Сколько слогов в слове язык 1 класс?

17 ответов на вопрос “Сколько слогов в слове язык 1 класс?”

  1. Douzahn Ответить

    Слог.
    Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха.
    Ср.: во-да, на-у-ка.
    1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
    Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
    Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
    В слове столько слогов, сколько гласных звуков!
    2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).
    Ободок – о-бо-док; страна – стра-на; ночник – но-чник; миниатюра – ми-ни-а-тю-ра.
    Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного!
    3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
    Открытый слог оканчивается на гласный звук.
    Во-да, стра-на.
    Закрытый слог оканчивается на согласный звук.
    Сон, лай-нер.
    Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.
    Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).
    В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!
    Но-чник, по-ддать, ди-ктор.
    Обратите внимание!
    Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ы?т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить.
    Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!
    То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет – у-е-зжать, а деление на части для переноса – уез-жать.
    Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
    Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
    При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
    В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].
    Май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
    Обратите внимание!
    При сочетании нескольких согласных в середине слова:
    1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.
    О-ттечь, да-нный.
    2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.
    Ша-пка, ра-вный.
    Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й).
    Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

  2. Яблоко Исаака Ньютона Ответить

    В этой статье освящается тема “Слоги 1 класс”. Вы можете
    прочитать правила деления слов на слоги, а так же воспользоваться онлайн серивсом,
    который позволяет быстро, легко и качественно разделить слова на слоги.
    Онлайн программа по делению
    слова на слоги
    Слог — это один звук или несколько
    звуков,
    произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха:
    го-ра, ма-ши-на.

    Правила деления слов на слоги в русском языке

    1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные
    звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
    В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
    Гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
    Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки
    «прикрепляются» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
    2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно
    гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный
    или группа согласных): оборона о-бо-ро-на; строка стро-ка;
    Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с
    согласного.

    3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
    Открытый слог оканчивается на гласный звук: го-да, сте-на.
    Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сок.
    В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук,
    а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему
    слогу: но-ски, ди-кта-тор.
    В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие
    согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка,
    Сань-ка, сим-ка.

    4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать
    один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае
    выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует
    правилам переноса слова, а не делению на слоги. То же самое можно проследить на
    примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных
    зж звучит как один звук [ж:];
    поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса
    уез-жать.
    Внимание!
    Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса,
    а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв
    тс, тьс
    звучит как один звук
    [ц].
    При делении на слоги сочетания букв тс, тьс
    целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
    5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:
    два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу:
    о-ттечь, да-нный;

    два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка,
    ра-вный.

    Исключение
    составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный
    звонкий (сонорный): буквыр, рь, л, ль, м, мь, н, нь,
    й
    : мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка

    Обучение буквам дошкольников (детей
    4-6 лет) онлайн в игровой форме

    Цель раздела познакомить детишек с написанием буква, научить воспринимать
    буквы на слух.

    Буквы на слух –
    обучение детей буквам

    Собирайте слова из
    букв русского алфавита

    Буквы по звучанию –
    развитие фонематической памяти

    Повторяйте буквы –
    эффективное запоминание букв

    Распознавайте буквы –
    тренировка памяти и сообразительности

    Словарный запас –
    пополняйте словарный запас

    Чтение слов по складам – обучение
    буквами чтение слов детей 3-6 лет

    Цель раздела перейти от букв к чтению слов. Благодаря этому разделу
    детишки поймут как из букв складываются слова

    Собери слово
    обучение детей чтению

    Словарный запас
    увеличение скорости чтения

    Понимание смысла слов
    знает ли ребенок слова?

    Беглое чтение для дошкольников

    Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.

    Уроки грамоты и обучение чтению
    На уроках по обучению чтению важно предлагать детям упражнения
    для подготовки руки к процессу письма.
    Это графические игры и графические
    задания, которым предшествует гимнастика для пальцев. Пальчиковая гимнастика – это
    самые простые упражнения, построенные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании
    кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений
    – укрепить мышцы кисти, снять их лишнее напряжение, снять дрожание руки. В результат
    выполнения графических упражнений ребята учатся:
    а) свободно направлять движения по размаху, степени нажима на
    карандаш, по ритму;
    б) ориентироваться на листе бумаги;
    в) представлять линии различных направлений безотрывным движением
    руки.
    Не следует предлагать ребенку писать элементы букв или сами буквы,
    мелкие графические элементы, т.к. это требует точности выполнения и не маленьких
    волевых усилий.
    Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров
    . Прописывание на линии группы контурных изображений
    (сливы, яблоки, желуди
    и др.) создает навык следованию строки, сбережение размера фигуры, размножение изображения.
    Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради. Важно, чтобы каждое
    графическое упражнение имело свое название « Гирлянда на елку», «Узор из листьев»,
    «Самолеты» и т.д. Такое образное соотнесение дает возможность детям за контуром,
    видеть предмет, развивает фантазию, творчество, сложную кропотливую работу по организации
    графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника.
    В уроках по обучению грамотре предстоит включать элементы
    имаготерапии и ее разновидности – куклотерапии.
    Учитывая сложность материала,
    использование такого понятного и знакомого детям образа – куклы, повышает интерес
    дошкольников к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность. В представленных
    методических сценариях занятий включен сказочный персонаж Карандаш. Этот герой связан
    с понятием «грамота», «письмо». Его задачи на занятии разнообразны: знакомит детей
    с новым материалом, играет с ними в обучающие игры, допускает «ошибки», которые
    дети с удовольствием исправляют, создает повышенный эмоциональный фон, настроение.
    На уроках по обучению грамотре следует уделять внимание
    интонационной живописности речи.
    Важно научить ребенка выделять интонационно
    звук в слове, слово в предложении. Воссоздание мелодики речи, навыков постановки
    ударения, навык управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного
    чтения, научит ребенка находить значимую информацию, передавать в речи свои мысли
    и чувства.
    Статья была посвящена теме “Слоги 1 класс”.
    Другие статьи с сайта “Обучение чтению дошкольников”
    Бесплатные игры
    обучающие чтению
    Развивающие для детей
    онлайн
    Игры онлайн детям 4 года
    Смотреть онлайн когда
    ждешь ребенка
    Игры детские бесплатно
    Детские игры
    Чтение по складам;
    Буквы;
    Пропись;
    Книжки;
    Английский;
    Статьи;
    Логопедия;
    Память;
    Музыка;
    Рисование;
    Счет;
    Внимание;
    Воображение;
    Обучение дошкольников чтению;
    Подготовка детей к школе;

  3. leput Ответить

    Тема. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.
    Цель: формировать умение различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги.
    Тип урока: урок изучения нового материала.
    Планируемые результаты:
    Предметные. Различать слово и слог. Наблюдать над слоговой структурой различных слов. Определять количество в слове слогов. Проведение лингвистического опыта: наблюдение над новым способом определения в слове слогов. Анализировать слоги исходя из количества в них гласных и согласных звуков. Подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. Оценивать результат своей деятельности.
    Метапредметные.
    Регулятивные: умение контролировать свою готовность к уроку; самостоятельная постановка учебных целей; планирование; освоение способов деления слов на слоги; контроль; умение планировать и выполнять действия.
    Познавательные: осмысление слоговой структуры слова; умение отвечать на поставленный вопрос, классифицировать слова по количеству в них слогов
    Коммуникативные: использование интонации для постановки слогораздела; умение сотрудничать друг с  другом: работать в парах.
    Личностные: чувство необходимости учения; самооценка, оценка.
    Ход урока.
    I. Организационный момент урока.
    I. Организованный момент урока.
    Прежде чем за парту сесть,
    Посмотри, на ней всё есть?
    Учебник, ручка и тетрадь
    В учёбе будут помогать!
    II. Актуализация опорных знаний.
    1. Минутка чистописания.
    Жж Жж жужжит
    Жизнь дана на добрые дела.
    2. Звуковой анализ слова.
    – Сделайте звуковой анализ слов: мыло, кровать.
    3. Пословица.
    При солнышке тепло, при матери добро.
    – Что вы сейчас прочитали? (Предложение, пословица.)
    – Как вы понимаете эти слова? (Когда светит солнце, человеку также хорошо и приятно как с мамой.)
    4. Беседа.
    – Посмотрите в окно. Весна пришла, да солнышко нас теплом не радует. Позовем его, покличем, распевая слова.
    Сол-ныш-ко,по-ка-жись!
    Крас-но-е, сна-ря-дись!
    По-ско-рей, не ро-бей,
    Всех ре-бят о-бог-рей!
    III. Формулировка темы урока, целеполагание.
    1. Вопрос-ответ.
    – Вот и солнышко появилось, да только не проснулось еще, не заулыбалось лучиками. Порадуем его своими знаниями. Сейчас мы кликали солнышко, как мы пропевали слова?
    – Догадались ли вы, какая тема нашего урока?
    – О чём будем говорить? (О словах и слогах.)
    – Проверим наши предположения. Откройте учебник на стр.32. Вверху, в синем прямоугольнике, прочитайте тему урока.
    – Мы были правы. Какие цели ставим для себя на уроке? (Будем учиться.)
    – Как вы думаете чему? (Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Распознавать слово и слог.)
    2. Выявление места и причины затруднения.
    солнышко мама луч со
    – Какая из записей лишняя? Почему? (Лишняя со, т.к. все слова имеют значение, а эта не имеет.)
    – Что же такое со? (Это слог.)
    – Что же такое слог? (Слог – это несколько звуков, произносимых одним выдыхаемым толчком.)
    Физкультминутка.
    3. Выполнение упражнения 1 стр. 32.
    – Приблизьте ладошку ко рту, произнесите слово «мама». Посчитайте, сколько раз струя воздуха коснулась ладошки при произнесении. Обсудите в парах.
    – Кто готов сделать вывод? (Струя воздуха коснулась ладони дважды, значит в этом слове 2 слога.)
    – Согласны?
    – А как ещё определяется количество слогов в слове? (С помощью ладошек, бороды.)
    – А ещё в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
    IV. Первичное закрепление изученного материала.
    1. Выполнение упражнения 2 стр. 32.
    – Поработаем и потренируемся делить слова на слоги и определять их количество в слове. Найдите на стр.32 упражнение 2.
    – Прочитаем хором задание.
    – Прочитаем хором слова.
    – Все ли слова вам понятны? Какое из слов требует пояснения?
    – Ещё раз прочитайте их самостоятельно и найдите среди них только односложные слова т.е. слова из 1 слога.
    Физкультминутка.
    2. Выполнение упражнения 3 стр. 32.
    V. Рефлексия учебной деятельности.
    – Давайте подведем итоги урока. Как звучит тема нашего урока?
    – Какие цели для себя мы ставили?
    VI. Итог урока.
    –  Слог — это слово или часть слова?
    – Из каких звуков может состоять слог?
    – Расскажите, как узнать, сколько в слове слогов?
    – Приведите примеры односложных, двусложных, трёхсложных слов.

  4. asisany Ответить

    Правила деления на слоги. Правила переноса слов
    Деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса.
    Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание). См. подробно: Как делать морфемный разбор слова?.
    Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.
    На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.
    Правила деления слов на слоги в русском языке
    1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
    Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.
    В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
    Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
    2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.
    3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
    Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
    Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
    Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).
    В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
    В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
    4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
    То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.
    Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
    Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
    При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
    5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:
    два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
    два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключениесоставляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквыр, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.
    Правила переноса в русском языке
    1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.
    2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.
    Неправильно:
    люб-овь
    дяд-енька
    реб-ята
    паст-ух
    Правильно:
    лю-бовь
    дя-денька, дядень-ка
    ре-бята, ребя-та
    па-стух, пас-тух
    Примечание 1. При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без-умный и бе-зумный, без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и бе-заварийный.
    Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы,не разрешается.
    Неправильно:
    раз-ыскать
    роз-ыгрыш
    Правильно:
    ра-зыскать, разыс-кать
    ро-зыгрыш, розыг-рыш
    Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.
    3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.
    Неправильно:
    под-ъезд
    бол-ьшой
    бул-ьон буль-он
    Правильно:
    подъ-езд
    боль-шой
    бу-льон
    4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.
    Неправильно:
    во-йна
    сто-йкий
    фе-йерверк
    ма-йор
    Правильно:
    вой-на
    стой-кий
    фей-ерверк, фейер-верк
    май-ор
    5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.
    Неправильно:
    а-кация акаци-я
    Правильно:
    ака-ция
    6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.
    Неправильно:
    по-дбить
    ра-змах
    Правильно:
    под-бить
    раз-мах
    7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.
    Неправильно:
    прис-лать
    отс-транять
    Правильно:
    при-слать
    от-странять
    8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.
    Неправильно:
    пятиг-раммовый
    Правильно:
    пяти-граммовый, пятиграм-мовый
    9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.
    Неправильно:
    жу-жжать
    ма-сса
    ко-нный
    Правильно:
    жуж-жать
    мас-са
    кон-ный
    Это правило не относится к начальным двойным согласным корня: сожжённый, поссорить, а также к двойным согласным второй основы в сложных словах: нововведение.
    10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.
    Неправильно:
    спе-цодежда
    Правильно:
    спец-одежда
    11. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.
    12. Из изложенных выше правил переноса следует, что
    многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможные варианты переносов:
    шум-ный, шу-мный
    дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
    род-ство, родст-во, родс-тво
    дет-ский, детс-кий
    класс-ный, клас-сный
    лов-кий, ло-вкий
    скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
    бит-ва, би-тва
    сук-но, су-кно
    пробу-ждение, пробуж-дение
    Але-ксандр, Алек-сандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
    ца-пля, цап-ля
    кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
    сест-ра, се-стра, сес-тра
    Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.
    13. Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц: 1917/г., 72/м, 253/км, 10/кг.
    14. Нельзя переносить «наращения», т.е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; например, нельзя переносить: 1/-е, 2/-го.
    15. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа т.д., и т.п., и пр., т.е., о-во.
    16. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.
    17. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.
    Упражнение к теме «Правила деления на слоги. Правила переноса слов»
    Задание: разбейте на слоги данные слова; в скобках разделите эти же слова для переноса; выделите слова, которые нельзя разделить для переноса.
    Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.
    Источники:
    Правила переноса слов на сайте «Справочная служба русского языка»
    Правила переноса слов в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
    Упражнения к теме «Слог. Правила переноса слов» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»

  5. Ballara Ответить

    Ольга Хромова
    Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги»
    Тема: «Деление слов на слоги»
    Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.
    Планируемые результаты:
    Предметные:
    1) формировать и закреплять знания учащихся о переносе слов;
    2) анализировать слоговые модели слов, соотносить с его слоговой моделью, подбирать слова по заданной модели;
    3) развивать речевой слух.
    Метапредметные (УУД)
    Познавательные:
    1) общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать;
    2) ввести в активный словарь учащихся термин «слог» и слово с трудно-проверяемым написанием – «лисица».
    Регулятивные:
    способность принимать и сохранять учебную задачу, планирование: контролировать и оценивать свои действия; оценка: адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров.
    Коммуникативные:
    1) учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
    2) уметь формулировать собственное мнение и позицию;
    3) строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
    Личностные:
    1) развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре;
    2) развитие самостоятельности;
    3) развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
    Оборудование:
    – ноутбук, экран, проектор;
    – солнце и тучки для каждого ребёнка для рефлексии;
    – презентация к уроку;
    – учебник «Русский язык» 1 класс Канакина В. П., Горецкий В. Г. по ФГОС,
    программа «Школа России».

    Ход урока

    I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
    Прозвенел звонок веселый
    Все готовы? Всё готово?
    Мы сейчас не отдыхаем,
    Мы работать начинаем.
    Вспомните правила посадки.
    – Ребята, а какое сегодня число?
    – К какому времени года относится месяц март (к весне? Правильно. – Сколько весенних месяцев вы знаете?
    – Скажите, а что происходит весной с природой? Молодцы!
    – А у нас в классе тоже есть дерево и тоже без листьев. Весна что- то запоздала, и чтобы она быстрее наступила, давайте поможем нашему деревцу распуститься. За все ваши правильные ответы на уроке, на дереве будут распускаться листочки.
    II. Актуализация знаний
    – Вспомните, пожалуйста, какую тему мы проходили на прошлом уроке (деление слов на слоги?
    – Что же нам необходимо знать чтобы определить количество слогов в слове (сколько гласных столько и слогов).
    Работа, машина, улица, дом, бабушка.
    – Прочитайте самостоятельно слова. Скажите сколько слогов в данных словах. (работа с каждым словом).
    – Расскажите, какими способами вы пользовались, когда определяли количество слогов в словах?
    Какое слово из данных нельзя разделить на слоги? Почему?
    – Разделите остальные слова на слоги вертикальной чертой.
    Сегодня мы продолжим изучать эту тему.
    – Скажите, какую главную цель мы с вами должны поставить на сегодняшний урок? (Мы должны научиться правильно делить слова на слоги).
    – Хорошо, в конце урока мы с вами посмотрим, достигли ли мы этой цели.
    МОЛОДЦЫ! И НА НАШЕМ ДЕРЕВЕ ПОЯВИЛСЯ ПЕРВЫЕ ЛИСТОЧКИ!
    III. Чистописание
    – А для того чтобы появился еще один листик нам необходимо поработать в рабочих тетрадях.
    – Ребята, скажите, когда мы пишем, мы какой речью пользуемся (письменной) А еще какой вид речи есть?
    – Молодцы! Но чтобы письмо у нас было красивым и правильным нам необходимо провести разминку для пальчиков.
    1. Пальчиковая гимнастика.
    – Откройте свои рабочие тетради и приготовьтесь к письму. Обратите внимание на правила при письме. Как правильно держать ручку. Как правильно должна лежать тетрадь.
    – Ребята, а какое первое задание мы выполним в тетради (минутка чистописания).
    – Правильно, а вот какую мы с вами будем прописывать букву, подскажет загадка. Слушаем и отгадываем.
    Стер с бумаги ластик наш
    Все что сделал карандаш
    А чернила не сумел
    Превратился в букву (Л)
    ЛлЛлЛл
    – Молодцы. А когда мы пишем заглавную букву?
    – Когда пишем строчную букву Л?
    – Сколько нужно элементов, чтобы написать заглавную букву «Л»? Какие это элементы?
    Давайте вспомним, как пишется буква Л.
    – Отметьте у себя самую красивую заглавную и строчную букву и отметьте букву, которая не получилась.
    МОЛОДЦЫ! И НА НАШЕМ ДЕРЕВЕ РАСПУСТИЛСЯ второйЗЕЛЕНЫЙ ЛИСТОК.
    IV. Словарная работа
    – Назовите мне слова в написании которых используем букву «Л» в начале слова?Отгадайте загадку:
    Хвост пушистый.
    Мех золотистый.
    В лесу живёт.
    Кур крадёт.
    Кто это (Лиса). Правильно, но как лису позвать ласково? (лисица) Все прекрасно знают, кто такая лисица, но как об этом слове сказано в толковом словаре Ожегова. Нам прочтёт Диана (слайд -толкование №9)
    Лисица- хищное млекопитающее семейства псовых с длинным пушистым хвостом.
    .- Запишите слово лисица в словарик. Подчеркните безударную гласную, поделите слово на слоги. Поставьте ударение в слове.
    МОЛОДЦЫ! И ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ЕЩЁ ОДИн 3 ЛИСТОК.
    – Ребята скажите, а на какой вопрос отвечает слово лисица?
    – Подберите к этому слову слова, отвечающие на вопрос какая?
    – Подберите к слову лисица слова которые обозначают действия? (на доске появляются карточки со словами: хитрая, рыжая, бегает,лисица)
    – Составьте из данных слов предложение.
    Бегает рыжая лисица.
    – Перепишите данное предложение к себе в тетрадь переведя печатный текст в письменный.
    – Подчеркните слово-предмет, слово-признак, слово действие.
    УМНИЦЫ! И НА НАШЕМ ДЕРЕВЕ РАСПУСТИЛСЯ ЕЩЁ ОДИН 4 ЛИСТОК
    V. Работа по теме урока
    1. Работа по учебнику
    Упр. 5 (с. 34).
    – Прочитайте. Как называется это стихотворение? Почему?
    – Когда мы используем считалки?
    – Выполните задание в парах.
    – Какие слова из считалки вы подобрали к первой схеме? ко второй? И т. д.
    – Запишите слова. Разделите на слоги.
    6. Физкультминутка
    7. Закрепление изученного материала
    Работа по учебнику
    Упр. 6 (с. 34).
    – Рассмотрите рисунки.
    – Какие предметы изображены? Назовите их.
    – Разделите слова на слоги.
    – Выполните задания.
    Стул, заяц, пенал, карандаш, синица.
    – Разделите слова на слоги.
    – Составьте предложение.
    Заяц сидит под кустом.
    – Подчеркните главные члены предложения.
    МОЛОДЦЫ! У БОЛЬШИНСТВА УЧЕНИКОВ ВСЕ СДЕЛАНО ПРАВИЛЬНО И НА НАШЕМ ДЕРЕВЕ ВНОВЬ РАСПУСТИЛСЯ 5 ЛИСТОК.
    Упр. 7 (с. 35).
    – Рассмотрите рисунок. Прочитайте.
    – Отрывок из какой сказки вы прочитали? Кто автор этой сказки?
    – Прочитайте первые два предложения. Найдите слово, которое нельзя разделить на слоги. (Дед.)
    – Обоснуйте свой ответ.
    – Запишите предложения. Над каждым словом обозначьте цифрами количество слогов в нём.
    МОЛОДЦЫ! И С ЭТИМ ЗАДАНИЕМ СПРАВИЛИСЬ ХОРОШО. ВЫ ПОТРУДИЛИСЬ И НА НАШЕМ ДЕРЕВЕ ПОЯВИЛИСЬ ЛИСТОЧКИ.
    («Проверь себя» (с. 35). Самостоятельное выполнение.)
    Лист, утюг, осина.
    МОЛОДЦЫ! И С ЭТИМ ЗАДАНИЕМ СПРАВИЛИСЬ. И НА НАШЕМ ДЕРЕВЕ ПОЯВИЛИСЬ ЛИСТОЧКИ.
    I. Рефлексия
    – Как вы справились с заданием?
    – Кто уверен, что хорошо научился делить слова на слоги?
    – Кому нужна помощь?
    – Оцените свою работу на уроке.
    – У каждого из вас на столе лежат солнышко и тучка. Поднимите солнышко те ученики кто доволен своей работой, а тучки – кто не доволен. (обсуждение тех кто поднял тучки). Вы все молодцы и мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Особенно…. На улице до сих пор холодно, а у нас в классе распустилось замечательное дерево благодаря вашим знаниям и стараниям. Вы молодцы!
    Вот и кончился урок
    Снова прозвенел звонок,
    Отдыхать мы можем смело,
    А потом опять за дело.
    9. Подведение итогов урока
    – Чем мы занимались сегодня на уроке?
    – Как правильно разделить слова на слоги?
    Д/з
    С. 35 упр. 7
    Списать все предложения. Разделить вертикальной чертой слова на слоги.

  6. {*_*} + xtc = {^_^} Ответить

    Открытый урок в 1 классе по русскому языку.
    Тема урока:  «Слово и слог. Деление слов на слоги».
    Цель урока: формирование умения различать слово и слог, делить слова на слоги.
    Задачи:
    – расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги;
    – научить выделять слоги в словах;
    – активизировать и расширять словарный запас учащихся;
    – создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
    Осваиваемые УУД
    Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.
    Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.
    Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания, самостоятельно создавать алгоритм действий, выполнять действия по алгоритму.
    Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности.
    Ход урока
    1.Организационный момент.
    – Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте их.
    – Покажите мне свою готовность к уроку русского языка.
    Прозвенел уже звонок.
    Как же мы начнём урок?
    На уроке мы сидим –
    Не шумим и не кричим,
    Руки тихо поднимаем,
    Если спросят,  отвечаем.
    Мы хороший дружный класс!
    Всё получится у нас.
    – Откройте тетради.
    Я тетрадь свою открою
    И наклонно положу.
    Я, друзья, от вас не скрою:
    Ручку я вот так держу.
    Сяду прямо, не согнусь.
    За работу я возьмусь.
    – Давайте вспомним, о чем нас предупреждает человечек.
    (ПКЧАГ – пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно)
    – Запишите сегодняшнее число.
    – К какому времени года относится месяц апрель?
    – Весна запоздала, но чтобы она быстрее наступила, давайте поможем веточке распуститься. За все ваши правильные ответы на уроке на веточке будут распускаться листочки.
    2.Чистописание
    – Отгадайте, какую букву будем писать на минутке чистописания:
    «Эта буква широка и похожа на жука»?
    – Дайте характеристику звуку, который мы записываем этой буквой.
    – Запишем букву Жж.
    (Учитель показывает на доске, дети пишут в воздухе).
    – Пропишите целую строчку.
    3.Актуализация знаний.
    – Прочитайте слова: жираф, ужи, ежи, жук.
    – Что общего в этих словах?
    – Какое слово лишнее?
    – Как же узнать, сколько в слове слогов?
    (хлопки, подбородок, правило, дыхание)
    – Как разделим на слоги?
    (Дети выходят к доске по одному и делят слова на слоги).
    – Назовите тему нашего урока.
    – Значит, чему мы будем учиться на уроке?
    – МОЛОДЦЫ! НА НАШЕЙ ВЕТОЧКЕ РАСПУСТИЛСЯ ПЕРВЫЙ ЛИСТОЧЕК.
    4.Словарная работа.
    – Отгадайте загадку.
    Хвост пушистый.
    Мех золотистый.
    В лесу живёт.
    Кур крадёт.
    Кто это?
    (Лиса. Правильно, но как лису назвать ласково? Лисица)
    (Повесить картинку на доску)
    – Какую букву в этом слове нам нужно запомнить?
    – Все прекрасно знают, кто такая лисица. Вот, что она о себе говорит.
    (Выходит девочка с картинкой лисы)
    – Я – лисица – хищный зверёк с острой мордочкой и длинным пушистым хвостом. У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек. Ещё слово лисица употребляется в переносном значении. Так говорят о хитром, льстивом человеке.
    – Давайте составим предложение со словом лисица.
    (Дети составляют предложения).
    – Какие правила написания предложения вы знаете?
    Запись предложения у доски: Лисица живет в норке.
    – Назовите знакомые орфограммы.
    – Разделите слова на слоги.
    – МОЛОДЦЫ! НА НАШЕЙ ВЕТОЧКЕ РАСПУСТИЛСЯ ЕЩЕ ОДИН  ЛИСТОЧЕК.
    5.Физминутка.
    – Как называются слова, которые состоят из одного слога? (односложные)
    – Как называются слова, которые состоят из двух слогов? (двусложные)
    – Что такое трехсложные слова?
    – Я буду называть вам разные слова, а вы, если в слове 1 слог, хлопаете в ладоши; если 2 слога – топаете ногами; если три слога – приседаете.
    Лес, кашка, звон, дом, слон, медуза, собака, тапки, школа, курица, соль, мама, мир.
    – МОЛОДЦЫ! НА НАШЕЙ ВЕТОЧКЕ РАСПУСТИЛСЯ ЕЩЕ ОДИН  ЛИСТОЧЕК.
    6.Работа с учебником.
    – Откройте учебник на странице 34. Найдите упражнение 6. Прочитайте задание.
    (Один ученик читает задание вслух).
    – Поработаем в парах. Выполним это задание.
    – Давайте проверим, что у вас получилось.
    УМНИЧКИ! ЕЩЁ ОДИН ЛИСТОЧЕК ПОЯВЛЯЕТСЯ НА НАШЕЙ ВЕТОЧКЕ.
    7.Физминутка.
    Тихо встали, потянулись,
    Раз – присели, Два – нагнулись,
    Три – вдохнули глубоко и подпрыгнули легко.
    Ручками похлопали, ножками потопали.
    Сели тихо, хорошо. Поработаем ещё.
    8.Работа с учебником(продолжение)
    – Выполним упражнение 7.
    – Как называется эта сказка?(«Репка») Прочитаем. Каких героев не хватает? Спишите только первое предложение и разделите слова на слоги. Не забывайте о правилах написания предложения. Назовите односложное слово (дед). Почему оно так называется?(один слог) А как вы это узнали?(один гласный)Назовите двусложное слово.(репка) Почему? Как узнали? Назовите трёхсложное слово.(посадил) Почему? Как узнали?
    ЕЩЁ ОДИН ЛИСТОЧЕК НА ВЕТОЧКЕ.
    9.Закрепление.
    – Давайте поиграем.  Сделайте первый слог вторым. У вас получатся новые слова.
    (камыш, навес, насос, рады)
    – Запишите новые слова.
    – Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
    – Снова поменяйте тетради. Прочитаем, что у вас получилось.
    ЕЩЁ ОДИН ЛИСТОЧЕК НА ВЕТОЧКЕ.
    10.Итог урока.
    – Зачем нам был нужен этот урок?
    – Чему вы научились?
    11.Рефлексия
    – Подумайте и ответьте на вопрос:
    – За что я могу себя похвалить?
    – За что я могу похвалить своих одноклассников?
    – За что я могу похвалить учителя?
    – Выберете смайлик нужного цвета и покажите мне, как вы оцениваете свою работу на уроке.
    – А мне очень понравилось, как работали… (назвать фамилии).
    – Я тоже думаю, что урок наш цели своей достиг. Вы все молодцы и очень хорошо потрудились. На улице до сих пор холодно, лежит снег, но посмотрите, какая замечательная веточка распустилась в нашем классе благодаря вашим знаниям и стараниям.
    – Спасибо за урок!
    (Эту надпись сделать на другой стороне доски магнитными буквами)

  7. Thothis Ответить

    Слог является наименьшей цельной произносимой единицей в устной речи. Слоги образуются только за счёт гласных звуков, поэтому число слогов равно числу гласных в слове. Согласные же «примыкают» к той или иной гласной в соответствии с правилами деления на слоги, сложившимися в ходе развития русского языка. Правила деления на слоги описывают правильные способы разбора слов на слоги.
    Слоги бывают: открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые. Открытый слог заканчивается на гласный, закрытый слог — на согласный. Прикрытый слог начинается на согласный, неприкрытый слог — на гласный.

    Выделение слогов

    Ниже описаны общие подходы к выделению слогов в словах для традиционной школы и с углублённым изучением. Подробные материалы с объяснениями и примерами смотрите на странице правил деления слов на слоги.

    Традиционная школа

    Главное правило обычной школьной программы, на которое ориентируется ребёнок: сколько гласных, столько и слогов. При переносе слов ориентируются на правила: слово переносим по слогам, нельзя оставлять одну букву на строчке. Эти правила известны всем.
    При делении слова на слоги можно использовать метод толчков: подставляем ладошку ко рту и чувствуем толчки воздуха при проговаривании слова. Или представляем перед собой свечку: сколько раз пламя колыхнется, столько и слогов. Для некоторых слов с течением согласных такой вариант не всегда подходит.
    В разных начальных школах принципы обучения делению на слоги различаются. В одних школах приучают к зрительному делению слова на части — связки гласной + согласной (или гласной + несколько согласных). В других школах учат проговаривать слово с паузами удобным способом. Паузы и создают места деления слогов.

    Школа углублённого изучения

    В школах углублённого изучения русского языка и в программах институтов разбираются случаи, когда слова переносятся не по слогам, то есть слог переноса не совпадает с фонетическим слогом.
    Деление слова на слоги происходит таким образом, чтобы слог произносился по нарастающей: от глухого произношения к звонкому. Поэтому слоги из нескольких звуков всегда начинаются с глухой согласной и оканчиваются гласной. Например: по-чта (но не поч-та), мо-шка (но не мош-ка). Слог может оканчиваться звонкой согласной (сонорной р, л, м, н), звучит которая менее звонко, чем гласная, но звонче глухой согласной. Например: бул-ка, вар-ка.

    Подборки слов

    Мы подбираем примеры слов с разбивкой на слоги по различным критериям, которые наибольшим спросом пользуются у посетителей сайта. Подборки помогут быстро найти нужные слова, а не придумывать и вспоминать их. Популярными списками являются слова из 2-5 слогов и словами с заданными слогами. Благодаря подборкам можно найти примеры слов по маске, что является полезным при подготовке домашних заданий, разгадыванию кроссвордов, составлению стенгазет и в других обучающих и развлекательных заданиях.

  8. Shiroi Ответить

    Правила деления на слоги. Правила переноса слов
    Деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса.
    Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание). См. подробно: Как делать морфемный разбор слова?.
    Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.
    На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.
    Правила деления слов на слоги в русском языке
    1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
    Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.
    В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
    Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
    2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.
    3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
    Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
    Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
    Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).
    В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
    В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
    4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
    То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.
    Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
    Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
    При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
    5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:
    два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
    два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключениесоставляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквыр, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.
    Правила переноса в русском языке
    1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.
    2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.
    Неправильно:
    люб-овь
    дяд-енька
    реб-ята
    паст-ух
    Правильно:
    лю-бовь
    дя-денька, дядень-ка
    ре-бята, ребя-та
    па-стух, пас-тух
    Примечание 1. При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без-умный и бе-зумный, без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и бе-заварийный.
    Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы,не разрешается.
    Неправильно:
    раз-ыскать
    роз-ыгрыш
    Правильно:
    ра-зыскать, разыс-кать
    ро-зыгрыш, розыг-рыш
    Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.
    3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.
    Неправильно:
    под-ъезд
    бол-ьшой
    бул-ьон буль-он
    Правильно:
    подъ-езд
    боль-шой
    бу-льон
    4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.
    Неправильно:
    во-йна
    сто-йкий
    фе-йерверк
    ма-йор
    Правильно:
    вой-на
    стой-кий
    фей-ерверк, фейер-верк
    май-ор
    5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.
    Неправильно:
    а-кация акаци-я
    Правильно:
    ака-ция
    6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.
    Неправильно:
    по-дбить
    ра-змах
    Правильно:
    под-бить
    раз-мах
    7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.
    Неправильно:
    прис-лать
    отс-транять
    Правильно:
    при-слать
    от-странять
    8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.
    Неправильно:
    пятиг-раммовый
    Правильно:
    пяти-граммовый, пятиграм-мовый
    9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.
    Неправильно:
    жу-жжать
    ма-сса
    ко-нный
    Правильно:
    жуж-жать
    мас-са
    кон-ный
    Это правило не относится к начальным двойным согласным корня: сожжённый, поссорить, а также к двойным согласным второй основы в сложных словах: нововведение.
    10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.
    Неправильно:
    спе-цодежда
    Правильно:
    спец-одежда
    11. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.
    12. Из изложенных выше правил переноса следует, что
    многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможные варианты переносов:
    шум-ный, шу-мный
    дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
    род-ство, родст-во, родс-тво
    дет-ский, детс-кий
    класс-ный, клас-сный
    лов-кий, ло-вкий
    скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
    бит-ва, би-тва
    сук-но, су-кно
    пробу-ждение, пробуж-дение
    Але-ксандр, Алек-сандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
    ца-пля, цап-ля
    кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
    сест-ра, се-стра, сес-тра
    Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.
    13. Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц: 1917/г., 72/м, 253/км, 10/кг.
    14. Нельзя переносить «наращения», т.е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; например, нельзя переносить: 1/-е, 2/-го.
    15. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа т.д., и т.п., и пр., т.е., о-во.
    16. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.
    17. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.
    Упражнение к теме «Правила деления на слоги. Правила переноса слов»
    Задание: разбейте на слоги данные слова; в скобках разделите эти же слова для переноса; выделите слова, которые нельзя разделить для переноса.
    Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.
    Источники:
    Правила переноса слов на сайте «Справочная служба русского языка»
    Правила переноса слов в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
    Упражнения к теме «Слог. Правила переноса слов» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
    Реклама партнеров:

  9. криворучка Ответить

    Правила деления на слоги. Правила переноса слов
    Деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса.
    Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание). См. подробно: Как делать морфемный разбор слова?.
    Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.
    На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.
    Правила деления слов на слоги в русском языке
    1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
    Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.
    В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
    Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
    2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.
    3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
    Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
    Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
    Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).
    В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
    В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
    4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
    То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.
    Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
    Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
    При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
    5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:
    два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
    два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключениесоставляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквыр, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.
    Правила переноса в русском языке
    1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.
    2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.
    Неправильно:
    люб-овь
    дяд-енька
    реб-ята
    паст-ух
    Правильно:
    лю-бовь
    дя-денька, дядень-ка
    ре-бята, ребя-та
    па-стух, пас-тух
    Примечание 1. При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без-умный и бе-зумный, без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и бе-заварийный.
    Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы,не разрешается.
    Неправильно:
    раз-ыскать
    роз-ыгрыш
    Правильно:
    ра-зыскать, разыс-кать
    ро-зыгрыш, розыг-рыш
    Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.
    3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.
    Неправильно:
    под-ъезд
    бол-ьшой
    бул-ьон буль-он
    Правильно:
    подъ-езд
    боль-шой
    бу-льон
    4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.
    Неправильно:
    во-йна
    сто-йкий
    фе-йерверк
    ма-йор
    Правильно:
    вой-на
    стой-кий
    фей-ерверк, фейер-верк
    май-ор
    5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.
    Неправильно:
    а-кация акаци-я
    Правильно:
    ака-ция
    6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.
    Неправильно:
    по-дбить
    ра-змах
    Правильно:
    под-бить
    раз-мах
    7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.
    Неправильно:
    прис-лать
    отс-транять
    Правильно:
    при-слать
    от-странять
    8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.
    Неправильно:
    пятиг-раммовый
    Правильно:
    пяти-граммовый, пятиграм-мовый
    9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.
    Неправильно:
    жу-жжать
    ма-сса
    ко-нный
    Правильно:
    жуж-жать
    мас-са
    кон-ный
    Это правило не относится к начальным двойным согласным корня: сожжённый, поссорить, а также к двойным согласным второй основы в сложных словах: нововведение.
    10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.
    Неправильно:
    спе-цодежда
    Правильно:
    спец-одежда
    11. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.
    12. Из изложенных выше правил переноса следует, что
    многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможные варианты переносов:
    шум-ный, шу-мный
    дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
    род-ство, родст-во, родс-тво
    дет-ский, детс-кий
    класс-ный, клас-сный
    лов-кий, ло-вкий
    скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
    бит-ва, би-тва
    сук-но, су-кно
    пробу-ждение, пробуж-дение
    Але-ксандр, Алек-сандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
    ца-пля, цап-ля
    кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
    сест-ра, се-стра, сес-тра
    Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.
    13. Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц: 1917/г., 72/м, 253/км, 10/кг.
    14. Нельзя переносить «наращения», т.е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; например, нельзя переносить: 1/-е, 2/-го.
    15. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа т.д., и т.п., и пр., т.е., о-во.
    16. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.
    17. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.
    Упражнение к теме «Правила деления на слоги. Правила переноса слов»
    Задание: разбейте на слоги данные слова; в скобках разделите эти же слова для переноса; выделите слова, которые нельзя разделить для переноса.
    Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.
    Источники:
    Правила переноса слов на сайте «Справочная служба русского языка»
    Правила переноса слов в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
    Упражнения к теме «Слог. Правила переноса слов» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
    Реклама партнеров:

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *