Сообщение на тему что такое узорное ткачество 5 класс?

10 ответов на вопрос “Сообщение на тему что такое узорное ткачество 5 класс?”

  1. dawn mist Ответить

    Узорное ткачество представляет собой уникальную технику изготовления красивой ткани с вытканным орнаментом, для производства которой используется специальный ткацкий станок. Данный вид кустарного производства и на сегодняшний день сохранился в отдельных деревнях и  селах.
    Примечательно, что тканные изделия имели самое разнообразное назначение — от ярких сарафанов, рубах и юбок с отделкой в виде национальных орнаментов, до предметов обихода — невероятно красивых скатертей с каймой по всей длине и рушников с ткаными или вышитыми узорами, которыми украшали иконы в красном углу.
    Женская рубаха — ручное узорное ткачество, конец XIX века.

    Ткачество в народном быту

    Все эти уникальные и красивые вещи ткали сами женщины на деревянных самодельных станках. Искусству узорного ткачества обучали с детства, а секреты мастерства передавались из поколения в поколение.
    Воспитание девочек на Руси обязательно включало в себя обучение различным видам рукодельного мастерства. Каждая юная рукодельница — будь то царевна, княжна или обычная крестьянка — с самого детства должна была овладевать умением шить и вышивать, плести и вязать.
    Для простых семей приобретение этих навыков было жизненной необходимостью, потому что женщины самостоятельно делали одежду и другие предметы домашнего текстиля — полотенца, скатерти, постельное и многое другое. А для представительниц высшего сословия рукоделие было не только лучшим способом скоротать время, но и проявить свои творческие способности.
    Образец узорного ткачества
    Русские женские костюмы издавна вызывали восхищение своей невероятно красивой узорчатой отделкой. Сначала орнаменты вышивали, а позже стали ткать на деревянных ткацких станках. Считается, что таким образом и появилась отдельная отрасль рукоделия — узорное ткачество, которое в дальнейшем переросло в самостоятельный вид народного промысла.
    Немаловажное значение имели красочные тканные изделия и в праздничных обрядах. Во время свадьбы дом украшали всевозможными образцами рукодельного мастерства.
    Узорчатыми полотенцами в старину невеста одаривала жениха на свадьбе, на таком же богатом полотенце подносили хлеб — соль почетным гостям.  Нарядными были и скатерти, которыми покрывали праздничный стол.
    Элемент полотенца, выполненного в технике узорного ткачества ( начало XX века).
    И чем сложнее и искуснее были узоры на тканных изделиях, тем выше был статус невесты в глазах общественности. Считалось, что она станет хорошей хозяйкой в семье.
    Образцы ручного узорного ткачества

    История развития промысла

    С течением времени узорное ткачество приобретало все большую популярность, и в XV столетии изделия искусных народных мастеров стали продаваться в восточных стран ах, в Индии и Самарканде. Это свидетельствовало, в первую очередь, о высоком качестве изделий и неуклонном повышении уровня мастерства русских ткачей.
    В XVII веке в Москве было две слободы ( Кадашевская и Тверская — Константиновская), в которых жили преимущественно ткачи, создававшие прекрасные ткани для нужд царской семьи. Их называли ткачи — хамовники.
    В окрестностях Ярославля, в селах Брейтово и Черкасово тоже жили и работали искусные хамовники, изделия которых нисколько не уступали работам московских мастеров. Кроме того, собственные хамовные дворы были созданы при многих монастырях. Изготовленные ими ткани быстро продавались, что приносило дополнительный доход.
    В конце XVIII — начале XIX столетий в центральных частях России большое распространение получают не только официальные ткацкие мануфактуры, но и многочисленные кустарные производства, которые в дальнейшем и послужили основой для дальнейшего развития текстильной индустрии в стране.
    Узорное ткачество — распространенный вид народного промысла

    Техники узорного ткачества

    Для создания уникальных, не похожих друг на друга изделий применялись различные техники ткачества. Среди них можно назвать следующие:
    Ажурное ткачество — основой этой техники изготовления тканного полотна является ажур, образованный узором из мережек на определенных участках ткани. Подобные ажурные элементы получаются достаточно больших размеров. Они могут быть выполнены в виде различных геометрических фигур ( квадратов, ромбов, крестов и так далее).
    При этом обязательно наличие соединительных диагональных линий, горизонтальных или вертикальных полос, которые лежат в основе этих фигур.
    Ажурные узоры делают на основе из льняных нитей. Изделия внешне выглядят скромно, но очень изысканно. Главной отличительной чертой подобных тканей является мягкость, гибкость, а также мягкий шелковистый блеск.
    Браное ткачество — данная техника предполагает создание тканей с помощью специальной дощечки — бральницы. Такой вид работы считается самым кропотливым и требует от мастера большого терпения.
    Рисунки также почти всегда выполнены в виде геометрических фигур и горизонтальных полос, однако часто встречаются также фигурки людей и животных.
    Выборное ткачество — данная техника чаще всего выступает в качестве дополнения к браному ткачеству. На средней части полотна мог быть изображен орнамент, а по верхнему и нижнему краю шли браные полосы.
    Техника выборного ткачества чаще всего используется при изготовлении полотенец, косынок и фартуков, что позволяло сделать их яркими и нарядными.
    Эти и многие другие виды узорного ткачества используются и в наши дни. Данный вид промысла не утратил своей популярности и используется для декорирования традиционных народных славянских костюмов.
    Узорное ткачество на кроснах

    Тканые изделия своими руками

    Если вас интересует техника узорного ткачества, то вы вполне сможете освоить этот вид рукоделия. В качестве оборудования можно использовать детский ткацкий станок или изготовить специальное устройство для плетения.
    Простейшее приспособление можно изготовить из толстого картона, заготовленного по размеру задуманного изделия. Рекомендуется начинать с работ небольшого размера — так вы сможете быстрее освоить технику и скорее увидите результаты своей работы.  С боковых сторон на расстоянии 2 — 3 мм друг от друга делают надрезы, с помощью которых закрепляют нити основы, пропуская их через прорези.
    Приспособление из фанеры сделать несколько сложнее, но зато оно прочнее и прослужит гораздо дольше. Для работы берут фанеру соответствующей формы и размера. По краям двух параллельных сторон, отступая от края по 0,5 см, вбивают в нее мелкие гвоздики с небольшими шляпками на расстоянии 2 — 3 мм друг от друга. Они должны возвышаться над поверхностью фанеры на 3 — 4 мм.
    Простейший ткацкий станок
    Материал для работы сматывают в клубочки, чтобы он не запутывался. Конец нити, шнура или тесьмы закрепляют на первом гвоздике с одной стороны, протягивают ее к противоположной стороне основы, обводят вокруг первого гвоздика, возвращаются к обратной стороне, обводят нить вокруг второго гвоздика. Так поочередно прокладывается нить основы. Натяжение нитей или шнура должно быть не слишком тугим, но и не слабым, чтобы материал не провисал.
    Для переплетения необходимо вдеть в иглу нить другого цвета, и пропустить ее через нитки основы в шахматном порядке. Таким образом мы получим обычное полотняное переплетение, именно такое, каким в старину ткали полотенца и домотканые коврики. Но если для работы использовать пряжу различных цветов с разным чередованием нитей основы и утка, то можно выполнять различные рисунки и целые композиции.
    Простейший узор, доступный любому начинающему, — это тканье в полоску ( » пестроткань») или в клетку ( » пестрядь»).
    При выполнении узора с горизонтальными полосками чередуют нити утка разных цветов в определенном порядке. Например, 10 желтых нитей, 4 белых, 2 черных, 2 белых, 3 красных, 2 белых, 3 красных, 2 белых,  2 черных, 4 белых, 10 желтых. Можно придумать множество вариантов рисунков в горизонтальную полоску.
    Если хотите получить рисунок в клетку,  то продольные нити основы и поперечные нити ( уток) выбирают разных цветов.  Рисунок выполняется по счету ниток. Чтобы получилась ровная клетка, необходимо взять нити одинаковой толщины и с одинаковым чередованием основы и утка. Например,  расчет основы: 4 белых нити, 4 красных и так далее. В утке поперечные нити  чередуются в том  же порядке, и у вас получается коврик в красную и белую клетку.
    Изготовление тесьмы в технике узорного ткачества

  2. HackerTV Ответить

    У русского населения сохранились великолепные по художественной выразительности образцы старинного ткачества. Это народный костюм, преимущественно женский, и изделия из узорных тканей для убранства жилища. Ручное узорное ткачество не требует сложного оборудования. Наиболее распространенным был деревянный ткацкий станок. На этом примитивном оборудовании искусные мастерицы и теперь ткут разнообразные изделия, применяя простые и сложные приемы ткачества.
    Художественное решение узорных тканей в большей степени зависит от техники ткачества, так как фактура и орнаментальное решение самой ткани определяются особыми видами заправки станка, цветными просновками, дополнительными утками и способами ткачества.
    По видам ткачества и стилевым особенностям орнамента выделяются изделия Архангельской, Вологодской, Псковской и Новгородской областей. Для него характерны мелкая узорчатость, графическая проработка элементов орнамента. Суровая и сдержанная по краскам северная природа во многом определила характер произведений народного искусства, в том числе и узорных тканей. В них чувствуется некоторая скупость художественного оформления. Цветной узор заполняет обычно только небольшую часть изделия, чаще всего край, основное же поле остается гладким — белым или суровым. Рисунок почти всегда выполняют красным утком по светлому фону, а иногда просто белым по белому, причем красный цвет в узоре из-за малой плотности воспринимается приглушенным, чуть розовым.
    В узорах северного ткачества можно найти разнообразные мотивы: сильно измененные геометризованные фигуры людей, птиц, лошадей и деревьев, рядом с которыми почти всегда помещают геометрический орнамент, состоящий из ромбов, квадратов, S-образных мотивов.

  3. Paincliff Ответить


    «Сто локот на пришвицу!» Это старинное приветствие — пожелание хозяйке дома, сидящей за кроснами, хорошей работы — не устарело и сейчас на Пинеге. Живая потребность в красоте, стремление украсить свой дом, наконец, сила традиций заставляют пинежских женщин «выбирать» узоры на полотенца и пояса, ткать цветные дорожки-половики, шить из остатков цветного тряпья «ляпачные» покрывала и коврики, а к зиме вязать из крашеной овечьей шерсти рукавицы и чулки с древними узорами. До недавнего времени Пинега — один из глухих и отдаленных районов Архангельской области. Здесь новое органично соседствует со старым. Сохраняются многие старые обычаи и обряды, издавна бытующие в пинежских деревнях. На свадьбе как пожелание счастливой дороги молодым комната украшается узорными «своеткаными» полотенцами.
    Свадьбу ходят смотреть «всей деревней», поют старинные свадебные песни, а иначе «и свадьба не свадьба». Праздничный стол украшался ткаными полотенцами. …На похоронах, где плачут, причитают по-старинному, тоже не обходится без узорных «красных» полотенец. На Пинеге сохраняется обычай — ткать по весне с первого марта —«На Евдокею-Капельницу», как говорят в народе. День «Евдокеи» с давних пор на Пинеге связывался с прибавлением света, с концом зимних работ по прядению льна, когда женщинам надо было садиться за кросна. Ткачество было самым древним ремеслом в деревне. Геометрические узоры, красные по белой «земле» (фону), вместе с техническими навыками передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. Сегодня домашнее ткачество не связано у мастериц с заботами о выращивании льна, с его трудоемкой обработкой и прядением.
    Льняную пряжу в качестве основы заменили белые хлопчатобумажные нитки, а традиционный красный уток — нитки мулине. Но обычай ткать весной до сих пор сохранился на Пинеге, хотя есть сейчас все условия для работы в любое время года. «В марте кросна поставим, ткать сядем. Зимой у нас не ткут»,— говорят мастерицы. В чистом домике Анастасии Ивановны Беляевой уютно и празднично. Пол сплошь устлан яркими дорожками. На рамках с семейными фотографиями и на зеркале торжественно развешаны длинные белые полотенца с симметрично свисающими красными узорными концами. Ткацкий стан у Анастасии Ивановны старинный, достался еще от матери.
    Его украшают гривастые головки коней по обеим сторонам набивок. В конструкции ткацкого стана, в названиях его частей — много от образа коня. Здесь называют все его приспособления для тканья — «сбруя», или «кросенна снасть». С помощью двух челноков для нитей утка, одна белая, другая красная и множества «вардушек» — 40—50 дощечек, ткется узор. Браное ткачество — самое распространенное на Пинеге. «Ткать-то рано начинали учить, пояс дадут затыкать, потом’ за холсты посадят, а потом уж и узоры брать учат», — вспоминает Беляева.
    «До середины узор берешь, вардушки за ниченки ставишь, а после середины — отбирать будешь, узор сам пойдет— считать не надо, только дощечки вынимай да бердами прихлопывай… А чтобы полотенце на краях не стягивало, ставим дощечку-раз лучку, она края во время тканья натягивает и держит». Браное ткачество — технически сложный процесс. И в прежние времена не все, кто ткал, умели выбирать узоры на ткани. Здесь нужна особая внимательность и острота зрения, терпеливость и любовь к своему делу.
    Анастасия Ивановна — женщина средних лет, энергичная, веселая, сохранившая и в манере одеваться, и в манере говорить черты местной культуры, она почти самостоятельно освоила, вернее «вспомнила» технологию браного ткачества благодаря своей любви к нему, благодаря желанию украсить дом своими руками или сделать подарок «своей работы». «Чтобы узоры брать, голова светлая нужна, молодым бы этим делом заниматься. А молодежь теперь к учебе тянется, руками делать ничего не хочет…»
    Полотенца Беляевой — нежные по колориту, легкие, воздушные. Красный рисунок узора по традиции уравновешен равноширокими белыми протоками фона, имеющего свою конфигурацию. Дух торжественности, праздничности роднит их со старинными образцами. Современные хлопчатобумажные нитки могли бы упростить, огрубить полотенца, но чувство меры, понимание особенностей материала помогают мастерице выдержать стиль.
    Анастасия Ивановна предпочитает выбирать узоры сложные, требующие большого искусства. «Узоры все старинные беру, такие же на поясах да на рукавицах выбирали. Откуда эти узоры ведутся, не знаю». Для пинежских полотенец характерно ритмичное размещение постепенно суживающихся к середине полотнища браных полос, что создает широкую, до 70 см, красно-белую узорную кайму. Ее завершает на концах полотенца легкое кружево, сплетенное из белых, нитей специальным крючком.
    Длина полотенец достигает 2,5—3 метров. Разнообразные варианты креста, ромба, квадрата в ритмичном повторе размещаются на полосах узора. Нижняя имеет самый широкий узор. Он сужается в последующих полосах, тем самым создается постепенный переход от орнаментального края полотенца к его белой середине. Все варианты узора обычно не повторяются ни в одной из полос каймы, а их иногда насчитывается до 8 на одном конце полотенца. Характерно, что мотивы браного орнамента повторяются в разных техниках, украшая самые различные предметы. Они сохраняются до сегодняшнего дня в районе рек Пинеги и Мезени. Часто узоры для полотенец «снимаются» мастерицами с рукавиц или тканых поясов.
    Если на Пинеге узоры на полотенцах не имеют названия, то те же узоры на рукавицах или чулках в соседнем Лешуконском районе на реке Мезени носят устойчивые названия: «малая и большая звезда», «лапа», «листвица», «куколки», «глазки», «крестик», «крючок», «вьюнышек», «перстяночный», «решеточка» и так далее. Тканые пояса до сих пор еще находят применение в быту, их ткут и на Пинеге, и на Мезени, где называют «зырянскими»5, что говорит о ранних поселенцах этих мест, о племенах финно-угорского происхождения. Все предметы, украшенные браными узорами, имели в старину ритуальное назначение, были связаны с различными праздниками и обрядами, поэтому и узоры на них являются древними знаками-символами сберегательного значения. Для современных же мастериц — это старинный «вековечный» узор, который, как они говорят, — «еще мамина мама ткала, а память хранить надо…».
    Полотенца на свадьбу вывешивали на жердь, протянутую через всю комнату от печи к передней стене. И, как вспоминает Александра Степановна Верещагина, старейшая мастерица с Пинеги, ходили всей деревней смотреть, каково молодкино тканье. «Так не нами было заведено — полотенца вывешивать — праздник это, новая жизнь начинается… Да и нынче с полотенцами свадьбы играют, у кого нет новых, старинные достают, просят у кого-нибудь. Теперь много покупают у тех, кто ткет, вспомнили старое…»
    Отголоски старинных обрядов еще живы на Пинеге. Кроме свадеб полотенца используются и в похоронном обряде. В старину обычно в чем венчали, в том и хоронили, и полотенца свадебные берегли до самой смерти, лишь по праздникам украшая ими избу. Одно полотенце перед смертью обязательно «завечали», обычно для своей крестницы, которая должна была нести на похоронах икону на полотенце, надетом на шею. Это полотенце становилось собственностью крестницы.
    Эти обычаи еще живы на Пинеге и сегодня. Верещагина попробовала браные узоры — ромб, крест ввести в обычную полосную структуру тканого половика. Идею эту подхватили К. И. Лисицына, А. X. Земцовская: красные кресты, ромбы, зигзаги, черточки рельефно выделяются на обычно голубом фоне половика, привнося неожиданную праздничность, торжественность в эти сугубо утилитарные вещи. Все больше вводят мастерицы открытые чистые цвета в узоры на дорожках. Теперь это скорее декоративные ткани-ковры, которым место уже не на полу. Не забыт на Пинеге и старинный костюм. Увлеченно рассказывают здесь о праздниках, которые поочередно проводились во всех деревнях два раза в год, зимой и летом, и длились не один день. Девушки и молодые женщины успевали сменить несколько нарядов, изготовленных своими руками.
    И сейчас еще на Пинеге в манере пожилых женщин одеваться чувствуется любовь к старому крою костюма: на головах у многих — красные повойники, не забыты и подвязывающиеся поясом «своей работы» широкие сарафаны — лямочники, кофты — «воротушки», которые теперь шьют из ситца, а не из домотканого полотна. Приметы народного быта сохраняются вместе с культурой народного творчества.
    Очень часто мастерицы браного ткачества одновременно сказительницы или песенницы. Так, Мария Тихоновна Стахеева, пинежская мастерица, знает плачи и причитания, свадебные и хороводные песни. Она возродила старинный пинежский девичий наряд в неожиданной форме: в наряде для кукол. Теперь все стали в селе просить сделать таких кукол, заказов хоть отбавляй…
    Кукольный наряд в точности повторяет старинный девичий костюм на Пинеге, напоминает он об удивительно красивом зрелище традиционных русских праздников. Браным ткачеством Стахеева занялась недавно, в детстве самой много ткать не пришлось, помнит лишь мамино тканье.
    Постоянное желание делать что-нибудь полезное — то вязать рукавицы с узором, то ткать узорные пояса для участников художественной самодеятельности — заставило Марию Тихоновну ткать и полотенца. Теперь и свой дом украсила, и многих людей своей работой порадовала: просят узорных полотенец для свадеб, подарков, в Дом культуры для «Проводов зимы». Мастерица специально ткет для выставок: областных, всесоюзных, зарубежных.
    В деревнях близ села Карпогоры узорным ткачеством занимаются сегодня 6—8 мастериц. К этому занятию они вернулись в последние 10—15 лет. Вокруг талантливой мастерицы Анны Ивановны Черемной (она не раз была участницей выставок народного творчества, и ее искусство в наиболее чистом виде донесло до нас традиции пинежского браного ткачества) образовался своеобразный круг учениц — пожилых женщин, которые в ответ на поднявшийся интерес к узорному ткачеству как у местных жителей, так и у городских, решили вспомнить «бывалошное» и, снимая узоры со старинных полотенец или беря их друг у друга, занялись браным ткачеством. «Основать кросна» легче вдвоем, и поэтому сегодня ткачихи часто объединяются для тканья парами (раньше это было семейным делом): вместе оснуют, заботятся о нитках, об узорах, с которых будут ткать.
    Такое содружество существует вот уже несколько лет у Ирины Леонтьевны Тереховой и Марии Алексеевны Щеголихиной из деревни Кеврола. «Дело нехитрое, если захочешь. Да только надо бы кого помоложе учить, чтобы и после нас дело это осталось…» И такие слова часто слышались от мастеров. Благодаря тому, что один узор снимался с другого, древние мотивы на тканье сохранились и будут сохраняться в современном ткачестве. Элементы нового, не всегда удачно «вживленные» в композицию узора, все же встречаются у пинежских мастериц.
    Иногда в их руки попадают полотенца из других районов, по типу орнаментации отличающиеся от пинежских. Так появились восьмиконечные звездочки и геометризованные цветы на полотенцах Черемной, их она увидела «на картинке» (фотографии белорусских полотенец в книге), а затем этот чужеродный для пинежских полотенец узор перекочевал на полотенца других мастериц, постепенно он стал «своим», а теперь уже можно увидеть его и на вязаных рукавицах.
    Процесс этот не всегда положителен, но неизбежен, так как творчество современных мастериц подвергнуто большим влияниям, чем в прежние времена. Иногда новшества касаются изменений цветовой гаммы. Например, И. Л. Терехова смело вводит в традиционный красно-белый колорит зеленые, синие, желтые цвета. Цветными делает чаще всего «отшивочки», обрамляющие узор, или центральную часть браной полосы, цветом как бы дробя узор на отдельные части. Это нарушает целостность узорной каймы, делает полотенце пестрым, «отрывает» цветные полосы от фона. Желая «лучше украсить» полотенце, мастерица нарушает традицию; иногда это объясняется и другими причинами: отсутствием ниток нужного цвета. «Нитки синие, зеленые, желтые всегда есть, вот и затыкаем в узоры, чтобы меньше красного ушло, а раньше-то только красным цветом брали, красно-то — праздничней».
    Возрождение браного ткачества в известной мере связано и с основанием местных хоровых коллективов, где нужны традиционные рушники и национальная одежда. Наблюдаемое сегодня на Пинеге и на Мезени явление узорного ткачества живет в быту так же естественно, как и прежде: узорные полотенца приносятся в дар как пожелание добра и благополучия, браными коврами и полотенцами украшают комнаты, рушники развешивают на зеркалах и рамках с семейными фотографиями как некий оберег и украшение. И есть в этом обычае что-то очень древнее, русское, народное, что не должно исчезнуть, уйти из жизни навсегда. Все мастерицы — женщины довольно пожилого возраста, они тревожатся за дальнейшую судьбу искусства браного ткачества. Одной из форм работы с мастерицами могла бы быть организация артели с централизованным снабжением материалами и сбытом продукции, организация конкурсов, выставок, выставок-продаж.
    Из сборника под ред. М.А.Некрасовой “Народные мастера. Традиции, школы. Вып.1”, 1985

  4. ПЕРТО Ответить

    Приглашаю вас на небольшую экскурсию в мир ручного ткачества. Здесь вы можете ознакомиться с основными приемами этого вида рукоделия.
    Ткачество зародилось ещё в первобытнообщинном строе, и всегда было необходимо при разных исторических этапах жизни человечества. Известно, что простой ручной ткацкий станок был создан уже за 5-6 тысяч лет до н.э. Изначально, для ткачества использовали натуральное волокно — из крапивы, льна, конопли, хлопка и шерсти.
    В древние времена ткачество было необходимо, чтобы изготовить одежду, обувь, подстилку. Позже крестьяне стали ткать полотенца, скатерти, покрывала, половики и много других необходимых для жизни и полезных в хозяйстве вещей.
    Ткачество на станке
    Ткацкий станок (ткацкий стан, кросны) — основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности.



    Ткачество на бёрдышке
    Что же такое бёрдышко? Это очень простое и остроумное приспособление для ткачества, на котором сделаны отверстия двух видов — продольные и круглые. Количество их произвольное, соответствует числу нитей основы (продольных нитей). В старину народные мастера ткали этим способом разнообразные узорные пояса из шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных, льняных нитей.

    Ткачество на дощечках
    Ткачество на дощечках — это ещё один способ для создания поясов и других изделий с орнаментальными узорами.

    Ткачество на сволочке или ниту
    Один из способов создания поясов с узорами.

    Гобелен
    Гобелен — это один из видов ручного ткачества.
    Яркие и красочные гобелены, изначально были безворсовые — гладкие, но сейчас гобелены часто имеют ворс и выполнены в смешанной технике. Различна длина ворса. Размер изделия тоже может быть разным — на всю стену, или же всего 20*20 см — так называемые мини-гобелены.
    При создании гобелена могут быть использованы самые разные материалы, пряжа и не только. Очень интересные эффекты получаются при использовании непряденой шерсти, различных натуральных волокон — лен, сизаль, шнуры металлические нити. Используется различные техники ткачества, а также приемы плетения макраме.



    Ткачество на рамке
    Ткачество на рамке — вид ручного ткачества для изготовления изделий размером менее одного метра.
    Для работы потребуется деревянная рама необходимого размера. Для нитей основы чаще используется льняная нить или хлопчатобумажная. Толщина нитей основы приблизительно такая же, как и утка, которую вы будете использовать в работе. Но в принципе, она не играет большой роли, так как потом она полностью закрывается нитью утка.


    Ткачество на картонке
    Для работы подготавливают кусок картона нужного размера по длине и ширине или диаметру, делают надрезы ножницами на одинаковую глубину и ширину по его верхней и нижней части. Натягивать нити нужно довольно сильно, но не настолько, чтобы картон стал выгибаться. Нити основы должны быть натянуты и расположены только с лицевой стороны картонной заготовки-рамы. Рабочую нить лучше всего вдеть в толстую длинную иглу с широким ушком.



    Благодарю за внимание.
    Жду ваших отзывов.
    Лилия

  5. PolliPlay Ответить

    Все основные виды народного узорного ткачества изготовляли на ручном деревянном станке.Простейший вид ткацкого переплетения – полотняное.
    Закладное ткачество – одно из древних и трудоемких. Нити утка прокладываются не по все ширине ткани, а участками. Оно двустороннее, одинаковое с обеих сторон, гладкое.
    Браноеткачество – тоже очень древнее ( известно в домонгольской Руси) отличается от закладного рельефной фактурой и использование дощечки – «бральницы». Оба утка проходят по всей ширине ткани. Узор ложится поверх фона то с лица, то с изнанки и выглядит, как позитив и негатив.
    Выборное ткачество – похоже на браное, и узор его выполняется тоже с помощью дощечки – «бральницы». Однако уток не прокидывается от кромки до кромки, а заполняет отдельные участки. Ткани часто делаются многоцветными.
    Переборное ткачество – (использование ремизок) при меньшей трудоемкости эта техника позволяет получать узоры, подобные закладному и выборному ткачеству – достигать большей свободы в расположении мотивов орнамента в цветовом ритме.
    Ажурное ткачество отличается особенно красивыми узорами в северных и западных районах. Узор таких тканей просвечивающий, в виде мережек разного размера и чередующихся по рисунку более крупных и мелких отверстий.
    Ручное ткачество дает возможность мастерам создавать при одной и той же заправке станка бесчисленное множество цветовых сочетаний, ритма орнамента, его масштаба, фактурных разработок, часто совершенно меняя художественный облик узора.
    Рекомендуемая литература:
    Основная:
    1. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР. – М.: Высшая школа, 1982.
    2. Народные художественные промыслы. Под общ. ред. Поповой О. С. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.
    3. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990.
    4. Попова В. Ф. Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. – М.,1984.
    5. Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. Под ред. Барадулина В. А. и Танкус О. В. – М.: Просвещение, 1978. – 255 с.: ил.
    6. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука – классика», 2007. – 560 с.
    7. Лещеко Т. А. Нетканый гобелен. – Ростов н / Д.: Феникс, 2005. – 144 с.: ил. – (Горд мастеров).
    8. Горожанина С. В. Зайцева Л. М. Русский народный свадебный костюм. – М.: Культура и традиции, 2003. – 128 с.: ил.
    9. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Перевод на русский язык Б. Б. Михайлова. – Прага: Издательство «Артия», 1980.
    Дополнительная:

  6. Gak Ответить

    Здравствуйте, дорогие друзья и читатели! Достоверно известно, что ремесло по производству тканей, то есть, ткачество зародилось  еще в каменном веке. Результаты археологических исследований показали, что ткацкие изделия того времени выполнялись из травы, полосок кожи и жил различных животных. Около 5000 лет до нашей эры появилось первое примитивное приспособление для производства ткани. Считается, что произошло это на территории Азии, ибо именно там обнаружили археологи первый ткацкий станок.

    Виды ткачества

    До начала XX века ткачество было самым приоритетным домашним занятием многих народов России и их соседей. Почти все  виды тканого полотна создавались на ручном деревянном станке. Основным сырьем служили волокна льна и конопли, козья и овечья шерсть. Иногда ткань производилась из завозимых из азиатских стран хлопковых и шелковых нитей. В то время русские мастерицы уже полностью владели разнообразными техниками ткачества, а многие из них научились создавать узоры, которые представляли собой простые геометрические фигуры и линии. Однако для этого требовалось особое мастерство, ибо создание узоров было  весьма трудоемким приемом украшения полотна. И создать изделие, украшенное сложным узором, могла далеко не каждая хозяйка.

    Полотняное переплетение и закладная техника

    Наиболее простой вид  ткацкого переплетения –  полотняный. Он использовался  во все времена при создании ткани для полотенец и нательного белья. Также одной из наиболее древних является техника закладного ткачества. При этом методе переплетения прокладка нитей производится не по всей ширине ткани, а только на некоторых ее участках.
    Закладное ткачество представляло собой орнамент, состоящий из простых геометрических фигур. Их выполняли путем комбинирования разноцветных нитей: льняных, шерстяных и хлопковых. Этот сложный, трудоемкий процесс позволял получить гладкое полотно, одинаковое с обеих сторон. Интересно, что закладным ткачеством пользовались при работе на горизонтальных и вертикальных ручных станках.

    Браное ткачество

    Браное ткачество было известно на Руси еще до нашествия татаро-манголов. От закладного ткачества оно отличается рельефной фактурой полотна. Эта техника предполагает использование специального прутка или дощечки, так называемой, бральницы. Она помогала выбирать из основы часть нитей, делая дополнительный зев. В итоге получался узор, который налагался сверху фона то с изнаночной, то с лицевой стороны. Поэтому рисунок на поверхности браных скатертей и полотенец с изнаночной стороны выглядит как негатив. Основной фон вытканного узора чаще всего был горизонтальным,  красного или синего цвета. Но в ряде регионов изделия могли быть  одного цвета, а узор выделялся толщиной нитей и игрой светотеней.

    Выборная техника

    Уже само название метода свидетельствует о похожести такого ткачества на браное. Для его создания также нужна специальная дощечка или пруток. Однако выборная техника отличается от браной тем, что здесь уток не прокидывается от кромки к кромке. Узор создается отдельными частями, отчего ткань становится многоцветной и рельефной. Тем не менее, изнаночная и лицевая сторона также выглядят как негатив друг друга.

    Переборное ручное ткачество

    Эта техника широко распространена в белорусском и украинском  творчестве. По внешнему виду  изделия похожи на выполненные методом выборного ткачества, но технология изготовления совершенно разная. Здесь нет никакой бральницы, зато больше ремизок в станке, в которые попадают нити основы. Есть два способа «переборов». Чтобы получить двухсторонний орнамент рисунка, используется один узорный уток, а для получения многоцветного  рисунка используется два или более утков. Переборное ткачество менее трудоемко по сравнению с браным или выборным ткачеством.

    Ажурное ткачество

    К концу XIX века наиболее популярным стало ажурное ткачество, благодаря которому создавался удивительно красивый орнамент. Особенно оно было распространено в районах Русского Севера. Ажурный узор с оригинальным переплетением и перевивкой представлял собой сквозные просветы с чередующимися рисунками. Такое ткачество в основном применялось при создании занавесок и скатертей.

    Ремизное ткачество

    Самой распространенной техникой при изготовлении ткани на горизонтальном ткацком станке является ремизная техника. Здесь цветные нити чередуются в определенном порядке, что позволяет создавать всевозможные узоры с простыми геометрическими линиями. Важно, что полученный орнамент мог быть самым разнообразным по своей цветовой гамме. Данная техника чаще всего использовалась для украшения полотенец, скатертей и нижних женских юбок.

    Наиболее простым видом ремизной техники мастера считают пестроткань или пестрядь. Это полосатые или клетчатые рисунки, в которых основными цветами были красные, синие и белые, с редким добавлением желтых и зеленых оттенков. Такие полотна шли на изготовление передников, рубах, сарафанов и покрывал.
    Более сложным и трудоемким видом ремизной техники является клетчатина, рисунок которой был четкой геометрической формы. Узор клетчатины создавался мелким уточным настилом, который налагался поверх гладкого полотна. Вытканные изображения были разнообразными, что видно из дошедших до нас названий: «денежки», «круги», «пряники», «огурцы» или «решеточки».
    Следует отметить, что наиболее искусные мастерицы в своем творчестве объединяли сразу несколько техник ткачества. И это несмотря на всю примитивность устройств для ткачества.
    С уважением,  Александр Гончаров

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *