Смысл пословицы дружба как стекло разобьешь не сложишь?

4 ответов на вопрос “Смысл пословицы дружба как стекло разобьешь не сложишь?”

  1. Burilace Ответить

    КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
    ПОСЛОВИЦЫ
    Ласковое слово, что весенний день
    Смысл пословицы: ласковое слово вносит теплоту, доброжелательность в отношения между людьми. Эта мысль выражена простым двусоставным предложением, представляющим собой сравнение ласкового слова с весенним днем. Основа сравнения (признак) – теплота, причем в сочетании ласковое слово (подлежащем) подразумевается теплота в переносном значении этого слова – доброта, сердечность, а в сказуемом – весенний день – в прямом: когда воздух слегка нагрет солнцем. В сравнении, как правило, слова используются в прямом смысле.
    Многозначное слово слово в пословице употреблено в значении речь, высказывание, выражение, фраза. У слова что есть омонимы; в пословице оно выполняет функцию сравнительной частицы. В пословице закономерно чередуются ударные и безударные слоги, что сближает ее со стихотворной речью: /—/—/–.
    Корень ученья горек, да плод его сладок.
    В пословице говорится о трудностях, но и необходимости, пользе ученья. Эта мысль выражена сложносочиненным предложением. Состоящим из двух частей,  соединенным сочинительным противительным союзом да в значении «но». Подлежащие в частях предложения – текстовые антонимы корень – плод, сказуемые – лексические антонимы горек – сладок (краткая форма прилагательных «ГОРЬКИЙ – СЛАДКИЙ»).
    Слова, которыми выражены главные члены обоих частей предложения, употреблены в переносном значении: корень – основа чего-либо; плод-результат чего-либо; горький – очень тяжелый, трудный; сладкий – приятный, доставляющий удовольствие, наслаждение.
    3. Не узнав горя, не узнаешь и радости.
    Смысл пословицы: все в жизни узнается в сравнении. Эта мысль выражена простым односоставным обобщенно-личным предложением с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Многозначный глагол узнать использован здесь в значении получить представление о чем-либо на собственном опыте, испытать, изведать. В деепричастном обороте и в основной части предложения употреблены антонимы горе и радость. Это, конечно, не случайно: сравнение противоположных явлений дает особенно глубокое представление о каждом из них.
    4.Испокон века книга растит человека
    Несмотря на то, что все слова здесь вроде понятны, обратимся к словарю и уточним, в каком значении употреблено каждое из них в данной пословице; сделаем соответствующие выписки.
    Испокон века (фразеологизм) – с незапамятных времен, искони (искони (устар.) – издавна, с незапамятных времен; с самого начала, всегда). Книга – крупное подразделение литературных произведений. Растить – способствовать совершенствованию, развитию. Человек – личность как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств.
    В пословице говорится об огромной воспитательной роли литературы, которую она играет с момента ее появления, всегда.
    Эта мысль выражена простым двусоставным распространенным полным предложением, в котором грамматическая основа – книга растит; человека – дополнение, прямое; фразеологизм испокон века – обстоятельство времени. Все слова в пословице употреблены в тех значениях, которые указаны выше (см. выписки из словаря).
    Смысл пословицы можно передать и так: литература всегда способствует воспитанию человека как личности, воплощающей высокие моральные и интеллектуальные свойства. Сравнение пословицы с данной «расшифровкой» ее убеждает, что в пословице мысль выражена емко, лаконично.
    Форма пословицы стихотворная: рифмуются слова века – человека.
    5. Ученый водит – неученый следом ходит.
    В пословице говорится о необходимости, важности знаний для того, чтобы руководить другими, возглавлять что-либо, открывать новое. Одно из значений многозначного водить – идти во главе чего-либо, кого-либо, предводительствовать. Сочетание следом ходить значит идти по уже проложенному, проторенному пути, выполнять то, что прикажут или укажут другие, не открывая ничего нового. Конечно, интереснее водить, чем следом ходить. А для этого необходимо постоянно обогащать свои знания.
    Эти мысли выражены сложным бессоюзным предложением, состоящим из двух частей, связанных противительными отношениями, а также интонацией противопоставления, которая на письме передается знаком тире.
    Противопоставленность смысла частей предложения выражена также их синтаксической однотипностью (в обеих частях – порядок главных членов) и тем, что подлежащие в них – лексические антонимы ученый – неученый; это прилагательные в роли существительных.
    Форма пословицы стихотворная: рифмуются слова водит – ходит, закономерно чередуются ударные и безударные слоги, «перебив» ритма – на границе частей в сложном предложении.
    6. Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.
    Смысл пословицы: дорожите дружбой, ее легко потерять, но трудно, даже невозможно восстановить. Эта мысль выражена сложным бессоюзным предложением, состоящим из двух частей. В первой части дружба сравнивается СС стеклом, сравнение выражено сказуемым с оттенком сравнения и частицей как; предложение двусоставное, нераспространенное, подлежащее дружба,  сказуемое как стекло. Во второй части это сравнение аргументируется. Признак, на основе которого дружба сравнивается со стеклом: и то, и другое (в силу особой хрупкости, тонкости, ранимости в прямом и переносном смыслах) требует осторожности, бережности, деликатности. В грамматическом отношении вторая часть предложения – два обобщенно-личных нераспространенных  неполных предложения, связанных бессоюзно, условными отношениями, а также интонацией. Сравним: если стекло разобьешь, то из осколков его целого не сложишь.
    Пунктуация обусловлена грамматическими признаками предложения и его частей: в первой части тире перед сказуемым не ставится, так как есть частица как, которая усиливает оттенок сравнения; двоеточие – между частями сложного бессоюзного предложения, связанными причинными отношениями; тире ставится между второй и третьей частями, связанными условными отношениями.
    Теперь попробуйте самостоятельно провести комплексный анализ пословицы.
    Птичке ветка дороже золотой клетки
    Смысл пословицы: птичке, как и любому другому существу, свобода дороже наилучших удобств жизни. Эта мысль выражена простым двусоставным предложением (грамматическая основа ветка дороже), полным, распространенным. В предложении ветка как символ свободы (для птицы) сравнивается с золотой клеткой – символом наилучших удобств жизни, сытости и … неволи. Сравнение выражено при помощи простой формы сравнительной степени качественного прилагательного дорогой – дороже. Образ золотой клетки появился сначала, наверное в сказках, а потом уж – и в пословице. Прилагательное золотой употреблено в них в прямом значении – клетка из золота, следовательно, относительное.
    В пословице есть элемент стихотворной речи: ветка – клетки (неточная рифма).

  2. Я не ты ! Ответить

    ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «ТВОИ ДРУЗЬЯ И ТЫ»
    Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.
    Цель — показать значение ответственного отношения к дружбе.
    Занятие рекомендуем начать с чтения отрывка из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (глава 21), в которой говорится о Лисе, прирученном Маленьким принцем. Главный лейтмотив этого отрывка заключен в словах: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты навсегда в ответе за всех, кого при­ручил». Эти мысли и надо донести до детей в беседе, задав им примерно следующие вопросы: «Вам понравился Маленький принц? А Лис? Почему Лис начинал волноваться, если Маленький принц не приходил вовремя? Они стали друзьями? Как это произошло? Какой главный секрет открыл Лис Маленькому принцу? Что это значит? Это действительно важно?» (Можно также предложить детям нарисовать Маленького принца и Лиса.)
    Познавая внутренний мир человека через художественный образ, ребенок постепенно начнет оценивать и себя, свои мысли, поступки, отношения с детьми, продвигаясь к пониманию, что рядом существует другой человек со своим внутренним миром, который скрыт, но проявляется в действиях и поступках. В литературных произве­дениях внутренний мир персонажей произведений открыт для читателя благодаря автору. Анализируя вместе с детьми прочитанное, учитель помо­гает им разобраться в поступках геро­ев, объясняет причину того или ино­го решения, помогает вынести нрав­ственную оценку поступку героя и дать ей обоснование. В процессе такой работы дети учатся оценивать других и критично относиться к себе.
    Далее учитель предлагает детям попробовать разобрать историю двух друзей из рассказа В.Носова «Огурцы». (Рассказ может быть прочитан учите­лем или по ролям детьми.)
    Для беседы по содержанию расска­за можно использовать следующие вопросы: «Какое настроение было у ребят, почему? Как отнеслась к собы­тиям мама, почему? Что понял наш герой после разговора с мамой? Ка­кие чувства пришлось ему испытать? Страдал ли он от своего поступка? Что дал ему разговор со сторожем? (Облегчение, чувство победы над собой.) Оста­нутся ли мальчики друзьями после этой истории? Как бы вы поступили на месте обоих приятелей?».
    Основные выводы, к которым долж­ны прийти дети: нельзя слушать дур­ные советы, поддаваться уговорам да­же друзей; жить надо своим умом и по совести.
    Учитель отмечает далее, что мно­гие пословицы и поговорки, выражаю­щие народную мудрость, посвящены дружбе. Они помогут, подчеркивает учитель, разобраться, как важен друг в жизни каждого человека, каким должен быть товарищ, всему ли надо учиться у друга.
    Без друга в жизни туго.
    Друга ищи, а найдешь — береги.
    Верному другу цены нет.
    Легко друзей найти, да трудно со­хранить.
    • Легче друга потерять, чем найти.
    Далее учитель спрашивает детей:
    «Так каким же должен быть хороший товарищ, друг?».
    Важно, чтобы дети поняли, что дру­зья должны быть по отношению друг к другу вежливыми, заботливыми, чут­кими.
    В словах учителя может прозвучать и такая мысль: любую работу в одиноч­ку выполнять тяжело и непросто, а ког­да все стараются ее выполнить и дела­ют это дружно, тогда все получается.
    Дети должны осознать необходи­мость приобретения опыта сопережи­вания товарищам в их бедах и разделе­ния с ними радостей. Надо показать, что неумение радоваться успехам дру­гого приводит к чувству зависти. За­висть уродует личность и портит вза­имоотношения людей. За ней может последовать желание, чтобы кто-то по­терпел неудачу или с ним случилась неприятность. Примеры проявления детской зависти учитель приводит из наблюдений за поведением детей в ежедневном общении. Хороший ответ одноклассника, полученный им выс­ший балл тоже могут стать предметом детской зависти. А дружба будет приносить радость только тогда, когда дети начнут внимательно относиться друг к другу, наблюдая за настроением, душевным состоянием друга, разделяя его радости и огорчения. Воспитание душевной способности к сопереживанию — одна из тончайших и труднейших задач нравственного
    образования и воспитания. По словам В.А.Сухомлинского, сопереживанию—умению мысленно перевоплотиться в другого человека, поставить себя на его место — надо учить ребенка с первых шагов его сознательной жизни. Продолжая беседу, учитель задает следующие вопросы: «Нужны ли тебе товарищи, друзья? Зачем?».
    Желательно вместе с детьми вы­вести следующие простые правила дружбы:
    •Будь вежлив и спокоен со своими друзьями, не забывай их благодарить, используя «волшебные слова», здоро­вайся при встрече с ними и их родите­лями.
    • Если знаешь интересные игры или что-то умеешь делать, научи других.
    В играх будь справедливым, не возму­щайся.
    Правила «НЕ»:
    Не спорь с другом по пустякам, не ссорься, старайся быть ровным в обра­щении с ним.
    Не ябедничай. Если считаешь, что друг в чем-то не прав, скажи ему об этом сразу, останови, если он занима­ется чем-то плохим.
    Не обижай малышей, играй с ни­ми; если они поссорятся, помири их.
    Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается, не сердись и не падай духом, если что-то не выходит, помни: «Время и труд все перетрут».
    Правила друзей (записываются на доске)
    Будь верным и надежным другом. Храни дружбу, не ссорься по мелочам.
    Не перекладывай свою работу на то­варища. Помоги другу, если ему трудно. Порадуйся вместе с ним его успеху. Дружба рождается в совместных де­лах.
    Дидактические материалы
    Задания
    1. Придумай продолжение рассказа, как девочки помогли своей подруге.
    Мама сегодня задерживалась на ра­боте и еще утром попросила Наташу помочь ей. Надо было забрать млад­шую сестренку из детского сада, ку­пить хлеб и молоко. Наташа все успе­ла. После школы пообедала, сделала уроки, купила продукты и вовремя пришла за сестрой Олей в детский сад. По дороге домой Оля раскапризнича­лась, а в это время им повстречались Наташины подруги из школы…
    2. Вспомни басню И.А.Крылова
    «Лебедь, Щука и Рак» и ответь на во­просы:
    Почему они решили везти воз с поклажей?
    Была ли у Лебедя, Щуки и Рака общая цель? Если да, то в чем она со­стояла?
    Удалось ли им выполнить заду­манное? Почему?
    Они делали все вместе, сообща или, будучи рядом, каждый делал свое?
    Чего им не хватило? Что нужно было сделать, чтобы сдвинуть и повез­ти воз?
    3. Прочитай басню и ответь на во­просы.
    Муравей и Голубка
    Муравей спустился к ручью: захо­тел напиться. Волна захлестнула его и чуть не утопила.
    Голубка несла ветку; она увидела — Муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей.
    Муравей сел на ветку и спасся.
    Потом охотник расставил сеть на Голубку и хотел захлопнуть.
    Муравей подполз к охотнику и уку­сил его за ногу: охотник охнул и уро­нил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
    — Какими качествами обладают Муравей и Голубка? Какие они (до­брые, смелые, благородные) или о них можно сказать другими словами, бо­лее подходящими к этому случаю?
    4. Выбери и подчеркни правиль­ный ответ на вопрос «Как надо относиться к друзьям?»
    Быть добрым и чутким.
    Уважать.
    Не считаться с их мнением.
    5. Выбери три из названных ниже
    качеств, подчеркни их.
    вежливый — справедливый скромный — терпеливый отзывчивый — уступчивый гордый — драчун честный — смелый Цель методики определить, какие качества в друге ценит ученик.
    6. Правила «нельзя».
    Прочитай:
    Г.Остер Советы наоборот
    Совет 14 Требуют тебя к ответу? Что ж, умей держать ответ. Не трясись, не хнычь, не мямли, Никогда не прячь глаза. Например, спросила мама: «Кто игрушки разбросал?» Отвечай, что это папа приводил своих друзей. Ты подрался с младшим братом? Говори, что первый он Бил тебя ногой по шее и ругался как бандит. Если спросят, кто на кухне все котлеты искусал, Отвечай, что кот соседский, А возможно, сам сосед. В чем бы ты ни провинился, Научись держать ответ. За свои поступки каждый Должен смело отвечать.
    Проанализируй строки стихотво­рения и допиши основные правила «надо» и «нельзя» в отношениях с дру­зьями
    Надо
    с друзьями.
    Нельзя
    с друзьями.
    Надо
    с друзьями.
    Нельзя
    с друзьями.
    Нельзя
    Нельзя
    .
    Народная мудрость
    Пословицы и поговорки
    Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.
    Друзей-то (приятелей) много, да дру­га нет.
    Нет друга, так ищи, а найдешь — бе­реги.
    Старый друг лучше новых двух.
    Новых друзей наживай, а старых не теряй.
    Недруг поддакивает, а друг спорит.
    Вопросы и задания:
    Попробуй объяснить смысл каждой пословицы.
    Какие из этих пословиц подсказыва­ют нам, как надо ценить друзей?
    Тексты
    Р. Гамзатов
    Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей, На земле друзей не так уж много, Опасайтесь потерять друзей.
    Вопросы:
    Почему людям нужна доброта?
    Как связана доброта с дружбой?
    В. Шекспир Настоящий друг везде Верен: в счастье и в беде. И всегда, без лишних слов, Он помочь тебе готов. Вопросы:
    Каков основной принцип поведения друга?
    Как можно такого друга назвать? (Верный.)

  3. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *