С какими событиями в жизни пушкина связано стихотворение узник?

9 ответов на вопрос “С какими событиями в жизни пушкина связано стихотворение узник?”

  1. Shalitius Ответить

    1. История создания

    Стихотворение «Узник» было создано в 1822 году. Это непростое время, когда Пушкин находился в Южной ссылке.
    Стихотворение передает стремление автора к свободе, его тоску по родине, переживания. Оно является художественно переосмысленным отражением реальной жизненной ситуации.

    2. Литературное направление

    Произведение относится к романтизму.

    3. Род

    По роду литературы это лирика.

    4. Жанр

    Жанровая принадлежность «Узника» – лирическое стихотворение.

    5. Проблематика

    В произведении автор затрагивает проблему личной и творческой свободы, а точнее, – несвободы.
    Через образ узника, сидящего за решеткой, и орла, зовущего его за собой, на волю, поэт передает собственные мысли, желания, устремления. Ничто и никто не может запретить человеку творить, если он хочет это делать.

    6. Тематика

    Пушкин затрагивает темы свободы творчества, свободы личности, борьбы за возможность жить и работать вольно, не оглядываясь на цензуру, критику, реакцию власти и публики. Все это передается в метафорических образах.

    7. Идея

    Идеей стихотворения становятся собственные взгляды поэта: никто и ничто не может запретить человеку творить так, как он считает нужным.
    Стремление к свободе и воле останется в нем всегда, даже «за решеткой».

    8. Пафос

    В произведении отчетливо чувствуется тоска по дому, печаль человека, находящегося в заточении, горячее стремление к свободе.

    9. Система образов

    Вообще, все стихотворение построено на противопоставлении, много противоположных друг другу образов:
    заключенный – вольный орел,
    темница – небесные просторы, ветер, синие морские края.
    За счет этого читатель практически на себе ощущает тоску узника, его желание оказаться на свободе, выйти из темницы.

    10. Центральные персонажи

    Центральным персонажем в нем является узник, сидящий в темнице и наблюдающий за орлом за окном.
    Орел – олицетворение свободы, вольной жизни. Лирический герой приравнивает его к своему товарищу, зовущему за собой, туда, в небесные просторы.

    11. Лирический герой

    Лирический герой здесь представлен в образе пленника, сидящего в «темнице сырой». Он рвется на волю, мечтает о свободе, но не может – это метафорическое изображение той несвободы, которую испытывал сам автор.
    Вообще, образ узника в стихотворении исследователи считают собирательным. С одной стороны, в нем явно проступает личность самого Пушкина, находящегося вдали от родины, тоскующего, стремящегося назад. С другой стороны, это может быть образ любого сосланного или заключенного.

    12. Сюжет

    Стихотворение отличается незатейливым сюжетом. Некий узник сидит за решеткой и смотрит во двор. Там он видит орла, клюющего, но тут же швыряющего свою добычу.
    Заключенному кажется, что птица понимает его состояние, что она ему верный товарищ. Он думает, что орел зовет его за собой, в небо, на волю. В конце он практически ощущает себя парящим рядом с птицей.

    13. Композиция

    Композиция произведения линейная.
    «Узник» состоит всего из трех строф:
    В первой нам представлена экспозиция и завязка.
    Узник сидит в темнице, смотрит в окно. Вдруг видит орла, который клюет пищу, бросает ее и поглядывает на заключенного.
    Во второй строфе происходит развитие событий и кульминация.
    Узник наблюдает за орлом и начинает отождествлять себя с ним, воспринимает птицу как товарища. Ему кажется, что пернатый хищник – добрый и мудрый сообщник, полностью одобряющий желание лирического героя вырваться из заточения, оказаться на свободе. В этом четверостишии проступает главная мысль: «Давай улетим!».
    Наконец, в третьей строфе читатель видит развязку.
    Узник представляет себя рядом с орлом, там, где гуляет «…лишь ветер да я». Они оба – вольные птицы, и полет их никто не может остановить.

    14. Стихотворный размер, рифмы, строфика

    «Узник» написан классическими катренами (то есть четверостишиями).
    Пушкин использует такой размер как амфибрахий.
    Рифмы везде парные (ААВВ), мужские (то есть с ударением на последний слог).

    15. Художественное своеобразие произведения

    Все стихотворение – одна большая метафора несвободы и желания вырваться, оказаться на воле.
    Узник – это своеобразное отражение состояния Пушкина, находящегося в ссылке за собственное творчество. Орел – символ свободы, воли, причем не столько физической, сколько свободы творческого самовыражения.
    Автор буквально говорит: чтобы ни случилось, я буду писать так, как считаю нужным, и никто не сможет мне запретить делать это.
    Язык стихотворения простой, основная мысль читается легко и подана очень ярко, понятно.

    16. Средства художественной выразительности

    Антитеза: противопоставление воли и неволи.
    Сравнение: узник сравнивает себя с вольной птицей.
    Эпитеты:
    сырой
    молодой
    грустный
    вольные
    Олицетворения:
    орел – товарищ,
    ветер гуляет.
    Инверсии:
    темнице сырой
    орел молодой

    17. Значение произведения

    В произведении автор выразил собственные мысли о свободе творчества.
    Потом эти идеи разовьются в других стихотворениях, и будут красной нитью проходить по всему творчеству поэта, которого постоянно притесняла, не одобряла или откровенно ругала цензура, правительство и публика.

    18. Актуальность

    Стихотворение отражает состояние автора на момент написания, хорошо передает через образы нюансы настроения. В этом смысле его можно назвать психологическим.
    Оно актуально и на сегодняшний день, потому что жажда творчества и стремление выразить собственные переживания через художественные произведения свойственно человеку любой эпохи.

    19. Моё отношение

    Мне нравится этот стихотворение, потому что в нем автор сумел в иносказательной форме выразить собственные мысли о свободе и о том, что невозможно запретить творцу создавать.
    Даже за решеткой он будет стремиться на волю, искать возможность вырваться.

    20. Чему учит

    Стихотворение учит вере в лучшее. Ведь, несмотря ни на что, внутренне мы всегда остаемся свободными, а это значит, что можем выбирать собственный путь и творить так, как считаем нужным. Оно очень смелое, красивое и глубокое.

  2. Salmeena Ответить

    Стихотворение А. С. Пушкина «Узник» было написано поэтом в 1822 году.
    История создания стихотворения такова. В 1817 году поэт был сослан на юг страны. Царю не нравилось, что Пушкин пишет слишком смелые стихи, обличающие царя и его деятельность. Поэт едет в Екатеринослав, в Крым, Кишенев. Он угнетен тем, что находится далеко от своих друзей, среди незнакомцев в чужом городе, где одолевает скука.
    Кроме этого, за время ссылки он познакомился с декабристами, с жизнью и бытом донского казачества. И декабристы, и казаки проникнуты идеями свободы, они чтят её, дорожат ей. Эта идея и перемены в жизни самого поэта оказали на него сильное влияние. Поэтому Пушкин и создает стихотворение «Узник», наполненное чувством отчаяния.
    Основная тема стихотворения ? любовь к свободе и борьба за неё. Лирический герой ? собирательный образ всех борцов за свободу, которым является отчасти и сам поэт. Лирический герой наблюдает за орлом, который всегда свободен, и рассуждает о свободе человека. Он приходит к идее о том, что человека как борца за свободу ничего не сможет остановить.
    Орел так же, как и лирический герой, неудержим в стремлении к свободе. Сколько раз Пушкина наказывали за его слишком вольные стихи, но он всё равно писал и пишет их.
    «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!» ? говорит герой, призывая своих соратников не молчать и бороться за справедливость и правду.
    Стихотворение относится к лирическому жанру, поскольку повествование обращено к внутренним переживаниям лирического героя. Также в тексте присутствуют характерные для романтизма пейзажи: «за тучей белеет гора», «синеют морские края».
    Композиционно стихотворение делится на три части:
    Лирический герой тоскует, наблюдая за свободным орлом;
    Тоска усиливается, орел манит героя сбежать из заточения;
    Герой верит, что можно сбежать из заточения, и вернуться к свободе, где ждут его ветер, горы, море и свобода.
    Стихотворение написано амфибрахием. Рифмовка парная ? aabb.
    Сюжет стихотворения построен на антитезе ? автор противопоставляет темницу простору («темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…»), пленника вольному орлу («Сижу за решеткой в темнице сырой» – «Вскормленный в неволе орел молодой»). С помощью антитезы автор осуществляет сравнение тяжкого, и тоскливого заточения и прекрасной, радостной воли.
    Автор использует и олицетворения: «…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».
    Особого эффекта достигает поэт с помощью использования глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовет, хочет, гуляем и другие. С помощью этого приема ощущается динамика, движение. Текст стихотворения воспринимается как порыв души, быстрый, резкий, который вызван душевными переживаниями героя.

  3. лизушник Ответить

    Узник томился в темнице и вел наблюдение за орлом, который также являлся невольником. Птица была пленена клевала кровавую пищу по окну темницы. Герой сравнивал себя с орлом, который был вскормлен в темнице. Орла он называл своим товарищем.
    Узник задумался о побеге. Ему показалось, что крылатый товарищ одобрил его намерения. Орлы являются вольными птицами. Поэтому орел желал, как и узник, совершить побег. Герой говорил, что орел взглядом и голосом призывал его вырваться из темницы.
    Орел и узник рвались освободиться и отбыть на белую гору за тучей, к морю, туда, где бы они гуляли в компании свободного ветра.
    Представленное стихотворение является творением о свободной жизни, вольном творчестве. Произведение создавалось, когда автор находился в южной ссылке. Герой стихотворения сравнивал себя с орлом, запертого в клетке по прихоти людей. Однако талант невозможно сдержать никакими запорами. Автору необходима свобода для написания произведений. По этой причине он желал освободиться из темницы.

    Анализ

    История создания

    Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 г. Ряд исследователей считает, что поводом к созданию могло стать посещение поэтом Кишиневского острога, во время которого один из заключенных рассказал ему о готовящемся побеге.

    Смысл названия


    Со службы в Кишиневе началась Южная ссылка Пушкина. Вдали от столичной жизни он чувствовал себя настоящим узником, положение которого можно сравнить с преступником, находящимся в тюрьме.

    Главная тема произведения

    Главная тема произведения — стремление к свободе.
    В стихотворении просматривается явный намек на судьбу самого автора. В ряде других произведений этого периода он с горечью описывает ссылку, наложившую ограничения на его физическую свободу. Более того, слежка за Пушкиным имела целью ограничить и его творческую и духовную свободу.
    При создании стихотворения Пушкину шел двадцать третий год, поэтому лирический герой — «вскормленный в неволе орел молодой». Его пытаются лишить самого лучшего и плодотворного периода жизни. Романтически настроенный поэт превыше всего ценил свободу, а его определили на место простого чиновника, от которого требовалось лишь неукоснительное исполнение распоряжений начальства. Правда Пушкин так и не смирился с назначением и всячески избегал возложенных на него обязанностей.
    «Грустный товарищ» лирического героя символизирует оставшихся на родине близких друзей поэта. Его призыв «Давай улетим!», возможно, связан с планами Пушкина о побеге за границу, которые, к счастью для всей русской литературы, так и не были осуществлены.
    «Вольные птицы» ассоциируются в стихотворении с истинными поэтами и писателями. Вдохновение может прийти к ним только в условиях абсолютной творческой свободы. Слепое следование любым цензурным требованиям и ограничениям превращают труд поэта в казенную однообразную работу, результат которой ничтожен.
    Бескрайние воздушные просторы, «где синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!», означают для автора необъятность творческой фантазии, которую невозможно заключить в узкие рамки.

    Проблематика

    Южная ссылка Пушкина стала результатом его первого столкновения с неумолимым и грозным политическим режимом. Вольнолюбивые стихотворения молодого поэта вызвали гнев императора и многих важных чиновников. До конца жизни Пушкину придется бороться с проблемой запрета или искажения его произведений.
    Не исключено, что автор аллегорически коснулся и более серьезной проблемы: в условиях деспотического политического режима большинство заключенных невиновны. Отсутствие реальной свободы неизбежно толкает любого честного и справедливого человека на путь борьбы против произвола. В этом плане стихотворение «Узник» можно считать пророческим, так как до восстания декабристов оставалось всего лишь три года.

    Размер, композиция и художественные средства выразительности

    Стихотворение написано амфибрахием с парной рифмовкой. Оно состоит из трех строф, где последовательно описываются: заключение, призыв на волю и счастье на свободе.
    Пушкин использует яркие эпитеты («сырой», «кровавую», «вольные»), олицетворения («грустный товарищ [орел]… задумал», «вымолвить хочет», «гуляем лишь ветер…»). Эмоциональное напряжение постепенно нарастает, особенно в финальном трехкратном лексическом повторе («туда, где…»).

    Чему учит автор

    Стихотворение «Узник» представляет собой своеобразный гимн свободе. Стремление к воле нельзя уничтожить. Человека можно посадить за решетку, но над его мечтами и надеждами на освобождение никто не властен.

  4. Malalune Ответить

    Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Узник”
    Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году, во время «южной» ссылки. Приехав к месту своей постоянной службы, в Кишинев, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цвету­щих крымских берегов и моря — выжженные солнцем бесконечные степи. Кроме того, сказалось отсутствие друзей, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Пушкин чувствовал себя пленником. В это время и было создано стихотворение «Узник».
    Главная тема стихотворения «Узник» — тема свободы, ярко воплощенная в образе орла. Орел — пленник, как и лирический герой. Он вырос и вскормлен в неволе, он никогда не знал свободы и тем не менее стремится к ней. В призыве орла к свободе («Давай улетим!») реализуется идея пушкинского стихотворения: человек должен быть свободен, как птица, потому что свобода — это естественное состояние каждого живого существа.
    Композиция. «Узник», как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, но постепенно тон лири­ческого героя становится все более взволнованным. Во второй строфе спокойный рассказ стреми­тельно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. В третьей он достигает своего пика и как бы зависает на самой высокой ноте на словах «… лишь ветер… да я!»

  5. Dark Leo Ответить

    Давайте рассмотрим теперь стихотворение А. С. Пушкина “Узник”. Я не буду писать сейчас что-либо вроде сочинения, я только напишу основное, что может привести к вас к размышлениям.
    Мое воображение рисует довольно мрачную картину: сырую, холодную темницу: ее стены давят на героя стихотворения, свободного духом, мечтающего выбраться на волю. И эта свобода, которая для него является целью, представляется чем-то прекрасным: “за тучей белеет гора”, “синеют морские края” – все это к концу произведения несколько меняет его настроение, дает надежду.
    Это стихотворение А. С. Пушкин написал в Южной ссылке, когда на его творчество большое влияние оказывал романтизм. Оно проникнуто свойственным той эпохе вольнолюбием, стремлением к свободе – для романтизма характерен побег от действительности, уход в себя, в свой мир.
    Жанр стихотворения – лирическое стихотворение, такой жанр довольно характерен для романтизма своей малой формой и раскрытием внутреннего мира героя Теперь обратимся к композиции. Отметим, что произведение разбито на три строфы. Как же такое деление связано в логикой развития мысли стихотворения от начала к концу? На мой взгляд, такая композиция объясняется постепенной сменой настроения. Вначале рассказывается о тяжелом заключении, конец же противопоставляет всему этому свободу, дальние края, простор – стремление к идеалу. Это подчеркивает то, что физическая несвобода неспособна сломить вольнолюбивый дух героя.
    Язык же Пушкинской лирики, как и все гениальное, прост. Настроение стихотворения создается несколькими штрихами, несколькими эпитетами, например, в “темнице сырой”. Олицетворение в конце (“гуляет ветер”) придает ощущение свободы, воли. Лирический герой сравнивается со “всокрмленным в неволе орлом молодым”, это сравнение только усиливает противоречие между его физическим заключением и его рвущейся улететь душе.
    Лично на меня это стихотворение произвело большое впечатление. Я задумалась о несокрушимой тяге к свободе и одновременной ее невомзможности. Ведь это произведение рассказывает не только о пленнике в темнице, оно рассказывает о безысходности романтического стремления к освобождению, ведь на свете нет абсолютной воли. Несмотря на кажущуюся простоту, стихотворение очень трагично.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *