При каких условиях может появляться в слове орфограмма согласная буква?

7 ответов на вопрос “При каких условиях может появляться в слове орфограмма согласная буква?”

  1. Ironseeker Ответить

    Подчеркивание орфограмм – это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.
    Орфограммы – это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.
    Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм – двумя.

    Список обязательных орфограмм первого класса

    Большая буква в начале предложения.
    Имена собственные.
    Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
    Мягкий знак – показатель мягкости.
    Разделительный мягкий знак*.
    Сочетания ЧК-ЧН.
    Проверяемые безударные гласные в корне слова.
    Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
    Имена собственные.
    Предлоги.
    * Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
    * Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова  проходятся не во всех программах первого класса.

    Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

    Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут  ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

    Образец устного разбора

    Мы  – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Машей – пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
    Идём – орфограмм нет.
    Гулять – орфограмма – мягкий знак показатель мягкости.
    В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Чащу – ча пишем с А. Орфограмма –  сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной
    Чащу – щу пишем с У. Орфограмма –  сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Цветут – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Цвету?т – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВEТ. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).
    Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма –  сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Бы?стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
    Бежи?т – орфограмма  – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
    Бежит – жи пишем с И. Орфограмма –  сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.
    Колю?чий – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКOЛ.
    Ёж – орфограмма – парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Пищaт – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово писк.
    Пищат – ща пишем с А. Орфограмма –  сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
    Пушистые – ши пишем с И. Орфограмма –  сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
    Мышки – орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы?ши.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Птички – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
    Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.
    Гнёзда – орфограмм нет.
    . – В конце предложения ставится точка.

    Выделяем орфограммы

    1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
    2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
    3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях – двумя чертами, гласную одной.
    чашка
    4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
    очки
    5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.
    лови?л – улoв
    6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней – двумя.*
    дуб – дубы, ложка – ложек
    7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву – двумя. Если непроизносимой согласной нет – подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове – первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней – двумя чертами.*
    местный – место, опасный – опасен
    8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет – двумя.
    семья
    9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.
    коллаж
    *некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней – одной чертой.
    С четвертого класса при обозначении орфограммы учитель может требовать обозначить часть слова, в которой найдена орфограмма – приставку, корень, суффикс или окончание.

  2. Cefyn Ответить

    Орфограмма – это такое место в слове, написать которое правильно можно не на основании здравого смысла, а согласно правилам правописания. Здравый смысл основывается на том, что слышит ухо. Морфемный принцип, традиция и аналогия – три кита русской орфографии. С юных лет школьников учат находить “подводные камни” орфографии, узнавать подозрительные места и не спешить, останавливаться, задумываться над тем, какую букву нужно написать, слитно, раздельно или через дефис.
    Буквы – это знаки. Использование любых знаков предполагает кодировку. В случае с правописанием звуковые реалии трансформируются в визуальные, при этом предполагается полноценная обратная перекодировка – из визуальных во звуковые. То есть мы можем записать то, что говорим, и прочитать то, что написали. Где код и программирование, там возникает необходимость выбора из предложенных вариантов в зависимости от ситуации. Всё это звучит мудрено, а на самом деле любой думающий ребёнок способен выбрать правильную букву, склоняя слово, находя однокоренные слова, где сомнительное место (орфограмма) находится под ударением, и т. д.
    Основные орфограммы перечислены здесь, подробные правила с примерами можно найти на сайте грамота.ру, посвящённом разным аспектам грамотности, в том числе и правописанию.
    Типичная проблема – правописание безударных гласных, поскольку редукция гласных звуков во внеударных позициях – одно из свойств русской фонетики, отличающей наш язык не только других славянских, но и вообще от большинства языков в мире. Чаще всего она проявляется в необходимости писать “о” там, где слышится “а”. На самом деле там “слышится” ни “о”, ни “а”, а возможны совсем другие звуки, для которых нет букв в русском алфавите, но большинству говорящих по-русски привычно узнавать в них именно “а”. Распознать орфограмму – полдела, нужно ещё правильно определить участь сомнительной буквы. Часто получается так, что перестраховщики видят в любом безударном звуке “а” замаскированную букву “о” и пишут “пороль” или “удолить”. То есть понимание того, что данной позиции (безударной) соответствует какое-то правило правописания, уже есть, но умения его применить для правильного выбора ещё нет.
    Изменения в правилах, призванные упростить правописание, часто приводят к появлению ошибок нового типа. До революции приставки раз- и без- писались всегда с буквой “з” в конце, например “разсказъ”. Типичной ошибкой было написание буквы “с” вместо “з”, поскольку перед глухими согласными происходила ассимиляция по звонкости-глухости. Теперь же, когда правильно писать рассказ, ученики “экономят” на второй букве “с”. С приставкой без– вообще конфуз приключился: с отменой букв “ять” и “ер” написание слова “бес” полностью совпало с написанием приставки перед глухими согласными. и вот уже мнительные люди ищут и находят “славного беса” в слове бесславный, а поскольку слов с данной приставкой в русском языке очень много, то бесы атакуют тех, чьё внимание занято не теми знаками, которым следует уделять внимание, по крайней мере – на письме.
    Люди часто путают орфографию с грамматикой. Тревожные возгласы в СМИ и Интернете о том, куда же катится русский язык, в большинстве случаев оказываются сетованиями именно на орфографические ошибки или на робкие разговоры об изменении правил правописания. Когда вместо заяц предлагают писать “заец”, русский язык никуда не катится – это лишь обсуждение целесообразности перекодировки в конкретном случае. Язык катится тогда, когда употребление несклоняемого существительного кофе становится позволительным с прилагательными в среднем роде. Ещё дальше язык покатится, если это слово начнут склонять, но даже тогда речь пойдёт о внутренней логике развития языка, а не обязательно о его порче.

  3. Seamonkey Ответить


    Цели:

    1. Сформировать умение писать слова с парными
    согласными на конце слова, формировать
    способность изменять форму слова, подбирать
    однокоренные слова, сравнивать в них
    произношение и написание корня, развивать
    орфографическую зоркость;
    2. Повторить алгоритм проверки безударной
    гласной в корне слова, закрепить умение работать
    с текстом, находить слова на новую орфограмму.
    3. Развивать мыслительные операции: аналогию,
    обобщение.
    Мыслительные операции, необходимые на этапе
    проектирования: аналогия, обобщение.

    Демонстрационный материал:

    1. Алгоритм проверки безударной гласной в корне
    слова.
    надо:
    изменить … или
    подобрать …
    так, чтобы …

    2. Алгоритм проверки парной согласной в корне.
    надо.
    изменить … или
    подобрать …
    так, чтобы …

    3. Эталон для самопроверки, (упр.238, стр. 197)

    4. Орфографическая горка.


    Ход урока.
    I. Самоопределение к учебной деятельности (1-2
    мин).
    ЦЕЛЬ:

    Мотивировать учащихся к учебной деятельности
    посредством создания эмоциональной остановки.
    Определить содержательные рамки урока.

    Организация учебного процесса на этапе I:

    1. – Сегодня на уроке мы продолжим путешествие
    по орфографическому царству, узнаем много
    нового, интересного и необычного.
    – Хотите?
    – Да.
    – Где есть желание, найдется путь.
    – Над какими орфограммами работали на
    предыдущих уроках?
    – Безударная гласная в корне слова.
    – Чему мы научились?
    – Мы умеем проверять безударную гласную в корне
    слова..
    2. Минута чистописании: (индивид. + общая)
    аоиея

    II. Актуализация знаний и затруднение в
    индивидуальной деятельности (5-6 мин.)
    ЦЕЛЬ:

    Актуализировать учебные знания и умения,
    необходимые для восприятия нового материала;
    повторить алгоритм проверки безударной гласной
    в корне слова, написание сочетаний жи – ши.
    Актуализировать мыслительные операции,
    необходимые и достаточные для восприятия нового
    материала: аналогия, обобщение.
    Зафиксировать необходимость введения правила
    проверки парной согласной в корне слова.

    Организация учебного процесса на II этапе.

    – Запись на доске:
    Зима, гриб, снега, жил, шина.
    – Прочитайте слова.
    – Чем похожи эти слова?
    – В словах есть орфограммы.
    – Разделите слова на группы, запишите в тетрадь,
    выделите орфограммы.
    * (Дети работают в тетрадях, один ученик на
    закрытой части доски.) Самооценка: +- + –
    (Критерии)
    – Что у вас получилось. Кол – ая оценка: + –
    Предполагаемые ответы детей.
    Дети: В первый столбик запишем слова: жил, шина.
    Учитель: Почему?
    Дети: Это слова с сочетанием жи – ши.
    Учитель: Как правильно пишется сочетания жи – ши.
    Дети: Сочетания жи – ши пишутся с буквой И.
    На доске появляется правило в виде схемы.
    Учитель: Во второй столбик какие слова записали?
    Дети: Во второй столбик записали слова зима, снега.
    Учитель: Почему?
    Дети: Это слова с безударной гласной в корне слова.
    Учитель: Как проверить безударный гласный в корне
    слова?
    Дети: Чтобы поверить безударный гласный в корне
    слова, надо изменить форму слова или подобрать
    однокоренное слово так, чтобы безударный гласный
    стал ударный.
    На доске появляется алгоритм проверки
    безударного гласного в корне.
    надо:
    изменить … или
    подобрать …
    так, чтобы …

    Учитель: Молодцы, справились с заданием!
    А слово гриб вы в какой столбик записали?
    (Предполагаемые ответы детей).
    – А можно это слово записать в третий столбик.
    Учитель: – Почему?
    Докажите.
    Дети: В слове гриб есть буква, которая слышится не
    так как написана.
    Учитель: Что с ним происходит?
    Дети: Оглушается. Согласный требует проверки.
    Учитель: Почему?
    Дети: Произносится один звук, а обозначается
    другой буквой.
    Учитель: Как можно назвать такой звук?
    Предполагаемые ответы детей: Сомнительный
    Хитрый.

    III. Постановка учебной задачи: (2-3 мин)
    Цели:

    Организовать коммуникативное взаимодействие, в
    ходе которого выявляется и фиксируется
    необходимость выведения правила о проверке слов
    с парной согласной на конце слова (в кроне слова).
    Согласовать цель и тему урока.

    Организация учебного процесса на этапе III.

    Учитель: Почему при записи слова гриб возникло
    затруднение?
    Ответы детей:
    Дети: Мы не встречались с этой орфограммой на
    уроках русского языка. Мы не знаем способ
    проверки этой орфограммы.
    Учитель: – Чему будем учится на уроке.
    Дети: Будем учится проверять слова с парной
    согласной на конце слова.
    Учитель: Сформулируйте тему урока:
    Дети: Правописание слов с парной согласной на
    конце слова.

    IV. Строение проекта выхода из затруднения. (10-11
    мин.)
    Цели:

    1. Организовать коммуникативное взаимодействие
    для выведения алгоритма проверки слов с парной
    согласной на конце слова.
    2. Зафиксировать алгоритм проверки в знаковой и
    вербальной форме.

    Организация учебного процесса на этапе IY.

    Учитель: Прокомментируйте орфограмму слове
    Гриб. (Учитель пишет на доске, дети в тетрадях)
    Дети: В слове есть парная звонкая согласная буква,
    которая на конце слова оглушается.
    Учитель: – Как проверить орфограмму?
    – Сможем ли мы применить известные алгоритмы
    проверки для слова гриб?
    (Предполагаемые ответы детей.)

    – В какой части слова находится орфограмма?
    – В корне слова.
    – Как мы умеем проверять орфограмму в корне
    слова?
    – Надо изменить форму слова гриб – грибы,
    грибок.
    Учитель: – Нужный нам звук слышится?
    Дети: В этих словах согласный звук слышится звонко.
    Учитель: Смогли ли мы воспользоваться известным нам
    алгоритмом?
    Дети: Да.
    Учитель: Чем отличается новый алгоритм от известных?
    Дети: В проверочном слове проверяемый согласный
    должен слышится ясно, после него стоит гласная.
    Учитель: – Как проверить парный согласный на конце
    слова?
    – Сформулируйте правило.
    Дети: Чтобы проверить парную согласную букву на
    конце слова, надо изменить это слово или
    подобрать родственное так, чтобы после
    согласного звука появился гласный, и этот звук
    слышался ясно.
    На доске появляется алгоритм проверки парного
    согласного в корне слова.
    надо:
    изменить … или
    подобрать …
    так, чтобы …

    – Повторите правило проверки по алгоритму.

    ФИЗМИНУТКА.

    V. Первичное закрепление во внешней речи. (4-5
    мин.)
    Цель:

    1. Зафиксировать способ проверки парной
    согласной на конце слова, в гормкой речи.

    Организация учебного процесса на этапе Y.

    Работа по учебнику Бунеева. Р.Н. русский язык 2
    класс с.137 упр. 238.
    – Прочитайте 1 цепочку слов.
    Арбуз, арбузы, нет арбуза.
    – Какие это слова?
    Форма одного и того же слова.
    – Какое слово в цепочке требует проверки?
    Почему.
    В слове арбуз буква з, а звук ……………….
    – Какие слова будут проверочными и почему?
    В словах арбузы, нет арбуза согласный звук ………
    произносится ясно.
    – Запишите в тетрадях сначала проверочные
    слова, а потом слово где согласная буква
    оглушается.
    Запись на доске и в тетрадях.

    – Как проверили парный согласный на конце слова?
    (ответы детей)
    – Поработаем в парах.
    Прочитайте следующую цепочку слов. (Дети
    проговаривают алгоритм проверки в парах,
    комментируют запись слов в громкой речи.)


    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по
    эталону (внутренняя речь) 4-5 мин.
    Цели:

    1. Тренировать способность к самоконтролю,
    самооценке.
    2. Проверить умение проверять парный согласный в
    конце слова, подбирать проверочные слова.

    Организация учебного процесса ни этапе YI.

    – Я думаю, теперь вы самостоятельно сможете
    закончить это упражнение, применив алгоритм.
    Желаю успеха!
    Дети работают в тетрадях, а один ученик на
    закрытой части доски.
    – Стоп! Закончим работу. Проверьте работу.
    Самопроверка по эталону. (На доске учителем
    написано упр. 238 с. 137)
    – Кто допустил ошибку при написании слов с
    парной согласной на конце слова?
    – Кто допустил ошибку в выборе проверочного
    слова?
    – Почему?
    – Над чем надо поработать?
    Запомнить алгоритм проверки парной согласной
    на конце слова и уметь применять его.
    – Молодцы, кто нашел и исправил ошибки.
    Поставьте на полях знак «?»
    – У кого нет ошибок?
    Отлично! Умницы! Поставьте на полях «+».
    Повторное чтение правила проверки парной
    согласной на конце слова с.138 (2 мин)
    Подсказки как легче подобрать проверочное
    слово.
    – Это однокоренные слова? (Нет. Изменили форму)
    VII. Включение в систему знаний, повторение.
    (4-5мин.)
    Цели
    :
    1. Тренировать способность к нахождению и
    проверке слов с парной согласной на конце слова.
    2. Закрепить умение их правильного написания.

    Организация учебного процесса ни этапе YII.

    Работа с доской. На доске текст. Постарайся
    списать весь текст и найти слова с новой
    орфограммой, в скобках написать проверочное
    слово.
    Образцом служит первое предложение.
    укутал деревья. Дуб
    в мохнатой шапке. На ветках берез белый шарф.
    Молодая елочка спряталась в сугроб. Не страшен
    деревьям холод и мороз.
    – Дети работают в тетрадях.
    – Стоп! Положите ручки. Кто сколько успел
    написать.
    – Прочитайте второе предложение.
    – Назовите слова с новой орфограммой.
    Проверочное слово.
    Молодцы! Вы сегодня прекрасно работали.
    Если успеем:
    Как вы думаете, а в словах обед и завтрак есть
    новая орфограмма?
    Почему? Докажите. (Подбирают проверочные слова)
    – Кто объяснит значение этих слов? В чем их
    сходство? В чем различие?
    Завтрак и обед – это приёмы пищи.
    Завтрак – это утренняя еда, обед – еда в
    середине дня.
    – Обед означает не только прием пищи в
    определенное время. Какое значение имеет обед в
    следующих предложениях.
    Сегодня у нас вкусный обед. (пища)
    Отец приехал в самый обед. (время)
    Магазин сейчас закрыт: обед. (перерыв в работе)
    У слова обед несколько значений, а у слова
    завтрак интересное происхождение.
    (Рассказ учителя).
    У слова обед несколько значений, а у слова
    завтрак интересное происхождение. Слово завтрак
    тесно связано со словом завтра. Чтобы
    приготовить еду, древним людям требовалось много
    времени. Для этого надо было обработать тушу
    убитого животного, зажечь огонь, приготовить еду.
    Пища готовилась на другое утро, на завтра, и
    поэтому называлась завтраком. С рассветом надо
    было идти на поиски новой пищи: ягод, корешков,
    растений. Некогда было ждать, пока приготовится
    еда. И в этом не было необходимости: завтрак был
    готов уже с вечера. В современных условиях можно
    приготовить завтрак за десять – пятнадцать
    минут и быстро его съесть. Но все равно он
    называется завтраком.
    – Запишите слова завтрак и обед. Поставьте
    ударение, выделите безударные гласные, запомните
    их написание. (Словарные слова)
    – Сколько здесь орфограмм? (по 2)

    VIII. Рефлексия учебной деятельности. (3
    мин.)
    Цели:

    1. Зафиксировать новый алгоритм проверки парных
    согласных на конце слова.
    2. Оценить результаты деятельности.
    3. Согласовать домашнее задание.

    Организация учебного процесса на этапе YIII.

    – Назовите тему сегодняшнего урока?
    – Какие цели мы ставили перед собой?
    – Достигли ли мы этих целей?
    – Что нам помогло?
    Нарисуйте орфографическую горку в тетрадях на
    полях.
    – У кого были затруднения в работе? (дети
    поднимают руку)
    Вы стоите у подножия орфографической горки.
    Поставьте знак «?»
    – Вы хорошо усвоили алгоритм проверки парных
    согласных, на конце слова, но вам нужна помощь
    учителя. Вы стоите на склоне горы. Поставьте знак
    «+».
    Как вы думаете, следует ли нам потренироваться
    в нахождении и проверке слов с парной согласной
    на конце слова. (Ответы детей).

    Д/з:
    Кто поднялся на вершину горы – дома
    придумать 5 предложений, в каждом должно быть
    слово с новой орфограммой.
    Кому было трудно, выполнить упражнение 239 с.138.
    Урок окончен. Спасибо за работу.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *