Причина гибели курска и сколько дней продержались моряки?

18 ответов на вопрос “Причина гибели курска и сколько дней продержались моряки?”

  1. Goldendefender Ответить

    Официальная версия гласит: трагедия произошла 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени в Баренцевом море в результате взрыва торпеды 65-76А в торпедном аппарате № 4, повлекшего за собой взрыв остальных торпед, находившихся в первом отсеке АПРК. По мнению следствия, первый взрыв произошел в результате утечки водородной смеси из образовавшихся микротрещин на корпусе торпеды, которые возникли вследствие «нештатных процессов». Вытекшая смесь, взорвавшись, разрушила торпедный аппарат № 4 и находившийся рядом аппарат № 2.
    Второй взрыв произошел две минуты спустя, в 11 часов 30 минут 44,5 секунды. Он полностью разрушил носовую часть «Курска». Люди, находившиеся во 2-м, 3-м, 4-м, 5-м и 5-бис отсеках, погибли «в короткий промежуток времени – от нескольких десятков секунд до нескольких минут».
    Непосредственная причина гибели лодки – взрыв торпеды и последующая детонация боезапаса – вопросов не вызывает, их вызывают причины, которые привели собственно к взрыву самой торпеды, и то, что происходило в дальнейшем.
    По официальной версии, подводники погибли в течение первых 7-8 часов после взрыва лодки, хотя непосредственно во время катастрофы представители ВМФ сообщали о «продолжающихся стуках», которые были слышны изнутри лодки. В опубликованной таблице записей вахтенного журнала крейсера «Петр Великий», находившегося в районе гибели лодки, говорится, что стуки изнутри лодки продолжались до 11:08 14 августа, то есть почти двое суток с момента взрыва.
    Эти сведения стали причиной одного из самых тяжких обвинений в адрес официального следствия: если подводники действительно погибли в первые часы и контакт с ними установить не удалось, то зачем делались утверждения первых дней, в частности передававшаяся по ТВ информация о том, что: 1) «на крейсере в ходе маневров произошли неполадки и он лег на грунт», 2) «с личным составом АПРК установлена двухсторонняя связь», 3) «реакторы АПРК заглушены всеми штатными поглотителями», 4) «на подводную лодку подается электроэнергия и кислород».
    Если же подводники были живы – то почему руководство страны и вооруженных сил так долго отказывалось от иностранной помощи, в то время как недостаточность собственных спасательных средств была ясна сразу же?
    Каковы причины взрыва?
    Но вернемся к первопричинам взрыва на АПЛ «Курск». Среди наиболее популярных неофициальных версий нужно отметить версию столкновения, а также версию о торпедировании «Курска» американской подлодкой.
    Сторонники первой версии полагают, что погубившая «Курск» торпеда могла быть повреждена в результате столкновения с иностранной субмариной. Один из авторов данной версии, капитан 1 ранга Волженский, в свое время участвовавший в испытаниях АПРК «Курск», считает, что «скользящий удар рулевого пера (горизонтальных рулей) мог привести к сильной деформации торпедных аппаратов „Курска“». В результате удара, который пришелся в самое уязвимое место лодки, произошел первый взрыв, АПРК начал тонуть, и вскоре произошел второй взрыв.
    Версия столкновения поддерживается рядом сообщений, которые распространялись СМИ со ссылкой на пресс-службу флота: о нахождении в районе учений как минимум трех иностранных АПЛ, об обнаружении притопленных аварийных буев иностранного производства или неопознанной подводной лодки близ места гибели Курска. Сообщалось также о заходе в норвежский порт поврежденной американской АПЛ, при этом рядом газет публиковались спутниковые снимки, установить истинность которых не представляется возможным. Отсутствие других материальных доказательств вышесказанного ставит эту версию под вопрос.
    При этом нет сомнений в том, что иностранные подводные лодки действительно присутствовали в районе учений Северного флота в те дни – это обычная практика подводного противостояния, родившаяся вместе с холодной войной, но не умершая после распада СССР.
    На «иностранный фактор» в гибели «Курска» кивают и сторонники версии торпедирования российской лодки американской субмариной. По этой версии, которую разделяет ряд отечественных военно-морских специалистов, «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой «Мемфис», командир которой принял открытие крышек торпедных аппаратов на «Курске», готовившемся к учебной стрельбе, за подготовку к стрельбе по «Мемфису», находившемуся в опасной близости от российской лодки. Эту версию также озвучивает французский режиссер Жан-Мишель Карре в своем фильме «”Курск”: Подводная лодка в мутных водах».
    Основные аргументы в пользу «иностранных версий» сводятся к резко возросшей после катастрофы интенсивности российско-американских контактов на уровне высокопоставленных военных и политических деятелей, включая неожиданный телефонный разговор президентов России и США Владимира Путина и Билла Клинтона, а также экстренный визит в Москву 17 августа 2000 года директора ЦРУ Джорджа Тенета. Вскоре озвучивавшиеся ранее российскими высокопоставленными военными версии о гибели «Курска» в результате столкновения с иностранной АПЛ перестали возникать, а Россия добилась от США списания долгов на сумму около 10 миллиардов долларов. В такую логику развития событий укладывается и отсутствие материальных доказательств – их не стали собирать, желая сохранить в тайне происшествие, которое могло повлечь невиданный по своим масштабам международный скандал.
    Основным аргументом «против» является чрезвычайно широкий круг лиц, посвященных в детали произошедшего. Как минимум это: командование ВМС США, Британского Королевского флота, ВМС Норвегии, ВМФ России, политические деятели трех стран, персонал ремонтного завода военно-морской базы Берген, экипаж как минимум одной американской подлодки и экипаж ракетного крейсера «Петр Великий», находившегося в непосредственной близости от места катастрофы, акустики которого слышали все происходящее.
    В возможность стопроцентного закрытия информации, известной столь широкому кругу лиц, поверить в нынешних условиях невозможно – скандалы подобного рода непременно прорываются в утечках от тех, кто имел непосредственное отношение к событиям. Но за прошедшие годы подобных утечек обнаружено не было. Объяснить подобное можно только заговором молчания, в который вовлечены тысячи людей по всему миру, так что подобные версии лучше оставить конспирологам.
    По той же причине следует, видимо, считать несостоятельными версии, утверждающие, что причиной гибели «Курска» стало столкновение с надводным кораблем – авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов», либо тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий». Подобное столкновение заметили бы все находившиеся на борту, а его последствия увидели бы ремонтники. Удержать подобное событие в тайне в нынешних условиях также не представляется возможным.
    Вместе с тем достаточно обоснованной является также разделяемая многими военно-морскими специалистами версия о том, что причиной катастрофы стало плохое техническое состояние учебной торпеды 65-76, усугубленное принципиальными недостатками ее конструкции, а также нарушениями условий хранения и обслуживания боезапаса вследствие общего упадка ВМФ после распада СССР. Нужно учесть, что именно нарушение условий обслуживания боезапаса было в свое время признано главной причиной гибели ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-219 осенью 1986 года. На борту этой субмарины произошел взрыв баллистической ракеты Р-27, находившейся в неисправной шахте. В результате катастрофы, произошедшей в районе Бермудских островов, погибли четыре человека из состава экипажа К-219.
    При этом, как и в случае с «Курском», озвучивается версия о том, что первопричиной взрыва стало столкновение с американской АПЛ, однако большинство военно-морских специалистов, включая и многих членов экипажа К-219, не разделяет этой версии.

    Итоги и последствия
    Главным следствием и главным свидетельством упадка ВМФ стала неспособность флота самостоятельно провести спасательную операцию, а затем и подъем аварийной лодки на поверхность. Как для проникновения внутрь АПЛ, так и для ее последующего подъема, потребовалось прибегать к помощи иностранных специалистов и иностранной техники. Нехватку спасательных средств и техники все специалисты называли катастрофической.
    В других аспектах положение было не лучшим: мизерные ассигнования на ВМФ, издевательски низкое жалование моряков, крайне тяжелые условия жилья, базирования, ремонта – все это можно считать предпосылками катастрофы: военнослужащие, озабоченные собственным выживанием, не могут уделять должного внимания своим профессиональным обязанностям.
    2000 год можно считать переломным в вопросе внимания государства к военно-морскому флоту – с этого момента расходы на ВМФ непрерывно растут, но какова их эффективность? Усиленное внимание к профилактике аварий не помешало ни гибели в 2003 году АПЛ К-159 и 9 из 10 находившихся на ее борту моряков при буксировке лодки на утилизацию, ни гибели двух моряков в результате пожара на АПЛ Б-414 в 2006 году, ни гибели 20 человек на борту К-152 «Нерпа», во время испытаний в 2008 году.
    При этом следует иметь в виду то, что в ближайшем будущем вероятность происшествий на подводном флоте, впрочем, как и на флоте вообще, будет расти: старение кораблей вкупе с более менее интенсивной эксплуатацией дает богатую почву для разного рода происшествий. Остается только надеяться, что декларированное скорое обновление флота, включая его подводные силы, не останется лишь на бумаге.
    Не меньшую угрозу представляет и противостояние под водой, по-прежнему почти ничем не ограниченное. Если опасное взаимное маневрирование надводных кораблей и самолетов серьезно ограничивается соответствующим советско-американским соглашением, то действия подлодок не ограничиваются никак, и слежение, которое под водой часто ведется в непосредственной близости от противника – буквально в десятках метров, действительно угрожает столкновением. Необходимость подписания соглашения, которое регулировало бы «правила игры» под водой, признается почти всеми специалистами, но пока что прогресса в этом вопросе почти не видно.
    Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

  2. Mogor Ответить

    Мало кто знает подробности первого посещения лодки. В то время спасателям было не до журналистов. Они отчитывались только перед своим начальством и прокуратурой. Так что кошмар затонувшей субмарины не стал достоянием общественности.
    – Внутри все было перевернуто. На местах остались только закрепленные приборы. Везде на стенах черные разводы. Видно было, что вода несколько раз то заполняла отсеки, то наоборот спадала, – рассказывает спасатель. – Безжизненный корпус, а не боевое судно.
    Звягинцев вспоминает, что никакие личные вещи в тот момент ему на глаза не попадались. Да и не время было их искать. Уже потом, когда нашли тело капитана Колесникова и записку при нем, а также другие личные вещи моряков, удалось составить картину трагедии.
    – Нам необходимо было оценить состояние субмарины, что могло в ней произойти. Но в отличие от многих, кого там не было, мы не делали никаких предположений о том, почему произошла авария, – предрекая мой будущий вопрос, уточняет Андрей. – Мы – трансляторы. Увидели что-то, поднялись на поверхность и рассказали. Времени строить теории у нас не было.
    Через несколько лет за эту работу Звягинцев получит звание Героя России. Но почетная награда для него менее ценна, чем благодарности родных экипажа. Со многими из них он общается до сих пор. И временами не может понять, чем он заслужил их внимание, ведь ребят они спасти все же не смогли. И тогда хочется снять с кителя высокую награду.
    СКАЗАНО!
    «Я надеюсь, государство продолжит работу по подъему всех советских и российских лодок и кораблей, покоящихся на дне океана».
    (Андрей ЗВЯГИНЦЕВ, капитан 1-го ранга.)
    ПРЕДЧУВСТВИЙ НЕ БЫЛО
    Вдова капитана 1-го ранга Владимира Багрянцева Екатерина долгие годы отказывалась от общения с прессой. Но для журналистов «Комсомолки» все-таки сделала исключение.
    Мы встречаемся в сетевой закусочной на окраине Петербурга, и Екатерина Дмитриевна торопит: давайте уже скорее задавайте вопросы. Видно, что 56-летней женщине физически тяжело возвращаться в август 2000 года, и она просто пытается сделать эту боль чуть менее громкой.
    – Я с двумя сыновьями отдыхала в Крыму, в Севастополе. С Володей созвонились 9 августа, все было нормально. Ни у меня, ни у него не было никаких дурных предчувствий, – признается Екатерина Дмитриевна.
    На следующий день Багрянцевы сели в поезд до Москвы. Женщина планировала провести время в столице с пользой. На носу 1 сентября – надо бы мальчишкам присмотреть что-то. Да и для мужа сделать несколько покупок.
    Но все это стало уже неважным на перроне Курского вокзала, где семью встречали друзья.
    – Они меня спросили, знаю ли я новости. Я говорю: нет, откуда? И они мне рассказали, что лодка легла на грунт, – вспоминает Екатерина Багрянцева.
    МЛАДШИЙ СЫН ПОШЕЛ ПО СТОПАМ ОТЦА
    Дальнейшее, по ее собственным словам, было как в тумане. Куда-то шли, доставали билет до Видяево, где жили тогда, а потом уже в своей квартире ждали вестей. Десять долгих дней.
    У журналистов есть верный прием: мол, родные до последнего верили в лучшее. Это уже штамп, избитая фраза – ну кто не будет верить, когда любимый человек в смертельной опасности? Но спустя годы Багрянцева признается: жены офицеров всегда смотрят правде в глаза.
    – Да, я надеялась, но у нас с Володей на глазах погиб «Комсомолец» (подлодка утонула в 1989 году в Норвежском море. – Прим. ред.). И когда ты замужем за военным, ты знаешь: может случиться все, что угодно. Как-то подсознательно готова ко всему, – рассказывает Екатерина Дмитриевна.

  3. Tuzragore Ответить

    Атомная подводная лодка «Курск» – субмарина, долгое время считавшаяся лучшей в Военно-морском флоте России. Проект подводных кораблей 949А «Антей» был разработан в СССР в конце 1960-х годов.

    Советский союз значительно уступал своему главному противнику, США, в количестве авианосцев, поэтому главной целью атомоходов «Антей» – была возможность тихо подойти к хорошо охраняющемуся вражескому кораблю на расстояние удара и уничтожить цель.
    Подводная лодка «Курск» была заложена в Северодвинске в 1992 году.
    Уже в 1994 году ее спустили на воду и прикрепили к составу Северного флота. Субмарина считалось особой гордостью еще и потому, что ее построили в очень тяжелое для страны время. Она считалась символом новой России.

    Вооружение

    АПЛ «Курск» вооружилась ракетами «Гранит» и торпедами для противодействия атомным подводным лодкам противника. Являясь малозаметным судном, с низким уровнем шума, она могла доставить противнику массу неудобств одним своим нахождением в акватории базирования вражеских кораблей. Вооружение подводной лодки было самым современным и позволяло наносить высокоточные удары как по надводным, так и подводным целям.

    Размеры субмарины впечатляли. Ее длина составляла исполинские 154 метра, а водоизмещение в режиме погружения оценивалось почти в 24 тысячи тонн.

    Служба подводной лодки К-141 «Курск»

    Подводная лодка «Курск» была гордостью и флагманом не только Северного флота, но и всего ВМФ России.
    Неоднократно субмарина была задействована в военных учениях, в том числе и широкомасштабных.
    Так, в 1999 году в акватории Средиземного моря подлодка в режиме автономного плавания успешно произвела учебное уничтожение кораблей НАТО. Тем самым, «Курск» ликвидировал основные силы противника в одиночку, на деле доказав свою высокую эффективность.

    Катастрофа и спасательные работы

    Учения, проходящие на Баренцевом море в августе 2000 года – считались крупнейшими с момента распада Советского союза. Разумеется, важнейшую роль в сценарии играла лучшая подводная лодка России – АПЛ «Курск».
    Субмарина должна была в ходе испытаний скрываться от вероятного обнаружения, а в намеченное время произвести учебное торпедирование корабля условного противника. Но планам не суждено было сбыться.

    В 11-28 по местному времени раздался взрыв, мощностью по разным данным от 1.5 до 4 баллов по шкале Рихтера. Известно, что он был зафиксирован многими сейсмическими станциями и датчиками. Сообщалось, что его уловили даже на Аляске. Через 135 секунд случился второй взрыв, гораздо более мощный, чем первый.
    Уже в 13-50 раздаются первые «звоночки» о случившемся несчастье. Экипаж подводной лодки не выходит на связь в намеченное время. Командующий Северным флотом сразу же вылетает на базу, в Североморск. Пока никаких официальных объявлений не следует, но становится понятно, что произошло непоправимое.
    В этот же день, в 23-30 объявляется режим «тревога» – с этого момента военные начинают поиск пропавшего судна.
    В середине ночи, 13 августа, проясняется примерный район поиска, но лишь к 16-20 удается обнаружить АПЛ «Курск». С ней устанавливается технический контакт, но очевидно, что подводная лодка лежит на грунте, то есть потерпела аварию.
    Можно сказать, что уже с этого момента начинаются действия руководства, которые вызывают как минимум шок. Спасательная операция долго не объявляется – только 14 августа в 7 утра первые спасатели приступают к робким попыткам спуститься на глубину. Большие чины выглядят так, будто сами не понимают происходящего и не знают, как действовать в сложившейся ситуации.

    Это вызывает шквал негативных эмоций от всех россиян, но прежде всего от родственников терпящих бедствие моряков. Мир облетают кадры с отдыхающим в Сочи президентом страны. После, многие становятся свидетелями не менее душераздирающих видеозаписей, когда Владимир Путин встречается с родственниками подводников. Без преувеличения, за судьбой атомохода следит весь мир.
    Практически сразу свою помощь предлагает Норвегия, обладающая хорошо обученным поисковым флотом. Ее батискафы, способны вести поисково-спасательные работы на большой глубине. Но руководство России долго отказывается от любого вида помощи, а когда соглашается, становится понятно, что бесценное время потеряно безвозвратно.
    Только 21 августа первые спасатели смогли открыть люк и проникнуть на затонувшую лодку. В этот момент стало понятно, что спасать уже некого. «Курск» был полностью затоплен.

    По итогам расследования командование Северным флотом объявило, что причиной гибели подводной лодки «Курск» стала взорвавшаяся учебная торпеда. После этого субмарина ударилась носовой частью о грунт, что привело к детонации остального боезаряда. Экипаж практически полностью погиб, а тем, кому удалось чудом остаться в живых, отмеряно было не более 6 часов.
    Список погибших составил 118 человек.
    Так закончилась история подводной лодки, на которую российское военное руководство возлагало особые надежды. А причины ее гибели до сих пор окутаны чередой тайн и случайных совпадений.

    Альтернативные версии гибели подводной лодки

    Так случилось, что катастрофа «Курска» стала одной из самых больших загадок в российской истории. И причин для этого оказалось более, чем достаточно.

    Во-первых, действия руководства России подчас не поддаются логическому обоснованию.
    Во-вторых, очень много сомнений порождает спасательная операция, которая, казалось, искусственно затягивалась, насколько это возможно.
    В-третьих, российские военные крайне неохотно отнеслись к идее поднять субмарину, хотя логично предположить, что это упростило бы следствие и пролило бы свет на причину трагедии. В итоге, решено было поднимать АПЛ по частям, с отпиленной носовой частью, а это как минимум настораживает.
    Оправдания руководства страны, что это была необходимость из-за непонятного состояния атомного двигателя все же оставляли сомнения.
    В-четвертых, на сегодня известно огромное количество материалов, похожих на правду, доказывающих пребывание в акватории Баренцева моря американских подводных лодок, которые могли по чистой случайности послужить причиной гибели флагмана российского флота.

    Узнать всю правду о трагедии с «Курском», вероятно, не получится уже никогда. Понять, что это было: возможное начало Третьей Мировой войны или банальная безалаберность, скорее всего, не удастся даже будущим поколениям.
    И вся эта загадочность, безусловно, порождает большое количество конспирологических версий и теорий с массой доказательств и опровержений. Самые популярные альтернативные версии трагедии с «Курском» следующие:
    Случайное столкновение с американской субмариной-шпионом;
    Преступная халатность при установке боевых торпед;
    Умышленный саботаж учений. Известно, что на флоте были представители Китая, которые были заинтересованы в заключении больших контрактов на поставки русского оружия. Вероятно, из-за действий некой третьей стороны подводная лодка по неизвестной причине была ликвидирована. Разумеется, на высшем уровне правда была раскрыта быстро, но дальше последовала политическая игра, а народу «скормили» наиболее правдоподобную версию произошедшего.
    Пожалуй, ни одна версия не была столь популярна, как вероятное столкновение со слишком «любопытными» натовскими субмаринами.
    Точно известно, что масштабные учения на Севере России привлекли особое внимание со стороны США.
    Позже выяснилось, что подводная лодка «Мемфис» имела задачу максимально близко приблизиться к арене учений и наблюдать за разворачивающимися событиями. С этого момента начинаются самые спорные гипотезы, которые зачастую подкрепляются множеством фактов.

    Одним из главных двигателей этой версии является фильм-расследование французского режиссера Жана Мишеля Карре «Подводная лодка в мутной воде». Так, известно, (для этого даже приводились фото и видеодоказательства) что «Мемфис» становился на срочный ремонт в ближайшей норвежской базе сразу после катастрофы с русской подводной лодкой.
    Многие очевидцы и спасатели утверждают, что слышали сигналы бедствия с «Курска», а это означает, что экипаж мог оставаться в живых долго. Это не вяжется с официальным заключением, что практически все моряки погибли мгновенно от взрывов и затопления.
    С другой стороны, сигналы бедствия могли исходить с поврежденного «Мемфиса», который либо столкнулся с русской подводной лодкой, либо был подбит ответным запуском торпеды.
    О возможной «перестрелке» говорит и доказанный факт фиксации двух взрывов.
    Кроме того, в акватории неподалеку от места катастрофы был найдет спасательный буй, выпущенный с подводной лодки. В свою очередь, в большинстве источников утверждается, что на «Курске» буй остался на своем месте.
    Большой резонанс вызвала и официальная версия взрыва учебной торпеды на борту АПЛ. В некоторых источниках можно встретить факты, которые гласят просто о недопустимом разгильдяйстве на российском флоте.

    Новейшая торпеда, заправляемая водородным топливом, была поставлена неправильно, что привело к утечке горючего вещества, его дальнейшему воспламенению, а потом и детонации основного боезаряда. Согласно этой теории подводная лодка не была приспособлена к установке вооружения такого класса, а при подготовке к учениям был допущен ряд вопиющих ошибок, которые, накладываясь друг на друга, в итоге привели к трагическому исходу.
    Через некоторое время после трагедии набрала высокую популярность версия, согласно которой Владимир Путин умышленно скрывал от общественности истинные причины катастрофы в Баренцевом море. В пользу данной теории говорит тот факт, что все большие начальники, которые имели доступ к информации или вели спасательные работы, были отправлены на отдых вскорости после окончания расследования.
    Принятое, безусловно, президентом решение, согласно которому субмарину поднимали в распиленном состоянии – тоже заставило общественность усомниться в прозрачности расследования.
    Всему экипажу присвоили ордена мужества посмертно, а капитан удостоился чести стать героем России. И даже здесь создавалось впечатление, что правительство пытается выкрутиться, потому что формально высокие звания давались за учения в Средиземном море в 1999 году.
    Существует большое количество доказательств того, что руководство России плотно контактировало с американскими спецслужбами сразу после случившегося. Кроме того, стало известно, что через несколько дней США простили России большой долг, а директор ЦРУ тайно посещал Россию уже через несколько часов после случившегося, когда лодку еще даже не искали. В свою очередь, это заставляет поверить, что президент России умышленно принял во внимание версию с ошибкой собственных военных и придал ее огласке для того, чтобы избежать вероятного военного конфликта с США.

    Народное недовольство спровоцировало и последовавшее значительно позже интервью Владимира Путина известному американскому журналисту и телеведущему Ларри Обрайану. На вопрос ведущего «Что случилось с подводной лодкой «Курск»?», президент России с ухмылкой ответил: «Она утонула».
    Широкий общественный резонанс вспыхнул вновь, когда были подняты тела подводников. Среди прочего стало известно о письме капитана Дмитрия Колесникова. Народные умы взбудоражила часть записки, которая сразу подверглась грифу «Секретно». Руководство сослалось на то, что вырезанная часть письма носит сугубо личный характер, но жена капитана до сих пор не получила оригинал записки своего мужа.
    Кто знает, возможно, выжившие моряки, в полной темноте, на ощупь, написали слова, которые простым людям знать не положено.

    Память

    Трагическая гибель новейшей российской субмарины не оставила равнодушным, казалось бы, никого. С той поры написано много стихов и книг, которые посвящены памяти погибших моряков. Широкий успех в кинотеатрах получил снятый по мотивам трагедии фильм «72 метра».
    Народная память увековечена в множестве памятников и монументов, которые установлены по всей стране.
    Наиболее известные из них расположены в Москве, Курске, Северодвинске и Мурманске.
    Все  это свидетельство того, что трагедия с АПЛ «Курск» – большая рана в памяти народа России, именно поэтому в этой истории так много непонятого и непринятого, а недосказанное до сих пор отзывается болью и бессилием в умах миллионов человек.

    Видео

  4. Дезмонт Ответить

    10.00 – первый спасательный корабль прибыл на место происшествия и начал попытки спасения подводной лодки.
    Понедельник, 14 августа
    11.00 – ВМФ впервые сообщает о затоплении «Курска». По словам военных, с лодкой установлена радиосвязь, однако затем эта информация опровергается сообщениями о том, что единственным способом общения с экипажем является «перестук».
    14.00 – НТВ сообщает о затоплении носовой части субмарины.
    16.00 – военные отрицают затопление и впервые сообщают о времени аварии.
    Вторник, 15 августа
    05.00 – жестокий шторм не дает спасателям начать работу.
    09.00 – по словам военных, они слышали акустические сигналы от экипажа и знают, что моряки живы.
    15.00-18.00 – по словам официальных лиц, спасательная операция началась. Представитель ВМФ утверждает, что кислорода на борту «Курска» осталось немного.
    21.00 – под воду опускается первая спасательная капсула. Менее чем через час попытка прекращена из-за сильного шторма.
    Среда, 16 августа
    15.00 – глава правительственной комиссии первый вице-премьер Илья Клебанов говорит, что признаков жизни на борту подводной лодки нет.
    16.00 – Москва официально запросила помощи у Лондона и Осло.
    Четверг, 17 августа
    Предпринимается шесть попыток пристыковать спасательную капсулу к люку подводной лодки, однако все они оканчиваются неудачей из-за тяжелых погодных условий.
    Пятница, 18 августа
    Утро. Предпринимается очередная попытка стыковки спасательного аппарата. Сила шторма – два балла, скорость ветра – десять метров в секунду. Данные о состоянии лодки и экипажа по-прежнему недостоверные.
    Вечер. Руководитель пресс-службы ВМФ России называет ситуацию на борту «Курска» закритической.
    Суббота, 19 августа
    Ночь. Владимир Путин по возвращении из Крыма в Москву заявляет, что остается мало надежды на спасение кого-либо из находящихся на борту атомохода.
    17.00 – начальник штаба Северного флота адмирал Михаил Моцак делает заявление, что на борту «Курска» в живых никого не осталось.
    Воскресенье, 20 августа
    Утро. К спасательной операции подключаются британцы и норвежцы.
    12.30 – норвежский робот-манипулятор достиг подлодки.
    17.00 – появляются сообщения о том, что норвежским водолазам удалось отвернуть вентиль люка «Курска», но поднять крышку они не могут. Тем не менее водолазы считают, что в шлюзовой камере есть человек, который, похоже, пытался выбраться наружу.
    Понедельник, 21 августа
    07.45. Норвежским водолазам удалось открыть люк. В шлюзовой камере людей не обнаружено.
    17.00 – начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К-141 «Курск».
    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
    Вдова ракетчика «Курска» Бориса Гелетина: «Просыпалась от того, что задыхаюсь от собственных слез»
    Кажется, хуже гибели 118 молодых бравых защитников Родины не может быть ничего. История 43-летней вдовы капитан-лейтенанта Бориса Гелетина Татьяны доказывает обратное. Подводник вообще не должен был идти в море из-за внезапной смерти единственного сына (подробнее)
    Самая молодая вдова «Курска»: «Не могла подойти к сыну, так он был похож на отца»
    В августе 2000-го сыну мичмана «Курска» Сергея Грязных было всего пять месяцев, а супруге Елене – девятнадцать.
    – Я не думала о плохом, – рассказывает Елена. – А он успокаивал, что это новейшая лодка, что у них во втором отсеке есть капсула и, если что, весь экипаж соберется и поднимется (подробнее)
    Мама погибшего на «Курске» лейтенанта Панарина: «Говорим об Андрее так, будто он жив»
    Раньше мать старшего лейтенанта вечного экипажа подлодки «Курск» Андрея Панарина Лидия Михайловна ходила на могилу сына, на Серафимовское, каждые выходные. Теперь ей восемьдесят, за плечами – продолжительная болезнь и смерть мужа. Здоровье уже не то.
    – Поясница болит, ноги не ходят. Но не будем о грустном: в целом все хорошо, – поражает жизнелюбием Лидия Михайловна (подробнее)
    Вдова погибшего на «Курске» капитана Белогунь: «Вот она, сакральная жертва для России»
    Вдова капитана второго ранга Виктора Белогунь, который пошел на учения «Курска» как представитель от штаба, предупреждает сразу: для бесед она «трудный пассажир». В момент катастрофы у Галины Валерьевны и супруга были восемнадцатилетняя дочь и шестнадцатилетний сын (подробнее)
    Вдова капитана Исаенко, погибшего на «Курске»: «Если вспоминала, приходилось лечиться заново»
    Во сне подводник сообщил жене Галине время своей смерти (подробнее)

  5. Nalmezel Ответить

    “Согласно данным радиоразведки и акустического сканирования в районе проведения учений Северного флота с 7 по 12 августа находились две АПЛ США. Одна из них класса Los-Angeles, другая класса Sea wolf. Также действовал корабль ВМС Норвегии “Марьята”, до пяти разведывательных самолетов “Орион”. Сразу после катастрофы АПРК “Курск” разведывательная активность указанных кораблей резко пошла на убыль, что является не характерным для действий ВМФ НАТО в подобных ситуациях, которые обычно стараются в этих условиях собрать как можно более подробную информацию. Вместо этого корабли НАТО были выведены из района учений и оттянуты к базам в Норвегии. /:/ Американские подлодки покинули район учений, но с этого момента прекращается поступление какой-либо информации по одной из лодок, действовавшей в этом районе. Лодка класса Los-Angeles выводится на норвежскую базу, где проводится замена экипажа. Местонахождение второй субмарины установить не удается. /:/ Расчеты показывают, что прочностные характеристики, а также конструктивные особенности некоторых типов АПЛ США допускают варианты, при которых в случае столкновения на встречных курсах при большом угле атаки к оси поражаемой лодки полученные при таких ударах повреждения не приводят к катастрофическим последствиям для таранившей АПЛ. В ситуации с АПРК “Курск” возможна ситуация, при которой таранившая АПЛ, фактически пропоров корпус “Курска” на стыке первого и второго отсеков, была им “поддета” и вытолкнута к поверхности, что дало экипажу время для активной организации борьбы за живучесть. /:/ Лодки класса Sea wolf считаются более современными, чем класса Los-Angeles. Их производство было развернуто в самый разгар холодной войны, после окончания которой дорогостоящий проект был свернут. Все лодки этого класса после того, как выработали свой ресурс, были переоборудованы в учебные тренажеры. Все, кроме одной. Лодка этого класса SSN-23 USS Jimmy Carter была модернизирована и передана силам НАТО. На “Картере” поставили новый ядерный реактор, за счет чего лодка стала более тихой и скрытной. Корпус был усилен керамикой и пластиком, что увеличило глубину погружения. Навигационное оборудование заменили новым, более современным, ультразвуковым. Но навигация все равно оставалась самым слабым местом “Картера”. Последний из “морских волков” использовался исключительно для разведывательных операций, так как не был оборудован системой вертикального пуска ядерных ракет”.

  6. Mo Ответить

    – Из этого отсека, где они находились, действительно можно выйти на поверхность, – делится Курдин. – Там находился спасательный люк. Но в Баренцевом море для свободного плавания очень низкая температура. Плюс к этому ветер и волны – тебя унесет, и никто больше никогда не найдет.
    «МОЖНО ЛИ БЫЛИ СПАСТИ МОРЯКОВ «КУРСКА»?»
    Спасательная операция длилась с 12 вплоть до 20 августа. Когда люк подлодки удалось вскрыть, все члены экипажа были уже мертвы. Поэтому рождаются версии о том, что выживших можно было спасти. Но прошло слишком много времени. Якобы если бы Россия запросила помощи у англичан, то моряков бы сразу бы подняли на поверхность.
    Но оставшийся экипаж прожил только восемь часов.
    – Самая главная проблема для выживших на лодке была атмосфера, – поясняет капитан 1 ранга. – Они использовали аварийную систему регенерации воздуха. Это простая установка, в которую нужно вставлять пластины В-64, поглощающие углекислый газ и выделяющие кислород. Но если кусок такой пластинки бросить в воду, то она вмиг вскипает. Эти пластины меняется примерно через восемь часов. В момент перезарядки пластин что-то произошло. Три тела офицеров, проводивших перезарядку, обгорели до ужаса. У остальных закопченные верхние дыхательные пути. Я считаю, что на пластины попала капля масла или воды. Ведь сверху на подволоке скапливается конденсат. Капля упала, и вся установка мгновенно вспыхнула.

  7. Kuladwyn Ответить

    Официальная версия
    Официальный отчет в 2002 году подготовил тогдашний генеральный прокурор Владимир Устинов. Согласно этой версии, «Курск» погиб в результате взрыва 650-мм торпеды «Кит» в четвертом торпедном аппарате. Это довольно старая торпеда, созданная в 1970-е, одним из компонентов ее топлива является пероксид водорода – именно его утечка и спровоцировала взрыв. После этого произошла детонация других торпед, расположенных в носу лодки. Торпеды на пероксиде водорода во многих других флотах не используются больше полувека по причине их небезопасности.
    Характер повреждений первого отсека таков, что версия о взрыве торпеды кажется правдоподобной. Части торпедного аппарата и гидроакустической станции, другое оборудование были буквально оторваны от корпуса АПЛ. Анализ деформации обломков торпедного аппарата дает основания думать, что внутри него действительно произошел взрыв. Другой вопрос – почему он случился. Известно, что утечка топлива для торпеды и его контакт с окружающей средой могли привести к трагедии. Что же касается причины самой утечки, то здесь вопрос открыт. Одни эксперты указывают на брак, другие полагают, что торпеду могли повредить при погрузке на лодку.
    На борту «Курска» имелись средства спасения. Была спасательная капсула, которая в теории могла поднять на поверхность все 118 человек. Если глубина небольшая, экипаж может покинуть борт через торпедные аппараты, хотя в этом случае возможно декомпрессионное заболевание, грозящее даже смертью. Наконец, убежищем для моряков служит расположенный в хвосте лодки девятый отсек, к нему могут пристыковываться подводные аппараты.
    В сторону «торпедной» версии склоняется и вице-адмирал Валерий Рязанцев, изложивший свою версию в книге «В кильватерном строю за смертью». И хотя он также говорит о взрыве торпеды на борту, его выводы во многом не совпадают с официальной трактовкой. Недостатки конструкции лодки, по словам Рязанцева, вынуждают при залповом пуске торпед оставлять открытыми захлопки системы общесудовой вентиляции (так предотвращают резкий скачок давления в первом отсеке). Вследствие этой особенности ударная волна попала во второй командный отсек и вывела из строя весь личный состав. Затем неуправляемая лодка врезалась в грунт и произошла детонация оставшегося боезапаса.
    После первого взрыва первый отсек был охвачен пламенем. Ударную волну ощутил и второй отсек. Второй взрыв был намного сильнее, и перегородка первого/второго отсеков врезалась в перегородку второго/третьего. Только кормовая перегородка отсека 5-бис выдержала удар, хотя и погнулась. Если следовать официальной версии, то межотсечные двери были закрыты и задраены. Как минимум 23 моряка пережили взрывы и укрылись в кормовом девятом отсеке корабля, имеющем спасательный шлюз.
    Столкновение подлодок
    Одна из версий гласит, что «Курск» мог столкнуться с американской субмариной. Такой версии придерживается и капитан I ранга Михаил Волженский. Главным виновником называют субмарину «Толедо», принадлежащую к типу АПЛ «Лос-Анджелес». Подлодки ВМС США действительно следили за ходом учений флота России. Все они обладают высокой скрытностью, что позволяет максимально близко подходить к отечественным кораблям.
    Эта версия имеет ряд противоречий. Любая западная многоцелевая подлодка несравнимо меньше «Курска»: длина лодки типа «Лос-Анджелес» составляет 109 м против 154-х у «Курска». Самая мощная американская многоцелевая субмарина типа «Сивулф» имеет длину 107 м. Добавим, что лодки проекта 949А несравнимо шире и, в целом, массивнее заокеанских. Иными словами, столкновение с «Курском» должно было нанести самим американцам еще больший вред. Но ни одна из лодок ВМФ США тогда не пострадала.
    Схожие шероховатости имеет и гипотеза о столкновении с надводным кораблем. Чтобы пустить на дно «Курск», удар должен был быть колоссальной силы, и все равно вероятность гибели такой большой лодки была бы незначительной.
    В пятом отсеке «Курска» находился самописец, а также вахтенная документация, поврежденная при трагедии. На момент катастрофы аппаратуру магнитофонной записи «Снегирь» отключили, хотя регламент предписывает, чтобы при учебных стрельбах она была включена. Таким образом, не удалось восстановить переговоры по громкой связи на момент гибели. Всего было расшифровано 22 кассеты магнитофонных записей. На борту были найдены и три записки самих подводников, но ни одна из них не дала ответа на вопрос о причинах трагедии. Во всяком случае так было заявлено официально.
    Торпедная атака
    Куда более интересна версия о торпедировании «Курска» подлодкой НАТО. Конечно, Североатлантический альянс не ставил целью ее уничтожение, просто в сложной ситуации, когда корабли находились рядом, капитан американской лодки мог отдать приказ о пуске торпед. Этой точки зрения придерживаются создатели документального фильма «Курск. Подводная лодка в мутной воде». Согласно ей, атаку произвела лодка «Мемфис», относящая к типу «Лос-Анджелес». Там же присутствовала и лодка «Толедо», прикрывавшая атакующую субмарину.
    Доказательством атаки может служить пробоина в передней правой части «Курска». На некоторых фотографиях отчетливо виден круг с вогнутыми вовнутрь краями. Но что могло оставить такие повреждения? Подводные лодки ВМС США используют торпеды Mark-48, однако их детальные характеристики доподлинно неизвестны. Дело в том, что эти торпеды многократно модернизировались с момента их принятия на вооружение в 1972 году.
    Одни специалисты говорят, что Mark-48 поражает лодку направленным взрывом и, соответственно, не может оставить таких повреждений на борту (речь идет о ровном, почти круглом отверстии). А вот в уже упомянутом фильме Жана-Мишеля Карре (Jean-Michel Carre) утверждается, что Mark-48 обладает проникающим действием и такое отверстие – ее визитная карточка. Сам фильм изобилует массой технических огрехов, и отделить правду от вымысла в данном случае очень тяжело. Иными словами, вопрос о торпедной атаке до сих пор остается открытым.
    Мина
    Вообще версия о столкновении «Курска» с миной никогда не стояла на повестке дня. Писатели и журналисты не видели в ней ничего «таинственного»: эта версия уж никак не походила на заговор. Техническая сторона вопроса также вызывает сомнения, ведь «Курск» был одной из самых больших в мире АПЛ, и его уничтожение старой миной времен Второй мировой вряд ли возможно.
    Однако есть и куда более правдоподобная гипотеза. Мины, как известно, бывают разные, и далеко не все они созданы в период Второй мировой войны. Существует, например, американская морская мина Mark-60 Captor, представляющая собой якорный контейнер с торпедой Mk.46. Специальная аппаратура распознает шумы вражеских подводных лодок, и торпеда с кумулятивной боевой частью наводится на переднюю, наиболее уязвимую часть лодки. Ряд экспертов считает, что именно этим можно объяснить наличие круглой пробоины в передней части подлодки.
    Альтернативная версия
    Одной из версий стала гипотеза капитана I ранга Александра Лескова. В 1967 году он пережил пожар на атомной подвод­ной лодке К-3, а кроме того был командиром атомной субмарины К-147. Офицер подверг критике официальную версию, согласно которой «Курск» во время первого взрыва был под водой. Имея длину 154 м, такая лодка, согласно Лескову, не должна была погружаться при столь малой глубине моря (напомним, ее нашли на глубине 108 м). По требованиям безопасности для погружения нужна глубина в три длины самой подводной лодки.
    Бывший подводник утверждает, что лодку нашли на дне с выдвижными устройствами, которые поднимают только при надводном положении корабля. Версию о взрыве торпеды он называет ошибочной, поскольку торпеды имеют четыре уровня защиты и детонация одной из них не влечет за собой взрывы других.
    Возникает резонный вопрос: что же тогда погубило лодку? Лесков однозначно заявляет, что ею стала пущенная во время учений российская ракета. Это могла быть ракета береговых комплексов класса «земля – земля». Офицер считает, что в «Курск» попала не одна, а две ракеты, что и стало причиной обоих взрывов. Отметим, что гипотеза Лескова, как и все остальные, также страдает отсутствием доказательств.
    Вместо эпилога
    Правду о трагедии на атомной подлодке «Курск» мы, вероятно, не узнаем никогда. Это тот случай, когда официальную версию и конспирологию разделяет лишь тонкая грань, и на чьей стороне истина – неизвестно.
    Отказ РФ от международной помощи и путаницу в словах высокопоставленных лиц можно списать на самозащиту. И правда, ни командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, ни другой активный участник тех событий – вице-адмирал Михаил Моцак ответственности так и не понесли. Иностранцев к лодке действительно пускать не хотели, поскольку боялись нарушить пресловутую «секретность», доставшуюся в наследство от СССР. И здесь невольно вспоминаются слова булгаковского профессора Преображенского о разрухе в головах.

  8. KENZO Ответить

    «Халима, облокотись на торпеду…»
    Старенький видеомагнитофон, домашняя пленка. Люки, трапы, тесные коридоры. По трапам лезут и хохочут Рашид, Халима и Оля Колесникова. Дима Колесников – с камерой. «Это вот торпедный отсек, это те самые торпеды… Оля, облокотись на торпеду! Халима, что ты прячешься – иди тоже облокотись. Ой, какие у нас смелые девушки…»
    Друзья Дима и Рашид в тот день повели знакомить жен с «Курском». «Это ядерный реактор; это пульт управления – здесь Рашид воюет…» Показывали девчонкам черные комбинезоны с надписью «Курск»-99: Средиземное море»… «Дима, я потрясена, – сказала тогда мужу побледневшая Оля Колесникова. – У вас ТАКАЯ ответственная работа!» Халима ошарашенно молчала…
    Море, скалы, карликовые березы – в Видяеве Халиме нравилось. Но Рашид мечтал, что он выйдет на пенсию, и они уедут жить в Самару…
    По трапам «Курска» Халима лазила уже беременная.
    – Я спрашивала его: как, мол, назовем сына. А он: «Не знаю. Потом придумаем…»
    Замкомандующего Северным флотом: «Автор записки – Аряпов Рашид»
    Вечером 12 августа у Халимы прихватило сердце. Через два дня сказали, что вечером 12-го «Курск» лег на дно. Потом – черная дыра в памяти. Старалась не видеть, не слышать, не знать: чтобы не нервничать, чтобы не навредить ребенку.
    В начале ноября водолазы подняли из девятого отсека тело Рашида Аряпова. Халима не видела мужа и не была на похоронах: у татар беременным запрещается ходить на кладбище. Рашида похоронили в Ульяновске. Халима осталась в Видяеве.
    – Когда я в первый раз услышала о второй записке, – говорит Халима, – я сразу поняла, что ее написал Рашид. Ведь если в девятый отсек сбежались люди из шестого, седьмого, восьмого и девятого отсеков, то старшими по званию там оказались Колесников, Садиленко и мой муж. Они и должны были анализировать ситуацию… 9 ноября предчувствие Халимы получило официальное подтверждение. В видяевский Дом офицеров флота приехал отчитываться об операции заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Владимир Доброскоченко.
    – Он сказал: «Как вам известно, подняли вторую записку». Мы: «Что там?» Он: «Все перешли в девятый отсек. Кислорода хватит на сутки. Чувствуем себя хуже». И еще какие-то технические подробности – я не поняла. Что ремней у них каких-то нет… Доброскоченко сказал, что записка написана на листке, вырванном из детектива. Что была завернута в полиэтилен и спрятана в одежде подводника… Мы спросили: известно ли, кто написал эту записку. И он так уверенно сказал: «Да, известно. Аряпов Рашид». Халима подошла к вице-адмиралу: «Скажите, есть там личная информация?» – «Нет». – «А можно мне прочитать записку?» – «Обращайтесь в прокуратуру Северного флота». Был ноябрь, холодно, скользко – беременная Халима в Североморск не поехала.
    Беременную женщину «футболили», как мячик
    Когда женщина все же начала добиваться правды, военные чиновники стали ее «футболить».
    – 4 декабря я звонила в Североморск сотруднику прокуратуры Егиеву Артуру Левоновичу. Его телефон дали мне другие вдовы. Я спросила: «Правда ли, что записка принадлежит моему мужу, и могу ли я получить текст». Он ответил: «Информация, что записку написал Аряпов, была преждевременна. Записка не подписана, и сейчас идет экспертиза. Перезвоните в середине января».
    Халима была в недоумении: почерковедческая экспертиза? Так пусть дадут записку ей: она сразу опознает почерк Рашида… И вообще – какая экспертиза? Записку нашли на теле подводника. Не мог же человек написать записку и сунуть ее в карман товарищу? В январе Халима перезвонила. «Прокурорский» встретил ее угрюмо.
    – Он сказал: «Установлено, что записка не вашего мужа». Я: «Известен ли автор?» Он: «Известен. Но назвать его я не могу, потому что не было официальной информации. Обращайтесь в Главную военную прокуратуру, к начальнику Следственного управления письменно».
    В переводе на русский это означает: «Отвали».
    «Мне нужно знать, отчего погиб «Курск»
    Сейчас Халима Аряпова переехала в Самарскую область, в Тольятти. Она считает, что выполнила мечту своего мужа.
    12 февраля она родила сына.
    Маленький Ильгиз рождался с очень серьезным лицом. Акушерка ахнула: «Никогда такого не видела!»
    Когда завотделением узнала, чей ребенок появился на свет в ее роддоме, то категорически запретила брать с Аряповой за роды деньги…
    Иль – по-татарски земля, мир, свет. Гиз – идти, увидеть. Ильгиз – тот, кто увидел свет… Мордочка у Того, кто увидел свет, красненькая, как кирпич. Он лежит на руках у мамы и улыбается своим мыслям.
    – Я должна прочитать записку, – говорит Халима. – Если ее написал мой муж, мне обязаны ее показать. А даже если это не он… Мне все равно нужно узнать, почему погиб «Курск»…
    В Тольятти все уверены, что когда Ильгиз Аряпов вырастет, то станет подводником. Халима обещала, что мешать ему не будет.
    Ульяна СКОЙБЕДА. (Наш спец. корр.). Тольятти. СВИДЕТЕЛЬСТВО ОФИЦЕРА
    Капитан 1 ранга К., командир атомной подводной лодки (фамилия есть в редакции): «Я видел записку из 6-го отсека»
    – Я видел эту записку из 6-го отсека, она засекречена. Могу рассказать только в общих чертах. В ней описывается все, что происходило в этом конкретном отсеке во время катастрофы. Ощущение такое от этого текста… Представьте, вы едете в поезде, в закрытом купе без окон, и поезд начинает рушиться под откос, а вы все это фиксируете. – Что фиксировалось?
    – Время, дата. Затем все происходящее, там же еще были люди. И лодка закувыркалась. Объем замкнутый, все системы либо под напряжением, либо под давлением.
    осыпались сорванные механизмы и приборы. Там у людей были травмы. Возникли пожары, несколько очагов. Их тушили. Затем занялись решением проблем жизнеобеспечения – связь, регенерация воздуха. И потом начали готовить снаряжение для выхода из лодки. Еще в записке была дана оценка произошедшему. Это все, что я вам могу рассказать.
    Записал Дмитрий СТЕШИН. В «Комсомольскую правду»
    Начальнику Следственного управления Главной военной прокуратуры РФ генерал-майору юстиции Шеину В. С.
    от Аряповой Х. Х., вдовы капитан-лейтенанта Аряпова Р. Р., погибшего на АПЛ «Курск»
    Уважаемый Виктор Степанович!
    В связи с тем, что командование Северного флота (в ноябре 2000 года в Видяеве) сообщило мне, что вторая записка, найденная водолазами на затонувшей лодке, принадлежит моему мужу, прошу ознакомить меня с ее содержанием. Мне бы хотелось увидеть оригинал этого документа или хотя бы узнать его текст.
    Прошу дать официальное подтверждение, принадлежит ли записка моему мужу.
    С глубоким уважением Аряпова. 18. 02. 2001 г. ЗВОНОК В СЕВЕРОДВИНСК
    «Он мог написать записку после второго взрыва…»
    Игорь Карпов, инженер-корпусник, создававший «Курск» на кораблестроительном заводе «Севмаш» с «нуля»:
    – В шестом отсеке подлодки находится ее «сердце» – ядерный реактор. Естественно, при строительстве «Курска», как и при создании любой другой АПЛ, это учитывалось. Этот отсек со всех сторон укрыт суперпрочным корпусом, у него самая высокая живучесть. Судя по информации о динамике катастрофы, первый взрыв на АПЛ не был смертельным для личного состава 6-го отсека – туда разрушения могли дойти разве что при ядерном взрыве.
    Похоже, что угроза жизни личному составу дивизиона движения, которым командовал капитан-лейтенант Аряпов, наступила только после второго, более мощного взрыва. Реактор автоматически заглушился, но его сорвало с фундамента, в щели хлынула вода. Нельзя исключать, что именно в этот кратковременный период офицер успел написать записку о ситуации в отсеке. Когда же началось затопление помещений, моряки через переборочные двери между 6-м, 7-м и 8-м отсеками перебрались в 9-й, где у подводников оставалась единственная надежда на спасение – выйти на поверхность через аварийный спасательный люк. ЗВОНОК В ГЛАВНУЮ ВОЕННУЮ ПРОКУРАТУРУ РФ
    «Не скажу больше, чем генерал Шеин…»
    Следователь ГВП по особо важным делам майор юстиции Артур Егиев:
    – Работа над установлением автора второй записки продолжается. Но ничего конкретного о том, как продвигается дело, я вам, к сожалению, не скажу. Есть тайна следствия, и я обязан ее соблюдать.
    – Если у вас есть догадки, что вторая записка принадлежит Аряпову, почему ее не показали жене погибшего офицера – она ведь его почерк отлично знает?
    – Я не могу ответить на этот вопрос. Обращайтесь официально к помощнику Главного военного прокурора по связям с прессой, и вам, возможно, что-то ответят. Но больше того, что уже сказал генерал Шеин, вы вряд ли узнаете…
    …а что сказал генерал Шеин?
    Генерал-майор юстиции Виктор Шеин, начальник следственного управления ГВП РФ. В одном из интервью по поводу второй записки, найденной водолазами на «Курске», заявил:
    – В октябре – ноябре прошлого года с борта крейсера подняты различные документы, в том числе и две записки, одна из которых написана капитан-лейтенантом Колесниковым, автор второй записки следствию пока неизвестен. Содержание второй записки не оглашается, что продиктовано тайной следствия. ТРИ НАИВНЫХ ВОПРОСА О ЗАПИСКЕ РАШИДА АРЯПОВА
    И три попытки ответа
    Почему ради установления истины следователи не показывают записку вдове капитан-лейтенанта?
    Очень похоже, что во второй записке описывается ситуация на гибнущей подлодке (что подтверждает и видевший этот документ командир АПЛ). Если жена Аряпова (или другого подводника) признает почерк мужа, следствию придется признать и то, что офицер определенное время был жив (а значит, были живы и его подчиненные). Это сразу порождает целый букет новых вопросов, на которые обязательно надо давать ответы: какое время были живы моряки в 6-м или 9-м отсеках? Что именно рассказывает автор записки о состоянии людей и ядерного реактора? Указывает ли автор записки на пожар, начавшийся после первого взрыва? Есть ли в записке сведения о том, что АПЛ готовилась к стрельбе?
    Обнародование записки может отмести напрочь две из трех официальных версий: столкновение с подводным объектом и подрыв на старой мине. И остановиться на версии, которую правительственная комиссия долго считала наименее вероятной, – ЧП в первом отсеке.
    В каком отсеке обнаружена вторая записка?
    До сих пор нет точных сведений о том, удалось ли водолазам проникнуть в 7-й, 6-й, 5-й и другие отсеки. Часть этой информации по-прежнему закрыта. Однако задним числом мы, например, узнали, что водолазы все-таки подняли бортовой журнал «и другую документацию» (бортовой журнал обычно находится в командирском отсеке, но нам говорили, записку что водолазы туда не ходили). Существует вероятность, что записку Аряпова нашли в 9-м отсеке?
    Была ли фамилия Аряпова в записке Колесникова?
    Как известно, была обнародована лишь малая (служебная) часть записки Колесникова, в которой говоритсяо 23 подводниках, собравшиxcя в 9-м отсеке. Перечислял ли Колесников их фамилии, в том числе и Аряпова, пока неизвестно. Но судя по количеству моряков, находившихся на боевых постах в момент катастрофы, в 9-м отсеке собрался весь личный состав кормовых отсеков.
    P.S.
    Из трех официальных версий гибели «Курска», выдвинутых правительственной комиссией (столкновение с неизвестным судном, подрыв на мине времен Великой Отечественной войны и «нештатная ситуация в торпедном отсеке»), мы изначально и упорно придерживались последней. Напомним ее суть: на лодке взорвалась сначала одна торпеда, затем рванули еще как минимум пять.
    Такой вывод был сделан не «с потолка». Уже в сентябре 2000 г. от одного из членов правительственной комиссии мы получили информацию об аварии на так называемой «толстой» торпеде (см. материалы «Остался один вопрос: почему рванула «толстая» торпеда?» – 7.09 и «Никакого столкновения не было. В подлодке произошел взрыв» – 9.09). Затем «Комсомолка» провела общественную экспертизу катастрофы с участием профессиональных экспертов-подводников («Тайна гибели «Курска» раскрыта: на борту подлодки взорвалась «толстая» торпеда – 30.11.2000), где наши догадки еще больше укрепились. И уже почти не осталось никаких сомнений в правильности этой версии, когда удалось выйти на засекреченного ученого-оружейника, причастного к экспертизе причин катастрофы («Командир «Курска» Геннадий Лячин успел передать на берег: «На борту аварийная торпеда. Разрешите отстрелить…» – 6.12.2000 г.).
    По некоторым данным, недавно версия о взрыве на борту лодки обрела «статус» основной и у официальных лиц – это подтверждает интервью вице-премьера правительства РФ Ильи Клебанова одной из иностранных газет. Дело за малым – обнародовать официальные выводы. Но они потянут за собой слишком много – и слишком для многих – неудобных вопросов. Не исключено: именно поэтому мы никогда не узнаем тайну предсмертных записок моряков «Курска». А значит, и тайну гибели непотопляемой лодки…
    Виктор БАРАНЕЦ.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *