Сочинение почему комедия называется горе от ума?

14 ответов на вопрос “Сочинение почему комедия называется горе от ума?”

  1. Weezy Ответить

    «Горе от ума» — первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).
    Название первой редакции комедии было другое — «Горе уму». Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать, что в основе сюжета комедии лежит романтический конфликт, а сам Чацкий — романтический герой. Смысл названия комедии был бы так же ясен — горе умному человеку.
    Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умен Чацкий. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает. Только неумный человек может «метать бисер перед репетиловыми и ему подобными». «Что такое Чацкий? — пишет Пушкин в своем письме к Вяземскому. — Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом». Если проанализировать поведение Чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно. Часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает («оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Чацкий смеется над всеми, но над собой — никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным. Он очень глупо ведет себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека, отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит». Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к Молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть, Грибоедов понимает слово «ум» шире, не только как интеллектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь.
    Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится, — тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи светскому обществу. У Молчалина цель жизни — медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью, для него Софья — еще одна возможность для осуществления его замыслов.Софья мечтает о робком тихом влюбленном. Ее идеал — «муж-мальчик», «муж слуга». У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным.: Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь. Его волнует только один вопрос: «Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»
    Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья — из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.
    Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, — не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.
    Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.

  2. PrinceSSkA Ответить

    Главными героями комедии “Горе от ума” являются Чацкий и Фамусов. А.С. Грибоедов показывает столкновение ума Чацкого и глупости фамусовского общества.
    Фамусовское общество характеризуется лживостью, глупостью, невежеством и нежеланием преодолеть свои недостатки. Это доказывают многие эпизоды комедии. Главный идеолог Фамусов говорит:
    Скажи-ка, что глаза ей портить не годится
    И в чтеньи прок-от не велик:
    Ей сна нет от французских книг,
    А мне от русских больно спится.
    Фамусов осуждает желание своей дочери Софии, а также молодых людей в общем учиться, узнавать что-то новое, он говорит:
    Вот то-то, все вы гордецы!
    Спросили бы, как делали отцы?
    Он приводит пример, как его родственник добился расположения царицы тем, что на старости лет падал лбом на пол, чтобы рассмешить высочайших господ. Фамусов и его окружение считали, что нужно добиваться расположения высших чинов всеми возможными способами. Я думаю, эти люди были подхалимами, лжецами или попросту глупцами. Чацкий, когда вернулся из путешествия, был очень оживлен, он мечтал увидеть свою любимую Софию, но не нашел взаимности и был огорчен. Чацкий имел хорошее образование, был грамотным, начитанным человеком. Он вернулся на родину, чтобы помочь друзьям, людям, которые его вырастили, получить образование, рассказать, что он видел за границей. Чацкий столкнулся с непониманием, нежеланием что-то менять и даже с осуждением, но на все упреки он отвечает: “А судьи кто?”. Он считает, что каждый человек имеет право на свое мнение, на свою жизненную позицию, осуждает подхалимов, лжецов. Чацкий был огорчен, что любимая за его искренние чувства распустила слух, что он сумасшедший, и, по большому счету, на его стороне была только Лизонька, она понимала его и даже советовала Софии обратить на него внимание. Чацкий был человеком чести, верности, правды, он не выдержал осуждения со стороны фамусовского общества и решил уехать обратно за границу. Он хотел развиваться, много читал, боролся за свободу мысли и слова. Я думаю, что А.С. Грибоедов назвал “Горе от ума” комедией потому, что сам жил во времена фамусовского общества, видел, что происходит вокруг и, мне кажется, находил это смешным и глупым. А.С. Грибоедов был общественным деятелем, он ездил с дипломатической миссией в Иран, но из-за военных действий прервал свою миссию. Мне кажется, что автор представлял в роли Чацкого себя и свое окружение.
    Комедия названа “Горе от ума” потому, что Чацкий пострадал из-за своего желания как-то изменить людей, показать им, что можно делать добро бескорыстно, “служить делу, а не лицам” и не зависеть от высших чинов. Чацкий — борец за правду, честность, верность и дружбу, образование.
    Беру!

  3. chiliperchik Ответить

    Категория: Сочинения по русской литературе
    Пьеса «Горе от ума» написана в первой четверти девятнадцатого века, когда в обществе назрела необходимость перемен. В это время в России действовали многие тайные кружки и общества, которые объединяли просвещенную молодежь. Одним из представителей этой просвещенной молодежи был Чацкий Александр Андреевич, главный герой комедии «Горе от ума».
    Почему автор выбрал такое название? Что он хотел этим сказать?
    Главный герой имеет незавидную судьбу, несмотря на свое положение в обществе. Это небогатый дворянин, молодой человек, который получил образование и несколько лет путешествовал по Европе. Все это время он думал и размышлял о своей Родине и ее судьбе. Мысли эти не были веселыми. Александр Андреевич осознавал необходимость перемен в армии, государственном устройстве, в самом обществе. Ему казалось, что русский народ ограничивают, лишают всякой возможности к развитию, пока существует крепостное право.
    Чацкий переживал за свой народ, за будущее своей Родины, очень много думал. Радости ему эти мысли не принесли, одни только неприятности.
    Некоторым людям ум не несет пользы, а делает только несчастнее, поскольку их не понимают окружающие. Главный герой произведения был осмеян ограниченным фамусовским обществом, был выдворен за его рамки, остался один против всех. Именно поэтому автор считает, что радости герою от ума не прибавилось, только горе. Горе от ума.
    Сейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:}

  4. Сын виликого Отца Ответить

    Грибоедов назвал свою пьесу комедией, и это вызывает недоумение: концовка «Горя от ума» совсем не смешная и не счастливая, как это обычно бывает в комедиях. Положительный герой Чацкий терпит полный крах: он теряет любимую девушку, его общественное служение не приносит никакого результата, напротив, его объявляют сумасшедшим, и он вынужден уехать из Москвы. Учитывая сказанное, «Горе от ума» скорее можно назвать драмой, но, внимательно проанализировав пьесу, следует согласиться с автором — он написал именно комедию.
    В основе любой комедии лежит эффект комического: он состоит в том, что внутренняя пустота и ничтожность героя (героев) прячутся за внешностью, которая имеет претензии на содержание и реальное значение. Это противоречие между блестящим внешним видом и внутренней пустотой представлено в «Горе от ума». Идеолог дворянства Фамусов с гордостью рассуждает в пьесе о заслугах своего класса перед государством, о дворянской образованности, высокой нравственности и чести. Однако при ближайшем рассмотрении русское дворянство выглядит совсем по-другому: мелочность, корысть, стремление к праздной жизни, страх перед просвещением, недостаточная образованность – вот что увидел Грибоедов в русском дворянстве и высмеял в своей пьесе.
    Комическое прямо, без намёков может проявляться в двух видах — в сатире и юморе. Сатира — гневное осмеяние всего, что мешает осуществлению передового (положительного) общественного идеала. Сатира в корне отрицает осмеиваемое явление. Юмор — добродушный смех над личными недостатками человека. В «Горе от ума» есть и юмор, и сатира. Например, юмористическая ситуация складывается, когда Фамусов в первом действии ставит Софье в пример своё монашеское поведение, а за несколько минут до этого заигрывал с Лизой. Лиза, видимо, хочет уличить Павла Афанасьевича и начинает говорить, но он быстро прерывает её: «Молчать! Ужасный век!» (1,4). Или в начале второго действия Фамусов диктует секретарю Петрушке длинный список праздничных и поминальных обедов, на которые он приглашён на будущей неделе, и тут же рассуждает о вреде обжорства. С юмором описываются шесть княжон, легкомысленных и болтливых. Однако в «Горе от ума» главную роль играет сатира, поскольку автор изображает не смешные недостатки отдельных персонажей, а героев-представителей различных общественных течений в русском обществе первой четверти XIX века.
    Дворянскому реакционному лагерю Грибоедов даёт резко отрицательную оценку, возвышающуюся до гневной сатиры. Беспощадно высмеиваются все представители фамусовского общества, начиная с самого Павла Афанасьевича. Саморазоблачение (самохарактеристика) — главный приём, используемый автором для изображения героев. Фамусов — довольно важный чиновник — к своим служебным обязанностям относится халатно. Он откровенно заявляет, что не имеет желания вникать в дела:
    А у меня что дело, что не дело,
    Обычай мой такой:
    Подписано, так с плеч долой. (1,4)
    Фамусов демонстрирует презрительное отношение к подчинённым (Молчалину, слугам) и одновременно восхваляет заискивание перед важными персонами, вспоминая о дяде Максиме Петровиче:
    А дядя! что твой князь? что граф?
    Сурьёзный взгляд, надменный нрав.
    Когда же надо подслужиться,
    И он сгибался вперегиб…(II, 2)
    Фамусов — старик, человек прошлого века, поэтому сатира Грибоедова по отношению к этому герою не очень ядовита. Зато молодых дворян чиновника Молчалина и полковника Скалозуба — автор не щадит. Молчалин в начале пьесе показан застенчивым, услужливым молодым человеком, старательным чиновником, о котором Фамусов говорит:
    Один Молчалин мне не свой,
    И то затем, что деловой. (II, 5)
    Дальнейшие события раскрывают суть этого героя. Мелкие чувства, подленькое желание сделать карьеру, несмотря ни на что, даже пожертвовав ради карьеры любовью, честью, человеческим достоинством, — вот каков Молчалин на самом деле. Его саморазоблачение происходит в последнем действии, когда он рассказывает Лизе о завещании отца угождать всем подряд: начальникам, домовладельцу, слугам, дворнику, даже дворниковой собаке.
    При сравнении Молчалина и Фамусова обнаруживается второй сатирический приём Грибоедова — «кривое зеркало». Старый и молодой чиновники внешне не похожи друг на друга: один – солидный, состоятельный барин, уважаемый всеми и знакомый со всей Москвой; другой — бедный, не известный никому секретарь, переведённый из Твери. Однако взгляды на жизнь у них одинаковые. В Молчалине, как в кривом зеркале, отражаются карьеризм и низкопоклонство, которые в скрытой форме присущи Фамусову. Молчалин убеждён, что обязан подчиняться начальникам во всём не потому, что они правы, а потому, что пока у него чин маленький: «В мои лета не должно сметь Своё суждение иметь» (III, 3). Он даже принимает вид влюблённого в Софью, чтобы угодить дочери своего начальника. Будущность у Молчалина самая блестящая, он со временем станет новым Фамусовым, а может, пойдёт и ещё дальше. Достаточно вспомнить рассказ Репетилова о бывших секретарях его высокопоставленного тестя:
    Секретари его все хамы, все продажны,
    Людишки, пишущая тварь,
    Все вышли в знать, все нынче важны,
    Гляди-ка в адрес-календарь. (IV, 5)
    Таким образом, Молчалин, по мнению Грибоедова и Чацкого, «дойдёт до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных» (1,7).
    Приём «кривого зеркала» используется при создании образов Чацкого и Репетилова. В Репетилове Грибоедов высмеивает пустозвонство, претендующее на ум, и значительность. Если Чацкий серьёзно критикует общественные нравы в России, недостатки дворянства, то Репетилове весёлой компанией из Английского клуба «интересничает» и играет в заговорщиков. Если у Чацкого есть высокий общественный идеал, к которому он устремлён, то у членов «секретнейшего союза» (IV, 4) нет никаких убеждений, а есть желание скандализировать общество смелыми фразами и вызывающим поведением, «чтоб свет о них хоть что-нибудь сказал» (III, 1). Репетилов в пьесе является карикатурой на Чацкого, так как неумолкающая болтовня первого внешне похожа на умные, хотя часто неуместные рассуждения Чацкого. Главный герой красиво проповедует перед бабушками и дедушками на балу, перед Скалозубом и Молчалиным, которых, по мнению автора, высокими словами не исправишь, тем более что Чацкий и все остальные персонажи не слушают друг друга. Такой комический приём изображения называется «разговор глухих».
    В пьесе есть сцена, когда Фамусов, чтобы не слушать крамольные речи Чацкого, затыкаетушиине слышит даже доклад своего лакея (II, 2). Эта ситуация повторяется, когда на балу разговаривают два глухих старичка — графиня-бабушка Хрюмина и князь Тугоуховский — и никак не могут понять друг друга (III, 20). Подобная ситуация опять возникает в конце третьего действия, когда все гости танцуют, не желая слушать обличительные речи Чацкого в свой адрес.
    Яркая, оригинальная речь — ещё один приём сатирической характеристики персонажей в пьесе Грибоедова. Например, внешне Скалозуб — блестящий военный и завидный жених. Но как только он начинает говорить, сразу проявляет свою истинную сущность тупого солдафона, который не умеет связать двух слов и правильно выразить свои мысли. Софья говорит о нём: «Он слова умного не выговорил сроду» (I, 5). Сам бравый полковник невольно подтверждает правоту Софьи, когда пытается шутить о неизвестной ему даме:
    Не знаю-с, виноват;
    Мы с нею вместе не служили. (II, 5)
    О своих успехах по службе он говорит совсем уж алогично. Когда Софья вспоминает о Чацком, она говорит, что он «в друзьях особенно счастлив» (I, 5), то есть круг общения Чацкого состоит из умных, интересных людей. Скалозуб тоже считает, что «счастлив в товарищах» (II, 5), но по-другому: одни уходят в отставку по возрасту, а другие погибают на войне, всё это помогает самому Скалозубу быстро подниматься по служебной лестнице. Когда Фамусов с восторгом описывает Москву, Скалозуб выражает своё согласие весьма красноречиво: «Дистанция огромного размера» (II, 5). А потом изрекает совершенно глупую фразу о пожаре Москвы 1812 года, который послужил старой столице «много к украшенью» (там же).
    Сатирическому изображению служат и характеристики, которые дают друг другу персонажи. Чацкий называет Скалозуба: «Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие манёвров и мазурки» (III, 1). Хлёстова говорит о Загорецком: «Лгунишка он, картёжник, вор» (III, 10). Приёмом сатирического изображения у Грибоедова становятся фамилии персонажей: Скалозуб, Молчалин, Хлёстова, Репетилов и т.д., а у двух гостей Фамусова вообще нет фамилий, они названы г.N и г.D. Так ядовито драматург указывает на заурядность этих героев, ничем не примечательных.
    Подводя итог, следует отметить, что в теории литературы различаются комедии положений и комедии характеров. В комедии первого типа источником смешного является хитроумный сюжет, в комедии второго типа — характеры героев. В «Горе от ума» сочетаются приёмы комедий обоих типов — и смешные сценические положения, и яркие характеры действующих лиц. Примером первого может служить эпизод, когда княгиня Тугоуховская посылает своего глухого мужа пригласить Чацкого на обед. Старичок топчется около главного героя до тех пор, пока не получает громкий приказ воротиться назад (III, 7). Или Репетилов со всего размаха падает на лестнице (IV, 4). Или Загорецкий, услышав своё имя от Хлёстовой, «выставляется вперёд» (III, 10), но поспешно прячется втолпе после сомнительных похвал старухи в свой адрес.
    Главное в пьесе, как было показано, не комические ситуации, а ядовитая сатира на дворянское общество. Некоторые сомнения вызывает только финал: оскорблённый в своих лучших чувствах, Чацкий уезжает из Москвы, увозя в душе «мильон терзаний» (III, 22). Из противостояния Чацкого всему фамусовскому обществу в пьесе рождается драматический пафос. Однако элементы драматизма вполне могут присутствовать в высокой (то есть глубокой по содержанию, а не развлекательной) комедии. Последняя фраза Фамусова, озабоченного мнением княгини Марьи Алексеевны (как следует из ситуации, известной московской сплетницы), сглаживает, но не уничтожает совсем драматизм финала и опять возвращает в пьесу комический пафос. Комический эффект этой реплики усиливается тем, что княгиня названа неожиданно, ведь раньше о ней не было сказано ни слова.
    В целом «Горе от ума» соответствует всем признакам сатирической комедии. Грибоедов использует различные приёмы комического: саморазоблачение, «кривое зеркало», «разговор глухих», характеристики от других персонажей, «говорящие» фамилии, характерную речь. Иными словами, смех является в пьесе основным средством для раскрытия характеров действующих лиц и для разрешения конфликта.

  5. Gamuro Ответить

    Среди огромных богатств русской классической литературы комедия “Горе от ума” А.С. Грибоедова занимает особое место. Основной конфликт комедии — борьба “Века минувшего” с “веком нынешним”.
    В самом заглавии пьесы поставлена важнейшая проблема комедии — проблема ума. Чацкий у Грибоедова выступает в роли умника и в роли глупца одновременно. Он далеко не всегда является серьезным героем, часто попадает в комические ситуации.
    Чацкий в комедии противопоставлен врагам свободомыслия и просвещения. Почему так случилось, что Чацкий — единственный отличающийся от фамусовского общества человек? Может быть, этому человеку следовало родиться чуточку позже? Может, он родился не в свое время? Чацкий со своими новыми, передовыми идеями и мировоззрением не понят в фамусовском обществе. Он подло оскорблен, уничтожен. Но несмотря на это, главный герой высмеивает пороки этого низкого общества: низкопоклонничество перед вышестоящими, угодничество и раболепство. В его монологе “А судьи кто?..” звучит протест против крепостного права, в нем Чацкий говорит, что все люди должны быть гуманистами, защитниками свободы. Взгляды Чацкого — взгляды передового человека. Он болеет душой за недостатки родной страны. Жанр этого произведения — комедия. Такие комедии принято называть “высокими”. Автор с иронией назвал это произведение комедией. Здесь нет ничего комедийного. Чацкий не терпит унижения и оскорбления, он говорит:
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    В сторону фамусовского общества он произносит такую фразу:
    Дома новы, но предрассудки стары.
    За то малое время, которое провел в Москве, он испытал “мильон терзаний”. Чацкий разочаровался в своей любви к Софии, у него открылись глаза на людей, стремившихся к повышению по чину, и именно тогда была произнесена фраза “служить бы делу, а не лицам”. Кем же все-таки остался Чацкий — победителем или побежденным? Я считаю, что он — победитель. Он во всех случаях остался выше фамусовского общества, он превзошел всех героев своим умом, порядочностью. Но если взглянуть с другой стороны, Чацкий сломлен количеством “старой силы”.
    Если бы на свете не было таких людей, как Чацкий, то люди были бы злыми, жестокими подхалимами. Я советую всему миру прочесть это произведение и сделать свои выводы.
    Беру!

  6. Hunis Ответить

    Именно ум Чацкого — первопричина его столкновения с фамусовским обществом и его личной драмы. Лучшие человеческие качества Чацкого делают его в представлении окружающих сначала «чудаком», «странным человеком», а потом безумцем. Главный герой понимает «предназначенье века» и, будучи гражданином, патриотом, не может «в постыдной праздности влачить свой век младой». Он борется с обществом обличающим словом. Чацкий бросает в лицо фамусовскому обществу гневные, обличительные слова о бездумном подражании иностранцам, в презрении к родному языку, к народу, национальной культуре. Убеждения Чацкого глубоко выстраданы. Образ жизни московской столичной знати для него неприемлем. Чацкий прекрасно знает, что ждать перемен в высшем свете не приходится:
    Что нового покажет мне Москва?Вчера был бал, а завтра будет два.
    Прошедший век, которым так восхищался Фамусов, Чацкий называет «веком покорности и страха». В монологе «А судьи кто?..» он обрушивается на тех «негодяев знатных», которые меняют слуг на борзых собак, сгоняют для своих затей на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей» и распродают их «поодиночке». Все выпады Чацкого против великосветской знати согреты горячей любовью к отчизне и к ее «умному и доброму» народу.
    Среди гостей Фамусова Чацкий совершенно одинок. Для них, привыкших жить по заветам, оставленным им в наследство «веком минувшим», он чужой, мало того — «карбонарий». Чацкому в комедии противостоят Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Каждый из них по-своему умен.
    Грибоедов в образах комедии воплотил свое представление о двух типах «ума». Чацкий — носитель настоящего ума — светлого, пытливого, ищущего истину. Ум фа-мусовцев — житейский, практический, пошлый, служит средством для личного преуспевания. Для Чацкого высшая ценность — «ум, алчущий познаний». Он превыше всего ставит в людях ум и оценивает их по уму. Такие же люди, как Молчалин и Фамусов, понимают «ум», как уменье жить, то есть приспосабливаться к жизни, тратить все свои интеллектуальные силы на то, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить».
    У людей фамусовского круга свои понятия о ценностях жизни, свои представления о том, как преуспеть в обществе, как продвинуться по службе.
    Фамусов:
    Вот, например, у нас уж исстари ведется,Что по отцу и сыну честь;Будь плохонький, да если наберетсяДуш тысячки две родовых, — Тот и жених.
    Молчалин:
    В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь…Ведь надобно ж зависеть от других.
    Репетилов убежден: «умный человек не может быть не плутом». Софья не раз высказывает сомнение в достоинствах и роли ума. «Зачем ума искать и ездить так далеко?» — спрашивает она, имея в виду Чацкого. Софья использует свой острый ум для откровенной лжи и распускания слухов. Именно ей Чацкий обязан сплетней о своем сумасшествии.

  7. Arfinez Ответить

    Автор назвал свою комедию “Горе от ума”, приписав горе герою от его ума, передового разума. Но, как отмечает в своем критическом этюде “Мильон терзаний” А. И. Гончаров, “Чацкий не только умнее всех прочих лиц комедии, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен”. Горничная Лиза характеризует его так: “Чувствителен, и весел, и остер”.
    Чацкий выделяется среди представителей московского дворянства, показанного в комедии. Его ум состоит прежде всего в том, что он яростно обличает порядки, царящие в застывшем в своем развитии обществе. Ум героя замечателен именно тем, что он вносит нечто новое в это общество. Он не может удовлетвориться тем, чем удовлетворяется заурядный человек. Чацкий знаменует собой появление той дворянской молодежи, которая стала выступать, по мнению Пушкина, “как одиночка-застрельщик, пользующийся тирадами осуждения”.
    Герой знает, за что и против чего он воюет. Он прерывает болтовню Репетилова, увлеченного неизвестным, далеким идеалом и бессмысленно отрицающим “законы, совесть, веру”: “Послушай, ври, да знай же меру!”
    Чацкий требует службы “делу, а не лицам”: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Он не смешивает веселья или дурачества с делом, как Молчалин. Чацкий тяготится среди пустой, праздной толпы “мучителей, предателей, зловещих старух, вздорных стариков”. Он отказывается преклоняться перед их авторитетами, которые “пред всеми знали почет”, в “чины выводили и пенсии давали”, но “когда же надо было подслужиться”, и они “сгибались вперегиб”.
    Чацкий не приемлет тех отвратительных нравов, “где разливаются в пирах и мотовстве и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты”, где “зажимают рты обеды, ужины и танцы”. Свои позиции он открыто демонстрирует в монологах, а косное общество, напуганное его речами, выставляет против него свое оружие — клевету. В третьем действии, являющемся кульминацией общественного конфликта в комедии, фамусовское общество объявляет его сумасшедшим, социальным безумцем. Но герой переживает крах не только своих убеждений, но и крушение личного счастья, а причиной этого является Софья, дочь Фамусова, неосторожно сказавшая: “Вот нехотя с ума свела”. В основе сплетни лежит каламбур. Безумие любовное становится безумием социальным: Безумным вы меня прославили все хором, Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.
    Тема мнимого безумия героя связана с мотивом заточения и тюрьмы. Сначала Чацкому предназначается дом умалишенных (“Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили”). Слова Загорецкого подхватывает графиня-бабушка: “В тюрьму-та, князь, кто Чацкого схватил?”
    Таким образом общество, привыкшее жить по давно заведенным порядкам, чтящее патриархальные устои, боящееся всяких перемен, которые могут нарушить их спокойное, беспечное существование, расправляется с умным человеком, посмевшим открыто выступить против общественных пороков и недостатков. Оно расправляется с ним, выбрав оружием сплетню. Это все, что фамусовское общество могло противопоставить обличительным речам героя.
    Чацкий является типичным представителем своего времени, судьба которого оказалась столь плачевной в условиях общественной жизни России 10-20-х годов XIX века.
    7078 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
    Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:
    Чацкий как представитель “века нынешнего” (по комедии А.С Грибоедова “Горе от ума”)
    «Чацкого роль – страдательная. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И. А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    «Чацкого роль – страдательная. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И.А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

    / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Герой времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

    Смотрите также по произведению “Горе от ума”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  8. Yozshutilar Ответить

    Главными героями комедии “Горе от ума” являются Чацкий и Фамусов. А.С. Грибоедов показывает столкновение ума Чацкого и глупости фамусовского общества.
    Фамусовское общество характеризуется лживостью, глупостью, невежеством и нежеланием преодолеть свои недостатки. Это доказывают многие эпизоды комедии. Главный идеолог Фамусов говорит:
    И в чтеньи прок-от не велик:
    Ей сна нет от французских книг,
    А мне от русских больно спится.
    Спросили бы, как делали отцы?
    Комедия названа “Горе от ума” потому, что Чацкий пострадал из-за своего желания как-то изменить людей, показать им, что можно делать добро бескорыстно, “служить делу, а не лицам” и не зависеть от высших чинов. Чацкий — борец за правду, честность, верность и дружбу, образование.
    120765 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Смысл названия комедии «Горе от ума»

    Смотрите также по произведению “Горе от ума”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Проблема ума в комедии «Горе от ума»«В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»,- писал А.С. Гарибоедов Катенину. В этом заявлении автора явно обозначена главная проблема «Горя от ума» – проблема ума и глупости. Она же вынесена в название пьесы, на которое также следует обратить пристальное внимание. Эта проблема гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд, а потому она требует детального разбора.
    Комедия «Горе от ума» являлась передовой для своего времени. Она носила обличительный характер, как и все классицистические комедии. Но проблемы произведения «Горе от ума», проблемы дворянского общества того времени представлены в более широком спектре. Это стало возможным за счет использования автором нескольких художественных методов: классицизма, реализма и романтизма.
    Известно, что первоначально Грибоедов назвал свое произведение «Горе уму», но вскоре заменил это заглавие на «Горе от ума». Почему произошла эта замена? Дело в том, что первое название содержало в себе нравоучительную ноту, подчеркивающую, что в дворянском обществе 19 века всякий умный человек будет терпеть гонения. Это не совсем соответствовало художественному замыслу драматурга. Грибоедов желал показать, что незаурядный ум, прогрессивные идеи конкретного человека могут оказаться несвоевременными и нанести вред своему обладателю. Реализовать эту задачу в полной мере смогло второе название.
    Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового. В спорах Чацкого с представителями старомосковского дворянства вырисовывается система взглядов одной и другой стороны на образование, культуру, в частности на проблему языка (смесь «французского с нижегородским»), семейные ценности, вопросы чести и совести. Выясняется, что Фамусов, как представитель «века минувшего», считает, что наиболее ценным в человеке являются его деньги и положение в обществе. Больше всего его восхищает умение «подслужиться» ради приобретения материальных выгод или уважения света. Очень много сделано Фамусовым и такими, как он, для создания хорошей репутации среди дворян. Потому Фамусова волнует только то, что будут говорить о нем в свете.
    Таков и Молчалин, хоть он и представитель более молодого поколения. Он слепо следует устаревшим идеалам помещиков-крепостников. Иметь свое мнение и отстаивать его – непозволительная роскошь. Ведь можно потерять уважение в обществе. «В мои не должно сметь свое суждение иметь», – вот жизненное кредо этого героя. Он достойный ученик Фамусова. И с его дочерью Софьей он ведет любовную игру только для того, чтобы выслужиться перед влиятельным отцом девушки.
    Абсолютно все герои «Горя от ума», за исключением Чацкого, имеют одни и те же недуги: зависимость от чужого мнения, страсть к чинам и деньгам. А главному герою комедии чужды и омерзительны эти идеалы. Он предпочитает служить «делу, а не лицам».
    Здесь возникает вопрос: проиграл ли Чацкий в борьбе за справедливость? Можно полагать, что это проигранное сражение, но не проигранная война. Совсем скоро идеи Чацкого будут поддержаны прогрессивной молодежью того времени, и «прошедшего житья подлейшие черты» будут низвергнуты.
    Неверным было бы считать, что все герои пьесы, кроме Чацкого, глупы. Скорее проблематика комедии «Горе от ума» такова, что на первый план в ней выходит не противопоставление ума и глупости, а сравнение разных типов ума.
    Вчитываясь в монологи Фамусова, наблюдая за интригами, которые аккуратно плетет Молчалин, вовсе нельзя сказать, что эти герои глупы. Но их ум качественно отличается от ума Чацкого. Представители фамусовского общества привыкли изворачиваться, приспосабливаться, выслуживаться. Это практичный, житейский ум. А у Чацкого совершенно новый склад ума, заставляющий его отстаивать свои идеалы, жертвовать своим личным благополучием, и уж конечно не позволяющий ему обрести какую-либо выгоду через полезные связи, как это привыкли делать дворяне того времени.

  9. Fed boa Ответить

    Смысл названия. Проблема ума — это тот идейно­эмоциональный стержень, вокруг которого группируются все осталь­ные вопросы общественно-политического, философского, националь­но-патриотического и нравственно-психологического характера. Об этом свидетельствуют слова автора: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разу­меется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше про­чих». Назвав Чацкого умным, а других героев — глупцами, драма­тург выразил свою точку зрения недвусмысленно. Вместе с тем кон­фликт построен таким образом, что каждая из противоборствующих сторон считает умной себя, а безумным тех, кто не разделяет ее взглядов. В комедии «Горе от ума» представлены различные типы ума — от житейской мудрости, практического ума (Фамусов, Молча­лин), до ума, отражающего высокий интеллект свободного мыслите­ля, смело вступающего в противоборство с тем, что не соответствует высшим критериям истины (Чацкий). Именно такому уму «горе», его носитель изгнан из общества и объявлен сумасшедшим, и вряд ли его ждет успех и признание где-то в другом месте.
    Тем не менее вопрос об уме не однозначен. Первоначальный ва­риант названия пьесы «Горе уму» был слишком прямолинеен, а по­тому автор отказался от него. В процессе дальнейшей работы над комедией обозначилась более широкая трактовка проблемы ума, вокруг которой развернулась серьезная полемика. Высказывался целый ряд мнений, подвергавших критической оценке умственные способности главного героя пьесы (А.С. Пушкин, М.А. Дмитриев, П.А. Вяземский). В.Г. Белинский поначалу был близок к этой позиции, но потом пересмотрел свою точку зрения. Таким образом, наметился коренной поворот в оценках ума главного героя, что от­разилось во взгляде Д.И. Писарева, отнесшего Чацкого к числу персонажей, страдающих от того, что «вопросы давно решенные в их уме, еще не могут быть даже представлены в действительной жизни».
    Подобная точка зрения нашла окончательное выражение в крити­ческом этюде И.А. Гончарова «Мильон терзаний», где Чацкий называ­ется самым умным лицом в комедии. По мнению писателя, главный герой «Горе от ума» — фигура универсально-типологическая, неиз­бежная «при каждой смене одного века другим», намного опередив­шая свое время и подготавливающая приход нового.
    Идейно-тематическое содержание. Как отмечал И.А. Гончаров, «комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и га­лерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира». В ней Грибое­дов поставил самые важные вопросы своего времени.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *