Торги 223 фз можно ли указывать модель?

20 ответов на вопрос “Торги 223 фз можно ли указывать модель?”

  1. Strang3r Ответить

    Вы могли бы мне помочь (информацией, публикациями, комментариями и т.д.) убедить наших юристов, что мы можем и должны закупать не то, что дешево, а то, что нам необходимо. Юристы убеждают руководство (и оно их слушает), что обеспечение конкуренции при закупках согласно Закону № 223-ФЗ важнее, чем электроматериалы, которые нам необходимы для качественной и бесперебойной подачи электроэнергии в регионы.
    Ответ:
    Разделяю Вашу позицию, тем более, что Закон № 223-ФЗ не содержит норм, обязывающих закупать то, что дешевле.
    В частности, многие суды придерживаются позиции о том, что указание в документации о закупке сведений о производителе товара и (или) товарном знаке, торговой марке без уточнения возможности поставить эквивалент является правомерным (см., например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.03.2015 г. № Ф04-16003/2015 по делу № А45-10724/2014; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.07.2014 г. по делу № А45-12358/2013; постановления Арбитражного суда Московского округа от 23.07.2015 г. № Ф05-8574/2015 по делу № А40-122753/14, от 16.07.2015 г. № Ф05-8693/2015 по делу № А40-139299/14; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2015 г. № Ф08-3811/2015 по делу № А32-41152/2013; постановление ФАС Уральского округа от 20.08.2015 г. № Ф09-5639/15 по делу № А0722653/2014 и проч.).
    При этом судебные инстанции справедливо отмечают, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции. Субъекты предпринимательской деятельности не могут быть ограничены в использовании определенного товара, наиболее отвечающего их целям. При этом потенциальные участники должны принимать собственные меры и усилия, чтобы стать владельцем товара, соответствующего потребностям заказчика.
    Аналогичный подход характерен в настоящее время и для административной практики. Имеется множество решений антимонопольных органов, подтверждающих правомерность закупки именно определенного товара (см., например, решения ФАС России от 30.12.2013 г. по делу № 1-17301/00-05-13, от 14.08.2013 г. по делу № 223ФЗ-06/2013; решение Санкт-Петербургского УФАС России от 03.08.2015 г. по жалобе № Т02-384/15; решение Московского УФАС России от 12.05.2015 г. по делу № 1-00-709/77-15; решение Архангельского УФАС России от 16.01.2015 г. по делу № 23т15; решение Иркутского УФАС России от 30.10.2014 г. по делу № 2303 и проч.).

  2. Brasida Ответить

    Описывая предмет закупки в документации, нужно указать следующее:
    функциональные характеристики (способность выполнить основную функцию, достигнуть результата);
    технические и качественные свойства (параметры, физические величины, регламент и порядок выполнения работ, соответствие стандартным требованиям);
    эксплуатационные параметры (характеристики надежности и работоспособности: прочность, долговечность и т. п.);
    требования по безопасности (соответствие стандартам, СанПиНам);
    способ упаковки;
    порядок отгрузки;
    результаты работы или услуги.
    Предъявляемые условия должны соответствовать техническим регламентам и документам о стандартизации (ГОСТы, СанПиНы). Если заказчик предъявляет иные требования, он должен это обосновать в документации (ч. 10 ст. 4).
    Введено ограничение использовать при описании ТРУ:
    товарные знаки;
    знаки обслуживания;
    фирменные наименования;
    патенты;
    промышленные образцы;
    наименование страны происхождения.
    Не допускается устанавливать иные необоснованные требования к ТРУ, которые могут ограничить конкуренцию:

    Как использовать товарные знаки при описании продукции

    Под товарным знаком, как указано в ст. 1477 ГК РФ, понимается обозначение, которое обеспечивает индивидуализацию товаров. Описание может быть словесным или в виде изображения.
    В описании объекта закупки допускается указать товарный знак, если нет другого способа четко прописать требования, в следующих случаях:
    со словами «или эквивалент». При этом в документации нужно обязательно прописать критерии эквивалентности. В этом случае поставщик может предложить товар другой марки, но соответствующий показателям эквивалентности. В заявке участник укажет марку и характеристики своего товара;
    несовместимость продукции других марок с имеющейся у заказчика;
    заказ запчастей и расходников;
    покупка товаров, которые необходимы для выполнения госконтракта;
    в случаях, если это предусмотрено условиями международных договоров.

  3. tellurian Ответить

    Совсем недавно (до принятых поправок в 223-ФЗ) заказчик при формировании предмета закупки и требований к нему мог прописать подробные характеристики и свойства необходимого товара (работ, услуг).
    Согласно вступившим в силу изменениям 223-ФЗ с 01 июля 2018 года, заказчику при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки необходимо руководствоваться определенными правилами.


    Правила в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 вышеназванного нормативно-правового акта:
    в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
    в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
    в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова “или эквивалент”.
    Исключения:

    несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
    закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
    закупки товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
    закупки с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров РФ или условиями договоров юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 223-ФЗ, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
    Таким образом, новые правила описания предмета закупки по 223-ФЗ, максимально схожие с подобными нормами 44-ФЗ, обязывают заказчика более внимательно подойти к формированию предмета закупки, не ограничивая при этом конкуренцию (в противном случае на неправомерные действия заказчика может быть подана жалоба в антимонопольную службу).

  4. *§···истерика···§* Ответить

    Аукционная комиссия определяет шаг снижения цены. Максимальная цена последовательно снижается на этот шаг, а участники выражают свое согласие заключить договор на таких условиях. Для субъектов малого бизнеса шаг аукциона по 223-ФЗ составляет 0,5 процента до пяти процентов начальной цены договора. Такое требование установлено в законе. Снижать цену можно на величину в пределах этого шага.
    Участник не может подать ценовое предложение, превышающее стоимость, названную предыдущим участником, а также равное нулю. В ходе аукциона заказчик вправе менять величину шага. Однако это правило не распространяется на закупки у СМП.

    Ответственность и регулирование аукционов по 223-ФЗ

    В Законе 223-ФЗ основное внимание уделено именно заказчикам и алгоритму их действий при составлении документов, а также их обнародования.
    А именно, в соответствии со ст. 2 Закона №223-ФЗ, каждый заказчик должен разработать и утвердить положение о закупке. Это положение, в котором заказчик, должен предусмотреть и указать все необходимые моменты, и является основным документом для проведения аукционов по 223-ФЗ.
    ? Вернуться к началу

    Что должно быть в Положении о закупке

    Положение о закупке – это правовой акт, регламентирующий правила закупки конкретного заказчика. Принимает такое положение любая организация, закупочная деятельность которой регулируется 223-ФЗ, однако типовое положение, которое утверждают головные государственные учреждения и предприятия, принимают за образец и обязательный к принятию документ государственные и муниципальные органы, бюджетные и унитарные организации нижестоящих звеньев (ч.2.2. ст.2 Закона № 223-ФЗ).
    Что и как изменить в положении о закупке, чтобы оно соответствовало измененному закону, 7 образцов для нового положения о закупке
    Именно типового положения касаются большинство пунктов Закона 223-ФЗ, устанавливающих нормы для составления документации. Типовое положение должно включать в себя сведения, которые запрещено менять дочерним и нижестоящим учреждениям и предприятиям при разработке собственного положения. (ч.2.3. ст.2 Закона № 223-ФЗ).
    Среди таких сведений следующие:
    Требования к закупке (качество и особенности поставки товаров или выполнения услуг);
    Алгоритм подготовки и проведения процедур закупки, а также диапазон выбора способов закупки;
    Условия применения правил исполнения процедуры закупки;
    Порядок подписания и исполнения обязательств по контракту и т.д.
    Правовой основой для составления такого положения являются ст.2 Закона 223-ФЗ, а также статьи 447-449 Гражданского Кодекса РФ.
    ? Вернуться к началу

    Переторжка по 223-ФЗ

    При проведении электронного аукциона в рамках 223-ФЗ, вероятен исход, при котором окончание торгов и выбор победителя еще не завершены, при том, что формальная часть процесса подошла к концу. Это происходит, когда заказчик не удовлетворен поступившими предложениями либо в силу отсутствия удовлетворяющих требованию заказчика заявок, либо из-за наличия целого ряда отвечающих ожиданиям предложений, среди которых чрезвычайно трудно вычислить победителя.
    Процедуру переторжки можно представить в виде дополнительного времени в футбольном матче, когда основное время уже закончилось, а счет вничью. Такая процедура направлена, на снижение цены и окончательного определения победителя.
    Заказчик имеет право это сделать, однако он обязан прописать это условие в документации и в собственном положении о закупках, которое заказчик публикует в ЕИС (Ч.1 Ст.4 223-ФЗ). Поскольку в тексте самого Закона 223-ФЗ отсутствует переторжка как законодательное понятие, следует в документах к каждому конкретному случаю закупки прописывать возможность и процесс повторных торгов.
    Как правило, в переторжке участвует не все, кто подал заявки, а только те, кто сделал наиболее выгодные предложения на фоне остальных участников.
    ? Вернуться к началу

  5. HusEER Ответить

    Здравствуйте, Андрей.
    Не совсем ясен Ваш вопрос, Вы указываете на то, что Заказчик установил требования к стране происхождения товара, но в тоже время указывает на преференции в отношении Российского товара.
    Вы можете дать ссылку или указать номер закупки?
    Как верно указал коллега, Заказчик вправе не указывать слова «или эквивалент» в отличие от закупок по 44-ФЗ и указать страну происхождения товара.
    Нужно изучать Извещение и Положение о закупках Заказчика.
    Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
    (ред. от 07.06.2017)
    «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
    Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг
    1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).
    2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
    Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг
    1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
    1) информационная открытость закупки;
    2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
    3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
    4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
    2. Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе — лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
    3. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
    Пример разъяснений с примерами судебной практики
    Закупки по 223-ФЗ и эквивалентность
    Автор: В. Носова
    Заказчики, работающие по Закону №223-ФЗ, имеют право указывать в документации о закупке конкретный товарный знак, модель, место производства продукции, конкретного производителя.
    Такое право возникает у Заказчика исходя из следующих положений Закона №223-ФЗ:
    п.1 ч.10 ст.4 («В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
    1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика»);
    п.3 ч.1 ст.3 («При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
    3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика »).
    Следует отметить, что в отличие от Закона №44-ФЗ (п.1 ч.1 ст.33 «Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев »), Закон №223-ФЗ не содержит в себе какого-либо требования о том, что заказчику, в случае указания на конкретный товарный знак, следует указывать в описании закупаемой продукции слова «или эквивалент». Такой обязанности у Заказчиков, работающих по Закону №223-ФЗ не существует.
    Заказчику следует помнить об ограничениях этого права
    Первое возможное ограничение может быть установлено в Положении о закупках самого Заказчика, т.к. в соответствии с ч.2 ст.2 Закона №223-ФЗ Положение о закупке — это документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Соответственно именно в Положении следует установить правила указания товарных знаков, страны производства, модели и т.д. В этом случае Заказчик будет «защищен». Это иллюстрирует решение Ростовского УФАС России от 17.07.12 по делу №1127/05: «Статья 2 Положения содержит понятия, в том числе предмет закупки – конкретные товары, работы или услуги, которые предполагается поставить (выполнить, оказать) Заказчику в объеме и на условиях, определенные в закупочной документации. Пунктом 7.4.5. Положения установлено, что в тексте запроса цен Заказчик указывает любые четкие требования к предмету закупки (кроме цены), условиям поставки, оплаты участникам, подтверждению соответствия Продукции и самих участников требованиям Заказчика и предоставляемым документам. Таким образом, Комиссия пришла к выводу о правомерности использования Заказчиком конкретного наименования необходимой к поставке продукции (сетевая видеокамера AxisP1347-E (5 шт.) и сетевая видеокамера AxisP1347)».
    Второе ограничение возникает исходя из положений п.2 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ, устанавливающее, что при осуществлении закупок Заказчику следует руководствоваться, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, и п.2 ч.1 ст.17 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающего Заказчику при проведении, запроса котировок цен на товары, запроса предложений действия, ограничивающие конкуренцию, в том числе «создание участнику или нескольким участникам преимущественных условий участия ». Положения п.2 ч.1 ст.17 Закона №135-ФЗ распространяются на Заказчиков, работающих по Закону №223-ФЗ в силу ч.5 ст.17.
    В ряде случаев ФАС понимает указание Заказчиком в документации о закупке на конкретную марку, конкретное место производства, конкретного производителя как ограничение конкуренции в соответствии со ст.17 Закона №135-ФЗ, также Заказчикам может вменяться нарушение Закона №223-ФЗ (ч.1 ст.3, ч.6 ст.3, ч.10 ст.4 и т.д.). Однако такая позиция может быть успешно оспорена Заказчиком в суде, что подтверждает административная практика, сложившаяся к настоящему моменту.
    Неважно, что закупает Заказчик: определенную офисную бумагу, перчатки либо газоанализатор, суды признают право Заказчика в соответствии с Законом №223-ФЗ устанавливать в закупочной документации в рамках, определенным Положением о закупках, любые требования, которым должен отвечать закупаемый товар (п.1 ч.10 ст.4 Закона №223-ФЗ).
    В вопросе нарушения требований Закона 223-ФЗ суд учитывает следующее:
    Указание в закупочной документации конкретного товарного знака не нарушает запретов Закона №223-ФЗ (если такой запрет не установлен в Положении о закупке Заказчика), такие действия направлены на определение потребностей заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям заказчика, что Законом №223-ФЗ не запрещено.
    Действия заказчика, установившего в техническом задании определенные требования, в том числе товарный знак, производитель, место происхождения, не противоречат положениям ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ, откуда следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
    Заказчик может пояснить, почему продукция конкретной торговой марки, конкретного производителя удовлетворяет потребностям Заказчика.
    Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару, не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа и нарушении п.1 и п.4 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ, поскольку в этом случае учитывается также количество участников, способных поставить данный товар (потенциально способных, либо подавших заявки на участие в закупочной процедуре).
    https://otc.ru/academy/article
    С уважением!  Г.А. Кураев

  6. Adolfik Ответить

    Обеспечение заявки (ч.25 — 27 ст.32 № 223-ФЗ – «конкурентные закупки»)

    Обеспечение заявки не устанавливается, если НМЦД не превышает пять миллионов рублей;
    Если НМЦД превышает пять миллионов рублей, заказчик вправе установить требование к обеспечению;
    Размере обеспечения не более пяти % НМЦД.
    Способ обеспечения: денежные средства, банковская гарантия, иной способ по ГК РФ.
    Вывод: право заказчика не во всех случаях + специальные условия для закупок у МСП.
    Возврат обеспечения заявки (п.24 ПП от 11.12.2014 № 1352)
    Денежное обеспечение заявок обязан вернуть в сроки, которые предусмотрены в извещении и документации.
    При закупке только среди МСП заказчик обязан соблюдать крайние сроки: деньги необходимо вернуть в течение семи рабочих дней с даты, когда подписан итоговый протокол. Победителю деньги заказчик обязан возвратить не позднее семи рабочих дней с даты, когда заключен договор, или со дня, когда принято решение не заключать сделку.
    ч.26 ст.3.2 Закона № 223-ФЗ:
    Обеспечение не возвращается в случаях, когда участник уклонился от заключения договора:
    отказался подписывать договор или не подписал своевременно;
    не предоставил или предоставил с нарушениями обеспечение договора.

    Заключение договора (ч.15 ст.32 № 223-ФЗ / ч.28 ст.32 № 223-ФЗ)

    Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. В случае необходимости одобрения или обжалования договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты одобрения или вынесения решения.
    Порядок заключения договора:
    Направление договора победителю (5 дней);
    Срок подписания победителем (5 дней);
    Срок подписания заказчиком (3-5 дней).
    Возможность направления протоколов разногласий (порядок рассмотрения таких протоколов);
    Основания для признания победителя уклонистом.

    Заявка на участие

    Участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в такой закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
    Участник конкурентной закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок.
    Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

    Электронные площадки

    Конкурентная закупка в электронной форме (ч.1 — 12 ст.33 № 223-ФЗ)
    В соответствии с ч.5 ст.3.3 Закона № 223-ФЗ все электронные документы при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
    В соответствии с ч.1 ст.6 Закона № 63-ФЗ только использование усиленной квалифицированной электронной подписи обеспечивает признание электронного документа, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Вывод: целесообразно осуществить перевыпуск сертификатов ключей электронных подписей, используемых при осуществлении закупок.
    Электронная форма
    В законе до определенного времени не было закреплено понятие электронной закупки.
    Письмо МЭР от 10 марта 2016 г. № Д28и-633:
    В настоящее время в № 223-ФЗ отсутствует определение понятия «закупка в электронной форме».
    Проведение такой закупки, в том числе подача заявок, предоставление заказчику доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений участников закупки о цене договора должно осуществляться посредством программно-аппаратного комплекса электронной площадки с сохранением конфиденциальности сведений об участниках закупки.
    Закупка в электронной форме по смыслу № 223-ФЗ включает в себя все стадии осуществления закупки от публикации извещения до заключения договора.
    Электронные площадки по № 223-ФЗ (с 1 июля 2018 года)
    ЭТП по № 223-ФЗ – Перечень не установлен,
    ЭТП по № 223-ФЗ для закрытых закупок – Перечень ЭТП утверждается Правительством РФ,
    ЭТП по № 223-ФЗ для МСП – Перечень ЭТП утверждается Правительством РФ.
    Конкурентная закупка в электронной форме (ч.2 ст.3 № 223-ФЗ) (ч.1 — 12 ст.33 № 223-ФЗ):
    Конкурентные закупки осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено Положением о закупке;
    Конкурентные закупки в электронной форме осуществляются только на электронных площадках.
    При осуществлении конкурентной закупки в электронной форме размещение всей информации обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.
    Участнику конкурентной закупки в электронной форме для участия в конкурентной закупке в электронной форме необходимо получить аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном оператором электронной площадки.
    Оператором ЭП обеспечивается конфиденциальность информации:
    о содержании заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений до момента открытия к ним доступа заказчику;
    о содержании ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, за исключением проведения аукциона в электронной форме, а также дополнительных ценовых предложений до формирования итогового протокола. Сопоставление ценовых предложений осуществляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки при формировании итогового протокола.

    Закрытые закупки

    Информация о закрытой конкурентной закупке не подлежит размещению в единой информационной системе.
    Заказчик направляет приглашения принять участие в закрытой закупке не менее чем двум потенциальным участникам.
    Заявка подается в бумажной форме.
    Правительство РФ определяет особенности документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме, а также перечень операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок и порядок аккредитации на таких электронных площадках.
    Отбор ЭТП возможен, но с 01.07.2018 до проведения отбора – «бумажная» форма.
    Случаи, когда заказчики применяют закрытые формы закупки (Часть 1 статьи 35 № 223-ФЗ в новой редакции):
    РП РФ от 19.10.2017 № 2298-р (перевозка грузов первого класса опасности, оружия, вооружений и военной техники);
    РП РФ от 27.09.2016 № 2027-р (изготовление банковских билетов, разменных монет, бланков документов, государственных ценных бумаг, акцизных и специальных марок, знаков почтовой оплаты, бланков документов строгого учета);
    РП РФ от 24.12.2015 № 2662-р (в сфере использования атомной энергии);
    РП РФ от 23.04.2013 № 671-р (в сфере страхования предпринимательских и (или) политических рисков, связанных с экспортным кредитованием и инвестициями);
    РП РФ от 30.06.2015 № 1247-р (в сфере космической деятельности);
    РП РФ от 20.01.2018 № 51-р (финансовые услуги).
    Правительство РФ определяет перечень операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок.
    Закупка в электронной форме – участники только субъекты МСП:
    (ч.10 — 11 ст.34 № 223-ФЗ)
    Конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.
    Вывод: с 1 июля 2018 года заказчики должны осуществлять закупки у субъектов МСП только на площадках, входящих в утвержденный перечень + должен быть доработан функционал отобранных ЭТП.
    Правительство РФ утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным в № 223-ФЗ.
    Соглашение (на площадках, отобранных для продажи имущества) – 6 ЭТП.Единые и дополнительные требования к ЭТП – 8 ЭТП.
    ЭТП по № 223-ФЗ для МСП
    Требования разрабатываются Министерством финансов РФ,
    Требования утверждаются постановлением Правительства РФ,
    Формирование комиссии, проверка соответствия и заключение соглашения с ЭТП,
    Оформляется распоряжением Правительства.
    Правительством РФ в постановлении от 8 июня 2018 г. № 656 «Требования к ЭТП по № 44-ФЗ» – единые требования.
    Правительством РФ в постановлении от 8 июня 2018 г. № 657 «Требования к ЭТП по № 223-ФЗ – дополнительные требования.
    Плата за участие (за заключение договора) ПП РФ от 10 мая 2018 г. № 564 1 % но не более 5000 (2000).
    Специальный счет
    Независимый регистратор
    Аккредитация.
    Новый перечень ЭТП (РП РФ от 12 июля 2018 года №1447-р)
    1. Акционерное общество «Агентство по государственному заказу
    Республики Татарстан»
    2. Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»
    3. Акционерное общество «Российский аукционный дом»
    4. Акционерное общество «ТЭК – Торг»
    5. Акционерное общество «Электронные торговые системы»
    6. Закрытое акционерное общество «Сбербанк – Автоматизированная
    система торгов»
    7. Общество с ограниченной ответственностью «РТС – тендер»
    8. Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ»
    По Гособоронзаказу – Закрытое акционерное общество «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».

    Закупки у МСП

    При осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником такой закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с № 44-ФЗ.
    Оператор ЭТП заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в перечень.
    Субъекты малого и среднего предпринимательства получают аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном № 44-ФЗ.
    Нет указания на порядок аккредитации с 1 января 2019 года (аккредитация в ЕИС с последующим доступом на все ЭТП).

    Спецсчет у МСП

    В течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации осуществляет блокирование при наличии на специальном банковском счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения указанной заявки и информирует оператора.
    Блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном банковском счете участника такой закупки денежных средств в размере для обеспечения указанной заявки либо в случае приостановления операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем оператор электронной площадки информируется в течение одного часа. В случае, если блокирование денежных средств не может быть осуществлено по основаниям, предусмотренным настоящей частью, оператор электронной площадки обязан вернуть указанную заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об осуществлении конкурентной закупки.
    По банковским гарантиям в 223-ФЗ ничего не прописано.
    Положения статьи 34 № 223-ФЗ применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в которых направлены после даты начала функционирования операторов электронных площадок в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 10 статьи 34 настоящего Федерального закона.
    – Закупки по № 223-ФЗ, где участниками могут быть только МСП будут осуществляться по новым правилам № 223-ФЗ только после отбора ЭТП, которые могут проводить такие закупки. До момента функционирования новых ЭТП закупки у МСП идут как раньше.

    Порядок обжалования

    1. С этого года расширен перечень случаев, когда участники закупки вправе обжаловать действия заказчика в ФАС. Подать жалобу в антимонопольный орган участник вправе, если заказчик:
    при закупке нарушил требования Закона № 223-ФЗ или Положения о закупке;
    не опубликовал в ЕИС или опубликовал с нарушением сроков Положение о закупке, изменения в положение, сведения о закупке, о договорах и другую информацию, которую заказчик обязан разместить в ЕИС;
    предъявил к участникам требования, которые не предусмотрел документацией о закупке;
    не утвердил и не опубликовал в ЕИС Положение о закупке и при этом провел закупку не по правилам Закона № 44-ФЗ;
    не разместил в ЕИС или опубликовал недостоверный отчет о годовом объеме закупки у МСП.
    В перечень случаев обжалования не входит нарушение заказчиком требований 135-ФЗ “О защите конкуренции”, в том числе нарушение требований ч.1 ст.17.
    Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
    При проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
    1) координация организаторами или заказчиками деятельности участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
    2) создание участнику или нескольким участникам преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
    3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
    4) участие организаторов или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
    Нарушения заказчиком антимонопольных требований к торгам, предусмотренных ч.1 ст. 17 135-ФЗ, при осуществлении процедур закупок в рамках 223-ФЗ с 31.12.2017 г. не могут быть предметом рассмотрения антимонопольного органа при административном обжаловании действий (бездействия) заказчика в порядке ч.10 ст.3 223-ФЗ о закупках.
    С учётом внесённых поправок и исчерпывающего перечня оснований для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика в рамках 223-ФЗ, рассмотрение обращений участников закупки о нарушении заказчиком антимонопольных требований к торгам, предусмотренных ч.1 ст.17 135-ФЗ, может осуществляться антимонопольным органом с 31.12.2017г. только в рамках гл.9 135-ФЗ, то есть исключительно в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства.
    2. Определён общий порядок подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок и установлены особенности его применения
    С 31.12.2017 г. в 223-ФЗ (ч.10 ст.3) определён следующий порядок обжалования действий заказчика:
    3. Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст.18.1 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
    Особенности обжалования:
    в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке (ч.11 ст.3 223-ФЗ);
    рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться доводами, составляющими предмет обжалования (ч.13 ст.3 223-ФЗ).
    Любое лицо (?), в том числе не подававшее заявку на участие в закупке, имеет право с 31.12.2017 г. обжаловать действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупки, что серьезно сдвигает баланс прав в сторону участников закупки, а также так называемых профессиональных жалобщиков. (это следует из буквального прочтения ч.3 ст.3 223-ФЗ)
    Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок теперь напрямую привязан к ст.18.1 135-ФЗ.
    В силу прямого указания ч.2 ст.18.1 135-ФЗ жалоба на действия (бездействие) заказчика может быть подана только двумя категориями заявителей:
    1)участники закупки, подавшие заявки вправе обжаловать любые действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок;
    2)«иные лица» (например: участники закупки, не подававшие заявки, корпорация развития МСП, органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации) вправе обжаловать нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении закупки, порядка подачи заявок на участие в закупке, если в результате нарушения порядка организации и проведения закупки могут быть нарушены их права и законные интересы.

  7. Faunos Ответить

    В 2018 году вступили в силу нововведения из Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ. В частности, ст. 3 Закона 223-ФЗ дополнили пунктом 6.1, посвященному описанию объекта закупки. Итак, какие правила были введены с 01.07.2018:
    в описании заказчики указывают функции товара, его технические и качественные характеристики, эксплуатационные свойства;
    заказчик не может требовать поставку продукции конкретного товарного знака, фирменного наименования, страны производства;
    запрещено устанавливать требования, которые приводят к ограничению конкуренции (за исключением ситуаций, при которых иным способом нельзя точно описать характеристики объекта закупки).

    ТРЕНИНГ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ:
    Что заказчику надо знать о новых правилах составления плана-графика
    ? 12 ноября в 11:00 мск
    Участвовать бесплатно

    ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ:
    Заключение государственного контракта
    ? 13 ноября в 11:00 мск
    Участвовать бесплатно
    Работаете по 44-ФЗ?
    Для Вас готова подборка специальных материалов »
    Закупаете по 223-ФЗ?
    Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть »
    Вы поставщик?
    Для Вас все готово – просто переходите по ссылке »

    Когда можно включать товарный знак в описание предмета закупки по 223-ФЗ

    В 2018 году заказчикам запретили указывать товарный знак и страну производства в техническом задании документации о закупке. Если все же необходимо указать ТЗ, нужно пользоваться фразой «или эквивалент». При этом в следующих случаях можно включать в описание товарный знак без этой фразы:
    закупаемая продукция с иным товарным знаком несовместима с той, которой уже пользуется заказчик;
    закупаются запасные части и расходные материалы к оборудованию, в технической документации к которому установлена необходимость использовать запчасти и расходники только конкретных производителей;
    проходит закупка товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
    проводится закупка в рамках международного договора, в котором указаны конкретные ТЗ, патенты, знаки обслуживания и т.д.

  8. ALID Ответить

    Также обратим внимание, что если сам заказчик в своем положении о закупке устанавливает запрет на ограничение состава участников закупки за счет формирования лотов, в том числе путем включения в состав лота нескольких наименований продукции, функционально или технологически не связанных между собой, а потом сам же отступает от этого правила (например, закупает в одном лоте офисную мебель и технологическое оборудование), то ФАС «с ходу» признает этот факт нарушением10. Отметим, что в этом есть определенной минус избыточной внутренней регламентации закупок – заказчику здесь даже не удастся попробовать «зацепиться» за то, что требования федерального антимонопольного законодательства не относятся к закупкам по 223-ФЗ.
    Далее рассмотрим вопрос об объединении в одном лоте услуг по осуществлению лицензируемой и нелицензируемой деятельности. В принципе, включение в один лот услуг (работ), в отношении которых у участника закупки должна быть лицензия, и услуг (работ), в отношении которых лицензии не требуется, может реально вести к необоснованному ограничению числа участников закупок и тем самым нарушать один из принципов 223-ФЗ8 – ведь в этом случае лицо, у которого нет требуемой лицензии, не сможет претендовать и на оказание (выполнение) нелицензируемых услуг (работ).
    Отметим, что касательно закупок в рамках 44-ФЗ по этому поводу есть соответствующая позиция ФАС, хотя и с оговоркой, что «вопрос об ограничении количества участников закупки необходимо рассматривать в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела»11. В отношении закупок по 223-ФЗ аналогичной официальной позиции нет, а на практике заказчикам лишь можно надеяться на то, что они смогут обосновать перед ФАС объективную необходимость такого объединения. Например, при закупке в одном лоте услуг по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты, которые требуют наличия лицензии МЧС России, и услуг по техническому обслуживанию систем безопасности, не являющихся лицензируемыми видами деятельности, ФГУП «Почта России» удалось обосновать перед ФАС необходимость такого объединения, поскольку эти два вида услуг в случае данной закупки являлись технологически и функционально связанными между собой12.
    Также обратим внимание, что в закупочной деятельности некоторых заказчиков могут встречаться ситуации, когда победа участника закупки в отношении одного лота зависит от того, победил ли он в отношении другого лота. С правовой точки зрения такая ситуация недопустима – лоты не могут даваться «в нагрузку», поскольку в данном случае имеет место прямое необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупкам, что является нарушением одного из принципов 223-ФЗ8. Если заказчик считает, что выполнять оба лота должен один поставщик и он может это объективно обосновать контрольным органам (см. выше), то ему следует объединить эти лоты в один. В этой же логике должно быть обеспечено право участвовать в закупке по любому количеству установленных лотов.
    Необходимость обеспечения возможности участия в закупке по любому количеству лотов в свою очередь обуславливает и другие важные условия, которые необходимо соблюдать заказчику при «многолотовой» закупке. К ним относятся установление отдельной НМЦД и размера обеспечения заявки по каждому отдельному лоту, заключение отдельного договора по каждому отдельному лоту, признание закупки несостоявшейся только в отношении отдельного лота независимо от других лотов.
    Наконец, если говорить о способах разбивки закупки на лоты, то здесь могут использоваться разные принципы, к которым относятся:

  9. Hurin Ответить

    При описании предмета закупки Заказчик вправе устанавливать характеристики в “коридорах”: “от__ и до __”, “не более ___”, “не менее ____”, а так же и в конкретных характеристиках Закон № 223-ФЗ не запрещает так поступить.
    При установлении конкретных характеристик в описание объекта закупки, ФАС России может истолковать подобные требования как создание участнику или нескольким участникам торгов преимущественных условий, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ.
    При установлении характеристик в “коридорах”: “от__ и до __”, “не более ___”, “не менее ____” в документации о закупке, Заказчику важно помнить, что необходимо затребовать от участников закупки заявки, содержащие сведения с точными значениями характеристик предложенной продукции. Иначе будет неясно, какая продукция конкретно будет являться предметом договора, заключаемого по итогам закупки.

    Какие требования устанавливает Закон № 223-ФЗ к содержанию технического задания

    Закон требует, чтобы заказчик установил свои требования:
    к качеству;
    к техническим характеристикам товара, работы, услуги;
    к безопасности;
    к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;
    к размерам, упаковке, отгрузке товара;
    к результатам работ;
    иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
    Требования к качеству
    Качество товара, работ, услуг должно отвечать требованиям, предусмотренным техническими регламентами и документами, которые разрабатывают и применяют в национальной системе стандартизации.
    Важно помнить, товар, работа, услуга отвечают требованиям качества, если в течение гарантийного срока соответствуют техзаданию, ГОСТу, ТУ, СанПиНу.
    Общие правила определения качества продукции установлены в статьях 469 и 721 Гражданского кодекса РФ.
    Поставщик (подрядчик) обязан передать заказчику товар (результат работ), качество которого соответствует договору поставки, договору подряда. Проще говоря – должен быть передан такой товар, который описан в техническом задании. Предположим, по техническому заданию ткань спецодежды должна соответствовать определенному ГОСТу. По факту поставленная спецодежда не соответствует ГОСТу. Строго юридически эта спецодежда не может быть принята заказчиком, даже если она лучше, чем по ГОСТу. Несоответствие техническому заданию означает, что товар некачественный.
    При отсутствии в договоре условий о качестве поставщик (подрядчик) обязан передать товар (результат работ), пригодный для целей, для которых товар (результат работ) такого рода обычно используется, причем, если поставщик (подрядчик) при заключении договора был поставлен заказчиком в известность о конкретных целях приобретения товара (целях использования), поставщик (подрядчик) обязан передать заказчику товар (результат работ), пригодный для использования именно в соответствии с этими целями.
    Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству передаваемого товара (результатам работ), то поставщик обязан передать заказчику товар (результат работ), соответствующий этим обязательным требованиям.
    Качество товара может определяться образцом, который был предварительно предложен продавцом и отобран покупателем.
    Требования к техническим, функциональным характеристикам, потребительским свойствам товара, работ, услуг
    по товарам. Подробное техническое задание скрупулезного заказчика содержит массу технических характеристик. Например, можно указать: «стеллаж 1800 ? 2000». А можно дать развернутое описание стеллажа на нескольких страницах с 10 цветными эскизами, включая не только эскизы общего вида стеллажа, но и отдельные эскизы фурнитуры, скользящих роликов и т. д.
    В случаях закупки типовых товаров с множеством позиций в закупке используются таблицы-спецификации.
    по услугам. Как правило, техническое задание содержит перечень оказываемых услуг с их описанием (в календарной последовательности или без таковой) и указание на то, что каждая из перечисленных услуг должна быть оказана в такие-то сроки либо что услуги оказываются по мере необходимости по заявкам заказчика.
    В случаях закупки типовых услуг, связанных с непрерывным и постоянным обслуживанием зданий, оборудования и т. д., используется регламентный подход: заказчик разрабатывает регламент оказания услуг, где описаны ежедневные, еженедельные, ежемесячные обязанности исполнителя по совершению определенных обязанностей с занесением их в журналы оказания услуг или иные отчетные документы по усмотрению заказчика.
    по работам. Как правило, техническое задание подготавливается в виде сметы, ведомости объемов работ, календарного плана и отдельного документа с описанием требования к применяемым материалам и оборудованию.
    Основное содержание технического задания при закупках в строительной сфере:
    Что закупаем:
    Что в техническом задании:
    Проектные работы
    Основа – результаты инженерных изысканий, задание на проектирование, обязанность проектировщика получить положительное заключение экспертизы
    Текущий ремонт,
    капитальный ремонт
    Основа – ведомости объемов работ, локальные сметные расчеты, дефектные ведомости, чертежи, рисунки, требования к материалам и инженерному оборудованию
    Реконструкция, строительство
    Основа – проектная документация с положительным заключением экспертизы
    Некоторые заказчики, применяющие Закон № 223-ФЗ, задаются вопросом, можно ли указать в документации о закупке конкретный товарный знак: телефон Nokia, автомобиль Nissan, конкретизировав его требованиями к модели, комплектации, цвету и т. д. Закон № 223-ФЗ не запрещает так поступить.
    Представляется, что нарушение закона будет иметь место только в той ситуации, когда на рынке определенной продукции имеется очень ограниченное количество участников (узкоспециальное оборудование, уникальные химикаты и т. д.), а заказчик в документации о закупке указал товарный знак только одного производителя без возможности поставки аналога.
    Внимание: фАС России может истолковать подобные требования как создание участнику или нескольким участникам торгов преимущественных условий, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, а также как и нарушение принципа информационной открытости закупки и нарушение принципа равноправия, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
    Суды же считают, что даже если техническое задание заказчика сформулировано таким образом, что указывается товар конкретного производителя и конкретный товарный знак, то это не ограничивает конкуренцию, не создает никому преимущественных условий, так как в возможный круг участников торгов входят как производители конкретного товара, так и неограниченное количество его поставщиков (определение ВАС РФ от 7 апреля 2010 г. № ВАС-3470/10).
    Обозначим некоторые дополнительные требования, которые традиционно включаются в техническое задание:
    указание на то, что товар должен быть новым, ранее не использованным, не эксплуатировавшимся, произведенным не ранее указанного года;
    требования по комплектации;
    требования к техническому обслуживанию товара в течение срока гарантии (гарантийное обслуживание);
    требования по количеству, периодичности, сроку и месту поставок;
    требования к шефмонтажу (монтаж осуществляется самим поставщиком);
    требование о том, что специалисты поставщика должны провести обучение, инструктаж персонала заказчика;
    указание на то, какая должна быть передана вместе с товаром документация и необходимое количество расходных материалов;
    требования к остаточному сроку годности (обычно 70–80%).
    Перечисленные требования не обязательны, заказчики часто используют не все, а лишь какие-то отдельные позиции из вышеназванных в различных комбинациях. В любом случае техническое задание должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребности заказчика.
    Требования к безопасности
    Этот раздел традиционно вызывает вопросы у заказчика, подготавливающего техническое задание. На практике заказчик почти никогда сам не “изобретает” требования к безопасности. Как правило, он ссылается на технические регламенты, ГОСТ, СНиП или СанПин.
    Пример:
    Закупая автотранспорт, заказчик ссылается на технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877;
    закупая строительные материалы, заказчик ссылается на технический регламент о требованиях пожарной безопасности;
    закупая кефир, заказчик ссылается на технический регламент о безопасности молока и молочной продукции;
    закупая строительные работы, заказчик ссылается на необходимость выполнения работ в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил, который утвержден постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1521;
    закупая обслуживание медицинской техники, заказчик ссылается на Методические рекомендации, которые утверждены в письме Минздрава России от 27 октября 2003 года № 293-22/233.
    Требования к размерам, упаковке, отгрузке товара
    Обычно при установлении таких требований заказчики не сталкиваются с затруднениями. Заказчик устанавливает интересующие его размеры товара в точных значениях или в “коридорах”: “от__ и до __”, “высота не более ___”, “ширина не менее ____”. При использовании подобных значений важно не забыть затребовать в заявках от участников закупки сведений о точных значениях предложенной продукции, иначе будет неясно, какая характеристика должна быть включена в текст технического задания, прилагаемого к договору, заключаемому по итогам закупки.
    Устанавливая требования к упаковке, заказчики, как правило, сами детально описывают упаковку и ссылаются на нормативно-технические документы. Требования к упаковке часто содержатся также в технических регламентах и профильных ГОСТах. Так, например, если при закупке пищевой продукции заказчик сослался на обязательное применение ГОСТ Р 51074-2003, то упаковка должна будет соответствовать требованиям этого стандарта.

  10. Мироходец Ответить

    Автор: Бусарова Елена
    Дата: 26.10.2018
    Осуществляя закупочные процедуры, заказчик стремится своевременно приобрести качественные ТРУ у надежного поставщика (подрядчика, исполнителя), эффективно расходуя при этом свои денежные средства.
    Официальные дилеры имеют прямые договоры с производителями продукции, поэтому все вопросы и претензии по качеству товара отправляются непосредственно им. Закупая те или иные товары, заказчик зачастую отдает предпочтение контрагентам, предоставляющим товарные гарантии и иные сопутствующие услуги.
    ФЗ № 223 не содержит исчерпывающего перечня требований, которые организатор закупок предъявляет к участникам процедур. В названном НПА также отсутствует запрет о предоставлении преимущественных условий для официальных дилеров. Многие заказчики, следуя правилу «что не запрещено законом, то разрешено» прописывают в документации, что участниками закупок могут быть только официальные дилеры приобретаемой продукции.
    Однако не всегда на практике допустимо указывать требование о статусе дилера, поскольку это может привести к ограничению конкуренции, жалобам в ФАС и даже административной ответственности. Изучив закупочную документацию, потенциальные поставщики могут направить заказчику запрос на разъяснение правомерности установления требований о дилерстве. В этой связи заказчикам следует уже в документации обосновать указание таких условий, при необходимости приложив соответствующие документы.
    Устанавливать или нет в закупочной документации требование о статусе официального дилера, решает заказчик в зависимости от предстоящей закупки.
    В каких случаях возможно аргументировать указание такого условия? К примеру:
    Положением о закупке заказчика предусмотрено указание такого требования
    при специфичном характере производственной деятельности заказчика
    при реализации товаров производителем только через своих официальных дилеров
    при указании в технических документах требования о дилерах
    при закупке услуг по обслуживанию техники и оборудования (в случае невозможности выполнения работ иными лицами)
    В любом случае организатор закупки должен быть готов обосновать контролирующим органам указанное требование о статусе официального дилера, поскольку лишь необоснованное ограничение конкуренции не допускается ч.1 ст. 3 Закона о закупках.
    Практика контролирующих органов об установлении дилерского требования к участникам закупок на сегодняшний момент неоднозначна, мнение антимонопольных служб и судов нередко разнится. Рассмотрим несколько примеров.
    Правомерное требование о дилерстве
    В антимонопольную службу с жалобой на действия заказчика обратился участник электронного запроса предложений на поставку запасных частей для ремонта оборудования. Рассмотрев материалы дела, комиссия УФАС пришла к выводу, что установление организатором закупки требования о том, что участником процедуры может являться либо завод-изготовитель, либо уполномоченный им дилер неправомерно и противоречит ст.17 ФЗ № 135. Однако суд поддержал заказчика, который обжаловал данное решение антимонопольного органа, пояснив, что ФЗ № 223 не содержит прямого запрета на установление подобных условий. Следовательно, действия заказчика, прописавшего в документации требование, о том, что участником процедуры должен быть либо производитель оборудования, либо уполномоченный дилер завода-изготовителя не противоречит ч. 10 ст. 4 Закона о закупках. Такое условие является для организатора запроса предложений принципиально важным и необходимым для качественного выполнения услуг в сфере своей профессиональной деятельности. К тому же суд отметил, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. В дальнейшем апелляционная и кассационная инстанции поддержали решение нижестоящего суда1.
    Антимонопольная служба, рассмотрев жалобу участника на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку паяльного оборудования, пришла к выводу, что установленные организатором торгов требования к поставщикам о предоставлении в составе заявки информационного письма или сертификата от компании производителя на право поставки заказчику, а также требование дистрибьютерства являются незаконными и неправомерными. При обжаловании заказчиком данного решения суд первой инстанции указал на то, что оно не соответствуют цели, установленной законом. Также суд отметил, что Положением о закупке заказчика предусмотрена возможность предъявления вышеназванных требований к участникам торгов. По мнению суда первой инстанции, заказчик вправе прописывать повышенные требования к участникам закупки, исходя из своих потребностей, целей, значимости и характера заказа, условий безопасности, которым могут не соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности, поскольку правомерная конкуренция состоит в соперничестве и в формировании любым лицом лучшего предложения по исполнению заказа. Повышенные требования к участникам закупки не могут расцениваться как ограничение одних и предоставление преимущества другим субъектам. При рассмотрении данного дела, вышестоящие арбитражные инстанции пришли к такому же выводу, поддержав заказчика2.
    Таким образом, принимая позицию организатора закупок, контролирующие органы в первую очередь исходят из того, что законодательство не запрещает заказчикам устанавливать требование о дилерстве для эффективного удовлетворения своих потребностей. Минэкономразвития России в своем письме от 07.04.2017 №Д28и-2008 также пояснило, что если технической документацией допускаются обслуживание и ремонт автотранспорта только официальным дилером, то установление в документации о закупке такого условия исполнения контракта будет правомерно3.
    Неправомерное требование о дилерстве
    В антимонопольный орган поступила жалоба участника на действия заказчика при проведении запроса предложений с предварительной квалификацией на право заключения договора поставки средств индивидуальной защиты (противогазов и самоспасателей). Потенциальный поставщик посчитал, что установленное заказчиком требование, а именно: «компания участника должна являться производителем (изготовителем с наличием производственной базы или компанией, напрямую аффилированной с изготовителем)» является неправомерным и противоречащим Положению о закупках. Организатор запроса предложений, по мнению заявителя, ограничил круг участников проводимой закупки лишь производителями (изготовителями) и аффилированными с ними лицами. При рассмотрении данного дела заказчик не смог доказать объективной необходимости в получении товара исключительно вышеназванными лицами. УФАС пришло к выводу, что описываемые действия организатора процедуры привели к объективной невозможности для иных лиц предложить свой товар к поставке. Не согласившись с решением антимонопольного органа, заказчик обратился в Арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленных им требований. Суды апелляционной и кассационной инстанций также посчитали действия организатора закупки дискриминационными и противоречащими законодательству о закупках4.
    В ФАС России поступила жалоба поставщика при проведении электронного запроса котировок на право заключения договора поставки и выполнение монтажных и пусконаладочных работ электротехнического оборудования. По мнению заявителя, организатором закупки неправомерно установлено требование о том, что участник запроса котировок должен являться производителем, либо обладать правом поставки электротехнического оборудования. При рассмотрении дела антимонопольный орган пришел к выводу, что при подготовке подтверждающих данное требование документов, участники закупки находятся в зависимости от волеизъявления третьих лиц, в связи с чем нарушается принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к другим участникам закупки. В своем решении ФАС также указала на то, что установление названного требования противоречит Положению о закупках, а также нормам ФЗ № 2235.
    К такому же мнению пришла антимонопольная служба в своем решении от 07.12.2017 по делу №223ФЗ-1002/17. ФАС посчитала, что возможность участников закупки подать заявку на участие в аукционе в соответствии с установленными требованиями всецело зависит от волеизъявления третьих лиц, а именно: производителя (дилера, поставщика, его официального представителя), что ограничивает поставщиков при участии в аукционе.
    Таким образом, в настоящее время в практики нет единого подхода о правомерности установления заказчиком к участникам закупки требования о наличии статуса официального дилера. Однако в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденном Президиумом ВС РФ 16.05.2018 (далее – «обзор») указано, что подобные действия организатора закупок приводят к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку потенциальный участник закупки может не быть производителем оборудования, равным образом являясь участником рынка, осуществляющим поставку требуемого оборудования надлежащим образом. Помимо всего прочего, в обзоре также отмечено, что предъявленные к участникам требования сами по себе не могут гарантировать надлежащего исполнения обязательства по поставке оборудования. Гарантии исполнения обязательств по договору могут обеспечиваться предъявлением к поставщику квалификационных требований, в частности о наличии опыта поставки на соответствующем товарном рынке6.
    В случае необходимости заключения договора непосредственно с дилером, не ограничивая при этом конкуренцию, заказчик может предусмотреть такой статус поставщика среди критериев оценки (при осуществлении конкурса или запроса предложений).
    В данном случае организатор закупки должен также указать:
    документы, которые следует предоставить участникам процедуры для начисления баллов по критерию «статус официального дилера»
    систему и порядок подсчета баллов
    При проведении закупки таким образом:
    заказчик не ограничивает конкуренцию среди поставщиков , предоставляя им возможность участвовать в закупке (при этом официальный дилер сможет получить максимальное количество баллов по такому критерию)
    любой другой участник закупки (не официальный дилер) сможет стать победителем, набрав максимальное количество баллов по другим критериям.
    На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что у контролирующих органов нет единого мнения относительно участия в закупках официальных дилеров. Однако заказчики при установлении требования о дилерстве должны быть готовы к тому, чтобы обосновать такое решение. При наличии сомнений относительно указания такого условия, организаторы закупок могут предусмотреть статус официального дилера среди критериев оценок. Таким образом, заказчик увеличит шанс получения в качестве поставщика по договору надежного контрагента.

  11. Mokus Ответить

    Добрый день! здесь все зависит от конкретного объекта закупки. в силу его специфики может отличаться и доказывание. сложно ответить на вопрос без информации. если из теории, то да, заказчик вправе указать производителя, но только в том случае если нет другого способа более точно описать объект закупки.
    статья 33 говорит: описание объекта закупки должно носить
    объективный характер. В описании объекта закупки указываются
    функциональные, технические и качественные характеристики,
    эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В
    описание объекта закупки не должны включаться
    требования или указания в
    отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований,
    патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места
    происхождения товара или наименование производителя, а также требования к
    товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования
    влекут за собой ограничение количества участников закупки, за
    исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего
    более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

    Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в
    случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается
    использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
    При этом обязательным условием является включение в описание объекта
    закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости
    товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости
    обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми
    заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных
    материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в
    соответствии с технической документацией на указанные машины и
    оборудование.
    если требуется отзыв, то пришлите мне жалобу и обратитесь в чат

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *