С какого года 1 января стал нерабочим днем в ссср?

11 ответов на вопрос “С какого года 1 января стал нерабочим днем в ссср?”

  1. Dawnconjuror Ответить

    Первым в истории России официальным нормативным документом, полноценно регулирующим трудовые отношения, стал Кодекс законов о труде, принятый ВЦИК 10.12.1918. Кодекс содержал Приложение к ст. 104 «Правила об еженедельном отдыхе и о праздничных днях». В п. 7 этого Приложения были перечислены нерабочие праздничные дни, установленные в память об исторических и общественных событиях:
    • 1 января – Новый Год;
    • 22 января – день 9 января 1905 года;
    • 12 марта – низвержение самодержавия;
    • 19 марта – день Парижской Коммуны;
    • 1 мая – день Интернационала;
    • 7 ноября – день Пролетарской Революции.
    Местные советы профсоюзов с согласия Наркомата труда могли устанавливать, помимо вышеуказанных, особые дни отдыха (не свыше 10 в году). Эти дни полагалось согласовывать с праздниками, принятыми в данной местности, как правило, религиозными. Об их введении следовало сообщать населению путем публикации. Но при этом такие дополнительные дни отдыха не оплачивались.
    Аналогичный список нерабочих праздничных дней содержался в ст. 111 Кодекса законов о труде 1922 г. В ст. 112 КЗоТ 1922 г. также содержалась норма об установлении отделами труда по соглашению с губернскими советами профессиональных союзов особых праздничных дней отдыха (не более десяти в год), соответствующих местным условиям, составу населения, народным праздникам и т.п. При этом такие дополнительные дни отдыха также стали оплачиваться. Накануне праздничных дней и дней отдыха длительность рабочего дня сокращалась до шести часов, и предпраздничные дни оплачивались как полный рабочий день.
    Количество дополнительных дней отдыха постепенно сокращалось. С 1925 г. их оставили восемь, с 1927 г. – семь, с 1928 г. – шесть. Вместе с тем, Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.07.1928 «Об изменении статей 111 и 112 Кодекса законов о труде РСФСР» добавило к Первомаю еще один нерабочий день – 2 мая. Таким образом, на празднование Дня Интернационала отвели целых два дня.
    День 1 января оставался в СССР нерабочим и праздничным до 1929 г. Ситуация изменилась с принятием Постановления СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю», в котором понятие «праздники» было заменено на «революционные дни», когда воспрещалось производство работ. К ним были отнесены:
    • 22 января – день памяти 9 января 1905 г. и памяти В.И. Ленина;
    • 1 и 2 мая – дни Интернационала;
    • 7 и 8 ноября – дни годовщины Октябрьской революции.
    Что касается Нового года, то в этот день полагалось трудиться на общих основаниях. 1 января оставался в СССР обычным рабочим днем по 1947 г. включительно.
    В 1945 г. к всеобщим государственным праздникам добавился День Победы – 9 мая. Однако к 1948 г. он утратил статус нерабочего, хотя и считался праздничным в связи с вступлением в силу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23.12.1947.
    Благодаря данному Указу 1 января вновь стал новогодним нерабочим праздником. День Победы оставался трудовым до 1965 г., когда Л.И. Брежнев в честь 20-летия с окончания Великой Отечественной войны подписал Указ о признании 9 мая нерабочим праздничным днем.
    В середине 1960-х гг. получил новое название первомайский праздник: День Интернационала (1 и 2 мая) переименовали в День международной солидарности трудящихся.
    С 1966 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года, Международный женский день стал праздником и нерабочим днем.
    Согласно ст. 65 КЗоТ РСФСР 1971 г. устанавливались следующие нерабочие праздничные дни:
    • 1 января — Новый год;
    • 8 марта — Международный женский день;
    • 1 и 2 мая — День международной солидарности трудящихся;
    • 9 мая — День Победы;
    • 7 и 8 ноября — годовщина Великой Октябрьской социалистической революции;
    • 5 декабря — День Конституции СССР (с 1978 г. перенесен на 7 октября в связи с принятием новой Конституции 1977 г.).
    В таком составе праздничные дни сохранились до гибели СССР и даже ненамного пережили его.
    Источники:
    1. Кодекс законов о труде 1918 г. (принят ВЦИК) // СПС КонсультантПлюс.
    2. Постановление ВЦИК от 09.11.1922 «О введении в действие Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р. изд. 1922 г.» (вместе с «Кодексом Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.»). // СПС КонсультантПлюс.
    3. Постановление ВЦИК от 05.05.1925 «Об изменении ст. 112 Кодекса Законов о Труде». // СПС КонсультантПлюс.
    4. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 27.12.1927 «Об изменении статей 111 и 112 Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.». // СПС КонсультантПлюс.
    5. Постановление ЦИК СССР от 23.04.1928 «О праздничных днях, посвященных дню Интернационала, и об особых днях отдыха». // СПС КонсультантПлюс.
    6. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.07.1928 «Об изменении статей 111 и 112 Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.». // СПС КонсультантПлюс.
    7. Закон РСФСР от 09.12.1971 «Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР» (вместе с Кодексом). // СПС КонсультантПлюс.
    8. Рощупкина Е. Новогодние и майские праздники: история с продолжением. // Кадровик.ру — 2012, № 7.

  2. Tygolkree Ответить

    Этот пост о том, что знает каждый и что все позабыли: о регулировании рабочего времени. Кто из читателей слышал от предков (а не прочитал в книжке), что до 1940 года была рабочая шестидневка с фиксированными по числам днями отдыха, приходящимися на разные дни семидневной недели? Мало кто. А ведь в 1940 году это знала каждая собака. Так плохо работает народная память и плохо пишется устная история.
    При проклятом царизме
    Царская регуляция рабочего времени относилась, при некоторых исключениях, лишь к промышленным рабочим (и то так называем цензовым, то есть с исключением мельчайших предприятий) и горнорабочим. Рабочий день был ограничен 11.5 часами, предполагалась стандартная семидневная рабочая неделя с одним днем отдыха в воскресенье, при этом перед воскресеньями и праздниками предусматривался 10–часовой рабочий день (так называемые канунные дни). Праздников, приходящихся на любой день недели, было 13, кроме того, еще 4 праздника всегда приходились на будние дни. Оплачиваемый отпуск не предусматривался. Таким образом, на средний невисоскосный год приходилось 52.14 воскресенья, 4 праздника, всегда приходящихся на будни, и еще 11.14 празничных дня, попавших не на воскресенье, итого в году получалось 297.7 рабочих дней. Из них 52.14 были субботними, а еще 7.42 создавались подвижными праздниками, не прилипшими к воскресенью. Итого, 59.6 рабочих дней было короткими, и 238.1 длинными, что дает нам 3334 нормативных рабочих часа в году.
    На самом деле, в промышленности работать так много никто уже не был согласен, да и фабриканты понимали, что люди будут трудиться эффективнее, если предоставить им больше времени для отдыха. В среднем в началу Первой мировой войны на заводах работали 275–279 дней в году, по 10–10.5 часов (различные исследования давали разные результаты), что дает нам приблизительно 2750 — 2930 часов в год.
    Временное правительство. Ранняя Советская власть: военный коммунизм и НЭП
    Временное правительство с мая 1917 года попало в руки социалистов, десятилетиями обещавшими трудящимся восьмичасовку. Социалисты не изменили свой курс, то есть продолжали обещать восьмичасовку в неопределенном будущем, которое (для Временного правительства и эсеров) так и не наступило. Всё это имело мало значения, ибо промышленность разваливалась, а рабочие обнаглели и не слушались начальства; к концу лета 1917 года по факту никто не работал более 5–6 часов в день (ну а выработка была такая, как если бы работали 3–4 часа).
    Уже 29 октября 1917 года большевики выполнили один из главных пунктов своей дореволюционной программы — особым декретом провозгласили восьмичасовой рабочий день, то есть получилась семидневная неделя с одним выходным днем и с восьмичасовым рабочим днем. Кодекс законов о труде 1918 года еще более расширил эти положения. Был введен месячный оплачиваемый отпуск; а между окончанием рабочего дня в субботу и началом в понедельник должно было быть 42 часа, что при односменной работе с обеденным перерывом давало пятичасовой рабочий день в субботу; перед праздниками рабочий день сокращался до 6 часов. Количество праздников уменьшилось до 6, все на твердую дату, это были знакомые нам Новый год, 1 мая (день Интернационала) и 7 ноября (день Пролетарской революции) и совсем незнакомые: 22 января (день 9 января 1905 года (sic!)), 12 марта (день низвержения самодержавия), 18 марта (день Парижской Коммуны).
    При методике расчета, показанной выше, в средний год, с учетом отпуска и сокращенных дней, выходило 2112 часов, на 37% меньше, чем по царскому Уставу о промышленности, на 25% меньше, чем в царской России работали реально. Это был большой прорыв, если бы не одно неприятное обстоятельство: реальная промышленность не работала вообще, работяги разбегались из городов и помирали с голоду. На фоне таких событий писать в законе можно было что угодно, только бы немножко порадовать опорный класс.
    Так как народ той эпохи был еще сильно привержен религиозным праздникам, но упоминать это в законе большевикам было неприятно, их переименовали в особые дни отдыха, каковых полагалось 6 в году. Дни назначались на любые даты по усмотрению местных властей; если эти дни оказывались религиозными праздниками (что неизменно и происходило в действительности), то их не оплачивали; поэтому мы не включаем добавочные праздники в наши расчеты.
    В 1922 году промышленность начала потихоньку оживать, а большевики потихоньку одумываться. По КЗоТу 1922 года отпуск был сокращен до 14 дней; если на отпуск приходились праздники, он не удлинялся. Это увеличило годовую норму рабочего времени до 2212 часов в год.
    С этими нормами, достаточно гуманными для эпохи, страна и прожила весь НЭП. В 1927–28 годах 1 мая и 7 ноября получили второй добавочный выходной день, что уменьшило рабочий год до 2198 часов.
    Кстати, большевики на этом не остановились и обещали народу большее. Торжественный юбилейный “Манифест ко всем рабочим, трудящимся крестьянам, красноармейцам Союза ССР, к пролетариям всех стран и угнетенным народам мира” 1927 года обещал в скорейшем времени переход на семичасовой рабочий день без уменьшения оплаты труда.
    Великий перелом и первые пятилетки
    В 1929 году большевиков, на фоне происходящего Великого перелома, обуяла страсть к экзотическим экспериментам с сфере регулирования рабочего времени. В 1929/30 хозяйственном году страну начали энергично переводить на непрерывную рабочую неделю с одним плавающим выходным днем в пятидневку и семичасовым рабочим днем (НПН).
    Это была самая странная реформа табель–календаря, которую только можно представить. Связь семидневной недели и трудового расписания была полностью прервана. Год был разделен на 72 пятидневки и 5 постоянных праздников (22 января, теперь называвшееся Днем В.И.Ленина и 9 января, двухдневное 1 мая, двухдневное 7 ноября). День низвержения самодержавия и день Парижской Коммуны были отменены и забыты народом навсегда. Новый год стал рабочим днем, но остался в народной памяти. Дополнительные неоплачиваемые религиозные праздники также были отменены навсегда.
    Ни один день в пятидневке не был общим выходным, трудящиеся разделялись на пять групп, для каждой из которых выходным был один из пяти дней по очереди. Рабочий день стал семичасовым (это обещалось ранее, но никто не ожидал, что семичасовка придет вместе с такой путаницей). Отпуск был зафиксирован как 12 рабочих дней, то есть сохранил продолжительность. Минимальная продолжительность воскресного отдыха была уменьшена до 39 часов, то есть канунные дни при односменной работе исчезли.
    Всё это привело к тому, что в году теперь было 276 7–часовых рабочих дней, дававших 1932 рабочих часа в год.
    Пятидневку ненавидели и в народе, и на производстве. Если у супругов день отдыха приходился на разные дни пятидневки, они не могли встретиться друг с другом в выходной день. На заводах же, привыкших к закреплению оборудования за определенными рабочими и бригадами, теперь на 4 станка приходилось 5 рабочих. С одной стороны, эффективность использования оборудования теоретически увеличивалась, но на практике произошла также и потеря ответственности. Всё это привело к тому, что пятидневка продержалась недолго.
    С 1931 года страну начали переводить на шестидневную рабочую неделю с пятью фиксированными днями отдыха в месяц и семичасовым рабочим днем. Связь рабочей недели и семидневки по–прежнему была потеряна. В каждом месяце выходными были назначены 6,12, 18, 24 и 30 числа (а значит, кое–какие недели на самом деле были семидневными). От праздников по–прежнему оставались 22 января, двухдневный Первомай и двухдневные Ноябрьские.
    При шестидневке в году оказалось 288 рабочих дней по 7 часов, что давало 2016 рабочих часов. Большевики признали, что рабочий день увеличен, но клялись пропорционально (на 4.3%) увеличить и оплату труда; на практике это не имело значения, так как цены и зарплаты в ту эпоху росли очень быстро.
    Шестидневка смогла несколько уменьшить чертову путаницу с табель–календарем и более или менее (по факту, на нее перевели около половины трудящихся) прижилась. Так, с довольно коротким номинальным рабочим днем, страна прожила первые пятилетке. Надо, разумеется, понимать, что в действительности картина была не столь радостной — типичная для эпохи штурмовщина обеспечивалась за счет непрерывных и длительных сверхурочных работ, которые из неприятного исключения постепенно стали нормой.
    Зрелый сталинизм
    В 1940 году эпохе относительно либерального трудового права настал конец. Дело шло к войне. Уголовные наказания за опоздания, запрет на увольнение по собственному желанию — разумеется, эти меры выглядели бы странно без сопутствующего увеличения трудовой нагрузки.
    С 1940 года была введена семидневная неделя с одним выходным днем и с восьмичасовым рабочим днем. Праздничных дней стало 6, к старым праздникам добавился день Сталинской Конституции, 5 декабря. Укороченные предпраздничные дни, сопровождавшие семидневку до 1929 года, не появились.
    Теперь в году оказалось 2366 рабочих часов, аж на 17% больше, чем ранее. В отличие от предшествующих эпох, власти не извинялись по этому поводу перед народом и ничего не обещали. С этим простым и понятным календарем, давшим исторический максимум (для СССР) рабочего времени, страна прожила до полной гибели сталинизма в 1956 году. В 1947 году, на фоне общего возврата к национальной традиции, праздничный день 22 января заменили на Новый год.
    Хрущевская и брежневская эпохи
    В 1956 году справившийся с сопротивлением элит Хрущев открыл новую страницу — трудовое право снова резко смягчилось. С 1956 года страна перешла на семидневную рабочую неделю с одним выходным днем и с семичасовым рабочим днем; на практике переход занял 3–4 года, но зато он был полным. Кроме семидневки, страна получила новое смягчение — все предвыходные и предпраздничные дни были сокращены на два часа. Праздники остались те же.
    Это привело к резкому сокращению рабочего времени, в году теперь было 1963 рабочих часа, на 17% менее. В 1966 году к праздникам добавились знакомые нам 8 марта и 9 мая, что сократило рабочий год до 1950 часов, то есть почти что до времен полузабытой пятидневки.
    И наконец, в 1967 году, уже при Брежневе, произошла самая принципиальная из реформ, давшая знакомую всем нам сегодня форму рабочего расписания: была введена семидневная рабочая неделя с двумя выходными днями и восьмичасовым рабочим днем. Хотя рабочая неделя имела 5 рабочих дней по 8 часов, ее продолжительность составляла 41 час. Этот лишний час складывался, и образовывал за год 6–7 ненавистных народу черных (то есть рабочих) суббот; на какие именно дни они приходились, решали ведомства и местные власти.
    Продолжительность рабочего года немного выросла и составляла теперь 2008 часов. Но народу реформа все равно нравилась, два выходных — сильно лучше, чем один.
    В 1971 году был принят новый КЗоТ, содержавший одну приятную новацию: отпуск был увеличен до 15 рабочих дней. Теперь в году было 1968 рабочих часов. С этим трудовым правом Советский Союз и доехал до своего распада.
    Для справки: сегодня, благодаря сокращению рабочей недели до 40 часов, увеличению отпуска до 20 рабочих дней, а праздников до 14 дней, которые всегда приходятся не на выходные, мы работаем 1819 часов в средний невисокосный год.

  3. GroveStret Ответить

    Празднование Нового года у древних народов обыкновенно совпадало с началом возрождения природы, и часто было приурочено к марту месяцу. В России до конца XV в. Новый год встречали именно в это время, связывая его с началом полевых работ.
    В 1492 г. великий князь Иван III утвердил постановление Московского церковного собора о переносе новолетья с 1 марта на 1 сентября. Но довести в России реформу летоисчисления до конца тогда так и не удалось.
    Последний раз 1-го сентября Новый год праздновался в 1698 г. 20 (30) декабря 1699 г. был издан именной указ Петра I «О праздновании Нового года», который предписывал производить счисление лет не «от сотворения мира», а от Рождества Христова, а новолетье начинать не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах.
    В день 1 января, когда по старому летоисчислению шёл 7208 г., по введённому новому летоисчислению наступал 1700-й г. Согласно правительственному предписанию, празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января. «Великий государь указал сказать: известно Ему Великому Государю не только что во многих Европейских Христианских странах, но и в народах Славянских, которые с Восточною православною нашей Церковью во всем согласны, как: Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и самые Его Великого Государя подданные Черкесы и все Греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова осьм дней спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую разнь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 г., а будущаго Генваря с 1 числа настанет новый 1700 г., купно и новый столетний век…».
    В Петровском указе также писалось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…». После реформы Петра в России церковный Новый год продолжал отмечаться 1 сентября, а день 1 января считался праздником светским.
    Сразу же после Октябрьской революции, уже 16 (19) ноября 1917 г. Совет народных комиссаров во главе с Лениным рассмотрел вопрос о переходе на новое счисление времени. 24 января (6 февраля) 1918 г. был принят декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». Стремясь отмежеваться от старых традиций, в 1929 г. советская власть отменила празднование Рождества и Нового года, а также «поповский» обычай украшения ёлки.
    Запрет на проведение новогодних праздников действовал недолго, всего шесть лет. Уже в конце 1934 г. Сталин лично дал указание вернуть народу праздник Нового года. В декабре 1934 г. главная газета страны «Правда» напечатала статью секретаря ЦК ВКП (б) Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!». Таким образом, новогодняя традиция была возрождена в качестве детского праздника.
    23 декабря 1947 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января был объявлен праздничным и выходным днём.
    Праздник Нового года пришёл к нам из глубины веков; с течением времени менялись традиции, обычаи, отношение к празднику, тем не менее, Новый год до сих пор остаётся самым любимым и долгожданным торжеством.
    Лит.: Иванов Е. Новый год и Рождество в открытках. СПб., 2000; Президиум Верховного Совета СССР. Указ от 23 декабря 1947 г. «Об объявлении 1 января нерабочим днём» // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. — июль 1956 г / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю. И. М., 1956. С. 376.
    См. также в Президентской библиотеке:
    Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года.  СПб., 1830. Т. 3: 1689-1699. № 1736. С. 681.

  4. Blackfist Ответить

    В первое десятилетие после революции состав праздников значительно изменился. Поскольку большевики считали религию «опиумом для народа», религиозные праздники перестали быть государственными, официально они именовались особыми днями отдыха. Тем не менее до 1929 года они не отменялись и считались нерабочими днями. Правда, число их значительно сократилось, отмечались только самые главные праздники: Рождество, Крещение, Благовещение, Пасха, Успение, Вознесение, Преображение, Троица, Духов день. При этом продолжительность Пасхальной недели сократилась до трёх дней, а позднее до двух.
    Все сохранившиеся религиозные праздники не были рабочими днями, но и не оплачивались, тогда как дни государственных праздников оплачивались, даже с учётом того, что никто не работал. Ещё более парадоксальная ситуация сложилась из-за того, что государство перешло с юлианского на григорианский календарь, а церковь не сделала этого. В итоге нерабочие дни в некоторых случаях не совпадали с религиозными праздниками. Например, нерабочими днями были 25 и 26 декабря, а Рождество в связи с переносом календаря праздновалось теперь 7 января, который был рабочим днём.
    Новые времена принесли новые праздники, многие из которых теперь основательно позабыты. Например, мало кто помнит, что 22 января отмечалась годовщина первой революции 1905 года, которая была совмещена с Днём памяти Ленина, который умер 21-го числа. Этот праздник продержался достаточно долго, почти 30 лет, и был отменён только в 1951 году. По какой причине этот праздник покинул государственный календарь, никто не объяснил. Вряд ли День памяти Ленина противоречил государственной идеологии.
    12 марта стал отмечаться праздник под названием Низвержение самодержавия. Он был приурочен к годовщине начала Февральской революции. Этот праздник в честь «буржуазной революции», как тогда говорили, был установлен в 1918 году и просуществовал недолго. В 1929 году этот день стал обычным рабочим днём. Видимо, Сталин посчитал, что неправильно пролетариату радоваться буржуазным праздникам, и отменил его по идеологическим мотивам.
    Ещё один необычный праздник, в настоящее время прочно забытый, отмечался 18 марта. Это был день Парижской коммуны. Вообще-то, эта коммуна не имела ни малейшего отношения ни к России, ни к её истории и просуществовала всего 72 дня в 70-е годы позапрошлого века, запомнившись французам лишь тем, что коммунары устроили террор в захваченном ими районе Парижа и разрушили Вандомскую колонну как «символ варварства и милитаризма».
    Однако лично Ленин Парижскую коммуну считал первым в истории примером диктатуры пролетариата, восхищался ею и часто сверял свои действия и поступки с коммунарами. По этой причине вокруг Парижской коммуны в СССР был возведён целый культ, в её честь назывались корабли, школы, заводы и улицы, многотысячными тиражами выходили сотни книг по её истории и т.д. Первый день существования коммуны стал государственным праздником в РСФСР в 1918 году и просуществовал до 1929 года. С началом индустриализации количество нерабочих дней было резко сокращено, и Сталин, вероятно, посчитал, что нет смысла отдыхать целый день в честь такого события.
    В 1918 году появился и праздник в честь годовщины Октябрьской революции, правда, из-за перехода с юлианского календаря на григорианский он переместился на ноябрь. День пролетарской революции отмечался 7 ноября и был главным советским праздником. В этот день в обязательном порядке проводились демонстрации трудящихся и военные парады на главных площадях городов страны.
    В 1927 году советская власть решила, что праздник столь важен и значим, что его недостаточно праздновать только один день, поэтому праздничным стал и день 8 ноября. Военные парады в этот день проводились с первого и до предпоследнего года существования советской власти, за исключением перерыва на Гражданскую войну и Великую Отечественную (парадов не было с 1941-го по 1944-й). В последние месяцы существования СССР в 1991 году парада также не было.
    В 1929 году советскую страну ждали огромные изменения. В 20-е годы она ещё частично жила по инерции с прежним десятилетием. НЭП разрешал частный бизнес в определённых пределах, всё ещё праздновались главные религиозные праздники. Но к концу десятилетия НЭП был свёрнут, началась индустриализация, коллективизация, и всё это вызвало значительные изменения во всех сферах жизни, в том числе и в календаре.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *