Приди ко мне брате в москов так писал в каком году?

8 ответов на вопрос “Приди ко мне брате в москов так писал в каком году?”

  1. andgey70 Ответить


    Вероятно, в этой связи на Сталина во многом повлияла поездка в Германию, на Потсдамскую конференцию. Москве не хватало эффектных памятников, и после путешествия по Европе это бросалось в глаза. Так, в 1947 году в великом городе не было ни одного (!) конного монумента. Сказался и консерватизм постаревшего вождя. Он принял решение поставить на площади витязя из легенды, хотя в столице в то время не существовало градообразующего памятника советским вождям – ни Ленину, ни самому Сталину.
    Интересный проект на конкурс представила Вера Мухина. Князь у нее получился не воинственный, но стилизованный под древнерусские миниатюры. Эдакий просвещенный собиратель земель и строитель. Мухина предлагала выполнить статую с использованием разноцветной эмали: основатель Москвы в длинном белом плаще, отороченном золотой вышивкой, да еще со сверкающей пряжкой. Словно из русской сказки. Но реализовать неординарную идею удалось только в виде фарфоровой статуэтки.
    А победил на конкурсе проект Сергея Орлова, который до этого не работал в монументальном жанре. Он создавал изящные фарфоровые миниатюры клоунов и зверушек – правда, интересовался героической темой. Видимо, Сталину понравилась его фарфоровая композиция «Александр Невский», созданная в годы войны. В помощь Орлову назначили опытных скульпторов Николая Штамма и Анатолия Антропова, и они, переругиваясь, принялись за работу. На памятнике Юрию Долгорукому планировалось сделать надпись: «Основателю Москвы от советского правительства», но своенравный Орлов сумел настоять на том, чтобы правительство не упоминалось. Церемония закладки монумента состоялась 6 сентября 1947 года и стала апофеозом праздника. Возводили памятник почти семь лет и открыли уже после смерти Сталина, 6 июня 1954 года.
    Тогда в Моссовет полетели письма от наиболее активных комсомольцев и старых большевиков с требованием убрать «идейно чуждый» монумент. Вряд ли стоит удивляться. Ведь это был первый памятник монарху, установленный при советской власти, да еще и на Советской площади (ныне Тверская), в самом центре столицы. Не понравился он и жившему неподалеку писателю Илье Эренбургу, который, как известно, объездил Европу вдоль и поперек. Он говаривал: «Я видел скульптуры Фидия и каждое утро вижу памятник Долгорукому. Если это прогресс – я готов выброситься из моего окна».
    И все-таки Орлову удалось создать цельный, запоминающийся образ. В скульптуре есть главное – идея и характер. Если памятник дает представление о целеустремленности героя, о его сильном и решительном характере – это уже победа скульптора. Трудно не отметить и подробную прорисовку деталей, и эффектный высокий постамент, украшенный резьбой «по мотивам» древнерусского зодчества – с грифонами и кентаврами.
    Недаром памятник князю с советских времен стали тиражировать на значках, плакатах, сумках, в различных логотипах… Это продолжается уже полвека. С неудачными памятниками так не бывает.
    Князь обрел популярность. В 1956 году появился жизнерадостный вальсок Сигизмунда Каца на стихи молодого актера Николая Добронравова с таким куплетом:
    И не будет отрадней для нас ничего
    Увидать после долгой разлуки,
    Как все краше Москва
    И цветенью ее удивляется сам Долгорукий, Долгорукий…
    За последние полвека что только не называли именем честолюбивого князя – астероид № 7223, подлодку, водку, автомобиль, сборный бревенчатый дом, наконец, один из небоскребов «Москва-Сити»…
    Профиль Юрия Долгорукого (импровизация художников!) украшает штандарт города, медали, почтовые марки и юбилейные монеты. Значит, легенда продолжается.
    Кстати, о памятнике…
    В 1946 году в Манеже проходила выставка народных промыслов, и глава внешнеполитического ведомства СССР Вячеслав Молотов пригласил посмотреть экспозицию американского посла Аверелла Гарримана. К тому времени отношения с недавними союзниками по антигитлеровской коалиции уже пошатнулись, но еще оставались взаимно уважительными, и, когда посол, изучая экспонаты, стал восхищаться глиняным петушком, Молотов широким жестом подарил ему это произведение советских умельцев. А у петушка был автор – Сергей Орлов. Он возмутился: «Я обещал подарить петушка Дому пионеров!» Сначала мастер перессорился с устроителями выставки, а потом написал на них жалобу на имя самого Сталина. Вождь пожурил Молотова, которому американские дипломаты дороже советских пионеров, а Орлову лично предложил заняться проектом памятника Юрию Долгорукому.
    В 1962 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О воссоздании к 7 ноября 1964 года монумента Свободы на Советской площади». Памятник Юрию Долгорукому планировали перенести в сквер у Новодевичьего монастыря. Но после отставки Никиты Хрущева от этой идеи отказались.
    Князь Юрий Долгорукий увековечен еще в нескольких русских городах. В советское время бюст князя появился в Переславле-Залесском, на территории Горицкого монастыря, а в начале ХХI века Долгорукий в полный рост встал на центральных площадях Дмитрова (2001), Юрьева-Польского (2002) и Костромы (2003). Юрий Долгорукий традиционно считается основателем этих городов.
    Что почитать?
    КУЧКИН В.А. Юрий Долгорукий // Вопросы истории. 1996. № 10
    КАРПОВ А.Ю. Юрий Долгорукий. М., 2007 (серия «ЖЗЛ»)
    «Приди ко мне, брате, в Москов»
    Эти слова Юрия Долгорукого, обращенные к его союзнику, новгород-северскому князю Святославу Ольговичу, давно стали хрестоматийными и вошли в школьные учебники. Немудрено: это первое упоминание о Москве в летописи и вообще в письменных источниках

    Почему Москва была выбрана для встречи князей в общем понятно: этот городок (или, может быть, даже не имевший пока городских укреплений поселок) находился в юго-западном углу Суздальского княжества, в непосредственной близости от Черниговской земли и тех вятичских городов, в которых обосновался тогда Святослав Ольгович. Но только ли «обед силен», устроенный Юрием для Святослава и приехавших с ним сына Олега и племянника Владимира, стал поводом для встречи? Разумеется, нет. Юрию и Святославу предстояло обсудить важнейшие политические вопросы и выработать план дальнейших совместных действий в войне с занимавшим киевский престол (причем незаконно, с точки зрения обоих князей) князем Изяславом Мстиславичем, племянником Юрия. Непосредственный же повод для встречи был, как выясняется, весьма и весьма печальным…
    Еще в ноябре или декабре 1146 года князья заключили договор, по условиям которого Святослав признавал «старейшинство» Юрия, то есть целовал ему крест не как «брату», но как «отцу», а Юрий, в свою очередь, обещал оказать помощь в борьбе с Изяславом Мстиславичем и черниговскими князьями Давыдовичами (двоюродными братьями Святослава). Во исполнение этого договора Юрий отослал к Святославу своего сына Ивана с дружиной. Тогда же Ивану были обещаны город Курск и Посемье – земли по реке Сейм, которыми еще недавно владел Святослав Ольгович, но которые были у него отняты. Теперь он отдавал их сыну Долгорукого как бы заочно, «на будущее».
    Иван сопровождал Святослава Ольговича в самые тяжелые для того дни, когда новгород-северский князь терпел одно поражение за другим и отступал в глубь Вятичской земли. А потом князь Иван Юрьевич заболел. И уже Святославу пришлось заботиться о нем и опекать его. Ради этого он задержался в вятичском городке Колтеске и даже отпустил от себя союзников-половцев. Иван Юрьевич так и не оправился от болезни. Он скончался 24 февраля 1147 года, а на следующий день в Колтеск прибыли два других сына Долгорукого, Борис и Глеб; они и перевезли тело усопшего в Суздаль для погребения. Юрий же прислал письмо и в нем утешал Святослава, который, кажется, горевал о смерти Ивана больше, чем он сам. А заодно твердо обещал, что смерть сына ничего не изменит в их отношениях. «Не тужи о сыне моем, – передает слова Юрия летописец, – если того Бог отнял, то другого сына пришлю». Правда, для того, чтобы прислать сына с дружиной, требовалось время: надо было дождаться, пока истекут сорок дней по смерти Ивана.
    Как раз в это время ситуация в войне стала меняться в пользу Юрия Долгорукого. На исходе зимы или в начале весны 1147 года он вторгся со своим войском в принадлежавшую Изяславу Мстиславичу Новгородскую волость и захватил Новый Торг (Торжок) и Помостье (земли по реке Мсте). Одновременно Юрий поручил Святославу Ольговичу начать военные действия в Смоленской земле. Святославу тоже сопутствовал успех. Он повоевал верховья Протвы и захватил большой полон.
    Весенняя распутица положила конец активным военным действиям. Зато сделала возможной встречу князей.
    Сороковины по смерти Ивана пришлись на 4 апреля 1147 года. И конечно же, не случайно, что именно в этот день в Москву прибыл князь Святослав Ольгович (его сын Олег приехал к Юрию накануне). Князьям предстояло отдать последний долг безвременно умершему сыну Долгорукого – отстоять последнюю, сороковую, заупокойную службу. В память об Иване на следующий день, 5 апреля, «на Похвалу Святой Богородицы» (то есть в субботу пятой недели Великого поста) и был устроен тот самый «обед силен». На нем князья и решали, кто из сыновей Юрия заменит умершего брата и к кому перейдут права на те земли, которые были обещаны Ивану Святославом Ольговичем.
    Таким князем был назван Глеб Юрьевич – четвертый или пятый из сыновей Юрия Долгорукого. Впоследствии он окажется едва ли не самым деятельным участником междоусобных войн своего отца, получит во владение сначала обещанные Курск и Посемье, а затем и Южный Переяславль – один из главных городов Южной Руси, а при Андрее Боголюбском станет даже киевским князем. А начало его головокружительной карьеры и было предопределено съездом князей в Москве в апреле 1147 года.
    Вот такие события стоят, оказывается, за знакомой нам всем летописной фразой.
    Алексей КАРПОВ
     

  2. Stirlitz1973 Ответить

    НАЧАЛО МОСКВЫ
    Весной 1147 года суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил князя Святослава: “Приди ко мне, брате в Москов!… ” Так впервые в древних летописях упоминается о Москве, поэтому принято считать, что 1147 год — год рождения Москвы.
    Юрий Долгорукий — основатель Москвы.
    Юрий Долгорукий (1125–1157) — сын Владимира Мономаха, получивший прозвище “Долгорукий” за постоянное стремление расширить свою территорию и подчинить себе Киев.
    Москва была выстроена на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким.
    Село Кучково (около нынешних Сретенский ворот) — место основания Москвы.
    Здесь 4 апреля 1147 года состоялись переговоры Юрия с черниговским князем Святославом, привезшим в качестве подарка Юрию шкуру пардуса (барса).
    В 1156 году построены первые деревянные стены будущего московского Кремля.
    1240–1480 — власть над Русью монголо–татар.
    Начало XIII века
    Москва — самостоятельное княжество. Образованы первые московские районы: Занеглименье, Заяузье, Замоскворечье.
    Москва становится торговым центром Руси и объединяет вокруг себя русские княжества для борьбы с монголо–татарской Золотой Ордой.
    С 1263 года Москва — столица образовавшегося московского княжества.
    СТЕНЫ КРЕМЛЯ
    1156 г. построен первый деревянный Кремль, который часто страдал от пожаров.
    1340 г. отстроены новые дубовые стены Кремля.
    1367 г. построена белокаменная крепость при князе Дмитрии Ивановиче.
    1485–1495 гг. при князе Иване III итальянскими зодчими построены новые кирпичные стены, сохранившиеся до наших дней. По верху стен — двурогие зубцы с бойницами, похожие на ласточкины хвосты. Их больше тысячи.
    Общая длина — 2,25 км.
    Толщина — от 3,5 до 6,5 м.
    Высота от 5 до 19 м.
    8 сентября 1380 г. Куликовская битва
    За 30 дней князь Дмитрий собрал огромное войско со всей Руси. Игумен Троице–Сергиева монастыря Сергий Радонежский благословил войско.
    В поединке перед боем Пересвет победил Челубея. Битва русских воинов с Золотой Ордой произошла на берегу реки Непрядва на поле Куликовом.
    Монахи Пересвет и Ослябя — герои битвы.
    После победы князь Дмитрий назван Дмитрием Донским.
    Куликовская битва — начало освобождения Руси от татаро–монгольского ига.
    СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ КРЕМЛЯ
    Успенский собор построен в 1475–1479 гг. итальянским зодчим Аристотелем Фиоравенти, предназначен для важнейших государственных церемоний.
    Благовещенский собор построен в 1484–1489 гг. псковскими мастерами, придворная церковь великого князя.
    Храм Расположения построен в 1484–1489 гг. псковскими мастерами.
    Грановитая палата построена в 1487–1491 гг. итальянскими архитекторами Марко и П. –А. Солари, была предназначена для пиров и приемов.
    Архангельский собор построен в 1505–1508 гг. итальянским зодчим Алевизом Новым, служила усыпальницей великих московских князей.
    КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО
    Построена в 1505–1508 гг. итальянским архитектором Боном Фрязином.
    Высота — 81 м.
    Толщина стен — от 2,5 до 5 м.
    Вверх 329 ступеней.
    На колокольне 18 колоколов.
    Самый большой весит 64 т.
    В 1532–1543 гг. рядом с колокольней сооружена Звонница.
    Во время войны с Наполеоном в 1812 г. оба сооружения были разрушены. Восстановлены в 1814–1815 гг.
    ЦАРЬ–ПУШКА — самое большое по калибру орудие в мире
    Отлита в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым.
    Вес — 40 тонн.
    Длина — 5, 34 м.
    Калибр — 89 см.
    Предназначалась для обороны Кремля, но из нее никогда не стреляли. На правой стороне дула — изображения царя Федора Ивановича на коне. Могла стрелять мелкими камнями или кусками железа, а не ядрами, которые находятся около нее.

  3. leonid2103 Ответить

    Огни Москвы –
    стоглазой стрекозы
    о фонари
    расправляли липкие,
    прозрачно-влажные крылья.
    * Воробьевы горы
    Пойдем на Воробьевы горы,
    там откроется вид на три стороны.
    Будем смотреть, как Москва – река
    петляет в объятиях известняка.
    Так ты и я:
    из обятий моих
    ускользаешь. Спешишь
    в неведомое…, туда,
    где исчезнет река
    в объятьи морского песка.
    * Город опутал сонными кольцами
    Город, ничего не видя, не слыша,
    опутывает сонными кольцами
    Мою, твою – все наши жизни
    подобием гигантской анаконды,
    Спокойный и сытый,
    нас переваривая, довольно мурлычет.
    А вокруг
    мир
    жил.
    Неверные и неверящие,
    Мы, раз за разом,
    одни и те же жесты
    сонными кольцами повторяем:
    отчаяние, раскаяние и снова любовь
    из года в год, вновь и вновь.
    * город, по-древнему, жестокий
    Москва – мой город,
    по-древнему жестокий,
    появившийся сам собою
    между холмом и рекою.
    Шаги – раскатистым эхом
    других шагов,
    таких же, что прежде,
    из иных веков;
    забытые сценки,
    смех, разговоры
    плывут по поверхности
    речного простора,
    отталкиваясь
    от Кремлевских стен,
    от столиков кафе,
    от закрытых окон,
    от гор Воробьевых.
    Москве неизменной быть,
    покуда, суслом в чане,
    не перестанут бродить
    здесь многоголосые расы.
    Покуда её фонтаны
    бить не перестанут
    гейзерами страстей, злобы,
    ярости и, снова – любовью.
    * путаница улиц Арбата
    путаница улиц Арбата…
    они разбегаются разом
    лучами морской звезды
    от общего центра Москвы.
    Словно лишенный веса
    после тяжкой болезни,
    плыву волей ветра
    мимо белых отметин
    былых страстей:
    я снова ничей.
    Москва
    Город мой, с куполами, с церквами.
    Город, скольких ты утопил?
    Скольких ты накрывал покрывалом
    и потом “Упокой!” звонил?
    Сколько раз ты дарил мне спасенье?
    Сколько раз уводил с моста,
    А потом под мое пенье,
    улыбался… и так без конца.
    Златоглавая, белолицая
    Сколько раз ты меня стерегла
    подворотнею с грустными лицами,
    тишиной проходного двора?
    Ну а осенью, мне,чудесница,
    Ты дарила так много цветов,
    будто я твоя бедная крестница.
    Ты за мною не помнишь долгов.
    Но я все ж от тебя, златоглавая,
    Иногда потихоньку бегу,
    Словно дочка бежит от матери
    обо всем позабыв к жениху.
    День и ночь блуждаю тропинками,
    по деревне пугаю собак,
    молоком запиваю из крынки
    городской шум и табак.
    И тогда у зеленой речки
    умываю лицо сгоряча.
    Грея руки у беленькой печки,
    вспоминаю твои купола.
    Полнолуние
    Полнолуние. Снова не будет сна.
    Приоткроешь окно – врывается ветер.
    На мокрые крыши светит луна –
    холодная, болезненно – ветряная.
    Воздух над городом как вода –
    Безмолвное дно морское.
    Что там шевелится? Мрак? Пустота?
    Нечисть? – Город ею наполнен.
    ***
    Сегодня мой город не спит.
    Бессонный, безгласный свидетель.
    То будят чьи-то шаги,
    то будят грудные дети.
    В окнах лампы горят до утра,
    молятся тихо старухи,
    которым прощаться пора…
    но город берет их на руки,
    качает старух и детей,
    чтоб завтра дышали и жили.
    Ребенку – греет постель,
    старухе – ищет могилу.
    * пустая раковина города
    дома, выломаны из пространства,
    асфальт, стальные рельсы –
    безрадостна эта пустая раковина
    города… без человека.
    *
    Мой город в убранстве капель,
    туманов, сказок веков.
    “Приди ко мне, брате, в Москов…” –
    Мой город дождями запил.
    Тебя проведу по мостам,
    по улицам – там сновиденья
    нисходят, как призраки, к нам,
    просят у нас прощенья.
    Сегодня мой город грешит,
    пряча глаза от прохожих,
    и душу твою он тоже
    глотками может испить.
    Кремль
    Вздымались его крыши
    чешуйками черепицы,
    под разными углами
    улавливая cолнце и окаймляя,
    стены Кремля.
    Текут века –
    течет Москва – река
    к некрополю Девичьего монастыря.
    *** Зимой по Страстному
    Зимой темнеет так рано…
    и рано
    вспыхнули окна маленьких будуаров.
    Иду к подъезду заветного дома
    по Страстному,
    в моё тайное царство
    по имени «не введи во искушение»,
    Из тени, из мрака
    иду за царским вознаграждением,
    не в поисках жемчуга-серебра,
    а объятий твоих. До утра.
    * Померкли купола
    Померкли купола
    сегодня над Москвой.
    Окутан град Москва
    осенним плач-дождем.
    осенний Кремль
    Возможно ли это? Мой друг!
    Я без тебя – с тобой.
    Всюду с собой вожу
    Моей суетливой Москвой.
    А потеряв в толпе,
    Глазами ищу – зову,
    И ухожу к реке,
    долго стою на ветру…
    И ты приходишь! – а я:
    “Смотри как закат хорош!
    Солнцем горят купола-
    Сгорю, если уйдешь!..”
    До ночи бродим потом
    У стен моего Кремля,
    И не смолкает звон:
    молчат
    колокола!
    Листья под ноги нам
    Падают, присмирев,
    тихо шепчут “Одна…”
    Но
    я прижимаюсь к тебе!

  4. Blazeer1980 Ответить

    1 летописИ
    2. Первое 1147 г.
    Первое упоминание о Москве (по Ипатьевской летописи) (1147 г. )
    В лето 6655. Иде Гюрги воевать Новгорочкой волости, и пришед взя Новый Торг и Мьсту всю взя; а ко Святославу приела Юрьи повеле ему Смоленьскую волость воевати; и шед Святослав и взя люди Голядь, верх Поротве, и так ополонишася дружина Святославля. И прислал Гюрги и рече: «Приди ко мне, брате, в Москову» . Святослав же еха к нему с дитятем своим Олгом, в мале дружине, пойма с собою Володямера Святославича; Олег же еха наперед к Гюргеви, и да ему пардус. И приеха по нем отець его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток, на похвалу святой Богородици, и тако быша весели. На утрий же день повеле Гюрги устрояти обед силен, и створи честь велику им, и да Святославу дары многы, с любовию, и сынови его Олгови и Володимиру Святославичю, и муже Святославле учредих, и тако отпусти и.
    (Перевод)
    В 1147 году. Пошел Юрий воевать Новгородскую волость и, придя, взял Новый Торг и всю Мету. А к Святославу послал Юрий, повелел ему воевать Смоленскую волость. И Святослав пошел и захватил голядь вверх по Протве; и дружина Святослава набрала так пленных. И прислал к нему Юрий со словами: «Приходи ко мне, брат, в Москву» . Святослав поехал к нему с сыном своим Олегом и небольшою дружиною и взял с собою Владимира Свягославича. А Олег поехал вперед к Юрию и подарил ему барса. Вслед за ним приехал его отец Святослав, и они сердечно встретились с поцелуями в пятницу, в день похвалы святой Богородицы, и были веселы. На другой же день Юрий повелел устроить большой пир и оказал князьям великую честь; и дал Святославу, в знак любви, много даров, и одарил сына его Олега, и Владимира Святославовича, и Святославовых мужей, и так отпустил его.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *