Сколько куполов на соборе василия блаженного на красной площади?

11 ответов на вопрос “Сколько куполов на соборе василия блаженного на красной площади?”

  1. Компас земной Ответить

    Собор Василия Блаженного — популярный памятник православного христианства и русского зодчества. Он возвышается в центре Москвы. Датируется XVI веком.
    Каноническое название постройки – собор Покрова Божией Матери, что на Рву. Другой вариант именования – собор Покрова Пресвятой Богородицы. Также известен многим как Покровский.
    Интересно! Привязка «на рву» в названии также не случайна. Вплоть до 1813 года рядом с Кремлевской стеной был прокопан ров оборонительного назначения.
    На самом деле собор Покрова Божией Матери — это не одна, а несколько церквей, объединенных в единый архитектурный ансамбль.

    Строительство храма Василия Блаженного

    Храм появился во времена Ивана Грозного. Даты строительных работ: с 1555 по 1561 гг. Царь пообещал в случае завоевания казанских ханов возвести собор. В честь каждой крупной победы строилась церковь. Название давалось сооружениям по имени святого, в чей календарный день было выиграно сражение. Так появилось восемь деревянных церквей. Главная победа пришлась на день Покрова Богородицы. Отсюда и название главного собора, каменного.
    Сооружение переживало пожары, несколько войн и революции. За свою историю собор видоизменялся, перекрашивался, реконструировался многократно. Он «оброс» колокольней, галереей, оградой и прочими элементами. Среди известных архитекторов храма: Осип Бове (1817 г.), Иван Яковлев (1784—1786 гг.), Сергей Соловьев (1900—1912 гг.)
    В 1918 году собор получил статус архитектурной ценности мирового уровня, стал охраняться государством. В начале 90-х прошлого века он в одновременном пользовании церкви и музея.

  2. SaGu Ответить

    За долгие годы правления неординарного царя Ивана Грозного территория Русского государства увеличилась по площади в 2 раза. Мудрый правитель, находчивый военачальник и ревностный хранитель православной веры выступал в многочисленные опасные военные походы с молитвой к Богу.
    Его недовольство Казанским ханством было вызвано большим уроном от постоянных набегов татарских отрядов на русские земли. Первые две попытки завоевать Казань остались безрезультатными. И лишь третий поход привел к осаде Казани и дальнейшей ее капитуляции.
    Чтобы укрепить дух православных воинов после каждого результативного военного маневра по приказу царя на Красной площади (прежде – Троицкой) возводились деревянные церкви, чтобы в них возносились благодарственные молитвы.
    Главная битва, завершившаяся победой над волжскими татарами, произошла 2 октября 1552 г., в день празднования памяти святых Иустины и Киприана, который наступил сразу после дня Покрова Божьей Матери.
    Чтобы увековечить память о знаменательном событии Иван Грозный, прислушавшись к совету митрополита Макария, приказал объединить все деревянные постройки на центральной площади в единый каменный собор, который стал называться Покровским.
    В честь возвращения царственного военачальника с долгожданной победой был возведен временный деревянный Покровский храм.
    Но он простоял не более года, после чего на том же месте был заложен вековой каменный церковный ансамбль. Первый этап его строительства пришелся на 1555 год, почти весь храм был построен к осени 1559 года.
    В честь завершения основного строительства были освящены все приделы собора, за исключением основного — Покровского. Окончание строительства пришлось на дату 29 июня 1561 года, когда было произведено торжественное освящение всего ансамбля.
    На едином прочном основании были построены рядом 9 отдельных церквей, а также звонница. Строения соединялись друг с другом сводчатыми переходами. Вокруг постройки была сооружена галерея — гульбище, она служила папертью. Каждый возведенный храм был увенчан куполом с уникальным узором и имел оригинальный барабан.
    Официально закрепленное название за ансамблем – собор Покрова на Рву.
    Оно включает в себя обозначение его местоположения. Строение располагалось на специально вырытом канале вокруг Кремля, который защищал стены крепости от неприятеля. Сегодня храм чаще называют по имени блаженного Василия.
    Это связано со святым юродивым, который проводил свои подвижнические годы жизни в сердце Руси. В течение года он ходил без обуви и почти без одежды по улицам Москвы и собирал монеты для постройки великого храма.
    Василий Блаженный, проводя большую часть времени в молитве к Богу, терпя холод и голод, призывал людей быть милосердными друг к другу и помогать нуждающимся. Его вера увенчалась даром предвидения – есть сведения, что он предвидел пожар в столице, который в действительности произошел в 1547 г. За его способность читать мысли и предвидеть будущее Блаженного очень уважал и миловал сам Иван Грозный.
    Почил Василий Блаженный в 88 лет, 2 августа 1557 г, как раз в ходе строительства церковного ансамбля на Красной площади. Его тело несли для отпевания в церковь сам царь Иван Грозный со своими сыновьями.
    Похоронен он под стенами каменного Покровского храма, и почитается, как святой заступник и покровитель Москвы. Спустя почти 30 лет после завершения строительства основного храма сын Ивана IV Федор Иоаннович дал указание возвести в честь юродивого отдельную церковь, которая впоследствии стала частью церковного ансамбля.
    Храм стал единственным местом, где регулярно в течение всего года проводились службы, так как строение было зимнее и отапливаемое.

    Описание собора

    Храм Василия Блаженного на Красной площади является древним памятником, сохранившим важные сведения о российской истории и культуре XVI в. Со своими пестрыми «шапками» он стал визитной карточкой столицы России и ее неотъемлемой частью. Композиция собора уникальна, на первый взгляд кажется, что храм имеет много этажей.
    Однако, в действительности уровня всего два:
    1-й этаж – подклет, он служит основанием для 9-ти самостоятельных церквей, расположенных на втором уровне.
    2-й этаж – сами церкви, главной из которых является центральный храм Покрова Божьей Матери. Вокруг нее группируются 8 церквей, разных по высоте и по площади.
    Если посмотреть на храм с высоты птичьего полета, можно заметить, что церкви составляют ровную восьмиконечную звезду, которая является символом воскрешения Иисуса Христа. Стороны двух пересекающихся квадратов означают твердость и непоколебимость православной веры и одновременно символизируют 4 края Животворящего Креста.
    Большая часть церквей посвящена событиям Казанского похода Ивана Грозного. Все купола храма имеют свое уникальное оформление, они полностью отличаются друг от друга по узору и фактуре. Всего постройка имеет 11 куполов – 10 над церквями и последний над колокольней.
    Центральная столпообразная Покровская церковь имеет иконостас, который был вынесен из разрушенной в 1770 г. церкви Черниговских чудотворцев, находящейся в Кремле. Объединение нескольких церквей вокруг Столпового храма является знаком единства веры и Божьей защиты над русским государством.
    Двери в 4 церкви, которые имеют большие размеры, сориентированы строго по сторонам света, между ними расположены меньшие по площади и высоте строения, завершающие композицию.
    Перечень основных церквей храма:
    Сторона света Святой покровитель церкви Событие Северный вход, обращенный к Красной площади. Изначально – храм Киприана и Иустины, в наши дни — Андриана и Наталии. В 1552 г. русское войско разгромило татарское государство. Восточный вход со стороны ГУМа. Церковь Святой Троицы. Есть сведения, что до возведения Покровского собора на том же месте действовала небольшая Троицкая церковь. Южный вход со стороны Кремлевской набережной. Храм Николы Великорецкого. Хранит память о Великорецкой иконе Николая Чудотворца. Западный вход со стороны Кремля. Памяти Входа Господня в Иерусалим. Каждое Вербное воскресенье по направлению к этому входу организовывался крестный ход, который начинался в Кремле. Северо-Восток. Храм Трех Патриархов Александрийских. В этот день войско Ивана Грозного уничтожило отряды князя Епанчи, который намеревался прийти на подмогу казанским татарам. Юго-Восток. Придел Александра Свирского. В день поминовения святого осуществлен была разгромлена конница князя Епанчи на Арском поле. Юго-Запад. Придел Варлаама Хутынского. Церковь хранит память об основателе Спасо-Преображенского Хутынского монастыря. Северо-Запад. Придел Григория Армянского. 30.09.1552 г. осуществлен взрыв Арской башни (Казань). Центр. Придел Покрова Божьей Матери. В день праздника в 1552 г. русское войско начало победный штурм Казани. Здесь похоронен Василий Блаженный. После его смерти храму на Красной Площади дали второе имя в его честь В 1588 году к основному комплексу была пристроена небольшая церковь в память о Василии Блаженном. Строение находится непосредственно над местом захоронения Святого. Колокольня стоит немного в стороне от основного комплекса.
    Свой современный облик она приобрела в XVII веке, когда прежняя звонница пришла в негодность. Колокола висят над просторной площадкой на деревянных бревнах, верх площадки украшает пестрый восьмигранный шатер. Эти колокола отливались в период с XVII – XIX в.в. и служат в настоящее время.

    Историческое значение собора

    Храм Василия Блаженного на Красной площади входит в перечень объектов мирового культурного наследия, на который распространяется защита ЮНЕСКО. Его третьим названием считается Иерусалимский собор. Православный царь Иван Грозный воспринимал укрепляющееся Российское государство, как третий Рим или второй Иерусалим.
    Он хотел оставить после себя памятник, который по величию и красоте не уступал бы соборам этих городов. До 1600 г. храм считался самой высокой постройкой в Москве, и все центральные улицы столицы, построенные в 17 веке, вели к нему. Высота собора по наивысшему куполу составляет 65 м.
    Значимость постройки Покровского храма в сердце Москвы можно осознать, представив столицу в XVI веке. Это был небольшой город с низкими деревянными постройками. Каменные строения в те годы были возведены лишь в Кремле. Такой поступок царя Ивана Грозного способствовал укреплению и сохранению на Руси православной веры.

    Архитектура и убранство

    Вокруг ансамбля из 9-ти церквей сооружена обходная галерея, ее изюминкой является причудливая яркая роспись, главными элементами которой выступают растительные орнаменты. К отличительным особенностям храма можно отнести обилие богато украшенных арочных проемов.
    По первоначальной задумке уникальный храм должен был символизировать собой Рай, а потому в украшениях и росписи можно увидеть виноградные листья, прекрасные цветы и удивительные растения, которых невозможно встретить на земле.
    Войдя внутрь храма можно отметить, что он оформлен не в соответствии с традиционным православным стилем. Здесь скорее можно найти отголоски мусульманской традиции в оформлении выдающихся сооружений средневековой Казани.
    В нишах и на картушах можно встретить композиции, характерные для османского искусства, традиционные восточные цветы в вазонах и растительные орнаменты. В оформлении арок и ниш часто встречаются зигзаги, лозы и волны, кипарисы и дерево жизни, а также затейливые жгуты и розетки, характерные для татарской и османской архитектуры.

    Подклет

    Вместо подвала в соборе сооружен высокий нижний ярус с чрезвычайно толстыми (до 3 м) стенами. Из этого помещения можно подняться по ступенькам прямо в столповую Покровскую церковь. Глубина сводов в нижних сенях ансамбля достигает 1,5 м. Если смотреть план нижнего помещения, то можно отметить, что он полностью копирует планировку второго (основного) этажа.
    Подклет по своей сути выполняет роль надежного фундамента для стен 9-ти тяжелых кирпичных церквей. Такой высокий нижний этаж создан был для возвышения церковного пола над землей, которая за зиму в Москве глубоко промерзает и окончательно оттаивает, как правило, лишь к июню.
    Очень прочное нижнее каменное помещение до конца XVI века использовалось для складирования ценностей царской казны. После попытки грабежа в 1595 г. казна была перенесена за высокую стену Кремля, а хранилища стали сдаваться в аренду богатым купцам.
    Чтобы в подклете воздух всегда оставался чистым и свежим в углах помещений во время строительства были заложены узкие продухи, благодаря которым в нижних сенях создается постоянная циркуляция воздуха. Воздушные потоки создают благоприятные условия для размещения не только драгоценных металлов и камней, но также и «мягкой рухляди» (мехов и дорогих тканей).
    Во времена использования подклета в качестве хранилища в него невозможно было зайти с улицы. Лестница в нижний ярус была потайной, ее встроили в толщину одной из стен. Длина лестницы была чуть меньше 3 м и спуститься по ней из верхнего яруса нужно было на глубину 6 м.
    Поэтому ступени данной лестницы очень крутые. Узкий проход не имел перил и освещения, поэтому подниматься по лестнице приходилось без опоры, держа в руке свечу.
    В подклете находится икона «Спас Нерукотворный с предстоящими Максимом Блаженным и Максимом Исповедником». Это историческое произведение, содержащее сведения об устройстве древней Москвы XVII века.
    Икона многоцветная и яркая, все детали на ней прописаны очень тонко. Особенно подробно прописан на иконе крестный ход, даже отчетливо видны листы с нотами в руках у певчих, идущих впереди процессии.

    История музея

    Храм Василия Блаженного на Красной площади – величественный и нарядный архитектурный памятник, устоявший даже в сложное для православных церквей советское время.
    Краткий обзор событий, касающихся современного храма:
    В 17 в. общий вид ансамбля сильно изменился – наружную непокрытую галерею оснастили сводами. Над лестничными переходами были созданы крыльца, построили колокольню.
    В 1905 году к 350-й годовщине начала возведения Покровского ансамбля художники отреставрировали храм. Стены и паперти расписали маслом.
    Во 2-м десятилетии XX века архитекторы провели реставрационные исследования, в результате которых в церквях храма были воссозданы интерьеры 16–17 в.в.
    В 1928 году каменный ансамбль стал подразделением Государственного Исторического музея.
    В 30-е годы, во времена правления Сталина его верный соратник Лазарь Моисеевич Каганович курировал работы по реконструкции столицы. По некоторым данным при представлении очередного проекта реконструкции Красной площади для согласования Сталину, Каганович намеренно смахнул с плана модель собора. Своим действием он хотел освободить проход для торжественных демонстраций советских трудящихся. Однако, генсек строго ответил: «Лазарь, поставь на место».
    В 1990 г. каменный ансамбль стал одним из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Современный церковный ансамбль является одновременно и действующим храмом, и популярным среди туристов музеем.
    Уцелевший ансамбль регулярно реставрировался в течение второй половины 20 века, и в 2011 году отметил свое 450-летие. В дни основных праздников: Покрова Божьей Матери и памяти юродивого Василия Блаженного, здесь проходят службы.

    Программы

    Храм Василия Блаженного на Красной площади представляет интересные программы для учащихся, это музейные занятия или квесты, направленные на изучение истории и архитектуры памятника в игровой форме.
    Для школьников, обучающихся со 2-го по 5-й класс, в музее открыт квест «Загадка старого ключа». Программа расскажет о таинственной двери, которая открывается старинным ключом – ровесником самого собора.
    Для ребят до 5-го класса, интересующихся архитектурой, проводится музейное занятие «Строим Покровский собор вместе». Все участники после экскурсии смогут построить и раскрасить самостоятельно Покровский храм в миниатюре.
    Самые маленькие школьники (1-2 класс) смогут изготовить и расписать один из куполов храма в технике пластилинографии, программа называется «Дивные главы Покровского собора».

    Специальные экскурсии

    Храм Василия Блаженного предлагает своим посетителям взглянуть на красоту церковного ансамбля на Красной площади в вечернее время. В лучах заходящего солнца краски и настенные росписи приобретают новые оттенки. Оценить удивительную акустику древнего строения поможет вокальный коллектив «Дорос», для посетителей будет проведен получасовой концерт с церковными распевами.

    Обзорные экскурсии

    Среди общих обзорных экскурсий особого внимания заслуживают следующие:
    «Тайны стен Покровского собора» предназначена для школьников 6-8 классов, она построена на изучении лабиринта маленьких помещений, загадочных галерей и таинственных переходов уникального памятника архитектуры.
    Для учащихся начальных классов доступна экскурсия «Живая старина». В ходе повествования посетители смогут перенестись во времена правления Иоанна Грозного и в полной мере почувствовать себя гражданином старинной Москвы.
    Посещение храма Покрова на Рву включено в общую обзорную экскурсию «Один день на Красной площади».

    Тематические экскурсии

    Музей предлагает всем желающим провести свое время в прослушивании интересных тематических экскурсий, которые детально раскрывают некоторые вопросы, касающиеся истории храма:
    «Собор и юродивые Варварского крестца» посвящена удивительной истории возникновения второго, теперь уже более известного названия храма, в честь юродивого Василия Блаженного.
    В древнем памятнике архитектуры собраны замечательные полотна икон и искусно выполненные иконостасы, созданные в период с XVI по XX в.в. В ходе обзорной экскурсии можно проследить историю православного иконостаса.
    О традиционном русском православном празднике «Вербное воскресенье» и его праздновании в Москве можно будет узнать из экскурсии «Покровский собор в Вербное воскресенье». Посетители узнают также о причинах возникновения третьего названия храма «Иерусалимский».
    Ни с чем не сравнимый, уникальный красочный памятник церковной архитектуры на Красной площади, стал символом православной Москвы и России. Храм Василия Блаженного на протяжении четырех столетий украшает главную площадь столицы и приглашает всех желающих на интересные экскурсии по древнему музею.
    Автор: Елена Жукова
    Оформление статьи: Владимир Великий

    Видео про храм Василия Блаженного в Москве

    Нераскрытые тайны храма Василия Блаженного:

  3. Даня Вайтер Ответить

    Символу Москвы, Покровскому собору, исполнилось 450 лет. За эти годы он дважды подвергался опасности полного разрушения, несколько раз горел и разорялся, долгие годы стоял, не зная богослужений. Пройдя через все испытания и отметив свой юбилей, собор сегодня живет полной жизнью — и музейной, и церковной.

    Будучи уникальным памятником русского зодчества, собор Василия Блаженного является в наши дни одновременно музеем (филиалом Государственного Исторического музея) и храмом. Богослужебная жизнь возобновилась в нем в 1990 году, на праздник Покрова Божией Матери, когда Патриарх Московский Алексий II совершил в соборе 13 октября праздничную всенощную, а 14 октября — Божественную литургию.
    В ноябре 1991 года указом Президента РСФСР было разрешено проведение регулярных богослужений в Покровском соборе, а в 1997 году после реставрации открылся придельный храм Василия Блаженного, в котором сегодня каждое воскресенье служится литургия.
    В 2011 году собор отпраздновал свое 450-летие. Именно 450 лет назад, в 1561 году, как гласит храмо зданная надпись, «совершена бысть сия святая церковь Покров Пресвятый Богордицы». К юбилею было приурочено множество выставок и мероприятий, а самое главное — завершение важного этапа реставрации, длившегося десять лет.
    Заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля А. Л. Баталов сказал в связи с этим: «Покровский собор — единственный памятник России, который реставрировался на протяжении всего XX века. Последняя реставрация, начавшаяся в 2001 году, логичное продолжение предыдущих. Мы следовали принципу музейной фрагментарной реставрации, суть которого: посетитель должен понимать, как начиная с XVI века собор менял свой облик.
    Благодаря инициативе Государственного Исторического музея были проведены новые и, быть может, первые по масштабу археологические исследования территории вокруг собора и открыты фундаменты тех храмов, о которых мы знаем лишь по летописям и по плану 1781 года. Впереди — открытие временно законсервированных нами остатков этих храмов, позволяющее знакомиться с историей этого уникального места».
    Сейчас для посетителей открыто большинство помещений Покровского собора — причем это не только храмы и галереи, но и подклет. В 2011 году в подклете открылась новая экспозиция, посвященная истории знаменитого собора и археологическим изысканиям на его территории.

  4. YGICIQU Ответить

    Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного) – яркий памятник русской архитектуры, расположенный на Красной площади. Пышный и торжественный вид собора с необычными разноцветными главами, полюбившийся москвичам и хорошо запомнившийся иностранцам, сделал его одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.
    Храм был построен в 1555-1561 годах неизвестным архитектором (существуют разные версии) по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством и взятии Казани, которое пришлось на день Покрова Пресвятой Богородицы. Впоследствии неоднократно перестраивался.
    Особенность храма состоит в том, что по сути это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием. В центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше: Троицы, святого Николая Чудотворца (в честь Великорецкой иконы), Входа Господня в Иерусалим, мучеников Адриана и Наталии, святого Иоанна Милостивого, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Престолы церквей освящены в честь православных праздников и дней памяти святых, пришедшихся на дни решающих сражений за Казань.

    Архитектура

    Архитектурный облик Покровского собора уникален. Вычурный и торжественный, словно расписной пряник, с первого взгляда он кажется беспорядочным нагромождением разноцветных куполов, но в действительности это не так. Здание собора имеет чёткую структуру и представляет собой ромб, вписанный в квадрат, образуя в плане восьмиконечную звезду. Фактически это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием (подклетом): в центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, завершающаяся высоким шатром с небольшой позолоченной главкой, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше, увенчанные рельефными луковичными главами разных цветов. С южной стороны находится двухъярусная шатровая колокольня, а с восточной – придел в честь Василия Блаженного. Здание опоясывает закрытая галерея-гульбище, к которой примыкают два массивных крыльца с шатровой кровлей.
    Высота собора составляет 65 метров.
    В общей сложности Покровский собор украшают 11 куполов, 9 из которых расположены над церквями, один – над приделом Василия Блаженного, ещё один (совсем небольшой) – над колокольней. Из них 9 куполов отличаются уникальным рельефом и раскраской: цветными шипчиками, ромбами, орнаментом; значение их цветов доподлинно неизвестно, но считается, что храм символизирует собой Небесный Иерусалим. По предположению русского писателя Николая Чаева (1824 – 1914), цвет куполов объясняется сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского), которому привиделся Небесный Иерусалим с садами со множеством цветущих деревьев и плодов несказанной красоты.
    Декоративное оформление храма выглядит пышно, но лаконично: оно включает традиционные для русской храмовой архитектуры ширинки, полуколонки, кокошники и гирьки. Галерея по всему периметру расписана изображениями цветов и растительным орнаментом. Стены украшают фасадные иконы Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными (южная стена колокольни) и Богоматери Знамение со святыми на полях (восточный фасад).

    История Покровского собора

    Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву получил своё название по расположению вблизи Алевизова рва, который проходил по Красной площади вдоль восточной стены Кремля в 16-19 веках. Однако, в разговорной речи официальное название храма практически не употребляется: он стал более известен как собор Василия Блаженного – в честь наиболее известного московского юродивого и чудотворца. Василий Блаженный – легендарная личность в истории Москвы; в прошлом на месте Покровского собора существовала деревянная Троицкая церковь (что на Рву), на кладбище при которой юродивый и был похоронен. После его канонизации в 1588 году над местом захоронения чудотворца к Покровскому собору был пристроен придел в его честь. Впоследствии именем чудотворца в народе стали называть весь собор.
    Храм был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.
    История храма Василия Блаженного полна загадок и белых пятен: в частности, доподлинно неизвестно, кто был его архитектором. Согласно наиболее распространённой версии, он был построен зодчими Иваном Бармой и Постником Яковлевым, однако, она считается устаревшей. Существует версия, что легендарные Барма и Постник – один и тот же человек (Постник Яковлев по прозвищу Барма), а также теория, что собор мог быть построен неизвестным итальянским архитектором (так как значительную часть сооружений Кремля строили именно итальянцы), которая пока не нашла убедительного подтверждения. Распространённая городская легенда гласит, что после строительства царь Иван Грозный, поражённый красотой собора, приказал ослепить зодчих, чтобы они не построили больше ничего подобного, однако, в действительности это маловероятно: если одним из зодчих действительно был Постник Яковлев, то после Покровского собора он принимал участие в строительстве Казанского Кремля и, очевидно, не мог быть ослеплён. Хотя, опять же, существует версия, что это были разные Постники.
    Стены храма были возведены из красного кирпича, который был довольно инновационным строительным материалом для Москвы того времени. Чтобы уберечь редкий материал от воздействия атмосферных осадков, снаружи стены здания окрасили в красно-белых тонах, подчёркивающих кладку. В 1588 году по распоряжению царя Фёдора Иоанновича к храму пристроили придел Василия Блаженного, исполненный в виде самостоятельной бесстолпной церкви с отдельным входом.
    Сохранилось не так много сведений о том, как Покровский собор выглядел изначально. Известно, что в прошлом опоясывающая его обходная галерея была открытой и не имела массивных шатровых крылец и росписи растительным орнаментом: свод над галереей и два крыльца над лестницами были надстроены во второй половине 17 века, когда здание подверглось значительной перестройке. В тот же период к собору пристраиваются новые церкви: Ризоположения Богородицы, святой Девы Феодосии и другие. По данным русского историка Петра Хавского, к 1722 году в соборе значились 18 престолов: Живоначальной Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы-Пятницы, Варлаама Хутынского, Апостола Андроника, Григория Армянского, Киприана и Иустинии, Ризоположения Богородицы, Сергия Радонежского, Василия Великого, Александра Свирского, Девы Феодосии, Марии Египетской, Всех Святых, Богоявления и Трёх Патриархов.
    По-другому выглядели и главы: те цветные фигурные купола, по которым храм Василия Блаженного известен сегодня, появились лишь в конце 16 века; прежние, вероятно, были шлемовидными, а их покрытие уничтожил один из городских пожаров. Сомнению подвергается даже их изначальное количество: известно, что при реставрации 1784-1786 годов под руководством архитектора Ивана Яковлева было демонтировано 8 небольших главок у основания шатра, которые были признаны более поздними добавлениями.
    В Отечественную войну 1812 года собор был разграблен французами, но сразу после войны его отремонтировали и освятили. В 1817 году, когда Красную площадь реконструировали по проекту Осипа Бове, подпорная стена храма со стороны Васильевского спуска и Москворецкой улицы была выложена камнем, наверху установили чугунную ограду.
    В советские годы храм Василия Блаженного избежал сноса (хотя богослужения в нём всё же запретили) и стал одним из первых памятников архитектуры, взятых под государственную охрану. С 1918 года началась его музеефикация, а в 1923 было принято решение о создании в нём историко-архитектурного музея, который позже стал частью Государственного Исторического музея. Изначально здание находилось в плачевном состоянии, но уже с 1920-х в нём начались ремонтные и реставрационные работы, призванные вернуть собору первоначальный облик и частично воссоздать интерьеры 16-17 веков. В 1931 году к собору перенесли памятник Минину и Пожарскому, ранее установленный в центральной части Красной площади.
    После распада Советского Союза – с 1991 года – здание храма находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви.

    Мифы и легенды

    Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.
    Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих – Барму и Постника, – чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание. Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми – Иваном Бармой и Постником Яковлевым – или это был один человек – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён – если это, опять же, не были разные люди.
    Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного “зашифрован” образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.
    Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.
    Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.
    В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).
    В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций. Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн. Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: “Лазарь, поставь на место!” – и собор был сохранён.
    В наши дни храм Василия Блаженного – одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов. Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России – и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях. Если где-то говорят или пишут о Москве и России – слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.
    Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.
    Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро “Охотный Ряд” Сокольнической линии, “Площадь Революции” Арбатско-Покровской, “Театральная” Замоскворецкой и “Китай-Город” Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

  5. M_A_S_T_E_R Ответить


    Всего 62 фото
    В Москве на Красной Площади стоит собор Василия Блаженного. Для множества жителей мира храм символизирует Россию, точно также как в Англии – Биг-Бен или в Китае – китайская стена.
    Храм построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного.
    Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом.
    Во время походов на Казань Иван Грозный приказал ставить вокруг белокаменного храма во имя Живоначальной Троицы обетные деревянные храмы в честь тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем. Так, 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских – Александра, Иоанна и Павла – был разбит отряд татарской конницы князя Епанчи. 30 сентября, в день памяти Григория Армянского, была взята крепостная стена Казани вместе с Арской башней.
    1 октября, в праздник Покрова, начался штурм города, победоносно закончившийся на следующий день, 2 октября, в праздник Киприана и Устиньи. Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: «Да будет едино стадо и один пастырь», часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань
    Другие храмы были связаны с царствующей династией или с местными московскими событиями: например, Василий III в декабре 1533 года перед смертью принял постриг под именем Варлаам, являющийся покровителем царского рода . Храм Входа Господня в Иерусалим основан, вероятно, в честь победного возвращения Ивана Грозного с войском в Москву. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.
    Когда русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векa. Все престолы первоначально находились в составе девяти глав-церквей Покровского собора, когда святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить здесь один собор в камне. Он же явился автором гениальной идеи нового храма. Сначала предполагалось поставить оставить семь храмов вокруг центрального восьмого, однако в процессе строительства «ради симметрии» был добавлен девятый южный придел, позднее освященный в честь Николы Великорецкого. Через два года в Москве на Красной площади на месте Троицкой церкви был заложен храм Покрова Богородицы.
    [Читать дальше]
    02

  6. Ворчун Ответить

    В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание — перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировались они через специальные узкие отверстия — продухи. Изначально помещение использовали как склад — там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили — его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.
    При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.

    Русский зодчий или европейский мастер

    До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них — собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.
    Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили — по той же причине.

    Иконостас с заворотом

    Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы — Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.
    Также храм декорирован росписями — они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.

  7. Mr.Pumba Ответить

    Куполов всего 10. Девять куполов над храмом (По числу престолов: Покрова Богородицы (центр.) , Св. Троицы (вост.) , Входа в Иерусалим (зап.) , Григория Армянского (сев. -зап.) , Александра Свирского (юго-вост.) , Варлаама Хутынского (юго-зап.) , Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев. -вост.) , Николая Чудотворца Великорецкого (юж.) , Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.) ) плюс один купол над колокольней. (В старину Собор Василия Блаженного имел 25 куполов, обозначавших Господа и 24-х старцев, сидящих у престола Его) . Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань: Троицы, в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки) , Входа во Иерусалим, в честь мчч. Адриана и Наталии (первоначально – в честь свв. Киприана и Иустины – 2 октября) , свт. Иоанна Милостивого (до XVIII – в честь свтт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских – 6 ноября) , Александра Свирского (17 апреля и 30 августа) , Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста) , Григория Армянского (30 сентября) . Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *