Сколько видов электронных средств обучения допускается на одном уроке?

7 ответов на вопрос “Сколько видов электронных средств обучения допускается на одном уроке?”

  1. Ровин Ответить

    В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 50, ст. 7359; 2012, № 24, ст. 3069; № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3477; № 30 (ч. 1), ст. 4079; № 48, ст. 6165; 2014, № 26 (ч. 1), ст. 3366, ст. 3377; 2015, № 1 (часть I), ст. 11; № 27, ст. 3951; № 29 (часть I), ст. 4339 и ст. 4359), постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; 2004, № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953) постановляю:
    Внести изменения № 3 в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано Минюстом России 03.03.2011, регистрационный № 19993), с изменениями внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85 (зарегистрировано Минюстом России 15.12.2011, регистрационный № 22637) и постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 № 72 (зарегистрировано Минюстом России 27.03.2014, регистрационный № 31751) (приложение).
    А.Ю. Попова
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2015 г.
    Регистрационный № 40154
    Приложение

    Изменения № 3
    в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»
    (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81)

    Внести следующие изменения в СанПиН 2.4.2.2821-10:
    1. Пункт 1.3. изложить в редакции:
    «Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.
    Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.
    Для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях при строительстве и реконструкции предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях».
    2. По всему тексту санитарных правил:
    – слова «образовательный процесс» заменить словами «образовательная деятельность»;
    – слова «I ступени» заменить словами «начального общего образования»;
    – слова «II ступени» заменить словами «основного общего образования»;
    – слова «III ступени» заменить словами «среднего общего образования»;
    – слова «образовательное учреждение» заменить словами «организация, осуществляющая образовательную деятельность» в соответствующем падеже.
    3. Пункт 3.8. дополнить абзацем вторым следующего содержания:
    «На территории вновь строящихся зданий общеобразовательной организации необходимо предусмотреть место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.».
    4. Пункт 3.13. исключить.
    5. Пункт 4.1. дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
    «При проектировании и строительстве нескольких зданий общеобразовательной организации, находящихся на одной территории, должны предусматриваться отапливаемые (теплые) переходы из одного здания в другое. Неотапливаемые переходы допускаются в III Б климатическом подрайоне и IV климатическом районе.».
    6. Второе предложение абзаца первого пункта 4.5. изложить в следующей редакции: «Гардеробы оснащаются вешалками, крючками для одежды, высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учащихся, и ячейками для обуви. При гардеробных предусматриваются скамейки.».
    7. Абзац второй пункта 4.13. изложить в следующей редакции:
    «При размещении спортивного зала на 2-м этаже должны обеспечиваться нормативные уровни звукового давления и вибрации в соответствии с гигиеническими нормами.» .
    8. В пункте 4.21 абзац второй изложить в следующей редакции:
    «Медицинское обслуживание учащихся малокомплектных общеобразовательных организаций допускается на базе организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.».
    9. В абзаце пятом пункта 4.25 слова «дезинфицирующими средствами» заменить на слова «дезинфекционными средствами».
    10. Абзац пятый пункта 4.25 дополнить следующим предложением: «Допускается использование одноразовых сидений на унитаз».
    11. В пункте 4.28. во втором предложении слова «при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся – не менее 3,6 м.» заменить на слова «при условии соблюдения кратности воздухообмена».
    12. В абзаце первом пункта 5.7 после слов после «иметь темно-зеленый» дополнить словами «или темно-коричневый цвет и антибликовое покрытие.».
    13. Первое предложение абзаца четвертого пункта 5.7. изложить в следующей редакции:
    «Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающими гигиеническим требованиям.»
    14. Главу V «Требования к помещениям и оборудованию» дополнить пунктом 5.19. следующего содержания:
    «5.19. Вместимость малокомплектных общеобразовательных организаций определяется заданием на проектирование.
    5.19.1. При проектировании малокомплектных общеобразовательных организациях, обязательный набор помещений включает: гардероб; учебные кабинеты; столовую; санитарные узлы (раздельно для обучающихся и персонала); рекреации; помещение для хранения уборочного инвентаря; помещения медицинского назначения (кабинет врача для осмотра детей, процедурный кабинет); спортивный зал, помещение снарядной; административно-хозяйственные помещения, актовый зал и библиотеку. При спортивных залах оборудуются раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.
    5.19.2. Спортивный зал, столовая, технологические мастерские для мальчиков, гардероб размещаются на первом этаже. Допускается размещение гардероба в цокольном этаже задания.
    При проектировании общеобразовательной организации помещения раздевальных при спортивном зале предусматриваются площадью не менее 14,0

    каждая.
    5.19.3. В составе производственных помещений пищеблока предусматриваются следующие помещения: обработки овощей, заготовочный и горячий цеха, моечная для раздельного мытья столовой и кухонной посуды.
    Хранение пищевых продуктов и продовольственного сырья должно осуществляться в помещениях кладовых (для овощей, сухих продуктов, скоропортящихся продуктов). При организации ежедневного поступления пищевых продуктов и продовольственного сырья допускается использование одного помещения кладовой.
    5.19.4. Содержание и организация работы столовой в части объемно- планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, организации питания, в том числе формированию примерного меню, условий и технологии изготовления блюд, требований к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, организации питьевого режима, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению необходимой документации пищеблока (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.
    Режим питания и кратность приема пищи должны устанавливаться в зависимости от времени пребывания обучающихся в организации*.
    5.19.5. Поверхность стен, полов и потолков помещений медицинского назначения (кабинета врача для осмотра детей и процедурного кабинета) должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфекционными средствами. Используемые панели должны иметь гладкую поверхность.
    Площадь кабинета врача предусматривается не менее 12

    , процедурного – не менее 12

    .
    В помещениях медицинского назначения должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.
    Помещения должны иметь естественное освещение.
    Искусственная освещенность, источник света, тип лампы принимаются в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
    Необходимо предусмотреть помещение и (или) место для временной изоляции заболевших обучающихся.».
    15. Абзац первый пункта 6.2. после слов «спортивного зала – 20 – 22°С» дополнить словами «душевых – 24 – 25°С, санитарных узлах и комнатах личной гигиены должна составлять 19 – 21°С».
    16. В абзаце втором пункта 8.1. исключить слова «во вновь строящихся и реконструируемых».
    17. Пункт 8.5. изложить в следующей редакции:
    «В неканализованных районах здания общеобразовательной организации оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений. При строительстве общеобразовательных организаций в неканализованных районах не допускается устройство надворных туалетов.».
    18. В пункте 10.1. абзац второй изложить в следующей редакции:
    «Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.
    При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы.».
    19. Пункт 10.5. изложить в редакции:
    «Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице 3.
    Таблица 3

    Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся

    Классы
    Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)*
    Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах)**
    при 6-ти дневной неделе, не более
    при 5-ти дневной неделе, не более
    Независимо от продолжительности учебной недели, не более
    1

    21
    10
    2 – 4
    26
    23
    10
    5
    32
    29
    10
    6
    33
    30
    10
    7
    35
    32
    10
    8 – 9
    36
    33
    10
    10 – 11
    37
    34
    10
    Примечание:
    * Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
    ** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
    Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.
    Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.».
    20. В абзаце первом пункта 10.6 слова «максимальной допустимой нагрузки» заменить на слова «максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки».
    21. В абзаце втором пункта 10.6. исключить слова: «и 1 раз в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры».
    22. В абзаце третьем пункта 10.6. исключить слова: «и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе».
    23. Пункт 10.6. дополнить абзацами седьмым, восьмым, девятым, десятым и одиннадцатым следующего содержания:
    «Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
    – для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
    – для обучающихся 2 – 4 классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
    – для обучающихся 5 – 7 классов – не более 7 уроков;
    – для обучающихся 8 – 11 классов – не более 8 уроков.»
    24. Абзац третий пункта 10.8. дополнить предложением следующего содержания: «Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне)».
    25. Пункт 10.10. изложить в редакции:
    «Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
    – учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
    – использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока в день по 40 минут каждый).
    – рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
    – обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;
    – дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).
    В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию:
    – полдника и прогулок для всех учащихся;
    – полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения».
    26. Название четвертой графы таблицы 5 пункта 10.18 изложить в следующей редакции:
    «Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения».
    27. Пункт 10.18. дополнить абзацами пятым, шестым и седьмым следующего содержания:
    «Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 – 2-х классов – не более 20 минут, для учащихся 3 – 4 классов – не более 25 минут, для учащихся 5 – 6 классов – не более 30 минут, для учащихся 7 – 11 классов – 35 минут.
    Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 – 4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах – 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 – 2 классах составляет не более 25 минут, 3 – 4 классах и старше – не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 – 80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
    С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения».
    28. Пункт 10.20. изложить в следующей редакции:
    «Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки. Заменять учебные занятия физической культурой другими предметами не допускается».
    29. Пункт 11.9 изложить в следующей редакции:
    «Должностные лица и работники общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию и далее с периодичностью не реже одного раза в 2 года».
    _____________________________
    * СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 № 45, зарегистрированным Минюстом России 07.08.2008, регистрационный № 12085).

  2. Yozil Ответить

    Таблица 5
    Продолжительность непрерывного применения технических
    средств обучения на уроках
    Классы
    Непрерывная длительность (мин.), не более
    просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения
    просмотр телепередач
    Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения
    работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой
    прослушивание аудиозаписи
    прослушивание аудиозаписи в наушниках
    1 – 2
    10
    15
    15
    15
    20
    10
    3 – 4
    15
    20
    20
    15
    20
    15
    5 – 7
    20
    25
    25
    20
    25
    20
    8 – 11
    25
    30
    30
    25
    25
    25
    После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока – физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).
    Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 – 2-х классов – не более 20 минут, для учащихся 3 – 4 классов – не более 25 минут, для учащихся 5 – 6 классов – не более 30 минут, для учащихся 7 – 11 классов – 35 минут.
    Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 – 4 классах не должна превышать 5 минут, в 5 – 11 классах – 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 – 2 классах составляет не более 25 минут, 3 – 4 классах и старше – не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 – 80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
    С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.
    10.19. Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.
    10.20. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки. Заменять учебные занятия физической культурой другими предметами не допускается.
    10.21. Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).
    10.22. Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательной деятельности может обеспечиваться за счет:
    – физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4);
    – организованных подвижных игр на переменах;
    – спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
    – внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
    – самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.
    10.23. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).
    Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.
    Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.
    Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам (Приложение 7).
    В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.
    10.24. Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%.
    К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походах обучающихся допускают с разрешения медицинского работника. Его присутствие на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.
    10.25. На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.
    10.26. Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.
    10.27. При организации практики и занятий общественно полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.
    Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18-ти лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.
    Для проведения сельскохозяйственных работ (практики) в районах II климатического пояса следует отводить преимущественно первую половину дня, а в районах III климатической пояса – вторую половину дня (16 – 17 ч) и часы с наименьшей инсоляцией. Сельскохозяйственный инвентарь, используемый для работы, должен соответствовать росту и возрасту обучающихся. Допустимая продолжительность работ для обучающихся 12 – 13 лет составляет – 2 часа; для подростков 14 лет и старше – 3 часа. Через каждые 45 минут работы необходимо устраивать регламентированные 15-минутные перерывы для отдыха. Работа на участках и в помещениях, обработанных пестицидами и агрохимикатами, допускается в сроки, установленные Государственным Каталогом пестицидов и агрохимикатов.
    При организации в межшкольных учебных комбинатах занятий по трудовому обучению и профессиональной подготовке в 5 – 11 классах, предусмотренных образовательной программой, обеспечивается соблюдение настоящих санитарных правил и санитарно-эпидемиологических требований к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.
    10.28. При организации групп продленного дня необходимо руководствоваться рекомендациями, изложенными в приложении 6 настоящих санитарных правил.
    10.29. Кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями, и организована в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.
    10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 – 3 классах – 1,5 ч, в 4 – 5 классах – 2 ч, в 6 – 8 классах – 2,5 ч, в 9 – 11 классах – до 3,5 ч.
    10.31. При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа необходима организация питания обучающихся.
    10.32. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 – 2-х классов – более 1,5 кг, 3 – 4-х классов – более 2 кг, – 5 – 6-х – более 2,5 кг, 7 – 8-х – более 3,5 кг, 9 – 11-х – более 4,0 кг.
    10.33. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один – для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй – для приготовления домашних заданий.

  3. DLAXI Ответить

    Пять лет назад (и тоже аккурат перед Новым годом) славный главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко утвердил очередные «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (он же СанПиН 2.4.2.2821-10). Этот тридцативосьмистраничный документ в ожидании инспекторов Роспотребнадзора практически наизусть выучили все директора российских школ. Потому как в нормах этих прописано даже количество писсуаров в расчете на количество учащихся и цвета, в которые должен быть выкрашен коридор рядом с гардеробом. И ушлый инспектор, имея в руках эти самые СанПиНы, завсегда может директора оштрафовать.
    И все же самым главным положением СанПиНа был параграф 10.1, требующий, чтобы «наполняемость классов» не превышала 25 человек. В сочетании с нормативно-подушевым финансированием, когда школе платят за каждого обучающегося в ней человека, эта норма оказалась самой невыполнимой. Директор заинтересован взять как можно больше учеников. А мест-то обычно немного. По факту есть классы, где учатся 30 ребят, а то и 35. И как тут быть?
    И вот теперь в эти самые санитарные нормы и правила внесены изменения. Есть корректировки технические, например слова «образовательный процесс» решили заменить словами «образовательная деятельность». Но есть положения, важные для учителей и родителей. Вот о них мы расскажем.
    Уже не двадцать пять
    Тот самый абзац про 25 учеников и ни одной головой больше теперь сформулирован по-другому: «Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению». То есть – ура! – исчезла знаменитая норма. С другой стороны, а что мешает теперь директору набить в класс и 40 учеников? И как с такой оравой справится учитель?
    Не нагружать!
    Еще одно важное изменение касается «максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки» (то есть уроков).
    Если раньше один раз в неделю в первом классе допускалось проведение пятого урока – физкультуры, а во 2 – 4-м классах шестого урока (опять же физкультуры), то теперь занятия спортом для малышей сделали обязательными. Учебная нагрузка, согласно СанПиНам не должна превышать:
    ? для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
    ? для обучающихся 2 – 4-х классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
    ? для обучающихся 5 – 7-х классов – не более 7 уроков;
    ? для обучающихся 8 – 11-х классов – не более 8 уроков.
    Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).
    Снизилась и продолжительность уроков для первоклассников. Вот как сказано в документе:
    «Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  4. tantan Ответить


    Кабинет информатики
    или класс с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) или видеодисплейными терминалами (ВДТ) в учебных заведениях системы общего среднего образования организуется как учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной школы или учебного заведения среднего уровня образования любого профиля, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных и факультативных занятий как по курсу информатики, так и другим общеобразовательным или учебным предметам с использованием информационных технологий.
    Кабинет информатики должен быть выполнен как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и приобретению учащимися прочных знаний по информатике и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.
    Ориентация кабинетов информатики – на север, северо-восток. (п. 7.1.7 СанПиН 2.4.2.2821-10)
    В Кабинете информатики должно быть обеспечено информационное взаимодействие между учащимися и программно-аппаратными, техническими средствами хранения и обработки информации, между учащимися и учителем, необходимое для осуществления современного учебно-воспитательного процесса.
    Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
    Освещенность в кабинетах информатики на столах должна быть – 300 -500 лк, а на классной доске – 300 – 500 лк. При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.
    При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
    В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимую для обеспечения учебного процесса мебель, а также приборы, модели, принадлежности, пособия и другие предметы, которые хранятся в шкафах, на стеллажах или стационарно установленных стойках. (п. 102. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Запрещается увеличивать по отношению к количеству, предусмотренному проектом, по которому построено здание, число парт (столов) в учебных классах и кабинетах. (п. 103. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Оснащение кабинета
    Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. №336 “Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания”
    Подраздел 19. Кабинет информатики
    Специализированная мебель и системы хранения
    2.19.1.
    Доска классная
    2.19.2.
    Стол учителя
    2.19.3.
    Стол учителя приставной
    2.19.4.
    Кресло для учителя
    2.19.5.
    Стол ученический двухместный регулируемый по высоте
    2.19.6.
    Стул ученический поворотный с регулируемой высотой
    2.19.7.
    Шкаф для хранения учебных пособий
    2.19.8.
    Шкаф для хранения с выдвигающимися демонстрационными полками
    2.19.9.
    Система хранения и демонстрации таблиц и плакатов
    2.19.10.
    Комплект чертежного оборудования и приспособлений
    2.19.11.
    Боковая демонстрационная панель
    2.19.12.
    Информационно-тематический стенд
    Технические средства обучения (рабочее место учителя)
    2.19.13.
    Интерактивный программно-аппаратный комплекс
    2.19.14.
    Компьютер учителя, лицензионное программное обеспечение
    2.19.15.
    Планшетный компьютер учителя
    2.19.16.
    Многофункциональное устройство
    2.19.17.
    Документ-камера
    2.19.18.
    Акустическая система для аудитории
    2.19.19.
    Сетевой фильтр
    2.19.20.
    Средство организации беспроводной сети
    Технические средства обучения (рабочее место ученика)
    2.19.21.
    Компьютер ученика
    Электронные средства обучения (ПО, CD, DVD, видеофильмы, интерактивные плакаты, лицензионное программное обеспечение)
    2.19.22.
    Пакет программного обеспечения для обучения языкам программирования
    Демонстрационные учебно-наглядные пособия
    2.19.23.
    Комплект демонстрационных учебных таблиц
    Подраздел 20. Мобильный компьютерный класс
    2.20.1.
    Тележка-хранилище с системой подзарядки и вмонтированным маршрутизатором для организации беспроводной локальной сети в классе
    2.20.2.
    Мобильный компьютер учителя, лицензионное программное обеспечение
    2.20.3.
    Мобильный компьютер ученика, лицензионное программное обеспечение
    Рабочие места учащихся, оснащенные ПЭВМ или ВДТ, и организация их оборудования должны соответствовать гигиеническим требованиям Санитарных правил и норм (СанПиН 2.4.2.2821-10)
    В кабинете информатики обязательно должны быть средства подаротушения: не менее двух огнетушителей
    Помещения с вычислительной техникой следует оборудовать хладоновыми или углекислотными огнетушителями. (п. 472. Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»)
    Огнетушители должны размещаться в легкодоступных и заметных местах, где исключено попадание на них прямых солнечных лучей и непосредственное (без заградительных щитков) воздействие отопительных и нагревательных приборов. Ручные огнетушители должны размещаться: навеской на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя и на расстоянии от двери, достаточном для ее полного открывания. (п. 2.3.4. ГОСТ 12.4.009-83)
    Правила безопасного поведения при пожаре.

    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях” (с изменениями и дополнениями)
    Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы введены в действие с 1 сентября 2011 года. И являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.
    Документация кабинета информатики
    В начале каждого учебного года школьная комиссия (утверждается директором ОУ) должна проверить готовность кабинета информатики к учебному процессу и составить Акт приемки
    Санитарно-гигиенический паспорт кабинета;
    Инструкция по охране труда при работе на видеодисплейных терминалах и персональных электронно-вычислительных машинах (утвержденная директором);
    Правила техники безопасности (утвержденные директором);
    Шуточные правила техники безопасности (автор: Пашкова С.В., МУ ЗАТО Северск «СОШ №83»)
    Правила пожарной безопасности (утвержденные директором);
    Правила пользования ТСО (утвержденные директором);
    Правила поведения учащихся в кабинете информатики (утвержденные директором);
    ПТБ в кабинете информатики (видео)
    ПТБ в кабинете информатики (videjuroky.net)
    ПТБ в кабинете информатики (шуточное видео)
    ПТБ в кабинете информатики (обучающий видеоролик)
    Сертификаты соответствия требованиям нормативных документов на имеющуюся технику;
    Инвентарная книга учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, с планами дооборудования кабинета информатики (утвержденная директором);
    Журнал вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности;
    Журнал технического обслуживания и ремонта техники;
    Журнал учета работы в Интернете;
    График занятости кабинета информатики.
    Заведующий кабинета информатики
    Заведующий кабинетом несет ответственность за сохранность оборудования, ведение журнала инвентаризационной записи, содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременность и тщательность профилактического технического обслуживания вычислительной техники, правильное использование ее, регистрацию отказов машин и организацию их отладки или ремонта, за исправность противопожарных средств и средств первой помощи при несчастных случаях, за своевременное проведение вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности, за соблюдение преподавателем и учащимися правил техники безопасности, регистрацию в журнале времени начала и окончания каждого занятия, включения и выключения электропитания.
    Деятельность заведующего Кабинетом информатики охватывает широкий круг обязанностей, очень многогранна и ответственна.
    Учебные занятия в кабинете информатики
    При знакомстве с Кабинетом информатики преподаватель должен распределить учащихся и закрепить их по рабочим местам с учетом роста, состояния зрения и слуха; ознакомить с правилами техники безопасности и работы в кабинете. Учащиеся, в свою очередь, должны сдать зачет по технике безопасности и правилам работы в кабинете, что отмечается в “Журнале регистрации вводного и периодического инструктажей по технике безопасности”, в котором указывается дата инструктажей и зачетов, фамилии и инициалы преподавателей, проводивших инструктаж и принявших зачет, фамилии и инициалы учеников, сдавших зачет, содержание инструктажа. Ученики должны нести полную ответственность за состояние своего рабочего места и размещенного на нём оборудования.
    Преподаватели, работающие в Кабинете информатики, должны строго следить за выполнением учащимися требований техники безопасности и правил работы в кабинете и отмечать на каждом занятии в журналах использования КУВТ время начала и окончания работы, содержание ее, состояние рабочего места, отказы машин. При организации работы в Кабинете информатики следует исходить из необходимости интенсивного и одновременно эффективного использования оборудования.
    Учебная загрузка КУВТ должна составлять не менее 36 часов в неделю. Время, свободное от обязательных занятий по программе курса информатики, должно использоваться для преподавания других учебных предметов с использованием ПЭВМ, для факультативной и кружковой работы. Целесообразно также постараться подключить к внеклассной работе с учащимися их родителей.
    В Кабинете информатики может проводиться следующая работа:
    занятия по информатике и другим учебным предметам с использованием средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, учебного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ;
    составление учащимися прикладных программ по заданиям учителей и руководства учебным заведением для удовлетворения потребностей учебного заведения и базовых предприятий;
    внеклассные занятия с использованием средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, учебного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ.
    Длительность работы на ПЭВМ или ВДТ во время учебных занятий при соблюдении гигиенических требований к условиям, организации рабочего места и посадке учащихся определяется возрастом учащихся, временем начала работы, длительностью перемен (перерывов), предшествующих занятиям с ПЭВМ или ВДТ, а также зависит от их конструктивных особенностей.
    Непрерывная длительность работы учащихся 10 – 11 классов на ПЭВМ или ВДТ при сдвоенных уроках не должна превышать на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором – 20 минут. Интервал между работой на ПЭВМ или ВДТ на первом уроке и на втором должен быть не менее 20 минут, включая перемену, во время которой все учащиеся обязательно должны выходить из класса, а класс должен быть хорошо проветрен в любую погоду.
    Для учащихся 8 – 9 классов длительность работы на ПЭВМ или ВДТ не должна превышать 25 минут, 6 – 7 классов – 20 минут, 2 – 5 классов – 15 минут, 1 классов (6 лет) – 10 минут.
    Непрерывная длительность работы учащихся с компьютером (согласно изменениям в СанПин от 24.12.2015)
    Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:
    для учащихся 1-2-х классов — не более 20 минут;
    для учащихся 3-4 классов — не более 25 минут;
    для учащихся 5-6 классов — не более 30 минут;
    для учащихся 7-11 классов — 35 минут.
    Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках:
    в 1-4 классах не должна превышать 5 минут;
    в 5-11 классах — 10 минут.
    Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках:
    в 1-2 классах составляет не более 25 минут;
    3-4 классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
    С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.
    Работа на ПЭВМ или ВДТ должна проводиться в свободном ритме и темпе, отвечающем индивидуальным особенностям учащихся.
    Для учащихся 8 – 11 классов должен проводиться комплекс упражнений для глаз через 15–20 минут работы на ПЭВМ или ВДТ, для остальных классов – после установленной длительности работы. Во время уроков могут выполняться физкультпаузы целенаправленного действия.
    Пренебрегать выполнением комплексов упражнений для глаз, физкультминутками и физкультпаузами не следует, так как их проведение улучшает функциональное состояние зрительного анализатора, центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др. систем организма, способствует ликвидации застойных явлений в нижней половине тела и ног, образующихся при работе в положении сидя, улучшает кровоснабжение мозга.
    Занятия в кружках с использованием ПЭВМ или ВДТ должны проводиться не чаще двух раз в неделю, общей продолжительностью: для учащихся 2 – 5 классов ( 7-10 лет) не более 60 минут; для учащихся 6 классов и старше – до 90 минут.
    Недопустимо отводить время всего занятия в кружке для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается проводить их в конце занятия длительностью до 10 минут для учащихся 2 – 5 классов и до 15 минут – для более старших учащихся.
    Пример кабинета информатики
    Видео-экскурсия по кабинету информатики МБОУ Гимназия №24 г. Архангельск

  5. Нептун Ответить

    В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным нормам.
    Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны быть включены в объем максимально допустимой нагрузки.
    При 35-минутной продолжительности уроков во 2-х классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 ч, при 5-дневной – 25 ч.
    Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5-х классах зависит от объема недельной учебной нагрузки и определяется в соответствии с табл. 1.
    Таблица 1
    Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки
    Классы
    Максимально допустимая недельная нагрузка, ч
    6-дневная неделя
    5-дневная неделя
    1-е

    20
    2–4-е
    25
    22
    5-е
    31
    28
    6-е
    32
    29
    7-е
    34
    31
    8–9-е
    35
    32
    10–11-е
    36
    33
    Продолжительность урока не должна превышать 45 мин.
    В 1-е классы принимаются дети восьмого или седьмого года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей седьмого года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения медицинской психолого-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.
    Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста.
    Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:
    учебные занятия проводятся только в первую смену;
    5-дневная учебная неделя;
    организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
    проведение не более четырех уроков в день;
    продолжительность уроков не более 35 мин.;
    организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 мин.;
    использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии;
    организация дневного сна, трехразового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
    обучение без домашних заданий и оценки знаний обучающихся в баллах;
    дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
    В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:
    в первой четверти – 3 урока по 35 мин. каждый;
    со второй четверти – 4 урока по 35 мин. каждый.
    В начальных классах плотность работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, ухудшения зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению и математике.
    В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности включает участие обучающихся в комплексе мероприятий для каждого учреждения: в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа во время продленного дня, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой (Приложение 1).
    С этой же целью в школьные учебные планы для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).
    Учебные занятия следует начинать не ранее 8 ч утра без проведения нулевых уроков.
    В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.
    В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение в 1-х, 5-х, выпускных и классах компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
    В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20.
    Продолжительность уроков в таких классах составляет не более 40 мин. Коррекционно-развивающие занятия должны быть включены в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для каждого возраста.
    Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 в 1–4-х и не более 6 в 5–11-х классах.
    Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели учащиеся компенсирующих классов занимаются по облегченной программе в один из учебных дней в середине недели (например, в среду).
    В целях реабилитации и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения учащиеся компенсирующих классов получают необходимую помощь со стороны работников учреждения медико-психологической квалификации (психолога, педиатра, логопеда), а также родителей, пользуются техническими и наглядными пособиями.
    В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа учащихся и учителей. Оптимальным является раздельное обучение детей I ступени разного возраста. Допускается объединение детей I ступени в один класс-комплект, при этом предпочтительно формировать два таких класса. Оптимальным является объединение в один класс-комплект учащихся 1-х и 3-х (1 + 3), 2-х и 3-х (2 + 3), 2-х и 4-х классов (2 + 4). Для предупреждения утомления детей необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно четвертых и пятых) уроков на 5–10 мин., кроме уроков физкультуры.
    В тех учреждениях, где со 2-го класса применяется программированное обучение с использованием аудиовизуальных средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2-м классе – не более 20 мин., в 3-м – не более 25 мин.; на уроках математики во 2-м классе – не более 15 мин., в 3-м – не более 20 мин. На уроках чтения использование аудиовизуальных средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий. Независимо от ступени обучения наполняемость комплектов из двух классов должна составлять не более 25 человек, а из трех-четырех классов – не более 15.
    При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных средств обучения длительность их применения в учебном процессе устанавливается согласно табл. 2.
    Таблица 2
    Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения
    Классы
    Длительность просмотра, мин.
    диафильмы, диапозитивы
    кинофильмы
    телепередачи
    1–2-е
    7–15
    15–20
    15
    3–4-е
    15–20
    15–20
    20
    5–7-е
    20–25
    20–25
    20–25
    8–11-е

    25–30
    25–30
    В течение недели количество уроков с применением технических средств обучения не должно превышать для обучающихся I ступени 3–4, обучающихся II и III ступеней – 4–6.
    При использовании на уроках компьютерной техники непрерывная длительность занятий непосредственно с дисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к дисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.
    После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте (Приложение 2).
    На уроках труда следует чередовать различные по характеру задания. Учащиеся не должны в течение всей самостоятельной работы заниматься каким-либо одним видом деятельности.
    Общая длительность практической работы для обучающихся в 1–2-х классах – 20–25 мин., для обу­чающихся в 3–4-х классах – 30–35 мин.
    Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников должна составлять не более 5 мин., для обучающихся во 2–3-х классах – 5–7 мин., в 4-х – 10 мин., а при работе с деревом и проволокой – не более 3–4 мин.
    Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5–7-х классах не должна превышать 65% времени занятий; непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах – не более 10 мин., в 6-х – 12 мин., в 7-х – 16 мин.
    Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует организовывать в дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
    Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивают перерыв продолжительностью 45 мин.
    В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5–9-х классах сдвоенные уроки допускаются при проведении лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).
    Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5–9-х классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 мин.
    В 10–11-х классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.
    При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступеней обучения – предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.
    Расписание уроков строится с учетом статистики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня и учебной недели.
    Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 мин., большой перемены (после вторых или третьих уроков) – 30 мин.: вместо одной большой перемены допускается после вторых и третьих уроков устраивать две перемены по 20 мин. каждая. Перемены нужно проводить на свежем воздухе как можно больше, предлагая детям заняться подвижными играми. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 мин., из которых не менее 30 мин. отводится на организацию видов деятельности, способствующих двигательной активности обучающихся, на школьной спортплощадке, в спортивном зале или специальных помещениях, оборудованных тренажерами.
    Домашние задания учащимся следует задавать с учетом возможности выполнения в следующие сроки: в 1-м классе (со второго полугодия) – до 1 ч, во 2-м – до 1,5 ч, в 3–4-м – до 2 ч, в 5–6-м – до 2,5 ч, в 7–8-м – до 3 ч, в 9–11-м классах – до 4 ч.
    Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня.
    В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее 2 ч, для обучающихся II ступени – не менее 1,5 ч.
    Самоподготовку следует начинать с 16 ч дня. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения.
    Наилучшим сочетанием видов занятий учащихся в группах продленного дня являются двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на пришкольном участке), а после самоподготовки – участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов художественной самодеятельности, викторин и пр.).
    Гигиенические требования
    к расписанию уроков

    Современными научными исследованиями установлено: лучшее состояние умственной работоспособности у детей школьного возраста наблюдается с 10 до 12 ч утра. В это время отмечается наибольшая эффективность усвоения материала учащимися при наименьших психофизиологических затратах организма.
    Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на вторых – третьих уроках, а для обучающихся II и III ступеней – на вторых, третьих, четвертых уроках.
    Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале недели (понедельник) и в конце (пятница).

    Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее сложные предметы, либо средние и легкие по трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
    Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на вторых – четвертых уроках в середине учебной недели.
    Не следует планировать выполнение детьми в один день домашних заданий по предметам, требующим большего времени.
    При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г. Сивкова (1975), в которой трудность каждого предмета оценивается в баллах (табл. 3).
    Таблица 3
    Таблица И.Г. Сивкова
    Предмет
    Баллы
    Математика, русский язык
    11
    Иностранный язык
    10
    Физика, химия
    9
    История
    8
    Родной язык, литература
    7
    Естествознание, география
    6
    Физкультура
    5
    Труд
    4
    Черчение
    3
    Рисование
    2
    Пение
    1
    Дополнением к данной таблице могут служить данные опроса учащихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, а также еще не изученные предметы, оцениваемые не менее чем в 10 баллов.
    При составлении расписания уроков для учащихся 9–11-х классов, следует распределять учебную нагрузку в течение недели так, чтобы наибольшее суммарное количество баллов в день по сложности предметов приходилось на вторник и (или) среду, а для учеников 5–8-х классов – на вторник и четверг, чтобы учебная нагрузка в среду была меньше.
    Расписание составлено неправильно, если наибольшее число баллов приходится на крайние дни недели или одинаково в течение всей недели.
    Требования к организации медицинского обслуживания учащихся

    Во всех общеобразовательных учреждениях имеются медицинские работники средней квалификации и врачи-педиатры.
    Обучающиеся в общеобразовательных учреждениях проходят медицинские осмотры в соответствии с действующими требованиями, предъявляемыми федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения и образования.
    Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого-педагогической коррекции.
    Все работники учреждения проходят обязательные профилактические осмотры в установленном порядке.
    Администрация и медицинские работники общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий и лицеев при поступлении в них детей с хроническими заболеваниями должны разъяснять родителям, что обучение в таких учреждениях является дополнительным фактором риска для здоровья ребенка.
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1
    (рекомендуемое)
    Комплекс упражнений
    физкультурных минуток

    Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток для снятия локального утомления, а также общего воздействия.
    Физкультурные минутки
    для улучшения мозгового кровообращения

    1. И.п. – сидя на стуле.
    1–2 – отвести голову, плавно наклонив ее назад;
    3–4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать.
    Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
    2. И.п. – сидя, руки на пояс.
    1 – поворот головы направо;
    2 – и.п.;
    3 – поворот головы налево;
    4 – и.п.
    Повторить 6–8 раз. Темп медленный.
    3. И.п. – стоя или сидя, руки на пояс.
    1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево;
    2 – и.п.;
    3–4 – то же – правой рукой.
    Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
    Физкультурные минутки
    для снятия утомления с плечевого пояса и рук

    1. И.п. – стоя или сидя, руки на пояс.
    1 – правую руку вперед, левую вверх;
    2 – переменить положение рук.
    Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз, встряхнуть кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
    2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной поставить на пояс.
    1–2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед;
    3–4 – отвести локти назад, прогнуться.
    Повторить 6–8 раз, затем руки опустить вниз, встряхнуть ими расслабленно. Темп медленный.
    3. И.п. – сидя, руки вверх.
    1 – сжать кисти в кулак;
    2 – разжать кисти.
    Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз, встряхнуть кистями. Темп средний.
    Физкультурные минутки
    для снятия утомления с туловища

    1. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову.
    1 – резко повернуть таз направо;
    2 – резко повернуть таз налево, плечи неподвижны.
    Повторить 6–8 раз. Темп средний.
    2. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову.
    1–3 – круговые движения тазом в одну сторону;
    4–6 – то же – в другую сторону;
    7–8 – руки вниз, встряхнуть кистями расслабленно.
    Повторить 4–6 раз. Темп средний.
    3. И.п. – стойка ноги врозь.
    1–2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, – вдоль тела вверх;
    3–4 – и.п.;
    5–8 – то же – в другую сторону.
    Повторить 6–8 раз. Темп средний.
    Физкультурные минутки общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе выполнения.
    Комплекс упражнений физкультурных минуток
    для учащихся I ступени
    на уроках с элементами письма

    1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.
    И.п. – сидя, руки на поясе.
    1 – поворот головы направо;
    2 – и.п.;
    3 – поворот головы налево;
    4 – и.п.;
    5 – плавно наклонить голову назад;
    6 – и.п.;
    7 – голову наклонить вперед.
    Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
    2. Упражнение для снятия утомления мелких мышц кисти.
    И.п. – сидя, руки подняты вверх.
    1 – сжать кисти в кулак;
    2 – разжать кисти.
    Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
    3. Упражнение для снятия утомления мышц туловища.
    И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову.
    1 – резко повернуть таз направо;
    2 – резко повернуть таз налево, плечи неподвижны.
    Повторить 4–6 раз. Темп средний.
    4. Упражнение для концентрации внимания.
    И.п. – стоя, руки вдоль туловища.
    1 – поставить правую руку на пояс;
    2 – поставить левую руку на пояс;
    3 – опустить правую руку на плечо;
    4 – опустить левую руку на плечо;
    5 – поднять правую руку вверх;
    6 – поднять левую руку вверх;
    7–8 – хлопки руками над головой;
    9 – опустить левую руку на плечо;
    10 – опустить правую руку на плечо;
    11 – поставить левую руку на пояс;
    12 – поставить правую руку на пояс;
    13–14 – хлопки руками по бедрам.
    Повторить 4–6 раз. Темп: 1 раз – медленный, 2–3 раза – средний, 4–5 раз – быстрый, 6 раз – медленный.
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    (рекомендуемое)
    Комплекс упражнений гимнастики для глаз

    Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.

    Крепко зажмурить глаза, считать до трех, затем открыть глаза, посмотреть вдаль, считать до пяти. Повторить 4–5 раз.
    И.п. – правая рука вытянута вперед.
    Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
    Повторить 4–5 раз.
    И.п. – рука вытянута вперед.
    1 – смотреть на указательный палец;
    2 – смотреть вдаль.
    Повторить 4–5 раз
    .
    В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глаза посмотреть вдаль (6 сек.).
    Повторить 1–2 раза.
    Фото с сайтов:
    http://www.premier.edu.ru,
    http://www.s10vitebsk.narod.ru,
    http://www.segodnya.ua

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *