Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман что это значит?

13 ответов на вопрос “Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман что это значит?”

  1. Gholv Ответить


    26 мая 1828 года (6 июня по новому стилю), в день своего 29-летия, Пушкин пишет стихотворение, наполненное такой горечью, что его назовут «воплем отчаяния».
    Дар напрасный, дар случайный,
    Жизнь, зачем ты мне дана?
    Иль зачем судьбою тайной
    Ты на казнь осуждена?
    Кто меня враждебной властью
    Из ничтожества воззвал,
    Душу мне наполнил страстью,
    Ум сомненьем взволновал?..
    Цели нет передо мною:
    Сердце пусто, празден ум,
    И томит меня тоскою
    Однозвучный жизни шум.

    Пушкин вряд ли мог рассчитывать, что кто-либо из его круга способен утешить его в ответ на этот поэтический возглас, брошенный в мир. Это поняла своим чутким и пылким сердцем Елизавета Михайловна Хитрово, урожденная Голенищева-Кутузова, дочь легендарного фельдмаршала. Элиза, так называли ее в свете, повезла стихотворение в Москву, к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову).
    Так появился на свет знаменитый поэтический диалог святителя и поэта.

    Однако стоит упомянуть и о втором случае, когда слово св. Филарета стало источником пушкинского вдохновения. Осенью 1830 года стихотворение «Герой» родилось как отклик на проповедь свт. Филарета в связи с приездом императора Николая I в зараженную холерой Москву.
    Герой
    Что есть истина?
    Друг.
    Да, слава в прихотях вольна.
    Как огненный язык, она
    По избранным главам летает,
    С одной сегодня исчезает
    И на другой уже видна.
    За новизной бежать смиренно
    Народ бессмысленный привык;
    Но нам уж то чело священно,
    Над коим вспыхнул сей язык.
    На троне, на кровавом поле,
    Меж граждан на чреде иной
    Из сих избранных кто всех боле
    Твоею властвует душой?

    Поэт.
    Все он, все он — пришлец сей бранный,
    Пред кем смирилися цари,
    Сей ратник, вольностью венчанный,
    Исчезнувший, как тень зари.

    Друг.
    Когда ж твой ум он поражает
    Своею чудною звездой?
    Тогда ль, как с Альпов он взирает
    На дно Италии святой;
    Тогда ли, как хватает знамя
    Иль жезл диктаторский; тогда ль,
    Как водит и кругом и вдаль
    Войны стремительное пламя,
    И пролетает ряд побед
    Над ним одна другой вослед;
    Тогда ль, как рать героя плещет
    Перед громадой пирамид,
    Иль, как Москва пустынно блещет,
    Его приемля, — и молчит?

    Поэт.
    Нет, не у счастия на лоне
    Его я вижу, не в бою,
    Не зятем кесаря на троне;
    Не там, где на скалу свою
    Сев, мучим казнию покоя,
    Осмеян прозвищем героя,
    Он угасает недвижим,
    Плащом закрывшись боевым.
    Не та картина предо мною!
    Одров я вижу длинный строй,
    Лежит на каждом труп живой,
    Клейменный мощною чумою,
    Царицею болезней… он,
    Не бранной смертью окружен,
    Нахмурясь ходит меж одрами
    И хладно руку жмет чуме
    И в погибающем уме
    Рождает бодрость… Небесами
    Клянусь: кто жизнию своей
    Играл пред сумрачным недугом,
    Чтоб ободрить угасший взор,
    Клянусь, тот будет небу другом,
    Каков бы ни был приговор
    Земли слепой…

    Друг.
    Мечты поэта —
    Историк строгий гонит вас!
    Увы! его раздался глас,—
    И где ж очарованье света!
    Поэт.
    Да будет проклят правды свет,
    Когда посредственности хладной,
    Завистливой, к соблазну жадной,
    Он угождает праздно! — Нет!
    Тьмы низких истин мне дороже
    Нас возвышающий обман…
    Оставь герою сердце! Что же
    Он будет без него? Тиран…

    Друг.
    Утешься. . . . . . . .
    Пришлец сей бранный — Наполеон.
    С Альпов он взирает // На дно Италии святой — имеется в виду блестящий успех Бонапарта в его Итальянском походе.
    Тогда ли, как хватает знамя — может быть, намек на известный случай на Аркольском мосту.
    Иль жезл диктаторский — речь идет о государственном перевороте 18 брюмера (9 ноября 1799 г.), когда Наполеон стал первым консулом.
    Рать героя плещет // Перед громадой пирамид — имеется в виду победа в битве при Эмбабе 12 июля 1799 г., «близ пирамид» — «с вершины которых глядели на французов четыре тысячелетия» (Бюллетень Наполеона).
    Зятем кесаря на троне — имеется в виду женитьба Наполеона на дочери австрийского императора Франца I, Марии-Луизе.
    Одров я вижу длинный строй — посещение Бонапартом чумного госпиталя в Яффе.
    Мечты поэта // Историк строгий гонит вас! — Пушкин ссылается на изданные в 1829—1830 гг. «Воспоминания» Бурьена, секретаря Наполеона, в которых оспаривается рассказ о том, что Наполеон в Яффе посетил госпиталь с больными чумой. Впоследствии раскрылось, что эти мемуары были подложными, написанными бывшим дипломатом, французским журналистом Виллемаре. Последняя реплика Друга Утешься… и дата 29 сентября 1830 Москва (Пушкин был в это время в Болдине) намекают на поступок Николая I, который в этот день прибыл в холерную Москву.

  2. bvgonya Ответить

    Смотреть что такое “Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман” в других словарях:

    Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман — Тьмы низкихъ истинъ мн? дороже Насъ возвышающій обманъ. Ср. Тьмы низкихъ истинъ мн? дороже Насъ возвышающій обманъ. Оставь герою сердце! Что же, Онъ будетъ безъ него? тиранъ! А. С. Пушкинъ. Герой. 1830. Ср. «Лучше съ умнымъ въ аду, ч?мъ съ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
    тьмы низких истин мне дороже — Нас возвышающий обман. Ср. Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман. Оставь герою сердце! Что же, Он будет без него? тиран! А.С. Пушкин. Герой. 1830. Ср. Лучше с умным в аду, чем с глупым в раю . Ср. Die Irrthumer eines grossen Geistes… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
    Нас возвышающий обман — см. Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений
    Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца “из… … Большая биографическая энциклопедия
    Пушкин А. С. — Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия
    Александр Сергеевич Пушкин — (1799 1837 гг.) поэт и писатель, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад! Болезнь любви неизлечима. Быть славным хорошо, Спокойным лучше вдвое.… … Сводная энциклопедия афоризмов
    Умная ложь лучше глупой правды — Умная ложь лучше глупой правды. Ср. «Онъ долго думалъ, да хорошо совралъ». Ср. Я давеча сказалъ про васъ Кармазинову, что будто вы говорили про него, что его надо выс?чь… «Да я этого никогда не говорилъ!» Ничего. Se non e vero (e ben trovato) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
    низкий — ая, ое; ни/зок, низка/, мн. ни/зки и низки/ 1) Имеющий небольшую протяженность от низа до верха; малый по высоте, росту. Низкая ограда. Низкий стул. …Другие [холмы] покрыты по большей части чахлой и низкой травой (Гаршин). Низкий желтый… … Популярный словарь русского языка
    НИЗКИЙ — НИЗКИЙ, низкая, низкое; низок, низка, низко. 1. Малый по высоте, имеющий небольшое протяжение снизу вверх. Низкий дом. Низкая гора. Низкий рост. || Находящийся на недалеком расстоянии вверх от чего н., расположенный на небольшой высоте от земли,… … Толковый словарь Ушакова
    ни?зкий — ая, ое; зок, зка, зко; ниже; низший и нижайший. 1. Имеющий небольшое протяжение снизу вверх; противоп. высокий. Низкий забор. Низкий стол. Низкий каблук. ? На пороге избы встретил меня старик лысый, низкого роста, плечистый и плотный. Тургенев,… … Малый академический словарь

  3. Nejora Ответить

    ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
    НАС ВОЗВЫШАЮЩИЙ ОБМАН
    .
    НАС ВОЗВЫШАЮЩИЙ ОБМАН
    Стать нравственной личностью означает стать истинно
    мыслящим.
    А. Швейцер
    Вернемся, однако, непосредственно к правдоискательству как к
    традиции, порожденной спецификой России, ее национального бытия и характера
    народного самосознания, к вопросам и ответам, загадкам и прозрениям русского
    правдоискательства. И здесь нельзя не обратиться опять же к А. С. Пушкину.
    Прежде всего потому, что именно тут истоки многих наших
    интеллектуально-культурных традиций, впоследствии развиваемых (либо
    оспариваемых) всеми выдающимися русскими писателями и деятелями культуры. Не
    меньшее значение имеет и тот факт, что в творчестве гения русской литературы,
    русской культуры в целом тема правды, мотивы правдоискательства занимали
    заметное место. И это не могло пройти мимо внимания многих советских писателей,
    также тяготеющих к данной теме. Не всегда, впрочем, ими выявляется
    действительно пушкинское отношение к правде, которое, кстати, само по себе таит
    немало интересных, но неразгаданных тайн.
    В написанном с сердцем и душевной болью романе «Печальный
    детектив» Bv Астафьев, страстно и убедительно говоря о постижении правды как
    высочайшей цели человеческой жизни, тоже обращается к Пушкину. «…Когда
    великий поэт со стоном воскликнул: «Нет правды на земле, но нет ее и выше!» — он
    не притворялся, — пишет Астафьев, — он говорил о высшей справедливости, о той
    правде, которую в муках осмысливают люди и в попытке достичь высоты ее
    срываются, погибают, разбивают свои личные судьбы и судьбы целых народов, но,
    как альпинисты, лезут и лезут по гибельно отвесному камню» [1].
    1 Астафьев В. П. Печальный детектив. М., 1986. С. 12.
    Досадно, однако, что, апеллируя вроде бы непосредственно к
    идеям Пушкина, писатель все же излагает близко к тексту слова того пушкинского
    героя, позицию которого сам Пушкин конечно же не разделяет. Ведь это не Пушкин,
    а его Сальери гневно и с раздражением восклицает:
    Все говорят: нет правды на земле.
    Но правды нет — и выше. Для меня
    Так это ясно, как простая гамма [1].
    1 Пушкин А. С. Поли. собр. соч. В 10 т. М., 1960. Т. 5 С.
    357
    И как бы ни трактовать личность Сальери, кто бы он ни был —
    то ли человек, охваченный мещанской завистью к Моцарту, то ли «холодный
    аналитик», действующий во имя принципа, несомненно одно: отрицание правды не
    только на земле, но и на небесах нужно Сальери для утверждения собственной
    «правды», ради которой он и совершает, согласно известной исторической версии,
    отображенной в пушкинской трагедии, свое злодейство — убивает человека,
    затмившего и его талант и все вокруг, образ жизни которого не отвечал
    представлениям Сальери о том, каким должен быть «бессмертный гений…».
    Хотя в «Моцарте и Сальери» есть, как мы увидим дальше, ключи
    к разгадке пушкинского отношения к правде, вряд ли их можно найти в приведенных
    словах Сальери. Скорее их следует искать в знаменитом монологе поэта из
    стихотворения А. С. Пушкина «Герой». Процитируем его полнее, чем это обычно
    делается. Здесь поэт в споре с другом действительно страстно, с горечью и болью
    восклицает:
    Да будет проклят правды свет,
    Когда посредственности хладной,
    Завистливой, к соблазну жадной,
    Он угождает праздно! — Нет!
    Тьмы низких истин мне дороже
    Нас возвышающий обман… [2]
    2 Там же. Т. 3. С. 201.
    Многие пытались разгадать и по-своему истолковать смысл
    идеи, заложенной в этих словах. Причем чаще всего полемика разгоралась вокруг
    двух последних из приведенных строк, активное несогласие с которыми, как
    известно, выражал, например, Л. Н. Толстой. Он упрекал поэта в том, что тот
    поставил обманы, якобы возвышающие нас, выше истины.
    Конечно, как это отмечалось некоторыми исследователями,
    Толстой не прав в своих упреках. Ведь ключевым понятием для Пушкина в этих
    последних строчках является не истина, а низость. Ей, низости людской,
    рядящейся в одежду истины, унижающей человека, отрицающей в нем выходящие за пределы
    обывательского нравственного кругозора творческие потенции и чувства, он
    противопоставляет возвышающий человека обман, который вселяет в него веру в
    лучшее и частенько оказывается на поверку не столько обманом, сколько…
    правдой, выраженной в форме интуитивного прозрения. Интересно и поучительно,
    что в разгоревшемся в стихотворении Пушкина споре между поэтом и другом
    (конфликтную основу которого составляли во времена Пушкина мемуарные
    опровержения того факта, что Наполеон посещал госпиталь в Яффе, пожимая руки
    смертельно больным, зараженным чумой солдатам, чем он особенно и пленяет поэта,
    возвышает его в глазах людей) прав был пушкинский поэт. Мемуары оказались
    подложными, и случай с Наполеоном действительно имел место. Пушкинский поэт и
    Пушкин этого не знали. Но характерно, что для Пушкина сам по себе факт не имел
    решающего значения. Значение для него имело то, как правильно замечает Б.
    Бурсов, «какова личность, о которой идет речь, каковы мы сами» .
    При всей важности правильного понимания парадоксального,
    казалось бы, пушкинского возвышения обмана над истиной не меньшее, а, может
    быть, большее значение имеет раскрытие загадки пушкинского проклятия свету
    правды. И дело не только в том, что звучит оно чуть ли не крамольным в эпоху
    пробуждения гласности! Без этого будут неясны ни мысль Пушкина, мысль
    интересная и острая, ни его идейное кредо, ни его, если угодно, концепция
    правды. Тем более что именно от этого «проклятия» начинается мысль Пушкина,
    которая ведет к характерному для него решению проблемы знания и веры, истины и
    нравственности.
    И дело не столько в том, что А. С. Пушкин здесь как бы
    предостерегает, говоря современным языком, от использования гласности (с ее
    стремлением к строго правдивому освещению жизни) в корыстных целях разного рода
    завистниками, карьеристами и честолюбцами, людьми бессовестными и мелкими, от
    использования правды для сведения личных счетов, для шельмования великих (но
    сброшенных с пьедестала, так сказать, официальной славы) людей. Все это,
    разумеется, было отвратительно поэту, волновало и занимало его ум. Но мысли и
    чувства Пушкина здесь, думается, идут дальше, они сильнее и глубже.
    Пушкин ведь истинно русский человек. И как сына своего
    народа, порождение определенной культуры («…там русский дух, там Русью
    пахнет!»), как человека с душой, сформированной русской жизнью (также и
    простонародной), с характером, проникнутым по-российски «вселенским»
    гуманистическим мироощущением (вспомним хотя бы известные строки из
    стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»), его тоже не
    удовлетворяет, более того, даже оскорбляет одна только голая правда-истина,
    оторванная от правды-справедливости, обидно задевающая наши нравственные
    чувства, унижающая нас. Именно в таком контексте, в таком противоборстве
    правды-истины и правды-справедливости идет разговор поэта с его другом в
    разбираемом произведении Пушкина. Напомним, что монолог о правде в ее
    пушкинском понимании следует за резонерско-скептическим замечанием собеседника
    поэта, пытающегося остудить восторги поэта перед его кумиром:
    Мечты поэта —
    Историк строгий гонит вас!
    Увы! его раздался глас, —
    И где ж очарованье света! [1]
    1 Пушкин А. С. Поли. собр. соч В 10 т. Т. 3. С. 201.
    Пушкин верит, убежден в том, что истинная правда не может быть
    безнравственной по самой своей сути (независимо от тех или иных конкретных
    случаев). Более того, по его мнению, моральная правда (которая в его
    поэтических строках и называется «нас возвышающим обманом») несет в себе истины
    более глубокие, человечески более значимые, чем тьмы низких истин, до которых
    так падки бывают в определенных случаях люди посредственные, бесчестные,
    завистливые, готовые все (даже правду) использовать для низменных целей,
    испохабить и извратить ее.
    Убеждение Пушкина в этом настолько сильно, что он готов
    вообще отрицать за людьми бессовестными, аморальными право быть носителями
    высокой истины. Из этой его концепции нравственно ориентированной иерархии
    жизненных ценностей и проистекает, как нам кажется, его знаменитая
    гуманистическая формула, данная в «Моцарте и Сальери»: «Гений и злодейство две
    вещи несовместные» [2].
    2 Там же. Т. 5. С. 368.
    Что ж, Пушкин, видимо, прав. Не в том, конечно, смысле, что
    ради благородных, возвышенных, но нереальных идеалов следует жертвовать
    строгими «показаниями» истины, знаний, науки. И не в том, что люди
    безнравственные не способны совершать открытий в науке, оказывать порой
    огромное влияние на жизнь людей и — в определенной мере — даже на ход
    исторических событий (этому, к сожалению, XX век дал много — слишком много! —
    свидетельств). Но именно исторический опыт народов XX века подтверждает правоту
    Пушкина в его стремлении возвысить общечеловеческие ценности, общечеловеческие
    нормы нравственности над всеми другими исторически преходящими соображениями, какими
    бы философскими или политическими аргументами они ни подкреплялись. Не в этом
    ли заключен исторически один из гносеологических истоков современных усилий
    сомкнуть политику, в том числе и революционную, а тем более международную, с
    общечеловеческими нормами морали? Сегодня, в связи с угрозой уничтожения
    человеческой цивилизации в результате возможности антигуманного использования
    прогресса науки, знаний, особенно очевидно, что это проблема отнюдь не чисто
    «российская», а общемировая, вселенская.
    Пушкин прав и в том плане, что нередко голос высокой
    нравственности, голос совести оказывается и голосом истины в самых различных
    областях общественной жизни, в том числе и в политике, что наука не обладает
    монополией на истину. И не обладает не только в том смысле, что многие научные
    истины со временем оказываются заблуждениями, а потому что мораль как форма
    общественного сознания тоже отражает объективные истины, несет их в себе порой
    из очень далекой истории, из выстраданного народом опыта (и в форме надежд, иллюзий),
    «возвышающих обманов» и сохраняет их для потомков. Ведь то, что можно было бы
    назвать социальными надеждами, оказывается нередко, по меткому замечанию А. А.
    Лебедева, своеобразным выражением «чувства общественного голода» [1], которое,
    как и любой голод, нуждается в насыщении, чтобы не прервалась жизни нить. А,
    стало быть, моральные по форме выражения надежды служат неким сигналом, имеющим
    и более общее, жизненно важное значение для нормального развития общественного
    организма как целого.
    1 См.: Лебедев А. А, Чаадаев. М., 1965. С. 137.
    .
    Назад

  4. Hot button Ответить

    Друг
    Да, слава в прихотях вольна.
    Как огненный язык, она
    По избранным главам летает,
    С одной сегодня исчезает
    И на другой уже видна.
    За новизной бежать смиренно
    Народ бессмысленный привык;
    Но нам уж то чело священно,
    Над коим вспыхнул сей язык.
    На троне, на кровавом поле,
    Меж граждан на чреде иной
    Из сих избранных кто всех боле
    Твоею властвует душой?
    Поэт
    Все он, все он — пришлец сей бранный,
    Пред кем смирилися цари,
    Сей ратник, вольностью венчанный,
    Исчезнувший, как тень зари.
    Друг
    Когда ж твой ум он поражает
    Своею чудною звездой?
    Тогда ль, как с Альпов он взирает
    На дно Италии святой;
    Тогда ли, как хватает знамя
    Иль жезл диктаторский; тогда ль,
    Как водит и кругом и вдаль
    Войны стремительное пламя,
    И пролетает ряд побед
    Над ним одна другой вослед;
    Тогда ль, как рать героя плещет
    Перед громадой пирамид,
    Иль, как Москва пустынно блещет,
    Его приемля, — и молчит?
    Поэт
    Нет, не у счастия на лоне
    Его я вижу, не в бою,
    Не зятем кесаря на троне;
    Не там, где на скалу свою
    Сев, мучим казнию покоя,
    Осмеян прозвищем героя,
    Он угасает недвижим,
    Плащом закрывшись боевым.
    Не та картина предо мною!
    Одров я вижу длинный строй,
    Лежит на каждом труп живой,
    Клейменный мощною чумою,
    Царицею болезней… он,
    Не бранной смертью окружен,
    Нахмурясь ходит меж одрами
    И хладно руку жмет чуме
    И в погибающем уме
    Рождает бодрость… Небесами
    Клянусь: кто жизнию своей
    Играл пред сумрачным недугом,
    Чтоб ободрить угасший взор,
    Клянусь, тот будет небу другом,
    Каков бы ни был приговор
    Земли слепой…
    Друг
    Мечты поэта —
    Историк строгий гонит вас!
    Увы! его раздался глас, —
    И где ж очарованье света!
    Поэт
    Да будет проклят правды свет,
    Когда посредственности хладной,
    Завистливой, к соблазну жадной,
    Он угождает праздно! — Нет!
    Тьмы низких истин мне дороже
    Нас возвышающий обман…
    Оставь герою сердце! Что же
    Он будет без него? Тиран…
    Друг
    Утешься……..

    Анализ стихотворения Пушкина «Герой»

    Болдинская осень стала для Александра Пушкина не только серьезным испытанием чувств, но и одним из самых плодотворных периодов творчества. В этот момент происходит переосмысление многих жизненных ценностей, и поэт начинает воспринимать многие исторические события в другом ракурсе. Положение Пушкина в обществе нельзя назвать стабильным. Несмотря на то, что он получил поддержку самого императора, отношения с власть имущими у поэта складываются достаточно противоречиво. Раздумывая над тем, что же происходит на самом деле, в сентябре 1830 году Пушкин публикует стихотворение «Герой», в котором пытается ответить на простой и, одновременно, довольно сложный вопрос: кого можно считать избранными мира сего?
    Стихотворение построено в форме диалога поэта с неизвестным другом. Причем, беседа больше напоминает спор, в котором обличителем выступает таинственный незнакомец. Именно он укоряет Пушкина в том, что все нынешнее поколение молодых бунтарей отдает дань уважения лишь тем, кто овеян славой. «За новизной бежать смиренно народ бессмысленный привык», — отмечает собеседник поэта. Действительно, именно толпа создает себе героев, очень часто приписывая им поступки и мысли других людей. Именно поэтому поэт задается вопросом о том, кто же действительно властвует его душой, и для кого в ней отведено почетное место настоящего героя?
    В итоге пот приходит к выводу, что ни полководцы, ни великие воины не вызывают в нем столь огромного уважения, как «пришлец сей бранный, пред кем смирилися цари». В первую очередь, Пушкин имеет ввиду декабристов, которые смогли вызвать панический страх у правительства. Однако если учесть, что в этот период Пушкин активно увлекается историческими исследованиями и параллельно работает над прозой, то можно предположить, что автор проводит параллель и со многими другими русскими героями, среди которых – Степан Разин и Емельян Пугачев. Таким образом, героем для поэта становится тот, кто пытается восстановить справедливость, и нередко делает это ценой собственной жизни. Пушкин подчеркивает, что такому герою уготована незавидная участь, ему не стать знаменитым полководцем и не занять царский трон. «Одров я вижу длинный строй, лежит на каждом труп живой», — отмечает поэт. Это означает, что все те герои, попытавшиеся бороться за счастье других, были беспощадно уничтожены. Однако автор убежден, что «тот будет небу другом, каким бы ни был приговор», намекая на то, что время всех нас рассудит, и имена истинных героев останутся не только в истории, но и в памяти людей.
    Метки: Пушкин

  5. Alogos Ответить


    Что есть истина?
    Друг
    Да, слава в прихотях вольна.
    Как огненный язык, она
    По избранным главам летает,
    С одной сегодня исчезает
    И на другой уже видна.
    За новизной бежать смиренно
    Народ бессмысленный привык;
    Но нам уж то чело священно,
    Над коим вспыхнул сей язык.
    На троне, на кровавом поле,
    Меж граждан на чреде иной
    Из сих избранных кто всех боле
    Твоею властвует душой?
    Поэт
    Все он, все он — прпшлед сей бранный 1,
    Пред кем смирилися цари,
    Сей ратник, вольностью венчанный,
    Исчезнувший, как тень зари.
    Друг
    Когда ж твой ум оп поражает
    Своею чудною звездой?
    Тогда ль, как с Альпов он взирает
    На дно Италии святой;
    Тогда ли, как хватает знамя
    Иль жезл диктаторский; тогда ль,
    Как водит и кругом и вдаль
    Войны стремительное пламя,
    И пролетает ряд побед
    Над ним одна другой вослед;
    Тогда ль, как рать героя плещет
    Перед громадой пирамид,
    Иль как Москва пустынно блещет,
    Его приемля,— и молчит?
    Поэт
    Нет, пе у счастия па лоно
    Его я вижу, пе в бою,
    Не зятем кесаря на троне,
    Не там, где па скалу свою
    Сев, мучим казпию покоя,
    Осмеян прозвищем героя,
    Он угасает недвижим,
    Плащом закрывшись боевым;
    Не та картина предо мною!
    Одров я вижу длинный строй,
    Лежит на каждом труп живой,
    Клейменный мощною чумою,
    Царицею болезней… он,
    Не бранной смертью окружен,
    Нахмурясь ходит меж одрами
    И хладно руку жмет чуме
    И в погибающем уме
    Рождает бодрость… Небесами
    Клянусь: кто жизнию своей
    Играл пред сумрачным недугом,
    Чтоб ободрить угасший взор,
    Клянусь, тот будет небу другом,
    Каков бы ни был приговор
    Земли слепой…
    Друг
    Мечты поэта —
    Историк строгий гонит вас!
    Увы! его раздался глас 2—
    И где ж очарованье света!
    Поэт
    Да будет проклят правды свет,
    Когда посредственности хладной,
    Завистливой, к соблазну жадной,
    Он угождает праздно! — Нет!
    Тьмы низких истин мне дороже
    Нас возвышающий обман…
    Оставь герою сердце! Что же
    Он будет без него? Тиран…
    Друг
    Утешься . . . . . . . . . . .
    20 сентября 1830
    Москва
    1 Наполеон.
    2 Memoires de Bourrienne. (Примеч. А. С. Пушкина.)
    В мемуарах секретаря Наполеона опровергался рассказ о посещении Бонапартом чумного госпиталя во время египетского похода. Позднее выянилось, что мемуары были подложными.
    1830 г.

  6. Kagra Ответить

    Что есть истина?
    Друг
    Да, слава в прихотях вольна.
    Как огненный язык, она
    По избранным главам летает,
    С одной сегодня исчезает
    И на другой уже видна.
    За новизной бежать смиренно
    Народ бессмысленный привык;
    Но нам уж то чело священно,
    Над коим вспыхнул сей язык.
    На троне, на кровавом поле,
    Меж граждан на чреде иной
    Из сих избранных кто всех боле
    Твоею властвует душой?
    Поэт
    Все он, все он — пришлец сей бранный,
    Пред кем смирилися цари,
    Сей ратник, вольностью венчанный,
    Исчезнувший, как тень зари.
    Друг
    Когда ж твой ум он поражает
    Своею чудною звездой?
    Тогда ль, как с Альпов он взирает
    На дно Италии святой;
    Тогда ли, как хватает знамя
    Иль жезл диктаторский; тогда ль,
    Как водит и кругом и вдаль
    Войны стремительное пламя,
    И пролетает ряд побед
    Над ним одна другой вослед;
    Тогда ль, как рать героя плещет
    Перед громадой пирамид,
    Иль, как Москва пустынно блещет,
    Его приемля, — и молчит?
    Поэт
    Нет, не у счастия на лоне
    Его я вижу, не в бою,
    Не зятем кесаря на троне;
    Не там, где на скалу свою
    Сев, мучим казнию покоя,
    Осмеян прозвищем героя,
    Он угасает недвижим,
    Плащом закрывшись боевым.
    Не та картина предо мною!
    Одров я вижу длинный строй,
    Лежит на каждом труп живой,
    Клейменный мощною чумою,
    Царицею болезней… он,
    Не бранной смертью окружен,
    Нахмурясь ходит меж одрами
    И хладно руку жмет чуме
    И в погибающем уме
    Рождает бодрость… Небесами
    Клянусь: кто жизнию своей
    Играл пред сумрачным недугом,
    Чтоб ободрить угасший взор,
    Клянусь, тот будет небу другом,
    Каков бы ни был приговор
    Земли слепой…
    Друг
    Мечты поэта —
    Историк строгий гонит вас!
    Увы! его раздался глас, —
    И где ж очарованье света!
    Поэт
    Да будет проклят правды свет,
    Когда посредственности хладной,
    Завистливой, к соблазну жадной,
    Он угождает праздно! — Нет!
    Тьмы низких истин мне дороже
    Нас возвышающий обман…
    Оставь герою сердце! Что же
    Он будет без него? Тиран…
    Друг
    Утешься……..

  7. Dailmaran Ответить

    Смотреть что такое “Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман” в других словарях:

    Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман — Из стихотворения «Герой» (1830) Л. С. Пушкина (1799 1837): Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман… Оставь герою сердце! Что же Он будет без него? Тиран… Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим … Словарь крылатых слов и выражений
    тьмы низких истин мне дороже — Нас возвышающий обман. Ср. Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман. Оставь герою сердце! Что же, Он будет без него? тиран! А.С. Пушкин. Герой. 1830. Ср. Лучше с умным в аду, чем с глупым в раю . Ср. Die Irrthumer eines grossen Geistes… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
    Нас возвышающий обман — см. Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений
    Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца “из… … Большая биографическая энциклопедия
    Пушкин А. С. — Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия
    Александр Сергеевич Пушкин — (1799 1837 гг.) поэт и писатель, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад! Болезнь любви неизлечима. Быть славным хорошо, Спокойным лучше вдвое.… … Сводная энциклопедия афоризмов
    Умная ложь лучше глупой правды — Умная ложь лучше глупой правды. Ср. «Онъ долго думалъ, да хорошо совралъ». Ср. Я давеча сказалъ про васъ Кармазинову, что будто вы говорили про него, что его надо выс?чь… «Да я этого никогда не говорилъ!» Ничего. Se non e vero (e ben trovato) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
    низкий — ая, ое; ни/зок, низка/, мн. ни/зки и низки/ 1) Имеющий небольшую протяженность от низа до верха; малый по высоте, росту. Низкая ограда. Низкий стул. …Другие [холмы] покрыты по большей части чахлой и низкой травой (Гаршин). Низкий желтый… … Популярный словарь русского языка
    НИЗКИЙ — НИЗКИЙ, низкая, низкое; низок, низка, низко. 1. Малый по высоте, имеющий небольшое протяжение снизу вверх. Низкий дом. Низкая гора. Низкий рост. || Находящийся на недалеком расстоянии вверх от чего н., расположенный на небольшой высоте от земли,… … Толковый словарь Ушакова
    ни?зкий — ая, ое; зок, зка, зко; ниже; низший и нижайший. 1. Имеющий небольшое протяжение снизу вверх; противоп. высокий. Низкий забор. Низкий стол. Низкий каблук. ? На пороге избы встретил меня старик лысый, низкого роста, плечистый и плотный. Тургенев,… … Малый академический словарь

  8. Kelebor Ответить

    “Герой”

    Что есть истина?
    Друг
    Да, слава в прихотях вольна.
    Как огненный язык, она
    По избранным главам летает,
    С одной сегодня исчезает
    И на другой уже видна.
    За новизной бежать смиренно
    Народ бессмысленный привык;
    Но нам уж то чело священно,
    Над коим вспыхнул сей язык.
    На троне, на кровавом поле,
    Меж граждан на чреде иной
    Из сих избранных кто всех боле
    Твоею властвует душой?
    П о э т
    Всё он, всё он – пришлец сей бранный,
    Пред кем смирилися цари,
    Сей ратник, вольностью венчанный,
    Исчезнувший, как тень зари.
    Д р у г
    Когда ж твой ум он поражает
    Своею чудною звездой?
    Тогда ль, как с Альпов он взирает
    На дно Италии святой;
    Тогда ли, как хватает знамя
    Иль жезл диктаторский; тогда ль,
    Как водит и кругом и вдаль
    Войны стремительное пламя,
    И пролетает ряд побед
    Над ним одна другой вослед;
    Тогда ль, как рать героя плещет
    Перед громадой пирамид,
    Иль, как Москва пустынно блещет,
    Его приемля,- и молчит?
    П о э т
    Нет, не у счастия на лоне
    Его я вижу, не в бою,
    Не зятем кесаря на троне;
    Не там, где на скалу свою
    Сев, мучим казнию покоя,
    Осмеян прозвищем героя,
    Он угасает недвижим,
    Плащом закрывшись боевым.
    Не та картина предо мною!
    Одров я вижу длинный строй,
    Лежит на каждом труп живой,
    Клейменный мощною чумою,
    Царицею болезней… он,
    Не бранной смертью окружен,
    Нахмурясь, ходит меж одрами
    И хладно руку жмет чуме,
    И в погибающем уме
    Рождает бодрость… Небесами
    Клянусь: кто жизнию своей
    Играл пред сумрачным недугом,
    Чтоб ободрить угасший взор,
    Клянусь, тот будет небу другом,
    Каков бы ни был приговор
    Земли слепой…
    Д р у г
    Мечты поэта –
    Историк строгий гонит вас!
    Увы! его раздался глас,- *
    И где ж очарованье света!
    П о э т
    Да будет проклят правды свет,
    Когда посредственности хладной,
    Завистливой, к соблазну жадной,
    Он угождает праздно! – Нет!
    Тьмы низких истин мне дороже
    Нас возвышающий обман…
    Оставь герою сердце! Что же
    Он будет без него? Тиран…
    Д р у г
    Утешься. . . . . . . . . . . .
    29 сентября 1830, Москва.
    Стихотворение Пушкина А.С. – Герой
    Aнализ стихотворения – этапы

    См. также Александр Сергеевич Пушкин- стихи (Пушкин А. С.) :

    Глухой глухого звал к суду…
    Глухой глухого звал к суду судьи глухого, Глухой кричал: Моя им сведе…
    Гнедичу
    С Гомером долго ты беседовал один, Тебя мы долго ожидали, И светел т…

  9. Copenfer Ответить

    В качестве эпиграфа я хотел бы привести строки Пушкина
    “Тьмы низких истин мне дороже
    Нас возвышающий обман… “
    перефразирванные таким обрзом:
    „Всех горьких истин нам дороже
    нас утешающий обман…“
    Именно такой обман (причем неважно, – утешающий или утишающий) дорог сердцам многих людей, не желающих иметь дело с неприятной для них ПРАВДОЙ.
    Когда привычные представления о мире или о конкретной ситуации, о конкретном человеке, о конкретных обстоятельствах, основывающиеся на прошлом опыте человека или его УБЕЖДЕНИЯХ,  вдруг оказываются под ударом сомнений, порожденных текущей СИТУАЦИЕЙ, человек ставится перед необходимостью изменить свое мнение, свой взгляд на эти вещи. Это приглашение к росту, что сопряжено с массой внутренних неудобств, с конфронтацией с ТРЕВОГОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Поэтому новые иллюзии о реальности помогают нередко человеку принять свою ситуацию, если „правда глаза колит“.
    Такие способы решения проблем, связанных с тревогой сомнения, могут свойственны и группам людей, включая большие массы “народа”. Это мы наблюдаем на примере наших сограждан, которые с удивительной готовностью глотают любую ложь, льющуюся с телеэкранов – лишь бы на душе было “спокойно”. Люди переключается, например, с одних “врагов” на других (с пятой колонны на укропов, с тех – на турок или еще кого),с такой быстротой и легкостью, как если бы в их головах были реальные тумблеры.
    Если сомнения охватывают возможность достижения целей, вероятность воплощения ОБРАЗА БУДУЩЕГО, то человек склонен, скорее, к тому, чтобы корректировать свои установки в отношение мира или конкретной ситуации, принимая их как статус кво, вместо того чтобы менять свое поведение, свои стратегии по решению задач, по своему продвижению в будущее.
    Тактика лисы в отношение недосягаемого спелого винограда – еще один пример того, как человек, сомневающийся в успехе, готов обесценивать цели, в достижимости которых он сомневается. Обесцениванию может подвергаться и само значение поступка, который человек планирует, но в успехе которого сомневается. Результатом может стать то, что человек будет работать как бы для галочки – лишь бы отчитаться перед самим собой: мол, я сделал все что мог (не отдавая себе отчета, что он делал все вполсилы).
    Человек склонен к так называемому ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ. При атом его сознание как бы “фильтрует” поступающую информацию, которая касается той или иной проблемы или ситуации, того или иного убеждения человека или его ценности. Этот бессознательный процесс фильтрации доставляет сознанию только ту информацию, которая способствует уменьшению тревоги сомнения, подкрепляя те представления, которые человеку кажутся наиболее правильными и важными и что он хочет уберечь от разрушения сомнением.
    Еще одна стратегия по фильтрации информации – это стремление обходить стороной ситуации и других людей, которые усиливают в человеке тревогу сомнения. В таких подходах, конечно, прослеживается нечестность по отношению и к себе, и к миру. Этот поход может быть опасен тем, что человек может не воспринять или игнорировать важную информацию, которая могла бы иметь значение не только для его развития, но И для элементарного выживания.
    Если собственное мнение человека, его ценности, его стиль поведения не укладываются в НОРМЫ значимой для него группы, ставятся ими под сомнение, то он может выбрать путь отказа от того или иного своего ради того, чтобы обрести гармонию в группе, чтобы сохранить ОТНОШЕНИЯ со значимыми другими. В оправдывании групповых ценностей или установок в ущерб своим собственным, в частности, лежат истоки КОНФОРМИЗМА, который нередко требует от человека изменения его поведения.
    Иногда человек активно и осознанно пренебрегает одним из аспектов своего знания, которое вызывает в нем КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС. Часто это бывает в пользу старого и проверенного. Но (в частности, в случае пропаганды) нередок и активный отказ от старых убеждений – ради того, чтобы чувствовать себя уверенно и безопасно в тоталитарном окружении.
    К личностным свойствым человека могут относиться пессимистическое или оптимистическое отношение к жизни. Это знаменитый взгляд на стакан с водой – полон ли он наполовину или наполовину пуст. Оптимистам, в целом, “легче” видеть в жизни хорошее. Они больше ДОВЕРЯЮТ жизни и могут несколько проще обращаться со своими сомнениями. Нередко они прибегают к “КЛАССИЧЕСКИМ” защитам типа ОТРИЦАНИЯ или ВЫТЕСНЕНИЯ, которые отражают свойственную таким людям склонность к МАНИАКАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ, а также к таким интеллектуальным защитам, как МОРАЛИЗАЦИЯ и ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ.
    Назад
    Вперёд

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *