Сколько длился выход леонова в открытый космос?

18 ответов на вопрос “Сколько длился выход леонова в открытый космос?”

  1. Malasida Ответить


    51 год назад советский космонавт Алексей Леонов совершил первый выход в открытый космос. Эти 12 минут за бортом корабля вошли в историю освоения околоземного пространства. Сегодня мы вспоминаем интересные факты, связанные с одной из самых ответственных космических миссий.
    1. Скафандр Алексея Леонова весил почти 100 кг
    Скафандр «Беркут» для первого выхода человека в космос разработали на Научно-производственном предприятии «Звезда», которое сейчас входит в холдинг «Технодинамика».
    В отличие от предыдущих моделей новый костюм должен был обладать мощными системами жизнеобеспечения, терморегуляции, защиты от солнечной радиации и космического холода. Скафандр изменился в цвете – из оранжевого стал белым, чтобы лучше отражать солнечные лучи – и значительно прибавил в весе.

    Общий вес «выходного костюма» составлял почти 100 кг, что доставляло много неудобств во время тренировок на Земле, но в невесомости не играло существенной роли. Больше проблем создавало давление воздуха внутри герметичной оболочки. Оно делало скафандр жестким. Для того, например, чтобы сжать кисть руки в перчатке, требовалось усилие в 25 кг, вспоминал позже Алексей Леонов.
    Современные скафандры разработки НПП «Звезда» значительно удобнее и легче. А проводить работы в открытом космосе стало возможно до десяти часов. По объему своей электронной «начинки» такой костюм сравним с современным автомобилем, но по стоимости – многократно дороже. Один комплект обходится примерно в 15 млн долларов.
    2. Первый выход в космос длился 12 минут
    На корабле «Восход-2» были установлены две телевизионные камеры, которые запечатлели минуты, проведенные Алексеем Леоновым за бортом корабля. Эти знаменитые кадры, как наш советский космонавт «парит» в открытом космосе, машет рукой и передает привет из космоса, облетели весь мир.
    Леонов так описал незабываемые 12 минут 9 секунд за бортом корабля: «Я шагнул в эту бездну и… никуда не провалился. Завораживали звезды. Они были везде: внизу, вверху, слева, справа. Еще до полета я читал Циолковского, как он описывал выход человека в открытый космос. И он совершенно точно и подробно предугадал все эти ощущения. Удивительно, откуда он мог это знать?»
    Как позже вспоминал Алексей Леонов, самое яркое впечатление об открытом космосе – это тишина. «Я до сих пор слышу, как в этой тишине стучит мое сердце, и свое дыхание», – рассказывал космонавт.
    В эти минуты второй пилот корабля «Восход-2» Павел Беляев передал на Землю: «Человек вышел в космическое пространство!» – и подключил телефон в скафандре Леонова к передаче московского радио. В эфире Левитан читал сообщение о выходе человека в открытый космос.
    3. В открытом космосе Алексей Леонов похудел на 6 кг
    Уже во время первого в истории выхода в открытый космос случился и самый первый опасный инцидент. У Леонова возникли большие трудности с возвращением на корабль. В космическом вакууме скафандр раздулся, и космонавт не мог втиснуться в люк шлюза. Зная, что запас кислорода был рассчитан всего на 20 минут, он решил рискнуть.
    «Я принимаю решение сбросить давление, – вспоминал космонавт. – Хотя попадаю в зону закипания азота. Я знал, я видел, как это происходит, когда вдруг руки раздуваются, как резиновые перчатки, лицо становится в два раза больше, глаза проваливаются. Это смерть. Выбора нет, я пошел по этому пути. Думаю, я уже час нахожусь, дышу чистым кислородом, наверное, я вымыл азот. И я сбрасываю давление в два раза».

    Его расчеты, к счастью, оправдались. Он добрался до шлюза, но скафандр все еще был слишком раздут. Войти в шлюз по правилам, то есть ногами вперед, чтобы была возможность закрыть люк, если автоматика не сработает, не получалось. Тогда Леонов совершил еще одно нарушение правил безопасности – протиснулся головой вперед.
    За эти 12 минут и 9 секунд в открытом космосе Алексей Леонов похудел на 6 кг.
    4. Экипаж Леонова и Беляева совершил первую посадку в ручном режиме
    Нештатная ситуация случилась и при спуске. Согласно программе полета посадка должна была состояться в автоматическом режиме. При «отстреливании» шлюзовой камеры отказала автоматика, пришлось садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая в истории нашей космонавтики посадка в ручном режиме. Из-за задержки в 45 секунд была потеряна необходимая при спуске точность, и капсула «Восхода» приземлилась в заснеженной глухой тайге, в 200 км от Перми.
    Нашли космонавтов не сразу: ночь пришлось провести в лесу. Для утепления они использовали обшивку, содранную с внутренней поверхности корабля, разогревались у костра. Продуктовый запас у них был: лиофилизированное мясо, шоколад, галеты и творог с вишневым соком.
    На следующий день до них добрались спасатели: сбросили теплую одежду и еду, но забрать космонавтов они не смогли. Для эвакуации нужно было расчистить поляну для посадки вертолета. 21 марта космонавты на лыжах дошли до вертолета.
    5. Леонов обратился к оружейникам с просьбой создать космический пистолет
    Первая нештатная аварийная посадка в тайге послужила поводом для разработки специального пистолета для космонавтов. Алексей Леонов сам обратился к тульским оружейникам с просьбой создать многофункциональное оружие для космонавтов. На личном опыте он убедился, что пистолет Макарова, входящий в состав комплекта космонавта еще с полета Юрия Гагарина, не позволял решить проблемы выживания в экстремальных условиях. Алексей Леонов и Павел Беляев позже вспоминали, как к их костру из леса выходили медведи. Тогда только чудом им удалось выжить, отпугивая хищников выстрелами в воздух.

    По инициативе Алексея Леонова специалистами Тульского оружейного завода, который сегодня входит в состав Ростеха, был разработан пистолет космонавтов ТП-82. К 1982 году он обрел свой окончательный облик, а в 1986 году ТП-82 впервые побывал в космосе: им были вооружены космонавты совместного советско-французского экипажа.
    6. Алексей Леонов консультировал продюсеров голливудского фильма «Гравитация»
    Алексей Леонов во время выхода в открытый космос «улетал» от корабля на несколько метров и возвращался пять раз.
    Сегодня космонавты не имеют права отсоединяться от поручней, они цепляются карабинами, чтобы не отплыть от борта. Примерно, как в известном голливудском фильме «Гравитация», где герои постоянно держатся за поручни, а когда в результате аварии один из них теряет связь с кораблем, его просто уносит в открытый космос.

    Кстати, создатели фильма в свое время обращались за консультацией к Алексею Леонову, ведь он, как никто другой, знает, чем могут грозить нештатные ситуации в открытом космосе. За свой короткий, но очень значимый полет Леонов пережил сразу несколько серьезных инцидентов.

  2. Borne Ответить

    Сам нашел ответ на свой вопрос , США выиграло гонку в лунной программе, оставив СССР позади себя. После того, как Америка пережила шок, что русские вывели свой первый в мире спутник, первыми облетели и сфотографировали обратную сторону луны, запустили первого человека в космос, у американцев оставался один только шанс – высадка на Луну.
    Вот здесь, и началась проблема. Самое удивительное состоит в том, что американцы пошли по пути, который более всего был привычен СССР. Были собраны в один кулак весь цвет науки. Между корпорациями, как это обычно бывает, не шла война за заказы. Просто выбирались наиболее подходящие варианты. А вот в СССР лунный проект Л1 вызвал настоящую борьбу, между конструкторскими бюро Королева и Челомея. Интересен тот факт, что у СССР уже был ракетоноситель “Протон”. Он позволял совершить пилотируемый полет вокруг Луны. Но по воспоминаниям участников того времени, С.П.Королев заявил, что космонавтов не посадит на ядовитую ракету.
    Действительно. «Протон» использует в качестве топлива гептил. Окислитель – азотная кислота. Почему в Казахстане много случаев отравлений местного населения, которое использовало в хозяйственных нуждах первые ступени «Протонов». Позже, прошла информация, что «Протон» не использовали в виду того, что при старте, очень большие перегрузки. Якобы космонавты не выдержали бы их. Насколько это так, могут ответить только сами конструкторы.
    В нашем проекте должны были участвовать два космонавта. Один оставался на орбите, второй должен был спуститься на поверхность нашего спутника. Первым человеком, который должен был ступить на Луну, планировался А.А.Леонов. Дублером назначен Ю.А.Гагарин.
    Ракетоноситель Н1 рассчитывался для доставки на лунную орбиту корабля «Союз» с пилотируемым лунным модулем. Так в чем же причина?
    Начнем с того, что космос очень дорогое удовольствие. Средства экономились на всем. Проблема с Н1 крылась в ее первой ступени. Четыре старта, четыре катастрофы. Но первое, что бросается в глаза, что для испытаний именно первой ступени не был построен испытательный стенд. Все двигателя первой ступени испытывали на земле по отдельности. Таким образом, причину ее отказа так и не удалось выяснить.
    Когда стало известно, что американцы вот – вот высадятся на Луну, экипаж А.А.Леонова (по его воспоминаниям) просился, чтобы отправить их в этот полет. Но такого разрешения не было получено. И не зря.21 февраля 1969 года, за полгода до старта АпПолон-11, Н1 стартовала без экипажа. Но на 69 минуте полета ракета взорвалась. Вторая Н1 взорвалась 3 июля 1969 года на стартовом столе. Стартовый комплекс был почти полностью разрушен. Всем стало понятно, что на Луне нам первыми не быть. Так оно и вышло.
    Этим катастрофам предшествовали не менее трагические события для советской космонавтики. От довольно рядовой операции, из-за индивидуальной непереносимости наркоза, умирает Сергей Павлович Королев. В скорее. Погибает Юрий Алексеевич Гагарин. Люди, занявшие место Королева, были талантливыми конструкторами. В этом можно не сомневаться. Но у Королева был гениальный талант организатора, талант убеждения. О его резкости ходили легенды. Хоть он никогда ни кого незаслуженно не наказывал. И самое главное, он был вхож в Кремль. Он мог спорить с кем угодно, не взирая на чины и положение. Ведь первый спутник не полетел бы так скоро, если бы не вписывался в военный проект. А это был не просто спутник. Радиомаяк, для наведения баллистических ракет.
    Луной, Королев заинтересовал тем, что постройка лунной базы позволит держать безнаказанно весь мир под прицелом. Военные тогда схватились за такой фантастический проект. Королев благоразумно умолчал о том, что его стоимость такова, что разорит просто страну. Королеву нужен был полет. А военные купились.
    Необходимость Н1 была обусловлена не только полетом на Луну. Данная ракета позволяла выводить на орбиту станции весом более ста тонн. Станция «Звезда» задумывалась далеко не в мирных целях. Королев просто гениально умел использовать нужды военных, их желания, в своих далеко идущих целях. Умел, где хитростью, а где своим сильным характером выбить средства, под свои проекты. Его смерть пустило многое под откос. А смерть Гагарина довершило дело. Надо признать, что не осталось людей, к мнению которых бесспорно прислушивались в правительстве СССР. Мнение Главного конструктора и первого космонавта планеты были как аксиомы для многих. Перед ними открывались все двери в Кремле. Их мнение нельзя было просто отфутболить. Уж люди очень значимые. Вполне можно сказать, что с их смертью, бурное развитие космонавтики практически закончилось. Да! Были успехи. Но мало кто знает, что Королев ставил целью не Луну. Его цель – Марс. А лунный проект был промежуточным звеном.
    После смены в КБ Королева руководства, все потекло как в застойные времена. На испытательный стенд новое руководство денег не получило. После восстановления стартового комплекс, произвели еще два пуска Н1. Опять две катастрофы. Опять отказ первой ступени. Американцы уже вовсю разгуливали по Луне. В общем, проект тихо закрыли. Про Марс вообще забыли. Была попытка возродить проект, когда Россия удачно провела испытания ракетоносителя «Энергия». М.С.Горбачев в 1987 году даже предлагал совместный полет в 2001 году на Марс с американцами. Но на Марс мы врятли полетим в ближайшие лет 40. Нет СССР. В космосе неоспоримые лидеры США. Им уже нет с кем соревноваться. Поэтому тратить сотни миллиардов на полет нет смысла. Луна было делом престижа, поднятия американского духа, который здорово потрепали успехи СССР. Теперь этого стимула нет. В итоге, как надгробная плита, рухнула крыша монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Она похоронила единственный экземпляр ракетоносителя «Энергия».Это поставило точку в грандиозных планах России. Теперь даже в научно популярных фильмах говорится, что самый мощный ракетоноситель, это Сатурн и строящийся Ариан-6. А ведь наша “Энергия”, ее модификации должны были выводить объекты массой до 230 тонн. На это не способен Сатурн-5.Он и так был построен на пределе своих возможностей. А Ариан-6?
    Нашли чем удивить русских. Для русских конструкторов, с тоской вспоминающие былые времена, такой ракетоноситель давно пройденный этап.
    Из всего выше сказанного нужно отметить то, что сворачивание лунной программы, смена руководства в космонавтике, стали началом заката лидерства России в космосе.
    Запамятовали слова наши сильные мира сего, сказанные Циолковским. «Кто завоюет космос, тот будет владеть миром».
    Мы, как всегда, не вняли этому пророчеству. Зато Китай очень хорошо это осознал. Его космическая программа настолько фантастична, что многие не верят, что Китай ее осуществит. А зря не верят. Ведь вспомните начало девяностых. Тогда была статья, что Китай собирается начать пилотируемые полеты в космос. Все отнеслись к этому, как к шутке.
    Даже анекдот был. «Потерпел катастрофу китайский космический корабль. Погибли два космонавта и сорок четыре кочегара» Поэтому проект Китая о высадке на луну и постройке постоянной базы в 2021 году, уже не выглядят так фантастично.
    Наверное, все в России держится на личностях. И то, что советский космонавт не ступил на Луну, есть отражение нашей действительности. Вернуть утраченные позиции нам будет не просто. В полнее возможно, что мы не вернем себе лидерство в космосе уже никогда.

  3. Я SмЕрТH1i Ответить

    18 марта 1965 года новость о первой в истории человечества космической прогулке вызвала в мире настоящее потрясение и восторг. Важно понимать, что это случилось в тот момент, когда США и СССР очень остро соперничали между собой за превосходство в области освоения космоса. Полет космического корабля «Восход-2» был расценен в тот момент как очень серьезный пропагандистский успех страны Советов, а также как удар по национальной гордости американцев.

    Скафандр «Беркут»
    Понятно, что для выживания человека в условиях вакуума необходима была специальная одежда, за разработку которой взялось НПО «Звезда». В первые свои полеты советские космонавты отправлялись в спасательных скафандрах СК-1, которые весили всего 30 кг. Они оснащались автономным обеспечением кислородом на случай возможной аварии, а также обладали положительной плавучестью — на тот случай, если вместо приземления космонавтов ждало бы приводнение. Однако для выхода в открытый космос и активной работы необходимы были принципиально другие «костюмы», которые обладали бы защитой от солнечной радиации и космического холода, системой терморегуляции, мощной системой жизнеобеспечения.
    Специально для выхода в космос был создан скафандр «Беркут», он существенно отличался от той модели, в которой летали космонавты на «Востоках». Для увеличения его надежности в состав скафандра была введена дополнительная резервная герметичная оболочка. Верхний комбинезон был сшит из специальной металлизированной многослойной ткани — экранно-вакуумной изоляции. По сути, скафандр представлял собой термос, который состоял из нескольких слоев пластиковой пленки, покрытой алюминием. Специальная прокладка из экранно-вакуумной изоляции устанавливалась также в обувь и перчатки. Наружная одежда должна была предохранять космонавта от возможных механических повреждений герметичной части скафандра, так как шилась такая одежда из очень прочных искусственных тканей, которые не боялись низких и высоких температур. Скафандр при этом существенно потяжелел, добавила ему веса и новая система жизнеобеспечения. Данная система находилась в специальном ранце и включала в себя помимо системы вентиляции еще и два баллона с кислородом по два литра каждый. На корпусе ранца был закреплен штуцер для их заправки и окошко манометра, предназначенное для контроля за давлением. На случай возникновения нештатной ситуации в шлюзовой камере находилась резервная кислородная система, которая соединялась со скафандром с помощью шланга.
    Общий вес нового скафандра приближался к 100 кг. Поэтому во время проведения земных тренировок космонавтам приходилось ездить в своеобразном «бегунке», который поддерживал жесткую часть скафандра. Однако в условиях невесомости масса скафандра не играла никакой значительной роли. Значительно больше помех создавало давление воздуха, который заполнял герметичную оболочку, делая скафандр неподатливым и жестким. Космонавтам приходилось с ощутимым усилием преодолевать сопротивление собственного облачения. Позднее космонавт Алексей Леонов вспоминал: «К примеру, чтобы сжать кисть руки в перчатке нужно было усилие в 25 кг.». Именно по этой причине во время подготовки космонавтов к полету физической форме уделялось очень большое внимание. Ежедневно советские космонавты бегали кроссы или совершали пробежки на лыжах, усиленно занимались тяжелой атлетикой и гимнастикой.

    Поменялся и цвет скафандра. «Беркут», для того чтобы лучше отражать солнечные лучи, был выполнен белым, а не оранжевым. На его шлеме появился специальный светофильтр, который должен был защитить глаза космонавта от яркого солнечного света. Созданный скафандр стал настоящим чудом техники. По твердому убеждению его создателей — это был продукт сложнее автомобиля.
    Космический корабль «Восход-2»
    После совершения перового успешного полета в космос многоместного космического корабля «Восход-1» в СССР была поставлена следующая цель — осуществление выхода человека в открытый космос. Это событие должно было стать значимой вехой в советской лунной программе. Для подготовки к этой миссии новый корабль «Восход-2» был модифицирован по сравнению с «Восходом-1».
    В корабле «Восход-1» находился экипаж из 3-х космонавтов. При этом кабина корабля была такой тесной, что они находились на борту без скафандров. В корабле «Восход-2» количество мест было уменьшено до двух. При этом на корабле появилась специальная шлюзовая камера «Волга». Во время старта данная шлюзовая камера находилась в сложенном состоянии. В таком состоянии размеры камеры составляли: диаметр — 70 см, длина — 77 см. Весила шлюзовая камера 250 кг. В космосе шлюзовая камера надувалась. Размеры камеры в надутом состоянии составляли: длина — 2,5 метра, внешний диаметр — 1,2 метра, внутренний диаметр — 1 метр. Перед сходом корабля с орбиты и приземлением шлюзовая камера отстреливалась от космического корабля.

    Так как корабль «Восход-2» был предназначен для двух человек, на нем помимо Леонова должен был находиться еще один космонавт. Один человек был штурманом (он же выходил в открытый космос), второй — командиром, который осуществлял пилотирование корабля. Алексей Леонов смог добиться того, чтобы место командира на его корабле занял его друг Павел Беляев. Беляев был на 10 лет старше своего друга и встретил окончание Второй мировой войны на Дальнем Востоке в кабине истребителя, выполняя боевые вылеты против войск Японии. Это был умелый и храбрый летчик. Леонов смог добиться его назначения даже несмотря на то, что врачей очень беспокоила травма ноги, которую Павел Беляев получил, выполняя прыжок с парашютом.
    Алексей Леонов
    Алексей Леонов появился на свет в 1934 году в крошечном селе Листвянка, расположенном в Западной Сибири (Кемеровская область). Когда ему было 3 года, его отец был репрессирован. Леоновых заклеймили, как врагов народа, при этом власти закрыли глаза на то, что соседи разграбили их имущество. Однако Алексей всегда неохотно вспоминает эти события. Уже в детстве мальчик обнаружил в себе талант художника, но все же решил пойти другим путем. Он успешно закончил военное училище и стал летчиком-истребителем.
    Вскоре после окончания училища Алексей получил предложение попробовать свои силы в конкурсе в отряд космонавтов. Леонову удалось получить место в отряде, он стал одним из двадцати его членов, среди которых был и Юрий Гагарин, совершивший в 1961 году первый полет в космос.
    На тот момент еще никто не знал, как человеческий организм будет реагировать на выход в открытый космос. По этой причине всех советских космонавтов подвергали очень интенсивным тренировкам. Проводимые испытания должны были показать, насколько далеко удастся раздвинуть ментальные и физические границы возможностей человеческого организма. Позднее Алексей Леонов вспоминал: «Космонавт должен был быть физически подготовленным. Каждый день я пробегал не меньше 5 километров и проплывал 700 метров».

    В одно время в центре подготовки космонавтов была запрещена игра в хоккей. Это случилось после того, как несколько человек получили травмы во время этой игры. Взамен космонавтам был предложен волейбол, баскетбол и футбол. Полеты в космос подвергали человеческий организм высоким перегрузкам. Поэтому во время тренировок кандидаты вращались в центрифугах — иногда это вело к потере сознания. Также будущих космонавтов запирали в сурдокамере или барокамере в условиях длительного одиночества. Такие эксперименты были опасны, так как в насыщенной кислородом атмосфере камеры мог возникнуть пожар.
    И такой несчастный случай действительно произошел в 1961 году. Тогда во время проведения тренировки в барокамере Валентин Бондаренко случайно уронил ватку со спиртом на закрытую спираль раскаленной электроплитки. В результате огненный шар буквально поглотил его. Бондаренко умер через несколько часов в больнице от полученных страшных ожогов. После данного происшествия инженеры начали использовать во время проведения тренировок обыкновенный воздух. Так что путь в космос был не просто тернист и труден, но и таил в себе реальные опасности для жизни.
    Выход в космос
    Даже сам выход космос мог закончиться для Алексея Леонова трагично, но тогда все обошлось, хотя во время полета было зафиксировано достаточное количество нештатных ситуаций. Во времена СССР об этом просто умалчивали, правда всплыла на поверхность сравнительно недавно. Неприятности преследовали экипаж «Восхода-2» и во время выхода в открытый космос, и в момент приземления, но в итоге все закончилось хорошо, а Алексей Леонов здравствует и по сей день, прославленному советскому космонавту 30 мая 2014 года исполнилось 80 лет.

    В тот момент, когда Алексей Леонов 18 марта 1965 года выкарабкался наружу своего космического корабля и увидел себя на высоте в 500 километров над поверхностью нашей планеты, он совсем не почувствовал движения. Хотя на самом деле он несся вокруг Земли со скоростью, которая во много раз превышала скорость реактивного самолета. Перед Алексеем открылась невиданная ранее никем панорама нашей планеты — наподобие гигантского холста, который был насыщен контрастирующими текстурами и красками, живыми и яркими. Алексей Леонов навсегда останется первым человеком, который смог увидеть Землю во всем ее великолепии.
    У советского космонавта в тот момент просто перехватило дух: «Трудно даже представить себе, что это было. Только в космосе можно почувствовать величие и гигантские размеры окружающей человека среды — на Земле такого не почувствуешь». Пять раз космонавт улетал от корабля «Восход-2» и снова возвращался к нему. Все это время в его скафандре успешно поддерживалась «комнатная» температура, в то время как рабочая поверхность «Беркута» то разогревалась на солнце до +60° С, то охлаждалась в тени до -100°С.
    В тот момент, когда Алексей Леонов увидел Енисей и Иртыш, ему поступила команда от командира корабля Беляева возвращаться назад. Но сделать это у Леонова не получалось очень долго. Дело оказалось в том, что его скафандр в вакууме сильно раздулся. Настолько, что космонавт просто не мог втиснуться в люк шлюзовой камеры, а советоваться по поводу этой ситуации с Землей было некогда. Леонов делал попытку за попыткой, но все они заканчивались безрезультатно, а запаса кислорода в скафандре хватало всего на 20 минут, которые неумолимо таяли (космонавт провел в космосе 12 минут). В конце-концов Алексей Леонов решил просто сбросить давление в скафандре и вопреки выданным инструкциям, предписывающим заходить в шлюз ногами, решил «вплыть» в него лицом вперед. К счастью, это у него получилось. И хотя Леонов пробыл в открытом космосе всего 12 минут, за это время он успел взмокнуть так, как будто на него вылили целый ушат воды — настолько велика была физическая нагрузка.

  4. Akijin Ответить

    Выход в открытый космос, выполненный советским космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым 18 марта 1965 года, стал событием планетарного масштаба: впервые человек сделал шаг в неизвестность и оказался один на один с безграничным космическим пространством. Этот полёт вошёл в историю мировой космонавтики как одна из самых ярких и значимых страниц. Усилиями тысячного коллектива — экипажа космического корабля «Восход-2», инженеров, врачей, учёных и многих других — было доказано: дерзновенные мечты можно претворить в жизнь благодаря силе духа, отваге и профессионализму.
    18 марта 1965 года в 10 часов по московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восход-2» с экипажем в составе Павла Ивановича Беляева и Алексея Архиповича Леонова. В 11 часов 35 минут А. А. Леонов первым в мире покинул шлюзовую камеру корабля и сделал шаг навстречу космосу. В открытом космическом пространстве он провёл 12 минут 9 секунд. Первый выход в открытый космос был не только важным научно-техническим достижением своего времени, но и событием, которое открыло новый этап в освоении космоса человеком — именно с шага А. А. Леонова за пределы «Восхода-2» началась история внекорабельной деятельности, которая является важной составляющей работы космонавтов и астронавтов.
    Готовясь к внекорабельной деятельности, каждый космонавт обращается мыслями к Алексею Леонову — первопроходцу, открывшему звёздные дороги для всех космонавтов и астронавтов мира. Его пример воодушевляет тех, кто вот уже полвека идёт следом. Эстафету, начатую Алексеем Архиповичем, успешно продолжают новые поколения космонавтов.
    И сейчас, по прошествии более полувека с того знаменательного дня, мы испытываем гордость от сознания того, что именно наш соотечественник первым решился шагнуть в бездну. Имя А. А. Леонова золотом вписано в историю мировой космонавтики. Выход в открытый космос, выполненный им, был, есть и будет знаменательной вехой в истории покорения космического пространства человеком.
    Алексей Леонов: 12 минут во Вселенной
    Телестудия Роскосмоса, 2017 год.

  5. Spellsong Ответить

    При подготовке к полету Беляев и Леонов отрабатывали все действия и возможные аварийные ситуации при выходе в открытый космос во время наземных тренировок, а также в условиях кратковременной невесомости на борту летящего по параболической траектории самолета.
    18 марта 1965 года в 10 часов по московскому времени космический корабль “Восход-2” с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Сразу же после подъема на орбиту, уже в конце первого витка, экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос. Беляев помог Леонову надеть на спину ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода.
    Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Беляев с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться Леоновым с пульта, установленного в шлюзовой камере.
    Беляев наполнил шлюзовую камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой. Леонов “вплыл” в шлюзовую камеру, командир корабля, закрыв люк в камеру, начал ее разгерметизацию.
    В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Леонов вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство. Космонавта с кораблем связывал фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.
    В открытом космосе Леонов стал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась “комнатная” температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до —100°С. Павел Беляев с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой Леонова и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.
    После выполнения ряда экспериментов Алексею Леонову поступила команда возвращаться, но сделать это оказалось непросто. Из-за разности давлений в космосе скафандр сильно раздулся, потерял свою гибкость, и Леонов не мог втиснуться в люк шлюза. Он сделал несколько безрезультатных попыток. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые заканчивались. Тогда космонавт сбросил давление в скафандре до аварийного. Если бы к этому времени у него не произошло вымывание азота из крови, то он бы закипел и Леонов погиб. Скафандр уменьшился, и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, он протиснулся в него головой вперед. Закрыв внешний люк, Леонов стал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно было ногами из-за того, что крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30 % объема кабины. Разворачиваться было сложно, так как внутренний диаметр шлюза — один метр, а ширина скафандра в плечах — 68 сантиметров. С большим трудом Леонову удалось это сделать, и он смог войти в корабль ногами, как положено.
    Алексей Леонов в 11 часов 47 минут вошел в шлюзовую камеру корабля. А в 11 часов 51 минуту 54 секунды, после того как был закрыт люк, начался наддув шлюзовой камеры. Таким образом, летчик-космонавт находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Поэтому время нахождения Алексея Леонова в открытом космическом пространстве вне космического корабля считается равным 12 минут 09 секунд.
    С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.
    После возвращения в кабину Леонова космонавты продолжили выполнять эксперименты, запланированные программой полета.
    В полете было еще несколько нештатных ситуаций, которые, к счастью, не привели к трагедии. Одна из таких ситуаций возникла при возвращении: не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому не включилась вовремя тормозная двигательная установка. Космонавты должны были осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного “отстреливанием” шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми.
    Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей для расчистки площадки для небольшого вертолета. Группа спасателей на лыжах добралась до космонавтов. Спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места для ночлега. 21 марта площадка для приема вертолета была подготовлена, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.
    20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля “Восход-2” — 497,7 километра. ФАИ присудила Алексею Леонову высшую награду — Золотую медаль “Космос” за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, лётчику-космонавту СССР Павлу Беляеву были вручены диплом и медаль ФАИ.
    Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американцев. Первым американцем побывавшем в космосе был Эдвард Уайт, выполнивший выход в открытый космос 3 июня 1965 года, во время его полёта на корабле “Джемини-4” (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты.
    За прошедшие годы круг задач решаемых космонавтами за бортом космических кораблей и станций значительно увеличился. Постоянно проводилась и проводится модернизация скафандров. Как следствие — многократно возросла продолжительность пребывания человека в космическом вакууме за один выход. Выход в открытый космос сегодня — обязательная часть программы всех экспедиций на Международную космическую станцию. Во время выходов проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и многое другое.
    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

  6. Bolar Ответить

    Позже причина этой проблемы была выяснена. На протяжении длительного времени аппарат нагревался неравномерно, так как он был корректирован относительно Солнца. Из-за этого корпус корабля был незначительно деформирован.
    Кроме того, из небольшой щели люка камеры, как оказалось, воздух улетучивался. К сожалению, советские космонавты не смогли разобраться с проблемой и поэтому с ужасом наблюдали за показаниями приборов. Однако, когда давление нормализовалось, люк захлопнулся, и угроза окончательно исчезла.
    Правда, на этом неприятности экипажа вовсе не закончились. «Восход-2» должен начать приземляться после семнадцатого витка. Однако тормозная техника в автоматическом режиме почему-то не сработала. Космический аппарат несся по орбите. Членам экипажа пришлось осуществлять программу посадки в ручном режиме. Беляев смог сориентировать корабль в правильное положение, направив его в безлюдную таежную местность. По воспоминаниям командира, в тот момент он более всего боялся, что аппарат попадет в густонаселенную территорию или заденет линии электропередач.
    Также была опасность приземлиться в недружественном тогда Китае. К счастью, этого не случилось.
    Корабль приземлился в глухой заснеженной тайге, за тридцать километров от г. Березники, что в Пермской области.
    К сожалению, космонавтов нашли не сразу. С вертолета спасатели довольно быстро обнаружили парашюты, которые повисли на ветках высоких деревьев. Но посадить воздушное судно было очень тяжело. И вытащить приземлившихся членов экипажа на тот момент не было возможности. Таким образом, на протяжении двух дней космонавты просидели в лесу и ждали помощи. При этом начались тридцатиградусные морозы.
    Для утепления они использовали парашюты и скафандры. Также они разожгли костер. На утро в нескольких километрах от места приземления космического аппарата прибыл десант спасателей. Они расчищали площадку для вертолета. Кроме того, им удалось сбросить с него теплые вещи и продукты. А на канатах спустилась и группа специалистов вместе с врачом. Именно они смогли обеспечить космонавтам лучшие условия. Так, они возвели избушку, оборудовали спальные места, а на следующий день площадка для приема вертолета была окончательно подготовлена. Правда, всем пришлось пробежаться на лыжах еще девять километров, чтобы добраться до нее.
    Через некоторое время на борту вертолета космонавты прилетели в Пермь. Первым делом они позвонили главе Советского Союза Леониду Брежневу. Они сообщили, что первый выход в открытый космос Алексея Леонова и Павла Беляева удачно завершен. Через день их уже встречала столица…

    Заслуженная слава

    Алексей Архипович Леонов оказался 15-м пилотом, который побывал в космосе. Кроме того, он считается тем человеком, который смог совершить принципиальный шаг после великого Гагарина.
    Осенью 1965-го FAI (Международная авиационная федерация) официально подтвердила рекорд пребывания человека в космосе. Выход Леонова в открытый космос длился чуть больше двенадцати минут. Ему вручили престижную медаль под названием «Космос». Эта награда данной федерации считается высшей. Кроме того, командир «Восход-2» П. Беляев также был отмечен дипломом и медалью.
    На родине Леонову присвоили звание Героя Советского Союза. Впрочем, заслуги советского космонавта были отмечены и многими другими наградами. Кстати, один из лунных кратеров носит его прославленное имя.

    Последователи

    Первый выход в открытый космос советский экипаж осуществил на 2,5 месяца ранее, чем команда астронавтов Соединенных Штатов.
    Первым пилотом США, который был в открытом пространстве, был Э. Уайт. Это случилось в самом начале лета 1965-го. Продолжительность пребывания в космическом пространстве – двадцать две минуты.
    А весной 2001-го соотечественница Уайта С. Хелмс побила рекорд, связанный с продолжительностью пребывания в космосе. Эта американка находилась в пространстве почти девять часов!
    Безусловным рекордсменом по количеству выходов стал отечественный космонавт А. Соловьев. Шестнадцать раз ему пришлось выходить в открытый космос. При этом общая продолжительность его пребывания там составляет более чем восемьдесят два часа, что, по сути, является также рекордом.
    Первым же человеком, который вышел в межпланетное пространство, был А. Уорден из США. Он являлся одним из участников знаменитой лунной экспедиции. Астронавту пришлось выйти в космос с целью перенести готовые негативы из одного модуля в другой.
    Ну а первой женщиной, которая вышла в космос, была Светлана Савицкая. Ее выход в открытое пространство состоялся в середине лета 1984-го…

    «Время первых»

    О событиях, связанных с первым выходом человека в открытый космос, был снят фильм. Картина вышла весной 2017-го. Продюсерами проекта стали Т. Бекмамбетов и Е. Миронов в том числе. По их словам, они были вдохновлены героизмом членов экипажа «Восход-2». В результате продюсеры создали масштабную кинокартину, которая называется «Время первых». Естественно, государственная корпорация «Роскосмос» всячески поддерживала этот проект.
    По сути, в этой ленте не скрупулезно восстановлены события тех исторических дней. Да и цель у продюсеров была все-таки иная. Они снимали даже не художественную ленту, они работали, скорее, над научно-фантастической картиной, в основу которой лег реальный и легендарный полёт 18 марта 1965-го.

  7. UCOGOPYR Ответить


    Сегодня исполняется ровно 50 лет с момента первого выхода человека в открытый космос. Его совершил советский космонавт Алексей Леонов, имя которого навсегда останется в истории мировой космонавтики. В день юбилейного события RT взял интервью у легендарного первопроходца, а также побеседовал с действующими российскими космонавтами — Фёдором Юрчихиным и Сергеем Крикалёвым. Они рассказали, какие эмоции испытывает человек, впервые оказавшись один на один с открытым космосом.
    Ровно 50 лет назад, 18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов совершил первый в истории выход за пределы космического корабля и оказался один на один с открытым  космосом. Прошло много лет, а Леонов признаётся, что до сих пор постоянно вспоминает свой первый выход.
    «Нахожу некоторые ошибки, которых можно было бы избежать, — а они были и могли привести к трагедии. Всё, в общем-то, находилось на грани. Как сказал Борис Евсеевич Черток, если бы ему сейчас дали подписать документы на эту работу, он бы их никогда не подписал», — признаётся он.
    «На Земле не было, да и сейчас нет возможности испытать скафандр в условиях глубокого вакуума, как в космосе», — говорит Леонов. Испытание было крайне рискованным. В открытом космосе могло произойти многое. И уже с самого начала что-то пошло не так.
    «Мы были выброшены на высоту 495 километров по ошибке, это на 200 километров выше, чем планировали. И так получилось, что шли на 5 километров ниже радиационного слоя, где могли схватить 500 рентген», — вспоминает космонавт.
    Когда он был уже в скафандре и готов к выходу, разрешения всё не давали. «Я больше часа ждал, когда разрешат выйти. Юрий Гагарин был со мной на связи: «Можно выходить. Мы вас видим». И я выскочил», — рассказывает он.
    Он «выскочил» в абсолютную тишину. Именно тишина больше всего поразила Леонова в космосе. Слышно было только собственное тяжёлое дыхание. «Я настолько чётко слышал, как у меня бьётся сердце. И дыхание своё слышал. Оно вот даже мешало думать. Дыхание записывалось, и звук передавали на Землю. И в фильме «Космическая одиссея 2001 года» его использовали, когда астронавты работали в космосе. Не было музыки. Только моё дыхание».
    Первый выход в открытый космос длился недолго, но запомнился Леонову навсегда.
    «На Земле мы не понимаем размеры нашей планеты, только в космосе можно это осознать. Сколько угодно говорите, что шар круглый, но когда вы увидите планету из космоса, удивитесь. Даже в корабле смотришь в иллюминатор — ну две-три звезды. А тут звёзды везде и Солнце, как вколоченное в небо, и чёрное небо. И от Солнца температура градусов +150°, со стороны тени -140°, а внутри скафандра +20°. Я не предполагал всего этого».

    «Задача была тогда чисто психологическая больше. Скафандр — космический корабль, доведённый до размеров человеческого тела. Тогда главное было понять, что он может спасти человека. Работать в нём было невозможно. Чтобы сжать перчатки, приходилось приложить усилия в 25 килограмм. Я за два с половиной года чем только ни тренировал руку. Я довёл правую руку на жим в 90 килограмм, чтоб работать можно было. Сжать и разжать. Сжать и разжать».
    При возвращении на борт корабля скафандр внезапно раздулся так, что Леонов не смог войти в шлюз. Тогда он, вопреки всем инструкциям, стравил давление в скафандре и, можно сказать, втянул себя в люк не ногами, а головой вперёд.
    Несмотря на все опасности и огромный риск, после первого выхода удалось доказать, что человек может находиться в открытом космосе. Кроме того, инженеры получили огромное количество информации для разработки более совершенных скафандров. Их современные образцы позволяют выполнять в открытом космосе практически любые работы.

    Алексей Леонов по возвращении из полёта, 18 марта 1965 года
    «Я посмотрел на космос широко открытыми глазами…»
    Российский космонавт Фёдор Юрчихин, который совершил 4 полёта в космос и провёл более 50 часов в открытом космосе, поделился с RT воспоминаниями о своём первом выходе. Это случилось в конце мая 2007 года. В современных скафандрах, в отличие от первопроходца Алексея Леонова, космонавты могут работать в открытом космосе несколько часов.

    «Скафандр — это маленький космический корабль, в котором есть все системы жизнеобеспечения. В нем можно жить и работать автономно 8-10 часов. Это сложнейший механизм. Вся работа в открытом космосе, управление системами скафандра, выход из нештатных ситуаций отрабатываются на Земле до автоматизма», — рассказывает Юрчихин. — Нас учат в первый час во время выхода стараться не смотреть на Землю, адаптироваться и полностью сконцентрироваться на работе. Привыкнуть к скафандру, к новым для тебя условиям. В голове, помню, сидели чёткие инструкции: смотреть только перед собой. Рука — поручень. Закрепил фал, проверил. Рука — поручень. Это было отработано до автоматизма во время многочисленных тренировок на Земле. И только «сроднившись» со скафандром, я решился посмотреть на Землю. До сих в голове эта сумасшедшая картина. Мы подлетали к Байкалу. Начинался рассвет. Солнышко навстречу, внизу озеро… Эти краски, переходы от тени к свету! Я посмотрел на космос широко открытыми глазами».



    Работа в открытом космосе требует максимальной концентрации и больших физических затрат. Накапливается усталость. А отсюда — и возможные ошибки.
    «Устают руки, притупляется внимание, а надо быть предельно сконцентрированными всё время. Поэтому иногда мы совершаем ошибки, теряем в космосе различные предметы. У меня в одном из выходов слетело зеркало с руки. Зацепилось за конструкцию — и всё. Не успели подхватить, — делится воспоминаниями Юрчихин. — Астронавт Хайдемари Стефанишин-Пайпер потеряла сумку с инструментами. Мы шутили по-доброму, что это потерялась самая дорогая в мире дамская сумочка. У моего друга, Пирса Селлерса улетела «ложка» — так называем один из инструментов для внекорабельной деятельности. Он мне потом рассказывал, что многие после этого дарили ему различные черпаки, ложки. Большая коллекция образовалась».
    Другой российский космонавт Сергей Крикалёв, который является рекордсменом по суммарному времени пребывания в космосе (803 дня за 6 стартов), рассказал RT про нештатные ситуации, с которыми ему пришлось столкнуться за пределами космического корабля.
    «Один из моих выходов был совсем нестандартный. Мы всегда выходим парами, и у моего партнёра отказала система охлаждения скафандра. Мы несколько раз пытались её перезапустить, но она не работала. Пришлось возвращаться назад и подключать его к бортовой системе, поэтому он вынужден был оставаться на коротком шланге, который обеспечивал ему систему терморегулирования, — рассказывает Крикалёв. — Он не мог никуда далеко уйти и находился по пояс высунувшись из люка. Мы потеряли много времени, восстанавливая этот скафандр, и мне пришлось делать всю работу одному в условиях жёсткого дефицита времени. У моего напарника во время другого выхода запотел скафандр, и он вообще перестал что-либо видеть. Но мы отрабатываем такие ситуации, в отличие от Леонова, который выходил один и без страховки».
    Ощущения, к которым невозможно подготовиться
    Подготовится к тем эмоциям и физическим ощущениям, которые человек испытывает при попадании в открытый космос на Земле практически невозможно.
    «Тренировать на Земле выход в открытый в космос непросто. Есть тренировки в самолёте, когда на «горке» у нас порядка 20-25 секунд реальной невесомости, — говорит Фёдор Юрчихин. — Между «горками» мы облачаемся в скафандр для выхода, а затем, за эти секунды невесомости, передвигаемся в нём. Осознаём, насколько это тяжёлый труд. Тренировки в гидролаборатории. Там создают так называемую гидроневесомость. Есть очень интересные тренировки на тренажере «Выход». Это наше ноу-хау. Космонавтов в скафандрах обезвешивают. Это так называемая «сухая невесомость». Такое «безопорное пространство», где тебя, если начинаешь упираться, тут же уводит в сторону. Но в космосе всё равно не так. Там интересней».
    У космоса есть свой запах
    Кроме ремонтных работ, экипаж Международной космической станции занимается и научно-исследовательской деятельностью. Каждая смена перед полётом в космос получает задание и проводит различные научные эксперименты, как внутри МКС, так и вне станции.

    «На поверхности МКС проводят различные эксперименты. Например, размещают в условиях вакуума на определенное время семена различных растений, бактерии, икру рыб, разные биологические субстанции… Я помню, мы как-то были шокированы, когда узнали, что личинки комара в таких условиях выжили и уже на Земле по возвращении превратились в комаров. В пробах, снятых с внешней поверхности станции, были обнаружены колонии бактерий. Живых! Представляете? Как сказал один учёный, жизнь обречена на выживание. Есть ли у космоса запах? Вы знаете, есть. Мне кажется, что это запах грозы и наэлектризованного воздуха», — рассказывает Юрчихин.
    Источник: russian.rt.com

  8. спанч боб Ответить

    Как журналисты «Лайф» сравнивали русскую и американскую системы образования75 лет назад – 5 мая 1941 года – родился Алексей Куцков – главный герой публикации в журнале «Лайф» от 24 марта 1958 года. Тогда имя этого московского школьника узнал весь мир. Началась эта история в солнечный осенний день 1957 года. 5 октября газета “Правда” опубликовала сообщение ТАСС: в СССР
    “Волчья стая”: как смерть охотилась на экипаж “Бурана”В начале января 2017-го в подмосковном Жуковском скончался Игорь Петрович Волк — командир уникального подразделения лётчиков-космонавтов. На этот отряд возлагались огромные надежды, ведь выполнять боевые задачи опытные специалисты должны были на многоразовом космическом корабле “Буран”, истинное
    Киров читающий. 1960-е годыШироко известно устойчивое утверждение, что «СССР был самой читающей страной мира». Конечно, все далеко не так однозначно, как бы могло показаться, однако факт в том, что проведенное в 1965-1966 гг. международное сравнительное исследование показало: в среднем в СССР тратят на чтение книг, газет,
    Битва за космос. История русского шаттла (2009)21 октября 1999 года в Подмосковном городе Жуковский на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М.Громова произошло запланированное событие. Огромный летательный аппарат, в котором искушенный зритель сразу узнает советский космический челнок “Буран”, увозили с территории аэродрома.
    Кто был первым на Луне и как надо летать в космос?О СССР только плохо и США только хорошо, как о мертвом. Но существуют факты, когда сказать только плохо нельзя. Например, советское первенство в космосе. Что же делать идеологам информационный война против России. Факты надо исказить. Развесить по все Москве портреты Гагарина со стертой в Photoshop

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *