При каком императоре в россии появились сенат синод коллегии?

7 ответов на вопрос “При каком императоре в россии появились сенат синод коллегии?”

  1. Атмосфера Ответить

    В качестве главной характерной особенности вновь созданного Синода в России можно назвать признание его иерархически равными представителями восточного патриархата. Интересно, что на территории других православных государств подобным органам доставались только второстепенные роли.
    Властью внутри церкви собственной страны, подобной управлению в России, обладал только греческий Синод. На самом деле церкви этих двух государств по своему устройству были похожи во многом. Восточные патриархи власть Священного Синода равной собственной.
    На сегодняшний день Синод РПЦ при патриархе является совещательным органом с включением в своем составе постоянных и временных членов. Также данный орган власти обладает правом собственноручного дополнения Духовного регламента определениями и узаконениями (при условии их предварительной отправки к Патриарху на утверждение).
    В современных условиях своего функционирования Синод РПЦ, в принципе, не являясь управляющим органом, все же продолжает быть в жизни церкви далеко не на последних позициях, чьи решения и постановления принято считать обязательными к исполнению во всех епархиях. При этом должности обер-прокурора сейчас уже не существует.
    Сегодня церковь от государства считается отделенной в плане управления. По этой причине она не может оказывать существенного влияния ни на внутреннюю, ни на внешнюю политику. Таким образом, она не может считаться органом государственной власти.

  2. Tygolrajas Ответить

    После того, как была принята Табель о рангах (закон о порядке государственной службы в Российской империи, регулирующий соотношение чинов по старшинству и последовательность производства в чины), члены Сената назначались царем из числа гражданских и военных чиновников первых трёх классов.
    В первые годы существования Сенат занимался государственными доходами и расходами, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за бюрократическим аппаратом. Вскоре в центре и на местах были введены должности фискалов, которые доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и других подобных действиях. После создания коллегий (центральных органов отраслевого управления) в Сенат вошли все главы коллегий, однако такой порядок просуществовал недолго, и впоследствии главы коллегий в Сенат не входили. Сенат осуществлял надзор за всеми коллегиями, кроме иностранной. Была введена должность генерал?прокурора, который контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Генерал?прокурор и обер?прокурор Сената подчинялись только государю. Основной функцией прокурорского контроля была забота о соблюдении правопорядка.
    С 1711 по 1714 гг. местом пребывания Сената была Москва, но иногда на время, в целом составе или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург, который с 1714 г. стал постоянным его местопребыванием. В Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время. В Москве осталась часть сенатской канцелярии.
    В апреле 1714 г. был издан запрет приносить царю жалобы на несправедливые решения Сената, что являлось для России нововведением. До того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 г., причем за принесение жалобы на Сенат была установлена была смертная казнь.
    После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно изменялись. Создавались другие высшие государственные органы, к которым переходили функции Сената. При Екатерине II Сенат был отстранен от основных, имеющих политическое значение законодательных функций. Формально Сенат был высшей судебной инстанцией, однако большое влияние на его деятельность оказывали решения генерального прокурора и допущение жалоб на него (несмотря на формальный запрет). Екатерина II предпочитала возлагать функции Сената на своих доверенных лиц.
    В 1802 г. Александр I издал указ о правах и обязанностях Сената, который, однако, почти не повлиял на реальное положение дел. У Сената было формальное право разрабатывать законопроекты и впоследствии представлять их императору, однако он этим правом на практике не пользовался. После учреждения в этом же году министерств за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора, поскольку основные управленческие функции остались за Комитетом министров (ставшим высшим органом исполнительной власти).
    В 1872 г. в составе Сената было создано “Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах” – высший политический суд России.
    К началу XX в. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам. В 1906 г. был учрежден Верховный уголовный суд, рассматривавший преступления главным образом чиновников.
    В 1917 г. были упразднены Особое присутствие и Верховный уголовный суд.
    Декретом Советской власти от 5 декабря (22 ноября) 1917 г. Сенат был упразднен.
    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

  3. Turan Ответить

    Имп. Ека­те­ри­на II вновь несколько ог­ра­ни­чи­ла влия­ние С. Она ос­та­ви­ла за со­бой пра­во пред­пи­сы­вать С. вто­рич­ное рас­смот­ре­ние за­кон­чен­но­го де­ла в слу­чае, ес­ли най­дёт это нуж­ным [указ от 19(30).7.1762]; по­тре­бо­ва­ла ука­зом от 2(13).6.1763 пре­дос­тав­ле­ния еже­днев­ных ра­пор­тов из С. о ре­шён­ных в нём де­лах. Ма­ни­фе­стом от 15(26).12.1763 раз­де­ли­ла С. на де­пар­та­мен­ты: 1–4-й в С.-Пе­тер­бур­ге, 5–6-й в Мо­ск­ве, ко­торые фак­ти­че­ски при­об­ре­ли ха­рак­тер со­во­куп­но­сти центр. уч­ре­ж­де­ний. Ка­ж­дый деп-т по об­ще­му пра­ви­лу дей­ст­во­вал не­за­ви­си­мо от др. де­пар­та­мен­тов, ре­шал де­ла собств. вла­стью (гл. от­ли­чие от преж­них де­пар­та­мен­тов), оп­ре­де­лён­ной те­ма­тич. на­прав­лен­но­сти и/или тер­ри­то­ри­аль­ной при­над­леж­но­сти. Су­ще­ст­вен­ное зна­че­ние име­ли 1-й (адм. де­ла, де­ла по ге­роль­дии и мн. др.) и 2-й (су­деб­ные, апел­ля­ци­он­ные и ме­же­вые де­ла) де­пар­та­мен­ты. Ре­ше­ния при­ни­ма­лись еди­но­глас­но, в спор­ных слу­ча­ях де­ло пе­ре­но­си­лось в об­щее со­б­ра­ние С. (с 1763 со­б­ра­ния пе­терб. и моск. де­пар­та­мен­тов, в 19 в. – об­щие со­б­ра­ния де­пар­та­мен­тов пре­им. од­ной те­ма­тич. на­прав­лен­но­сти), а ес­ли не мог­ло быть ре­ше­но и здесь, то на Вы­со­чай­шее ус­мот­ре­ние. В 1774 роль ген.-про­ку­ро­ра воз­рос­ла, по ре­ше­нию имп. Ека­те­ри­ны II он дол­жен был над­зи­рать за про­из-вом дел в 1-м деп-те, об­щем со­б­ра­нии, на­блю­дать за дея­тель­но­стью обер-про­ку­ро­ров в др. де­пар­та­мен­тах, яв­лял­ся гл. на­чаль­ни­ком как се­нат­ской кан­це­ля­рии, так и кан­це­ля­рий всех де­пар­та­мен­тов. Об­щее при­сут­ст­вие все­го С. со­би­ра­лось в осо­бо тор­жеств. слу­ча­ях, напр. при при­не­се­нии при­ся­ги но­во­му им­пе­ра­то­ру.
    В хо­де ми­ни­стер­ской ре­фор­мы 1802 С. по­те­рял зна­че­ние выс­ше­го ор­га­на гос. вла­сти, фак­ти­че­ски стал центр. су­деб­ным уч­ре­ж­де­ни­ем и ор­га­ном над­зо­ра за за­кон­но­стью, под­чи­нён­ным ми­ни­ст­ру юс­ти­ции. Вме­сте с тем ука­зом имп. Алек­сан­д­ра I от 8(20).9.1802 С. объ­яв­лен «вер­хов­ным ме­стом им­пе­рии», ко­то­ро­му под­чи­не­ны все «при­сут­ст­вен­ные мес­та» (на прак­ти­ке эта нор­ма не при­ме­ня­лась: в 1803 ми­ни­ст­ры по­лу­чи­ли пра­во лич­ных док­ла­дов им­пе­ра­то­ру). С. рас­смат­ри­вал су­деб­ные де­ла в апел­ля­ци­он­ных де­пар­та­мен­тах (с рас­пре­де­ле­ни­ем гражд. и уго­лов­ных дел по тер­ри­то­ри­аль­ной при­над­леж­но­сти). Зна­че­ние С. как выс­шей апел­ля­ци­он­ной ин­стан­ции бы­ло ог­ра­ни­че­но: ми­нистр юс­ти­ции по­лу­чил пра­во ос­та­нав­ли­вать ре­шён­ные де­пар­та­мен­та­ми С. де­ла и тре­бо­вать рас­смот­ре­ния их в об­щих со­б­ра­ни­ях С., а при его не­со­гла­сии с ре­ше­ни­ем об­щих со­б­ра­ний – пред­став­лять де­ло на рас­смот­ре­ние Деп-та гражд. и ду­хов­ных дел Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­та, об­ра­зо­ван­но­го в 1810. В 19 в., на­ря­ду с преж­ни­ми де­пар­та­мен­та­ми, дей­ст­во­ва­ли так­же де­пар­та­мен­ты – 7-й (1805–72) и 8-й (1805–70) в Мо­ск­ве, 9–10-й (1842–75) в Вар­ша­ве. Фор­мой чрез­вы­чай­но­го над­зо­ра С. за дея­тель­но­стью ме­ст­ных уч­ре­ж­де­ний бы­ли се­на­тор­ские ре­ви­зии.
    С 1860–70-х гг. зна­че­ние С. как ор­га­на адм. юс­ти­ции воз­рос­ло. В хо­де су­деб­ной ре­фор­мы 1864 он пре­об­ра­зо­ван в выс­шую кас­са­ци­он­ную су­деб­ную ин­стан­цию: в 1866 в С. об­ра­зо­ва­ны Гра­ж­дан­ский и Уго­лов­ный кас­са­ци­он­ные де­пар­та­мен­ты, ши­ро­ко поль­зо­вав­шие­ся пра­вом тол­ко­вать за­ко­но­да­тель­ст­во, ос­но­вы­ва­ясь на «об­щем смыс­ле за­ко­нов»; зна­чит. ме­сто в дея­тель­но­сти С. за­ня­ло тол­ко­ва­ние за­ко­нов о по­зе­мель­ном уст­рой­ст­ве, ор­га­нах кре­сть­ян­ско­го управ­ле­ния и са­мо­управ­ле­ния (в 1884 эти де­ла со­сре­до­то­че­ны во вновь соз­дан­ном 2-м деп-те). Апел­ля­ци­он­ные де­пар­та­мен­ты уп­разд­ня­лись по ме­ре вве­де­ния но­вых су­деб­ных уч­ре­ж­де­ний на всём про­стран­ст­ве им­пе­рии (за­вер­ше­но в 1897). В 1872–1917 Осо­бое при­сут­ст­вие Пра­ви­тель­ст­вую­ще­го Се­на­та рас­смат­ри­ва­ло отд. по­ли­тич. де­ла в ка­че­ст­ве су­да пер­вой ин­стан­ции. В 1898 для рас­смот­ре­ния жа­лоб и про­тес­тов на ре­ше­ния и при­го­во­ры до­ре­фор­мен­ных су­деб­ных уч­ре­ж­де­ний, Рим­ско-ка­то­лич. ду­хов­ной кол­ле­гии и Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ской ду­хов­ной кон­си­сто­рии и пр. был об­ра­зо­ван Су­деб­ный деп-т Се­на­та.
    Се­на­то­ры на­зна­ча­лись мо­нар­хом, име­ли чи­ны не ни­же пер­вых трёх клас­сов Та­бе­ли о ран­гах; их чис­лен­ность не рег­ла­мен­ти­ро­ва­лась (в 18 в. от 9 до 30 чел., в 19 в. – св. 100 чел.). В 19 в. часть се­на­то­ров «при­сут­ст­во­ва­ла» в С. (105 чел. в 1874), для ос­таль­ных зва­ние се­на­то­ра бы­ло по­чёт­ным и не свя­зы­ва­лось с к.-л. обя­зан­но­стя­ми («не­при­сут­ст­вую­щие се­на­то­ры», 55 чел. в 1874). С. об­на­ро­до­вал за­ко­но­дат. ак­ты. Пер­во­на­чаль­но С. рас­сы­лал за­ко­но­дат. ак­ты и рас­по­ря­же­ния центр. и ме­ст­ным ор­га­нам вла­сти в ви­де отд. от­тис­ков, позд­нее пуб­ли­ко­вал их в га­зе­тах «Санкт-Пе­тер­бург­ские се­нат­ские ве­до­мо­сти» (1809–1917; с 1893 «Сенатские ведомости») и «Со­б­ра­ние уза­ко­не­ний и рас­по­ря­же­ний пра­ви­тель­ст­ва» (с 1863). Из­да­вал так­же «Ре­ше­ния…» Гра­ж­дан­ско­го и Уго­лов­но­го кас­са­ци­он­ных де­пар­та­мен­тов (с 1867). При С. сфор­ми­ро­вал­ся ар­хив – бо­га­тей­шее со­б­ра­ние до­ку­мен­тов [частично опубл. в из­да­ни­ях: «Док­ла­ды и при­го­во­ры, со­сто­яв­шие­ся в Пра­ви­тель­ст­вую­щем Се­на­те в цар­ст­во­ва­ние Пет­ра Ве­ли­ко­го» (т. 1–6, 1880–1901), «Се­нат­ский ар­хив» (т. 1–15, 1888–1913) и др.]. Для С. бы­ли по­строе­ны спец. здания в Москве (1776–87, арх. М. Ф. Ка­за­ков) и в С.-Пе­тер­бур­ге (1829–34, арх. К. И. Рос­си).
    По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 все пра­ва им­пе­ра­то­ра по от­но­ше­нию к С. бы­ли при­свое­ны Врем. пра­ви­тель­ст­ву. С. уп­разд­нён по­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 Дек­ре­том СНК о су­де № 1 от 22.11(5.12).1917.

  4. DE_LUX Ответить

    Переход к абсолютизму, который осуществлялся при Петре I, повлек за собой изменение всей государственной системы. Старая система, в которой царь работал с Боярской думой и приказами морально устарела. При том, что в абсолютной монархии правитель был одновременно главой всех властей (судебной, законодательной и исполнительной), ему, разумеется, требовался большой штат специалистов и учреждений для выполнения этих функций.
    Указ о создании Сената был подписан лично Петром I в феврале $1711$ г. накануне Прутского похода. Этот орган изначально должен был заменять царя во время его отсутствия. Поэтому естественно, что членами Сената стали только приближенные к царю лица.

    Деятельность Сената

    Вскоре Сенат стал постоянным высшим государственным органом. В его ведении были вопросы финансов, управления торговлей, правосудия и т.д. То есть Сенат стал высшим законосовещательным, судебным и органом управления при царе.
    Подробно обязанности, права и правила для Сената были перечислены в Указе «О должности Сената», изданном в апреле $1722$ г. Кроме того, Указ привел в порядок взаимодействие Сената с другими учреждениями и чиновниками: генерал-губернаторами и другими властями губерний, коллегиями.

  5. Opinn Ответить

    Сенат (в России)
    Сенат в России, Правительствующий сенат, высший орган управления, превратившийся в 19 в. в высший орган суда и надзора. Учрежден указом Петра I 22 февраля 1711. Первоначально функционировал как временный коллегиальный орган для управления страной в отсутствие царя, заменивший Боярскую думу. Являлся законосовещательным органом, судебно-апелляционной инстанцией. Осуществлял также надзор за коллегиями (кроме иностранной). Вначале состоял из 9 членов и обер-секретаря. Члены С. ? сенаторы ? назначались царём из числа гражданских и военных чиновников первых трёх классов (по Табели о рангах).
    В 1722 учреждены должности генерал-прокурора, рекетмейстера (приём жалоб и прошений на решения и волокиту государственных учреждений) и герольдмейстера (учёт и заведование службой дворян), а также конторы: сенатская, ревизионная, раскольничья. С. в отсутствие царя мог принимать законы. Со 2-й четверти 18 в. значение С. падает, его ограничивают Верховный тайный совет, затем Кабинет министров. В 1741 делается попытка восстановить значение С., однако с 1756 он был вновь оттеснён Конференцией при высочайшем дворе. Попытка поднять значение С. (проект Н. И. Панина) повлекла реформу С. (1763), по которой С. был разделён на 6 департаментов: 4 в Петербурге и 2 в Москве, 1-й ведал важнейшими делами управления, 2-й ? судебными, 3-й ? окраинами, путями сообщения, медицинским делом и образованием, 4-й ? военным управлением; московские департаменты соответствовали 1-му и 2-му петербургским департаментам. С 1775 деятельность С. ограничивалась чисто судебными функциями. С созданием министерств (1802) С. превратился в высший орган суда и надзора. К середине 19 в. С. представлял собой совокупность 12 полусамостоятельных департаментов, нескольких общих собраний и других учреждений, объединяемых лишь главенством генерал-прокурора, ставшего с учреждением министерств и министром юстиции. В состав каждого департамента входили несколько сенаторов, назначаемых пожизненно царём, во главе стоял обер-прокурор. По мере введения судебных уставов 1864 апелляционные департаменты С. стали закрываться. В 1872 в составе С. создано «Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах» ? высший политический суд России.
    К началу 20 в. С. состоял из 6 департаментов (1-го, 2-го, судебного, герольдии, 2 кассационных), Особого и Высшего дисциплинарного присутствий, 3 общих собраний и 5 соединённых присутствий департаментов. В 1906 при С. был учрежден Верховный уголовный суд, рассматривавший преступления главным образом чиновников. После падения самодержавия в 1917 были упразднены Особое присутствие и Верховный уголовный суд. Остальной аппарат С. остался без изменений. С. упразднён декретом Сов. власти от 22 ноября (5 декабря) 1917.
    Лит.: Ерошкин Н. П., Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968.
    Н. П. Ерошкин.
    Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
    1969—1978.

  6. I am Venom Ответить

    В 1718 году, царь Пётр I впервые высказался о необходимости изменения структуры церковного управления и создания Духовной коллегии. Писать проект учреждения Духовной коллегии царь поручил епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) (1681–1736), вызванному в Санкт-Петербург ещё в 1716 году. Именно Феофан с той поры и стал главным помощником Петра в деле проведения церковной реформы. Плодом его труда явился Духовный регламент, составленный к 1720 году, а затем прочитанный и исправленный самим монархом. Главной причиной, по которой была необходима отмена Патриаршества, Феофан считал опасность совместного существования двух властей – духовной и светской. «Простой народ, – говорилось в Духовном регламенте, – не знает, как различается власть духовная от самодержавной, и удивленный славой и честью верховного пастыря церкви, помышляет, что этот правитель есть второй государь, самодержцу равносильный, или ещё и больше его, и что духовный чин есть другое лучшее государство».
    Другими причинами, по которым церковная реформа была необходима её устроителям, считались: во-первых то, что дела церковного управления при «соборной форме» правления могут идти непрерывно, не задерживаясь за болезнью или кончиной Патриарха, и, во-вторых: правда быстрее достижима при участии в управлении нескольких лиц, а решения «собора», то есть Духовной коллегии, в глазах народа будут авторитетнее и менее зависимы от влияния разных сильных людей.
    25 января 1721 года царь издал манифест об открытии Духовной коллегии, а 14 февраля того года в Санкт-Петербурге состоялось ее торжественное открытие. Впрочем, вместо Духовной коллегии новую церковную власть тогда же стали именовать Святейшим Синодом.
    Для членов Святейшего Синода Петр I установил специальную присягу, в которую была включена клятва в «верной службе» представителям царствовавшей династии, обязанность «благовременно объявлять… о ущербе Его Величества интереса, вреде и убытке» и хранить служебные тайны. Иерархи клялись в верности антиканоническому возглавлению церковной власти светским монархом («крайнему судии» Духовной коллегии). Присяга в неизменном виде существовала вплоть до начала XX века.
    Для осуществления контроля над Святейшим Синодом Пётр, которого опыт научил не доверять своим чиновникам, 11 мая 1722 года создал должность обер-прокурора, указав выбрать на неё «из офицеров доброго человека». Обер-­прокурор был назван «оком государевым» и «стряпчим по делам государственным». Он имел в своём распоряжении синодальную канцелярию и был обязан (по инструкции) находиться «в заседаниях присутствия» Святейшего Синода. В течение Синодального периода церковной истории должность обер-прокурора Святейшего Синода занимали тридцать четыре человека.
    Начиная с 1740-х годов значение обер-прокурорской власти постепенно усиливалось, хотя обер-прокуроры в XVIII веке были фигурами с ограниченным влиянием, которое зависело от характера носителей этой должности и степени близости правивших иерархов ко Двору. При императоре Павле I произошёл даже уникальный случай, когда император через архиепископа Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова), уполномочил Синод самостоятельно избрать кандидата на должность обер-прокурора.
    В XIX веке ситуация кардинально изменилась. Обер­-прокуроры стали лично монополизировать всю информацию, поступавшую из епархиальных консисторий, и фактически навязывали свои решения Святейшиму Синоду. Начиная с царствования императора Александра I отчёты царю представлял непосредственно обер-прокурор – личные доклады монарху членов Святейшего Синода прекратились. Связь между Синодом и верховной властью стала проходить через обер-прокурора.
    Особенно укрепились власть и влияние обер-прокуроров в эпоху императора Николая I при графе Н. А. Протасове. Он был единоличным руководителем церковного управления. При Протасове 1 августа 1836 года появилась особая канцелярия обер-прокурора, которой предоставлялось право решать все дела, касавшиеся церковного управления.
    При императоре Николае II произошло окончательное юридическое оформление обер-прокурорской должности: 6 января 1901 года государь утвердил мнение Государственного Совета, согласно которому обер-прокурор Святейшего Синода получил право присутствовать «в Государственном Совете, Совете министров и Комитете министров на равных с министрами основаниях». Тем самым права обер-прокурора были приравнены к правам министров.
    При этом юридической власти в Святейшем Синоде обер-прокурор никогда не имел, будучи, по мнению современников, «образом и видом власти без самой власти», ее призраком. Но располагая огромными полномочиями, обер-прокурор, так же как и Святейший Синод, не мог быть полным хозяином в Церкви: «на хозяйничанье его никто не уполномочивал, – писал последний протопресвитер русской армии и флота Георгий Шавельский, – и хозяином его никто не мог признать. Он мог всё разрушить, что бы ни создавал Синод, но не мог ничего создать без Синода. Так и жила Церковь без ответственного хозяина, без единой направляющей воли». Это было тем более оскорбительно для Синода, что еще в XVIII веке по просьбе Петра I восточные Константинопольский и Антиохийский Патриархи в особой грамоте от 23 сентября 1723 года признали каноническое достоинство Синода.
    Святейший Синод имел административную и законодательную власть в Церкви, располагая правом издавать определения и узаконения по делам веры, предоставляя их на утверждение самодержавной власти. Святейший Синод входил в обсуждение вопросов об открытии новых епархий и викариатств, учреждении новых должностей и духовно­учебных заведений. Им же определялся порядок церковной жизни, избирание кандидатов на епископские кафедры, утверждение и увольнение настоятелей и настоятельниц монастырей, разрешение вопросов о снятии священного сана и монашеского чина, о награждении клириков, открытии новых храмов и обителей, осуществление цензурирования догматических и некоторых других сочинений, свидетельствование мощей святых, установление новых праздников, крестных ходов.
    Святейший Синод заведовал делами «Санкт-Петербургской епархии Святейшего Синода» (или Санкт-Петербургской Синодальной области) до появления в ней самостоятельных епархиальных архиереев (см. Синодальная область).
    Первоначально, по «Духовному регламенту», Синод должен был состоять из двенадцати человек. 25 января 1721 года в состав Святейшего Синода были назначены: президент – митрополит Стефан (Яворский), два вице-президента – архиепископы Феодосий (Янковский) и Феофан (Прокопович), четыре советника из архимандритов и четыре асессора из протопопов. В последующие годы состав Синода неоднократно подвергался изменениям: в 1722 году к его членам прибавили по одному советнику и асессору; в 1724 году, по смерти митрополита Стефана, звание президента упразднили, оставив двух вице¬президентов с шестью советниками и тремя асессорами, в 1726 году было уже восемь советников, два асессора и вызванные «на чреду служения» архимандриты.
    С 1727 года прежние наименования (вице-президент, советник, асессор) уже не встречаются, их заменило общее выражение «член Синода». Архиереи занимали места в Святейшем Синоде в соответствии со старшинством своих епархий. В 1730 году, при императрице Анне Иоанновне, в Святейший Синод снова были назначены архимандриты и протопопы (четыре архиерея, три архимандрита и два протопопа), но так как в течение ряда лет состав его членов не пополнялся, то к 1738 году там заседал только один епископ. Зачастую решения принимались только двумя синодальными архимандритами и одним протопопом. К началу 1741 года в составе Святейшего Синода было три архиерея и три архимандрита. При императрице Екатерине II, в 1763 году, Святейший Синод был ограничен шестью членами (тремя епископами, двумя архимандритами и одним протопопом).
    Отношение верховной власти к Святейшему Синоду и специфическое понимание императрицей его функций характеризуется имеющимися сведениями о том, будто Екатерина II вскоре после вступления на престол намеревалась назначить членом Святейшего Синода своего будущего фаворита Г. А. Потёмкина. Потемкин получил задание «место свое иметь за обер-прокурорским столом» и был предназначен в будущем «к действительному по сему месту упражнению». Это место за обер-прокурорским столом он имел в течение шести лет (с 19 августа 1763 года по 25 сентября 1769 года). Из этого начинания ничего, впрочем, не вышло – светские лица в Святейший Синод не попали.
    С начала XIX века в Святейший Синод перестали назначать архимандритов. Тогда же по именному указу от 12 июня 1805 года к заседаниям Святейшего Синода стали привлекать епархиальных архиереев – по очереди и на срок от одного года до трех лет. По штату, составленному на 9 июля 1819 года, в Святейшем Синоде было положено иметь семь человек. Столичный архиерей назывался первенствующим членом Святейшего Синода. Звание члена считалось пожизненным. После 1819 года постоянными членами Святейшего Синода в силу занимаемой кафедры стали митрополиты Московский и Киевский. Остальные иерархи и иереи, принимавшие участие в работе Святейшего Синода, именовались присутствующими. В 1835 году император Николай I назначил к присутствию в Святейшем Синоде своего сына – наследника престола великого князя Александра Николаевича. Назначение мирянина вызвало негативную реакцию со стороны русского епископата и прежде всего митрополита Московского Филарета (Дроздова). Это заставило великого князя воздержаться от участия в заседаниях Святейшего Синода, но сам факт подобного назначения – показателен.
    В целом, со времени императора Николая I светские власти внимательно следили, чтобы состав Святейшего Синода менялся чаще, а со второй половины XIX столетия стало традицией назначать к участию в заседаниях на два, редко на три года. После 1885 года и вплоть до правления императора Николая II в состав присутствующих в Святейшем Синоде перестали назначать и представителей белого духовенства (протопопов и протоиереев). При Николае II представители белого духовенства допускались в Святейший Синод в качестве исключения. В нем в разное время присутствовали протопресвитеры военного и морского духовенства, протопресвитеры придворного духовенства, а в 1908 году к присутствию был назначен имевший всероссийскую известность протоиерей Иоанн Кронштадтский.
    Сессия Святейшего Синода под председательством сщмч. Владимира (Богоявленского), митр. Киевского (в центре), слева от него — архиеп. Финляндский Сергий (Страгородский). 1914-15 гг. Фото из Православной Энциклопедии К началу XX века стало нормой номинальное руководство Святейшего Синода столичным митрополитом – первоприсутствующим членом. За всю Синодальную историю было только два исключения из этого правила – с конца 1898 года по 1900 год первоприсутствующим являлся Киевский митрополит Иоанникий (Руднев), а с конца 1915 года по март 1917 года – Киевский митрополит Владимир (Богоявленский). Санкт-Петербургский митрополит, как и любой епископ Православной Российской Церкви, назначался «по указу Его Императорского Величества». Первенствующий член Святейшего Синода председательствовал на заседаниях, руководил прениями, мог в некоторых случаях влиять на их исход, мог возбуждать новые вопросы (последнего права не были лишены и остальные члены Святейшего Синода). Но в течение XIX века влияние столичных митрополитов на ход церковных дел все же было стеснено политическими рамками: регулярно сноситься с носителем верховной власти на очерченных законом основаниях он не мог. Только в феврале 1916 года император Николай II издал повеление, предоставившее первенствующему члену Святейшего Синода права лично делать царю доклады по важнейшим делам. Но в силу инерции этим правом митрополит Владимир (Богоявленский), в то время являвшийся первенствующим членом Святейшего Синода, так и не воспользовался.
    С 1721 года и вплоть до революции 1917 года заседания Святейшего Синода проводились три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. На время заседаний в Синоде архиереи не освобождались от управления своими епархиями, а в эпоху обер-прокурорства К. П. Победоносцева (в 1880–1905 годы) стало практиковаться и назначение в Святейший Синод заштатных архиереев. Для заседаний синодальные члены собирались на летнюю (с 1 июня) и зимнюю (с 1 ноября) сессии. Обычно принципиальные проблемы решались зимой, второстепенные – летом. Из постоянных членов Святейшего Синода бессменно заседал митрополит Санкт-Петербургский. Митрополиты Московский и Киевский обычно вызывались на зимние сессии. Часто от голосов именно этих трёх митрополитов зависело направление того или иного синодального дела, ибо они, в отличие от остальных, участвовали в работе Святейшего Синода бессменно.
    Изменения в личный состав Святейшего Синода и обер-прокуратуры внесла революция 1917 года. Временное правительство, как некогда император, ввело в состав министров и нового обер-прокурора, который 14 апреля 1917 года добился указа новой власти об освобождении всех членов Святейшего Синода и о назначении новых. Первый послереволюционный состав Святейшего Синода 29 апреля 1917 года заявил, что главная его задача – содействие созыву Всероссийского Поместного Собора. В конце июля 1917 года Святейший Синод постановил своим определением, что ввиду предстоявшего в Москве 15 августа открытия Поместного Собора он переносит свою работу в Первопрестольную. Работа Святейшего Синода в Петрограде была завершена, и его члены выехали из здания Сената и Синода, в котором синодальные заседания проводились с первой половины 1830-х годов. До того Святейший Синод заседал в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове столицы. Тогда же, 5 августа 1917 года, постановлением Временного правительства было учреждено Министерство исповеданий, в ведение которого перешли дела обер-прокуратуры и департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. До преобразования высшего церковного управления Поместным Собором министр исповеданий, которым стал последний в русской церковной истории обер-прокурор Святейшего Синода А. В. Карташёв, получал права и обязанности обер-прокурора и даже министра внутренних дел (по принадлежности).
    В ноябре 1917 года на Поместном Соборе впервые за 217 лет был избран патриарх. 17 ноября 1917 года Поместный Собор постановил, среди прочего, со дня возведения на патриаршую кафедру во всех храмах Православной Российской Церкви совершать поминовение Его Святейшества вместо Святейшего Синода, что и последовало с патриаршего настолования 21 ноября того года. А 20 января 1918 года Синод был упразднен и декретом советской власти, очевидно, как старое “политическое” ведомство. 31 января того года Поместный Собор постановил, что вновь учреждённые Священный Синод и Высший Церковный Совет принимают дела церковного управления у Святейшего Синода с 1 февраля. В тот же день Святейший Синод, соответственно, принял своё последнее Определение – за № 273 – “О передаче дел Святейшего Синода Святейшему Патриарху, Священному Синоду и Высшему Церковному Совету”. Таким образом 1/14 февраля 1918 года стало днём упразднения Святейшего Синода. В то время патриарх Московский и всея России, святитель Тихон, отмечал символичность этой даты: “14 февраля 1721 года открыт был Святейший Правительствующий Синод и 14-го же февраля (по новому стилю) 1918 года прекратил свои действия” [1].

    Первенствующие члены

    Феофан (Прокопович) (15 июля 1726 – 8 сентября 1736)
    Амвросий (Юшкевич) (29 мая 1740 – 17 мая 1745)
    Стефан (Калиновский) (18 августа 1745 – 16 сентября 1753)
    Платон (Малиновский) (1753 – 14 июня 1754)
    Сильвестр (Кулябка) (1754 – 1757)
    Димитрий (Сеченов) (22 октября 1757 — 14 декабря 1767)
    Гавриил (Петров) (22 сентября 1770 – 16 октября 1799)
    Амвросий (Подобедов) (16 октября 1799 – 26 марта 1818)
    Михаил (Десницкий) (1818 – 24 марта 1821)
    Серафим (Глаголевский) (26 марта 1821 – 17 января 1843)
    Антоний (Рафальский) (17 января 1843 – 4 ноября 1848)
    Никанор (Клементьевский) (20 ноября 1848 – 17 сентября 1856)
    Григорий (Постников) (1 октября 1856 – 17 июня 1860)
    Исидор (Никольский) (1 июля 1860 – 7 сентября 1892)
    Палладий (Раев-Писарев) (18 октября 1892 – 5 декабря 1898)
    Иоанникий (Руднев) (25 декабря 1898 – 7 июня 1900)
    Антоний (Вадковский) (9 июня 1900 – 2 ноября 1912)
    Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1912 – 6 марта 1917)

    Обер-прокуроры

    Список обер-прокуроров Синода см. в статье обер-прокурор.

    Использованные материалы

    Фирсов С. Л. История Санкт-Петербургской епархии:
    http://www.mitropolia-spb.ru/about/history/
    Синод Святейший Правительствующий // портал Русское Православие:
    http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?rpc2_1704
    Упразднение Петром I патриаршества и учреждение Святейшего Правительствующего Синода// Русская Православная Церковь, 988-1988. Очерки истории I-XIX вв. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988, вып. 1
    http://www.sedmitza.ru/index.html?did=6849
    Смолич И. История Русской Церкви, гл. II: “Церковь и Государство”:
    http://kds.eparhia.ru/bibliot/istorserkvi/smolih/glava2/4/
    Тарасов К. К. К 80-летию восстановления Патриаршества// Богословские труды, 1998, вып. № 34, сс. 186-192:
    http://www.btrudy.ru/resources/BT34/186_Tarasov.pdf
    [1] Прибавления к Церковным ведомостям, 1918, № 7/8, с. 323, цит. по Тарасов К. К. К 80-летию восстановления Патриаршества// Богословские труды, 1998, вып. № 34, сс. 186-192: http://www.btrudy.ru/resources/BT34/186_Tarasov.pdf

  7. JoJoshakar Ответить

    22 февраля (5 марта) 1711 г. в Петербурге по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.
    Постоянные отлучки Петра I из страны мешали ему заниматься текущими делами управления. На время своего отсутствия он поручал ведение дел нескольким доверенным лицам. 22 февраля (5 марта) 1711 г. эти полномочия были возложены на новое учреждение, названное Правительствующим Сенатом.
    Сенат осуществлял всю полноту власти в стране в отсутствие государя и координировал работу других государственных учреждений.
    В состав нового учреждения вошли девять человек: граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, боярин Тихон Никитич Стрешнев, князь Петр Алексеевич Голицын, князь Михаил Владимирович Долгорукий, князь Григорий Андреевич Племянников, князь Григорий Иванович Волконский, генерал-кригсцальмейстер Михаил Михайлович Самарин, генерал-квартирмейстер Василий Андреевич Апухтин и Назарий Петрович Мельницкий. Обер-секретарем был назначен Анисим Щукин.
    В первые годы существования Сенат заботился о государственных доходах и расходах, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за разветвлённым бюрократическим аппаратом. Через несколько дней после учреждения Сената 5 (16) марта 1711 г. в центре и на местах были введены должности фискалов, которые доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящих вред государству. Указом императора от 28 марта 1714 г. «О должности фискалов» эта служба получила окончательное оформление.
    В 1718-1722 гг. в состав Сената входили все президенты коллегий. Была введена должность генерал-прокурора, который контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Генерал-прокурор и обер-прокурор Сената подчинялись только государю. Основной функцией прокурорского контроля была забота о соблюдении правопорядка. Первым генерал-прокурором был назначен Павел Иванович Ягужинский.
    После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно изменялись. Сенат вместо Правительствующего стал именоваться Высоким. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна издала Указ «О восстановлении власти Сената в правлении внутренних государственных дел», но реальное значение Сената в делах внутреннего управления было невелико.
    После учреждения в 1802 г. министерств за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора.
    22 ноября (5 декабря) 1917 г. декретом Совнаркома «О суде» было постановлено «упразднить доныне существующие общие судебные установления, как то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами…».
    Лит.: Гогель С. К. … Правительствующий сенат в XIX столетии: Компетенция. Делопроизводство. Уголовный процесс. Охранение прав личности / СПб., 1911; Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе // Российское законодательство X-XX вв. Т. 4. М., 1986; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/senat1.htm; Филиппов А. Н. Правительствующий сенат при Петре Великом и его ближайших преемниках: (1711-1741 гг.). СПб., 1911.
    См. также в Президентской библиотеке:
    Иванов П. И. (1794-1864). Сенат при Петре Великом. [Санкт-Петербург: Б. и., 1859];
    История Правительствующего Сената за 200 лет, 1711-1911: в 5 т. СПб., 1911. Т. 1: Правительствующий Сенат в царствование Петра Великого;
    История Правительствующего Сената за 200 лет, 1711-1911: в 5 т. СПб., 1911. Т. 2: Правительствующий сенат в царствования Елисаветы Петровны и Петра Феодоровича / Сост. А. Е. Пресняков, Н. Д. Чечулин;
    История Правительствующего Сената за 200 лет, 1711-1911: в 5 т. СПб., 1911. Т. 3: Правительствующий Сенат в XIX столетии до реформ 60-х годов / Сост. Э. Н. Берендтс, В. А. Гаген, С. К. Гогель, И. А. Блинов;
    История Правительствующего Сената за 200 лет, 1711-1911: в 5 т. СПб., 1911. Т. 4: Правительствующий сенат в XIX столетии после реформ 60-х годов / Сост. И. А. Блинов, В. А. Гаген, С. К. Гогель;
    История Правительствующего Сената за 200 лет, 1711-1911: в 5 т. СПб., 1911. Т. 5, дополнительный: Местонахождение, помещение и убранство Сената со дня его учреждения по настоящее время; Форменная одежда сенаторов, чинов обер-прокурорского надзора и Канцелярии Правительствующего сената; Издания при Сенате / Сост. Н. В. Граве;
    Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. 4. № 2321;
    Правительствующий сенат: краткий исторический очерк и биографии сенаторов. СПб., 1912;
    Троцина К. Е. История судебных учреждений в России. СПб., 1851;
    Цейль М. А. Правительствующий сенат: Справочная книга. СПб., 1898.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *