Сколько православных в мире на 2019 год?

11 ответов на вопрос “Сколько православных в мире на 2019 год?”

  1. РУССКАЯ Ответить

    Тень хаоса ложится на Узбекистан?

    Смерть президента Узбекистана Ислама Каримова, скончавшегося 2 сентября от кровоизлияния в мозг, подняла вопрос о смене власти в стране. Расположенный в Центральной Азии Узбекистан занимает стратегическое место в центре Евразии. Его роль в качестве географического, демографического и сельскохозяйственного хаба Среднего Востока делает Узбекистан важным как для региональных игроков, так и для глобальных акторов. А граница с Афганистаном определяет его как […]

    На борту революционного стелс-эсминца США Zumwalt: путешествие в «будущее»

    Американское издание Defense News опубликовало эксклюзивный материал Кристофера П. Каваса – первого журналиста, побывавшего на борту революционного эсминца ВМС США Zumwalt (DDG 1000), называемого экспертами «линкором XXI века». В репортаже содержится много новых сведений о корабле и ряд эксклюзивных фото. Мы делаем эксклюзивный обзор данного материала, дополнив его информацией, дающей максимально полную информацию о судне. […]

    «Летающий зад» отправился в первый полет

    В Великобритании в первый полет отправился гигантский дирижабль Airlander 10, длина которого составляет почти сто метров. Airlander 10 (полное название Hybrid Air Vehicles HAV 304 Airlander) — гибридный дирижабль, созданный компанией Hybrid Air Vehicles для армии США по проекту Long Endurance Multi-intelligence Vehicle (LEMV), в котором Northrop Grumman была генеральным подрядчиком. В программе LEMV дирижабль предназначался для […]

    Битва под Дубно: танковый армагеддон

    Битва за Дубно-Луцк-Броды — одно из крупнейших танковых сражений в истории, проходившее во время Великой Отечественной войны в июне 1941 года.  В течение недели в треугольнике между городами Дубно, Луцк и Броды сошлись две танковых армады общей численностью около 4500 бронированных машин. Известно также под названиями битва за Броды, танковое сражение под Дубно, Луцком, Ровно, контрудар мехкорпусов […]

    Знакомьтесь: великая и ужасная A2/AD

    В последнее время ведущие западные издания радуют российских читателей громкими заголовками с не менее скандальным содержанием. То: «Российские военные силы в их нынешнем состоянии способны захватить Таллинн и Ригу менее чем за 60 часов», то: «силы Североатлантического альянса  не в состоянии защитить восточные границы ЕС перед лицом России», а недавно Bild решило пойти еще дальше […]

    Как Человечество расползалось по планете: суперинтересное видео!

    Зарождение современного Homo sapiens произошло в Африке в течение эпохи палеолита, после чего, человек быстро распространился по земному шару из Африки по свободным от обледенения зонам Европы и Азии. Интерактивное видео от Business insider: Первым покинул Африку и заселил Евразию Homo erectus, миграции которого начались около 2 млн лет назад. За экспансией Homo erectus последовала экспансия […]

  2. СаМаЯ ШиКаРнАя Ответить

    Люди просто видят для себя в православии ценность, поэтому и причисляют себя к нему. Другое дело, когда речь идет об их воцерковленности, полагает заместитель председателя научного совета ВЦИОМ, глава комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.
    Аналогичная ситуация с мусульманами, которых в стране, как утверждают в Совете муфтиев России, более 20 миллионов: не все из них, к примеру, соблюдают пост в месяц Рамадан. А ведь эти цифры зачастую становятся аргументом в имущественных требованиях.
    “У нас, между прочим, светское государство, которое призвано защищать интересы как агностиков и атеистов, так и верующих. Поэтому когда обращаются с требованием предоставить землю (под молельню. — Прим. ред.), давайте смотреть, каковы размеры зарегистрированных общин. При этом часто верующим действительно не хватает места”, — отмечает Дискин.

    “Часть цивилизации”

    В Русской православной церкви не видят большой проблемы в том, что православных, по статистике, 80%, в Бога из них верят всего две трети, а соблюдают посты и ходят в храмы лишь 4%.
    “Любая компания, которая проводит социологические опросы, использует свою методику подсчета. Эта методика, за которой могут стоять целые научные школы, дает свои результаты, которые чаще всего не совпадают”, — отмечает замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
    “Я не считаю, что эта цифра (80%) вызывает какие-то вопросы. И вот почему: во многих странах, не только в России, люди ассоциируют себя с той или иной религиозной конфессией, религиозной общиной не только строго в вероучительном ключе, но и в культурном. Наверное, в любом государстве, где в течение долгого времени — нескольких веков или тысячелетий — существует та или иная религиозная община, принадлежность к ней носит в том числе цивилизационный характер. Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности”, — утверждает он.

    Количество или качество?

    Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность.
    “Неверно выстраивать противопоставление между количеством и качеством (верующих. — Прим. ред.) только по формальным оценкам. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна. Например, так называемый “индекс воцерковленности”, который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами. А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике. Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой”, — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

  3. Stardweller Ответить

    11.03.2019 Численность католиков на земле продолжала увеличиваться в течение 2017 года, сообщила на прошлой неделе пресс-служба Ватикана в ходе презентации нового статистического ежегодника Католической Церкви.
    По данным на конец 2017 года, в мире насчитывалось 1,3 млрд. католиков при общем населении планеты 7,4 млрд. человек. Таким образом, католики составляли 17,7% мирового населения, что на 1% больше, чем в декабре 2016.
    Наиболее заметный рост католического населения отмечался в Африке – 2,5% и Азии – 1,5%. В Америке эта цифра равняется 0,96%, тогда как в Европе приблизилась к нулю и составляет 0,1%.
    Также увеличилось число представителей «апостольских сил» – священнослужителей, монашествующих, активистов из числа мирян. Оно составило 4 666 073 человека, что на 0,5% больше, чем годом ранее. При этом в Католической Церкви стало на 387 священников меньше – в декабре 2017 их было 414 582. Семинаристов тоже стало несколько меньше – 115 328 человек по сравнению с 116 160 в 2016. Напротив, количество епископов, постоянных диаконов, миссионеров-мирян и катехизаторов увеличилось.
    48,5% членов Католической Церкви живут в Америке, 21.8% – в Европе, 17,8% – в Африке, 11,1% в Азии и 0,8% – в Океании. Католики составляют 39,7% населения в Европе, 24,7% в Северной Америке, 19,2, в Африке и 3,3% в Азии. Самую большую долю населения составляют он в Центральной и Южной Америке – 85%.

  4. SWAG GAMER Ответить

    Тэги: религии, православие, католицизм, протестантизм, ислам, муфтий, опрос, эксперт, общественное мнение, верующие, рпц, патриарх кирилл, православные, католики, пятидесятники, мусульмане, совет
    Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) представил результаты опроса, согласно которому православных верующих в России примерно 65%, мусульман – не больше 7%, представители других христианских конфессий, в том числе католики и протестанты составляют 1%, а к иным религиозным традициям себя также причисляет 1% населения. При этом 21% опрошенных не считают себя верующими, а 5% респондентов затруднились с ответом. Как указывает ФОМ, во время исследования было опрошено 1500 граждан РФ от 18 лет и старше в 53 субъектах Российской Федерации и 104 населенных пунктах. А среди федеральных округов, где проводилось анкетирование, выделены Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Полученные ФОМ данные не соответствуют той статистике по количеству верующих, которую приводят сами религиозные организации.
    Так, в РПЦ утверждают, что доля православных христиан в населении России составляет от 70 до 80%. Осенью 2017 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что «около 75% россиян считают себя православными», а «общее число членов Московского патриархата, проживающих как в России, так и за ее пределами, составляет около 180 млн человек». Как отметил в разговоре с «НГР» заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, «данный цифровой разрыв не является существенным». «Наши сведения, на которые опираемся мы, находятся также в рамках колебания между этими цифрами, а в остальном результаты опросов могут отличаться друг от друга в зависимости от тех методов и методик, которые предпринимаются при подобных опросах в исследовании общественного мнения. Единственное, что заставляет задуматься, – то, что раньше та же организация приводила сведения как минимум о 80% православных. Однако новые данные о более низком проценте не коррелируются с повышением доверия к церкви. Я вижу здесь некоторое несоответствие, которое скорее всего связано с несовершенством методик или с какими-то другими возможными погрешностями», – заметил Кипшидзе. «К сожалению, у Русской православной церкви нет собственного социологического центра, который бы мог заниматься анализом подобного рода сведений, – добавил он. – Но в то же время в Москве и многих других городах мы встречаемся с тем, что храмы, построенные в тех районах, которые с советских времен были лишены культовых построек, сразу же заполняются».
    Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин уверен, что цифра по количеству православных верующих на самом деле намного ниже заявленной. «Тут многое зависит от формулировки вопроса», – пояснил он «НГР»: «Дело в том, что ФОМ достаточно широко формулирует вопросы, не вдаваясь в детали. Это прежде всего касается вопросов о принадлежности к той или иной религии. Например, на вопрос, считаете ли вы себя православными, вот уже чуть ли не два десятилетия от 60 до 70% стабильно отвечают, что являются православными. Однако этим они лишь транслируют свою культурную и этническую самоидентификацию. Но вот сколько в этих процентах занимает культура и практическая религиозность, в подобных опросах не выясняется». Эксперт также напомнил, что, когда проводились исследования с более четко сформулированными и уточняющими вопросами, утвердительно по поводу принадлежности к РПЦ ответил лишь 41% граждан России (опрос соцслужбы «Среда» за 2012 год).
    Если верить результатам ФОМа, то в России 10,2 млн приверженцев ислама. Руководитель пресс-службы Совета муфтиев России (СМР) Гульнур Газиева заверила «НГР», что в СМР с представленной выборкой «категорически не согласны». «В 2005 году после переписи населения вначале было названо число – 24 млн мусульман в России. Потом вдруг поправили цифру на 14 млн, и ее продолжают озвучивать до сих пор. Это смешно, что вдруг мусульмане остановились в своем количественном росте», – отметила Газиева. Она также подчеркнула, что при подсчете количества российских мусульман СМР ориентируется на данные Саудовской Аравии. «Они отслеживают, сколько мусульман в мире, чтобы определить необходимую для той или иной страны очень дефицитную квоту для въезда верующих на хадж. И этот 0,1%, который выдается Саудовской Аравией для России, показывает, что в стране не менее 24 млн мусульман. Нам дают 24 тыс. мест. Это вполне реальная цифра», – заключила представитель мусульманского сообщества. Роман Лункин также выразил сомнение по поводу адекватности цифры ФОМа в отношении мусульман: «Мне кажется, что цифра занижена, и здесь возникает большой вопрос: в каких мусульманских регионах проводилось исследование? Явно не во всех, иначе бы процент мусульман резко повысился. С другой стороны, мусульмане больше соотносят себя с мечетью и с практикой культа. Цифра 7% достаточно серьезная и показывает, что мусульманин вне мусульманских регионов больше соотносит себя с собственной религиозной деятельностью, чем, например, общая православная масса верующих».
    Любопытны цифры, касающиеся количества приверженцев других христианских конфессий. По данным «Статистического справочника Католической церкви» за 2017 год, в России проживает около миллиона католиков, а полевые исследования российских специалистов по выявлению количества протестантов в РФ показали, что последних не меньше 2,5 млн – 3 млн человек. То есть католики и протестанты сообща должны составлять примерно 3% всего населения России. В нынешнем исследовании ФОМ они вместе с иными деноминациями представляют лишь 1%. Это вполне адекватная цифра, считает Роман Лункин. «Здесь как раз показан уровень практической религиозности, а не национальной принадлежности к той или иной культурной среде. Этот 1% представляет тех, кто реально посещает церковь, что для религиозных меньшинств немало», – выдвинул предположение эксперт. С ним согласен управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) епископ Константин Бендас. Он пояснил «НГР», что «особенность протестантизма в России в том, что здесь нельзя быть номинальным протестантом». «Те, кто себя называет протестантами, на самом деле ими являются по самой высшей шкале воцерковления. Это люди, которые посещают богослужения не реже одного раза в неделю, которые не просто знают основополагающее вероучение и книгу своей конфессии, то есть в нашем случае Библию, а также читают ее не меньше одного раза в неделю. Это люди, которые молятся ежедневно, живут общинной жизнью, знают друг друга, дружат семьями и общаются вне церковной воскресной службы», – подчеркнул он.
    Константин Бендас также рассказал, что год назад вместе с российскими религиоведами и социологами он проводил собственное исследование религиозной принадлежности в РФ. «Мы попытались просчитать количество воцерковленных верующих в России, включая все традиционные и даже экзотические религии: православные, католики, протестанты, мусульмане, иудеи и вплоть до кришнаитов, последователей учения Живой этики Блаватской и приверженцев различных тантрических школ. И мы были очень удивлены, когда получили цифру 9,5%. То есть во всей России набралось всего 9,5% серьезного религиозного населения. А 90% – это те, кто лишь что-то слышал о религии по телевидению, что-то знает из рассказов других, или их родственники и родители были религиозными. Или же причисляют себя к религиозному направлению исходя из национального признака», – заключил представитель пятидесятников.
    Роман Лункин добавил, что «если эту цифру по количеству католиков и протестантов в РФ сравнить с цифрами, которые показывают, сколько православных верующих посещают пасхальные и рождественские богослужения – а это примерно 3–5 млн человек, – то получится вполне адекватная картина по практической религиозности общин и достаточно большая цифра». «В этом случае 1% – это почти столько же, сколько и верующих РПЦ, которые не просто говорят о том, что они православные, но и посещают храмы и присутствуют на богослужениях», – считает религиовед.
    Кстати, еще в одном свежем исследовании ФОМа, посвященном вопросу влияния РПЦ на общественную жизнь, политику, культуру, по 32% мусульман и христиан западной традиции отметили положительное влияние РПЦ на общественную жизнь страны. Среди православных верующих такой ответ дали только 56%, а 21% заявили, что РПЦ никак и ни на что не влияет. На вопрос, бывает ли так, что РПЦ вмешивается туда, куда вмешиваться не должна, 27% мусульман ответили, что бывает, но редко. Такой же ответ дали и 28% протестантов и католиков, тогда как 24% православных ответили, что РПЦ часто вмешивается не в свои дела. При этом 23% представителей нетрадиционных для РФ христианских конфессий отметили, что РПЦ сегодня оказывает сильное влияние на власть. А вот за дальнейшее усиление влияния РПЦ на власть высказались 22% мусульман и 25% православных респондентов.

  5. Nam Ответить

    Национальный совет церквей США (НСЦ) выпустил в начале марта очередное, 75-е издание «Ежегодного справочника американских и канадских церквей», сообщает сайт НСЦ.
    Справочник имеет репутацию старейшего и наиболее надежного источника данных по численности конфессий США. С 1998 года главный редактор издания — преподобный Эйлин Линднер, заместитель Генерального секретаря НСЦ по исследованию и планированию.
    В 439-страничный справочник 2007 года вошла информация по 224 деноминациям, в том числе краткие исторические сведения, данные о руководстве, местонахождении штаб-квартир.
    Справочник доступен и в Сети, но его электронная версия защищена паролем, который указан на внутренней стороне обложки в конце книги. Электронная версия будет обновляться два раза в год. Кроме того, издан компакт-диск, который включает данные за 1916-2000 годы.
    В издание 2007 года вошли статистические данные, собранные церквами США в 2005 году и обнародованные в 2006. По словам Линднера, они отражают религиозные предпочтения почти 166 млн американцев.
    Хотя большинство верующих американцев — протестанты, самой крупной деноминацией остается Римско-Католическая Церковь (69 млн верующих, что почти на 2% выше аналогичного показателя в ежегоднике за 2006 год). Второе место в списке крупнейших деноминаций Америки занимает Южная баптистская конвенция.
    В «десятку» наиболее крупных деноминаций США вошли только три церкви, относящиеся к традиционному протестантизму: третье место заняла Объединенная методистская церковь (более 8 млн верующих), седьмое — Евангелическая Лютеранская церковь в Америке (без малого 5 млн верующих), и девятое — Пресвитерианская церковь США (более 3 млн). Во всех этих церквах численность верующих сократилась по сравнению с данными ежегодника за 2006 год. Сократилась численность и в Епископальной церкви США, занимающей 15 место.
    Крупнейшие православные юрисдикции в США: Греческая православная архиепископия Америки (Константинопольский Патриархат) — 1.5 млн верующих (17 место) и автокефальная Православная Церковь в Америке — 1 млн верующих (24 место). Та же численность указывалась и в 2006 году.
    Численность 25 крупнейших деноминаций США (в скобках — относительный рост\снижение численности по сравнению с данными, опубликованными в справочнике за 2006 год)
    Римско-Католическая Церковь: 69,135,254 (+1.94%)
    Южная баптистская конвенция: 16,270,315 (+0.02%)
    Объединенная методистская церковь: 8,075,010 (-1.36%)
    Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны): 5,690,672 (+1.63%)
    Церковь Бога во Христе: 5,499,875 (о росте\снижении численности не сообщается)
    Национальная баптистская конвенция США: 5,000,000 (о росте\снижении численности не сообщается)
    Евангелическая Лютеранская церковь в Америке, 4,850,776 (-1.62%)
    Национальная баптистская конвенция Америки: 3,500,000 (о росте\снижении численности не сообщается)
    Пресвитерианская церковь США: 3,098,842 (-2.84%)
    Ассамблеи Бога: 2,830,861 (+1.86%)
    Африканская методистская епископальная церковь: 2,500,000 (о росте\снижении численности не сообщается)
    Национальная миссионерская баптистская конвенция Америки: 2,500,000 (о росте\снижении численности не сообщается)
    Прогрессивная национальная баптистская конвенция: 2,500,000 (о росте\снижении численности не сообщается)
    Лютеранская церковь — Синод Миссури: 2,440,864 (-0.93%)
    Епископальная церковь: 2,247,819 (-1.59%)
    Церкви Христа: 1,639,495 (+9.30% с 1999 года)
    Греческая православная архиепископия Америки: 1,500,000 (о росте\снижении численности не сообщается)
    Пятидесятнические ассамблеи мира: 1,500,000 (о росте\снижении численности не сообщается)
    Африканская методистская епископальная церковь Сиона: 1,440,405 (+0.53%)
    Американские баптистские церкви в США: 1,396,700 (-1.97%)
    Объединенная церковь Христа: 1,224,297 (-3.28%)
    Международное баптистское библейское содружество: 1,200,000 (о росте\снижении численности не сообщается)
    Христианские церкви и церкви Христа: 1,071,615 (о росте\снижении численности не сообщается)
    Православная Церковь в Америке: 1,064,000 (о росте\снижении численности не сообщается)
    Свидетели Иеговы: 1,046,006 (+1.56%)
    ВСЕГО верующих в 25 крупнейших религиозных объединениях: 149,222,807 (+0.82%)
    Патриархия.ru

  6. Ceregamand Ответить

    Пол
    По всей вероятности, если взглянуть на любые фотографии с верующими, то может сложиться впечатление, что женщин просто в разы больше, чем мужчин, особенно это актуально на фотографиях с массовых событий (крещение, пасха).
    Посмотрим, насколько это коррелируют с самоидентификацией граждан по опросам. Итак, по опросу Фонда «Общественное мнение»[4], 79% населения относят себя к той или иной вере, иногда речь идет о просто «духовных практиках», то есть не религии в традиционном понимании слова, просто это люди, которые верят в некие высшие силы.
    Среди них православных — 65%, сторонников ислама — 7%. Из этого и будем исходить. Если брать православие, то сторонниками данной традиционной религии себя считает 57% мужчин и 71% женщин. По исламу — 9% мужчин и 7% женщин.
    По поводу ислама очевидно: достаточно распространено явление миграции в России на работу из среднеазиатских республик, и преимущественно это, конечно, мужчины, а не женщины, отсюда и получается, что в процентном отношении мужчин больше.
    Но вот если брать титульную нацию и большинство в целом, то тут очевидный перевес в сторону женщин. Хотя и нельзя сказать, что он сильный именно в плане самоидентификации, то есть тут разница не в несколько раз. К сожалению, у нас нет аналогичных данных о воцерковленных гражданах, так как тут, возможно, перевес был бы значительнее.
    Возраст
    С возрастом все намного интереснее, потому что так можно определить, какое поколение более религиозно. А также проверить, насколько эффективно работает церковная пропаганда среди молодежи, так как для этого делается немало (уроки «Православной культуры», а еще недавно в Госдуме вообще предложили на уроках литературы изучать библию[5]).
    Причем самое забавное, что библию предложили изучать вместо «Архипелага Гулаг», который является мифом. Собственно говоря, по поводу «Архипелага», конечно, можно сказать, что там много лжи, причем данную книгу разоблачали представители научного сообщества, профессиональные историки[6].
    Но при всем негативном отношении к Солженицыну, едва ли есть сомнения в том, что в библии мифов по крайней мере не меньше, чем в произведении Солженицына. Абсурдно делать такую замену. Это как менять гомеопатию на уринотерапию, например.
    Данные по возрасту верующих в России возьмём из крупного опроса ВЦИОМ[7]. По опросу ВЦИОМ сторонников православия 63%, то есть разница с опросом ФОМа в рамках статистической погрешности.
    Итак, рассмотрим на этот раз исключительно сторонников православия по возрасту, потому что представители других религий по сравнению с православием не дадут практически никаких точных данных. Их слишком мало.
    По возрасту все выглядит интересным образом:
    18-24 года — 23%
    24-35 лет — 62%
    34-44 года — 65%
    45-59 лет — 65%
    От 60 и более лет — 74%
    Как можно заметить, результаты примечательные. Возможно, отчасти они обусловлены тем, что массовый пик религиозности, который пришелся на 90-е годы, активировал религию как формальную принадлежать человека, но эта связь с каждым поколением ослабевала.
    То есть людям, которые родились в конце 80-х и начале 90-х родители еще передали формальную религиозность, а вот новое поколение, как видим, «духовностью» больно в минимальной мере.
    И именно по этой причине служители культа так сильно активизировались: они осознают, что их влияние на нынешнее молодое поколение крайне низко, так как среди молодежи выпячивать религиозность сегодня, мягко скажем, «не модно». Тогда как, например, в 90-е годы, особенно в начале и середине, посещение храмов считалось чем-то обыденным даже среди лиц такого возраста.
    ***
    Если смотреть по опросам, то «средний верующий» по полу и возрасту — женщина за 60 лет. Собственно ситуация особо не меняется в этом плане с 90-х. Да и с тех пор принципиально что изменилось? Вот взять учебник «Социология религии» и прочитать о ситуации 90-х:
    «В статье “Православная церковь в России: недавнее прошлое и возможное будущее” игумен Иннокентий, ссылаясь на данные ВЦИОМ, отмечал, что в 1992 г. 47% населения назвали себя православными. Из них лишь около 10% более или менее регулярно посещают богослужение в храме (автор как практикующий священнослужитель полагает, что эта цифра завышена). Если говорить не только об этих православных, но и стремящихся в жизни соответствовать нормам христианской морали, то их число и 10 лет спустя составляет от 2 до 3% населения. Для большинства речь идет не о религиозности, а о национальной самоидентификации: для этих людей считать себя православными есть признак их “русскости”»[8].
    Изменилось вот что: больше людей формально себя причисляет к православию, это факт. Но это единственное, чего добились власти с тех пор, потому что посещаемость храмов — а значит воцерковленность — с тех пор особо не увеличилась. Причем у многих создается впечатление, что уменьшилось число воцерковленных, хотя это, судя по всему, не так.
    Просто тут есть разница в следующем: ранее храмов было намного меньше, поэтому храмы были переполненными нередко, особенно во время праздников. Сейчас же храмов более чем достаточно (но не для РПЦ, там стройка идёт полным ходом), и поэтому может уменьшиться число посетителей наиболее массовых в прошлом храмов, так как люди предпочитают «шаговую доступность», что понимает РПЦ и именно поэтому занимается строительством храмов шаговой доступности, а не реставрируют многие храмы в глубинке, которые являются заброшенными и не интересуют церковь.
    Есть исключительно интерес в максимизации прибыли и, конечно, последующем расширении, экспансии, в чем сомнений нет. Церкви не очень-то нравится, что основная аудитория православных храмов — женщины за 60 лет, потому что тут имеются следующие проблемы: низкие доходы (в основном пенсия), нередко негативный образ церкви.
    Негативный образ создается отчасти из-за подобной среды, которая нередко бывает токсичной. Например, в условном храме скапливается масса женщин за 60, которые «познали истину», и к новым прихожанам они могут относиться негативно, постоянно их действия критиковать, что, мол, не так шапку надел, не так перекрестился, не так поцеловал икону и прочее.
    Именно поэтому церковь всеми силами пытается привлечь на свою сторону молодежь. Если в начале нулевых РПЦ резко критиковала тот момент, что дети могут стать зависимыми от интернета, то сейчас сами же миссионеры от РПЦ активно действуют в сети, есть видеоблоги, например.
    Характерно признание патриарха Кирилла:
    «У нас с вами непочатый край работы. Нам нужно в десятки, сотни раз увеличивать молодежный православный актив. Недавно мне представили подробную статистику, и цифры там вроде большие: сегодня в Русской православной церкви примерно 49,5 тысячи составляет молодежный актив. Неплохо. И ведь это только актив, не вся церковная молодежь. Но если все это разделить на общее количество крещеных молодых людей православного воспитания, то пропорции будут не в нашу пользу»[9].
    Впрочем, учитывая сейчас авторитет религии и достаточно критический настрой молодежной массовой культуры по отношению к религиозным культам, едва ли у РПЦ есть шансы привлечь на свою сторону именно молодое поколение. И навязывание «православной культуры», под чем скрывается «Закон божий», о чем прямо говорил патриарх Алексий II[10], конечно, пока мы можем считать для РПЦ экспериментом неудачным.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *