С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор?

15 ответов на вопрос “С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор?”

  1. $herik Ответить

    Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
    Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..
    Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов… участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е гг. XIX в. реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании… Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции… Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…
    Важнейшим событием… стала промышленная революция… Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности… В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…
    Важная перемена… была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу — например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства… [К тому же] американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.
    Н. Смелзер

  2. Woody Ответить

    Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
    Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..
    Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов… участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е гг. XIX в. реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании… Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции… Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…
    Важнейшим событием… стала промышленная революция… Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности… В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…
    Важная перемена… была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу — например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства… [К тому же] американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.
    Н. Смелзер

  3. Секси_Мэкси Ответить

    Прочитайте текст и выполните задания 21—24.Специальное и про­фес­си­о­наль­ное образование… это форма ин­ве­сти­ций в че­ло­ве­че­ский капитал, аб­со­лют­но ана­ло­гич­ная вкла­ды­ва­нию денег в оборудование, зда­ния и про­чие неодушевлённые формы капитала. Функ­ция такой ин­ве­сти­ции за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы по­вы­сить эко­но­ми­че­скую про­дук­тив­ность человека. Если ин­ве­сти­ция до­сти­га­ет этого результата, об­ще­ство сво­бод­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства воз­на­граж­да­ет че­ло­ве­ка более вы­со­кой опла­той его услуг. Это раз­ли­чие в вы­руч­ке яв­ля­ет­ся эко­но­ми­че­ским сти­му­лом для ин­ве­сти­ций ка­пи­та­ла в форме ма­ши­ны или в форме человека. В обоих слу­ча­ях до­пол­ни­тель­ная вы­руч­ка долж­на со­из­ме­рять­ся с затратами, понесёнными для её получения. Когда речь идёт о спе­ци­аль­ном образовании, глав­ные за­тра­ты со­сто­ят в доходе, упу­щен­ном в пе­ри­од обучения, в про­цен­тах на прибыль, упу­щен­ных в связи с от­кла­ды­ва­ни­ем заработка, и в спе­ци­фи­че­ских рас­хо­дах на при­об­ре­те­ние образования, таких как плата за обу­че­ние и за­тра­ты на учеб­ни­ки и оборудование…Инвестиции в че­ло­ве­че­ский ка­пи­тал нель­зя фи­нан­си­ро­вать на тех же усло­ви­ях и с такой же лёгкостью, как ин­ве­сти­ции в ка­пи­тал физический. Не­труд­но понять, по­че­му так происходит. Когда даётся дол­го­сроч­ная ссуда на фи­нан­си­ро­ва­ние ин­ве­сти­ций в фи­зи­че­ский капитал, кре­ди­тор спо­со­бен за­ру­чить­ся обес­пе­че­ни­ем в виде не­дви­жи­мо­го иму­ще­ства или остав­шей­ся части тре­бо­ва­ний на сами ма­те­ри­аль­ные ак­ти­вы и в слу­чае не­упла­ты может рас­счи­ты­вать на ре­а­ли­за­цию хотя бы части своих ка­пи­та­ло­вло­же­ний путём про­да­жи ма­те­ри­аль­ных активов. Если он даёт ана­ло­гич­ную ссуду на уве­ли­че­ние до­ход­но­сти человека, ему, очевидно, не­воз­мож­но за­ру­чить­ся ана­ло­гич­ным обеспечением… Такие ин­ве­сти­ции не­из­беж­но свя­за­ны с боль­шим риском. Сред­няя ожи­да­е­мая при­быль может быть высока, но от­кло­не­ния от сред­ней ве­ли­чи­ны бы­ва­ют весь­ма велики. Одна оче­вид­ная при­чи­на от­кло­не­ний – это смерть или утра­та трудоспособности, но куда важнее, видимо, раз­ли­чия в способностях, энер­гич­но­сти и удачливости. Вслед­ствие этого, если предо­став­лять дол­го­сроч­ные ссуды, обес­пе­че­ни­ем ко­то­рых будет один лишь ожи­да­е­мый бу­ду­щий заработок, зна­чи­тель­ная про­пор­ция их не будет возвращена…Какие бы ни были тому причины, изъ­я­ны рынка при­ве­ли к не­до­стат­ку ин­ве­сти­ций в че­ло­ве­че­ский капитал. По­это­му го­су­дар­ствен­ное вме­ша­тель­ство можно обос­но­вать как «технической монополией» (поскольку рас­про­стра­не­ние таких ка­пи­та­ло­вло­же­ний на­тал­ки­ва­ет­ся на­ ад­ми­ни­стра­тив­ные расходы), так и не­об­хо­ди­мо­стью вы­пра­вить си­ту­а­цию на рынке (поскольку рынок в дан­ном слу­чае не вы­ка­зал гибкости).

  4. Whisperterror Ответить

    Текст 13.
    Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?
    Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII века, она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX века реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании. Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции. Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования.
    Важнейшим событием стала промышленная революция. Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности. В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования.
    Важная перемена была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства. К тому же американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.
    Н.Смелзер
    С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?
    В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые было призвано решать образование в XIX-XX веках. Назовите их.
    Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые черты социальных институтов (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?
    В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.
    Ответы к тексту 13.
    Содержание верного ответа
    Балл
    1
    Максимальный балл за полный ответ
    2
    Становление системы современного образования связано с тремя изменениями: демократическая революция, промышленная революция, становление самого института образования.
    Правильно указаны три причины.
    2
    Правильно указаны две причины.
    1
    Правильно указана одна причина, или Ответ неправильный.
    2
    Максимальный балл за полный ответ
    2
    Три задачи, которые было призвано решать образование в XIX-XX веках:
    повысить грамотность будущих избирателей,
    обеспечить равенство социальных возможностей,
    подготовить квалифицированных работников.
    Правильно указаны три причины.
    2
    Правильно указаны две причины.
    1
    Правильно указана одна причина, или Ответ неправильный.
    3
    Максимальный балл за полный ответ
    3
    Социальные институты: семья, армия, церковь, СМИ, политическая партия.
    Особенности социальных групп, упомянутые автором:
    институт является определенной группой, члены которой объединены общими законными интересами,
    институт в лице своих членов предъявляет требования к обществу
    Названы 4 социальных института и 2 особенности.
    3
    Названы 2-3 социальных института и 2 особенности.
    2
    Названы 4 социальных института без особенностей, или названы 2-3 социальных института и 1 особенность.
    1
    Ответ неправильный.
    4
    Максимальный балл за полный ответ
    3
    Понятие – «социальная мобильность». Термин – «социальный лифт». Функции социального лифта выполняют такие социальные институты, как армия, церковь, политические партии.
    Приведено понятие, указан термин, названы два «социальных лифта».
    3
    Не указан один из элементов ответа.
    2
    Не указано два элемента ответа.
    1
    Ответ неправильный.
    Текст 14.
    Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
    Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
    под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;
    под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
    под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
    под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
    под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ…
    Статья 3. Недопустимость цензуры
    Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, – не допускается.
    Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, – не допускается.
    Из закона РФ «О средствах массовой информации»
    Что понимается в законе под средством массовой информации? Приведите пример печатного и электронного средства массовой информации.
    Как трактуется в законе понятие «цензура»? Укажите два признака.
    В Москве на протяжении ряда лет издается ежемесячный поэтический альманах «Пегас», имеющий текущий номер и тираж 5 тысяч экземпляров. Можно ли эти издания отнести к средствам массовой информации? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.
    Закон запрещает цензуру в СМИ. В то же время опросы последних лет показали, что немалая часть населения в нашей стране приветствовала бы введение цензуры, особенно на телевидении. Опираясь на собственный социальный опыт и знания из обществоведческого курса, выскажите предположение, что именно не хотели бы видеть зрители на телеэкранах (укажите две темы) и почему (укажите одну причину).
    Ответы к тексту 14.
    Содержание верного ответа
    Балл
    1
    Максимальный балл за полный ответ
    2
    Под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
    Примеры печатных СМИ: газеты «Известия», «Аргументы и факты».
    Примеры электронных СМИ: телевизионные программы «Время», «Сегодня».
    Правильно раскрыто понятие, приведены два примера.
    2
    Правильно раскрыто понятие, приведен один пример.
    1
    Ответ неправильный.
    2
    Максимальный балл за полный ответ
    2
    Признаки цензуры: требование предварительно согласовывать материалы, наложение запрета на распространение материалов.
    Указаны два признака.
    2
    Указан один признак.
    1
    Ответ неправильный.
    3
    Максимальный балл за полный ответ
    3
    Можно отнести, так как: издание периодично (один раз в год), имеет постоянное название, наличие текущего номера.
    Дан правильный ответ и приведены два аргумента.
    3
    Дан правильный ответ и приведен один аргумент.
    2
    Ответ без аргументов.
    1
    Ответ неправильный.
    4
    Максимальный балл за полный ответ
    3
    Темы: насилие (фильмы, телепередачи, в которых много примеров убийств, драк), откровенная эротика (порнография).
    Причины:
    постоянная демонстрация сцен насилия повышает агрессивность в обществе (особенно среди подростков), обесценивает человеческую жизнь,
    сексуальная вседозволенность порождает такую же в жизни со всеми негативными последствиями для личности и общества.
    Указаны две темы и одна причина.
    3
    Указаны две темы без причин, или Указана одна тема и одна причина.
    2
    Указаны одна тема или Указаны одна причина.
    1
    Ответ неправильный.
    Текст 15.
    На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни формирующегося человека, способы деятельности – игровой, спортивной, учебной, – трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и так далее. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определенные моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев – катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы).
    Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально-типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество – факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.
    Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания
    _____________________________________________________________________________
    Назовите любые четыре фактора органического развития человека, выделенные автором.
    Как выделенные факторы развития, по мнению автора, могут влиять на человека? укажите три возможные их роли.
    Автор различает возрастную и индивидуальную изменчивость растущего человека. Найдите в тексте три авторских примера индивидуальной изменчивости.
    Опираясь на изученный курс и собственный социальный опыт, приведите по два примера каждого из выделенных автором видов изменчивости.
    Ответы к тексту 15.
    Содержание верного ответа
    Балл
    1
    Максимальный балл за полный ответ
    2
    образ жизни формирующегося человека
    способы его деятельности – игровой, спортивной, учебной,
    трудовое и общественное поведение,
    гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования,
    наличие или отсутствие стрессоров,
    умственная деятельность,
    социальная активность,
    труд и творчество
    2
    Названы два-три фактора.
    1
    Назван один фактор или ответ неправильный.
    2
    Максимальный балл за полный ответ
    2
    стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания),
    стрессоров и депрессоров (задерживающих, извращающих эти процессы),
    катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы)
    Названы три роли.
    2
    Названы две роли.
    1
    Названа одна роль или ответ неправильный.
    3
    Максимальный балл за полный ответ
    3
    Характерологические особенности, специальные способности, индивидуальный уровень общей одаренности. Указаны три примера.
    3
    Указаны два примера.
    2
    Указан один ответ.
    1
    Ответ неправильный.
    4
    Максимальный балл за полный ответ
    3
    В качестве примеров возрастной изменчивости можно назвать: половое созревание, увеличение роста в и веса тела, интеллектуальное развитие. В качестве примеров индивидуальной изменчивости можно назвать: появление новых интересов и склонностей, появление признаков сходства с матерью или отцом, степень коммуникабельности.
    Приведены по два примера каждого вида изменчивости.
    3
    Отсутствует один из элементов ответа.
    2
    Отсутствует два элемента ответа.
    1
    Ответ неправильный.
    <предыдущая страница

  5. Nilaath Ответить

    Тема «Духовная жизнь общества».                            Вариант 1.
    Понятие «культура» в широком смысле слова – это:
    Все созданное обществом
    Произведения искусства и науки
    Соблюдение норм этикета в отношениях между людьми
    Результат образования и воспитания
    Какое из перечисленных ниже определений не относится к определению морали?
    Форма нормативно-оценочной ориентированности индивида
    Узаконенная справедливость
    Система норм и правил, регулирующих поведение людей
    Форма общественного сознания, в которой отражаются этические качества социальной действительности
    Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
    А) Коммерциализация массовой культуры позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы массовой аудитории.
    Б) В массовой культуре произведения литературы, живописи кинематографа рассматриваются,  прежде всего,  как предметы потребления, приносящие при продаже прибыль.
    1) верно только А        2) верно только Б       3) верны оба суждения        4) оба неверны
    Известно, что крестоносцы привезли в Европу с Востока ряд культурных норм, например, привычку мыть руки перед едой. О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт?
    О сохранении самобытности
    О возрождении традиций
    О национальной изоляции
    О взаимном обогащении
    Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога называется:
    Теологией
    Каноном
    Доктриной
    Писанием
    Какая черта отличает науку от других отраслей культуры?
    Вера в сверхъестественные силы
    Теоретическое обоснование законов развития природы и общества
    Выражение субъективного отношения к миру
    Предложение законченной мировоззренческой системы
    Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры:
    Характерные черты
    Сферы культуры
    А) стремление к достоверности
    Б) обоснованность предположений
    В) субъективность
    Г) чувственное отражение реальности
    1) наука
    2) искусство
    Закончите высказывание Н.Бердяева: «Ценности определяют наше  _______________».
    Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано.
    «(1) Элитарное или «высокое» искусство сегодня находится в упадке. (2) Упали тиражи литературной классики. (3) современные композиторы редко создают оперные произведения. (4) Все это самым губительным образом отражается на эстетических вкусах и пристрастиях публики».
    Определите, какие положения текста носят:
    А) фактический
    Б) характер оценочных суждений
    Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер
    Запишите слово, пропущенное в схеме:
    Прочитайте текст и выполните задание С1-С3.
    «Образование получило   широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго? …
    Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца 18 века, она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов… участвовать в  политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е гг. 19 в. реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании…  Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции… Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…
    Важнейшим событием… стала промышленная революция… Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности… В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования… Важная перемена… была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства… (К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни» (Н. Смелзер) .
    С1. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?
    С2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые призваны решать образование в 19-20 вв. Назовите их.
    С3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите четыре любых социальных института (помимо образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?
    Тема «Духовная жизнь общества».                                Вариант 2.
    Выберите определение, соответствующее понятию «мораль»:
    Совершенство, высшая цель человеческих стремлений
    Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями
    Форма нормативно-оценочной ориентированности индивида
    Узаконенная справедливость
    Развитие культуры невозможно, если:
    Государство не руководит культурой
    Отсутствует демократический политический режим
    Не обеспечивается государственное финансирование учреждений культуры
    Не существует преемственности культурных традиций
    Верны ли следующие суждения о современной культуре?
    А) В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная, экранная и др.
    Б) Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов.
    1) верно только А       2) верно только Б       3) верны оба суждения     4) оба неверны
    Какая из черт отличает религию как феномен культуры?
    Описание и объяснение природных и социальных явлений
    Утверждение идеи сотворенности  мира
    Достоверное долгосрочное прогнозирование развития
    Эстетическое освоение окружающего мира
    Верны ли следующие суждения о науке? Науку можно охарактеризовать как:
    А) Особую систему знаний, позволяющую обоснованно предсказать процессы и явления действительности.
    Б) Систему научных исследований, организаций, учреждений,  институтов.
    1) верно только А        2) верно только Б       3) верны оба суждения           4) оба неверны
    Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности ученых?
    сложился особый институт гражданского права – авторское право
    наука стремится к теоретическому осмыслению фундаментальных вопросов жизни
    научные открытия могут иметь непредсказуемые и опасные последствия для жизни людей
    быстрыми темпами развиваются социальные (общественные) науки
    Установите  соответствие между социальными фактами и формами культуры:
    Социальные факты
    Формы культуры
    А) премьера сериала
    Б) конкурс фольклорных коллективов
    В) празднование дня Ивана Купалы
    Г) скандал с участием поп-звезды
    Д) переиздание детектива-бестселлера
    1) массовая
    2) народная
    Вставьте пропущенное слово: «Духовное производство – это деятельность людей по созданию духовных ____________».
    Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
    «(1) Человек, сидящий на скудном «пайке» массовой культуры, существенно обедняет свою духовную жизнь. (2) Массовая культура зародилась почти столетие назад. (3) С тех пор были значительно усовершенствованы технические средства используемые  при ее создании и тиражировании. (4) Однако ее продукты остались такими же примитивными, оскорбляющими вкус взыскательного читателя и зрителя». Определите, какие положения текста носят:
    А) фактический характер
    Б) характер оценочных суждений
    Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.
    Запишите слово, пропущенное в схеме:
    Прочитайте текст и выполните задание С1-С3.
    «Образование получило   широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго? …
    Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца 18 века, она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов… участвовать в  политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е гг. 19 в. реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании…  Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции… Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…
    Важнейшим событием… стала промышленная революция… Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности… В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования… Важная перемена… была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства… (К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни» (Н. Смелзер) .
    С1. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?
    С2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые призваны решать образование в 19-20 вв. Назовите их.
    С3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите четыре любых социальных института (помимо образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?
    Ключ «Духовная жизнь общества».
    Вариант 1.      1-2, 2-2, 3-2, 4-4, 5-1, 6-2, 7- а1, б1, в2, г2; 8-поведение, 9- 1б, 2а, 3а, 4б; 10-религии9- 1б, 2а, 3а, 4б; 10- национальные ( или нац-гос).
    Вариант 2.     1-3, 2-4, 3-1, 4-2, 5-3, 6-3, 7- а1, б2, в2, г1, д1; 8-ценностей, 9- 1б, 2а, 3а, 4б; 10- национальные ( или нац-гос). 9- 1б, 2а, 3а, 4б; 10-религии
    С1- С3:
    С1.  В ответе должны быть указаны следующие изменения (правильно указаны три причины – 2 б., две причины – 1 б., одна причина – 0 б.):
    Демократическая революция
    Промышленная революция
    Становление самого института образования
    С2. В ответе должны быть указаны следующие задачи (правильно указаны три задачи – 2 б., две задачи – 1 б., одна – 0 б.):
    Повысить грамотность будущих избирателей
    Обеспечить равенство социальных возможностей
    Подготовить квалифицированных работников
    С3. Могут быть названы четыре любых социальных института, например:
    Семья
    Армия
    Церковь
    Право
    Политическая партия
    Должны быть названы две особенности, упомянутые автором:
    Институт является определенной группой, члены которой объединены общими интересами
    Институт в лице своих членов предъявляет определенные требования к обществу и государству
    Названы четыре социальных института и две особенности, упомянутые автором – 3 б., два-три социальных института и две особенности – 2 б, два-три социальных института и одна особенность или четыре института без особенностей – 1 б, один институт и одна особенность или одна-две особенности без институтов – 0 б.).

  6. Voodoozahn Ответить

    Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?…
    Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением не аристократических классов…участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX в. Реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании…Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции…Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…
    Важнейшим событием…стала промышленная революция…Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности…В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…
    Важная перемена…была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства… (К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.
    Н. Смелзер.

    Оглавление 21 -24
    21. C какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?
    22. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые было призвано решить образование в XIX – XX вв. Назовите их.
    23. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальные институты (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?
    24. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.
    Итак, для начала бегло просмотрели текст.
    Постарались понять, о чем он? Да, проанализировано развитие ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ.Сразу вспомним понятие институт – важнейшие социальные группы, виды отношений или учреждения, исторически воспроизводящиеся в любом историческом обществе и выполняющие необходимые для него функции!
    Автор текста – американский социолог Нейл Смелзер. Теперь рассмотрим все четыре вопроса, попытаемся понять, о чем нас будут спрашивать.

    Нейл Смелзер (род. 1930) – выдающийся американский социолог, один из создателей экономической социологии в качестве полноценной социологической дисциплины. В России в 1994 году была издана «Социология» Смелзера, которая долгое время была единственным переводным учебником по социологии и пользовалась огромной популярностью.
    Теперь приступим.
    21. С какими тремя ИЗМЕНЕНИЯМИ в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования? Смелзер говорит о ПЕРЕМЕНАХ В РАЗВИТИИ образования. По контексту находим:
    § демократическая революция;
    § промышленная революция;
    § развитие самого института образования.
    Также облегчило поиск здесь то, что каждая новая мысль начиналась с нового абзаца.Оглавление 21 -24

  7. Xelo Ответить

    8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «культура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных формах культуры, и одно предложение, раскрывающее отличительную особенность элитарной культуры.
    9. С помощью трех примеров покажите роль образования в жизни человека.
    10. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.
    Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.
    11. Прочитайте текст и выполните задания
    Религия и наука — два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает всё более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя. Однако возникновение новых религий, оснащённых благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической деятельности, сделало соотношение сил неясным, поэтому сегодня приходится снова обращаться к выяснению причин и истории той войны, которую традиционная религия вела против науки.
    С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Помимо теоретического аспекта имеется ещё и основанная на науке техника, создающая удовольствия и удобства, которые были невозможны или слишком дорого стоили в донаучную эпоху. Именно техника придаёт науке большую значимость, далее в глазах далёких от неё людей.
    С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих исторических религий присутствуют три элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) кодекс личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов. Тем не менее, все три элемента — пусть в неодинаковых пропорциях — существенны для религии как социального феномена. Религия вступает в конфликт с наукой именно по той причине, что имеет социальное значение. Личная религия, не делающая утверждений, которые наука могла бы опровергнуть, спокойно существует и в научную эпоху.
    Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным кодексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви; кроме того, всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, поскольку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных.
    (В.Рассел)
    С1. Как автор характеризует современный этап конфликта между религией и наукой? Какие возможности, придающие науке большую значимость, открывают обществу теоретический и практический аспекты науки?
    С2. Чем объясняется важность религии и науки в жизни общества? Используя текст и знания обществоведческого курса, приведите три объяснения.
    Ответы.
    DOC / 38 Кб

  8. BuHuLLIkO Ответить

    Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
    Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе.
    Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека.
    Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей.
    Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил.
    На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека.
    Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности.
    И.А. Гобозов

  9. Добавляйтесь Ответить

    ЕГЭ 2012

    Пример 1

    Принадлежность к группе

    В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы… На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом… Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали себя очень одиноким. Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться… Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны… Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».

    Р. Бэрон

    Задания к тексту

    С1. Назовите признаки социальной группы, указанной в тексте.

    С1

    В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы… На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом… Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали себя очень одиноким. Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться… Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны… Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».

    С1

    Признаки социальной группы:

    Наличие общей цели

    Наличие установившихся взаимоотношений

    Взаимозависимость людей друг от друга

    Осознание людьми принадлежности к одной группе

    Задания к тексту

    С2. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.

    С2

    В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы… На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом… Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали себя очень одиноким. Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться… Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны… Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».


    С2

    Причины объединения людей в группы:

    Люди удовлетворяют свои психологические и социальные потребности

    Находят дополнительные средства для достижения ряда целей

    Обеспечивают себя необходимой информацией

    Повышают самооценку

    Задания к тексту

    С3. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.

    С3

    С3

    С3

    С3

    С3

    Задания к тексту

    С4. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании «Я-концепции»? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществознания.

    С4

    «Я-концепция» – представление человека о самом себе (образ «Я»). Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает.

    Самооценка – составная часть «Я-концепции». Входя в престижную для себя группу, человек переносит ее значимость на себя. В результате вхождение в престижную для индивида группу повышает его самооценку. Высокая самооценка становится одним из элементов его «Я-концепции».

    Пример 2

    Образование в обществе

    Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..

    Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII века, она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов… участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX века реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании… Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции… Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…

    Важнейшим событием стала промышленная революция… Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности… В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…

    Важная перемена было связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства… К тому же американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.

    Н. Смелзер

    Задания к тексту

    С1. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

    Образование в обществе

    Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..

    Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII века, она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов… участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX века реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании… Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции… Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…

    Важнейшим событием стала промышленная революция… Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности… В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…

    Важная перемена было связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства… К тому же американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.

    Н. Смелзер

    С1

    Изменения в общественной жизни:

    Демократическая революция

    Промышленная революция

    Становление самого института образования

    Задания к тексту

    С2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые призвано решать образование в XIX-XX веках. Назовите их.

    Образование в обществе

    Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..

    Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII века, она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов… участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX века реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании… Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции… Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…

    Важнейшим событием стала промышленная революция… Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности… В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…

    Важная перемена было связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства… К тому же американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.

    Н. Смелзер

    С2

    Задачи образования в эпоху промышленной революции:

    Повысить грамотность будущих избирателей

    Обеспечить равенство социальных возможностей

    Подготовить квалифицированных работников

    Задания к тексту

    С3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите четыре любых социальных института (помимо системы образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

    С3

    Социальные институты (ЕГЭ 1.9):

    Семья

    Армия

    Церковь

    Право

    Политическая партия

    Образование в обществе

    Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..

    Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII века, она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов… участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX века реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании… Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции… Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…

    Важнейшим событием стала промышленная революция… Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности… В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…

    Важная перемена было связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства… К тому же американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.

    Н. Смелзер

    С3

    Особенности социальных групп

    Институт является определенной группой, члены которой объединены общими интересами

    Институт в лице своих членов предъявляет определенные требования к обществу и государству

    Задания к тексту

    С4. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.

    С4

    Понятие для характеристики движения человека к «успеху жизни» (ЕГЭ 3.1) – «социальная мобильность».

    Функция образования (ЕГЭ 1.12): социальная. Это канал («социальный лифт») социальной мобильности.

    «Социальные лифты»: армия, церковь, брак.

    Пример 3

    Должно ли государство регулировать экономику?

    Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования.

    А. Фелдстайн

     

    Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии… Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.

    Р. Альфонсин

    Справочная информация

    Монопо?лия (от греч. ???? — один и ????? — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

    Олигополия (от др.-греч. ?????? — малочисленный, и ????? — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др.

    Задания к тексту

    С1. Совпадают ли позиции авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономике? Приведите по одному положению из каждого текста, подтверждающему ваш вывод.

    Должно ли государство регулировать экономику?

    Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования.

    А. Фелдстайн

     

    Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии… Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.

    Р. Альфонсин

    С1

    Позиция авторов:

    А. Фелдстайн: «Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики».

    Р. Альфонсин: «Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии».

    Вывод: различие взглядов авторов очевидно.

    Задания к тексту

    С2. Как оценивает каждый из авторов значение государственного перераспределения доходов населения? Почему дает такую оценку?

    Должно ли государство регулировать экономику?

    Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования.

    А. Фелдстайн

     

    Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии… Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.

    Р. Альфонсин

    С2

    Значение государственного перераспределения доходов населения:

    А. Фелдстайн: усиление роли государства в перераспределении доходов играет отрицательную роль, так как ведет к нестабильности семейной жизни, вероятно, является одной из причин падения рождаемости.

    Р. Альфонсин: государство, перераспределяя доходы, способствует достижению равноправия, развитию малых и средних компаний, образования и здравоохранения, достижению большей эффективности общественных расходов.

     

    Вывод: авторы дают противоположную оценку значения государственного перераспределения доходов, потому что совершенно по-разному оценивают роль государства в рыночной экономике.


    Задания к тексту

    С3. Какие, на взгляд автора второго текста, полезные функции выполняет государство в условиях рынка? (Укажите три функции.) Опираясь на знания из курса обществознания, приведите еще одну необходимую функцию государства в условиях рыночной экономики.

    Должно ли государство регулировать экономику?

    Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования.

    А. Фелдстайн

     

    Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии… Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.

    Р. Альфонсин

    С3

    Функции государства (по тексту):

    Борьба с монополизмом

    Установление равноправия

    Перераспределение доходов

    Поддержка малых и средних компаний

    Развитие здравоохранения и образования

    Дополнение на основе знаний (ЕГЭ 2.12)

    Стабилизация экономики

    Защита прав собственников

    Задания к тексту

    С4. Укажите три отрицательных последствия, к которым, по мнению автора первого текста, ведет государственное регулирование в условиях рынка. Опираясь на знания из курса обществознания, попытайтесь доказать необоснованность одного из этих следствий.

    Должно ли государство регулировать экономику?

    Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования.

    А. Фелдстайн

     

    Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии… Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.

    Р. Альфонсин

    С4

    Отрицательные последствия:

    Нестабильность развития

    Инфляция

    Снижение производительности труда

    Упадок научно-исследовательских работ

    Снижение рождаемости

    Медленный рост основного капитала

    С4

    Доказательство необоснованности этих следствий:

    Нестабильность развития: одна из функций государства – обеспечение стабилизации экономики, а не наоборот

    Упадок научно-исследовательских работ: это может быть только следствием недостаточного государственного финансирования науки

    Снижение рождаемости: в РФ существует государственная программа повышения рождаемости населения, улучшения системы здравоохранения, повышение роли первоначальной диагностики населения. Следовательно, государство может непосредственно влиять на этот процесс; опосредованное влияние – обеспечение стабильности экономического развития государства, повышение жизненного уровня населения, что способствует улучшению демографической ситуации в стране.

  10. СаМаЯ ШиКаРнАя Ответить

    Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?…
    Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов…участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX в. Реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании…Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции…Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…
    Важнейшим событием…стала промышленная революция…Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности…В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…
    Важная перемена…была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства…(К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.
    Н.Смелзер.
    1.С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?
    2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые было призвано решить образование в XIX – XX вв. Назовите их.
    3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?
    4. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.
    С 8Прочитайтк текст и выполните задания к нему:

  11. M@s*on Ответить

    Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?…
    Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов…участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX в. Реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании…Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции…Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…
    Важнейшим событием…стала промышленная революция…Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности…В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…
    Важная перемена…была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства…(К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.
    Н.Смелзер.
    1.С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?
    2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые было призвано решить образование в XIX – XX вв. Назовите их.
    3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?
    4. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.
    С 8Прочитайтк текст и выполните задания к нему:
    ⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒
    Date: 2015-05-22; view: 625; Нарушение авторских прав

  12. Oracle Ответить

    Прочитайте текст и выполните задания 21—24.В нашем столетии решение ряда проблем не может больше ограничиваться масштабами одной страны, их приходится решать в масштабе всей нашей планеты. Такое восприятие планетарного характера отношения человека с природой впервые возникло в связи с появлением атомной бомбы и с угрозой мировой ядерной войны. Общепризнано, что такая война, где бы она ни возникла, в несколько часов могла бы отравить весь земной шар и прекратить жизнь человека. Эта угроза и заставляет людей отказываться от применения ядерного оружия.Сейчас население на земном шаре определяется в 3,7 миллиарда человек. Если оно будет продолжать возрастать теми же темпами (в среднем на 2% в год), как в этом столетии, то через 700 лет наша планета будет населена столь плотно, что на каждый квадратный метр всей поверхности земного шара будет приходиться по одному человеку. Конечно, это невозможно, и процесс возрастания размножения людей должен ещё задолго до этого оборваться. Когда и при каких факторах это произойдёт и во что при этом превратится цивилизация, является важнейшей глобальной проблемой ближайшего будущего.Одна из самых главных глобальных проблем связана с энергетикой, поскольку использование людьми природных энергетических ресурсов является главным фактором, определяющим уровень современной цивилизации и благосостояния человечества. Сейчас наиболее крупным источником сырья в энергетике является уголь, и если его потребление остановится на нынешнем уровне, то запасов угля будет достаточно примерно на тысячу лет. Если даже человечество не будет расти, но потребление энергии на душу населения будет расти теми же темпами, как за последние 100 лет, то запасов угля хватит только на 100—150 лет. Ещё более близкий кризис можно предвидеть по другим видам сырья. Например, серебра хватит в пределах 13—40 лет, свинца — 20—60 лет и т. д. (с учётом использования в пятикратном масштабе новых, пока ещё не найденных природных запасов).Истощение сырьевых ресурсов части важных веществ грозит уже нашему поколению. И поэтому решение вопросов, связанных с технико-экономическим аспектом проблемы «человек и природа», нужно считать срочным. Но здесь сразу встаёт и социально политический аспект: в силу глобального характера решение этих вопросов невозможно в национальном масштабе, оно реально лишь при широком международном сотрудничестве на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Следующая проблема — экологическая — возникает в результате нарушения в природе равновесия вследствие загрязнения окружающей среды в том же глобальном масштабе. Трудность при решении этой проблемы заключается в том, что глобальные масштабы технических процессов при современном уровне цивилизации стали так изменять окружающую нас среду — загрязнять воздух, воду и почву, уничтожать леса, изменять естественные природные ландшафты, — что существовавшее до сих пор в природе биологическое равновесие уже не может сохраняться, и это начинает вести к гибели фауны и флоры, которые необходимы для существования людей.Когда в глобальном масштабе начнёт возникать недостаток в материалах и в энергетических ресурсах и это начнёт катастрофически влиять на уровень благосостояния людей, то перед человечеством не останется другого выбора, как начать сокращать вооружение, поскольку риск гибели от агрессии будет менее реален, чем опасность гибели от недостатка материальных ресурсов. К тому же, поскольку решение глобальных проблем должно происходить при тесном международном сотрудничестве, люди начнут чувствовать, что они живут в общей квартире и что у всего человечества есть только один общий враг: это наступающий глобальный кризис, с которым, позабыв все распри, надо начинать дружно бороться.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *