При каких социально политических условиях появляется государство?

8 ответов на вопрос “При каких социально политических условиях появляется государство?”

  1. qwerty_up Ответить

    1
    Государство – это
    основное средство осуществления
    по­литической власти, центральный
    институт политической систе­мы. Термин
    «государство» употребляется в узком и
    широком значениях: в узком значении –
    как институт господства, как но­ситель
    государственной власти, противостоящий
    «обществу»; в широком значении – как
    государственно оформленная всеобщ­ность,
    союз граждан, как община. Здесь его смысл
    охватывает и «государство» (в узком
    смысле), и «общество».
    В современной науке
    государство в узком смысле пони­жается
    как учреждение, организация, обладающая
    верховной властью на определенной
    территории. Оно существует наряду с
    другими политическими организациями:
    партиями, профсою­зами и т. п.
    Общие признаки
    государства.
    Государства разных
    исто­рических эпох и народов мало
    схожи между собой. И все же они имеют
    некоторые черты, которые в большей или
    меньшей сте­пени присущи каждому из
    них, хотя у современных государств,
    подверженных интеграционным процессам,
    они порою доста­точно размыты. Это
    следующие общие признаки.
    1. Публичная власть,
    отделенная от общества и не совпа­дающая
    с организацией всего населения, наличие
    слоя профес – сионалов-управленцев. Этот
    признак отличает государство от
    родо-племенной организации, основанной
    на принципах само­управления.
    2. Территория,
    очерчиваемая границами государства.
    За­коны и полномочия государства
    распространяются на людей, проживающих
    на определенной территории. Само оно
    строится не по кровно-родственному,
    религиозному или какому-нибудь еще
    признаку, а на основе территориальной
    и обычно этниче­ской общности людей.
    3. Суверенитет, то
    есть верховная власть на определенной
    территории. В любом обществе имеется
    множество властей: се­мейная,
    производственная, партийная и т. д. Но
    высшей властью, решения которой
    обязательны для всех граждан, организаций
    и учреждений, обладает государство.
    Лишь ему принадлежит пра­во на издание
    законов и норм, обязательных для всего
    населе­ния.
    4. Монополия на
    легальное применение силы, физического
    принуждения. Диапазон государственного
    принуждения про­стирается от ограничения
    свободы до физического уничтожения
    человека. Возможность лишить граждан
    высших ценностей, ка­ковыми являются
    жизнь и свобода, определяет особую
    дейст­венность государственной
    власти. Для выполнения функций принуждения
    у государства имеются специальные
    средства: оружие, тюрьмы и т. п., а также
    органы: армия, полиция, службы безопасности,
    суд и прокуратура.
    5. Право на взимание
    налогов и сборов с населения. Нало­ги
    необходимы для содержания многочисленных
    служащих и для материального обеспечения
    государственной политики: оборонной,
    экономической, социальной и т. д.
    6. Обязательность
    членства в государстве и невозможность
    проживания вне государств. В отличие,
    например, от такой по­литической
    организации, как партия, пребывание в
    которой добровольно и не обязательно
    для населения, государственное гражданство
    человек получает с момента рождения..
    Определение общих
    признаков государства имеет не толь­ко
    научное, но и практическое политическое
    значение, особенно для международного
    права. Государство — субъект междуна­родных
    отношений. Лишь на основе обладания
    качествами го­сударства те или иные
    организации признаются субъектами
    ме­ждународного права и наделяются
    соответствующими правами и обязанностями.
    В современном международном праве
    выде­ляются три минимальных признака
    государства: территория, народ,
    объединенный правовым союзом граждан
    (гражданст­вом), и суверенная власть,
    осуществляющая эффективный контроль
    хотя бы над большинством территории и
    населения.
    Отмеченные выше
    признаки отличают государство от дру­гих
    организаций и объединений, однако еще
    не раскрывают его связь с обществом,
    факторы, лежащие в основе его возникнове­ния
    и эволюции.
    Причины возникновения государства.
    Государство
    по­является в результате разложения
    родо-племенного строя, по­степенного
    обособления от общества слоя вождей и
    их приближенных и сосредоточения у них
    управленческих функций, ре­сурсов
    власти и социальных привилегий под
    воздействием ряда факторов, важнейшие
    из которых:
    а) развитие
    общественного разделения труда, выделение
    управленческого труда в целях повышения
    его эффективности в специальную отрасль
    и образование для этого специального
    ор­гана – государства;
    б) возникновение
    в ходе развития производства частной
    собственности, классов и эксплуатации
    (марксизм). Не отрицая влияния этих
    факторов, большинство современных
    ученых все же не связывают существование
    государства непосредственно с
    возникновением частной собственности
    и классов. В некоторых странах его
    образование исторически предшествовало
    и способ­ствовало классовому расслоению
    общества. В ходе историче­ского
    развития по мере стирания классовых
    противополож­ностей и демократизации
    общества государство все более ста­новится
    надклассовой, общенациональной
    организацией;
    в) завоевание одних
    народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л.
    Гумплович и др.). Влияние завоеваний на
    образование и раз­витие государства
    несомненно. Однако его не следует
    абсолю­тизировать, упуская из виду
    другие, зачастую более важные факторы;
    г) демографические
    факторы, изменения в воспроизводст­ве
    самого человека. Имеется в виду прежде
    всего рост числен­ности и плотности
    населения, переход народов от кочевого
    к оседлому образу жизни, а также запрет
    кровосмешения и упоря­дочение брачных
    отношений между родами. Все это повышало
    потребность общностей в регулировании
    взаимосвязей этниче­ски близких
    людей;
    д) психологические
    (рациональные и эмоциональные) фак­торы.
    Одни авторы (Т. Гоббс) сильнейшим мотивом,
    побуж­дающим человека к созданию
    государства, считают страх перед
    агрессией со стороны других людей,
    опасение за жизнь и иму­щество. Другие
    же (Дж. Локк) ставят на первый план разум
    лю­дей, приведший их к соглашению о
    создании специального ор­гана —
    государства, способного лучше обеспечить
    права людей, чем их традиционные формы
    общежития. Контрактные теории государства
    подтверждаются некоторыми реальными
    фактами. Так, например, договорная
    система княжения существовала в Древнем
    Новгороде, где с приглашаемым на
    определенный срок князем заключался
    договор, невыполнение которого могло
    по­влечь за собой его изгнание. Под
    прямым влиянием теории «общественного
    договора» создавалось американское
    государ­ство — США. И все же, несмотря
    на эти и некоторые другие

    Теории происхождения государства.

    Древнейшей из всех
    является теологическая теория, возникшая
    с первыми рабовла­дельческими
    государствами. Ее представители (в
    Средние века – Фома Аквинский, в наше
    время – Д. Эйве, Ж. Маритэн) исходят из
    того, что источником государственной
    власти является боже­ственная воля:
    государство существовало всегда, оно
    вечно и народ должен во всем ему
    повиноваться. Основанием этой тео­рии
    является вера в бога, божественное
    начало всего сущего. Однако и в других
    современных теориях не отрицается, что
    в возникновении государства определенную
    роль сыграли жрецы,
    храмы, религия,
    церковь. Государство есть некая часть
    универ­сального порядка, создателем
    и правителем которого является бог.
    Цель и оправдание государства –
    предоставить человеку удовлетворительные
    средства существования, дать основу
    для морального и умственного развития.
    Одной из известных
    с древних времен является патриар­хальная
    теория. Ее родоначальником является
    Аристотель, ко­торый объяснял
    происхождение государства разрастанием
    се­мьи и трансформацией отеческой
    власти над детьми в государ­ственную
    власть монарха над своими подданными,
    обязанными ему подчиняться, а он должен
    проявлять о них отеческую забо­ту.
    Патриархальная теория трактует
    государство как большую семью, в которой
    отношения монарха и его подданных
    отожде­ствляются с отношениями отца
    и членов семьи. Государство, согласно
    этой концепции, возникает в результате
    соединения родов в племена, племен в
    общности, государства. Монарх дол­жен
    заботиться о своих подданных, а те, в
    свою очередь, долж­ны повиноваться
    правителю.
    По мнению сторонников
    теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский),
    государство возникло потому, что в
    первобытном обществе сильные племена
    покоряли слабые, и чтобы управлять
    завоеванными территориями и обеспечивать
    покорность, созда­ли специальный
    аппарат управления и подавления.
    Государство есть результат прямого
    политического действия – внутреннего
    или внешнего насилия, завоевания.
    Следствием победы боль­шинства над
    меньшинством или более сильного племени
    над более слабым является учреждение
    победителям государства. Оно становится
    органом управления побежденными. В
    резуль­тате завоевания возникает не
    только государство, но и деление общества
    на классы, частная собственность.
    Политическая
    теория, наряду с классовыми, выделяет
    и другие причины возникновения
    государства:
    а) углубление
    общественного разделения труда, выделение
    управления в целях повышения его
    эффективности в специаль­ную отрасль
    общественной деятельности. По мере
    развития производительных сил, расширения
    хозяйственных и иных свя­зей, укрупнения
    человеческих общностей у общества
    появилась потребность в усилении
    управленческих функций и сосредото­чении
    их у определенных лиц и органов;
    б) демографические
    факторы, изменения в воспроизводст­ве
    самого человека. Здесь имеется в виду
    рост численности и плотности населения,
    переход народов от кочевого к оседлому
    образу жизни, запрет кровосмешения и
    упорядочение брачных отношений. Все
    это повышало потребность общества в
    регули-ровании взаимосвязей между
    людьми, проживающими на опре­деленной
    территории. Выделяются и некоторые
    другие факто­ры, влияющие на образование
    государства (географические, эт­нические
    и т. п.). Итак, возникновение государственности
    обу­словлено многими причинами, среди
    которых различные кон­цепции выделяют
    обычно одну в качестве определяющей.
    Госу­дарство возникает, существует
    и развивается как результат ус­ложнения
    экономической и социальной жизни, форма
    удовле­творения потребностей в
    упорядочении, регулировании и управлении
    общественными делами.
    2 Понятие
    формы государства

    относится к важнейшим его характеристикам.
    Оно позволяет
    установить, как устроено государство,
    в каких формах организовано функционирование
    государственной власти, какими органами
    она представлена, каков порядок их
    образования и деятельности, срок
    полномочий, наконец, какими методами
    осуществляется государственная власть
    в стране.

    Выделяют
    три
    основных элемента в форме государства:

    форму
    правления,

    форму
    территориального (государственного)
    устройства

    политический
    (государственный) режим.

    В
    совокупности
    эти элементы раскрывают форму государства.
    Под
    формой
    правления обычно понимают организацию
    верховной государственной власти: ее
    высших и центральных органов, их
    компетенцию, взаимоотношения между
    собой и с населением.

    В зависимости от того, осуществляется
    ли верховная власть в государстве одним
    лицом или коллегиальным выборным
    органом, различают монархическую
    и
    республиканскую
    формы
    правления.
    Монархия
    обладает
    следующими юридическими признаками:
    1)
    это, как правило,
    единоличное правление
    ;
    2)
    власть
    монарха носит бессрочный, пожизненный
    характер и передается
    по наследству
    ;
    Выделяют
    две разновидности монархической формы
    правления
    :
    абсолютную
    (неограниченную)
    и ограниченную
    (парламентарную)
    монархию.
    В
    абсолютной

    монархии власть монарха безусловна и
    не ограничена никакой иной властью. В
    государстве отсутствуют какие-либо
    представительные учреждения, народ
    отстранен от государственной власти и
    не имеет возможности контролировать
    управление государством. Этот вид
    монархии характерен для древних форм
    правления периода рабовладения и для
    государств восточной деспотии.
    В
    ограниченной
    монархии власть монарха ограничивается
    конституцией и представительным органом
    (парламентом). Монарх не обладает всей
    полнотой власти и делит ее с парламентом.
    В целом монарх выполняет главным образом
    представительскую роль и символизирует
    единство нации и стабильность правового
    порядка.
    В
    настоящее время ограниченная монархическая
    форма правления существует в Великобритании,
    Испании, Швеции, Норвегии, Японии,
    неограниченная – в Саудовской Аравии,
    Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах
    (ОАЭ) и др.
    Для
    республиканской
    формы правления

    характерны следующие юридические
    признаки:
    1)
    высшие
    органы власти формируются путем выборов
    на определенный срок, либо должности в
    них замещаются путем назначения на
    определенный срок
    .
    Это означает, что в республике нет
    несменяемых должностей, и они не могут
    передаваться по наследству.
    2)
    должностные
    лица несут политическую и юридическую
    ответственность за невыполнение или
    ненадлежащее выполнение возложенных
    на них полномочий
    .
    Эта ответственность выражается в форме
    отставки правительства, роспуске
    парламента и т.д.
    Республиканская
    форма правления также относится к одной
    из древних. Республики были и в
    рабовладельческом мире, при феодальном
    строе (аристократическая республика в
    Древнем Риме или демократическая в
    Древней Греции, Новгородская и Псковская
    республики в феодальной Руси).
    Выделяют
    два
    вида республик:

    президентскую
    и парламентарную
    .
    Различие
    между этими двумя формами проводится
    в основном по порядку формирования
    правительства и
    его
    ответственности.
    Все
    другие признаки относятся к дополнительным.
    В
    президентской

    республике глава государства самостоятельно
    решает вопрос о формировании правительства,
    свободен в выборе министров и может
    уволить любого члена правительства в
    отставку или расформировать весь состав
    правительства. Парламент в президентской
    республике не имеет полномочий, касающихся
    формирования правительства, и последнее
    не несет ответственности перед
    парламентом. Кроме того, глава государства
    не обладает правом роспуска парламента,
    а парламент вправе возбудить вопрос об
    отрешении президента от должности в
    предусмотренных конституцией случаях.
    В этом виде республики президент нередко
    совмещает свой пост с должностью главы
    правительства.
    В
    парламентарной

    республике правительство формируется
    парламентом
    (партией, имеющей парламентское
    большинство), и оно несет ответственность
    за
    свою деятельность перед ним. Это означает,
    что парламент вправе объявить вотум
    недоверия всему составу правительства
    или отдельному его члену, и это влечет
    автоматический уход со своего поста
    министра или всего состава правительства.
    К
    числу президентских в настоящее время
    относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика
    Франция и др. К парламентарным республикам
    – Италия, Турция, Финляндия и др.
    В
    “чистом” виде президентские и
    парламентарные республики сегодня
    встречаются редко. Широко используются
    смешанные формы
    ,
    например,
    полупрезидентские

    или полупарламентарные
    республики. В таких моделях либо
    ограничивается власть парламента и
    усиливается исполнительная власть или,
    напротив, снижается роль президента.
    Например, в президентской республике
    устанавливается ответственность
    некоторых министров перед парламентом
    (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных
    республиках ограничивается вотум
    недоверия, который вправе вынести
    парламент, в частности, путем установления
    повышенного кворума (например, ФРГ).
    Понятие
    формы государственного устройства
    относится к характеристике территориальной
    организации государства.
    3
    Механизм
    государства

    — это целостная иерархическая система
    государственных органов и учреждений,
    практически осуществляющих государственную
    власть, задачи и функции государства.
    Необходимо
    выделить следующие характерные признаки
    механизма государства.
    Это
    целостная иерархическая система
    государственных органов и учреждений.
    Целостность ее обеспечивается едиными
    принципами организации и деятельности
    государственных органов и учреждений,
    едиными задачами и целями их деятельности.
    Первичными
    структурными частями (элементами)
    механизма являются государственные
    органы и учреждения, в которых работают
    государственные служащие (чиновники,
    иногда их называют управленцами).
    Государственные органы связаны между
    собой началами субординации и координации.
    Для
    обеспечения государственных властных
    велений он имеет непосредственные
    орудия (учреждения) принуждения,
    соответствующие техническому уровню
    каждой эпохи,— вооруженные отряды
    людей, тюрьмы и др. Без них не может
    обойтись ни одно государство.
    При
    помощи механизма государства практически
    осуществляется власть и выполняются
    функции государства.
    Между
    функциями государства и его механизмом
    существует прямая
    связь. В силу того, что механизм как раз
    и создается для выполнения функций
    государства, последним в этой связи
    принадлежит определяющая роль. Органы
    государства и учреждения вынуждены
    подстраиваться к изменяющимся его
    функциям. Если, к примеру, в обществе
    берут верх функции, вытекающие из
    классовых или национальных противоречий,
    то вслед за этим неизбежно выходят на
    первый план такие элементы механизма
    государства, как органы и учреждения
    насилия, принуждения.
    В
    целом понятия «механизм» и «аппарат»
    государства являются совпадающими по
    объему и содержанию. Считается, что
    термин «механизм» лишь подчеркивает
    целостность аппарата, его направленность
    на результативную деятельность.
    Таким
    образом, функции государственной власти
    реализуются посредством аппарата
    управления и принуждения, который
    называется государственным аппаратом.
    Наличие разветвленной системы
    государственных органов и организаций,
    как уже упоминалось выше, является
    основным атрибутивным признаком
    государства.
    4
    Правовое
    государство — это такая политическая
    организация общества, основанная на
    верховенстве закона, создающая условия
    для наиболее полного обеспечения прав
    и свобод человека; гражданина, а также
    последовательного ограничения
    государственной власти в целях
    недопустимости злоупотреблений с ее
    стороны.
    Отличительные
    признаки правового государства:
    1.
    Правовое государство, прежде всего
    предпо­лагает существование гражданского
    общества.
    В
    современной интерпретации гражданское
    обще­ство — это общество с” развитыми
    экономическими, культурными, правовыми
    и политическими отноше­ниями между
    его субъектами, независимое от
    госу­дарства, но взаимодействующее
    с ним, общество граждан высокого
    социального, экономического, по­литического,
    морального и культурного статуса,
    соз­дающих совместно с государством
    развитые право­вые отношения.
    2.
    Разделение власти. Как известно, теория
    раз­деления власти исходит из того,
    что для обеспечения нормального
    функционирования государства в нем
    должны существовать относительно
    независимые друг от друга ветви власти:
    законодательная, испол­нительная и
    судебная. Это препятствует сосредото­чению
    власти в руках одного лица или органа.
    В дан­ном случае каждая власть
    осуществляет свою функцию, которую
    другие власти не в состоянии вы­полнить.
    Законодательная власть — принимает
    зако­ны, исполнительная — обеспечивает
    их исполнение судебная — выносит на их
    основе решения, причем может привлекать
    к суду и членов за­конодательных
    органов, и членов правитель­ства как,
    частных лиц.
    3.
    Верховенство права. Данный признак
    правово­го государства означает, что
    ни один государствен­ный орган,
    должностное лицо, общественная
    органи­зация, ни один человек не
    освобождаются от обязанности подчиняться
    закону. Государство, под­чиняясь
    Юридическим нормам, становится одним
    из субъектов права и в этом качестве
    равноправно с другими субъектами. Без
    правового равенства между государством
    и личностью не может существовать ни
    право, ни Правовое государство. Любая
    попытка – го­сударственного органа
    ил и должностного лица выйти за Пределы
    права и поставить себя над людьми должна
    расцениваться как правонарушение.
    Верховенство права означает также, что
    государ­ство не вправе издавать
    законы, Противоречащие так называемому
    естественному праву, и вместе с тем оно
    обязано принимать все законы, которые
    обеспе­чивают естественные права
    человека.
    4.
    Реальность прав и свобод граждан. В
    правовом государстве права и Свободы
    граждан должны быть не только провозглашены,
    но и гарантированы госу­дарством. Как
    уже отмечалось, такими гарантиями могут
    быть законодательное закрепление
    условий, при котором возможно ограничение
    прав и свобод либо принятие законов,
    детализирующих права и свободы,
    провозглашенные в конституции.
    5.
    Политический и идеологический плюрализм.
    Правовое государство немыслимо без
    Существова­ния многочисленных
    политических организаций, пар­тий и
    оппозиции.
    Таким
    обрезом, гражданское общество и право­вое
    государство представляют собой
    взаимопредполагающие и взаимодополняющие
    стороны (дина­мическую и статическую)
    правового общества. В этом обществе
    спонтанное и рациональное начало,
    свобода и порядок уравновешены и в
    подчинение универсальным нормам
    организовано таким образом, что не
    только не подавляет, а наоборот,
    способствует проявлению самостоятельно­сти
    и независимости человека, развитию его
    индиви­дуальности.
    5
    Понятие,
    признаки и сущность права

    Слово
    “право” – многозначно, имеет богатое
    разностороннее содержание. Во-первых,
    его употребляют в общесоциальном смысле
    (моральное право, право народов и т.п.),
    в рамках которого речь идет о нравственных,
    политических, культурных и иных
    возможностях в поведении субъектов
    (например, моральное право руководить
    коллективом; поступить по совести;
    изменить, следуя моде, свой внешний вид;
    право члена общественного объединения
    и т.п.).
    Во-вторых,
    с помощью этого термина обозначается
    определенная правовая возможность
    конкретного субъекта. В данном случае
    такое право называется субъективным,
    принадлежащим личности и зависящим от
    его воли и желания (право на образование,
    на труд, на пользование культурными
    ценностями, на судебную защиту и т.д.).
    В-третьих,
    под правом понимают юридический
    инструмент, связанный с государством
    и состоящий из целой системы норм,
    институтов и отраслей. Это так называемое
    объективное право (конституция, законы,
    подзаконные акты, правовые обычаи,
    нормативные договоры).
    Наш
    объект рассмотрения – право именно в
    этом, последнем, смысле. В рамках такого
    понимания право есть система
    общеобязательных, формально определенных
    юридических норм, выражающих
    консолидированную волю общества
    (конкретные интересы различных классов,
    социальных групп, слоев), устанавливаемых
    и обеспечиваемых государством, и
    направленных на урегулирование
    общественных отношений.
    Право
    – социальный институт, имеющий свою
    собственную природу. Специфика права
    проявляется в его признаках, которые
    содержатся в приведенном выше определении.
    Эти признаки заключаются в следующем:
    1)
    право носило волевой характер, ибо оно
    есть проявление воли и сознания людей,
    но не любой воли, а прежде всего
    государственно выраженной воли классов,
    социальных групп, элит, большинства
    членов общества;
    2)
    общеобязательность, в чем воплощается
    суверенитет государства, означающий,
    что выше официальной, публичной власти
    в обществе никого нет и быть не может и
    что все принимаемые нормы права
    распространяются на всех либо большой
    круг субъектов;
    3)
    нормативность права заключается в том,
    что оно прежде всего состоит из норм,
    т.е. общих правил поведения, регулирующих
    значительный круг общественных отношений;
    4)
    связь с государством состоит в том, что
    право во многом принимается, применяется
    и обеспечивается государственной
    властью. Государство для того и
    функционирует, чтобы гарантировать
    соблюдение исполнения юридических
    норм;
    5)
    формальная определенность права
    заключается в том, что нормы права имеют
    внешне выраженную письменную форму,
    должны быть четко объективированы,
    точно определены, воплощены вовне;
    6)
    системность права проявляется в том,
    что оно представляет собой не механическую
    совокупность юридических норм, а
    внутренне согласованный, упорядоченный
    организм, где каждый элемент имеет свое
    место и играет свою роль, где юридические
    предписания взаимосвязаны, расположены
    определенным иерархическим образом,
    группируются по отраслям и институтам.
    Сущность
    права – “крепкий орешек”. Ее не
    так-то просто выявить, установить,
    поэтому чисто методически при рассмотрении
    сущности права важно учитывать две
    стороны – формальную и содержательную.
    С формальной точки зрения любое право
    по своей природе есть прежде всего
    регулятор и стимулятор общественных
    отношений. Однако если при анализе
    сущности права ограничиваться данным
    аспектом, то право в разные эпохи и в
    разных государствах будет одинаковым
    по своей сути, и мы никогда не сможем
    познать сущность права конкретного
    общества. Например, рабовладельческое
    право Древнего Рима и современное право
    Италии далеко не тождественны по своей
    сущности.
    Поэтому
    необходимо обратиться к содержательной
    стороне, позволяющей ответить на
    следующие вопросы: чьи интересы
    обслуживает в первую очередь данный
    регулятор, какие функции осуществляет
    в приоритетном порядке?
    История,
    социальная практика убедительно
    показывают, что право может использоваться
    в различных целях как средство
    первоочередного удовлетворения
    потребностей тех или иных классовых,
    общественных, религиозных, национальных,
    расовых и других интересов.
    Исходя
    из этого, можно выделить и соответствующие
    подходы к сущности права. Хронологически
    первым является классовый подход, в
    рамках которого право определяется как
    система гарантированных государством
    юридических норм, выражающих возведенную
    в закон государственную волю экономически
    господствующего класса. Здесь право
    используется в узких целях как средство
    для обеспечения главным образом интересов
    правящей группы.
    6 Источники
    права. Нормативно-правовой акт как
    основной источник права
    Для того чтобы
    стать реальностью и успешно выполнять
    присущие праву функции, оно должно иметь
    свое внешнее выражение, которое называют
    источником права.
    В российской правовой
    системе обычно различают следующие
    источники права:
    правовой обычай;
    акт
    референдума;
    нормативно-правовой
    акт.
    Среди источников российского
    права наиболее важное место занимают
    нормативно-правовые акты.
    Нормативно-правовой
    акт – это выраженное в письменной форме
    решение компетентного органа, в котором
    содержится норма права.
    В числе
    нормативно-правовых актов следует
    назвать законы, декреты, указы,
    постановления, приказы, решения и т.
    п.
    Система нормативно-правовых актов
    в каждой стране определяется конституцией,
    а также изданными на ее основе специальными
    законами, положениями о тех или иных
    государственных органах, правительственными
    постановлениями. Так, согласно действующей
    Конституции России, предусматривается,
    что высший представительный и
    законодательный орган России – Федеральное
    Собрание (парламент) принимает законы
    и постановления. Президент как глава
    государства издает указы и распоряжения.
    Правительство РФ издает постановления
    и распоряжения. Субъекты РФ в пределах
    своей компетенции принимают законы и
    иные нормативные акты.
    Все нормативно-правовые
    акты подразделяются на две группы:
    законы и подзаконные акты.
    Основанием
    данной классификации выступает
    юридическая сила, определяемая положением
    органа, издавшего нормативный акт. В
    зависимости от этого устанавливается
    строгая иерархия, определенная система
    расположения, соподчиненность
    нормативно-правовых актов.
    Закон – это
    акт представительного органа власти,
    изданный в установленном порядке,
    регламентирующий важнейшие общественные
    отношения и имеющий высшую юридическую
    силу.
    По юридической силе различают
    следующие законы:
    конституционные;
    текущие
    (обычные);
    чрезвычайные.
    Остальные
    нормативные акты издаются на основе и
    во исполнение закона – подзаконные акты.
    Различают следующие
    подзаконные
    акты:
    указы;
    распоряжения;
    постановления;
    приказы;
    решения;
    инструкции.
    Подзаконные
    акты должны соответствовать закону. В
    случае противоречия подзаконного акта
    закону – применяется норма закона.
    В
    зависимости от органов, издавших тот
    или иной нормативно-правовой акт, а
    также от территории, на которую
    распространяется его действие, нормативные
    акты в федеративном государстве делят
    на две группы: федеральные и субъектов
    федерации (республика, край, область).
    Первые
    распространяются на всю территорию
    России. Вторые имеют юридическую силу
    на определенной территории.
    В случае
    расхождения федеральных нормативно-правовых
    актов с нормативными актами субъектов,
    первые имеют приоритет над вторыми.

  2. Rk24 Ответить

    1. Функцией государства является
    1) разделение властей
    2) суверенитет
    3) поддержание общественного порядка
    4) наличие государственного аппарата
    2. Признаком правового государства является
    1) публичная власть
    2) единство территории
    3) разделение властей
    4) профессиональный аппарат управлении
    3. Основная задача российского парламента (Федерального Собрания) –
    1) обеспечивать исполнение государственного бюджета
    2) выступать гарантом Конституции
    3) осуществлять правосудие
    4) разрабатывать и принимать законы
    4. Верны ли следующие суждения?
    Демократическое государство как институт политической системы
    А. обладает монополией на применение силы в соответствии с законом
    Б. стоит вне закона, не подчиняется его требованиям
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верно и А. и Б
    4) оба суждения неверны
    5. Что является признаком любого государства?
    1) взимание налогов и сборов
    2) демократический режим
    3) разделение властей
    4) федеративное устройство
    6. Общим для демократического режима и республиканской формы правления признаком является
    1) господство исполнительной власти
    2) выборность в органы государственной власти
    3) взаимная ответственность государства и личности
    4) политический плюрализм
    7. Какой признак отличает республику от других форм правления?
    1) наличие главы государства
    2) выборность главы государства на определенный срок
    3) передача верховной власти по наследству
    4) наличие аппарата управления
    8. Нижней палатой парламента в России является
    1) Государственная Дума
    2) Совет Федерации
    3) Государственный Совет
    4) Федеральное Собрание
    9. Исполнительная власть в РФ принадлежит Правительству РФ:
    1) верно 2) неверно
    10. Что из перечисленного относится к исключительным признакам государства?
    1) право на установление и сбор налогов
    2) осуществление политической власти
    3) создание политических программ
    4) формирование руководящих органов на основе выборов
    11. Высшей формой политического волеизъявления народа в демократическом государстве является:
    1) референдум
    2) выборы депутатов Гос. Думы
    3)участие в демонстрациях протеста
    4)работа в профсоюзных организациях
    12. Какое из суждений о политическом режиме верно?
    1) Демократия возможна только при республиканской форме правления.
    2)Авторитаризм невозможен в монархических государствах.
    3)Демократия существует как в республиканских, так и в монархических государствах.
    4)В авторитарном государстве существует только одна массовая политическая партия
    13. Государство — единственный институт политической системы, который является носителем
    1) суверенитета 3) авторитета 2) власти 4) норм и обычаев
    14. Одним из условий благоприятных межнациональных отношений в демократическом обществе является
    1) соблюдение прав и свобод человека
    2) развитие частного предпринимательства
    3) усложнение социальной структуры общества
    4) ограничение социальной мобильности
    3) 15. В условиях тоталитарного режима в отличие от демократического
    1) господствует единая общеобязательная идеология
    2) государство является важнейшим элементом политической системы
    3) проводятся равные и свободные выборы
    4) личность имеет широкие возможности влиять на принятие политических решений
    16. В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы. Какая форма правления сложилась в стране Z?
    1) президентская республика
    2) авторитарная республика
    3) унитарная монархия
    4) конституционная монархия
    17. Правительство РФ
    1) разрабатывает и принимает законы
    2) управляет федеральной собственностью
    3) утверждает судебные решения
    4) решает вопросы предоставления гражданства
    18. Формами территориально-государственного устройства являются унитарные и республиканские государства:
    1) верно 2) неверно
    19. Государство обеспечивает поддержание правопорядка, оказание населению медицинских и образовательных услуг. Какая функция государства в экономической жизни проявляется в этой деятельности?
    1) обеспечение правового поля экономической деятельности
    2) производство общественных благ
    3) контроль объема денежной массы
    4) поддержание конкуренции, борьба с монополиями
    20. «Тирания» и «деспотия» являются одним из древнейших типов государственных режимов:
    1) верно 2) неверно

  3. docivanov Ответить

    При каких социально-политических условиях возникает государство
    ДАЮ 30 БАЛЛОВ Соотнесите страны и формы социально политических движений в которые в 1920…
    Соотнесите страны и формы социально политических движений в которые в 1920 году было…
    Общественно-политическое движение 1860-1880 годов основанное на социально политических…
    Соотнесите страны и формы социально политических движений в которые в 1920 году было…
    Почему существуют разные точки зрения о социально-экономических и политических…
    Приведите примеры социально экономичских и политических прав. Какие для вас наиболее…
    Приведите примеры политических, экономических и социально-культурных мифов XXI века и…
    Совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей. форм…
    Проанализируйте влияние социально экономических и политических процессов в жизни России…
    Необходимость социально-экономических и политических реформ в России в начале 20 века ?
    покажите связь основных положений Уложения 1649 и социально-экономических и политических…
    Какими признаками обладает государство как социально- политический институт?
    План по егэ социально политическое государство развернутый план
    В каких социально-исторических условиях происходило формирование творческой личности…

  4. Garrickk Ответить

    При каких социально-политических условиях возникает государство?
    ДАЮ 30 БАЛЛОВ Соотнесите страны и формы социально политических движений в которые в 1920…
    Соотнесите страны и формы социально политических движений в которые в 1920 году было…
    Общественно-политическое движение 1860-1880 годов основанное на социально политических…
    Соотнесите страны и формы социально политических движений в которые в 1920 году было…
    Почему существуют разные точки зрения о социально-экономических и политических…
    Приведите примеры социально экономичских и политических прав. Какие для вас наиболее…
    Приведите примеры политических, экономических и социально-культурных мифов XXI века и…
    Совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей. форм…
    Проанализируйте влияние социально экономических и политических процессов в жизни России…
    Необходимость социально-экономических и политических реформ в России в начале 20 века ?
    покажите связь основных положений Уложения 1649 и социально-экономических и политических…
    Какими признаками обладает государство как социально- политический институт?
    План по егэ социально политическое государство развернутый план
    В каких социально-исторических условиях происходило формирование творческой личности…

  5. Nazar.Kupjak Ответить

    Государство – политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.
    Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.
    Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.
    Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования, но не послужили его причиной.
    Основными причинами возникновения государства являются:
    1. переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);
    2. создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена, которое обусловило разрыв между трудом и собственностью и появление частной собственности на орудия и продукты труда;
    3. социально-классовое расслоение членов общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны.
    В связи с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека созрела потребность по-новому организовать общество и обеспечить управление социальными процессами. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги.
    Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.
    Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической — божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической — социально-экономические факторы; в теории насилия — военно-политические факторы и т. д.
    Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.

    Формы возникновения государства

    Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.
    Сторонники одной точки зрения выделяют три наиболее яркие формы:
    азиатская;
    рабовладельческая;
    прафеодальная.
    Азиатская форма («азиатский способ производства») наибольшее распространение получила на Востоке — Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п. Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная обшина, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства.
    В Азии формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. К этим работам привлекались огромные массы людей, совместная деятельность которых нуждалась в скоординированном управлении. При этом родо- племенная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, постепенно трансформировалась в государственные органы. Политическое господство возникло из выполнения общественной функции. Выросла численность аппарата управления, стабилизировались специализация и профессионализм управления. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы (которые первоначально были неустойчивы, так как собственность терялась при потере должности) и классовое разделение общества.
    Как свидетельствуют последние археологические данные и исторические исследования, типичной и наиболее распространенной формой образования государства может быть именно восточный (азиатский) путь возникновения государства, отражающий постепенное преобразование общественных властных структур в государственный механизм, защищающий первоначально интересы всей общины, так как имущественная дифференциация и классовое деление идут параллельно образованию государства.
    По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собствен ности и раскола общества на классы.
    Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Формированию Афинского государства предшествовало образование целой серии городов-государств. Эти города имели четкую социальную и имущественную дифференциацию населения. Они обеспечивали политическое, административно-хозяйственное и религиозное управление не только городской общиной, но и прилегающим сельским населением с помошью специализирующихся на этой деятельности людей.
    В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).
    Ряд ученых считают, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).
    Сторонники другой точки зрения, исходящие преимущественно из евроцентристских позиций, выделяют тоже три формы, но несколько иные:
    древнегреческая;
    древнеримская;
    древнегерманская (возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена).

  6. sostoron Ответить

    Верны ли следующие суждения о социальной группе?
    А. Человек в группе может выполнять различные роли: от лидера до рядового.
    Б. Человек одновременно является участником нескольких социальных групп.
    1) верно только А; 2)верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
    3. Одним из критериев стратификации является:
    1) пол; 2) возраст; 3) место жительства; 4) доход.
    4. В европейских странах переход от сословной структуры общества к классовой произошел в:
    1)X в.; 2) XII в.; 3) XVIIIв.; 4) XXI в.
    5. Верны ли следующие суждения об исторических типах стратификации?
    А. Страты возникли в связи с переходом к капиталистическому обществу.
    Б.При феодализме основным типом стратификации были сословия.
    1) верно только А; 2)верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
    В1. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
    А) социальный статус 1) место человека в социальной структуре общества
    Б) социальная группа 2) совокупность представлений, существующих в обществе,
    о поведении, правах и обязанностях человека, занимающего
    определенное положение;
    В) социальная роль 3) совокупность людей, выделенных по каким-либо социально-
    значимым признакам;
    Г) имидж 4) определенное поведение, соответствующее положению
    человека в обществе.
    В2. Все перечисленные термины, за исключением одного, относятся к понятию «исторические типы стратификации». Выпишите этот термин.
    Касты, граждане, классы, сословия, рабство.

  7. NickAltair Ответить

    Верны ли следующие суждения о социальной группе?
    А. Человек в группе может выполнять различные роли: от лидера до рядового.
    Б. Человек одновременно является участником нескольких социальных групп.
    1) верно только А; 2)верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
    3. Одним из критериев стратификации является:
    1) пол; 2) возраст; 3) место жительства; 4) доход.
    4. В европейских странах переход от сословной структуры общества к классовой произошел в:
    1)X в.; 2) XII в.; 3) XVIIIв.; 4) XXI в.
    5. Верны ли следующие суждения об исторических типах стратификации?
    А. Страты возникли в связи с переходом к капиталистическому обществу.
    Б.При феодализме основным типом стратификации были сословия.
    1) верно только А; 2)верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
    В1. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
    А) социальный статус 1) место человека в социальной структуре общества
    Б) социальная группа 2) совокупность представлений, существующих в обществе,
    о поведении, правах и обязанностях человека, занимающего
    определенное положение;
    В) социальная роль 3) совокупность людей, выделенных по каким-либо социально-
    значимым признакам;
    Г) имидж 4) определенное поведение, соответствующее положению
    человека в обществе.
    В2. Все перечисленные термины, за исключением одного, относятся к понятию «исторические типы стратификации». Выпишите этот термин.
    Касты, граждане, классы, сословия, рабство.

  8. Deathstorm Ответить

    если расстояние между объектами по экватору составляет 17°, то чему равно это расстояние в км?
    Охарактеризуйте отношения французов к германскому вторжению в 1940 г. Что лежало в основе той или иной позиции?
    составить словосочетания со словами:оловянный,деревянный,стеклянный,ветреный,подлинный,юный,синий,зелёный,румяный,багряный,свиной,старинный огненный,клюквенный,тыквенный,соломенный,серебряный,песчаный,юность,юннат.
    KMPT-Ромб  Найти:угол MKO , угол MPT Срочно!
    один з ланцюгів ДНК має відносну молекулярну масу 56 925. визначте кількість амінокислот мономерів білка закодованого цим ланцюгом ДНК.
    деление с остатком 7:6=
    первые 12км пути путешествиник шел пешком, а остаток пути проехал на гоночном мотоцикле. Какое расстояние он проехал на мотоцикле,если скорость езды 160км/ч, скорость ходьбы 5км/ч, а средняя скорость оказалась равной 40км/ч?
    Установите соответствия между именами современников:
    1)Иван 3————————————–А) митрополит Петр
    2)Дмитрий Донской——————–Б) хан Ахмат
    3)Иван Калита—————————В) Мамай
    4)Василий …
    ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!!!
    Детская форма амавротической семейной идиотии
    (Тей-Сакса) наследуется как аутосомный рецессивный признак и заканчивается
    обычно смертельным исходом к 4-5 годам. Первый ребенок в семье умер от этой
    болез…
    Сочинение или рассуждение краткое на тему потребности человека!!! Прошу ребят поймите очень срочно надо.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *