Способ записи ходов в шахматной партии как называется?

11 ответов на вопрос “Способ записи ходов в шахматной партии как называется?”

  1. semenof_se Ответить

    Урок 10. Запись шахматной партии.

    Теперь Вы знаете как ходят фигуры и какую цель в шахматах необходимо достичь. Вы можете свободно практиковаться с другими игроками вживую или по Интернету.
    Но ведь Вам необходимо совершенствоваться. Любую партию желательно просмотреть после игры и постараться найти свои ошибки. Или, например, Вы захотите рассказать другу о том, какую интересную комбинацию провели в партии. Как это сделать?
    Для этого существует система записи шахматной партии. С её помощью партию можно записать, а затем воспроизвести на шахматной доске. Совсем как ноты музыкального произведения. Записывается шахматная партия на основе шахматной нотации.
    Вы, наверное, заметили, что на шахматной доске по горизонтали стоят цифры от 1 до 8, а по вертикали латинские буквы от “a” до “h”. Таким образом, каждое из 64 полей имеет свое буквенно-цифровое название.

    Нажмите на доску для увеличения
    Название поля состоит из буквы, на вертикали которой оно находится, и цифры, на горизонтали которой оно находится.
    Например, на диаграмме ниже, указанное поле называется “d4”, так как оно находится на вертикали “d” и на четвертой горизонтали. Надо отметить, что при обозначении поля впереди всегда указывается буква, потом цифра. Также помните, что буквы от “a” до “h” латинские, а не английские. И произносятся они как «а», «бэ», «це» и т.д. а НЕ «эй», «би», «си» и т.д.

    Теперь давайте разберем, как обозначаются фигуры:
    Король – Кр
    Ферзь – Ф
    Ладья – Л
    Слон – С
    Конь – К
    Пешка – не имеет обозначения.
    Шах записывается «+»
    Мат – «х»
    В процессе записи партии существует ещё множество других обозначений, но пока они не так важны.
    Зная обозначение полей и фигур, мы можем с легкостью записать любой шахматный ход. В позиции на диаграмме ниже белые сделали ход ладьей, указанный стрелкой. Записывается он так: Ле1-е8. Это означает, что ладья перешла с поля “e1” на поле “e8”. Черные ответили ходом своего слона и объявили шах белому королю Сb4-d6+. То есть слон переместился с поля “b4” на поле “d6”.

    Пешка, как указано выше, не имеет обозначения при записи. Знаменитый первый ход е2-е4 Остапа Бендера – это передвижение пешки с поля е2 на е4 и выглядит так:

    Ходы записываются по порядку. Например, первые ходы шахматной партии могут быть такими:
    е2-е4 е7-е5
    Кg1-f3 Kb8-c6
    Cf1-c4 Kg8-f6
    Kb1-c3 d7-d6
    После чего возникает такая позиция:

    Существует и краткая система записи шахматной партии. В большинстве случаев шахматисты пользуются именно ею. При краткой записи указывается обозначение фигуры и сразу поле, на которое она перемещается. Эти же первые четыре хода можно записать так:
    е4 е5
    Кf3 Kc6
    Cc4 Kf6
    Kc3 d6
    Для обозначения удара используется двоеточие “:”
    Например, в позиции ниже, белый слон может ударить черного коня:

    1.Сf3:c6 (короткая запись – 1.С:с6).
    В ответ на это черный ферзь может ударить белого слона: 1…Фg6:c6 (короткая запись – 1…Ф:с6)
    Отметим также, что запись на большинстве турниров обязательна.
    Вот, в сущности, и все, что можно сказать о записи шахматной партии. Благодаря этому приему Вы всегда сможете воспроизвести на доске партию, которые играли, скажем, несколько лет назад или посмотреть партию гроссмейстеров.
    Нам осталось пройти последний, но достаточно важный урок, который не ставит своей целью научить Вас каким-то шахматным правилам, но от этого он не теряет своей значимости. Последний урок.
    ←Предыдущий урок
    Все уроки:
    Знакомство с шахматной игрой. Шахматная доска.
    Шахматные фигуры. Расположение фигур на доске.
    Как ходят фигуры? Пешка, Конь.
    Как ходят фигуры? Слон, Ладья.
    Как ходят фигуры? Ферзь, Король.
    Сравнительная сила фигур и цель игры
    Рокировка, взятие на проходе,
    Шах и мат. Результат партии.
    Ничья в шахматах.
    Запись шахматной партии
    Важность практики

  2. DimaKumachev Ответить

    Необходимым знанием для любого шахматиста является знание шахматной нотации. Это знание позволяет шахматисту записать ход партии; воспроизводить, анализировать и разбирать сыгранные партии, а также читать шахматную литературу. В официальных матчах с классическим контролем времени игрок обязан записывать ходы.
    Восемь горизонталей и восемь вертикалей шахматной доски образуют 64 поля. И каждое поле имеет свои координаты. Первая координата – одна из первых восьми букв латинского алфавита (a, b, c, d, e, f, g, h), вторая координата – цифра (1 – 8). Таким образом, поле e4 (например) находится пересечением вертикали e и четвертой горизонтали.

    Для обозначения фигур на доске шахматистами применяются специальные сокращения:
    Символ
    (Русское сокращение)Символ
    (Английское сокращение)ЗначениеКрK (King)КорольФQ (Queen)ФерзьЛR (Rook)ЛадьяСB (Bishop)СлонКN (kNight)Коньп или ничегоp (pawn) или ничегоПешкаДля записи ходов используются такие символы:
    – (тире)Обозначение хода без взятия фигурыx (крест или буква x)Обозначение хода со взятием фигуры0-0, 0-0-0Короткая рокировка, длинная рокировка+ (плюс)Шах# (решетка)Мат= (равно)Ничья!, !!Хороший, очень хороший ход?, ??Плохой, очень плохой ход!?Ход, заслуживающий внимания?!Неоправданный, рискованный ходЧасто используется двоеточие : для взятия. Реже: для мата – крест x, для двойного шаха – двойной плюс ++. Такая запись была принята в Советском Союзе и по-прежнему встречается.
    Шахматная нотация бывает полной или краткой. Игрок, использующий полную нотацию, записывает каждый ход так:
    Номер хода.
    Символ фигуры, которой ходит игрок.
    Поле, на котором стоит фигура перед совершением хода.
    Обозначение хода или взятия фигуры.
    Поле, на которое пошла фигура.
    Знак шаха или мата при необходимости.
    Запись партии с помощью полной нотации удобно вести столбиком. Подобным образом детский мат можно записать так:
    e2–e4 e7–e5
    Сf1—c4 Кb8—c6
    Фd1—h5?! Кg8—f6??
    Фh5×f7# (Фh5:f7#)

    Игрок, использующий краткую нотацию, записывает ходы таким образом:
    Номер хода.
    Символ фигуры, которой ходит игрок.
    Обозначение взятия фигуры при необходимости.
    Поле, на которое пошла фигура.
    Знак шаха или мата при необходимости.
    Тот же пример с детским матом теперь выглядит так:
    1.e4 e5 2.Сc4 Кc6 3.Фh5?! Кf6?? 4.Ф×f7# (Ф:f7#)
    Ходы чаще всего записываются в строку.
    В краткой нотации шахматист не использует обозначение хода и не указывает поле, с которого был сделан ход. Поле может быть указано частично, если это требуется для уточнения. На приведенной диаграмме обе черные ладьи могут пойти на h6. Запись хода ладьей h7 будет выглядеть так: 1…Л7h6. Ход ладьей h2 следует записать: 1.Л5h6. Здесь же стоит упомянуть, что … (многоточие) – это знак хода черных, когда ход белых не указывается. Также на диаграмме можно увидеть, что белые могут взять слона черных конями, расположенными на e3 и b4. Здесь шахматист должен обозначить удар конем e3 как 1.Кexd5 (Кe:d5). Удар конем b4 – 1.Кbxd5 (Кb:d5).

    Шахматная нотация позволяет игрокам записывать позицию, которая уже существует на доске. Шахматист указывает символ фигуры и поле, на котором она находится. Положение короля записывается первым, затем указывается положение ферзя, ладей, слонов, коней и пешек.
    Позиция белых фигур должна быть записана в первую очередь. Шахматист ведет запись от ферзевого фланга к королевскому. Например, белая ладья a1 должна быть отмечена перед ладьей h1, а пешки a2 и c2 перед пешками g3 и h4.

    Таким образом, положение фигур на следующей диаграмме должно быть записано следующим образом:
    Белые: Крf1, Фe2, Лa1, пешки a2, f2, g2, h2.
    Черные: Крg8, Фf6, Лf8, пешки f7, g7, h7.
    (2271)

  3. kolyanwap Ответить

    Не всегда можно сесть и сыграть партию за один присест. Бывает, нужно отвлечься на что-нибудь очень важное. Или вечер, и уже спать хочется. Или другу пора уходить домой. Как оставить не доигранную партию до следующего раза?
    Можно, конечно, просто оставить фигуры на доске, но тогда их может кто-нибудь смахнуть или переставить. Или они просто будут стоять, занимать место и собирать на себя пыль.
    А ещё бывает так, что хочется рассказать кому-нибудь, как прошла партия. Например, ты играл с другом и теперь хочешь пересказать папе, как выиграл у него. Но нельзя же запомнить всю партию наизусть!
    Как быть в таком случае?
    Взрослые шахматисты придумали простой способ записывать ходы в партиях. Этот способ называется «шахматная нотация».
    Ты уже знаешь, что поля шахматной доски обозначаются буквами и цифрами. А вот обозначать буквами фигуры тебе ещё не приходилось. Это делается так:
    Король — Кр.
    Ферзь — Ф.
    Ладья — Л.
    Слон — С.
    Конь — К.
    Если не написано, какая фигура ходит, то имеются в виду пешки, они не обозначаются никак.
    Когда ты записываешь ход, сначала пишется название фигуры, которая делает ход. Потом пишется поле, с которого сделан ход, ставится тире и записывается поле, на которое сделан ход.
    Например, если чёрный конь пойдёт вперёд со своего места, то это нужно записать так:
    Кb8-с6.
    А если пешка, стоящая перед белым королём, движется вперёд, то этот ход будет записан так:
    е2-е4.
    Обрати внимание — буквы, которыми обозначаются вертикали, маленькие, а там, где названия фигур, — буквы большие. Это нужно, чтобы случайно ничего не перепутать.
    Если этим ходом твоя фигура берёт фигуру противника, то вместо тире ставят двоеточие. Например, вот как выглядит ход, которым слон бьёт ладью:
    Cg5:d8.
    Поскольку на одном шахматном поле может стоять только одна фигура, не нужно писать, какую фигуру берут этим ходом, это и так понятно из записи предыдущих ходов.
    Если ты записываешь всю партию целиком, ходы нужно нумеровать. Перед ходом поставь порядковый номер и отдели его точкой. Новое число пиши после того, как записал ход белых и ход чёрных.
    Вот как, например, выглядит запись самого первого хода в партии.
    1. e2-e4 Kg8-f6.
    И сразу видно — белые пошли вперёд королевской пешкой, а чёрные в ответ вывели из-за ряда пешек своего коня.
    После хода надо обязательно записывать пояснения к нему. Эти пояснения тоже пишутся не словами, а специальными значками, чтобы было короче.
    Если этим ходом был сделан шах, то ставится знак плюс (вот такой: +).
    Например, запись Фа5-е1 + означает, что этим ходом ферзь делает шах вражескому королю.
    Покажи на доске, на каких полях должен стоять король, чтобы ему можно было сделать шах таким ходом.
    Если этим ходом был поставлен мат и партия закончилась, ставят крестик, вот такой: х.
    Вот так выглядит ход, которым ферзь ставит мат вражескому королю.
    Фh5:f7х.
    Если после хода партия закончилась ничьей, ставят знак равно, вот так:=.
    Если пешка в конце хода превращается в другую фигуру, то надо записать название этой фигуры после конечного поля. Например, вот белая пешка доходит до конца доски и становится ферзём:
    b7-b8Ф.
    А вот чёрная пешка превращается в коня:
    f2-f l K.
    Когда хотят запомнить какие-то особенные моменты в партии, возле записи ходов ставят восклицательные или вопросительные знаки.
    Знак ! ставят, если ход был особенно хороший или необычный.
    Знак ? ставят, если ход был плохой или ошибочный. Этот значок используют, только когда хотят напомнить себе, каких ошибок не следует делать в будущем.
    Когда очень спешат или не хотят занимать много места, все ходы записывают в особенной, сокращенной нотации. Тогда не пишут, с какого поля был сделан ход, а указывают только название фигуры и поле, на которое она перепрыгнула.
    Например, вот так:
    КbЗ.
    Это конь пошёл на ЬЗ. Из записи всей партии должно быть понятно, какой конь и откуда туда пошёл. Если непонятно, какой из коней делает ход, потому что оба могут попасть на поле ЬЗ, указывают вертикаль, с которой делается ход. Вот так:
    Ксb3.
    Кстати, на какой клетке вертикали с должен находиться конь, чтобы сделать этот ход? Видишь, опять есть два варианта! Но очень редко бывает так, что нельзя понять, какой конь делает ход.
    Если ты захочешь учиться играть в шахматы и дальше, нотация тебе обязательно понадобится — во всех серьёзных книжках про шахматы примеры записаны именно так.

  4. surgerer Ответить

    Проиграть, потому что у вас закончилось время на обдумывание, – всегда болезненно. Не важно, насколько велико ваше преимущество, и можете ли вы поставить мат в один ход. Когда у вас заканчивается время, вы проигрываете, если у вашего противника остается достаточно фигур, чтобы объявить мат. Если у вашего противника недостаточно фигур, чтобы объявить мат, а у вас заканчивается время, партия завершается вничью даже, если вы выигрывали.
    Распределение времени и использование его во время партии критически важно.
    Посмотрим партию ПРО Лиги, где “Пингвин” Эндрю Тан выиграл по времени в очень сложной позиции.
    Время может закончиться в результате разрыва связи, когда один из противников теряет подключение к серверу. В этом случае ему присуждается поражение. На Chess.com, отключившемуся шахматисту дается достаточно времени, чтобы восстановить связь, но не настолько много, чтобы его противник испытывал дискомфорт от напрасного ожидания.

    Ничья:

    Если результативные исходы, в основном, интуитивно понятны, то с ничьей дело может обстоять сложнее. Тем, кто только учится играть в шахматы, не всегда просто понять правила пата или нехватки фигур. Объясним все подробно.

    Пат

    В этом примере у белых лишняя пешка, но когда они пытаются провести ее в ферзи, у черного короля заканчиваются ходы, и на доске ничья патом.

    Пример пата в шахматах.
    Статья: Что такое пат? | Шахматный словарь

    Недостаточно фигур

    В некоторых случаях у одного из противников в конце партии остается больше фигур, чем у другого, но не всегда этого хватает для победы, потому что некоторые фигуры или их сочетания не могут дать мат.
    Партия считается ничейной, когда у обоих противников “недостаточно фигур”, чтобы дать мат.
    Недостаточно фигур (мат невозможен или возможен только при кооперативной игре):
    Король против короля
    Если у обоих противников остается по королю, партия автоматически признается ничьей, потому что никто из них не может победить.

    Эндшпиль, где на доске остаются два короля, ничеен.
    Король и легкая фигура против короля
    Король и легкая фигура (слон или конь) не могут добиться победы в одиночку, потому что невозможно дать мат с использованием этих фигур. Партия автоматически признается ничьей.

    Король и конь или король и слон не могут дать мат королю.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *