Сколько лет было высоцкому в день смерти?

18 ответов на вопрос “Сколько лет было высоцкому в день смерти?”

  1. e.shl Ответить

    Казалось, что сплетни рождались гораздо быстрее произведений самого поэта. Одни говорили, что он сидел и за свои песни, и из-за проблем с законом. Другие обвиняли в том, что женился на иностранке и уехал за границу, предав тем самым родину, пишет smena.ru.
    “Все мы в какой-то период нашей жизни страдаем от слухов… Несколько раз я уже похоронен, несколько раз уехал, несколько раз отсидел, причем такие сроки, что еще лет сто надо прожить… Одна девочка из Новосибирска меня спросила: “Правда, что вы умерли?” Я говорю: “Не знаю”, – рассказывал артист на одном из концертов.
    А ведь на самом деле Владимир Высоцкий не раз попадал в реанимацию. На его счету несколько автомобильных аварий и две клинические смерти. В гостях у актера Всеволода Абдулова 30-летний Высоцкий внезапно почувствовал себя плохо: пошла горлом кровь. Как позже написал в своем дневнике Золотухин, “Скорая приехала через час и везти не хотела: боялись, что умрет в дороге”.
    “…Все творческие люди это делают”
    Точная причина смерти Владимира Семеновича так и не была установлена. Родственники сделали все возможное, чтобы вскрытие не производилось. По одним данным, причиной смерти послужили наркотики и алкоголь, по другим – самоудушение, запись в заключении о смерти гласит: “Причина – острая сердечно-сосудистая недостаточность”.
    О проблеме артиста с наркотиками писала в свое время еще его жена Марина Влади в автобиографичной повести “Владимир…”. Близкий друг поэта Валерий Янклович вспоминал: “Я много говорил с Володей на эту тему. Он мне сказал: “Вот ты не был на Западе, а там все творческие люди это делают. Это ведь стимулирует творчество. Я же не злоупотребляю, а только для поддержания формы. И мне это помогает”.
    Многие также утверждали, что Высоцкий не справился с алкогольной зависимостью. Ведь он неоднократно предпринимал попытки побороть страшную болезнь, ложился в больницы, прибегал к различным новомодным процедурам. Но в определенный момент не выдерживал, срывался. “Несколько раз я делал “вшивку”. Володя следил: сколько таблеток, на какой срок. Он привозил их из-за границы. Но потом Володя научился сам их выковыривать…”, – вспоминал личный врач артиста Анатолий Федотов.
    Известно, что 25 июля 1979 года Высоцкий был в состоянии клинической смерти. Тогда его спас Федотов, который, правда, так и не успел помочь артисту год спустя. Как выяснилось позже, причиной клинической смерти стало полное отсутствие сердечной деятельности, наступившее вследствие введения сильнодействующего препарата.
    Последние дни
    3 июля 1980 года состоялось одно из последних выступлений Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры. Несмотря на плохое самочувствие, артист отыграл двухчасовой концерт, вместо полутора запланированных часов. 18 июля он последний раз появился на сцене Театра на Таганке в одной из самых известных своих ролей – Гамлета. Говорят, что тогда артист еле доиграл спектакль.

  2. brazillius982018 Ответить

    Несмотря на высокий рост и хороший внешний вид, у артиста всегда были серьезные проблемы со здоровьем. Трудно говорить, врожденные ли это пороки или же приобретенные в связи со злоупотреблением алкоголя. Также он курил целую пачку сигарет за день. Даже учитывая этот факт, он все равно смог помочь бросить курить и закодироваться многим своим знакомым и друзьям, но, увы, не себе. Он искал их в городе, уговаривал и давал таблетки, которые из Франции привозила Марина. Многие, кто знал Владимира, говорят, что в последние годы жизни он перестал употреблять спиртные напитки.

    Он был очень популярен и постоянно погружался в творчество, но его творения подвергались жесткой критике со стороны партийных работников, на них давили и не давали выходить в свет.
    Также Владимира частенько беспокоило сердце и дыхание. Первое серьезное обострение случилось в 1969 году, у него пошла кровь изо рта, жена сразу же вызвала скорую. После прибытия врачи даже не собирались его госпитализировать, считая, что это смертельный случай. Но Марина не давала им выйти без Владимира и угрожала. В результате такая настойчивость жены спасла жизнь певцу. После того как медики узнали пострадавшего, его отправили в хирургию и оперировали 18 часов.
    Еще одна клиническая смерть случилась на гастролях в Узбекистане в 1979 году. Тогда Владимира Семеновича сумели откачать находившиеся рядом с ним врач Анатолий Федотов и Оксана Афанасьева. Об этих событиях в 2011 году был снят фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой».

    День смерти

    Владимир Высоцкий скончался между тремя и пятью часами утра 25 июля 1980 года в своей квартире на Малой Грузинской улице, во сне. Вместе с ним в квартире находилась все те же люди, что и год назад в Бухаре: Оксана Афансьева, художница, студентка текстильного института, и врач-реаниматолог Анатолий Федотов. В последние недели Оксана практически всегда бала рядом с поэтом, по словам многих знакомых, она согревала его уютом.
    В этот день он ходил по дому и говорил, что умрет именно сегодня, и предчувствие его не подвело. После укола успокоительного он уснул и больше не проснулся.
    Близкие настояли на том, чтобы врачи не проводили вскрытие, поэтому точная причина его смерти никогда не станет известной. Лишь косвенно можно предположить, что он умер от инфаркта миокарда или же от асфиксии, вследствие передозировки успокоительными. Официально озвученная причина: «острая сердечная недостаточность».
    Жена и знакомые пришли к выводу, что артиста убили наркотики, но лишь в течение жизни, а не передозировка.

    Похороны

    28 июля в театре на Таганке была проведена неофициальная панихида, а прощания и похороны провели на Ваганьковском кладбище в Москве на первом участке, справа от входа. Казалось, что на похоронах собралась вся Москва. По словам очевидцев, очередь к входу «Таганки» растянулась на 9 км. Пришли актеры из Современника, МХАТа, тетра Вахтангова из других театров. Прощальную речь первым говорил Любимов.
    Уже в автобусе его жена Марина сказала одному из присутствующих фразу «Я видела, как хоронили принцев и королей, но ничего подобного не видела!».
    Вначале Высоцкого собирались похоронить на Новодевичьем кладбище, но не получили на это разрешения властей. Даже на Ваганьковском кладбище вырыли две могилы в разных местах, поскольку не знали, в какой из них разрешат похоронить исполнителя. В этот день почти все операторы и журналисты были заняты, поскольку проходила Олимпиада, поэтому сьемку сделали любители.
    В газетах и по ТВ почти не упоминали о смерти Высоцкого. Это случилось не по причине его творчества, за которое его недолюбливала власть, а, скорее, из-за Олимпиады, проходящей в то время. Это очень крупное международное событие никто не захотел портить новостями о гибели популярного исполнителя. Первые сообщения о смерти Высоцкого появилось в театре на Таганке, возле которого сразу же собрались толпы людей.
    Все, кто купил билеты на так и не состоявшееся выступление Владимира Высоцкого, не сдали их обратно.

    Неразглашение ситуации не помешало почти всему городу собраться на похоронах. Во время того, как гроб провозили мимо Кремля, власти пытались всеми силами сбить портрет погибшего, чтобы люди не узнали, кого несут хоронить. Радует, что есть еще на свете разумные и добрые люди, которые своей грудью стали на защиту портрета исполнителя. Люди закрывали цветы зонтами и кричали на милиционеров. Фото этого происшествия прославились на весь мир. Чтобы похоронить певца возле входа, директор кладбища пожертвовал своей должностью. Могилу исполнителя просто завалили цветами, а о поступке директора кладбища можно упоминать с гордостью. На похороны пришли более 40 тысяч человек.

    Сообщения в прессе

    Удивительно, что о смерти такого легендарного человека в те дни практически не говорили в СМИ. Многие связывают это с московской Олимпиадой, однако, скорее всего, был и приказ властей не афишировать событие. Через несколько дней после публикации заметки о смерти Высоцкого сняли с должности редактора «Вечерней Москвы».
    Очень трудно поверить в наши дни, что новость о смерти популярнейшего исполнителя не печатали в газетах и не разглашали по телевидению. Во всем СССР это сообщение напечатала только одна газета «Советская культура» и то, через 2 дня после его смерти, без фото и некролога, в телеграфном стиле.
    Даже власти не смогли сдержать эту информацию, она пулей разлетелась не только по СССР, но и по всему миру.

    Последние выступления

    До последних дней, насколько хватало сил, Владимир Семенович продолжал выступать. 3 июля 1980 года проходило одно из последних выступлений в Люберецком городском дворце культуры. Автор очень плохо себя чувствовал, но все же отыграл концентр даже дольше, чем это было запланировано по времени.
    На своих последних выступлениях, в частности в Калининграде, Высоцкому стало плохо. Он даже сказал об этом на публику и извинился за свое состояние. Вместо песен он предложил читать стихи и рассказы, все согласились. Он был очень умным человеком, талантливым актером, умел импровизировать, очень артистично рассказывал и читал монолог Гамлета.
    Такое выступление артиста прервал окрик из зала: «Хватит болтать, бери гитару и пой». После этих слов Высоцкий замер, посмотрел в зал, и ушел за кулисы. Такое событие очень огорчило певца. За кулисами он сидел, прижимая к себе гитару, как будто кто-то хотел ее забрать. На его глазах были слезы. Интересно, кто был этим человеком из зала, и насколько было необходимо требовать от больного человека исполнять песню. Разумеется, зрители за это заплатили, но никто не мешал сдать билет и покинуть помещение.

    Заключение

    Современной молодежи никогда не понять и не объяснить, чем для людей был Владимир Высоцкий. Он был куда больше, чем просто певец или артист. Это был глоток свежего воздуха – воплощение мечты советского человека, он был свободным. Такой образ дополняла его жена француженка Марина Влади, а сам артист не скупился на дорогие автомобили. Но как о нем говорили, он был владельцем Мерседеса и русской души. Поэтому долго его машины не проживали, он их нещадно разбивал.
    Сейчас творчество Высоцкого изучают в школах, его книги продаются миллионными тиражами. Такого не было даже при жизни. Для него каждая запись нескольких песен – событие. Вообще, его творчество можно разделить на две части – при жизни и после смерти, поскольку про него даже спустя 38 лет никто не забыл, и люди, которые выросли в то время, уже никогда не забудут.
    Высоцкий навсегда останется поэтом, которым поможет любому разглядеть во мраке двуличие и вранье – настоящее лицо. И его притяжение, которое все ощущают в стихах и песнях, берет свое начало в любви к окружающим людям.
    Видео о том, как прощались с Высоцким:

  3. andreymyrr Ответить

    Однако не все роли Высоцкого в кино были успешны. Картину Александра Столпера «Четвертый», где актер сыграл журналиста, критики встретили холодно. Еще одним малопопулярным фильмом стала «Единственная дорога», где Высоцкий исполнил роль шофера Солодова. Также неудачным оказалось участие актера в картине «Бегство мистера Мак-Кинли». Он сыграл уличного певца Билла Сигера и написал несколько баллад, обыгрывающих основную тему киноленты. В итоге большую часть песен из картины вырезали, и роль Высоцкого из центральной превратилась в эпизодическую.
    В 1975 году сценический арсенал Высоцкого пополнила роль купца Ермолая Лопахина из пьесы Чехова «Вишневый сад». Сам артист считал ее второй по важности в своей карьере после Гамлета. В трактовке режиссера Анатолия Эфроса сквозной темой постановки стала многолетняя любовь Лопахина к Раневской. Эта трактовка раскрыла по-новому чеховскую пьесу.
    Дра­матург Александр Володин писал: «Я никогда не понимал Лопахина. Ну что Лопахин? Купец. Губит этих интеллигентных, хороших, утонченных, милых людей, покупает, скупает. Ему все равно — все под топор. А в «Вишневом саде» на «Таганке» я впервые понял простую-препростую вещь, почему он что-то тянет, не женится на Варе. Почему? А потому, что он любит Раневскую. Он любит ее. И в нем это было всегда видно… Он был самый положительный персонаж в этом спектакле».
    Последним театральным персонажем, которого Высоцкий сыграл на сцене, был Свидригайлов в спектакле «Преступление и наказание» 1979 года. После этой постановки Высоцкий не брался за новые образы и все свое внимание посвятил кино, концертам, песенному творчеству.
    В 1980 году Владимир Высоцкий попросил Юрия Любимова предоставить ему творческий отпуск на один год. В это время артист планировал работать над фильмом «Зеленый фургон» в качестве режиссера и соавтора сценария. Однако до начала съемок Высоцкий не дожил. С постоянными творческими перегрузками Высоцкий боролся разгульным образом жизни. Здоровье артиста с годами все больше стало его подводить. 25 июля 1980 года Высоцкий умер. Похоронили его на Ваганьковском кладбище.

  4. dimitriusx Ответить

    ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО Гаращук А.В. 1987 г. Беда, как нож, вонзилась в наши спины,
    И горечь слов мотая на бобины,
    Рыдал магнитофон на скорбной тризне,
    Но голос не вернуть уж было к жизни. Все лучшие всё лучшее сказали
    В своих стихах в навечно Вашем зале,
    С последнею надгробною работой Поэты шли к могиле-эшафоту. В толпе за гробом – те лишь, кто успели – Малая часть тех, для кого Вы пели,
    А за шеренгой милицейского кордона –
    Народ Российской пропасти бездонной. И на ваганьковской плите в цементной пыли
    Те, кто хотел, последнюю распили,
    А хриплый голос божьим духом над планетой
    В чей-то карман осыпался монетой. И потекли года тягучей лавой,
    Слова в искусстве огибали Вашу славу,
    И в форме тишины был выбран прессинг –
    На Вашу память, мысли Ваших песен. И на наследье Ваше, как заклятье,
    Ваши, усмешкою прикрытые проклятья,
    Те, что не все ещё понять смогли,
    Семью печатями сургучными легли. И вдруг система раскололась резко,
    Сеченье кесарево распороло прессу;
    И, кто боялись, вслух отголосили,
    Когда… ЛЕГАЛЬНЫМ Вас провозгласили. И от друзей от Ваших мы узнали
    (Они с чужого разрешенья рассказали),
    Что Вас и их вело к смерть-коридору
    В тупик сердец, набитых валидолом. И зло прошедшее тонуло в мягком иле,
    Имён не знаем, отчеств и фамилий,
    Предпринятые против Вас шаги – В негласность тихо увели враги. И образ Ваш возник на новой глади,
    А слово “поздно” вслух сказала Влади,
    А остальные – уж не обессудьте:
    В словах привыкли сдерживаться люди. Традиционно так у нас бывает – Не только образ жизни убивает,
    Ломалось всё – то, что в дугу не гнётся:
    В восьмидесятом был убит Высоцкий. И вновь дыхание сжигает горечь в горле,
    Года прошедшие боль на сердце не стёрли,
    Я обо всём сказать тут не берусь…
    ТАЛАНТЛИВА ПОКОЙНИКАМИ РУСЬ.

  5. 22-33 Ответить

    Автор текста: Антон Орехъ: СЛУШАТЬ
    Дорожная история: слушать
    Владимир Высоцкий исполнил «Дорожную историю».
    И у нас с вами тоже дорожная история. Мы продолжаем об одной из самых известных поездок Владимира Семеновича на территории Союза – его гастролях в Узбекистане в 1979 году.

    Зарафшан, 22 июля 1979 года. Фото Александра Липенко
    В прошлый раз мы немного забежали вперед и побывали с Высоцким в Зарафшане, но сегодня сперва вернемся немного назад, а затем пройдем весь узбекский маршрут до конца, который чуть не стал трагическим.

    Учкудук, аэропорт, 21 июля 1979 года. Фото Юрия Тырина
    Высоцкий прилетел в Узбекистан 20 июля 1979 года – и на следующий день уже выступал в городе Учкудук.
    4 концерта в день. Потогонный график Высоцкого, к которому мы уже привыкли. Первый из четырех концертов начинался в 16 часов в ДК «Современник», последний заканчивался ближе к полуночи. Полноценный восьмичасовой рабочий день с гитарой.

    Учкудук, ДК «Современник», 21 июля 1979 года. Фото Г.Яковлева
    Но на сцене он работал без скидок на усталость и самочувствие, и в начале этой узбекской недели у него и энергетика, и голос стопроцентные.
    И очень интересные диалоги с залом!
    Песня о двух погибших лебедях: слушать
    В рассказе о гастролях в Узбекистане мы стараемся дать вам послушать не только поющего, но и говорящего Высоцкого.
    Зачастую на своих выступлениях он говорил между песнями примерно одно и то же – это не секрет. Да и не мудрено: когда ты даешь в день по четыре концерта, и набор номеров повторяется, да и вообще счет выступлениям идет на сотни, трудно всякий раз находить новые слова и вспоминать новые истории – ведь всё уже многократно пересказано.

    Учкудук, ДК «Современник», 21 июля 1979 года. Фото Г.Яковлева
    Но в той поездке Высоцкий не раз отходил от привычного набора своих концертных штампов и баек.
    А иногда и песни вспоминал, которые публично исполнял не так часто.
    Нет меня — я покинул Расею: слушать
    Заканчивая первый концерт в Учкудуке, Высоцкий, прощаясь с аудиторией, решил рассказать ей о своих творческих планах.
    До которых и мы непременно еще дойдем в нашем цикле: слушать

    От благодарных зрителей. Учкудук, ДК «Современник», 21 июля 1979 года. Фото Г.Яковлева
    Самое поразительное, что отработав четыре концерта в раскаленном 40-градусной жарой Учкудуке, Высоцкий ночью поехал в гости, где фактически дал еще одно выступление.
    Это был день рождения одного из организаторов приезда Высоцкого в Узбекистан – Анатолия Кацая. Анатолий Иванович занимал серьезный пост в Навоийском горно-металлургическом комбинате, в структуру которого входили еще рудники в Зарафшане, Учкудуке. Во всех этих городах Владимир Семенович выходил тогда на сцену.

    Зарафшан, ДК «Золотая долина», 22 июля 1979 года
    А в ночь с 21 на 22 июля в местном охотохозяйстве отмечали день рождения Анатолия Кацая, и за этими посиделками были довольно любопытные беседы, а Высоцкий спел для именинника и гостей несколько песен.
    Через десять лет: слушать
    К слову, мы с вами услышали редкий вариант исполнения этой вещи, куплет которой никогда не звучал на других известных фонограммах: «Красноярск – мне знакомый маршрут…».
    В этих застольных разговорах любопытно, насколько уважительно, безо всякой звездности и высокомерия держится Высоцкий, цитирующий, между делом, Окуджаву – «давайте говорить друг другу комплименты».
    Он видел этих людей в первый и последний раз в жизни.

    Всеволод Абдулов, Владимир Высоцкий, Анатолий Кацай, Валерий Янклович с работниками промышленных предприятий по дороге из Учкудука в Зарафшан, 22 июля 1979 года. Фото Юрия Тырина
    И ночью, уставший, после четырех выступлений, пел для них с ни чуть не меньшей самоотдачей, чем на концерте.
    При том, что обстановка за столом располагала, разумеется, к расслабленности и домашней непринужденности.
    Прощание с горами: слушать

    «Большому русскому поэту Владимиру Семеновичу Высоцкому от благодарных шахтеров Учкудука, 21 июля 1979 года»
    Из Учкудука Высоцкий переезжает в Зарафшан, где дает пять концертов, почти все в открытом летнем кинотеатре, в адскую жару, на диком ветру, поднимающем тучи пыли.

    Зарафшан, ДК «Золотая долина», 22 июля 1979 года
    И там у него начинаются серьезные проблемы с горлом.
    Петь становится все труднее. Тем не менее, впереди Навои: слушать
    Вы, конечно, слышите, что голос у Высоцкого уже нездоровый.
    Он продолжает работать, поет. На сцену с ним, как и в Зарафшане, и в Учкудуке, выходят Всеволод Абдулов и Елена Облеухова. Они заполняют паузы, давая Высоцкому передохнуть и перевести дух. Но в Навои он все равно между песнями гораздо больше обычного говорит с публикой.

    Навои, ДК «Фархад», 26 июля 1979 года. Фото Аркадия Чернышёва (корреспондента газеты «Индустриальный Навои»)
    И сегодня эти разговоры слушать не менее интересно, чем давно известные песни: слушать
    В Навои Высоцкий выступал на сцене Дворца Культуры «Фархад».
    Он уже был здесь во время первого приезда с Театром на Таганке в 1973 году.

    Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий, Борис Хмельницкий и Юрий Любимов у ДК «Фархад» (Навои), сентябрь 1973 года. Фото Виктора Красса
    Шикарное здание, построенное в начале 70-х по проекту ленинградских архитекторов.
    Здесь и до, и после Высоцкого не раз выступали звезды советской эстрады того времени и просто знаменитые артисты.

    Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин и Вениамин Смехов во внутреннем дворике ДК «Фархад» (Навои),
    сентябрь 1973 года. Фото Анатолия Васильева

    По иронии судьбы так получилось, что в конце 80-х один из соавторов нашей программы Александр Ковановский служил в Советской армии именно в Навои.

    Александр Ковановский. Навои, 1988 год
    И организовал там концертную бригаду, выступавшую два года с постановкой, посвященной Высоцкому.
    И волей случая познакомился с работником ДК «Фархад», записавшим один из тех самых концертов, фрагменты которых мы сейчас слушаем.

    Навои, ДК «Фархад». Конец 80-х
    Копия этой концертной записи, привезенная впоследствии Ковановским в Москву как ценнейшая по тем временам реликвия стала одним из первых звуковых экспонатов архива будущего Музея Высоцкого.
    Поездка в город: слушать
    Эта песня прозвучала в Навои с неожиданным смыслом.

    Навои, ДК «Фархад», 26 июля 1979 года. Фото Аркадия Чернышёва (корреспондента газеты «Индустриальный Навои»)
    Как вы уже знаете, принимал Высоцкого местный горно-металлургический комбинат.
    Предприятие союзного, к тому же стратегического значения. Здесь добывали уран. Поэтому снабжались и Навои, и Учкудук, и Зарафшан не хуже Ташкента – на уровне лучших городов страны. К тому же на этих предприятиях работало очень много русскоязычных специалистов. Поэтому и залы были переполнены, и реакция публики была очень живой, и зрители хорошо понимали и реагировали на все шутки Высоцкого.

    Навои, ДК «Фархад», 26 июля 1979 года. Фото Аркадия Чернышёва (корреспондента газеты «Индустриальный Навои»)
    В этой поездке рядом с Высоцким был еще один очень интересный человек – горный инженер Василий Повереннов.
    Он тоже работал на комбинате. У него была квартира в Зарафшане. Именно там было сделано немало ставших впоследствии известными снимков из той поездки.

    Владимир Высоцкий и Василий Повереннов. Зарафшан, квартира Василия Повереннова, 24 июля 1979 года
    Увидите эти фото – обратите внимание: Высоцкий и на этих снимках и на кадрах, сделанных на концертах – с усами!
    Из Зарафшана до Учкудука и обратно Повереннов устроил для Высоцкого прогулку на вертолёте, показал сверху те самые котлованы и терриконы, где добывали уран открытым способом, и от той поездки тоже остались любопытные снимки.

    Всеволод Абдулов, Владимир Высоцкий, Анатолий Федотов с работниками промышленных предприятий по дороге из Учкудука в Зарафшан, 22 июля 1979 года. Фото Юрия Тырина
    Через год, в июле 1980-го, незадолго до смерти, Высоцкий пошлет Повереннову письмо с фотографией и автографом как раз со съемки в квартире у Василия Васильевича.
    Из Навои путь лежал в Бухару и Самарканд.
    До Самарканда Высоцкий так и не доехал.

    Владимир Высоцкий и Владимир Гольдман. Остановка по дороге из Учкудука в Зарафшан, 22 июля 1979 года.
    Фото Юрия Тырина

    А про выступление в Бухаре нам толком ничего не известно, и записи фонограмм не сохранилось.
    Зато именно в Бухаре произошел драматичный эпизод, который называют «клинической смертью Высоцкого». Эпизод этот многократно описан и даже экранизирован.
    С вашего позволения мы не будем смаковать все подробности этой истории.
    Но сделаем два важных уточнения. Во-первых, принято считать, что произошло это ровно за год до смерти, 25 июля 1979 года. Но это неверно. Даже 26 числа Высоцкий еще был в Навои и выступал там.

    Навои, ДК «Фархад», 26 июля 1979 года. Фото Аркадия Чернышёва (корреспондента газеты «Индустриальный Навои»)
    Истинная дата происшествия другая, но тоже символическая – 28 июля.
    Ровно за год не до смерти, а уже до похорон Владимира Семеновича.
    Ну а во-вторых, практически все профессиональные врачи, ознакомившись по описаниям очевидцев с подробностями так называемой клинической смерти Высоцкого, уверенно говорят о том, что это все-таки была не клиническая смерть, а глубокой обморок.

    Зарафшан, квартира Василия Повереннова, 24 июля 1979 года. Фото Василия Повереннова
    Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Юрия Гурова и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.
    Гастроли в июле 1979 года были последним визитом Владимира Высоцкого в Узбекистан.

    Навои, ДК «Фархад», 26 июля 1979 года. Фото Аркадия Чернышёва (корреспондента газеты «Индустриальный Навои»)
    Это была очень интересная, но очень трудная поездка, которая завершилась досрочно.
    До Самарканда Высоцкий так и не доехал. Но именно в этом городе в 1988 году появилась одна из первых в Союзе улица Высоцкого. К сожалению, в 1996 году она получила уже другое название.

    При подготовке программы использованы:
    – фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
    – фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
    – Марк Цыбульский, «Высоцкий в Средней Азии и Смерть, которой не было»;
    – Сергей Кирюхин, «Улица Высоцкого, г. Самарканд».

    Бонус
    Лекция о международном положении: слушать (Учкудук, ДК «Современник», 21 июля 1979 года, 14 часов, 1-е выступление)
    Темнота: слушать (Учкудук, ДК «Современник», 21 июля 1979 года, 22 часа, 4-е выступление)
    Диалог у телевизора: слушать (Навои, ДК «Фархад», 26 июля 1979 года)
    Конец «Охоты на волков», или Охота с вертолётов: слушать (Учкудук, подсобное хозяйство, в ночь с 21-го на 22-е июля 1979 года)
    За меня невеста: слушать (Навои, ДК «Фархад», 26 июля 1979 года)

    Дорогие друзья проекта «Один Высоцкий»!
    Пока не можем вас порадовать совсем и окончательно, но хорошие новости у нас всё-таки есть.
    Напомним, что наше мультимедийное издание состоит из двух частей.
    Первый том – непосредственно книга. Второй «том» – этот как раз та часть, где «живут» полный звук всех ста Глав и электронная версия каждой Главы.

    Мы уже сообщали вам, что весь звук записан нами на флешки.
    А теперь докладываем, что и второй том целиком отпечатан в типографии. Между прочим, с технической точки зрения его изготовить было сложнее, чем напечатать книгу.

    Как свидетельство того, что работа, хоть и с неимоверными трудностями, но упорно продвигается вперёд – ещё несколько отрывков из книги в уже свёрстанном виде.

    Посмотрите по номерам глав, и вы поймёте, что финиш действительно всё ближе.

    А мы постараемся, как говорил на своих выступлениях Владимир Семёнович, отработать в ближайшие недели «не только всю программу, но даже с перевыполнением», то есть ускориться как только возможно – НО! – не в ущерб качеству!
    Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

  6. Anton58604 Ответить

    Последние года три алкогольная зависимость не занимала большого места в жизни Владимира Семеновича. Потому что ее сменила другая, еще более суровая, а именно – наркотическая. Первые наркотические опыты Высоцкого относятся к 76-му, когда одна добрая врачиха посоветовала ему морфий в качестве средства выхода из запоя. Мол, один укольчик, и снова в форме. Друг Высоцкого, Михаил Шемякин, утверждает, что это была чуть ли не спецоперация КГБ. Как на самом деле – теперь никто не знает, но Высоцкий отнесся к наркотикам с большим воодушевлением. Потому что они позволяли расслабляться без сильного внешнего эффекта, которым сопровождается употребление водки. А быть постоянно в тонусе для Высоцкого было очень важно из-за очень жесткого рабочего графика и высокого социального статуса. Ведь, несмотря на отсутствие заметного официального признания, он был настоящей советской суперзвездой.
    Года до 77-го наркотики не играли особой роли в жизни, и стали серьезной проблемой только к концу 78-го. До этого же, по свидетельству фактической гражданской жены (и ее звали не Марина Влади, с которой они виделись нечасто), уколы морфия делались только после изматывающих спектаклей “Гамлета”, чтобы “восстановить силы”. Надо понимать, что в те годы морфий не считался ужасом-ужасом, и злоупотребление им воспринималось, как относительно невинная забава. Поэтому проблем с “лекарством”, как называл Высоцкий наркотики, у него не было. Что-то приносили знакомые врачи, иногда уколы делали медсестры в больницах, и известны случаи, когда Владимир Семенович просто останавливал “скорую” и имитировал почечную колику. Он же был актером! А уж сколько наркотика ему передавали за бугор пилоты “Аэрофлота” под видом сердечных капель…
    Известная клиническая смерть 25 июля 1979 года в Бухаре – следствие иньекции неизвестного препарата, который Высоцкому на местном рынке подсунули под видом морфия.
    В 1980-м году, когда зависимость стала слишком очевидной, Высоцкий предпринимает несколько попыток вылечиться. Он делал гемосорбцию – мучительную очистку крови. Он ложился в парижскую клинику. Наконец, уезжал с Мариной Влади в заброшенный уголок на юге Франции и пытался соскочить сам. Увы, все тщетно.
    К началу августа Высоцкий твердо пообещал Влади завязать, и, когда начавшаяся Олимпиада перекрыла многие каналы получения наркотиков, особенно и не настаивал на их добыче. Хотя найти можно было. “Заменой” морфию стали водка и – временами – кокаин. Однако бригада из Склифа испугалась не алкогольного опьянения, из него Высоцкий уже практически вышел (он очень сильно пил в начале июля, когда умер один старый актер Театра на Таганке, Олег Колокольников). Просто личный врач Высоцкого, который в последние дни жизни находился постоянно рядом, так накачал его различными, противоположными по действию лекарствами, что транспортировка куда-либо была попросту невозможной. Было принято решение подождать до 25 июля, пока Высоцкий хоть немного придет в норму. Ну и подождали…
    Что именно произошло в ночь с 24 на 25-е июля тоже не очень ясно. Официальная версия – инфаркт. Те же врачи из Склифа говорили, что на самом деле Высоцкий, находившийся под воздействием большой дозы хролалгидрата (сильнейшее успокоительное и релаксант), задохнулся завалившимся языком, а личный врач это проспал и очнулся, когда было уже поздно. Участковый, изучавший обстоятельства смерти, настаивал, что друзья, уставшие от выходок умирающего Высоцкого, связали его простынями и легли спать, а хрупкие сосуды наркомана не выдержали.
    В любом случае, вскрытия не делалось, и подлинная причина смерти была в прямом смысле унесена в могилу. Но, простите за откровенность, спасти Высоцкого от самого себя было уже невозможно. Он умер бы все равно, счет шел на месяцы. Организм был подорван до предела – печень отказывала, не справлялось сердце, на ноге развилось сильнейшее воспаление от иньекций (те, кто видел Гамлета и Хлопушу в исполнении Высоцкого, знают – он не мог делать уколы в вены на руках, надо было играть с голым торсом). Строго говоря, нормальный человек от таких экспериментов над собой умер бы лет в двадцать пять. Могучий организм Высоцкого продержался гораздо дольше, и до последнего его физическая форма была впечатляющей. Посмотрите поздние ролики – уже летом 1980-го он делает на сцене Таганки такую стойку, какую не повторить и гораздо более молодому и здоровому человеку. Но, увы, свои пределы есть у каждого. Свой Высоцкий нащупал в 42. Как и Элвис, кстати.
    Так вот объясните – почему везде так много пишется про бухло, но ни слова про наркотики? Боятся снизить образ народного героя? Ну, не знаю, не знаю. О наркомании Элвиса Пресли написаны десятки книг, и это не мешает нам любить его творчество. А ведь Высоцкий, в отличие от Элвиса, находил в себе мужество бороться с зависимостью и, фактически, умер в борьбе с ней. Чем это не пример для молодежи, знакомой с наркотой не понаслышке? Почему нельзя говорить, что наркотики убили даже такого сильного человека, как Владимир Семенович, и потому тебе, дрищ малолетний, лучше к ним даже не прикасаться?
    Вместо этого нам навязывают образ бардика, который грустно сбухался от того, что его не признавала советская власть. Нет, ребята, все не так.
    P.S. Тем, кто заинтересуется не самыми радостными подробностями, рекомендую книгу Валерия Перевозчикова “Правда смертного часа”.

  7. Gurgenovich Ответить

    О его смерти я услышал по «Голосу Америки»: Умер, умер, умер Владимир Высоцкий…
    Эта новость моментально разнеслась по всей стране. Это вообще феноменальное явление — так же распространялись его песни. Они не звучали на ТВ и радио, не издавались на дисках, но при этом звучали чуть ли не из каждого окна, в любом конце огромного СССР. Вот и весть о его смерти разлетелась по стране без интернет сети и сообщений в прессе. Сегодня трудно в это поверить, но только представьте — сообщение о смерти самого популярного, самого народного, самого любимого певца и поэта во всём СССР, напечатала всего одна газета — «Советская культура». Через два дня после его смерти, в самом «подвале», без фото и некрологов, в телеграфном стиле…

    Наверное, сложно объяснить тем, кто не жил в то время, чем был Владимир Высоцкий для миллионов советских людей. Конечно, он был чем-то намного большим, чем просто любимый певец или любимый артист. Это был глоток чистого воздуха, это было воплощение коллективной мечты советского человека — быть свободным в несвободном обществе. Его жена — красавица француженка, и как-будто вся страна была на ней жената. Потому что НАШ Высоцкий!

    Ультрамодные шмотки, один из первых в стране Мерседес W116, и русская душа. Мы эти Мерседесы бьём как фужеры с шампанским, как-будто струны рвём…
    Да, Высоцкий нещадно разбивал свои шикарные иномарки, но он же русский, он же поэт. Ему можно.
    Москва, Олимпиада-80 в разгаре…
    23 июля. «Состояние Володи было ужасным. Стало ясно, что надо или предпринимать более активные действия, пытаться любыми способами спасти, или вообще отказываться от всякой помощи. В общем, любое действие было довольно опасным, но другого выхода не было. Мы решили, что надо его брать. Но его друзья сказали, что это большая ответственность и без согласия родителей этого делать нельзя. И мы договорились, что заберем Володю 25 июля. Он был в очень тяжелом состоянии, но впечатления, что он умирает, не было», — говорит врач НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Леонид Сульповар.
    24 июля стало последним днем в жизни великого барда. Он метался по квартире, стонал, не находил себе места, находился практически в бессознательном состоянии. В какой-то момент он подошел к Янкловичу и сказал: «Ты знаешь, я сегодня умру!». Позже Янклович позвонил Федотову, попросил его сменить. Как вспоминал сам врач: «Я был со смены — уставший, измотанный. Прилег и уснул — наверное, часа в три. Проснулся от какой-то зловещей тишины — как будто меня кто-то дернул. И к Володе! Зрачки расширены, реакции на свет нет. Я давай дышать, а губы уже холодные. Поздно. Между тремя и половиной пятого утра наступила остановка сердца на фоне инфаркта».
    Рядом с Высоцким В.Янклович, В.Туманов, В.Абдулов и И.Годяев (фельдшер)
    Мне меньше полувека — сорок с лишним,
    Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним.
    Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
    Мне есть чем оправдаться перед ним, –
    — это было одно из последних стихотворений Высоцкого.
    А.Макаров, И.Годяев (фельдшер), В.Туманов, А.Подболотов, С.Говорухин, В.Янклович, А.Федотов (врач)
    Панихида в холле подъезда утром 28 июля 1980 года
    Слева направо: отец и мачеха Владимира, Оксана Афанасьева (Ярмольник), над изголовьем (высокий) — сын Марины Влади Пьер, администратор В. Янклович, Н.Высоцкий, М.Влади, мать Владимира, И. Годяев и В. Шехтман (двоюродный брат В. Абдулова)
    А.Иншаков, Л.Филатов, Ю.Беляев, С.Фарада
    Л.Ярмольник, А.Иншаков, В.Золотухин, Ю.Любимов
    А.Градский, М.Боярский. Ваганьково
    И.Кваша, Г.Волчек, И.Кобзон
    С.Говорухин
    А.Иншаков, Н.Дупак, С.Говорухин, Б.Хмельницкий, В.Янклович, В.Туманов, М.Влади, мать, мачеха и отец Высоцкого
    Н.Дупак, И.Бортник, С.Говорухин, В.Янклович, М.Влади
    Ваганьково, 1980
    Ваганьково, 1995
    Он до сих пор с нами…

    Читать в блоге автора: http://skif-tag.livejournal.com/2231887.html

  8. dementiy78 Ответить

    7 января главреж Любимов подписывает заявление Высоцкого «о предоставлении ему творческого отпуска сроком на один год». На самом деле это практически уход из театра. Любимов попросил лишь продолжать играть Гамлета и в спектакле «Преступление и наказание». От остальных ролей он освобожден.
    Высоцкий мечтает снять фильм «Зеленый фургон», с самим собой в роли бандита по кличке Красавчик. К фильму им уже написаны две песни: «Пожары» и «Проскакали всю страну». В декабре записан моноконцерт часа на полтора для программы «Кинопанорама». Ни одна песня в выпуск не пошла, но благодаря этой студийной записи мы имеем возможность более часа смотреть видео с выступлением Высоцкого, где он не только поет, но и рассказывает о себе и своем творчестве.

    Все!

    На свое 42-летие Высоцкий дает друзьям клятву спрыгнуть с иглы: «Все! Запираемся с Федотовым, никого не принимаем — лечимся!». Федотов принес капельницу, лекарства… Колол успокоительное. Володю ломало, он мучился, но терпел. Он же дал слово… Федотов уверяет, что за восемь дней абстинентный синдром сняли. Но от алкоголя и наркотиков развивается физическая и психическая зависимость. Надо было расслабиться, а Володя не мог. Но хоть Высоцкий и снова уходит «в систему», тем не менее он до последних дней продолжает работать: не только играть в театре и давать концерты, но и писать новые стихи и песни. И пусть не благодаря, но вопреки…
    В конце 1979 года в Париже выходит русскоязычный журнал «Метрополь». Журнал явно диссидентский, тем не менее Высоцкий дает для публикации в нем подборку своих стихов. Чего ему бояться, когда смерть дышит в спину? Во Франции Высоцкий весной записывает вторую свою пластинку, состоящую из двенадцати песен. Две из них на французском языке.
    Через полтора месяца на самой престижной студии в Нью-Йорке Высоцкий записывает с профессиональными музыкантами еще одну пластинку, а также дает несколько больших концертов в Америке и в Канаде. С ним делают часовую программу «60 минут».

    Пусть сдохнет! Я перехитрил!

    Нет, в этот год Высоцкий сделал многое, о чем мечтал в СССР годами. Я уж не говорю, что в 1980 году написаны несколько самых сильных его, хотя и не столь популярных, песен, таких как:
    «Шел я, брел я, то с пятки, то с носка,
    — Чувствую — живу и хорошею…
    Вдруг тоска змеиная, зеленая тоска,
    Изловчась, мне бросилась на шею”…
    Только человек, ежедневно в одиночку ведший борьбу со смертью, способен создать данный шедевр. Так что, как говориться, не было бы счастья, да несчастье помогло. Вот только стоили ли сотворенные шедевры жизни, каждый творец решает сам для себя.
    А за год до этого он всю правду о своей болезни поведал в стихотворении: «Жлоб»:
    «Меня опять ударило в озноб,
    Грохочет сердце, словно в бочке камень:
    Во мне живет мохнатый злобный жлоб
    С мозолистыми цепкими руками.
    Когда, мою заметив маяту,
    Друзья бормочут: «Снова загуляет…»,
    — Мне тесно с ним, мне с ним невмоготу!
    Он кислород вместо меня хватает.
    Он ждет, когда закончу свой виток,
    — Моей рукою выведет он строчку,
    И стану я расчетлив и жесток,
    И всех продам гуртом и в одиночку.
    Я оправданья вовсе не ищу —
    Пусть жизнь проходит, ускользает, тает,
    Но я себе мгновенья не прощу,
    Когда меня он вдруг одолевает.
    Но я собрал еще остаток сил,
    Теперь его не вывезет кривая:
    Я в глотку, в вены яд себе вгоняю —
    Пусть жрет, пусть сдохнет — я перехитрил”.
    Всем нам прекрасно ясно, какой именно яд вгоняет себе в вены Высоцкий, чтобы убить низкого подонка, мерзавца и хронически больного двойника-человека. Но в том-то и трагедия, когда творец убивает недостойного в себе «черного человека», он погибает вместе с ним. И это его выбор! Выбор героя.
    С этим материалом также читают Лия Ахеджакова: «Лучший совет — не слушать ничьих советов»
    Костомаров — великий историк, чучело морское и крепостной отца
    Теория поколений Алексея Курилко. От родителей Дяди Федора до Чебурашки

  9. SarkfaG Ответить

    На самом деле, Высоцкий никогда не служил в армии. Еще в
    подростковом возрасте по свидетельству его мамы Нины Максимовны у Володи
    обнаружились шумы в сердце. А потому вскоре он получил “белый билет”
    и освободился от армии и военных сборов.

    Спортсменом Высоцкий тоже никогда не был, да и водителем-дальнобойщиком
    тоже. Во время учебы в школе Владимир проявил способности к музыке, сочинял
    первые стихи. После школы поступил в МИСИ, но проучился там недолго, осознав,
    что к инженерным специальностям у него признания нет.
    Зато артистическую карьеру Владимир Семенович начал еще на
    первых курсах школы-студии МХАТ, куда пошел учиться после неудачи на инженерном
    поприще. Первой ролью Высоцкого стал эпизод (студент Петя) в фильме Василия
    Ордынского “Сверстницы”.

    Впоследствии актер не без иронии рассказывал
    о начале работы в кино, упоминая при этом, что единственную реплику своего
    персонажа – “Сундук и корыто” – он от волнения произнес высоким голосом и
    заикаясь.
    НЕВЫЕЗДНОЙ БУНТАРЬ
    Больших концертов Высоцкого на крупных площадках никогда не
    было, он не собирал стадионы и не выступал в престижных залах. Именно поэтому в
    обществе сложилось мнение о том, что власти его не любят. Говорили, что он под
    запретом из-за своих диссидентских воззрений. Мало того, утверждали о том, что
    Высоцкому закрыт выезд за пределы СССР.

    Но это совсем не так. Согласно воспоминаниям друзей и коллег
    Высоцкого, концертов он давал чуть ли не по десятку в месяц, выступая при этом
    в клубах различных предприятий, в домах культуры, в кинотеатрах и даже в цехах
    перед рабочими. Причем, свободно ездил по всей стране.
    А в то время давать подпольные концерты было практически
    невозможно, даже квартирники был под
    негласным запретом. Очевидно, что гастролировал Высоцкий с согласия властей и
    даже под их присмотром. Да и сами сильные мира сего частенько приглашали его
    выступить перед узким кругом видных партийных деятелей.

    О том, что Высоцкий не был под запретом свидетельствует и
    факт выхода при его жизни одного диска-гиганта,
    нескольких миньонов и гибких пластинок с его песнями. Все они выходили многотысячными
    тиражами и расходились в основном по друзьям и знакомым директоров магазинов
    грампластинок.
    Что касается поездок за границу, то Высоцкий фактически исколесил
    весь мир, а во Францию к своей супруге Марине Влади летал как к себе домой. Уже
    в 90-годы были обнародованы видеозаписи его многочисленных интервью иностранным
    журналистам и телекомпаниям.

    РОКОВОЕ ПРИСТРАСТИЕ
    То, что многие творческие редко обходятся без допинга в виде
    алкоголя – известно всем. Для них он своего рода отдушина от действительности,
    в которой приходится играть в день по несколько ролей. Пусть это даже один
    персонаж в одном фильме.
    А когда ты со сцены поешь от лица водителя, боксера, ученого,
    пациента психбольницы, то пропускаешь все эти образы через себя. Или играешь Гамлета,
    в образе которого скрыты сплошные противоречия. Поэтому вечером, после концерта
    или спектакля необходимо снять напряжение.
    Высоцкий, конечно, выпивал, как и большинство гениев. Но в
    последние годы к этой вредной привычке добавилась настоящая болезнь – артист попробовал
    наркотики. Говорят, что первый укол сделали ему врачи во время очередного
    выхода из запоя, а привыкание, как известно, наступает очень быстро.
    В 1979 году гастроли в Ташкент чуть не закончились трагедией
    из-за того, что наркотиков не было в багаже сопровождающих. Ровно за год до
    ухода из жизни Высоцкий пережил клиническую смерть. Этот случай с исторической
    точностью описан в фильме “Высоцкий. Спасибо, что живой”.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *