давлению и сохранить за собой свободу выбора я с большей вероятностью подпишу-таки предложенную петицию… Конечно, люди могут поддаться (и поддаются) влиянию и подчиняются социальному давлению… Однако, когда это давление становится настолько явным, что угрожает нашему чувству свободы, мы не только сопротивляемся давлению, но и стремимся действовать в противоположном направлении. Существует еще один аспект потребности в свободе и автономии… При прочих равных условиях, сталкиваясь с информацией, которая противоречит их убеждениям, люди стремятся, если это возможно, найти контраргументы. Таким образом они могут предохранить собственное мнение от чрезмерного влияния других людей и защитить собственное чувство автономии. Вопросы и задания: 1) Как, по мнению психолога, люди защищают свою внутреннюю свободу и автономию? 2) Случались ли с вами ситуации, подобные тем, которые описаны во фрагменте? Как вы поступали в таких случаях?

  2. levindd Ответить

    В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.
    Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.
    Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология” — слово греческого происхождения (гнозис — знание и логос — слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г. Совершенствование средств познания — неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, т.е. существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления.
    При этом выделяются общефилософские принципы, распространяющиеся как на мир в целом, так и на сферу познания (отношение человеческого познания к миру), принципы специального научного мышления и принципы специальных научных теорий. Одним из самых мощных факторов, преобразующих жизнь общества, в XX в. стала наука (подробнее о науке как форме общественного сознания речь пойдет в теме 5). Это, в свою очередь, превратило ее саму в объект тщательного и скрупулезного изучения. Развернулся широкий фронт исследований, в центре которых оказалась познавательная деятельность человека и общества. Психология научного творчества, логика науки, социология науки, история науки, наконец, науковедение — таков лишь краткий перечень специальных дисциплин, изучающих различные отрасли и формы познания. Не осталась в стороне и философия, образовав широкую сферу, получившую название философия науки (включив в себя ряд подразделов: философия биологии, философия физики, философия математики).

  3. antonyudin Ответить

    Содержание
    1. Познание,
    как активное, целенаправленное
    отражение
    действительности         2
    2. Чувственное
    и рациональное познание      4
    3. Проблема
    истины. Практика как критерий
    истины    7
    4. Творчество
    и интуиция         12
    5. Список
    использованной литературы      15
    1.
    Познание, как активное,

    целенаправленное
    отражение действительности

    Познание
    есть специфический вид духовной
    деятельности человека, процесс постижения
    окружающего мира. Оно развивается
    и совершенствуется в тесной связи
    с общественной практикой.
    Знание
    всегда является идеальным образом
    действительности. Знать что-либо –
    означает иметь некоторое идеальное
    представление об интересующем нас
    предмете.
    Познание
    и знание различаются как процесс
    и результат.
    В
    своей сущности, познание есть отражение
    мира в научных представлениях, гипотезах
    и теориях. Под отражением обычно понимают
    воспроизведение свойств одного объекта
    (оригинала) в свойствах другого, взаимодействующего
    с ним объекта (отражающей системы). В случае
    познания в качестве отражения как раз
    и выступает научный образ изучаемого
    объекта, представленный в форме научных
    фактов, гипотез, теорий. Между отражением,
    данным в научном образе, и изучаемым объектом
    существуют отношения структурного сходства.
    Это означает, что элементы образа соответствуют
    элементам изучаемого объекта.
    Из
    миллионов познавательных усилий отдельных
    личностей складывается общественно-значимый
    процесс познания. Для того чтобы индивидуальное
    знание стало общественным, оно должно
    пройти своеобразный «естественный отбор»
    (через общение людей, критическое усвоение
    и признание этих знаний обществом и т.д.).
    Таким образом, познание – это общественно-исторический,
    аккумулятивный процесс получения и совершенствования
    знаний о мире, в котором живет человек.
    Процесс
    познания весьма многогранен, как многогранна
    и общественная практика. Во-первых,
    познание различается своей глубиной,
    уровнем профессионализма, использованием
    источников и средств. С этой стороны выделяются
    обыденные и научные знания. Первые не
    являются результатом профессиональной
    деятельности и, в принципе, присущи в
    той или иной мере любому индивиду. Второй
    вид знания возникает в результате глубоко
    специализированной, требующей профессиональной
    подготовки деятельности, называемой
    научным познанием.
    Познание
    различается и своим предметом.
    Познание природы ведет к становлению
    физики, химии, геологии и т.д., составляющих
    в совокупности естествознание. Познание
    самого человека и общества обуславливает
    становление гуманитарных и общественных
    дисциплин. Существует также художественное
    познание. Весьма специфично религиозное
    познание, направленное на понимание таинств
    и догматов религии.
    В
    познании большую роль играют логическое
    мышление, способы и приемы образования
    понятий, законы логики. Также возрастающую
    роль в познании играют воображение, внимание,
    память, сообразительность, эмоции, воля
    и другие способности человека. Немаловажное
    значение имеют эти способности в сферах
    философского и научного познаний.
    Следует
    отметить, что в процессе познания
    человек использует как чувства, так и
    разум, причем в тесной их связи между
    собой и прочими способностями человека.
    Так, органы чувств снабжают разум человека
    данными и фактами о познаваемом предмете,
    а разум их обобщает и делает определенные
    выводы.
    Научная
    истина никогда не лежит на поверхности;
    более того, известно, что первые впечатления
    об объекте являются обманчивыми. Познание
    связано с раскрытием тайны об изучаемом
    объекте. За очевидным, тем, что лежит на
    поверхности, наука старается вскрыть
    неочевидное, объяснить законы функционирования
    изучаемого объекта.
    Познающий
    субъект – не пассивное созерцательное
    существо, механически отражающее природу,
    а активная творческая личность, реализующая
    в познании свою свободу. Вопрос об отражении
    тесно связан с вопросом о творческой
    природе познания. Механическое копирование,
    где и кем бы оно ни осуществлялось, исключает
    творческую свободу личности, за что его
    и критиковали многие философы. Нередко
    ставился вопрос: либо процесс познания
    есть отражение (и тогда в нем нет ничего
    творческого), либо познание всегда есть
    творчество (и тогда оно не отражение).
    На самом деле, указанная дилемма является,
    по существу, ложной. Лишь при поверхностном,
    одностороннем и абстрактном понимании
    познания, когда абсолютизируется либо
    одна, либо другая его грань, возможно
    противопоставление отражения и творчества.
    2.
    Чувственное и
    рациональное познание

    В
    недалеком прошлом считалось, что
    познание имеет две ступени: чувственное
    отражение действительности и рациональное
    отражение. Затем, когда все больше прояснялось,
    что у человека чувственное в ряде моментов
    пронизывается рациональным, стали приходить
    к мнению, что уровнями познания являются
    эмпирическое и теоретическое, а чувственное
    и рациональное – это способности, на
    базе которых формируются эмпирическое
    и теоретическое. Данное представление
    наиболее адекватно реальной структуре
    познания, но при таком подходе не замечается
    исходный уровень познания (чувственное
    познание) – «живое созерцание», этот
    этап оказывается не выделенным из эмпирического.
    Если эмпирический уровень характерен
    только для научного познания, то живое
    созерцание имеет место, как при научном,
    так и при художественном или обыденном
    познании.
    Эмпирическое
    познание

    Живое
    созерцание – это скорее не познавательная
    способность, а результат реализации этих
    способностей или сам процесс познания
    указанной стороны объекта.
    Различают
    три взаимосвязанные формы живого
    созерцания:
    1)
    ощущение – отражение в сознании
    человека отдельных сторон, свойств
    предметов, непосредственное воздействие
    на органы чувств;
    2)
    восприятие – целостный образ
    предмета, непосредственно данный в живом
    созерцании и совокупности всех своих
    сторон, синтез данных отдельных ощущений;
    3)
    представление – обобщенный чувственно-наглядный
    образ предмета, воздействовавшего на
    органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого
    в данный момент.
    Ощущения,
    по органу чувств, посредством которого
    они получены, делятся на зрительные
    (самые важные), слуховые, вкусовые и
    др. Обычно ощущения являются составной
    частью восприятия.
    Различают
    образы памяти и воображения. Обычно
    образы являются нечеткими, расплывчатыми,
    усредненными, но зато в образах
    обычно выделены наиболее важные свойства
    предмета и отброшены несущественные.
    Познавательные
    способности человека связаны с органами
    чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную
    систему, направленную на внешнюю среду
    (зрение, слух, вкус и т.д.) и интерорецептивную
    систему, связанную с сигналами о внутреннем
    физиологическом состоянии организма.
    Все
    эти способности объединены в
    одну группу, названную «способностью
    к чувственному отражению действительности».
    Вследствие многозначности слова «чувство»,
    правильнее разделять чувственное на
    чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное.
    В
    обычном употреблении слово «чувство»
    имеет еще одно значение: им обозначают
    такие весьма важные и типичные для человека
    эмоции (переживания, страсти), как гнев,
    страх. Любовь, ненависть, симпатия, антипатия,
    удовольствие, неудовольствие. Мы вправе
    говорить, что каждый человек отличается
    большой индивидуальностью эмоций.
    Гносеология,
    прежде всего, подчеркивает объективную
    обусловленность эмоций, страстей человека,
    причем в данном случае особую роль играют
    вполне конкретные обстоятельства: реальные,
    исторические, социально-групповые факторы,
    а также многие обстоятельства, относящиеся
    к конкретному контексту человеческого
    общения; также она исследует особенность
    субъективного момента, заключенного
    в эмоциях.
    Главные
    элементы чувственной деятельности
    и чувственного познания – ощущения,
    восприятия, представления, эмоции. В реальном
    процессе познания эти элементы существуют
    обособленно или «следуют»  друг за
    другом: «сначала» ощущения, «за ними»
    – восприятия и т.д. На деле чувственное
    познание есть сложное синтетическое
    единство перечисленных выше элементов
    и форм, которые в то же время неразрывно
    связаны с формами мыслительной деятельности.
    Теоретическое
    познание

    Теоретическое
    познание наиболее полно и адекватно
    выражено в мышлении.
    Мышление
    – процесс обобщенного и опосредованного
    отражения действительности, осуществляющийся
    в ходе практической деятельности и обеспечивающий
    раскрытие ее основных закономерных связей
    (на основе чувственных данных) и их выражение
    в системе абстракции.
    Различают
    два уровня мышления:
    1)
    рассудок – исходный уровень мышления,
    на котором оперирование абстракциями
    происходит в пределах неизменной схемы,
    шаблона; это способность последовательно
    и ясно рассуждать, правильно строить
    свои мысли, четко классифицировать, строго
    систематизировать факты;
    2)
    разум (диалектическое мышление)
    – высший уровень теоретического
    познания, для которого, прежде всего,
    характерно творческое оперирование абстракциями
    и сознательное исследование их собственной
    природы.
    Следует
    отметить, что рассудок – это
    обычное житейское мышление, здравый
    смысл; его логика изучает структуру высказываний
    и доказательств, обращая основное внимание
    на форму знания, а не на его содержание.
    С
    помощью разума человек постигает
    сущность вещей, их законы и противоречия.
    Главная задача разума – объединить
    многообразное и выявить коренные причины
    и движущие силы изучаемых явлений. Логика
    разума – диалектика, представленная
    как учение о формировании и развитии
    знаний в единстве их содержания и формы.
    Процесс развития включает в себя взаимосвязь
    рассудка и разума и их взаимные переходы
    из одного в другое и наоборот.
    Разум
    и рассудок имеют место и при
    живом созерцании, и при абстрактном
    мышлении, на эмпирическом и теоретическом
    уровнях научного познания.
    Рассудок
    и разум представляют собой особое
    сечение познавательного процесса, когда
    мышление носит либо рассуждающий и ориентировочно-приспособительный,
    либо понимающий и творчески-конструктивный
    характер.
    «Чувственное»
    и «рациональное мышление» нельзя
    рассматривать как некоторые
    якобы абсолютно самостоятельные,
    изолированные «способности» познающего
    человека. В реальном познании они находятся
    в единстве и взаимодействии. Более того,
    в их сложном взаимодействии обнаруживается
    два типа деятельности: во-первых, практическая
    деятельность в самом широком смысле слова,
    а во-вторых, деятельность, специально
    направленная на создание знаний, на продуцирование
    понятий, т.е. теоретическая деятельность
    как особый вид умственного труда. При
    этом практическая деятельность , входе
    которой непрерывно возникает непосредственный
    контакт органов чувств с предметами и
    явлениями природы и общества, тесно связана
    с мышлением, с понятиями, в теоретическая
    деятельность проникнута чувственно-образными
    элементами и тысячью нитей связана со
    всеми формами практической деятельности.
    Значит, проблема «чувственности» и «мышления»
    реально существует как вопрос о специфике
    и противоречивом взаимодействии двух
    названных выше типов и уровней деятельности.1
    3.
    Проблема истины.

    Практика
    как критерий истины

    Проблема
    истины является ведущей в гносеологии.
    Все проблемы теории познания касаются
    либо средств и путей достижения истины
    (вопросы чувственного и рационального,
    интуитивного и дискурсивного, теории
    и практики, универсальных, общенаучных
    и частных методов познания и т.п.), либо
    форм существования истины (понятие факта,
    гипотезы, теории, научного знания и др.),
    форм ее реализации, структуры познавательных
    субъектно-объектных отношений и т.п.
    Многие
    ученые отождествляют понятия истины
    и правды. Этой же точки зрения придерживается
    и большой знаток русского языка В.Даль.
    От
    того, как каждый человек видит
    истину, понимает ее суть, зачастую зависит
    жизненная позиция этого человека, понимание
    им своего назначения.
    В
    философии на сегодняшний день можно
    указать наличие, по крайней мере, следующих
    концепций истины. Все они имеют как позитивные,
    так и негативные стороны:
    1)
    Классическая теория истин. Истина
    – это правильное отражение предмета,
    процесса в индивидуальном познании.
    2)
    Когерентная концепция рассматривает
    истину, как соответствие одних знаний
    другим.
    3)
    Прагматическая концепция. Эта
    концепция, распространенная в особенности
    в Америке, говорит, что истиной считается
    то, что полезно для человека.
    4)
    Конвенциальная концепция. Истина
    – это то, что считает большинство.
    5)
    Экзистенциалистская концепция. Ярким
    представителем этой концепции является
    Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс
    с одной стороны, в котором мир открывается
    нам с одной стороны, а с другой человек
    сам волен выбирать, каким способом и чем
    можно познать этот мир.
    6)
    Неатомистическая концепция. Говорит
    о том, что истина – это божье
    откровение.
    В
    истории философской мысли существовали
    разные понимания истины. Приведем
    примеры некоторых: «Истина – это соответствие
    знаний действительности»; «Истина –
    это опытная подтверждаемость»; «Истина
    – это свойство самосогласованности знаний»
    и др.
    Первое
    положение, согласно которому истина есть
    соответствие мыслей действительности,
    является главным в классической концепции
    истины. Она называется так потому, что
    оказывается древнейшей из всех концепций
    истины; именно с нее и начинается теоретическое
    исследование истины. Эту концепцию поддерживали
    Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах и
    др.
    Существует
    несколько определений истины. Вот
    определение из марксистской литературы:
    истина – это адекватное отражение объекта
    познающим субъектом, воспроизводящее
    познаваемый предмет так, как он существует
    вне и независимо от сознания.
    Характерной
    чертой истины является наличие в
    ней объективной и субъективной
    сторон.
    Истина,
    по определению, – в субъекте, но она же
    и вне субъекта. Истина субъекта. Когда
    мы говорим, что истина «субъективна»,
    это значит, что она не существует помимо
    человека и человечества. Истина объективна
    – это значит, что истинное содержание
    человеческих представлений не зависит
    от субъекта, не зависит ни от человека,
    ни от человечества.
    В
    идеалистических системах истина понимается
    как вечно неизменное и абсолютное
    свойство идеальных объектов (Платон,
    Августин), или как согласие мышления с
    самим собой (теория когеренции), с его
    априорными формами (Кант). По Гегелю, истина
    есть диалектический процесс развития
    знания, в котором достигается соответствие
    понятия предмету мысли.
    Точка
    зрения сторонников субъективно-идеалистического
    эмпиризма состоит в понимании
    истинности как соответствия мышления
    ощущениям субъекта или как соответствия
    идей стремлениям личности к достижению
    успеха (прагматизм), либо, как наиболее
    простой взаимосогласованности ощущений.
    Общая
    черта различных концепций истины
    в современной западной философии
    – отрицание объективности содержания
    знания. Признание объективности истины
    принципиально отличает марксистскую
    концепцию от прагматических, конвенциалистских
    трактовок и различных форм релятивизма.
    Истина
    – процессуальна, т.е. она заключает
    в себе процесс движения ко все более
    адекватному воспроизведению действительности.
    Истина
    как процесс представляет собой
    движение мысли от неполного, приблизительно
    верного знания ко все более полному и
    точному знанию, или от истины относительной
    к истине абсолютной.
    Относительная
    истина характеризует неполноту, неокончательность,
    приблизительность наших знаний,
    их ограниченность на данном этапе
    развития познания. Эта истина нуждается
    в уточнении пределов и условий их действия,
    в дополнении, углублении, конкретизации,
    словом, в дальнейшем развитии. Попытки
    признавать существование одних относительных
    истин получили название релятивизм (
    от лат. относительный) . Представители
    релятивизма рассматривают познание как
    относительное, условное, субъективное.
    Такая позиция весьма ярко выражена уже
    во взглядах древнегреческих софистов.
    Абсолютная
    истина, напротив, концентрирует в
    себе то в наших знаниях, что является
    безусловным, не может быть опровергнуто
    или уточнено в будущем, что составляет
    элементы незыблемого, непреходящего
    знания в общем объеме относительного
    знания. Стремление оперировать одними
    абсолютными истинами вобрал в себя догматизм
    (от греч. мнение, учение, постановление).
    Догматизм представляет собой некритический
    односторонний, антиисторический тип
    мышления. Он не учитывает специфические
    условия места, времени, действия выдвигаемых
    положений.
    Важнейшей
    характеристикой истины является единство
    в ней объективного и субъективного.
    Истина объективна по своему содержанию
    и субъективна по форме выражения. Однако
    объективность истины подчеркивает то
    обстоятельство, что она выражает такое
    знание, содержание которого не зависит
    ни от человека, ни от человечества.
    Истину
    характеризует и такое свойство
    как ее конкретность. Оно – свидетельство
    того, что об объекте судят на
    основании его реальных связей. «Абстрактной
    истины нет, истина всегда конкретна…Важен
    конкретно-исторический подход при исследовании
    социальных явлений: общество изменяется
    чрезвычайно быстро, и любые его характеристики
    вне связей и отношений столь же бессодержательны
    и бессмысленны, как и применительно к
    связям и отношениям, изменения которых
    не учитываются».2
    Процесс
    постижения истины всегда сопровождается
    оперированием заблуждениями.
    Заблуждение
    есть непреднамеренное несовпадение нашего
    понимания какого-либо объекта самому
    этому объекту. Осуществляя в ходе познания
    поиск истины, человек пользуется возможностями
    свободы выбора, и именно это неизбежно
    приводит его к заблуждениям. История
    науки показывает, что путь к истине нередко
    лежал через заблуждения, которые, в конечном
    счете. Оказывались необходимыми ступеньками,
    по которым научное познание продвигалось
    к истине.
    Истине
    в познании противостоит не только
    заблуждение, но и ложь. Она предполагает
    сознательное, преднамеренное искажение
    действительности с целью обмана. Разумеется,
    ложь не в состоянии вырасти в истину,
    служить ее достижению. Ложь может основываться
    как на знании, так и на незнании, она искажает
    знание или подменяет его незнанием.
    Ложь
    порождается тщеславием и малодушием,
    стремлением к успеху и страстью
    к прибыли, жаждой власти и другими человеческими
    страстями. На протяжении всей истории
    ложь была вечным спутником человеческих
    коммуникаций.
    Среди
    вариантов использования лжи
    весьма распространенными являются
    попытки искажения действительности путем
    сокрытия фактов, различных недомолвок
    и т.д. Такая «ложь умолчанием», используемая
    на государственном уровне, может нанести
    большой ущерб обществу. Достаточно вспомнить
    о тяжелых последствиях длительного сокрытия
    истинной информации, касавшейся беспрецедентной
    техногенной катастрофы в Чернобыле.
    Ложь
    может проникать и в научные
    исследования. Такие случаи обмана
    в науке порождаются разными причинами:
    стремлением закрепить за собой приоритет,
    вызвать сенсацию, получить финансирование
    для своих исследований и т.д.
    Необходимо
    отличать ложь, сознательную дезинформацию
    в науке от непреднамеренных ошибок,
    заблуждений, неизбежных в научном поиске.
    Критерий
    истины находится не в мышлении самом
    по себе и не в действительности,
    взятой вне субъекта, а заключается в практике.
    Практика
    – это материальное освоение общественным
    человеком окружающего мира, активное
    взаимодействие человека с материальными
    системами. В ней люди преобразуют и создают
    материальные вещи, опредмечивая свои
    сущностные силы. Опредмечивание и есть
    процесс материализации намерений людей,
    превращение субъективных творческих
    способностей, замыслов, идей в форму предметности,
    в вещь, объективно существующую.
    Важнейшими
    чертами практики как гносеологического
    феномена являются: целенаправленность,
    предметно-чувственный характер и преобразование
    материальных систем.
    Практика
    дифференцирована. Так, например, еще
    в начале истории зародились две
    ее взаимосвязанные сферы: производство
    предметов потребления и производство
    орудий труда. Позже происходит все более
    детализированное и специализированное
    разделение этих сфер.
    Практика
    и познание очень тесно связаны. Поэтому
    каждый из этих видов человеческой деятельности
    выполняет некоторые функции по отношению
    к другому.
    Гносеологические
    функции практики:
    1) базисная
    функция, т.е. в качестве источника познания
    практика дает исходную информацию, которая
    обобщается, обрабатывается мышлением;
    2) детерминирующая
    функция, т.е. практика является
    движущей силой познания, от нее
    исходят импульсы, в значительной мере
    обусловливающие возникновение нового
    знания и его преобразование;
    3) критериальная
    функция, т.е. практика является
    главным критерием истины;
    4) целеполагающая
    функция, т.е. практика – цель
    познания, в конечном счете, что включает
    в себя и те варианты, при которых она выступает
    и непосредственной целью познания, ну
    а целью познания является достижение
    истинного знания.
    Практика
    имеет общественный характер, она
    объединяет в целое миллионы человеческих
    воль, устремлений, направляя их к реализации
    общественных целей. Возможности практики
    обусловлены уровнем развития общества
    в целом.
    Поскольку
    практика основана на разуме, то она
    является целесообразной деятельностью.
    Цель предполагает мысленное представление
    будущей вещи. Разумный характер практической
    деятельности предполагает продумывание
    программы действий, оценку средств и
    условий достижения цели и т.д. Поскольку
    целеполагающее начало неустранимо из
    человеческой практики, то последняя является
    двуединым субъективно-объективным процессом,
    связывающим объективные предпосылки
    (природный и надприродный материал) с
    человеческой целеустремленностью.
    В
    тесной связи с практикой развивается
    и познание. Оно и есть процесс
    получения и накопления знаний обществом.
    Практика имеет познавательную сторону,
    познание – практическую. Знание является
    человеческой информацией о мире. Для
    начала практической деятельности человеку
    необходимы хотя бы минимальные знания
    о преобразуемом в практике предмете.
    Поэтому знание составляет необходимую
    предпосылку и условие осуществления
    практической деятельности. Следовательно,
    рядом с человеком-практиком, или с человеком
    – действующим становится человек-теоретик,
    человек познающий. Он не производит предметы
    потребления. Он производит новое, а значит
    – новые схемы деятельности, более рациональные
    способы достижения результата. Знание
    отделяется от деятельности, а процесс
    познания становится самостоятельным
    видом деятельности.
    Поскольку
    человек сам принимает решения,
    руководствуясь определенными соображениями,
    возникает проблема истины, проблема различения
    истинного знания и мнения. Истинное знание
    делает решение и действие оптимальным,
    эффективным. Начинается исследование
    самого процесса достижения истинного
    знания, роли чувственности и разума в
    этом процессе и т.д. Все эти проблемы становятся
    главными проблемами теории познания
    как особой философской дисциплины.
    Философия
    пытается понять человека и его действия
    с целью улучшить общественную и
    личностную ситуацию, она пытается понять,
    главные цели, к чему в жизни надо стремиться,
    что для человека является самым важным
    (благом) как его достичь.
    4.
    Творчество и интуиция

    В
    реальной жизни люди сталкиваются с
    быстро меняющимися ситуациями. Поэтому
    наряду с решениями, основанными на общепринятых
    нормах поведения, им приходится принимать
    нестандартные решения. Такой процесс
    обычно называется творчеством.
    Творчество
    есть специфический человеческий вид
    деятельности, в котором реализуется
    воля, цель, интересы и способности
    субъекта. Творчество – созидание нового,
    того, что еще не было в наличном бытии.
    С гносеологической точки зрения научное
    творчество представляет собой конструирование
    научных образов изучаемого объекта.
    Платон
    считал творчество божественной способностью,
    родственной особому виду безумия.3
    Христианская традиция считала творчество
    высшим проявлением божественного в человеке.
    И. Кант усматривал в творчестве отличительную
    черту гения и противопоставлял творческую
    деятельность рациональной.
    Механизмы
    творчества до сих пор изучены
    еще недостаточно. Тем не менее можно
    с определенностью сказать, что творчество
    представляет собой продукт биосоциальной
    эволюции человека. Уже в поведении высших
    животных наблюдаются, хотя и в элементарной
    форме, акты творчества. Крысы после многочисленных
    попыток находили выход из крайне запутанного
    лабиринта. Шимпанзе, обучавшиеся языку
    глухонемых, усваивали не только несколько
    сот слов и грамматические формы, но и
    конструировали иногда отдельные, совершенно
    новые предложения, встречаясь с нестандартной
    ситуацией, информацию о которой они хотели
    передать человеку.
    Особую
    роль в развитии творчества человека
    играет память, т.е. хранение ранее полученной
    информации. Она включает оперативную
    память, постоянно употребляемую в познавательной
    и предметно-практической деятельности,
    краткосрочную память, которая на небольшие
    интервалы времени может быть задействована
    для решения часто повторяющихся задач;
    долгосрочную память, хранящую информацию,
    которая может понадобиться в больших
    интервалах времени для решения, относительно
    редко возникающих проблем.
    Творчество
    представляет собой механизм приспособления
    человека в бесконечно разнообразном
    и изменчивом мире, механизм, обеспечивающий
    его выживание и развитие. Это происходит,
    когда мы сталкиваемся с принципиально
    новыми ситуациями, не имеющими точных
    аналогов в прошлом.
    Любой
    человек в той или иной мере
    обладает творческими способностями,
    т.е. способностями к выработке новых приемов
    деятельности, к овладению новыми знаниями,
    формулировке проблем, познанию неизвестного.
    Каждый ребенок, познавая новый для него
    окружающий мир, овладевая зыком, нормами
    и культурой, по существу, занимается творчеством.
    Но сточки зрения взрослых, он овладевает
    уже известным, обучается уже открытому,
    проверенному. Поэтому новое для индивида
    не всегда является новым для общества.
    Подлинное же творчество в культуре, политике,
    науке и производстве определяется принципиальной
    новизной полученных результатов в масштабах
    их исторической значимости.
    и т.д……………..

  4. Puppetthepuppeteer Ответить

    Inter visa vera falsa animi
    assensum nihil interest.*
    Обои облезли, от чего стены кажутся голыми. Грязь, текшая по ним когда-то, оставила за собой кривые потеки. Окно черное от дыма сигарет. На потолке вместо люстры одинокая лампочка. Лика возвращалась в эту комнату все чаще и чаще. Пустая комната дарила ей неизгладимые моменты счастья. Именно из этой комнаты она могла отправиться в любое путешествие, в любую другую жизнь. Надоедливые и скучные пары в институте, вечно пьяные и злые родители, предательство любимого парня, насмешки со стороны – она все забывала в этой комнате. Комнате спасения, комнате мечты и грез…
    -Я не буду делать десятое упражнение, Марина Витальевна. Откуда я могу знать, как влияла церковь на государство в 6 веке? Меня там не было! – верещала Саша.
    -Александра, все написано в учебнике. Тебе осталось только прочитать и написать синхронизированную таблицу по датам! – говорила учительница.
    -Я сказала: не буду! Вы не имеете права меня заставлять!
    -Позвоню твоим родителям, скажу, как ты разговариваешь с взрослыми! – Марина Витальевна была не только учителем истории, но и классной руководительницей девочки.
    -Мне как обычно, – говорила Лика. Парень с засаленными волосами. Он протягивал ей маленький непрозрачный пакетик. Та быстро спрятала его, надеясь, что этого движения никто не видел. Лика резко развернулась и пошла в другую от парня сторону. Она возвращалась в комнату мечты.
    Ей казалось, что грязные стены встретили ее радостно. Она присела на пол, облокотившись на стену. Ловким движением распечатала шприц, развела «мечту» и ввела жидкость счастья в вену.
    На этот раз девушка оказалась на зеленом лугу. Высокая трава и множество цветов манили к себе глаз. Но она рвала и выбрасывала их, топтала траву, злясь на нее за красоту и сочность. Потом она оказалась в розовом туннеле, где летали фиолетовые бегемотики.
    На следующие сутки с черными кругами под глазами она вернулась домой…
    -Я не пойду на урок истории. Я не хочу видеть эту мымру, которая возомнила себя всезнайкой, – говорила Саша одноклассникам.
    -Ой, да ладно. Хорошая женщина, да и объясняет классно свой предмет, – возражала ей одноклассница – Катя. – Тебе бы только все по-своему сделать. Никогда ты ничего не сможешь переделать под себя. Не живи иллюзиями!
    -Да пошла ты, – Саша развернула и вышла из класса.
    «Тема моего сообщения уход от познания. Возьмем два конкретных случая – наркотическое опьянение и бунтарство», – рассуждал Митя. – «Быть бунтарем – значит отбросить прошлое и начать жить собственной жизнью, согласно своему внутреннему свету, согласно своей истинной природе. Хорошо ли это в обществе? Бунтарство никак не влияет на общество, одному человеку не изменить толпы. Следовательно, бунтарство не вредит обществу. Но если рассматривать бунтарство, как уход от познания, то мы понимаем, что человек, поддавшийся этому от части сущности своей бессилен. Хочет внимания, и именно таким образом получает его…» – писал он. – «Наркотическое опьянение. От каких фактов зависит начинание употреблять наркотики? Во-первых, это внешние факторы, влияние окружающей среды, в большинстве случаев это негативное отношение к человеку – наркоману. Во-вторых, это, может быть, любопытство. Что он может испытать, попробовав наркотик? В-третьих, от скуки и безделия, от большого количества неистраченных денег. В-четвертых, за компанию, » – он продолжал писать. – «Как влияет наркотическое опьянение на уход от познания? Грезы, которые возникают в мозгу человека, принявшего дозу, в большинстве своем отражают то, чего не хватает человеку в реальной жизни. От этих глюков не хочется уходить, почему человек начинает принимать наркотики постоянно и впадает в наркотическую зависимость. Так он оказывается в мире своеобразной мечты, от которой могут быть совсем реальные последствия…»
    * Разуму не приходится выбирать, если выбор – между истиной и выдумкой (лат.). –>

  5. taralezh Ответить

    Предметы

    Алгебра

    Английский язык

    Беларуская мова

    Беларуская мова

    Биология

    География

    Геометрия

    Другие предметы

    Другое

    Информатика

    История

    Литература

    Математика

    Обществознание

    Право

    Русский язык

    Українська література

    Українська мова

    Физика

    Химия

    Экономика

    Қазақ тiлi

  6. Ruslanvasilev84 Ответить

    выбора и тем самым активизировать поиск способов защиты от них. Так, если настойчивый продавец убеждает меня купить его товар, моей первой реакцией будет сохранение собственной независимости: я предпочту скорее покинуть магазин… Такое сопротивление может проявляться в разнообразных и интересных формах. Предположим, я иду по улице и меня вежливо просят подписать какую-то петицию. Я не очень-то разбираюсь в сути того, что мне предлагают подписать. Но в тот момент, когда мне разъясняют что к чему, некий человек останавливается рядом и начинает открыто «давить» ни меня, требуя, чтобы я ничего не подписывал. С целью противостоять давлению и сохранить за собой свободу выбора я с большей вероятностью подпишу-таки предложенную петицию… Конечно, люди могут поддаться (и поддаются) влиянию и подчиняются социальному давлению… Однако, когда это давление становится настолько явным, что угрожает нашему чувству свободы, мы не только сопротивляемся давлению, но и стремимся действовать в противоположном направлении. Существует еще один аспект потребности в свободе и автономии… При прочих равных условиях, сталкиваясь с информацией, которая противоречит их убеждениям, люди стремятся, если это возможно, найти контраргументы. Таким образом они могут предохранить собственное мнение от чрезмерного влияния других людей и защитить собственное чувство автономии. Вопросы и задания: 1) Как, по мнению психолога, люди защищают свою внутреннюю свободу и автономию? 2) Случались ли с вами ситуации, подобные тем, которые описаны во фрагменте? Как вы поступали в таких случаях?

  7. Libra73 Ответить

    выбора и тем самым активизировать поиск способов защиты от них. Так, если настойчивый продавец убеждает меня купить его товар, моей первой реакцией будет сохранение собственной независимости: я предпочту скорее покинуть магазин… Такое сопротивление может проявляться в разнообразных и интересных формах. Предположим, я иду по улице и меня вежливо просят подписать какую-то петицию. Я не очень-то разбираюсь в сути того, что мне предлагают подписать. Но в тот момент, когда мне разъясняют что к чему, некий человек останавливается рядом и начинает открыто «давить» ни меня, требуя, чтобы я ничего не подписывал. С целью противостоять давлению и сохранить за собой свободу выбора я с большей вероятностью подпишу-таки предложенную петицию… Конечно, люди могут поддаться (и поддаются) влиянию и подчиняются социальному давлению… Однако, когда это давление становится настолько явным, что угрожает нашему чувству свободы, мы не только сопротивляемся давлению, но и стремимся действовать в противоположном направлении. Существует еще один аспект потребности в свободе и автономии… При прочих равных условиях, сталкиваясь с информацией, которая противоречит их убеждениям, люди стремятся, если это возможно, найти контраргументы. Таким образом они могут предохранить собственное мнение от чрезмерного влияния других людей и защитить собственное чувство автономии. Вопросы и задания: 1) Как, по мнению психолога, люди защищают свою внутреннюю свободу и автономию? 2) Случались ли с вами ситуации, подобные тем, которые описаны во фрагменте? Как вы поступали в таких случаях?

  8. Donny_Gonzalez Ответить

    выбора и тем самым активизировать поиск способов защиты от них. Так, если настойчивый продавец убеждает меня купить его товар, моей первой реакцией будет сохранение собственной независимости: я предпочту скорее покинуть магазин… Такое сопротивление может проявляться в разнообразных и интересных формах. Предположим, я иду по улице и меня вежливо просят подписать какую-то петицию. Я не очень-то разбираюсь в сути того, что мне предлагают подписать. Но в тот момент, когда мне разъясняют что к чему, некий человек останавливается рядом и начинает открыто «давить» ни меня, требуя, чтобы я ничего не подписывал. С целью противостоять давлению и сохранить за собой свободу выбора я с большей вероятностью подпишу-таки предложенную петицию… Конечно, люди могут поддаться (и поддаются) влиянию и подчиняются социальному давлению… Однако, когда это давление становится настолько явным, что угрожает нашему чувству свободы, мы не только сопротивляемся давлению, но и стремимся действовать в противоположном направлении. Существует еще один аспект потребности в свободе и автономии… При прочих равных условиях, сталкиваясь с информацией, которая противоречит их убеждениям, люди стремятся, если это возможно, найти контраргументы. Таким образом они могут предохранить собственное мнение от чрезмерного влияния других людей и защитить собственное чувство автономии. Вопросы и задания: 1) Как, по мнению психолога, люди защищают свою внутреннюю свободу и автономию? 2) Случались ли с вами ситуации, подобные тем, которые описаны во фрагменте? Как вы поступали в таких случаях?

  9. Andr_44 Ответить

    выбора и тем самым активизировать поиск способов защиты от них. Так, если настойчивый продавец убеждает меня купить его товар, моей первой реакцией будет сохранение собственной независимости: я предпочту скорее покинуть магазин… Такое сопротивление может проявляться в разнообразных и интересных формах. Предположим, я иду по улице и меня вежливо просят подписать какую-то петицию. Я не очень-то разбираюсь в сути того, что мне предлагают подписать. Но в тот момент, когда мне разъясняют что к чему, некий человек останавливается рядом и начинает открыто «давить» ни меня, требуя, чтобы я ничего не подписывал. С целью противостоять давлению и сохранить за собой свободу выбора я с большей вероятностью подпишу-таки предложенную петицию… Конечно, люди могут поддаться (и поддаются) влиянию и подчиняются социальному давлению… Однако, когда это давление становится настолько явным, что угрожает нашему чувству свободы, мы не только сопротивляемся давлению, но и стремимся действовать в противоположном направлении. Существует еще один аспект потребности в свободе и автономии… При прочих равных условиях, сталкиваясь с информацией, которая противоречит их убеждениям, люди стремятся, если это возможно, найти контраргументы. Таким образом они могут предохранить собственное мнение от чрезмерного влияния других людей и защитить собственное чувство автономии. Вопросы и задания: 1) Как, по мнению психолога, люди защищают свою внутреннюю свободу и автономию? 2) Случались ли с вами ситуации, подобные тем, которые описаны во фрагменте? Как вы поступали в таких случаях?

  10. evridi4ka Ответить

    выбора и тем самым активизировать поиск способов защиты от них. Так, если настойчивый продавец убеждает меня купить его товар, моей первой реакцией будет сохранение собственной независимости: я предпочту скорее покинуть магазин… Такое сопротивление может проявляться в разнообразных и интересных формах. Предположим, я иду по улице и меня вежливо просят подписать какую-то петицию. Я не очень-то разбираюсь в сути того, что мне предлагают подписать. Но в тот момент, когда мне разъясняют что к чему, некий человек останавливается рядом и начинает открыто «давить» ни меня, требуя, чтобы я ничего не подписывал. С целью противостоять давлению и сохранить за собой свободу выбора я с большей вероятностью подпишу-таки предложенную петицию… Конечно, люди могут поддаться (и поддаются) влиянию и подчиняются социальному давлению… Однако, когда это давление становится настолько явным, что угрожает нашему чувству свободы, мы не только сопротивляемся давлению, но и стремимся действовать в противоположном направлении. Существует еще один аспект потребности в свободе и автономии… При прочих равных условиях, сталкиваясь с информацией, которая противоречит их убеждениям, люди стремятся, если это возможно, найти контраргументы. Таким образом они могут предохранить собственное мнение от чрезмерного влияния других людей и защитить собственное чувство автономии. Вопросы и задания: 1) Как, по мнению психолога, люди защищают свою внутреннюю свободу и автономию? 2) Случались ли с вами ситуации, подобные тем, которые описаны во фрагменте? Как вы поступали в таких случаях?

  11. Oceans Ответить

    личность – это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми. можно выделить следующие признаки личности:
    личность – это человеческий индивид, который осознает совокупность своих социальных черт;
    личность участвует в жизни общества в качестве субъекта социальной и культурной жизни;
    личность – носитель индивидуальных особенностей, которые проявляются в процессе социальных отношений, общения и труда;
    личность понимает свою социальную значимость, собственные свойства и
    качества, реализуемые в общественной жизни.
    психология утверждает, что личность – это каждый человек с присущими ему особенностями характера, интеллекта и эмоциональной сферы.
    психологические свойства личности: характер, темперамент, способности, особенности протекания
    психических процессов.
    личные качества – совокупность внутренних черт и особенностей человека, которые реагируют на внешние воздействия.
    внешние факторы, влияющие на развитие личности:
    воспитание (строгое или либеральное);
    принадлежность человека к
    определенной культуре (западной или восточной);
    его пребывание и активность в социальной среде (жизнь в мегаполисе или в тайге);
    влияние системы связей и отношений групп, в которые человек был включен в ходе своего развития.
    деятельность личности предполагает наличие свободы и
    ответственности. личные качества проявляются в ходе социальных отношений и предполагают ту или иную степень свободы человека в своих действиях и поведении. рамки свободы определяются юридическими, религиозными и моральными правами и обязанностями и персональной ответственностью за свои проступки.
    таким образом, личность можно характеризовать: как часть общества; как представителя культуры, социальной общности или группы; как индивидуальность.
    важнейшим этапом в становлении личности считается пубертатный период (подростковый возраст). в это время человек начинает играть
    значимую для общества роль.
    подростковый период характеризуется:
    выбором личностью своих жизненных позиций, целей и средств самореализации;
    включением личности в систему моральных и культурных традиций общества;
    определением своей будущей профессиональной
    деятельности, интегрированием в жизнь общества;
    в этот период человек начинает принимать жизненно важные и определяющие будущее решения, а также нести полную моральную и юридическую ответственность за свои поступки.
    усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого он формируется
    как личность связано с понятием социализация.
    социализация – это процесс вхождения индивида в общество. она включает в себя:
    обучение и воспитание индивида;
    взаимодействие с другими людьми;
    освоение культурных ценностей и норм общества;
    приобретение
    определенных прав, обязанностей, взглядов, привычек;
    освоение видов совместной деятельности;
    нахождение своего места в обществе.
    необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не по наследству, они усваиваются и вырабатываются. социализация требует деятельного
    участия самого индивида.
    процесс социализации проходит определенные стадии, которые называют также жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость.
    с периодом детства и юности связана первичная (ранняя или начальная) социализация. она связана с приобретением
    общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему
    правила и рамки поведения.
    с фазой зрелости связана вторичная (продолженная) социализация. ее сущностью является овладение специальными знаниями и навыками, т.е. приобретение профессии. на этом этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных
    ролей.
    третий этап социализации условно связан с наступлением пенсионного возраста или утери трудоспособности. он характеризуется изменением образа жизни в связи с исключением из трудового процесса.
    одним из результатов социализации является приобретение человеком
    определенных социальных статусов и освоение соответствующих им социальных ролей. 1

  12. torro1305 Ответить

    Раздел философии, который посвящен объяснению источников, особенностей и условий осуществления интеллектуальной деятельности людей, или же деятельности идеологической, осуществляющейся в виде словесных образов («идея через логос»), в составе некоторой знаковой системы, языка, — имеет название гносеология (от греч. gnosis — знание и logos — слово, учение). Характерно, что слова «знание» и «знак» происходят от одного славянского корня: «знати», что значит «быть наслышанным». Отсюда современное слово существительное «знать»: знатные люди — известные, о которых есть вести, которые на слуху и на виду. Отсюда же и сознание: совместное, совокупное знание; владение знаками сообща.

    Познание как отражение действительности

    Понятия «сознание», «мышление», «познание», «дух», «интеллект» и т.п. фиксируют свойства и признаки множества явлений одного порядка, но не являются синонимами, поскольку акцентируют внимание на разные аспекты и стороны одного и того же процесса.
    Понятие сознания выражает феномен активно-творческого отношения человека к миру вообще, фиксируя специальным образом лишь самые общие черты проблемы — историческое происхождение духовной деятельности, меру зависимости ее содержания от внешней действительности, основные способы осуществления и формы проявления, критерии оценки содержания и пр. Познание, таким образом, можно определить как «сознание в действии», как процесс последовательного целенаправленного движения индивидуального и коллективного знания. Общая цель познания при этом — постижение истины, и достижение этой цели — результат «правильно» направленной деятельности мышления.
    Краеугольным камнем понимания познания и, соответственно, основой его исследования является положение о сознании как активнотворческом отражении действительности. Максимальную сложность проблеме придает необходимость объяснения творческой сущности мышления. Понятие «творчество» подчеркивает неоднозначность ответной реакции сознания на внешние воздействия. Знаменитый вопрос Понтия Пилата, обращенный к Иисусу Христу, «Что есть истина?» — не случайно является «вечным» вопросом философии во все времена. Если мышление «неоднозначно по определению», то можно ли верить в его достоверность даже при условии наличия цели мышления?
    Существует проблема предмета научного исследования. Для научного познания основными положениями считаются: признание существования объекта исследования; признание наличия у него определенных аспектов, интересующих нас в соответствии с нашими целями и задачами; и рассмотрение познания как отражения объекта субъектом познания посредством понятий, суждений и умозаключений, включая специальные понятия науки, модели, гипотезы, законы, принципы и теории разного рода.
    Следует отметить и то, что во всех описываемых процессах исследователь, проектировщик, практик имеют дело не столько с самими объектами, сколько с их отражениями — своими восприятиями, показаниями приборов и различными описаниями — информацией об объектах. В ходе логической обработки фактов познания и конструируемых моделей исследователь, конструктор или практик стремятся понять и отобразить объективные связи между явлениями, свойствами и характеристиками, в том числе те, которые недоступны непосредственному наблюдению. А это значит, что в ходе логической обработки наблюдаемых фактов и моделей идеального порядка они должны конструировать понятия и логические структуры, соответствующие глубинным объективным сущностям и их связям. Такие понятия и структуры выражают внутреннюю сущность объектов, какими бы они ни были по природе.
    При этом строятся схемы, чертежи, графики, натурные и теоретические модели, используются специальная символика, математические уравнения, компьютерные отображения разного рода («виртуальная реальность») и т.д.
    Истина в таком случае определяется как верное, правильное отражение действительности в сознании общества и человека и представляет собой такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Все то в наших мыслях, что соответствует природе вещей, а не определяется нашими заблуждениями, предрассудками и пристрастиями, есть истина.

  13. matvejgontarev9558@gmail.c Ответить

    Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
    Кто-то из крупных физиков, отвечая на вопрос, что такое наука, определил её как возможность любознательного индивида удовлетворить своё частное любопытство за общественный счёт.Этот смешной ответ в целом весьма точен, так как содержит важное для понимания науки слово «любознательность». Конечно, современная наука — это сложнейшая институциональная форма деятельности, требующая громадных исследовательских коллективов, дорогостоящего оборудования и т. д., и т. п. Однако в основе её лежит естественное, присущее уже дикарю, стремление человека узнать нечто такое, что нужно или хочется знать людям, получить полезную информацию о мире, в котором мы живём. Иными словами, наука есть познание человеком мира в его многообразных проявлениях (включая сюда самого человека как частицу окружающей и охватывающей нас реальности). Однако это определение не является достаточным, поскольку познание — чрезвычайно сложная форма отношения человека к миру, которая не сводится к науке.Дело в том, что наука — далеко не единственный источник необходимых нам знаний. Соответственно не каждый человек, стремящийся обрести эти знания, может считаться учёным. Существует несколько необходимых условий, при которых познавательное отношение к миру обретает форму собственно научного познания.Начнем с банальностей. Всем ясно, что наука выступает как специализированная деятельность по производству знаний. Поэтому получение научных знаний требует применения особых навыков и умений.Поэтому никому не придёт в голову считать учёными учеников средней школы или студентов, которые вступают в познавательное отношение к действительности, усваивая готовую информацию из уст педагога, а не вырабатывая её самостоятельно. Более того, сам педагог не может считаться учёным, если занят лишь трансляцией чужих открытий.И всё же, характеризуя науку как специализированное познание действительности, мы делаем лишь первый шаг к пониманию этого явления.Знание становится научным лишь тогда, когда объектом познания становятся не единичные события, а некоторые законы, т. е. существенные, необходимые, регулярно воспроизводимые связи между отдельными явлениями окружающего и охватывающего нас мира.Наука стремится раскрыть все свойства мира, «правила его поведения», которые в отличие от правил этикета или дорожного движения даны нам принудительно, навязаны нашему сознанию. Сознание, решившее «покапризничать» в сферах фундаментальной науки, может лишь исказить подлинную картину вещей — и в этом случае наука станет бесполезной людям. Соответственно способом существования науки является поиск истин — таких знаний, содержание которых «защищено» от присущей человеку свободы воли. «Диктатура фактов», несовместимость истины и заблуждения — такова главная идея науки.(по К. Х. Момджяну)

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *