Сколько раз в год проводится мониторинг учеников профильных классов?

6 ответов на вопрос “Сколько раз в год проводится мониторинг учеников профильных классов?”

  1. Mardred Ответить

    Важнейшим условием повышения эффективности
    управления образования, совершенствования
    процесса обучения является систематический
    анализ объективных данных о состоянии
    результатов обучения учащихся. Мониторинг за
    качеством учебного процесса, результатов
    обучения школьников становится особенно
    актуальным. Он является важнейшим инструментом
    проверки и оценки эффективности внедряемого
    содержания образования, используемых методик,
    служит основой для основных путей устранения
    недостатков учебного процесса в школе (Приложение 1). Отсутствие
    сформированной системы мониторинга уровня
    учебно-воспитательного процесса в классах
    профильной подготовки затрудняет управление
    качеством образования – проблема, которую нужно
    было решить и создать эффективную систему
    мониторинга в классах предпрофильной
    подготовки.
    В связи с этим необходимо было решать следующие
    задачи:
    Определить необходимый уровень усвоения и
    сформированности соответствующих умений и
    навыков для успешного поступления в ВУЗ и
    дальнейшего обучения в нем.
    Выявление общих тенденций и закономерностей
    усвоения обязательного (базового) материала по
    профильным предметами выявление факторов,
    влияющих на усвоение базовых ЗУН.
    Выявление методических проблем, связанных с
    результативностью обучения.
    Выявление типичных и индивидуальных ошибок
    учащихся на каждом этапе обучения и выработка
    рекомендаций по их устранению.
    Создание банка данных успеваемости учащихся
    предпрофильных классов и успеваемости класса в
    целом.
    Мониторинговое исследование в классах
    препрофильной подготовки являются частью
    мониторинга, который проводится в нашей школе.
    Мониторинговые исследования мы проводим в 3
    этапа.
    I этап – подготовительный:
    постановка цели;
    определение объекта;
    установка сроков проведения;
    изучение соответствующей литературы;
    изучение имеющегося педагогического опыта;
    разработка инструментария для проведения
    мониторинга (тесты учебных достижений).

    II этап – практическая часть мониторинга:
    – сбор информации, а именно проводятся
    наблюдения, собеседования, тестирования,
    анкетирование, посещение уроков, контрольные
    работы.

    III этап – аналитический:
    систематизация полученной информации;
    анализ имеющихся данных;
    разработка рекомендаций и предложений на
    последующий период;
    вывод.
    При проведении анализа возможно сочетание
    аналитической справки, схем, графиков, диаграмм.
    Педагогический мониторинг обеспечивает
    педагогов и администрацию школы качественной и
    своевременной информацией, необходимой для
    принятия решений, определяемых насколько
    рациональны педагогические средства,
    реализуемые в образовательном процессе,
    насколько динамичны средства (формы, методы
    обучения, режим учебной работы), адекватны
    заявленным целям и возрастным особенностям
    школьников, специфике среды и жизнедеятельности.
    При проведении мониторинга мы соблюдаем
    следующие условия:
    системность и продолжительность во времени;
    сравнимость;
    объективность;
    комфортность.
    При отслеживании результативности контрольных
    работ идет наблюдение за работой “сильных”
    учащихся, позволяющее определить уровень
    усвоения учебного материала, фиксировать
    динамику неуспеваемости для своевременного
    принятия решения. Проводится наблюдение за
    динамикой аттестации учащихся по четвертям (Приложение 2).
    Педагоги фиксируют ошибки индивидуально
    каждого ученика, отмечают слабоусвоенные темы.
    Организуют работу по ликвидации пробелов в
    знаниях учащихся, добиваясь полного усвоения
    пройденного материала каждым учеником. Со
    слабоуспевающими проводится индивидуальная
    работа (Приложение 3).
    Ежемесячно анализируя данные о преподавании
    того или иного предмета, составляются диаграммы,
    графики, позволяющие судить о результативности
    проделанной работы.
    В последние годы в связи с дифференциацией
    обучения, появлением школ и классов с различной
    профильной направленности по-новому встают
    вопросы о целях, содержании, формах и методах
    обучения в школе, о месте и роли каждого предмета.
    Термин “дифференциация” обучения
    появилось в конце 50-х годов. Проявлением
    дифференциации тогда стали специализированные
    школы и классы с углубленным изучением ряда
    предметов. Позже с 1967/68 учебного года появилась
    ещё одна форма дифференцированного обучения –
    факультативные занятия по различным предметам.
    Современный этап дифференциации представлен на схеме
    (
    Приложение 4). Он
    характеризуется появлением новых типов школ:
    лицеи, гимназии, школы, ориентированные на
    определенный вуз, школы с углубленным изучением
    отдельных предметов, частные школы. Определение
    дифференциации стало шире, чем просто разделение
    учебных программ. Начался период комплексного
    изучения дифференцированного обучения. В
    употребление вошли 2 вида дифференциации:
    уровневая и профильная.
    В 2004/2005 учебном году мы провели мониторинг
    уровня предметных достижений учащихся
    социально-экономического профиля и
    универсально-технологического профиля по
    профильным предметам и по основным базовым.
    Основная цель мониторинга состояла в получении
    данных об уровне овладения основными знаниями и
    умениями по данным предметам.
    Главное в работе сравнивать полученные
    результаты со стартовыми результатами (Приложение 5).
    По профильным предметам:
    социально-экономический профиль:
    мы видим рост по всем профильным предметам в
    течении всего учебного года;
    универсально-технологический профиль:
    рост идет по черчению и металлообработке, а вот
    по деревообработке наблюдается во II четверти
    спад, но по итогам III четверти мы видим, что
    результаты лучше, чем в I четверти.
    По основным базовым предметам:
    социально-экономический профиль:
    наблюдается рост по всем предметам, кроме
    геометрии, идет спад и русского языка.
    На основании проведенного Мониторинга
    качества обученности по предметам, мы составляем
    индивидуальные образовательные траектории,
    которые способствуют ликвидации пробелов в
    знаниях и обеспечивают продвижение вперед и
    успешное обучение, пробуждают творчество
    учащихся.
    Индивидуальная образовательная траектория –
    это программа действий ученика, построенная с
    учетом индивидуальных потребностей и
    возможностей и позволяющая продвигаться в том
    направлении, которое соответствует его
    индивидуальным способностям.
    В условиях предпрофильной подготовки и
    профильного обучения также можно использовать
    индивидуальные учебные планы, которые позволят
    реализовать различные образовательные
    потребности обучающихся, их семей в
    профессиональном самоопределении.
    Под индивидуальным учебным планом понимается
    совокупность учебных предметов (курсов),
    выбранных для освоения обучающимися из учебного
    плана общеобразовательного учреждения,
    составленного на основе Федерального базисного
    учебного плана. Обучающемуся предоставляется
    право самостоятельного формирования
    индивидуального учебного плана, определение
    сроков и способов его освоения, прохождения
    процедур промежуточной и итоговой аттестации,
    соответствующих особенностям индивидуального
    учебного плана.
    Основной формой работы над индивидуальными
    планами и образовательными траекториями
    является самостоятельная деятельность,
    сопровождающаяся индивидуальными
    консультациями, беседами с учителем. Методика
    занятий при индивидуальном обучении
    предусматривает следующие формы работы: диалог,
    практикум, самостоятельная работа, тестирование,
    контрольные срезы.
    При использовании этих форм индивидуализации
    составляются индивидуальные образовательные
    карты, в которых указывается темы, цели, задания.
    Учащиеся должны уметь выполнять их и отвечать на
    заданные вопросы. Приложением к данной карте
    является мониторинг качества обученности
    учащегося по данной теме или курса с выводами и
    рекомендациями учителя.
    Цели составления индивидуальной
    образовательной карты:
    Повышение интереса к предмету, развитие
    творческих способностей, самореализация и
    саморазвитие учащегося. Организация работы в
    зоне ближайшего развития.
    Приложение (Презентация) 6
    Приложение 7
    Приложение 8
    Приложение 9
    Приложение 10
    Приложение 11
    Приложение 12
    Приложение 13

  2. Aurilas Ответить

    4 Т.А. Гетманская, Д.М. Гриншпун, В.В. Королев, С.К. Стафеев Педагогическая готовность (рис. 4) относительное количество учителей, считающих целесообразным развитие профильного обучения в своей школе и оценивающих педагогическую и техническую готовность школы к нему более чем на 70%. Полученные значения демонстрируют наибольшую заинтересованность и готовность школ к внедрению информационно-технологического профиля; наименьшую к внедрению индустриально-технологического и химико-биологического профилей; высокая готовность проявлена к реализации филологического и гуманитарного профилей. Причиной преобладания информационно-технологического профиля, возможно, является результат государственной программы «Информатизация образования». Рис. 4. Соотношение педагогической и ресурсной готовности Ресурсная готовность относительное количество классов, обучающихся по профильным направлениям (распределение объемов реализуемых направлений профильного образования). Полученные значения (рис. 4) демонстрируют преобладание универсального профиля, что может объясняться близостью к нему программ старшей общеобразовательной школы (без углубленного изучения отдельных предметов) при наименьшей реализации художественно-эстетического профиля. Объемная удовлетворенность спроса сопоставление характеристик потенциального спроса, действительного спроса и ресурсной готовности (рис. 5). График демонстрирует, что объем реализации универсального профиля в четыре раза превышает потенциальный спрос, в то время как объем реализации художественно-эстетического, филологического, оборонно-спортивного, физико-математического, информационно-технологического, гуманитарного, химико-биологического профилей существенно меньше потенциального спроса. Универсальный же профиль выбрали только 10% школьников при предложении в 39%. Возможно, в такой ситуации обучающиеся по этому профилю выбрали направление, не реализуемое своей школой, но не смогли поменять учебное заведение. Наибольшие значения педагогической готовности соответствуют профилям, у которых спрос превышает ресурсную готовность. Таким образом, можно сделать вывод, что учителя считают целесообразным внедрение профилей, спрос на которые превышает предложение, если школа технически готова к его обеспечению. Качество ППП относительное количество десяти- и девятиклассников, удовлетворенных качеством предпрофильной подготовки, проводившейся с ними в средней школе (рис. 6). График демонстрирует наибольшую удовлетворенность качеством ППП, соответствующую гуманитарному профилю, наименьшую индустриально-технологическому и естественнонаучному; при этом гуманитарный, физико-математический, универсальный и 15
    5 МОНИТОРИНГ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: АНАЛИЗ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ информационно-технологический профили преобладают в распределении относительного количества десяти- и девятиклассников, удовлетворенных качеством ППП. Рис. 5. Соответствие ресурсной готовности спросу 72% школьников, удовлетворенных качеством ППП, обучается (собирается обучаться) по гуманитарному, физико-математическому, информационно-технологическому или универсальному профилю. Вероятнее всего, при этом сказался опыт школ, реализовывавших до внедрения профильного обучения углубленные программы технической и гуманитарной направленности, а государственные программы по компьютеризации школ и ИТ-подготовке учителей обеспечили ресурсными возможностями организацию ППП по информационно-технологическому направлению. Рис. 6. Удовлетворенность потребителей качеством ППП Объемная характеристика ППП относительное количество девяти-, десяти- и одиннадцатиклассников, с которыми проводится (проводилась) предпрофильная подготовка, т.е. характеристика степени распространенности ППП в школах. 72% опрошенных школьников ответили, что проходили этот курс. Профориентационная работа относительное количество девяти-, десяти- и одиннадцатиклассников, с которыми проводится (проводилась) профориентационная 16
    6 Т.А. Гетманская, Д.М. Гриншпун, В.В. Королев, С.К. Стафеев работа, т.е. характеристика объема проводимой работы (66%) по профессиональной ориентации. Готовность несения материальных затрат на профессиональное образование относительное количество старшеклассников, готовых получить профессиональное образование на контрактной основе (рис. 7). График демонстрирует, что 36% учащихся профильных классов готовы к обучению на контрактной основе; большинство из них обучается на гуманитарном профиле. Таким образом, профильные и профессиональные намерения опрошенных девяти-, десяти- и одиннадцатиклассников достаточно высоки. Рис. 7. Готовность финансировать профессиональное образование Прямая преемственность (рис. 8) относительное количество десяти- и одиннадцатиклассников, намеревающихся получить профессиональное образование в прямом соответствии с выбранным профилем в старшей школе. График показывает, что наибольшее соответствие проявляется в физико-математическом профиле, наименьшее же в филологическом. Амбициозность планируемой профессиональной подготовки (рис. 9) относительное количество обучающихся по профильным направлениям, намеревающихся получить профессиональное образование. График демонстрирует намерение 91% обучающихся по профильным направлениям продолжать обучение для получения высшего профессионального образования. Результаты анкетирования показывают слабую ориентацию большинства старшеклассников в профессиях и их востребованности, одним из наиболее важных факторов выбора они указывают финансовый, половина же школьников намерена получать профессиональное образование в прямом соответствии с профилем общего образования. По-видимому, можно говорить, что основные усилия профориентационной работы должны не только опираться на сложившиеся склонности и интересы школьника, но и формировать их, а также быть направлены на обеспечение преемственности в направлении следующего уровня образования и помощь в выборе соответствующего ОУ. Профессиональная направленность соответствие распределения объемов обучения по профильным направлениям потребностям рынка труда. График (рис. 10) демонстрирует выявленное несоответствие. Данные о востребованности направлений на рынке труда получены на основе анализа Интернет-ресурсов, содержащих информацию о вакансиях. Представленные на рынке труда профессии сгруппированы и собраны данные о востребованности групп; сгруппированы также специальности высшего и среднего профессионального образования; экспертным методом установлено соответствие этих групп и рассчитана их вос- 17
    7 МОНИТОРИНГ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: АНАЛИЗ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ требованность. Аналогично установлено соответствие профилей группам специальностей и рассчитана востребованность профильных направлений. Рис. 8. Намерение получить профессиональное образование в прямом соответствии с профилем общего образования Рис. 9. Распределение образовательных уровней, желательных для старшеклассников, по профильным направлениям Рис. 10. Соответствие распределения объемов обучения по профильным направлениям потребностям рынка труда и потребностям региона 18
    8 Т.А. Гетманская, Д.М. Гриншпун, В.В. Королев, С.К. Стафеев Готовность к поэтапному образованию (рис. 11) относительное количество старшеклассников, готовых получать профессиональное образование поэтапно. При среднем значении 30% наибольшую готовность проявили старшеклассники, обучающиеся по естественнонаучному профилю; наименьшую по физико-математическому и гуманитарному. Рис. 11. Готовность старшеклассников к реализации программы непрерывного поэтапного профессионального образования Выводы Результаты мониторинга показывают перспективу реализации основной идеи обновления старшей ступени общего образования: образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Литература 1. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» от 18 июля 2002 г Мониторинг системы образования: Учеб.-метод. комплект. Саратов, С. 2. Гетманская Татьяна Александровна Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, педагогорганизатор, Гриншпун Дмитрий Михайлович Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, декан, Королев Владимир Владимирович Негосударственное образовательное учреждение «СЕГРИС- ИИТ», зам. генерального директора, Стафеев Сергей Константинович Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, доктор технических наук, профессор, декан, 19

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *