С помощью каких средств создан портрет героини в рассказе кругом люди?

4 ответов на вопрос “С помощью каких средств создан портрет героини в рассказе кругом люди?”

  1. Невесомость Ответить

    КРУГОМ ЛЮДИ

    Она  дремлет  в  электричке,  лёжа  на  лавке  и  подложив  руку  под  голову. Одета бедно, в порыжелое кургузое пальтишко и тёплые не по сезону коты; на голове – серый обтёрханный платок. Неожиданно подхватывается: «Это ещё не Рамень?» –  садится  и,  увидев,  что  за  окном –  дождь,  огорчённо,  с  сердитой озабоченностью восклицает:
    – Вот враг!.. Ну надо же!
    – Грибной дождик – чем он вам помешал?
    Она  смотрит  недоумённо  и,  сообразив,  что  перед  ней –  горожане, поясняет:
    –  Для  хлебов  он  теперь  не  нужон.  Совсем  не  нужон. –  И  с  мягкой укоризной, весело:
    – Чай, хлебом кормимся-то, а не грибами!..
    Невысокая,  загорелая,  морщинистая.  Старенькая-старенькая –  лет восьмидесяти,  но  ещё  довольно живая. И  руки  заскорузлые,  крепкие.  Во  рту спереди торчат два жёлтых зуба, тонкие и длинные.
    Поправляет  платок  и,  приветливо  улыбаясь,  охотно  разговаривает  и рассказывает о себе.
    Сама из-под Иркутска. Сын погиб, а дочь умерла, и родных – никого.
    Ездила  в  Москву  насчет «пензии»,  причём,  как  выясняется,  и  туда  и обратно – без билета.
    И ни багажа, ни хотя бы крохотного узелка…
    –  Как  же  так,  без  билета?  И  не  ссадили?.. –  удивляются  вокруг. – А контроль?.. Контроль-то был?
    – Два раза приходил. А что контроль?.. – слабо улыбается она. – Контроль тоже  ведь  люди.  Кругом  люди!.. –  убеждённо  и  радостно  сообщает  она  и, словно оправдываясь, добавляет: – Я ведь не так, я по делу…
    В этом её «Кругом люди!» столько веры в человека и оптимизма, что всем становится как-то лучше, светлее…
    Проехать  без  билета  и  без  денег  половину  России,  более  пяти  тысяч километров,  и  точно  так  же  возвращаться –  уму  непостижимо.  Но  ей  верят.
    Есть в ней что-то очень хорошее, душевное, мудрое; лицо, глаза и улыбка так и светятся  приветливостью,  и  столь  чистосердечна –  вся  наружу, –  ей  просто нельзя не верить.
    Кто-то  из  пассажиров  угостил  её  пирожком,  она  взяла,  с  достоинством поблагодарив,  и  охотно  сосёт  и  жамкает,  легонько  жамкает  своими  двумя зубами.
    Меж  тем  за  окном  после  дождя  проглянуло  солнышко  и  сверкает ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.
    И,  оставив  пирожок,  она,  радостная,  сияющая, щуря  блёклые  старческие глаза, смотрит как заворожённая в окно и восторженно произносит:
    – Батюшки, красота-то какая!.. Нет, вы поглядите…
    (1963)

  2. Serrega277 Ответить

    Творчество Лермонтова пришлось на годы жесточайшей политической реакции, наступившей после декабристского восстания. Поколение 30-х годов XIX века жило в бездействии, смирившись с действительностью и замкнувшись в себе. Однако сам поэт, в отличие от своих современников, не мог принять существующую реальность и пытался найти из неё выход. На протяжении всего своего творчества Лермонтов ищет героя, способного на действие, на значительный поступок, но не находит такого. Безразличие и бездушие, царившее среди молодежи 1830-х годов, и заставляет писателя искать причины в психологии людей.
    Роман «Герой нашего времени» (1840) —социально-философский, психологический роман, в котором основной задачей автора было создание образа современного ему человека, исследование «души человеческой», выявление того, как окружающая среда влияет на формирование личности. Главным героем произведения является Григорий Александрович Печорин — молодой офицер, отправляющийся служить на Кавказ. Именно вокруг него строится вся конструкция романа, призванная с разных сторон осветить и раскрыть образ центрального героя.
    Внутренний мир Печорина раскрывается читателю постепенно. Автор строит произведение, исходя не из событийной стороны романа, а из главной задачи — раскрыть внутренний мир героя, поэтому пять повестей, составляющих роман, располагаются не в хронологической последовательности, а сообразно задаче автора. Так, в повести «Бэла» читатель видит только внешнее проявление Печорина: его поступки, портрет — то есть то, что видят люди при обычном знакомстве, и лишь потом, в повести «Княжна Мери», раскрываются душевные переживания героя.
    Постепенное раскрытие образа Печорина достигается с помощью композиционного приёма, который был использован в «Мцыри»: один рассказ встроен в другой, а затем дана исповедь главного героя. Благодаря этому читатель может видеть героя как бы с трёх абсолютно различных точек зрения.
    Лермонтов вводит в роман образ автора, который задался целью нарисовать портрет, «составленный из пороков всего нашего поколения», подчеркивая, что Печорин — это реальный человек, испорченный обществом. Автор представляется читателю человеком образованным, способным на глубокий анализ личности, могущим дать правильную оценку, тем не менее он описывает Печорина достаточно поверхностно. Его рассказ о поступках героя практически не комментируется, так как его наблюдения слишком кратки и неисчерпывающи. Рассказ автора показывает, что он не пытался самостоятельно раскрыть психологию героя, а лишь выполнял роль третейского судьи между Максимом Максимычем и Печориным. Автору интересны причины, побудившие героя на жестокие поступки: обиду Максима Максимыча, загубленную судьбу Бэлы, разбитое сердце княжны Мери, Веры и т. д. Он пишет: « История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
    Следующей точкой зрения в раскрытии образа Печорина является точка зрения повествователя — Максима Максимыча. Именно он первым представляет читателю Печорина, рассказывая о его жизни в крепости на Кавказе («Бэла»), Максим Максимыч — это простой, бесхитростный человек. Он предан своему делу, прекрасно знает жизнь на Кавказе, добр, сентиментален, не очень образован и поэтому не способен к глубокому анализу. Повествователь лишь представляет читателю героя, давая поверхностное представление о его душе: он видит только внешнее, не задумываясь о внутренних мотивах своего друга. Максим Максимыч — это воплощение духа народности в романе; в нём нет и тени светскости, он не испорчен обществом, являясь полной противоположностью Печорину — человеку, в котором свет убил все лучшие задатки его души, развил эгоизм.
    Полный и чёткий психологический портрет Печорина появляется в романе в новелле «Тамань», где повествование переходит «в руки » самого героя. Сначалаон сообщает о событиях, в которых сам играет второстепенную роль. Интригующее происшествие, описанное в «Тамани», заслоняет образ героя, но затем, в кульминационном моменте — повести « Княжна Мери » — он становится центральным лицом повествования, которое ведётся уже в исповедальной форме. «Дневник Печорина» — это исповедь главного героя. Обладая трезвым умом, критическим взглядом на себя и на окружающих, он реально оценивает все свои недостатки. Но он полон пессимизма, так как развитые обществом пороки и скука толкают его на странные поступки, а природные задатки его души остаются невостребованными, не находят себе применения в жизни, поэтому в герое существует какая-то двойственность. По собственному признанию Печорина, в нём живут два человека: один совершает поступки, а другой — смотрит со стороны и судит его. Заслуга Лермонтова заключается в том, что в своём романе «Герой нашего времени» он сумел показать не только образ представителя поколения 1830-х годов, но и раскрыть «историю души человеческой», исследовать психологию человека недюжинных способностей и силы, но оказавшегося «лишним», никому не нужным в этом мире.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *