Талассемия наследуется как не полностью доминантный аутосомный признак?

12 ответов на вопрос “Талассемия наследуется как не полностью доминантный аутосомный признак?”

  1. Mu Ответить

    1. У человека имеется два вида слепоты, и каждая определяется своим рецессивным аутосомным геном, которые не сцеплены. Какова вероятность рождения слепого ребенка, если отец и мать страдают одним и тем же видом слепоты и оба дигомозиготны? Какова вероятность рождения слепого ребенка, если оба родителя дигомозиготны и страдают разными видами наследственной слепоты?
    Объяснение:
    Первое скрещивание:
    Р: ААвв х ААвв
    Г: Ав х Ав
    F1: ААвв – слепой ребенок.
    Проявляется закон единообразия. Вероятность рождения слепого ребенка – 100%.
    Второе скрещивание:
    Р: ААвв х ааВВ
    Г: Ав х аВ
    F1: АаВв – здоровый ребенок.
    Проявляется закон единообразия. Оба вида слепоты отсутствуют. Вероятность рождения слепого ребенка – 0%.
    2. У человека дальтонизм обусловлен сцепленным с Х-хромосомой рецессивным геном. Талассемия наследуется как аутосомный доминантный признак и наблюдается в двух формах: у гомозигот – тяжелая, часто смертельная, у гетерозигот – в легкой форме.
    Женщина с легкой формой талассемии и нормальным зрением в браке с мужчиной-дальтоником, но здоровым по гену талассемии, имеет сына-дальтоника с легкой формой талассемии. Какова вероятность рождения у этой пары детей с обеими аномалиями? Определите генотипы и фенотипы возможного потомства.
    Объяснение:
    Р: АаХDХd х ааХdУ
    Г: АХD, аХd, AXd, aXD х аХd, аУ
    F1: АаХdУ – мальчик-дальтоник с легкой формой талассемии
    AaXDXd – девочка с нормальным зрением и легкой формой талассемии
    aaXdXd – девочка-дальтоник без талассемии
    AaXdXd – девочка-дальтоник с легкой формой талассемии
    aaXDХd – девочка с нормальным зрением без талассемии
    AaXDY – мальчик с нормальным зрением и легкой формой талассемии
    aaXdY – мальчик-дальтоник без талассемии
    aaXDY – мальчик с нормальным зрением и без талассемии
    То есть получается восемь вариантов генотипа с равной вероятностью появления. Вероятность рождения ребенка с легкой формой талассемии и дальтонизмом составляет 2/8 или 25% (12,5% вероятность рождения мальчика и 12,5% – рождения девочки). Вероятность рождения ребенка-дальтоника с тяжелой формой талассемии – 0%.
    3. В брак вступили голубоглазый светловолосый мужчина и дигетерозиготная кареглазая темноволосая женщина. Определите генотипы супружеской пары, а также возможные генотипы и фенотипы детей. Установите вероятность рождения ребенка с дигомозиготным генотипом.
    Объяснение: А – карие глаза
    а – голубые глаза
    В – темные волосы
    в – светлые волосы
    Р: аавв х АаВв
    Г: ав х АВ, ав, Ав, аВ
    F1: АаВв – карие глаза, темные волосы
    аавв – голубые глаза, светлые волосы
    Аавв – карие глаза, светлые волосы
    ааВв – голубые глаза, темные волосы
    Вероятность рождения ребенка с каждым из генотипов – 25%. (и вероятность рождения ребенка с дигомозиготным генотипом (аавв) – 25%)
    Признаки не сцеплены с полом. Здесь проявляется закон независимого наследования.
    4. При скрещивании серой (а) мохнатой крольчихи с черным мохнатым кроликом в потомстве наблюдалось расщепление: крольчата черные мохнатые и серые мохнатые. Во втором скрещивании фенотипически таких же кроликов получилось потомство: крольчата черные мохнатые, черные гладкошерстные, серые мохнатые, серые гладкошерстные. Какой закон наследственности проявляется в данных скрещиваниях?
    Объяснение:
    А – черная окраска
    а – серая окраска
    В – мохнатый кролик
    в – гладкошерстный кролик
    Первое скрещивание:
    Р: ааВВ х АаВВ
    F1: АаВВ – черные мохнатые крольчата
    ааВВ – серые мохнатые крольчата
    Второе скрещивание:
    Р: ааВв х АаВв
    Г: аВ, ав х АВ, ав, Ав, аВ
    F1: получается 8 генотипов и 4 фенотипа
    АаВВ, 2АаВв – серые мохнатые крольчата
    Аавв – черные гладкошерстные крольчата
    ааВВ, ааВв – серые мохнатые крольчата
    аавв – серые гладкошерстные крольчата
    В данном случае действует закон независимого наследования, так как представленные признаки наследуются независимо.
    5. Для хохлатой (А) зеленой (В) самки провели анализирующее скрещивание, в потомстве получилось четыре фенотипических класса. Получившихся хохлатых потомков скрестили между собой. Может ли в этом скрещивании получить потомство без хохолка? Если может, то какого оно будет пола, какого фенотипа? У канареек наличие хохолка зависит от аутосомного гена, окраска оперения (зеленое или коричневое) – от гена, сцепленного с Х-хромосомой. Гетерогаметным полом у птиц является женский пол.
    Объяснение:
    Первое скрещивание:
    Р: АаХВУ х ааХвХв
    Г: АХВ, аХВ, АУ, аУ х аХв
    F1: АаХВХв – хохлатый зеленый самец
    ааХВХв – зеленый самец без хохолка
    АаХвУ – хохлатая коричневая самка
    ааХвУ – коричневая самка без хохолка
    Скрещиваем самца и самку с хохолком:
    Р: АаХВХв х АаХвУ
    Г: АХВ, АХв, аХВ, аХв х АХв, АУ, аХв, аУ
    F2: получаем 16 генотипов, среди которых можно выделить только 4 фенотипа.
    Фенотипы особей без хохолка:
    Самки: ааХВУ – зеленая самка без хохолка
    ааХвУ – коричневая самка без хохолка
    Самцы: ааХВХв – зеленый самец без хохолка
    ааХвХв – коричневый самец без хохолка.
    6. В скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами и самцов с редуцированными крыльями и маленькими глазами все потомство имело нормальные крылья и нормальные глаза. Получившихся в первом поколении самок возвратно скрещивали с исходной родительской особью. Форма крыльев у дрозофилы определяется аутосомным геном, ген размера глаз находится в Х-хромосоме. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Какие законы действуют в скрещиваниях?
    Объяснение:
    А – нормальные крылья
    а – редуцированные крылья
    ХВ – нормальные глаза
    Первое скрещивание:
    Р: ААХВХВ х ввХвУ
    Г: АХВ х аХв, аУ
    F1:
    АаХВХв – нормальные крылья, нормальные глаза
    АаХВУ – нормальные крылья, нормальные глаза
    Второе скрещивание:
    Р: АаХВХв х ааХвН
    Г: АХВ, аХв, АХв, аХв х аХв, аУ
    F1:
    АаХВХв, АаХВУ – нормальные крылья, нормальные глаза
    ааХвХв, ааХвУ – редуцированные крылья, маленькие глаза
    АаХвХв, АаХвУ – нормальные крылья, маленькие глаза
    ааХВХв, ааХВУ – редуцированные крылья, нормальные глаза
    Здесь действует закон сцепленного с полом наследования (ген формы глаз наследуется с Х-хромосомой), а ген крыльев наследуется независимо.
    7. При скрещивании мухи дрозофилы, имеющей серое тело (А) и нормальные крылья (В), с мухой, имеющей черное тело и закрученные крылья, получено 58 мух с серым телом и нормальными крыльями, 52 – с черным телом и закрученными крыльями, 15 – с серым телом и закрученными крыльями, 14 – с черным телом и нормальными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, потомства. Объясните формирование четырех фенотипических классов. Какой закон действует в данном случае?
    Объяснение: А – серое тело
    а – черное тело
    В – нормальные крылья
    в – закрученные крылья
    Скрещивание: Р: АаВв х аавв
    Г: АВ, ав, Ав, аВ х ав
    F1: АаВв – серое тело, нормальные крылья – 58
    аавв – черное тело, закрученные крылья – 52
    Аавв – серое тело, закрученные крылья – 15
    ааВв – черное тело, нормальные крылья – 14
    Гены А и В и а и в сцеплены, поэтому они они образуют группы 58 и 52 особи, а в случае остальных двух групп произошел кроссинговер и эти гены перестали быть сцеплены, поэтому и образовали 14 и 15 особей.
    8. При анализирующем скрещивании дигетерозиготного высокого с круглыми плодами растения томата получено расщепление потомства по фенотипу: 38 растений высоких с округлыми плодами, 10 – высоких с грушевидными плодами, 10 – карликовых с округлыми плодами, 42 – карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы и фенотипы исходных особей, потомства. Объясните формирование четырех фенотипических классов.
    Объяснение:
    А – высокое растение
    а – карликовое растение
    В – круглые плоды
    в – грушевидные плоды
    Р: АаВв х аавв
    G: АВ, ав, аВ, Ав х ав
    F1: АаВв – высокие растения с круглыми плодами – 38
    аавв – карликовые растения с грушевидными плодами – 42
    ааВв – карликовые растения с круглыми плодами – 10
    Аавв – высокие растения с грушевидными плодами – 10
    Здесь можно выделить две группы признаков:
    1. АаВв и аавв – в первом случае наследуются сцепленно А и В, а во втором – а и в.
    2. ааВв и Аавв – здесь произошел кроссинговер.
    9. У человека нерыжие волосы доминируют над рыжими. Отец и мать гетерозиготные рыжие. У них восемь детей. Сколько среди них может оказаться рыжих? Есть ли однозначный ответ на этот вопрос?
    Объяснение: А – нерыжие волосы
    а – рыжие волосы
    Р: Аа х Аа
    Г: А, а х А, а
    F1: АА : 2Аа : аа
    Расщепление по генотипу – 1:2:1.
    Расщепление по фенотипу – 3:1. Следовательно, вероятность рождения нерыжего ребенка – 75%. Вероятность рождения рыжего ребенка – 25%.
    Однозначного ответа на вопрос нет, так как невозможно предположить генотип будущего ребенка, так как могут встретиться половые клетки с разными генотипами.
    10. Определите генотипы родителей в семье, где все сыновья дальтоники, а дочери здоровы.
    Объяснение: XDXd – здоровая девочка
    XdY – мальчик – дальтоник
    Такая ситуация будет более возможна если мать-дальтоник (так как женский пол гомогаметный), а отец – здоров (гетерогаметный пол).
    Напишем схему скрещивания.
    P: XdXd x XDY
    G: Xd x XD, Y
    F1: XDXd – девочка здоровая, но носитель гена дальтонизма.
    XdY – мальчик-дальтоник
    11. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, – как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребенка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
    Объяснение: глаукома – рецессивный признак и проявляется только при гомозиготе, а синдром Марфана проявляется как при гетеро-, так и при гомозиготе, но является доминантным признак, соответственно, определим генотипы родителей: один родитель страдает глаукомой – аа, но не страдает синдромом Марфана – вв, а второй родитель по обоим признакам гетерозиготен – АаВв.
    Р: аавв х АаВв
    G: ав х АВ, ав, Ав, аВ
    F1: АаВв – нормальное зрение + синдром Марфана
    аавв – глаукома
    Аавв – нормальное зрение, нет синдрома Марфана – здоровый ребенок
    ааВв – глаукома + синдром Марфана
    Нарисовав решетку Пеннета, можно увидеть, что вероятность рождения каждого ребенка одинакова – 25%, значит и вероятность рождения здорового ребенка будет такая же.
    Гены данных признаков не являются сцепленными, а значит проявляется закон независимого наследования.
    12. Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые и гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, все потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
    Объяснение: в первом скрещивании дигомозигота скрещивается с гомозиготным растением по одному признаку и гетерозиготным по другому (чтобы это понять, нужно написать несколько вариантов, данное потомство получается только при таких родителях). во втором скрещивании все проще – скрещивается две дигомозиготы (только у второго родителя один признак будет доминантным).
    а – низкорослые особи
    А – нормальная высота
    в – ребристые плоды
    В – гладкие плоды
    P: аавв х АаВВ
    F1: ааВв – низкорослые особи с гладкими плодами
    АаВв – нормальная высота, гладкие плоды
    P: аавв х ААвв
    F1: Аавв – нормальная высота, гладкие плоды.
    В обоих случаях проявляется закон независимого наследования, так как эти два признака наследуются независимо.
    13. По изображенной на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного черным цветом. Определите генотипы родителей, потомков, обозначенных на схеме цифрами 2, 3, 8, и объясните их формирование.

    Объяснение: так как в первом поколении мы видим единообразие, а во втором поколении – расщепление 1:1, делаем вывод, что оба родителя были гомозиготны, но один по рецессивному признаку, а другой – по доминантному. То есть в первом поколении все дети – гетерозиготны. 2 – Аа, 3 – Аа, 8 – аа.
    14. При скрещивании пестрой хохлатой (В) курицы с таким же петухом было получено восемь цыплят: четыре цыпленка пестрых хохлатых, два – белых (а) хохлатых и два – черных хохлатых. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, объясните характер наследования признаков и появление особей с пестрой окраской. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
    Объяснение: такое расщепление возможно только если родители гетерозиготны по окраске, то есть пестрая окраска имеет генотип – Аа
    АА – черная окраска
    аа – белая окраска
    Аа – пестрая окраска
    P: АаВВ х АаВВ
    G: АВ, аВ
    F1: АаВВ – пестрый хохлатый (4 цыпленка)
    ааВВ – белый хохлатый (два цыпленка)
    ААВВ – черный хохлатый
    По окраске расщепление по генотипу и фенотипу одинаковое: 1:2:1, так как здесь присутствует явление неполного доминирования (между и черной и белой окраской появляется промежуточный вариант), признаки наследуются независимо.
    15. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизм – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.
    Объяснение: из условия задачи видно, что мать гетерозиготна по гену глухоты и гомозиготна по гену слепоты, а отец – имеет ген слепоты и гетерозиготен по гену глухоты. Тогда дочь будет гомозиготна по гену слепоты и гетерозиготна по гену глухоты.
    P: (мать)XDXd x (отец)XdYBB
    дочь – XdXdBb – дальтоник, слух нормальный
    Гаметы – XDb, Xdb, XdB, YB
    Дети: XDXdBb – нормальное зрение, нормальный слух
    XDYBb – нормальное зрение, нормальный слух
    XdXdBb – дальтоник, нормальный слух
    XdYBb – дальтоник, нормальный слух
    Расщепление: 1:1:1:1, то есть вероятность рождения дальтоника с нормальным слухом – 50%, а вероятность рождения глухих дальтоников – 0%.
    16. У мужа и жены нормальное зрение, несмотря на то, что отцы обоих супругов страдают цветовой слепотой (дальтонизмом). Ген дальтонизма рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой. Определите генотипы мужа и жены. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность рождения у них сына с нормальным зрением, дочери с нормальным зрением, сына-дальтоника, дочери-дальтоника?
    Объяснение: допустим матери мужа и жены были здоровы.
    Распишем еще и возможные генотипы родителей мужа и жены.
    P: XDXD x XdY XDXD x XdY
    ↓ ↓
    XDXd x XDY

    Возможные генотипы детей:
    XDXD – здоровая девочка
    XDY – здоровый мальчик
    XDXd – здоровая девочка
    XdY – мальчик-дальтоник
    Вероятность рождения ребенка с каждым из генотипов равна 25%. Вероятность рождения здоровой девочки – 50% (в одном случае ребенок гетерозиготен, в другом – гомозиготен). Вероятность рождения девочки-дальтоника – 0%. Вероятность рождения мальчика-дальтоника – 25%.
    17. У гороха посевного желтая окраска семян доминирует над зеленой, выпуклая форма плодов – над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с желтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим желтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с желтыми семенами и выпуклыми плодами. 58 – с желтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 – с зелеными семенами и выпуклыми плодами и 20 – с зелеными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.
    Объяснение:
    А – желтая окраска
    а – зеленая окраска
    В – выпуклая форма
    в – плоды с перетяжкой
    Внимательно прочитав условие задачи, можно понять, что одно родительское растение является дигетерозиготным, а второй – гомозиготно по форме плода, а гетерозиготно по цвету семени.
    Напишем схему решения задачи:
    P: АаВв х Аавв
    G: АВ, ав, Ав, аВ х Ав, ав
    F1: получается расщепление 3:1 и следующие потомки первого поколения:
    63 – А_Вв – желтые семена, выпуклые плоды
    58 – А_вв – желтые семена, плоды с перетяжкой
    18 – ааВв – зеленые семена, выпуклая форма плода
    20 – аавв – зеленые семена, плоды с перетяжкой
    Здесь наблюдаем закон независимого наследования, так как каждый признак наследуется независимо.
    18. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства. Какой закон имеет место в данном случае.
    Объяснение: АА – красная окраска
    Аа – розовая окраска
    аа – белая окраска
    ВВ – узкие листья
    Вв – листья промежуточной ширины
    вв – широкие листья
    Скрещивание:
    Р: АаВв х ааВВ
    Г: АВ, ав, Ав, аВ х аВ
    F1: АаВВ – розовые цветки, узкие листья
    ааВв – белые цветки, листья промежуточной ширины
    АаВв – розовые цветки, листья промежуточной ширины
    ааВВ – белые цветки, узкие листья
    Вероятность появления цветков с каждым из генотипов – 25%.
    Скрещивание дигибридное (так как анализ идет по двум признакам).
    В данном случае действуют законы неполного доминирования и независимого наследования признаков.
    Задания для самостоятельного решения
    1. У собак черная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От черной длинношерстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 черных длинношерстных щенка, 3 коричневых длинношерстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.
    2. У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над черной, а рогатость (В) – над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с гетерозиготным серым комолым самцом? Составьте схему решения хадачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
    3. У кукурузы рецессивный ген “укороченные междоузлия” (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном “зачаточная метелка” (v). При проведении анализирующего скрещивания дигетерозиготного растения, имеющего нормальные междоузлия и нормальную метелку, получено потомство: 48% с нормальными междоузлиями и нормальной метелкой, 48% с укороченными междоузлиями и зачаточной метелкой, 2% с нормальными междоузлиями и зачаточной метелкой, 2% с укороченными междоузлиями и нормальной метелкой. Определите генотипы родителей и потомства. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
    4. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 получены растения с гладкими окрашенными семенами, с морщинистыми неокрашенными, с морщинистыми окрашенными, с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление четырех фенотипических групп особей в F2?
    5. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида из F1 получены растения с семенами: 7115 с гладкими окрашенными, 7327 с морщинистыми неокрашенными, 218 с морщинистыми окрашенными, 289 с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1, F2. Какой закон наследственности проявляется в F2? Объясните, на чем основан ваш ответ.
    6. У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного гена, а ихтиоз (заболевание кожи) – от рецессивного гена, сцепленного с Х-хромосомой. Женщина со здоровыми глазами и с нормальной кожей, отец которой страдал ихтиозом, выходит замуж за мужчину, страдающего катарактой и со здоровой кожей, отец которого не имел этих заболеваний. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
    7. При скрещивании белых кроликов с мохнатой шерстью и черных кроликов с гладкой шерстью получено потомство: 50% черных мохнатых и 50% черных гладких. При скрещивании другой пары белых кроликов с мохнатой шерстью и черных кроликов с гладкой шерстью 50% потомства оказалось черных мохнатых и 50% – белых мохнатых. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните, какой закон проявляется в данном случае?
    8. При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?
    9. Темноволосая голубоглазая женщина, дигомозиготная, вступила в брак с темноволосым голубоглазым мужчиной, гетерозиготным по первой аллели. Темный цвет волос и карие глаза – это доминантные признаки. Определите генотипы родителей и потомства, типы гамет и вероятные генотипы детей.
    10. Темноволосая женщина с кудрявыми волосами, гетерозиготная по первому признаку вступила в брак с мужчиной, имеющим темные шладкие волосы, гетерозиготным по первой аллели. Темные и кудрявые волосы – это доминантные признаки. Определите генотипы родителей, типы гамет, которые они вырабатывают, вероятные генотипы и фенотипы потомства.
    11. Темноволосая кареглазая женщина, гетерозиготная по первой аллели вступила в брак со светловолосым кареглазым мужчиной, гетерозиготным по второму признаку . Темные волосы и карие глаза – доминантные признаки, светлые волосы и голубые глаза – рецессивные признаки. Определите генотипы родителей и гаметы, которые они вырабатывают, вероятные генотипы и фенотипы потомства.
    12. Скрестили красноглазую серую (А) дрозофилу, гетерозиготную по двум аллелям, с красноглазой черной (ХВ) дрозофилой, гетерозиготной по первой аллели. Определите генотипы родителей, гаметы, которые они вырабатывают, численное соотношение расщепления потомства по генотипу и фенотипу.
    13. Черную мохнатую крольчиху, гетерозиготную по двум аллелям скрестили с белым мохнатым кроликом, гетерозиготным по второй аллели. Черный мохнатый мех – доминантные признаки, белый гладкий мех – рецессивные признаки. Определите генотипы родителей и гаметы, которые они вырабатывают, численное соотношение расщепление потомства по фенотипу.
    14. У матери 3-я группа крови и положительные резус-фактор, а у отца – 4-я группа крови и резус-фактор отрицательные. Определите генотипы родителей, гаметы, которые они вырабатывают, и возможные генотипы детей.
    15. От черной кошки родился один черепаховый и несколько черных котят. Указанные признаки сцеплены с полом, то есть гены окраски находятся только в половых Х-хромосомах. Ген черной окраски и ген рыжей окраски дает неполное доминирование, при сочетании этих двух генов получается черепаховая окраска. Определите генотип и фенотип отца, гаметы, которые вырабатывают родители, пол котят.
    16. Гетерозиготную серую самку дрозофилы скрестили с серым самцом. Указанные признаки сцеплены с полом, то есть гены находятся только в половых Х-хромосомах. Серая окраска тела доминирует над желтой. Определите генотипы родителей, гаметы. которые они вырабатывают, и численное расщепление потомства по полу и окраске тела.
    17. У томата гены, обусловливающие высокий рост растения (А) и круглую форму плода (В), сцеплены и локализованы в одной хромосоме, а гены, обусловливающие низкий рост и грушевидную форму, – в аутосоме. Скрестили гетерозиготное растение томата, имеющее высокий рост и круглую форму плода, с низким грушеплодным растением. Определите генотипы и фенотипы потомства родителей, гаметы, образующиеся в мейозе, если перекреста хромосом не было.
    18. У дрозофилы доминантные гены нормального крыла и серой окраски тела сцеплены и локализованы в одной хромосоме, а рецессивные гены зачаточности крыла и черной окраски тела – в другой гомологичной хромосоме. Скрестили двух дигетерозиготных дрозофил, имеющих нормальные крылья и серую окраску тела. Определите генотип родителей и гаметы, образующиеся без перекреста хромосом, а также численное соотношение расщепления потомства по генотипу и фенотипу.
    19. Каковы генотипы родителей и детей, если у светловолосой матери и темноволосого отца в браке родилось пять детей, все темноволосые? Какой закон наследственности проявляется?
    20. Каковы генотипы родителей и потомства, если от скрещивания коровы с красной окраской шерсти с черным быком все потомство получено черное? Определите доминантный и рецессивный гены и характер доминирования.
    21. Какие фенотипы и генотипы возможны у детей, если у матери первая группа крови и гомозиготный резус-положительный фактор, а у отца четвертая группа крови и резус-отрицательный фактор (рецессивный признак)? Определите вероятность рождения детей с каждым из указанных признаков.
    22. В семье родился голубоглазый ребенок, похожий по этому признаку на отца. Мать у ребенка кареглазая, бабушка по материнской линии – голубоглазая, а дедушка – кареглазый. По отцовской линии бабушка и дедушка – кареглазые. Определите генотипы родителей и бабушки с дедушкой по отцовской линии. Какова вероятность рождения в этой семье кареглазого ребенка?
    23. Женщина со светлыми волосами и прямым носом вступила в брак с мужчиной, имеющим темные волосы и римский нос, гетерозиготный по первому признаку и гомозиготный по второму. Темные волосы и римский нос – доминантные признаки. Каковы генотипы и гаметы родителей? Каковы вероятные генотипы и фенотипы детей?
    24. От черепаховой кошки родилось несколько котят, один из которых оказался рыжей кошкой. У кошек гены окраски шерсти сцеплены с полом и находятся только в Х-хромосомах. Черепаховая окраска шерсти возможна при сочетании гена черной и рыжей окраски. Определите генотипы родителей и фенотип отца, а также генотипы потомства.
    25. Гетерозиготную серую самку дрозофилы скрестили с серым самцом. Определите гаметы, вырабатываемые родителями, а также численное соотношение расщепления гибридов по фенотипу (по полу и окраске тела) и генотипу. Указанные признаки сцеплены с полом и находятся только в Х-хромосомах. Серая окраска тела – доминантный признак.
    26. У кукурузы доминантные гены коричневой окраски и гладкой формы семян сцеплены и локализованы в одной хромосоме, а рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы – в другой гомологичной хромосоме. Какое по генотипу и фенотипу потомство следует ожидать при скрещивании дигетерозиготного растения с белыми гладкими семенами с растением, имеющим белые морщинистые семена. Кроссинговер в мейозе не произошел. Определите гаметы, вырабатываемые родителями.
    27. У кукурузы доминантные гены коричневой окраски и гладкой формы семян сцеплены и локализованы в одной хромосоме, а рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы – в другой гомологичной хромосоме. Какое по генотипу и фенотипу потомство следует ожидать при скрещивании дигетерозиготного растения с белыми гладкими семенами с гомозиготным растением, имеющим темные гладкие семена. В мейозе происходит кроссинговер. Определите гаметы, вырабатываемые родителями, без кроссинговера и после кроссинговера.
    28. При скрещивании мохнатой белой крольчихи с мохнатым черным кроликом в потомстве появился один гладкий белый крольчонок. Определите генотипы родителей. В каком численном соотношении можно ожидать расщепление потомства по генотипу и фенотипу?
    29. Охотник купил собаку, которая имеет короткую шерсть. Ему важно знать, что она чистопородна. Какие действия помогут охотнику определить, что его собака не несет рецессивных генов – длинной шерсти? Составьте схему решения задачи и определите соотношение генотипов потомства, полученного от скрещивания чистопородной собаки с гетерозиготной.
    30. Мужчина страдает гемофилией. Родители его жены здоровы по этому признаку. Ген гемофилии (h) находится в половой Х-хромосоме. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы супружеской пары, возможного потомства, вероятность рождения дочерей-носительниц этого заболевания.
    31. Гипертрихоз передается у человека с У-хромосомой, а полидактилия (многопалость) – аутосомный доминантный признак. В семье, где отец имел гипертрихоз, а мать – полидактилию, родилась нормальная дочь. Составьте схему решения задачи и определите генотип рожденной дочери и вероятность того, что следующий ребенок будет с двумя аномальными признаками.
    32. Скрестили дигетерозиготные растения томатов с округлыми плодами (А) и с опушенными листьями (В) с растениями, имеющими овальные плоды и неопушенный эпидермис листа. Гены, отвечающие за строение эпидермиса листа и форму плодов, наследуются сцепленно. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, вероятность появления в потомстве растений с рецессивными признаками.
    33. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 750 растений с пурпурным стеблем и красными плодами и 250 растений с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Доминантные гены пурпурной окраски стебля и красного цвета плодов наследуются независимо. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.
    34. Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (в) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.
    35. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и тип наследования признаков.
    36. Скрещивается коричневая (а) длинношерстная (в) самка с гомозиготным черным (А) короткошерстным (В) самцом (гены не сцеплены). Составьте схему решения задачи и определите генотипы и соотношение по фенотипу потомков их первого поколения. Каково соотношение генотипов и фенотипов второго поколения от скрещивания дигетерозигот. Какие генетические закономерности проявляются в этом скрещивании?
    37. У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей, длинная щетина (В) – над короткой (гены не сцеплены). Скрестили черного с длинной щетиной дигетерозиготного самца с гомозиготной черной с короткой щетиной самкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, фенотипы потомства и их соотношение.
    38. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а другой гетерозиготен по этому гену. Составьте схему решения задачи и определите вероятность рождения детей, у которых отсутствуют малые коренные зубы.

  2. YSAJIKE Ответить

    Опубликовано в категории Биология, 27.02.2019
    >> < <
    1. Талассемия наследуется как не полностью доминантный аутосомный признак. У гомозигот – смерть в 90-96 %, у гетерозигот болезнь протекает легко. а) Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где один из супругов страдает лёгкой формой талассемии, а другой нормален в отношении этой болезни? б) Какова вероятность рождения здоровых детей у родителей, страдающих лёгкой формой талассемии? 2. Серповидноклеточная анемия – не полностью доминантный аутосомный признак. У гомозиготных – смерть, у гетерозиготных болезнь выражается субклинически. Малярийный плазмодий не может питаться таким гемоглобином. Поэтому люди с таким гемоглобином не болеют малярией. а) Какова вероятность рождения здоровых детей, если один родитель гетерозиготен, а другой нормален? б) Какова вероятность рождения не устойчивых к малярии детей, если оба родителя к малярии устойчивы? 3. Полидактилия, близорукость и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантные аутосомные признаки, не сцепленные между собой. а) вероятность рождения нормального по 3-м признакам ребенка у родителей, страдающих всеми 3-мя недостатками, но гетерозиготных по всем 3-ем признакам? б) бабушка по линии жены – шестипалая, дедушка – близорукий, по другим признакам – нормальны. Дочь унаследовала обе аномалии. Бабушка по линии мужа не имела малых коренных зубов, дедушка нормален по всем 3-ем признакам. Сын унаследовал аномалию матери. Какова вероятность рождения детей без аномалий?

  3. Kathridi Ответить

    Вопрос/Задача:
    1. талассемия наследуется как не полностью доминантный аутосомный признак. у гомозигот – смерть в 90-96 %, у гетерозигот болезнь протекает легко. а) какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где один из страдает лёгкой формой талассемии, а другой нормален в отношении этой болезни? б) какова вероятность рождения здоровых детей у родителей, лёгкой формой талассемии? 2. серповидноклеточная анемия – не полностью доминантный аутосомный признак. у гомозиготных – смерть, у гетерозиготных болезнь выражается субклинически. малярийный плазмодий не может питаться таким гемоглобином. поэтому люди с таким гемоглобином не болеют малярией. а) какова вероятность рождения здоровых детей, если один родитель гетерозиготен, а другой нормален? б) какова вероятность рождения не устойчивых к малярии детей, если оба родителя к малярии устойчивы? 3. полидактилия, близорукость и отсутствие малых коренных зубов как доминантные аутосомные признаки, не сцепленные между собой. а) вероятность рождения нормального по 3-м признакам ребенка у родителей, всеми 3-мя недостатками, но гетерозиготных по всем 3-ем признакам? б) бабушка по линии жены – шестипалая, дедушка – близорукий, по другим признакам – нормальны. дочь унаследовала обе аномалии. бабушка по линии мужа не имела малых коренных зубов, дедушка нормален по всем 3-ем признакам. сын унаследовал аномалию матери. какова вероятность рождения детей без аномалий?

  4. XUGE Ответить

    1. Талассемия наследуется как не полностью доминантный аутосомный признак. У гомозигот – смерть в 90-96 %, у гетерозигот болезнь протекает легко. а) Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где один из супругов страдает лёгкой формой талассемии, а другой нормален в отношении этой болезни? б) Какова вероятность рождения здоровых детей у родителей, страдающих лёгкой формой талассемии? 2. Серповидноклеточная анемия – не полностью доминантный аутосомный признак. У гомозиготных – смерть, у гетерозиготных болезнь выражается субклинически. Малярийный плазмодий не может питаться таким гемоглобином. Поэтому люди с таким гемоглобином не болеют малярией. а) Какова вероятность рождения здоровых детей, если один родитель гетерозиготен, а другой нормален? б) Какова вероятность рождения не устойчивых к малярии детей, если оба родителя к малярии устойчивы? 3. Полидактилия, близорукость и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантные аутосомные признаки, не сцепленные между собой. а) вероятность рождения нормального по 3-м признакам ребенка у родителей, страдающих всеми 3-мя недостатками, но гетерозиготных по всем 3-ем признакам? б) бабушка по линии жены – шестипалая, дедушка – близорукий, по другим признакам – нормальны. Дочь унаследовала обе аномалии. Бабушка по линии мужа не имела малых коренных зубов, дедушка нормален по всем 3-ем признакам. Сын унаследовал аномалию матери. Какова вероятность рождения детей без аномалий?

  5. MarkHell Ответить

    Билет №1
    1. Клеточная теория (П.Ф. Горянинов, М. Шлейдэн, Т. Шванн). Теория клеточного единства Р. Вирхова, ее критика. Значение клеточной теории для развития биологии и медицины. Основные положения клеточной теории.
    2. Типы наследования у человека.
    Задача.
    Талассемия наследуется как не полностью доминантный аутосомный признак.
    У гомозигот заболевание заканчивается смертельным исходом в 90 – 95%
    случаев, у гетерозигот проходит в относительно легкой форме.
    1) Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где один из супругов
    страдает легкой формой талассемии, а другой нормален в отношении
    анализируемого признака?
    2) Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где оба родителя
    страдают легкой формой талассемии?
    3. Эхинококк: положение в системе животного мира, строение, цикл развития, медицинское значение, профилактика эхинококкоза.
    Билет №2
    1. Физико-химические свойства и структура цитоплазмы.
    2. Код наследственности и его свойства.
    3. Лямблия: классификация, строение, цикл развития, пути заражения, диагностика.
    Билет №3
    1. Мембраны клетки, их строение и значение в жизни клетки.
    2. Взаимодействие неаллельных генов: эпистаз.
    Задача.
    Так называемый бомбейский феномен состоит в том, что в семье, где отец имел 1 группу крови, а мать – 3, родилась дочка с 1 группой крови. Она вышла замуж за мужчину со 2 группой крови. У них родилось 2 дочки: первая с 4 , вторая с 1 гр. кр. Проявление в третьем поколении девочки с 4 гр. кр. от матери с 1 гр. кр. вызвало недоумение. Однако в литературе есть еще несколько подобных случаев. Некоторые генетики склонны объяснить это явление редким рецессивным эпистатическим геном, способным подавлять действие генов, определяющих группу крови А и В. применяя эту гипотезу: а) установите вероятные генотипы всех трех поколений, описанных в бомбейском феномене; б) определите вероятность рождения детей с 1 гр. кр. в семье первой дочери из третьего поколения, если она выйдет замуж за такого же, по генотипу мужчину, как она сама; в) определите вероятность группы крови у детей в семье второй дочери из третьего поколения, если она выйдет замуж за мужчину с 3 группой крови, по генотипу по редкому эпистатическому гену.
    3. Паразитические жгутиковые: трихомонады.
    Классификация, строение, цикл развития, пути заражения. Диагностика, профилактика.
    Билет №4
    1. Органоиды общего значения (мембранного строения), их строение и функции.
    2. Взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, примеры.
    3. Паразитические псевдоподиевые: кишечная амеба, дизентерийная амеба, ротовая амеба.
    Билет №5
    1. Органоиды специального значения, их строение, функции и образование. Клеточные включения.
    2. Биосинтез белка.
    3. Ланцетовидный сосальщик: положение в системе животного мира, цикл развития, пути заражения. Диагностика, профилактика дикроцелиоза.
    Билет №6
    1. Понятие о популяции. Характеристика популяций человека: морфофизиологическая, экологическая, генетическая.
    2. Моногибридное скрещивание. Законы Г. Менделя, примеры. Взаимодействие аллельных генов. Возвратное и анализирующее скрещивание, их значение для определения генотипа особи.
    3. Лейшмании, положение в системе животного мира, строение, циклы развития, значение в патологии человека.
    Билет №7
    1. Клеточный цикл. Митоз. Фазы митоза. Биологическое значение митоза. Амитоз.
    2. Понятие о геноме и кариотипе человека. Значение изучения кариотипа. Форма и классификация хромосом, их строение (хроматин, хроматиды, хромонемы).
    3. Печеночный сосальщик: положение в системе животного мира, строение, цикл развития, пути заражения. Диагностика, профилактика фасциолеза.
    Билет №8
    1. Факторы эволюции. Действие факторов эволюции на популяции.
    2. Виды взаимодействия генов из одной аллели. Плейотропное действие гена.
    Задача.
    Доминантный ген Д обуславливает у человека появление голубых склер.
    Голубые склеры сами по себе безвредный признак, но вместе с ним у
    человека развивается глухота и хрупкость костей. Мужчина с голубыми
    склерами женился на женщине с нормальными склерами. Какова
    вероятность рождения у них нормальных детей с указанными пороками.
    3. Аскарида: положение в системе животного мира, строение, цикл развития, пути заражения, диагностика, профилактика заболевания.
    Билет №9
    1. Строение интерфазного клеточного ядра: оболочка, ядерный остов, ядрышко, хроматин, кариоплазма.
    2. Наследование групп крови АВО и резус – фактора. Болезни несовместимости по группам крови.
    3. Циклы развития малярийного плазмодия. Виды плазмодиев. Диагностика и профилактика малярии.
    Билет №10
    1. Место человека в системе животного мира. Черты сходства человека и животных, происхождение человека. Биологическое и социальное в человеке.
    2. Нуклеиновые кислоты, их строение. ДНК и ее редупликация. Роль ДНК в передаче наследственной информации. Молекулярная структура генов прокариот и эукариот.
    3. Карликовый цепень: положение в системе животного мира, строение, цикл развития, пути заражения, диагностика, профилактика заболевания.
    Билет №11
    1. Органоиды общего значения (немембранного строения), их строение, функции.
    2. Понятие о молекулярных наследственных заболеваниях.
    Задача.
    Одна из форм цистинурии наследуется как аутосомный рецессивный признак. Но у гетерозигот наблюдается лишь повышенное содержание цистина в моче, у гомозигот – образование цистиновых камней в почках.
    1) Определите возможные формы проявления цистинурии у детей в семье, где лишь один супруг страдал этим заболеванием, а другой имел лишь повышенное содержание цистина в моче.
    2) Определите возможные формы проявления цистинурии у детей в семье, где один из супругов страдал почечно – каменной болезнью, а другой был нормален в отношении анализируемого признака.
    3. Возбудитель балантидиоза: положение в системе животного мира, строение, цикл развития, пути заражения, диагностика, профилактика
    Билет №12
    1. Вклад отечественных ученых в развитие эволюционного учения. Учение А.Н. Северцева о биологическом прогрессе и морфологических закономерностях эволюции.
    2. Хромосомные мутации. Понятие о хромосомных наследственных болезнях.
    3. Власоглав: классификация. Строение, цикл развития, пути заражения, диагностика, профилактика заболевания.
    Билет №13
    1. Мейоз, его генетическое значение.
    2. Геномные мутации. Понятие о хромосомных наследственных болезнях.
    3. Цепень невооруженный: положение в системе животного мира, строение, цикл развития, пути заражения, диагностика, профилактика заболевания.
    Билет №14
    1. Размножение бесполое и половое.
    2. Сцепление генов, 4-ый закон наследственности Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности.
    3. Альвеококк: положение в системе животного мира, строение, цикл развития, пути заражения, диагностика, профилактика альвеококкоза.
    Билет №15
    1. Гаметогенез. Сперматогенез.
    2. Дигибридное и полигибридное скрещивание у растений, животных и человека.
    Задача.
    Голубоглазый левша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей – кареглазая левша и голубоглазый правша. От второго брака у этого же мужчины с другой кареглазой правшой родилось 9 кареглазых детей (все правши). У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью, причем гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Каковы генотипы каждого из родителей?
    3. Ришта: положение в системе животного мира, строение, цикл развития, пути заражения, диагностика, профилактика заболевания.
    Билет № 16
    1. Факторы эволюции. Действие факторов эволюции на популяции человека.
    2. Генеалогический метод изучения наследственности.
    Задача.
    Пробанд страдает легкой формой серповидноклеточной анемии. Его супруга здорова. Она имеет дочь также с легкой формой анемии. Мать и бабушка пробанда страдали этой же серповидноклеточной анемией, остальные сибсы матери и ее отец здоровы. У жены пробанда есть сестра, больная легкой формой анемии, вторая сестра умерла от анемии. Мать и отец жены пробанда страдали анемией, кроме того, известно, что у отца было два брата и сестра с легкой формой анемии, и что в семье сестры отца двое детей умерли от серповидноклеточной анемии.
    Определите вероятность рождения детей с тяжелой формой анемии в семье дочери пробанда, если она выйдет замуж за такогоже мужчину, как ее отец.
    3. Лентец широкий: положение в системе животного мира, строение, цикл развития, пути заражения, диагностика, профилактика.
    Билет № 17
    1. Диалектико – материалистическое решение вопроса о происхождении жизни. Теория вечности жизни. Теория Опарина. Другие концепции возникновения жизни. Современные попытки изучить механизмы возникновения жизни.
    2. Пенетрантность и экспрессивность генов.
    Задача.
    Арахнодактилия наследуется как доминантный аутосомный признак с пенетрантностью 30%. Леворукость – рецессивный аутосомный признак с полной пенетрантностью.
    Определите вероятность проявления обеих аномалий одновременно у детей в семье, где оба родителя гетерозиготные по обеим парам генов.
    3. Аскарида человеческая: классификация, строение, цикл развития, пути заражения, диагностика, профилактика аскаридоза.
    Билет № 18
    1. Этапы развития эволюционного учения в 17-18 веках (креационизм, трансформизм). Ч. Дарвин о механизме биологической эволюции. Значение теории Ч. Дарвина.
    2. Молекулярные механизмы развития признаков у человека.
    Задача.
    Глаукома взрослых наследуется несколькими путями. Одна форма определяется доминантным аутосомным геном, другая – рецессивным тоже аутосомным несцепленным с предыдущим геном.
    1) Какова вероятность рождения ребенка с аномалией в случае, если оба родителя гетерозиготные по обеим парам патологических генов?
    2) Какова вероятность рождения детей с аномалией в семье, где один из родителей гетерозиготен по обеим парам патологических генов, а другой нормален в отношении зрения и гомозиготен по обеим парам генов?
    3. Трипанозомы: классификация, строение, цикл развития, значение в патологии человека
    Билет №19
    1. Синтетическая теория эволюции, ее сущность, достижения и недостатки. Попытки создать современную теорию эволюции.
    2. Методы изучения наследственности у человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, дерматоглифический, онтогенетический, иммуногенетический, биохимический, молекулярно-генетический, популяционный.
    3. Легочной сосальщик: положение в системе животного мира, строение, цикл развития, пути заражения, диагностика, профилактика.
    Билет №20
    1. Сущность понятия о биосфере. Значение трудов Вернадского и Сукачева в развитии учения о биосфере.
    2. Наследственные заболевания человека. Полифакториальные заболевания.
    Задача.
    У человека катаракта (заболевание глаз) и многопалость (полидактилия) вызывается доминантными аллелями двух генов. Располагающихся в одной и той же хромосоме, одна молодая женщина унаследовала катаракту от отца и многопалость от матери. Ее муж нормален по этим признакам. Сравните (качественно) вероятность того, что ребенок:
    а) будет страдать обеими аномалиями;
    б) будет страдать только какой-нибудь из них;
    в) будет вполне нормален.
    3. Шистозомы: положение в системе животного мира. Строение, цикл развития. Пути заражения, диагностика, профилактика заболевания.
    Билет №21
    1. Физико-химические свойства и структура цитоплазмы клетки.
    2. Наследование пола у животных и человека. Половые хромосомы, половой хроматин и его диагностическое значение.
    3. Острица: классификация, строение, цикл развития, пути заражения, диагностика, профилактика энтеробиоза.
    Билет №22
    1. Место человека в системе животного мира. Черты сходства человека и животных. Биологическое и социальное в человеке.
    2. Гаметогенез: овогенез.
    3. Оводы: классификация, особенности строения, цикл развития, медицинское значение. Миазы, типы миазов.
    Билет №23
    1. Понятие о популяции. Характеристика популяций человека: морфофизиологическая, экологическая, генетическая.
    2. Наследование групп крови и резус-фактора. Болезни несовместимости по группам крови.
    3. Кривоголовка и некатор: классификация, строение, циклы развития, пути заражения, диагностика, профилактика анкилостомидов.
    Билет №24
    1. Виды экологического напряжения и утомления, испытываемые человеком на современном этапе. Мутагены внешней среды: химические, физические, биологические. Понятие о генетическом грузе популяций человека. Охрана генофонда человека.
    2. Спонтанный и индуцированный мутагенез и его значение для медицины. Генные (точковые) мутации. Понятие о моногенных наследственных заболеваний человека.
    3. Логовищные клещи: классификация, строение, цикл развития, медицинское значение, профилактика заболеваний.
    Билет № 25
    1. Строение интерфазного клеточного ядра: оболочка, ядерный остов, ядрышко, хроматин, кариоплазма. Функции ядра клетки.
    2. Наследование признаков сцепленных с полом, ограниченных полом и зависимых от пола.
    Задача.
    Ген цветовой слепоты (дальтонизм) и ген ночной слепоты наследуется через Х – хромосому, находятся на расстоянии 50 морганид друг от друга. Оба признака рецессивны. Определить вероятность рождения детей одновременно с обеими аномалиями в семье, где жена имеет нормальное зрение, но мать ее страдает ночной слепотой, а отец световой слепотой, муж нормален в отношении обоих признаков.
    3. Пастбищные клещи: классификация, строение, цикл развития, медицинское значение, профилактика заболевания.
    Билет №26
    1. Нуклеиновые кислоты, их строение. Свойства ДНК.
    2. Сцепленное наследование.
    Задача.
    У человека локус резус-фактора сцеплен с локусом, определяющим форму эритроцитов, и находится от него на расстоянии 3 морганид (К. Штерн, 1965 г.). Резус – положительность и эллиптоцитоз определяются доминантными аутосомными генами. Один из супругов гетерозиготен по обоим признакам. При этом резус-положительность он унаследовал от одного родителя, эллиптоцитоз – от другого. Второй супруг резус- отрицателен и имеет нормальные эритроциты.
    Определите процентные соотношения вероятных генотипов и фенотипов детей в семье.
    3. Малярийные комары: классификация, строение, цикл развития,
    медицинское значение. Борьба с малярией на основе знаний биологии
    комаров.
    Билет №27
    1. Типы адаптаций людей, определяемые абиотическими и антропогенными факторами
    2. Типы наследования признаков у человека.
    Задача.
    У человека имеется несколько форм наследственной близорукости. Умеренная форма (от –2,0 до –4,0) и высокая (выше –5,0) передаются как аутосомные доминантные не сцепленные между собой признаки. В семье, где мать была близорукой, а отец имел нормальное зрение, родилось двое детей: дочь и сын. У дочери умеренная, а у сына высокая форма близорукости. Какова вероятность рождения следующего ребенка в семье без аномалий, если известно, что у матери близорукостью страдал только один из родителей? Следует иметь в виду, что у людей, имеющих гены обоих форм близорукости, проявляется только одна – высокая.
    3. Трихинелла: классификация, строение, цикл развития. Пути заражения,
    диагностика, профилактика трихинеллеза.
    Билет № 28
    1. Особенности сперматогенеза и овогенеза.
    2. Комплементарное взаимодействие генов. Примеры.
    3. Угрица кишечная: классификация, строение, цикл развития, пути заражения, профилактика заболевания.
    Билет №29
    1. Виды экологического напряжения и утомления, испытываемые человеком на современном этапе. Мутагены внешней среды: химические, физические, биологические. Понятие о генетическом грузе популяций человека. Охрана генофонда человека.
    2. Пол и механизмы его определения и развития у человека. Наследование признаков, сцепленных с полом, ограниченных полом, и зависимых от пола. Примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.
    3. Кошачий сосальщик: положение в системе животного мира, строение, цикл развития, пути заражения, диагностика, профилактика описторхоза.
    Билет №30
    1. Понятие о популяции. Характеристика популяций человека: морфофизиологическая, экологическая, генетическая.
    2. Доминантные и рецессивные признаки у человека.
    Задача.
    У человека аниридия (вид слепоты) зависит от доминантного аутосомного гена, а оптическая атрофия (другой вид слепоты) – от рецессивного сцепленного с полом гена, локализованного в Х – хромосоме. Мужчина с оптической атрофией женился на женщине с аниридией. Определите возможный фенотип потомства. Предполагается ли рождение ребенка (сына ли дочери) с обоими видами слепоты и в каком случае?
    3. Немалярийные комары: классификация, особенности строения, цикл развития, медицинское значение.
    Билет №31
    1. Мембраны клетки, их строение и значение в жизни клетки.
    2. Понятие о геноме и кариотипе человека. Значение изучения кариотипа. Форма и классификация хромосом, их строение (хроматин, хроматиды, хромонемы).
    3. Токсокара: классификация, строение, цикл развития, пути заражения, диагностика и профилактика заболевания.
    Билет №32
    1. Этапы развития представлений о гене. Структура и функции гена. Системная концепция гена.
    2. Эпистатическое взаимодействие генов. Примеры.
    3. Мухи: классификация, особенности строения, циклы развития, медицинское значение.
    Билет №33
    1. Факторы эволюции. Роль факторов в видообразовании.
    2. Нуклеиновые кислоты, строение РНК (рибосомная, транспортная, информационная). Роль РНК в передаче наследственной информации.
    3. Блохи: классификация, особенности строения, цикл развития, медицинское значение.
    Билет №34
    1. Гаметогенез: овогенез.
    2. Хромосомные мутации. Понятие о хромосомных наследственных заболеваниях, их диагностика.
    3. Вши: классификация, особенности строения, цикл развития, медицинское значение.
    Билет №35
    1. Органоиды общего значения (мембранного и немембранного строения), их строение и функции.
    2. Врожденные пороки развития. Их причины. Основные принципы работы МГК (медико-генетических консультаций). Принципы диагностики, лечения и профилактики наследственных заболеваний.
    3. Токсоплазма: классификация, строение, значение в патологии человека, профилактика токсоплазмоза.
    Билет №36
    1. Вклад отечественных ученых в развитие эволюционного учения. Учение А.Н. Северцева о биологическом прогрессе и морфологических закономерностях эволюции.
    2. Закон Харди – Вайнберга.
    Задача.
    Одна из форм фруктозурии проявляется субклинически. Дефекты обмена снижаются при исключении глюкозы из пищи. Заболевание наследуется аутосомно – рецессивно и встречается с частотой 9 :1 000 000
    Определите число гетерозигот в популяции.
    3. Клещи – возбудители заболеваний, классификация, особенности строения, пути заражения, профилактика заболеваний.
    Билет №37
    1. Мейоз. Его значение при формировании половых клеток.
    2. Кроссинговер. Определите расположения генов в хромосомах. Карты хромосом и методы их составления.
    3. Болезни, вызываемые мигрирующими личинками гельминтов.
    Билет № 38
    1. Понятие о популяции. Характеристика популяций человека. Значение закона Харди – Вайнберга для медицины.
    2. Спонтанный и индуцированный мутагенез и его значение для медицины. Генные (точковые) мутации. Понятие о моногенных наследственных заболеваний человека.
    3. Цепень вооруженный: положение в системе животного мира, строение, цикл развития, медицинское значение.
    Билет №39
    1. Клеточный цикл. Митоз. Фазы митоза. Биологическое значение митоза. Амитоз.
    2. Генотипическая изменчивость, классификация мутаций. Влияние мутаций на организм человека.
    3. Угрица кишечная: классификация, строение, цикл развития, пути заражения, диагностика, профилактика заболевания.
    Билет №40
    1. Размножение половое и бесполое.
    2. Фенотипическая изменчивость. Норма реакции.
    3. Лентец широкий: положение в системе животного мира, строение, цикл развития, пути заражения, диагностика, профилактика заболевания.

  6. CrazyBlackPlay Ответить

    Внимание! При неполном доминировании ни один из генов не доминирует.
    Чтобы это подчеркнуть, над доминантным геном ставится черта. Аа
    Задача 7.Семейная гиперхолестеринемия выражается в высоком содержании холестерина в крови. У гомозигот, кроме того, развиваются ксантомы (доброкачественная опухоль) кожи и сухожилий, а также атеросклероз.
    а) определить возможную степень развития гиперхолестеринемии у детей в семье, где оба родителя имеют лишь высокое содержание холестерина в крови.
    P
    G
    F1
    Ответ:
    б) определить вероятность рождения детей с аномалией и степень её развития в семье, где один из родителей, кроме высокого содержания холестерина в крови, имеет ксантомы и атеросклероз, а другой нормален в отношении анализируемого признака.
    Р
    G
    F1
    Ответ:
    Задача 8.Талассемия (анемия Кули) наследуется как неполностью доминантный аутосомный признак Т,норма – t. У гомозигот TT заболевание заканчивается смертельным исходом в 90-95 % случаев. У гетерозигот Tt анемия Кули проходит в относительно легкой форме. Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где один из супругов страдает легкой формой талассемии, а другой нормален в отношении анализируемого признака.
    P
    G
    F1
    Ответ:
    Задача 9.Подагра определяется доминантным аутосомным геном. По некоторым данным (В.П. Эфроимсон, 1968), пенетрантность гена у мужчин составляет 20%, а у женщин она равна нулю.
    Какова вероятность заболевания подагрой в семье гетерозиготных родителей?
    Какова вероятность заболевания подагрой в семье, где один из родителей гетерозиготен, а другой нормален по анализируемому признаку?
    Пример решения задачи:
    Подагра – А
    Норма – а
    В пункте 1 указано, что в брак вступают гетерозиготные родители:
    + >
    А
    а
    А
    АА
    Аа
    а
    Аа
    аа
    Вероятность того, что в семье появятся дети, несущие ген подагры, равна ¾. Но не у всех этот ген проявит себя. Он будет проявляться лишь у мужчин. Вероятность рождения мальчиков равна ½. Следовательно, наследование гена подагры, способного проявлять себя, равно ¾ ? ½ = 3/8. Ген подагры проявится лишь у 20% (1/5) несущих его мужчин. Окончательный результат будет равен: 3/8 ? 1/5 3/40, или 7,5%.

  7. адвокат-инженер Ответить

    1. Талассемия наследуется как не полностью доминантный аутосомный признак. У гомозигот – смерть в 90-96 %, у гетерозигот болезнь протекает легко. а) Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где один из супругов страдает лёгкой формой талассемии, а другой нормален в отношении этой болезни? б) Какова вероятность рождения здоровых детей у родителей, страдающих лёгкой формой талассемии? 2. Серповидноклеточная анемия – не полностью доминантный аутосомный признак. У гомозиготных – смерть, у гетерозиготных болезнь выражается субклинически. Малярийный плазмодий не может питаться таким гемоглобином. Поэтому люди с таким гемоглобином не болеют малярией. а) Какова вероятность рождения здоровых детей, если один родитель гетерозиготен, а другой нормален? б) Какова вероятность рождения не устойчивых к малярии детей, если оба родителя к малярии устойчивы? 3. Полидактилия, близорукость и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантные аутосомные признаки, не сцепленные между собой. а) вероятность рождения нормального по 3-м признакам ребенка у родителей, страдающих всеми 3-мя недостатками, но гетерозиготных по всем 3-ем признакам? б) бабушка по линии жены – шестипалая, дедушка – близорукий, по другим признакам – нормальны. Дочь унаследовала обе аномалии. Бабушка по линии мужа не имела малых коренных зубов, дедушка нормален по всем 3-ем признакам. Сын унаследовал аномалию матери. Какова вероятность рождения детей без аномалий?

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *