Сколько спасов в августе и как они называются?

13 ответов на вопрос “Сколько спасов в августе и как они называются?”

  1. 4еrtovka_3 Ответить

    В христианстве Медовый Спас именуется праздником Животворящего Креста Господня. Много веков назад, в летнюю августовскую жару, в Константинополе люди толпами гибли от болезней. Дабы исцелить народ, из собора выносили частицу креста, на котором был распят Иисус, и проносили по городу. Отсюда и пошло название.
    Но в миру Спас называют именно Медовым: пчеловоды как раз начинают сбор медового урожая. Непременно несут его в церковь – освятить. Вечером этого дня в деревнях и селах на пасеку обязательно заглядывали ребятишки – медку поесть. Говорили, что «на Первый Спас и нищий медку попробует». Так и было. Всех привечали в этот день. Хозяюшки пекли медовые пряники, плюшки, пирожки, затевали блины с медом.
    Так как праздник совпадал с началом Успенского поста, то и угощения предпочитали постные. Например, делали постную медовую коврижку.

    Рецепт медовой коврижки на Медовый Спас

    150 грамм сахара смешать с 250 граммами меда и с 130 миллилитрами воды. Прокипятить и оставить сироп остывать. В это время просеять 500 грамм муки. Добавить к ней сироп, 50 грамм маргарина, щепотку корицы и щепотку соды, гашенной уксусом. Замесить тесто. Раскатать из него лепешки, с помощью вилки проткнуть каждую в нескольких местах. Поставить лепешки в духовку на полчаса при температуре 180-200 градусов.
    Есть у этого Спаса и другие названия. Например, Мокрый, ведь издревле на Руси было принято в этот день совершать малое водоосвящение. Или Маковый – в этот день начинали собирать созревший мак. Какие сладкие булочки с ним получались!

    Яблочный Спас (19 августа) – второй Спас

    Проводы лета всегда начинались со дня празднования Яблочного Спаса. Ночи становились холоднее, тепло уходило. Появлялись первые яблочки, и какими же сладкими они были! Возможно, вкус их был сладок еще и оттого, что до этого дня православные яблок не ели. Зато в этот день собирали наливной урожай, несли в церковь освятить и только потом разговлялись.
    Матери, потерявшие своих деток, приносили яблоки на их могилки. Считалось, что если до Яблочного Спаса мать не попробует яблочка, тогда дитя ее на том свете в этот день будет есть райские яблочки. Юных девиц можно было увидеть около яблонь. Прислонятся к ним и стоят, о чем-то нашептывают. А все потому, что согласно древнему поверью, в этот день можно было попросить у яблони красоты и долгой молодости.
    Хозяйки начинают варить яблочное варенье, пастилу, компоты. А останется несколько плодов – обязательно запекут их.

    Рецепт варенья из яблок, которое варили на Яблочный Спас

    Выбрать 3-4 крупных яблока с кислинкой. Вымыть, обсушить, обрезать «крышечку», через нее аккуратно удалить сердцевину. Уложить внутрь любые ягоды (чернику, малину, клубнику). Сверху залить медом и закрыть срезанной «крышечкой». Поставить в духовку и выпекать при температуре 180 градусов до готовности.
    А что же значит этот праздник в христианстве? 19 августа празднуется великое Преображение Господне. Иисус Христос с тремя своими учениками в этот день взошел на гору Фавор и преобразился там – весь засиял, одежды его стали белыми, около него появились пророки. Преображение было свидетельством Божьего чуда и силы его.

    Ореховый Спас (29 августа) – третий Спас

    К празднованию Орехового Спаса поспевают лесные орешки. Их так же, как и мед с яблоками, принято относить в храм для освящения. Особенно бойко в этот день у наших предков шла торговля полотнами и тканями, что вполне объяснимо – второе название праздника «Спас на полотне».
    Дано оно было в честь празднования перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь. На столах в день Орехового Спаса лежало много хлеба, ведь как раз заканчивалась уборка зерна. Оставить недоеденной корочку или, не дай Бог, обронить хлебную крошку со стола считалось в этот день страшным грехом. К хлебу относились свято, почитали его особо.

  2. EraseR Ответить

    В народе с религиозным праздником были связаны свои традиции. К середине августа как раз поспевает мед нового сбора — «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. Христиане воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости. Одаривали детей и нищих.
    Традиционное угощение для Медового Спаса — выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие: чтобы сладости были постные. С 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост.
    Главный напиток Медового Спаса — питной мед. Настаивался такой мед десяток лет. Изучал старинные рецепты историк и кулинар Вильям Похлебкин. «Ставленный» мед состоял на треть из ягод и на две трети из самого меда. Выдерживали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым «сырым» считался мед-пятилеток. Ускорить естественный процесс помогал медовый уксус и хмель.

    19 августа — Яблочный Спас, или Спас на горе

    Пора Яблочного Спаса приходит в праздник Преображения Господня. В память о евангельских событиях на горе Фавор, когда Иисус Христос, взяв трех своих учеников, дабы поддержать их веру, поднялся на вершину и предстал во всем своем величии. Как Сын Божий. Спаситель показал людям, какими они станут в жизни грядущей и как преобразится земной мир.
    В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды — своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.

  3. Vigis Ответить

    Прекрасный праздник—Спас Медовый или Маковей встречаем 14 августа. Праздник именуют Медовый потому, что на пасеках к этому часу приступали собирать мед. Издавна в этот праздник православие почитает святыни Животворящего Креста, Владимирской иконы Божией Матери, Образ Спасителя.
    Помимо этих благоговений поминали великомучеников Маккавеев, какие еще в 166 году до н. э. приняли мученическую смерть. В народе праздник боготворят за сладкий мед, духмяную выпечку с маковой начинкой и чудесные букетики маковейчики, освященные в церкви.
    В этот день в храмы приносили на освящение воду и мед последнего сбора. Только потом отведывали лакомство. Из него готовили сладости, или так намазывали на хлеб. И обязательно угощали медом убогих. На пасеках же затевали гулянки, куда приходила вся околица.

  4. Доступ закрыть Ответить

    На август, самый плодоносный месяц, приходятся три праздника, три Спаса с «вкусными» народными именами: Медовый, Яблочный, Хлебный (Ореховый), объединенные общим названием Спасовки.


    В эти дни по всей России проходят красочные ярмарки и фестивали, люди активно посещают церкви, освящают дары природы, готовят дома всякие вкусности. И может показаться странным, что священники не слишком любят говорить о народных традициях, связанных с этими церковными праздниками. Народные — значит, языческие. Хотя ни для кого не секрет, что во многих странах христианские традиции и праздники наложились на более древние обычаи, а первые христианские храмы строили на местах языческих капищ. В России православная культура тоже развивалась не в вакууме и впитала древние народные традиции.
    Но современным (постсоветским) верующим все труднее объяснить, где проходит граница между православием и язычеством, между истинным и искаженным пониманием сути праздников. Ведь для церкви смысл событий, связанных с именем Спасителя, состоит вовсе не в освящении банок с медом или яблок, которые прихожане потом радостно тащат домой, как после сеанса аграрной магии.
    В храме Матроны Московской на Таганке нам подтвердили: традиция освящать мед или плоды не церковная, а народная. Ее корни уходят во времена язычества, когда первый урожай люди символически приносили в дар божествам, а затем уже вкушали сами. Наши предки так благодарили ту высшую силу, которая дает им эти плоды и без которой жизнь на земле невозможна. Эта традиция сохранилась и в других культурах, только как именовать эту «силу», какой смысл вкладывать в праздники?
    «Они тебя вспросют, — ну, а сколько, скажут, у нас Спасов? А ты и не знаешь. Три Спаса. Первый Спас … — медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается… уж пошабашила. Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда. А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут», — поучал Ваню старый плотник Горкин в романе Ивана Шмелева «Лето Господне».
    14 августа — Медовый Спас
    Медовый Спас, он же Первый, он же Мокрый, он же Спас на воде и Маккавей… Народных названий праздника — бесконечное множество.
    И в православной традиции день 1 (ныне — 14) августа знаменателен количеством «уместившихся» в него важных событий и праздников: и Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста.
    Первый — «Происхождение честных древ честного и животворящего Креста Господня». «Происхождение» в данном случае означает «вынос, изнесение». Этот праздник был установлен в IX веке в Византии — август в жаркой южной стране был временем опасных эпидемий, поэтому возникла традиция выносить (износить) Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в «отвращение болезней», призывая на помощь силу Спасителя.
    На Руси византийский праздник совпал с днем Крещения Руси — 1 августа 988 года, который упоминается в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». До сих пор в этот день по всей России проходит т.н. малое водосвятие (в отличие от Великого водосвятия на Крещение). Отсюда и пошло название «Мокрый» или «Спас на воде». В этот день на Руси совершались крестные ходы к водоемам, крестьяне купались для здоровья и очищения грехов, в последний раз купали лошадей; чинили и святили колодцы.
    С XII века на этот день приходится еще одно торжество: празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В его основе — исторические события, которые параллельно разворачивались в Греции и на Руси. 1 августа 1164 года два властителя, самые яркие представители православной цивилизации своего времени, одновременно отправились воевать с противниками христианской веры, каждый со своими. Византийский император Мануил Комнин — с сарацинами, владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский — с волжскими булгарами.
    И Андрей, и Мануил одержали победу и, как позже выяснилось в переписке между столичными Владимиром и Константинополем, после сражения и в русском, и в византийском станах произошло великое чудо: в ознаменование небесной помощи и спасения от хоругвей, крестов и икон Спасителя и Божьей Матери изошло яркое сияние, осветившее войска. Память об этом событии и сохранилась в церковных торжествах и молитвах 1 (14) августа.
    С этими праздниками в православном календаре совпадает и день памяти Маккавеев — семи ветхозаветных мучеников из Иудеи времен царя Антиоха Епифана, пытавшегося навязать иудеям поклонение языческим (греческим) богам. Непокорные Маккавеи остались верны вере в единого Бога и за это казнены в 166 году до Рождества Христова.
    Но самое важное: 14 августа начинается Успенский пост, по строгости почти равный Великому Посту. Нельзя есть даже рыбу — кроме одного дня, Спаса Преображения 19 августа. Успенский пост длится две недели, до дня Успения Пресвятой Богородицы 28 августа, главного праздника почитания Девы Марии в православной традиции.
    Несмотря на всю строгость, Успенский пост всегда считался самым приятным: на столе уже присутствовали в изобилии овощи, фрукты и мед. «Успенский пост мужика досыта кормит», «Спасовка — лакомка, а Петровка — голодовка». В кафе и ресторанах наверняка появится особое постное меню или «медовое меню», но православным стоит помнить не только о своем животе, но и о смысле Успенского поста — духовной подготовке к Успению Пресвятой Богородицы.
    Но почему этот день в народе больше известен как Медовый Спас? С сельскохозяйственной точки зрения все просто: наши предки давно заметили, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов, поспевает мед нового урожая. В это время подрезали (заламывали) пчелиные соты — не только потому, что они полны, но и существовало поверье, что иначе соседские пчелы выкрадут мед из улья.
    Много веков назад возник обычай 14 августа вместе с водой освящать и медовые соты. Прекрасная связь дохристианских и христианских традиций, но человек, считающий себя православным, должен понимать, кого он за этот мед благодарит — некую «высшую силу» или Бога. Что есть мед — лакомство или воплощение Божьей благодати? Что делать с освященным медом — нести из храма домой, как из волшебного магазина, или, как было принято на Руси, «первый сот» отдавать сиротам, вдовам, больным? Если в вашем окружении таковых никак нет, священники советуют оставлять первый освященный мед в церкви — весь или хотя бы его часть. Именно этой жертвой освящается весь урожай.
    Редко, но Медовый Спас еще называют Макавеем или Маковым. Русский народ по-своему соединил день памяти иудейских мучеников Маккавеев и аграрные явления. К началу августа поспевает не только мед, но и мак. Так что церковный праздник переименовали в Макавей и готовили в этот день всяческие кушания с маком: маковое молочко (мак, растертый с медом), маканцы и мачники — постные пироги, пряники, рулеты…
    Кстати, в этот же день совершается освящение лекарственных трав. Но если относиться к этим традициям как к магическим обрядам, вряд ли выйдет что-то путное для души.
    19 августа — Преображение Господне, Яблочный Спас
    Второй Спас, Спас-Преображение, Спас-на-Горе — все эти старинные названия великого праздника Преображения Господня затмил Яблочный Спас. Хотя главное в этот день все-таки не яблоки.
    Когда-то духовная значимость этого события была понятна даже простым людям, читавшим Евангелия. Его подробно и очень похоже описывают Матфей, Марк и Лука: явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками, Петром, Иаковом и Иоанном, во время молитвы на горе Фавор в Галилее. Там во время молитвы Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет»… И был голос из облака: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».
    Согласно толкованию Евангелий, это событие произошло в феврале, но в православном календаре празднование перенесено на 6 (19) августа, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. Великому празднику Преображения посвящены многочисленные соборы и церкви по всей России. В праздник день в храмах совершается литургия, цвет одежд священников всегда белый, символизирующий божественный фаворский свет Преображения, способный рассеять мрак человеческого отчаяния и страха перед одиночеством и смертью.
    Традиция благословения плодов на праздник Преображения очень древняя: в это время в Иерусалиме и — шире — в Средиземноморье созревает виноград, который считается одним из образов Христа. В российских широтах винограда мало, зато в августе повсеместно плодоносят яблони… В соответствии с Богослужебным уставом, яблоки и другие плоды после освящения разрешается употреблять в пищу. Освящение плодов проводится в конце праздничной литургии, на которой должен присутствовать (и осмысленно в ней участвовать) каждый верующий.
    А когда-то в праздник Преображения в церковь приносили не только яблоки, но и колосья, и семена нового хлеба (к этому времени на полях заканчивалась жатва). Освященные зерна сберегались к началу посевов.
    Сегодня уже забылась поговорка «На второй Спас и нищий яблочко съест». А ведь это была прекрасная народно-христианская традиция, на Спас-Преображение делиться плодами урожая с неимущими. Говорят, обычай соблюдался так строго, что если кто-то не совершал это доброе деяние, о таком человеке говорили: «Не дай, Боже, иметь с ним дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!».
    29 августа — Хлебный Спас
    Третий Спас, Малый Спас, Спас на полотне, Холщовый Спас, Хлебный, Ореховый… Хлебный — потому что в этот день выпекают хлеб и пироги из нового урожая зерна, а освященный в церкви хлеб становится главным блюдом на праздничном столе. Ореховый — потому что к этому времени созревают лесные орехи (лещина), их можно собирать. Крестьянская мудрость, вложенная в эти названия праздника, в современном мире уже плохо считывается. Так же забылось, откуда взялось название «Холщовый» — холстами и полотнами в этот день уже давно не торгуют…
    Спас Малый — потому что праздник в честь перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа относится к малым церковным праздникам. Но особое почитание этого события на Руси выразилось не освящении хлебов, а в иконописи. «Спас на полотне» — название не только праздника, но и иконы «Спас Нерукотворный», одной из самых распространенных в России. Кстати, «Спас Нерукотворный» — первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.
    В отличие от Медового и Яблочного, в деревнях Хлебный Спас никогда не отмечали большими празднествами и широкими гуляньями: начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. «Гуляли» только в городах.
    На Третий Спас уже окончательно вступает в свои права осень: и в наши дни можно наблюдать, как в теплые края улетают последние ласточки и журавли…
    planeta.moy.su

  5. Felhathis Ответить

    В августе православные христиане будут отмечать сразу три праздника – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, который в простонародье называют Спас. Празднуют сразу три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый, именно в такой последовательности. Все праздники имеют свою фиксированную дату.
    Медовый, Яблочный и Ореховый Спас – праздники, которые отмечаются каждый год и несут особый смысл, наступая в определенный день, а также традиции и обряды, о которых мы расскажем вам чуть позже.

    Медовый

    Медовый Спас отмечается 14 августа. Медовый Спас – первый из трех праздников. Он установлен в честь Происхождения Животворящего Креста. Ежегодно Медовый Спас отмечается в середине августа, а именно – 14 числа.
    Другое название этого праздника – Маковей. Подобное название – дань памяти Маккавеев, семи мучениках, которых упоминают в Ветхом Завете. Однако в народе этимологию праздника переосмыслили и связали с маком, который как раз созревает к середине августа. Поэтому в этот день принято готовить еду с яблоком и маком.
    Медовый Спас важен и тем, что в этот день начинается Успенский пост, который является одним из самых коротких в году и заканчивается Преображением Господня и Успения Божией Матери. Продлится пост с 14 по 28 августа.
    Третье название – Спас на воде. Это связано с традицией подготавливать колодцы к зиме в этот день. С этого же праздника прекращали купаться в открытых водоемах, дабы не угодить под злую руку нечисти.

    Яблочный

    Яблочный Спас наступает 19 августа. Его отмечают почти через неделю после Маковея и по-другому называется Великий Спас. Все дело в том, что он совпадает с большим христианским праздником – Двунадесятым праздником Преображения Господня. В народе название праздника связывают с периодом сбора яблок. Согласно поверью, до этого дня употреблять в пищу яблоки нельзя.
    Ореховый Спас – 29 августа. Ореховый Спас – последний из трех Спасов и отмечается на следующий день после Успения Богородицы, завершая пост.
    По-другому Ореховый Спас также называют Хлебным, но еда здесь не причем. Просто в эту пору начинается сбор урожая хлеба. Ореховый Спас также называют Осенний или Холодный. Наши предки связывали этот праздник с началом осени, отсюда и пошли такие названия.

    Что святят в церкви на Медовый, Яблочный и Ореховый спасы

    Каждый Спас связан с освящением определенной группы продуктов. До праздника, как уже упоминалось, эти продукты были под запретом у истинных верующих. И лишь после покаяния в церкви, молитвы и освящения продукта его можно есть.
    На Спас святят:
    Медовый спас – в храм несут мед и мак;
    Яблочный спас – яблоки и другие округлые фрукты, чаще всего виноград и груши;
    Ореховый спас – орехи и еще с ними: ореховые ветви, листья для целебных настоек, а также хлеб, яблоки и виноград, мед.

  6. VEZADOZESU Ответить

    Медовый спас 14 августа
    В этот день начинается Успенский пост. Длительность поста небольшая, всего две недели, но по строгости Успенский пост сообразен Великому. Праздник этот называется в народе , так как на праздничном водосвятном молебне освящается мед нового сбора. После литургии совершается малое освящение воды. Для освящения округи на улицы и дороги из храмов принято выносить крест.

    Яблочный спас 19 августа
    В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвел трех апостолов – Петра, Иакова и Иоанна – на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета – Моисей и Илия – явились Господу на горе и беседовали с Ним, а глас Бога Отца из светлого облака, осенившего гору, свидетельствовал о Божестве Христа.
    Преображением на горе Фавор Господь Иисус Христос показал ученикам Славу Своего Божества для того, чтобы они во время Его грядущих страданий и Крестной смерти не поколебались в вере в Него – Единородного Сына Божия.
    По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют вторым, или яблочным спасом.

    29 августа православные христиане отмечают день Спаса Нерукотворного. По преданию, Нерукотворный образ отпечатался на полотнище, когда Христос утер им свое лицо. Образ хранился в городе Эдесе, в Сирии. Когда он был захвачен арабами, византийский император Константин велел выкупить образ. В 944 году образ был перенесен в Константинополь.
    В России Нерукотворный образ очень почитаем. Со знаменами, на которых был вышит образ, шли в бой воины.
    В народе третий Спас называли Спас на полотне, холщовый, а также хлебный, ореховый .Считалось, что с этого дня можно и нужно есть орехи, которые к этому времени уже поспевают. Народная мудрость, основанная на многовековом опыте, оказывается, и здесь права. Если в это время есть много мяса, можно сильно прибавить в весе. А в орехах содержится такой белок, который не образует жира. Поэтому-то наши предки старались в конце августа- сентябре есть больше орехов и грибов.
    Про третий Спас в народе говорят – Спас на холстах, Спас на полотне, на зеленых холмах холсты продают. К этому дню крестьянки заканчивали белить домашние полотна, освящали их святой водой, после чего уже начинали продавать.
    http://www.sestrenka.ru/s194/

  7. Devin Ответить

    Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

    Значение слова «Спас»

    Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.
    Изнесение Честных древ для нас — это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.
    Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара — могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

    Медовый спас

    Медовый Спас — 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

    Итория Медового Спаса

    Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.
    Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.
    В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.
    Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
    В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».
    Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.
    Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.
    Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.
    Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.
    После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.
    Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

    Традиции Медового Спаса

    Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.
    После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».
    Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.
    Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

    Яблочный спас

    Райские плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград,— внесенными в святилище Божие для освящения.
    Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть СВЯЗЬ С ОБНОВЛЕНИЕМ твари. Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны — утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные, прекрасные наслаждения.
    В житиях святых о сем говорится нередко. Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо! (Мк. 9, 5). То же пережил Н. А. Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом во время его преображения. Конечно, Царство Божие не пища и питие, говорит апостол Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для «новых» вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4),— хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами.
    Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий христианин изображает под образом сладких плодов.
    И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные блага переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем Завете царь Давид говорит: Вкусите и видите, яко благ Господъ (Пс. 33, 9). Поэтому этот   псалом читается теперь после освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, и после причащения, в концелитургии. И Господь говорит, что Он будет вкушать — «пить» «новое вино» — «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии Божием (Мк. 14, 25?; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом (Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).
    И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее   — таинство Тела и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите».
    И у святых отцов постоянно встречаются подобные образы. Святой Макарий Египетскийговорил,   что иногда человек, сподобившийся причастия Святого Духа, чувствует себя как бы «пьяный» и т. п. Но, конечно, все это нужно понимать в особом, духовном, смысле.
    Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании, конечно — не телесных, а подобных этим ощущениях. Какая уж теплота, когда на него и преподобного Серафима снег на вершок нападал, пока продолжалось все это состояние и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?! Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются словами: «как бы». Да и о Христе, во время преображения Его, говорится: «как бы солнце»; об одеждах: «как бы снег».
    Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге — ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это — символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.
    И, конечно, это — летний праздник… Царство Божие немыслимо представить в виде зимы, холода… Царство Божие празднуется под образом теплоты: и в Святое Причастие вливается теплая вода со словами: благословенна теплота Святаго Духа, ибо Дух Святой животворит, как бы согревает теплотою; причащающимся дается «теплота», соединение теплой воды с вином.
    Рождество же празднуется, — ибо человечество духовно тогда умерло, как деревья, — зимою. И в Вифлееме засияло «Солнце Правды»; это время — перелом зимы.
    Пасха — весною: начало пробуждения, восстания, оживления, воскресения и природы. И вся Пятидесятница — но Духов день — в теплое время празднуется.
    Воздвижение — осенью: тьма, грязь непролазная; борьба, аскетизм, крест, очищение от страстей. Но что посеешь осенью, то пожнешь!
    Богоявление — тоже зимою: чистота воды, белый снег, омовение от страстей, обновление — покаяние, исповедь, бесстрастие, крещение.

    История и традиции Яблочного Спаса

    Преображение Господне в 2017 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.
    Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору в Галилее (по Преданию — гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с ним.

    В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».
    Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.
    Праздник Преображения Господня отмечается с IV века — времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.
    Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете — одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с  Богом. На этом учении зиждется исихазм — восточно-христианская практика так называемой умной молитвы.
    Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической церковью.
    Народное название праздника Преображения Господня — Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, — яблоки. На основе уставных требований, сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».
    По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

    Ореховый Спас

    После Успения многие люди считают, что начинаются самые трудные в духовном отношении дни – «Богородицы, дескать, на земле нет до Рождества Ее». Говорят, что тяжело на душе, на сердце. Это, вероятно, остатки культа Мокоши, которая была прихотливо милостивой и изощренно жестокой богиней.
    «Увидела я, что Господь для нас – все, что есть благое и утешительное для помощи нам. Он – риза наша, что покрывает и укутывает нас по любви Своей, обнимает нас, делается нам убежищем, со всех сторон окружает нас по Своей любви, которая настолько нежная, что никогда не оставит Он нас. Итак, во всем этом увидела я, что Он есть все, что благо, как я разумею.
    И в этом Он явил мне нечто малое, не больше лесного ореха, лежащего в ладони моей руки. В этой малости я увидела три вещи: первую, что Бог создал мир, второе, что Бог любит его, третье, что Бог сохраняет его», – говорила Иулиания Норичская.
    Для нее орех был символом целого мира, не колдовского, но любимого Богом. Поистине, не только яблоко, но и простой орех можно взять в руку, словно мир.
    Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
    Богослужения торжественный зенит,
    Свет в круглой храмине под куполом в июле,
    Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули.
    (О. Мандельштам)
    Не бойтесь, – говорит Тот, Кто был пригвожден на древе – и да ликуют все древа дубравные днесь. Ибо после того, как Он стал проклятьем, нет ничего проклятого.
    Не от деревьев волшебство и страх – они приняли Христа Бога на свои ветви.
    Мир снова в ладони человеческой, как яблоко простое, как орех Юлиании Норичской.

    О Спасе на Правмире:

    Медовый, яблочный, ореховый спасы в 2017 году
    Какого числа Медовый спас в 2017 году?
    День Всемилостивого Спаса
    Какого числа Медовый Спас?
    Медовый Спас и Успенский пост 14 августа в 2017 году
    Медовый спас
    Ореховый Спас: культы древних и избавление от страхов
    История Храма Всемилостивого Спаса
    Грех ли есть яблоки до Преображения?

    Фильмы о Спасе:

    Преображение Господне. Православный календарь

    Православный мир 19 августа отмечает Яблочный Спас

    Православие, 14 августа. Какой Спас?

    В августе православные отмечают Медовый, Яблочный Спас

  8. FITO Ответить


    В августе многие народы отмечают праздники, связанные с окончанием сбора урожая. Есть такие праздники и в православной традиции. Учредил их 950 лет назад князь Вышгородский Андрей Боголюбский и названы они были Спасами. С тех пор ежегодно весь православный мир отмечает – Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. С этим светлыми праздниками связано много примет и традиций. Как их правильно отмечать? Что можно и нельзя делать в эти дни?
    Дни Спасов особенные, ведь названы они в честь Иисуса Христа, который, как принято считать в православии, умер на кресте за грехи человеческие, и спас людские души от адова пламени. Символами этих светлых праздников являются ароматный мед, спелые яблочки, лесные орешки и свежий хлеб на столе. Узнайте даты и приметы трех Спасов в августе 2018

    Первый Спас: Медовый или Маковый (Маковей)


    Отмечают его 14 августа и именуют праздником Животворящего Креста Господня. Это связано с тем, что много веков назад в Константинополе люди начали массово умирать в августовский зной от неизвестной болезни. Чтобы избавить народ от недуга было решено пронести по городу частицу креста, на котором был распят Спаситель. Именно так появилось название Спас.
    В народе праздник 14 августа принято называть Медовым Спасом, так как именно в это время на пасеках начинают сбор меда. Вечером на Спас принято было пробовать первый мед. Хозяйки в этот день пекли блины с медом, коврижки, плюшки и пирожки и угощали ими каждого вошедшего в дом. С этим связана поговорка: «На Первый Спас и нищий медку попробует». Поскольку праздник совпадал с началом Успенского поста угощения были постными.
    14 августа также отмечается день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. В народе переосмыслили название праздника и связали его с маком, который созревает к этому времени. Поэтому часто этот спас называют Макавеем и несут в церковь святить маковые головки, пекут выпечку и блины с маком и медом.

    Второй Спас: Яблочный

  9. CrazyFredy Ответить

    В
    августе существует три
    праздника в честь Спасителя, три Спаса: первый Спас –
    14
    августа
    по народному выражению – “на воде”; второй –
    19
    августа
    , “на горе”; третий –
    29 августа, “на полотне”.

    Праздник первого Спаса
    Установлен по случаю двойной победы: русский князь
    Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а
    греческий император Мануил – над арабами в 1164 году.
    Русский князь и греческий император имели в войсках
    своих Святой Крест Господень. Они оба усердно
    молились Ему о помощи
    и оба удостоились с войсками
    чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и
    Матери Божьей
    исходил свет и осенял войска. Храбро
    кинулись воины на неприятеля и победили. В память этого
    события установлен был крестный ход на реку, где
    во время освящения воды крестьяне старались выкупать
    своих лошадей.
    Первый Спас еще называют Медовым Спасом. Этот
    день – праздник пчеловодов, когда
    пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые
    соты, “На первый Спас и нищий медку покушает”,
    говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня
    пчелы перестают вырабатывать мед. Неизвестно откуда
    зашло в русскую деревню странное понятие о розах, но
    крестьяне считали, что когда перестают цвести розы,
    тогда происходит перемена и в росах. Действительно с
    14 августа
    выступают росы хорошие и безвредные. А что
    касается роз, то их перенесение в русскую землю
    последовало в царствование Алексея Михайловича (XII
    век).
    Праздник второго Спаса
    Второй Спас
    в день
    Преображения Господня

    Спас “на горе”. Раньше до второго Спаса
    фрукты есть было не положено.
    19 августа
    их несли
    в церковь для освящения, после чего все фрукты
    разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе
    второй Спас
    называется “Яблочным Спасом”. По
    освящении часть принесенного выдается притчу, а
    остальное относится в дом, где освященными яблоками
    разговляются.
    В.Селиванов в своей книге “Год русского земледельца”
    писал :

    “В этот день после обеда толпы баб и ребятишек
    осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются
    купцам, и покупают у последних все то, что даже было бы
    выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком.
    Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца;
    например, за одно яйцо получают две или три пригоршни
    яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить.
    В этот день насыпают целые воза падалицы и непадалицы,
    хороших даже сортов яблок, и разводят по окрестным
    приходам к церквам, где по окончании обедни все
    раскупается”.

    Праздник Третьего Спаса

    Третий
    Спас,
    то есть
    праздник Спасителя, –
    29 августа –
    Спас “на полотне”,
    назначенный в память
    перенесения нерукотворного образа Господня в
    Константинополь.

    Существует предание, что во время земной жизни
    Иисуса Христа
    князь Едесский тяжело заболел. Узнав о
    чудесах Спасителя, князь послал к нему своего
    художника с письмом, прося исцелить его от тяжелой
    болезни. Когда художник увидел лик Спасителя,
    сильно захотелось ему изобразить черты Его на полотне,
    но все труды остались напрасны – никак не мог он уловить
    черты лица Господня. Заметив это, Иисус
    Христос
    велел принести воды, умылся, вытер лицо Свое
    платком, и, к удивлению присутствующих, на платке тотчас
    же получилось изображение Его. Этот нерукотворный
    образ Свой Иисус Христос
    послал князю вместе с
    письмом, в котором писал: “Блажен ты, что уверовал в
    Меня, не видав Меня. После вознесения Моего придет к
    тебе ученик Мой и совершенно исцелит тебя от недуга”
    .
    Князь, получив образ и поклонившись Ему, почти совсем
    излечился от болезни. Сначала образ хранился в городе
    Едесс, где жил князь, впоследствии же был перенесен в
    Константинополь.
    Перенесение это было совершено
    16
    августа (29 августа н.ст.).

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *