Сколько наблюдателей кандидат вправе назначить в одну участковую комиссию?

16 ответов на вопрос “Сколько наблюдателей кандидат вправе назначить в одну участковую комиссию?”

  1. BiOMeX Ответить

    Помните, что в соответствии с законом наблюдатель также вправе:
    знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
    присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
    наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений;
    обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему;
    знакомиться с протоколами УИК, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, получать от УИК заверенные копии указанных протоколов;
    обжаловать решения и действия (бездействие) УИК в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
    присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в УИК;
    осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем УИК) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК.
    Для ознакомления с перечисленными выше документами наблюдатель вправе подойти к тому месту, где они располагаются: столы председателя, секретаря УИК, членов УИК, выдающих избирательные бюллетени и работающих со списками избирателей, другими избирательными документами.
    ЦИК России рекомендует наблюдателям, представителям СМИ обращаться к председателю, заместителю председателя, секретарю УИК в те периоды времени, когда они свободны от выполнения таких обязанностей, как работа с избирателями, проведение заседаний, сообщение в вышестоящую избирательную комиссию информации об открытии избирательного участка, о ходе голосования (на 8.00, 10.00, 12.00, 15.00 и 18.00 по местному времени), решение оперативных вопросов организации голосования, например, подготовка выписок из реестра для голосования вне помещения для голосования, оформление различных актов, внесение предусмотренных законом отметок в список избирателей. Вместе с тем, в случае если наблюдатель становится свидетелем правонарушения или преступления, следует обратиться к председателю УИК или представителю полиции незамедлительно.
    Следует учитывать, что председатель УИК следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя УИК, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя УИК его полномочия исполняет заместитель председателя УИК, а в отсутствие заместителя председателя УИК – секретарь или иной член УИК с правом решающего голоса, уполномоченный ею.

  2. Blackbrother.38 Ответить

    Порядок назначения наблюдателей при проведении выборов и референдумов
    Кто вправе назначить наблюдателя?

    При проведении выборов наблюдателей могут назначать:
    политические партии, включенные в избирательный бюллетень (то есть те, которые выдвинули списки кандидатов и прошли процедуру регистрации, например, при проведении выборов депутатов Государственной Думы или Курской областной Думы);
    избирательные объединения, выдвинувшие зарегистрированных кандидатов (например, политическая партия, выдвинувшая кандидата на должность Президента Российской Федерации, который прошел процедуру регистрации и включен в избирательный бюллетень);
    кандидат, включенный в избирательный бюллетень (например, кандидат на должность Президента Российской Федерации или главы муниципального образования, зарегистрированный и включенный в избирательный бюллетень).
    Таким правом не обладают кандидаты, включенные только в список кандидатов, выдвинутый политической партией
    При проведении референдума наблюдатель может быть назначен:
    инициативной группой по проведению референдума;
    общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне (например, при проведении референдума Курской области наблюдателей вправе назначить областные и общероссийские общественные организации, в то время как городские или районные общественные организации таким правом уже не обладают)
    Законами, регулирующими конкретный вид выборов право назначения наблюдателей, помимо политических партий, участвующих в выборах, может быть предоставлено иным общественным объединениям. Однако в соответствии с Федеральными законами «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Законами Курской области, регулирующими порядок проведения выборов Губернатора Курской области, депутатов Курской областной Думы, глав и депутатов представительных органов муниципальных образований Курской области, право назначения наблюдателей иными общественными объединениями не предусмотрено.
    В какие комиссии и в каком количестве можно назначить наблюдателей?
    Политическая партия, кандидат вправе назначить наблюдателей во все избирательные комиссии, действующие в пределах избирательного округа, в котором выдвинут список кандидатов или баллотируется кандидат.
    Законодательство о выборах не ограничивает число наблюдателей, которые могут быть назначены в каждую избирательную комиссию. Вместе с тем одномоментно исполнять полномочия наблюдателя в помещении одной комиссии имеет право только один из назначенных наблюдателей – одновременное осуществление полномочий наблюдателя двумя или более наблюдателями, представляющими интересы одного кандидата (одной политической партии) запрещено.
    Какие документы необходимо предъявить наблюдателю в комиссии для подтверждения своего статуса?
    Лицо, назначившее наблюдателя, выдаёт ему направление.
    В направлении в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения:
    фамилия, имя и отчество наблюдателя;
    адрес места жительства наблюдателя;
    номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда направляется наблюдатель;
    отметка об отсутствии ограничений, препятствующих исполнению полномочий наблюдателя.
    Данный перечень сведений является исчерпывающим. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. Соответственно, комиссия не вправе требовать указания каких-либо иных сведений, помимо вышеперечисленных.
    От имени политической партии наблюдатель назначается решением органа, уполномоченного на это уставом политической партии. В этом случае направление подписывается руководителем данного органа и заверяется печатью (если данный орган имеет право на использование печати).
    Вместе с тем на практике достаточно широкое распространение имеет ситуация, в соответствии с которой уставами политических партий право назначения наблюдателей закреплено за местными отделениями данных партий, не имеющими статус юридического лица и, соответственно, не обладающими правом использования печати. В таких случаях проставление печати на направлении не требуется.
    В случае назначения наблюдателя зарегистрированным кандидатом направление выдается зарегистрированным кандидатом либо его доверенным лицом. В нём должна быть проставлена подпись кандидата либо от имени кандидата направление подписывает его доверенное лицо.
    Следует иметь в виду, что избирательным законодательством прямо предусмотрено, что проставление печати на направлении наблюдателя, назначенного кандидатом, не требуется.
    В участковую комиссию направление может быть предъявлено с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до момента получения сообщения о принятии территориальной комиссией протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии.
    В иные комиссии наблюдатель вправе подать направление в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории.
    Направление наблюдателя действительно только при наличии паспорта гражданина Российской Федерации или заменяющего его документа (военный билет, временное удостоверение личности).
    Комиссия обязана проверить правильность оформления направления наблюдателя. В случае ненадлежащего оформления направления (например, указание не всей необходимой информации или подписание направления неуполномоченным лицом) избирательная комиссия указывает на выявленные недостатки и предлагает лицу, представившему направление, покинуть помещение для голосования с возможностью исправления данных недостатков лицом, направившим данного наблюдателя.
    В случае если направление оформлено надлежащим образом избирательная комиссия вносит наблюдателя в специальный реестр и фиксирует время начала исполнения им соответствующих полномочий. В последующем в реестре делаются отметки о выходе наблюдателя из помещения для голосования, помещения избирательной комиссии и возвращения в него.
    После указанных действий наблюдателю предлагается занять место, определенное избирательной комиссией для наблюдения за работой комиссии.

  3. kuga.ru Ответить

    4. При проведении выборов наблюдателя может назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями. Законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления наблюдателя могут назначить субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации” (далее также – субъекты общественного контроля). При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации”, назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При проведении референдума наблюдателя может назначить инициативная группа по проведению референдума, общественное объединение, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. Политическая партия, иное общественное объединение, субъект общественного контроля, зарегистрированный кандидат или в случаях, предусмотренных федеральным законом, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, а также инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в каждую комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию, если иное не предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрено, что наблюдателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

  4. syvyy1 Ответить

    15 февраля 2016 года вступили в силу поправки в Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Федеральный закон № 29-ФЗ от 15.02.2016 г.) , посвящённые изменению порядка наблюдения на выборах.
    Существующий порядок наблюдения (когда партия или кандидат могут в любое время направить на участок наблюдателя, отсутствуют ограничения по количеству участков, на котором то или иное лицо может быть наблюдателем) был существенно изменен, также было ограничено право на направление членов комиссий с правом совещательного голоса.
    Обратим внимание на основные изменения в порядке выборов:
    Кандидат или политическая партия, выдвинувшие список кандидатов, получили право прекращать полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной и той же комиссии не более чем пять раз. Нововведение достаточно понятно («чтобы не передумывали постоянно»). Данная поправка направлена на «стабилизацию» составов избирательных комиссий в том числе и по состоящим в них членам с правом совещательного голоса. Только следует учитывать, что если на пару месяцев длительности избирательной кампании такого количества «подменных» членов комиссии хватит, то на последующий пятилетний срок полномочий (в случае избрания кандидатов в соответствующий орган) может и не хватить.
    Кандидат или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или уполномоченный представитель избирательного объединения получили право на присутствие на заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Казавшийся очевидным для лиц, не знакомых с избирательным законодательством, порядок («как так, не пустить человека на рассмотрение его заявления») в действительности не предусматривался до того избирательным законодательством: комиссия была вправе не допустить кандидата на заседание комиссии по его регистрации, и это право комиссии подтверждается судебной практикой. Вместе с тем, такое право теперь будет реализовываться кандидатом в одиночку: или кандидат или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, что может затруднить им в дальнейшем доказывание происходившего на заседании комиссии.
    Кандидаты, наблюдатели и иные лица, имеющие право присутствовать при голосовании и подсчёте голосов, получили право знакомиться не только с протоколами об итогах голосования, но и со сводными таблицами, куда вносятся соответствующие данные. Так как протоколы вышестоящих комиссий формируются, как правило, на основании именно сводных таблиц, ознакомление с такой таблицей и сличение её с имеющимися заверенными копиями протоколов поможет более быстро отыскать ошибку при составлении протокола об итогах голосования.
    Кандидат или политическая партия вправе назначить в каждую избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые вправе поочерёдно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Новацией является возможность назначения не более двух наблюдателей. До того закон не ограничивал количество возможных наблюдателей при условии, что в помещении для голосования будет присутствовать не более одного.
    Федеральным законом может быть установлено, что наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Действительно, общих требований к гражданству и возрасту наблюдателей федеральным законодательством не предусмотрено, а потому отдельные ограничения для наблюдателей вводятся специальными федеральными законами для конкретных выборов.
    Установлено, что одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию. Таким образом, обычно существовавшая практика мобильных групп наблюдателей уходит в прошлое: если наблюдатель внесён в список из максимально разрешённых двух наблюдателей хотя бы в одной комиссии, то в любую другую комиссию он быть наблюдателем не вправе. При этом возникает ряд вопросов, при которых возможны злоупотребления: так как от наблюдателя для включения в список наблюдателей не требуется получения согласия, то возможно (при условии получения информации о том, кто планируется наблюдателями) включение указанных лиц в списки наблюдателей другими партиями и кандидатами, что приведёт к тому, что список, поданный позднее, будет содержать лиц, уже включённых в списки наблюдателей. Дополнительно не указано, на каких именно выборах присутствуют ограничения по единственному месту наблюдения, таким образом данное ограничение абсолютно и с учётом того, что участковые комиссии формируются на пять лет, может носить при его реализации абсолютно непредсказуемый характер (тем более, что закон не содержит иного порядка исключения наблюдателя из списка наблюдателей конкретного участка, даже по заявлению самого наблюдателя).
    Разрешено быть наблюдателями членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, если их членство соответствующим образом приостановлено. При этом закон в положениях о приостановке членства в избирательных комиссиях не содержит желания члена избирательной комиссии стать наблюдателем: необходимо быть или близким родственником или непосредственным подчинённым одного из кандидатов на соответствующих выборах.
    Разрешён допуск наблюдателей и прочих указанных лиц в помещение, в котором производится подсчёт голосов, на участках, образованных воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Ранее на «закрытых» участках наблюдатели и прочие лица имели право присутствовать только в помещении для голосования, но не в помещении для подсчёта голосов.
    Вводится предварительное уведомление вышестоящей комиссии – территориальной или ИКМО о планировании направить наблюдателя. Список подаётся не позднее, чем за три дня до дня голосования. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. При этом, как было указано выше, не вводится порядка получения согласия от направляемых наблюдателей на внесение в данный список, нет порядка обмена данными списками между территориальными комиссиями на одних выборах (чтобы исключить направление наблюдателей в таком же списке в участковые комиссии на территории иной территориальной комиссии), порядка рассмотрения данных списков (будет ли при наличии в списке неточностей, неизбежно связанных с указанием адреса места жительства отбраковываться весь список или конкретный наблюдатель, в какой срок можно уточнить список при наличии неточностей и т.п.), порядка оповещения представителей других партий и кандидатов о поданных списках (чтобы исключить направление лица, уже имеющегося в списке), порядок исключения наблюдателя из списка лицом, его направившим или самим наблюдателем.
    Сохраняется требование наблюдателя предъявить в участковую комиссию уведомление о его направлении в день голосования или день, предшествующий голосованию. При этом отдельно указано, что такое уведомление может быть представлено только наблюдателем, включенным в поданный в вышестоящую комиссию соответствующий список наблюдателей.
    Наблюдателям предоставили право проводить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии. Такое право, фактически, существовало и раньше, поскольку прямого запрета на такие действия закон не содержал, однако с его реализацией у наблюдателей, как правило, возникали сложности. Теперь закон вводит два условия для съёмки: предварительное уведомление и осуществление её со специально отведённого места. При этом не указывается порядок такого уведомления и то, что именно должно быть видно с этого места. Также стоит обратить внимание, что съёмка разрешена в помещении для голосования, но не в иных помещениях комиссии и не в помещении для подсчёта голосов. Вместе с тем, таким правом, по смыслу закона перестали быть наделены иные лица, присутствующие при голосовании: кандидаты, их доверенные лица, члены комиссий с правом совещательного голоса.
    Наблюдателям и иным лицам разрешён допуск в помещение для голосование не менее, чем за один час до начала голосования. При этом сохраняются положения закона, указывающие право данных лиц на доступ в помещение с момента начала работы комиссии в день голосования. Таким образом, их стоит толковать как обязанность соответствующих лиц обеспечить возможность наблюдателей присутствовать в помещении для голосования не менее чем за один час до начала голосования даже если никто из членов комиссии для участия в работе комиссии не прибыл.
    Закреплены полномочия председателя комиссии на отдачу обязательных для исполнения всеми присутствующими в помещении для голосования распоряжений, установлено, что в его отсутствие такие распоряжения вправе отдавать заместитель председателя комиссии, секретарь или иной уполномоченный комиссией член комиссии с правом решающего голоса. Фактически, такое право существовало и ранее и реализовывалось при помощи присутствующих на заседании сотрудников полиции, но теперь оно закреплено законом, а потому невыполнение указанного требования может быть расценено как нарушение законодательства о выборах. Можно также ожидать введения административной ответственности за невыполнение распоряжений председателя избирательной комиссии (в настоящее время существует ответственность за невыполнение распоряжений комиссии в целом). Это дополнительно усиливает статус председателя комиссии во время проведения голосования.
    Закреплено право лиц, присутствующих при голосовании и подсчёте голосов избирателей, на свободный вход и выход из помещения во время проведения такого подсчёта. Ранее такого права законом не оговаривалось, что фактически толковалось как присутствие во время подсчёта только лиц, находившихся в помещении на момент окончания голосования (включая недопуск на подсчёт припозднившихся наблюдателей), а также недопуск в помещение лиц, единожды вышедших из него во время подсчёта.
    Установлено, что член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах и факт такого нарушения установлен в судебном порядке. Ранее для этого требовалось мотивированного решения комиссии в письменной форме, но необходимо было устанавливать нарушение положений именно закона о выборах, референдуме, а не любого из положений законодательства о выборах (куда входят и иные правовые акты, помимо законов). Вместе с тем, с учётом трудоёмкости установления такого нарушения в судебном порядке (несмотря на то, что суды обязаны рассматривать такие заявления в день голосования немедленно, требуется написание соответствующего заявления, проведение судебного заседания, изготовление мотивированного судебного решения, что может занять несколько часов) количество удалённых наблюдателей должно уменьшиться.
    Предусмотрена обязанность по представлению кандидатам, наблюдателям и иным лицам, имеющим право наблюдать за подсчётом голосов, возможности присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом. Несмотря на кажущуюся тавтологичность, данное требование направлено на реализацию имеющегося права непосредственного наблюдения за подсчётом, которое до того зачастую не реализовывалось из-за «отсутствия технической возможности присутствия всех желающих в помещении для подсчёта» или иным схожим поводам.
    Выводы:
    Порядок направления наблюдателей существенно ужесточён и до конца неясен в итоговом механизме реализации, что может привести к злоупотреблениям при составлении, утверждении и направлении списков наблюдателей. Отсутствуют механизмы исключения наблюдателей из списков как по собственному желанию, так и по воле включивших их туда лиц.
    Ужесточение порядка удаления наблюдателя и члена комиссии, которому должно предшествовать вынесение решения суда, должно снизить число удаляемых из помещения для голосования избирателей и членов комиссии.
    Ужесточение направления наблюдателей практически не сказалось на регулировании порядка назначения членов комиссий с правом совещательного голоса, что может привести к расширению использования именно этого ресурса для фактического наблюдения за процессом голосования, особенно при использовании мобильных групп наблюдения.
    Изменение порядка фото- и видеосъемки привело к фактическому ограничению числа лиц, имеющих право её осуществлять, до журналистов и наблюдателей, ввело для наблюдателей обязанность по фотографированию только с места, определённого председателем комиссии и только в помещении для голосования.
    Закон, вместе с тем, расширил право на присутствие участников избирательного процесса на заседаниях комиссий, иных стадиях избирательного процесса, увеличил количество документов, с которыми можно знакомиться, уточнил возможность свободного входа и выхода в помещение при голосовании и подсчёте голосов избирателей.

  5. Mafia146 Ответить

    Статья 27. Статус наблюдателя
    1. При проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.
    Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в избирательных комиссиях муниципальных образований при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
    2. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
    3. Документ, указанный в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлен в участковую избирательную комиссию в период, указанный в пункте 3 статьи 26 настоящего Закона, а в избирательную комиссию муниципального образования – в период досрочного голосования либо в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, общественного объединения. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных Федеральным законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.
    4. Наблюдатель вправе:
    а) знакомиться со списками избирателей;
    б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 статьи 26 настоящего Закона;
    в) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
    г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 статьи 26 настоящего Закона;
    д) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
    е) знакомиться с протоколами избирательной комиссии муниципального образования, участковой избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов и документов либо изготавливать копии указанных протоколов и документов. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать указанные копии или заверить копии, изготовленные наблюдателем;
    ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, избирательного блока, общественной организации, направивших наблюдателя в комиссию;
    з) обжаловать в порядке, установленном Федеральным законом, действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
    и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии.
    5. Наблюдатель не вправе:
    а) выдавать избирателям бюллетени;
    б) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
    в) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;
    г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
    д) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
    е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;
    ж) проводить агитацию среди избирателей;
    з) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

  6. stelexa Ответить

    –>
    Кто такой наблюдатель?
    Наблюдатель – это обладающий активным избирательным правом гражданин России, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов.
    Кто вправе назначить наблюдателя в участковую избирательную комиссию (УИК)?
    Зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, выдвинувшая зарегистрированного кандидата политическая партия, Общественная палата РФ, общественная палата субъекта Федерации могут назначить в УИК несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в день голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении УИК, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, политической партии, субъекта общественного контроля.
    С какого времени наблюдатель может приступить к исполнению своих обязанностей в день выборов Президента РФ?
    18 марта 2018 года наблюдатель может находиться в помещении для голосования с начала работы УИК (с 7 утра) до окончания подсчета голосов избирателей и получения сообщения из вышестоящей избирательной комиссии о приеме протокола об итогах голосования. Наблюдатель вправе выбрать промежутки времени, когда планирует находиться в помещении для голосования, или осуществлять наблюдение непрерывно в течение всего дня.
    Какие документы подтверждают полномочия наблюдателя?
    В участковой комиссии наблюдатель предъявляет паспорт или заменяющий его документ, а также направление, выданное зарегистрированным кандидатом (его доверенным лицом), выдвинувшей зарегистрированного кандидата политической партией, субъектом общественного контроля. Наблюдатель может носить нагрудный знак с обозначением своего статуса, но не содержащий признаков предвыборной агитации. Форма нагрудного знака утверждена ЦИК России.
    Где должно располагаться место наблюдателя в помещении для голосования?
    Место для расположения наблюдателей определяется решением УИК. Но при этом необходимо учесть, что наблюдателям должны быть хорошо видны места выдачи избирательных бюллетеней, кабины для тайного голосования и ящики для голосования или КОИБ.
    Может ли наблюдатель снимать происходящее на участке на мобильный телефон или видеокамеру?
    Наблюдатель вправе осуществлять фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК. Они определяют место, где осуществление съемки не будет нарушать тайну голосования.
    Недопустимо снимать в местах, предназначенных для заполнения избирательных бюллетеней. Фото- и видеосъемка граждан в помещении для голосования должна осуществляться с учетом положений Гражданского кодекса РФ, в том числе предусматривающих, что обнародование изображений физического лица возможно только с его согласия, если изображение этого физического лица является основным элементом фотокадра (видеоряда). Материалы фото- и видеосъемки, в которых, по мнению наблюдателя, отражены факты нарушения законодательства о выборах, могут быть приложены к соответствующему заявлению (жалобе).
    Фото- и видеосъемка работы членов УИК со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных.
    При осуществлении наблюдения за организацией голосования вне помещения для голосования следует получить разрешение избирателя на проведение съемки в его доме (квартире).
    Может ли избиратель получить другой бюллетень, если ошибся при заполнении? Или такое требование является нарушением?
    Это не является нарушением. В случае если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену УИК, выдавшему избирательный бюллетень, и получить новый взамен испорченного.
    Член УИК выдает новый избирательный бюллетень, о чем делает отметку в списке избирателей и расписывается.
    На испорченном избирательном бюллетене член УИК с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, также подпись ставит секретарь УИК, после чего избирательный бюллетень погашается.
    Как наблюдатель может узнать, что члены УИК едут проводить голосование избирателей на дому?
    Не позднее чем за 30 минут до выезда членов УИК для организации голосования вне помещения для голосования об этом событии всем сообщает председатель УИК.
    Организуют голосование не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса или один член УИК с правом решающего голоса при условии присутствия двух и более членов УИК с правом совещательного голоса или наблюдателей.
    Члены УИК берут с собой:
    реестр (либо заверенную выписку из него), содержащий необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования;
    заявления избирателей, а также бланки заявлений;
    избирательные бюллетени (общее число получаемых избирательных бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда членов УИК заявлений);
    пронумерованный и опечатанный переносной ящик для голосования.
    При проведении голосования вне помещения для голосования избирательные бюллетени выдаются только тем избирателям, заявления которых зарегистрированы в реестре.
    Как организован подсчет голосов избирателей в УИК?
    Выделяют несколько основных этапов процедуры подсчета голосов: погашение бюллетеней, работа со списком избирателей, с переносными ящиками, непосредственный подсчет голосов, итоговое заседание участковой комиссии.
    При сортировке избирательных бюллетеней по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, члены УИК с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в них отметки избирателей и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля. Всем присутствующим лицам должны быть хорошо видны отметки в избирательных бюллетенях. УИК рекомендуется расположить наблюдателей на расстоянии не более 2–2,5 метров от места сортировки избирательных бюллетеней.
    После завершения подсчета голосов избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам, в отдельные пачки складывают недействительные и погашенные бюллетени. Указанные пачки и список избирателей помещаются в мешки или коробки.
    Как наблюдателю получить копию итогового протокола?
    После подписания протокола об итогах голосования по требованию наблюдателя участковая комиссия обязана выдать ему заверенную копию этого документа.
    Копия протокола об итогах голосования заверяется председателем, или заместителем председателя, или секретарем УИК. Лицо, заверяющее копию документа, делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения и ставит печать комиссии.
    Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки на бумажном носителе и заверяется подписями и печатью.
    Заверенные копии протоколов об итогах голосования нумеруются вручную. Наблюдатели за полученную копию расписываются в соответствующем реестре, где указываются номер копии, дата и время ее выдачи.
    Наблюдатель имеет право:
    знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения. В ходе дня голосования наблюдатель при ознакомлении со списком может убедиться в обоснованности выдачи бюллетеня гражданину (в наличии иных законных оснований для голосования избирателя на данном избирательном участке);
    наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, количеством бюллетеней (выданных, погашенных), визуально знакомиться с рассортированными бюллетенями;
    знакомиться с протоколом УИК об итогах голосования и приложенными к нему документами (особыми мнениями членов УИК с правом решающего голоса, жалобами и решениями по ним, актами, реестрами);
    знакомиться с реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования, с причинами вызова комиссии на дом, другой информацией, внесенной в реестр.
    Наблюдатель не вправе:
    выдавать гражданам избирательные бюллетени;
    расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеня;
    заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
    совершать действия, нарушающие тайну голосования;
    принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней;
    совершать действия, препятствующие работе УИК;
    проводить агитацию;
    участвовать в принятии решений УИК.
    Наблюдателю на заметку
    Голосование осуществляется тайно (в кабине для голосования или ином специально оборудованном месте для тайного голосования).
    У избирателей, голосующих по месту нахождения на основании специального заявления с маркой, при выдаче избирательного бюллетеня специальное заявление изымается, а отрывная часть наклеенной на специальное заявление марки наклеивается в список избирателей в графу «Особые отметки».
    Кто может удалить наблюдателя из помещения для голосования?
    Удаление наблюдателя из помещения для голосования за нарушение избирательного законодательства возможно только по решению суда. Подать административный иск в районный суд об установлении факта нарушения законодательства РФ о выборах вправе УИК или ее председатель, вышестоящая избирательная комиссия или ее председатель, прокурор. В иске должно быть указано, какие именно нормы законодательства о выборах и референдумах нарушил наблюдатель. Рассмотрение административного дела осуществляется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ.

  7. DAskeza Ответить

    Выборы Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года
    Зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, субъекты общественного контроля (Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации), могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию (далее – УИК) несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования.
    Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, назначенными одним зарегистрированным кандидатом, одной политической партией, одним субъектом общественного контроля.
    Если Вы получили направление от зарегистрированного кандидата, его доверенного лица или политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, субъекта общественного контроля, то Вы можете находиться в помещении для голосования с начала работы УИК до окончания подсчета голосов избирателей и получения сообщения из вышестоящей избирательной комиссии о приеме протокола УИК об итогах голосования.
    ! Помните, что целью Вашего наблюдения является соблюдение законодательства о выборах при проведении голосования и подсчета голосов избирателей, а Ваше присутствие в УИК должно способствовать предупреждению нарушений, четкому соблюдению комиссией и иными участниками выборов установленных законодательством процедур голосования и подсчета голосов избирателей.
    Распоряжения председателя УИК, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя УИК его полномочия исполняет заместитель председателя УИК, а в отсутствие заместителя председателя УИК – секретарь УИК.
    Наблюдение целесообразно осуществлять непрерывно. Однако наблюдатель вправе выбрать промежуток времени, когда будет осуществляться наблюдение.
    В день голосования рекомендуется за 20-30 минут до начала голосования прибыть в помещение для голосования УИК, а в УИК, в которой используется техническое средство подсчета голосов избирателей, – за 1 час до начала голосования.
    Следует познакомиться с председателем УИК (лицом, его замещающим), и предъявить ему следующие документы:
    паспорт;
    направление, выданное Вам зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом, политической партией или субъектом общественного контроля.
    Убедитесь, что Ваши данные внесли в список лиц, присутствующих в помещении для голосования. Оставьте в этом списке свои контактные данные. Они понадобятся для оповещения Вас в случае проведения повторного подсчета голосов, а также в случае составления повторного протокола.
    Председатель УИК (лицо, его замещающее) определит Вам место для наблюдения, с которого будут видны места выдачи избирательных бюллетеней, кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, ящики для голосования, техническое средство подсчета голосов (при его использовании).
    В процессе наблюдения Вам могут понадобиться:
    – авторучка;
    – блокнот, бумага для записей;
    – аппаратура для фото- и (или) видеосъемки;
    – калькулятор;
    – мобильные средства связи.
    Вы можете носить нагрудный знак с обозначением статуса наблюдателя, не содержащий признаков предвыборной агитации.
    Как наблюдатель, Вы вправе:
    1) знакомиться со списками избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
    2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка;
    3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
    4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
    5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей; избирательных бюллетеней, выданных избирателям; погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением УИК протокола об итогах голосования и иных документов;
    6) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю УИК, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;
    7) знакомиться с протоколом УИК, в которую Вы направлены, об итогах голосования, с документами, прилагаемыми к протоколу об итогах голосования, получать от УИК заверенные копии указанного протокола;
    8) обжаловать решения и действия (бездействие) УИК, в которую Вы направлены, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
    9) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей УИК;
    10) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем УИК) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК.
    Для визуального ознакомления с перечисленными выше документами Вы вправе подойти к тому месту, где находятся столы председателя, заместителя председателя, секретаря, членов УИК, выдающих избирательные бюллетени и работающих со списками избирателей и другими избирательными документами. Член УИК, обеспечивающий право наблюдателя на ознакомление с избирательными документами, осуществляет контроль за сохранностью этих документов в ходе ознакомления.
    Как наблюдатель, Вы не вправе:
    1. Выдавать избирателям избирательные бюллетени.
    2. Расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня.
    3. Заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень.
    4. Предпринимать действия, нарушающие тайну голосования.
    5. Принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами УИК с правом решающего голоса.
    6. Совершать действия, препятствующие работе УИК.
    7. Вести предвыборную агитацию среди избирателей.
    8. Участвовать в принятии решений УИК.
    ! Помните, что главным в помещении для голосования является избиратель, а члены УИК и другие участники избирательного процесса, в том числе и наблюдатель, должны обеспечить все условия для его свободного волеизъявления и обеспечения тайны голосования.
    ! Если Вы планируете проводить фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомите об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК. Они покажут Вам место, где осуществление съемки не будет нарушать тайну голосования и одновременно будет обеспечен обзор действий членов УИК и избирателей.
    При проведении фото- и (или) видеосъемки необходимо соблюдать следующие правила в помещении для голосования:
    1. Проведение фото- и видеосъемки в помещении для голосования не должно нарушать тайну голосования и должно исключать возможность контроля за волеизъявлением избирателей. Поэтому недопустимо вести фото- и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения избирательных бюллетеней, фото- и (или) видеосъемку заполненных избирательных бюллетеней до начала подсчета голосов.
    2. Фото- и (или) видеосъемка граждан в помещении для голосования должна осуществляться с учетом положений статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть с учетом возможности обнародования и дальнейшего использования изображений физического лица только с его согласия, если изображение этого физического лица является основным элементом фотокадра (видеоряда).
    3. Фото- и (или) видеосъемка работы членов УИК со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся.
    4. При осуществлении наблюдения за организацией голосования вне помещения для голосования следует получить разрешение избирателя на проведение фото- и (или) видеосъемки в его доме (квартире).
    Это важно знать!
    Каждый избиратель лично заполняет бюллетень в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо (за исключением регламентированного законом случая оказания помощи избирателю, не имеющему возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень).
    Голосование за другого избирателя не допускается!
    Перед выдачей избирательного бюллетеня член УИК обязан удостовериться в том, что письменное заявление (устное обращение) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в специальном реестре и к избирателю не направлены члены УИК с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования.
    При получении избирательного бюллетеня избиратель (при предъявлении паспорта или заменяющего его документа) проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
    С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть проставлены в списке избирателей членом УИК с правом решающего голоса.
    Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении избирательного бюллетеня.
    Член УИК, выдавший избирателю избирательный бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей.
    Если избиратель не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить его, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, доверенным лицом кандидата, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает УИК о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. При этом в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю.
    В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену УИК за выдачей нового бюллетеня взамен испорченного. Член комиссии выдает новый избирательный бюллетень, о чем делает отметку в списке избирателей напротив фамилии данного избирателя и расписывается. Испорченный избирательный бюллетень, на котором член УИК делает необходимую запись, которая заверяется его подписью и подписью секретаря УИК, незамедлительно погашается.
    Наблюдение за ходом голосования в помещении для голосования
    До начала голосования убедитесь, что:

  8. TimS-0N Ответить

    6. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Каждый избиратель имеет право получить два избирательных бюллетеня (за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи): один для голосования по федеральному избирательному округу и один для голосования по соответствующему одномандатному избирательному округу. Если избиратель голосует за пределами территории одномандатного избирательного округа, в котором он обладает активным избирательным правом в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, он вправе получить только один избирательный бюллетень – для голосования по федеральному избирательному округу. Перед выдачей избирательных бюллетеней член участковой избирательной комиссии обязан удостовериться в том, что избиратель не проголосовал досрочно, письменное заявление (устное обращение) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре, указанном в части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона, и к нему не направлены члены участковой избирательной комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования.

  9. Slava32167 Ответить

    2. Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлен иной срок полномочий участковой комиссии, который не может быть меньше одного года и не должен превышать пять лет. Если срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 1.1 или 1.2 настоящей статьи, устанавливается сформировавшими ее комиссией либо должностным лицом, но не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума полномочия такой участковой комиссии прекращаются со дня, следующего за днем исполнения участковой комиссией решения вышестоящей избирательной комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения. Полномочия участковой комиссии прекращаются досрочно решением территориальной комиссии в случае ликвидации избирательного участка, участка референдума в связи с уточнением перечня избирательных участков, участков референдума.

  10. alicia_M Ответить

    13.02.2012
    Председателям
    избирательных комиссий субъектов
    Российской Федерации
    Уважаемые коллеги!
    Направляем Вам разъяснение о порядке назначения членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей для использования в работе в ходе избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации.
    Приложение:
    1.  Разъяснение о порядке назначения членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей на 4 л;
    2.  Ограничения, связанные со статусом члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателя (в табличной форме) на 1 л.
    В.Е. Чуров
    Разъяснение о порядке назначения членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей
    В связи с многочисленными обращениями о порядке назначения членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей на выборах Президента Российской Федерации разъясняем.
    Право назначения членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с правом совещательного голоса на выборах Президента Российской Федерации принадлежит исключительно зарегистрированному кандидату на должность Президента Российской Федерации (далее – кандидат). Кандидат может поручить назначение члена территориальной и участковой избирательных комиссий с правом совещательного голоса своему доверенному лицу.
    В каждой избирательной комиссии может быть не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса от одного кандидата. Политическая партия, выдвинувшая кандидата, правом назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса не наделена.
    Вместе с тем в случае участия политической партии, выдвинувшей кандидата, в региональных или местных выборах по пропорциональной избирательной системе, день голосования на которых совмещен с днем голосования на выборах Президента Российской Федерации, в качестве избирательного объединения, у этой политической партии возникает право назначения членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса в рамках соответствующих избирательных кампаний (во все избирательные комиссии при проведении выборов депутатов по пропорциональной избирательной системе и в избирательную комиссию, установленную законом, при проведении выборов по мажоритарной избирательной системе).
    В этом случае в состав одной и той же избирательной комиссии может быть назначен член избирательной комиссии с правом совещательного голоса от кандидата и член избирательной комиссии с правом совещательного голоса от соответствующей партии. Это не противоречит законодательству о выборах.
    Членам избирательных комиссий с правом совещательного голоса соответствующими избирательными комиссиями выдаются удостоверения, форма которых утверждена постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации № 9/71-6 от 5 мая 2011 года. Также члены участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса, присутствующие при голосовании и подсчете голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях, вправе носить нагрудные знаки, форма которых утверждена постановлением ЦИК России № 14/165-6 от 8 июня
    2011 года.
    2. Правом назначать наблюдателей на выборах Президента Российской Федерации обладает каждый зарегистрированный кандидат (при этом направление может быть выдано и доверенным лицом кандидата), каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата.
    В соответствии с пунктом 14.8.9 Устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» наблюдателей в территориальные и участковые избирательные комиссии назначает местный политический совет местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». На основании пункта 10.6.40 Устава указанной партии наблюдателей в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации вправе назначить Президиум Генерального Совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
    В соответствии с пунктами 5.12 и 6.11 Устава Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» бюро Комитета местного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и бюро Комитета регионального отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» назначают от имени этой политической партии наблюдателей в участковые и территориальные избирательные комиссии, а бюро Комитета регионального отделения – также и в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.
    В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 21, статьей 23, пунктом 11 части 3 статьи 34, статьей 38, пунктом 12 части 2 статьи 39 Устава Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Президиум (Бюро Президиума) Центрального Совета Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» назначает наблюдателей в любые избирательные комиссии, включая Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, Совет (Бюро Совета) регионального отделения Партии – в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, в территориальные и участковые избирательные комиссии, Совет местного отделения – в территориальные и участковые избирательные комиссии.
    В соответствии с пунктами 6.9 и 6.10 Устава Политической партии «Либерально-демократическая партия России» Координационный Совет регионального отделения Политической партии «Либерально-демократическая партия России» по представлению координатора регионального отделения Партии принимает решение о назначении наблюдателей при проведении выборов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Также Координационный Совет регионального отделения вправе принять решение о наделении координатора местного отделения правом назначения наблюдателей. В случае роспуска Координационного Совета регионального отделения ЛДПР указанные обязанности осуществляет исполняющий обязанности координатора регионального отделения.
    Кандидат, политическая партия могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии (в том числе при совмещении дней голосования на выборах разного уровня).
    Вместе с тем одновременно присутствовать в помещении для голосования и вести наблюдение могут и наблюдатель от кандидата, и наблюдатель от политической партии, выдвинувшей этого кандидата. При этом присутствие в помещении для голосования наблюдателя от кандидата (политической партии) не препятствует возможности осуществления наблюдения при голосовании вне помещения для голосовании другим наблюдателем от этого же кандидата (политической партии).
    Ограничения, связанные со статусом члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателя
    Должность/категория, предусмотренная пунктом 2 статьи 16, пунктом 8 статьи 23 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»
    Может ли быть
    членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса
    наблюдателем
    Гражданин Российской Федерации, не достигший возраста 18 лет
    Нет
    Нет
    Гражданин Российской Федерации, признанный вступившим в законную силу решением суда недееспособным
    Нет
    Нет
    Лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации
    Нет
    Нет
    Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства
    Нет
    Да
    Выборное должностное лицо
    Нет
    Нет
    Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
    Нет
    Да
    Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа муниципального образования
    Нет
    Нет
    Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации),
    Нет
    Нет
    Глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, поселения
    Нет
    Нет
    Лицо, находящееся в непосредственном подчинении выборного должностного лица, депутата, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), главы местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, поселения
    Да
    Нет
    Судья
    Нет
    Нет
    Прокурор
    Нет
    Нет
    Лицо, замещающее командную должность в воинской части, военной организации или учреждении
    Нет
    Да
    Член избирательной комиссии с правом решающего голоса
    Нет
    Нет
    Работник аппарата избирательной комиссии
    Нет
    Да
    Доверенное лицо кандидата, политической партии
    Нет
    Да1
    1 Ограничения по статусу нет, вместе с тем доверенное лицо кандидата, политической партии должно иметь направление в качестве наблюдателя, так как по общему правилу, установленному законом, доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя

  11. coolibin61 Ответить

    Наблюдатель – это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.
    Основная задача наблюдателя заключается в том, чтобы обеспечить содействие законности проведения выборов, проследить за надлежащим проведением процесса голосования и подведения его итогов, за точностью подсчета голосов избирателей и правильностью составления протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, вскрыть факты правонарушений и предпринять меры по обеспечению их пресечения.
    Наблюдатель не является организатором выборов. Основная его функция – в осуществлении наблюдения, главное его предназначение – обеспечить общественный контроль за голосованием и установлением его итогов, гарантировать соблюдение избирательных прав.
    При проведении муниципальных выборов наблюдатель может быть назначен:
    – зарегистрированным кандидатом;
    – избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов;
    – избирательным объединением, зарегистрировавшим муниципальный список кандидатов.
    Политическая партия, зарегистрированный кандидат вправе назначить в каждую избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию.
    Наблюдателями не могут быть назначены:
    – выборные должностные лица;
    – депутаты;
    – высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации);
    – главы местных администраций, а также лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц;
    – судьи;
    – прокуроры;
    – члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены.
    Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
    Данное направление должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования).
    Установление иных, кроме указанных в Федеральном законе, настоящем Законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.
    Политическая партия, зарегистрированный кандидат, назначившие наблюдателей в участковые избирательные комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется. В данном случае наблюдатель предъявляет направление в участковую избирательную комиссию
    Наблюдатель вправе:
    1) знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования, а также реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями в случае проведения голосования по открепительным удостоверениям.
    2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках
    3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
    4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
    5) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках
    6) обращаться к председателю соответствующей избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
    7) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах муниципальных выборов по избирательному округу, общих результатах муниципальных выборов и с приложенными к ним документами, получать от избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;
    8) носить изготовленный согласно образцу, утвержденному избирательной комиссией муниципального образования, и не содержащий признаков предвыборной агитации нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в избирательную комиссию;
    9) обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
    10) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.
    11) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
    Наблюдатель не вправе:
    1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
    2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;
    3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;
    4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
    5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
    6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
    7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
    8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

  12. Reidlos Ответить

    В целях реализации положений статьи 23 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить Разъяснения порядка назначения наблюдателей субъектами общественного контроля при проведении выборов Президента Российской Федерации (прилагаются).
    2. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации – журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».
    Заместитель Председателя
    Центральной избирательной комиссии
    Российской Федерации
    Н.И. Булаев
    Секретарь
    Центральной избирательной комиссии
    Российской Федерации
    М.В. Гришина
    УТВЕРЖДЕНЫ
    постановлением Центральной
    избирательной комиссии
    Российской Федерации
    от 30 января 2018 г. № 134/1110-7

    Разъяснения порядка назначения наблюдателей субъектами общественного контроля при проведении выборов
    Президента Российской Федерации

    1. В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 19-ФЗ) каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, а также субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», вправе назначить наблюдателей в избирательные комиссии.
    К субъектам общественного контроля в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» относятся Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации.
    Общественная палата Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации вправе назначить наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории любого субъекта Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации. Решение о назначении наблюдателей принимает совет Общественной палаты Российской Федерации или секретарь Общественной палаты Российской Федерации в соответствии с регламентом Общественной палаты Российской Федерации.
    Общественные палаты субъектов Российской Федерации назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Решение о назначении наблюдателей принимает совет общественной палаты субъекта Российской Федерации или председатель общественной палаты субъекта Российской Федерации в соответствии с регламентом общественной палаты субъекта Российской Федерации.
    Наблюдателями от субъектов общественного контроля могут быть назначены представители общественных объединений, профессиональных и творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, а также иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп, общественных палат и советов муниципальных образований и иных объединений граждан Российской Федерации. Кроме того, наблюдателем в избирательные комиссии от субъектов общественного контроля может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
    В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона № 19-ФЗ наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
    Субъекты общественного контроля при назначении наблюдателей проверяют соблюдение требований пункта 8 статьи 23 Федерального закона № 19-ФЗ и подтверждают отсутствие указанных ограничений в направлении, выданном наблюдателю.
    Наблюдателем от субъекта общественного контроля может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом по федеральному избирательному округу, то есть независимо от места его жительства.
    2. Субъекты общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования.
    Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, назначенными одним субъектом общественного контроля.
    3. При назначении наблюдателя Общественная палата Российской Федерации или общественная палата субъекта Российской Федерации, назначившие данного наблюдателя, обязаны выдать ему направление в письменной форме, которым удостоверяются полномочия наблюдателя.
    В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер его телефона (если имеется), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии (территориальной, участковой), куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 8 статьи 23 Федерального закона № 19-ФЗ. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется.
    В направлении целесообразно указать действующий номер телефона наблюдателя для установления с ним оперативной связи в случае необходимости (например, для извещения наблюдателя о составлении избирательной комиссией протокола с отметкой «Повторный» либо о проведении повторного подсчета голосов избирателей).
    Направление наблюдателя от Общественной палаты Российской Федерации подписывается секретарем Общественной палаты Российской Федерации, а в период его отсутствия – первым заместителем секретаря Общественной палаты Российской Федерации либо одним из заместителей секретаря Общественной палаты Российской Федерации и заверяется печатью Общественной палаты Российской Федерации, либо печатью Аппарата Общественной палаты Российской Федерации, либо специальной печатью для оформления направления наблюдателя.
    Направление наблюдателя от Общественной палаты Российской Федерации может быть подписано членом Общественной палаты Российской Федерации, избранным в ее состав от общественной палаты субъекта Российской Федерации (представителем общественной палаты субъекта Российской Федерации), уполномоченным Советом Общественной палаты Российской Федерации. В этом случае направление заверяется печатью общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо печатью аппарата общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо специальной печатью для оформления направления наблюдателя.
    Направление наблюдателя от общественной палаты субъекта Российской Федерации подписывается председателем (секретарем) общественной палаты субъекта Российской Федерации либо иным уполномоченным лицом и заверяется печатью общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо печатью аппарата общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо специальной печатью для оформления направления наблюдателя.
    Рекомендуемые формы направлений наблюдателя субъектом общественного контроля приведены в приложениях № 1 и № 2 к настоящим Разъяснениям.
    4. Письменное направление может быть предъявлено в участковую избирательную комиссию в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей; в иную избирательную комиссию – с момента начала голосования на избирательных участках и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей.
    Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя.
    Предварительное уведомление избирательной комиссии о направлении наблюдателя не требуется.
    При предъявлении наблюдателем в участковую избирательную комиссию направления секретарем участковой избирательной комиссии или иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, проверяется документ, удостоверяющий личность наблюдателя, и в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования, делается запись о присутствии наблюдателя на избирательном участке в день голосования с указанием времени прибытия и убытия наблюдателя. Также в направлении проверяется наличие всех необходимых сведений о наблюдателе. В случае их отсутствия наблюдатель уточняет необходимые сведения о себе, которые вносятся в указанный список лиц, присутствовавших при проведении голосования.
    Наблюдатель вправе носить нагрудный знак с обозначением своего статуса. Форма нагрудного знака наблюдателя при проведении выборов Президента Российской Федерации установлена постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 декабря 2017 года № 118/958-7.
    Приложение № 1
    к Разъяснениям порядка
    назначения наблюдателей субъектами
    общественного контроля при проведении
    выборов Президента Российской Федерации
    В _________________________________
    (наименование избирательной
    комиссии,
    ___________________________________
    для участковой избирательной
    комиссии –
    ___________________________________
    также номер избирательного участка,
    с указанием субъекта
    ___________________________________
    Российской Федерации, иностранного
    государства)
    НАПРАВЛЕНИЕ
    В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10 января
    2003 года N 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации”
    Общественная палата Российской Федерации направляет наблюдателем в
    ________________________________________________________________________
    (наименование избирательной комиссии,
    ________________________________________________________________________
    для участковой избирательной комиссии – также номер избирательного
    участка,
    ________________________________________________________________________
    с указанием субъекта Российской Федерации, иностранного государства)
    _______________________________________________________________________,
    (фамилия, имя, отчество)
    проживающего (ую) по адресу: ___________________________________________
    (наименование субъекта Российской Федерации,
    района, города,
    _______________________________________________________________________,
    иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры)
    контактный телефон: ____________________________________________________
    (номер телефона)
    Ограничения, предусмотренные пунктом 8 статьи 23 Федерального закона
    от 10 января 2003 года N 19-ФЗ “О выборах Президента Российской
    Федерации”, в отношении указанного наблюдателя отсутствуют.
    Секретарь
    Общественной палаты
    Российской Федерации ____________________ _____________________
    (подпись) (инициалы, фамилия)
    МП
    Примечание. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
    Приложение № 2
    к Разъяснениям порядка
    назначения наблюдателей субъектами
    общественного контроля при проведении
    выборов Президента Российской Федерации
    В _________________________________
    (наименование избирательной
    комиссии,
    ___________________________________
    для участковой избирательной
    комиссии –
    ___________________________________
    также номер избирательного участка,
    ___________________________________
    с указанием субъекта Российской
    Федерации)
    НАПРАВЛЕНИЕ
    В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10 января
    2003 года N 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации”
    Общественная палата
    ________________________________________________________________________
    (наименование субъекта Российской Федерации)
    направляет наблюдателем в ______________________________________________
    (наименование избирательной комиссии,
    ________________________________________________________________________
    для участковой избирательной комиссии – также номер избирательного
    участка,
    ________________________________________________________________________
    с указанием субъекта Российской Федерации)
    _______________________________________________________________________,
    (фамилия, имя, отчество)
    проживающего (ую) по адресу: ___________________________________________
    (наименование субъекта Российской Федерации,
    района, города,
    _______________________________________________________________________,
    иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры)
    контактный телефон: ____________________________________________________
    (номер телефона)
    Ограничения, предусмотренные пунктом 8 статьи 23 Федерального закона
    от 10 января 2003 года N 19-ФЗ “О выборах Президента Российской
    Федерации”, в отношении указанного наблюдателя отсутствуют.
    Председатель
    Общественной палаты
    субъекта Российской ____________________ _____________________
    Федерации (подпись) (инициалы, фамилия)
    МП
    Примечание. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

  13. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *