Церковь зачатия анны что в углу почему так названа?

9 ответов на вопрос “Церковь зачатия анны что в углу почему так названа?”

  1. HerrMonty Ответить

    Принято считать, что церковь Зачатия праведной Анны, что в углу, в Зарядье, построена не ранее 1547 года из белого камня с кирпичными сводами. Время основания церкви на этом месте нам не известно, первое письменное упоминание деревянного храма относится к 1493 году, когда сгорела старая деревянная церковь. Сегодня храм стоит на Москворецкой набережной, 3. До 1930-х годов, то есть до сноса стен Китай-города, адрес храма был другой. Церковь тогда находилась в небольшом квартале, занимавшем угол китайгородской стены. У храма сходились два переулка, на север шёл Кривой, а по оси западного фасада к храму подходил Мокринский. Мокринский переулок сейчас не существует, но с XII до конца XV века это была главная улица Москвы. Она так и называлась – Великая улица. Улица шла от ворот Кремля до Зачатьевской церкви, параллельно реке и вела к москворецким пристаням, находившимся поблизости.
    Зачатьевская церковь имела, как и сейчас, завершение фасадов трёхлопастными арками. Арки были покрыты чернолощёной черепицей. Такая форма завершения обусловлена конструкцией крещатых сводов, позволявших обходиться без внутренних столпов и одновременно как бы осенять пространство церкви крестом из пересекающихся сводов. В XVII-XVIII столетиях трёхлопастное покрытие изменили на четырёхскатную кровлю, под которой на стенах читались кокошники.
    С юга в первой половине XVII века к церкви Зачатия праведной Анны был пристроен придел святого Мины. Заказчиком строительства был освободитель Москвы от интервентов князь Дмитрий Пожарский. Возможно, что освящая придел во имя св. Мины, князь Пожарский проводил параллель между освобождением Москвы от интервентов в 1612 году и освобождением России от ордынского ига. Считалось, что иго пало как раз в день св. Мины, 11(24) ноября 1480 года. Придел тоже перекрыт красивым крещатым сводом.
    Северный, Екатерининский придел построен в 1658-1668 годах. Возможно, это посвящение связано с рождением у царя Алексея Михайловича дочери, царевны Екатерины Алексеевны. Вместе с приделом была построена галерея вокруг древнего храма. В 1752 году у западной стены галереи была построена скромная колокольня в стиле барокко, а широкие арки галереи превратили в обычные окна. Ремонтные работы проходили и в XIX веке.
    Службы в церкви проводились до конца 1920-х годов. После закрытия храма в нём разместились разные учреждения. Внутреннее убранство церкви было уничтожено. В 1954 – 1957 годах храм исследовали знаменитые реставраторы Л.А. Давид, Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подьяпольский. Реставрацию проводил Л.А. Давид. Он разобрал четырёхскатную кровлю и вернул трёхлопастные арки, разобрал колокольню как позднюю пристройку, восстановил галерею в первоначальных формах и построил на месте колокольни крыльцо. Были восстановлены первоначальные порталы. В таком виде церковь сохраняется как памятник московской старины и объект культурного наследия. Сейчас церковь Зачатия праведной Анны входит в состав патриаршего подворья храмов в Зарядье.

  2. armada211 Ответить

    Церковь Зачатия Анны, что в Углу (храм Зачатия Праведной Анны, что в Углу) – православный храм, расположенный на территории современного парка “Зарядье” и одноимённого исторического района.
    Существующее здание храма построено в середине 16 века по проекту неизвестного архитектора, но свой современный вид оно приобрело после ряда перестроек и реставрации 1954-1957 годов по проекту архитектора Льва Давида.
    Однокупольный храм с полукруглой апсидой и двумя приделами (в честь великомученика Мины Котуанского и великомученицы Екатерины), каждый из которых имеет собственную небольшую главку, построен бесстолпным и перекрыт крещатыми сводами. Основной объём – четверик, практически квадратный в плане – установлен на подклете, его фасады разделены на части лопатками и завершаются трёхлопастной аркой. Барабан украшают декоративные слуховые окна, его основание акцентировано десятью кокошниками. Привлекает внимание опоясывающая храм галерея-гульбище с массивным крыльцом, декорированная поясом из ширинок. Интересно, что основание храма, подклет и стены до пят сводов – белокаменные и сложены из известняка, а сами своды и верхняя часть здания – из маломерного кирпича; толщина стен храма составляет 1-1,2 метра.

    История храма

    Своё интригующее название церковь Зачатия Анны, что в Углу получила по сложившейся вокруг неё городской застройке. Дело в том, что в прошлом Зарядье было густро застроенным городским районом, и церковь находилась на его окраине, примыкавшей к углу Китайгородской стены, то есть угол был совершенно осязаемым. К сожалению, в советские годы застройка Зарядья и Китайгородская стена были снесены (на территории района затевали эпичное строительство и планировали строить восьмую “сталинскую высотку”), поэтому для современных горожан обозначение “в Углу” более не выглядит таким очевидным.
    Точная дата основания храма неизвестна, но первое упоминание о нём относится к 1493 году, когда, ещё будучи деревянным, он сгорел при крупном городском пожаре. Впоследствии церковь отстроили в камне: впервые каменная постройка упоминается в Переписной книге 1626 года, но точный год строительства также остаётся неизвестным.
    В первой четверти 17 века (возможно, в 1617 году) к церкви пристраивают придел в честь великомученика Мины Котуанского, в день памяти которого – 11 ноября – завершилось стояние на реке Угре, положившее конец монголо-татарскому игу. Возможно, придел был построен по заказу князя Дмитрия Пожарского в честь освобождения Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 году. Второй придел – в честь великомученицы Екатерины – был построен в 1658-1668 годах, предположительно в связи с рождением у царя Алексея Михайловича дочери по имени Екатерина; в то же время вокруг храма возводится опоясывающая его основной объём галерея. Кроме прочего, в 16-17 веках при нём существовала звонница.
    С именем Дмитрия Пожарского также связана любопытная история, произошедшая с церковным колоколом. В 1610 году купец Иван Твердиков купил и пожертвовал храму французский 30-пудовый колокол, отлитый в 1547 году. В Смутное время, когда Москву заняли польско-литовские интервенты, колокол был украден и вывезен из церкви; некоторое время его судьба оставалась неизвестной, но в 1617 году князь Пожарский узнал, что колокол кем-то продаётся, выкупил его и вернул в храм. Насколько правдива легенда – неизвестно, но колокол так или иначе находился на звоннице, а затем и на колокольне храма вплоть до советских лет, когда его сняли и передали на хранение в Покровский собор.
    За свою историю церковь не раз обновлялась и перестраивалась. В частности, в 17-18 веках вместо трёхлопастного завершения фасадов над основным объёмом была возведена четырёхскатная кровля, а в 1752 году при церкви вместо прежней звонницы строят двухъярусную колокольню. К середине 19 века в храме также появляются приделы Девяти мучеников и мучеников Виктора и Викентия.

    Фото: вид на Зачатьевский храм из Мокринского переулка, 1935, pastvu.com
    В 1920-х годах Зачатьевский храм был закрыт, в его стенах разместились конторские помещения. Интерьеры и убранство храма было утрачено, однако, он оставался под охраной государства как памятник истории и не был снесён при расчистке Зарядья от застройки. В 1954-1957 годах здание было изучено и отреставрировано по проекту архитектора Льва Давида с целью удаления наслоений памятника начиная с 18 века и приведения его к формам 16 века. Колокольня при этом была снесена (на её месте появилось крыльцо), а вместо четырёхскатной кровли восстановили трёхлопастные завершения фасадов. Помимо основного объёма, у храма сохранили приделы великомученика Мины и великомученицы Екатерины, а также опоясывающую здание галерею-гульбище.
    После распада Советского Союза храм было решено возвратить Русской Православной Церкви, и в 1994 году он был освящён.
    По мнению архитектора Льва Давида, который занимался реставрацией Зачатьевского храма в советские годы, расположение церкви было весьма удачным: он заметно возвышался над Великой улицей, и при взгляде от Косьмодемьянских ворот Китайгородской стены вид на храм открывался на фоне Покровского собора и развёрнутой панорамы Московского Кремля.
    В наши дни Великая улица и Китайгородская стена ушли в прошлое, но и сегодня храм может похвастаться довольно любопытным соседством: Парящий мост и футуристичное здание филармонии в парке “Зарядье” – совсем не рядовой фон для исторического памятника.
    Церковь Зачатия Анны, что в Углу находится по адресу Москворецкая набережная, 3 (на территории современного парка “Зарядье”). Добраться до неё можно пешком от станции метро “Китай-город” Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

  3. Danchyg1337 Ответить

    Тексты
    Всего текстов: 2
    Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 49-53
    Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу
    Кривой пер., 13; ныне, после сноса большей части Зарядья под гостиницу “Россия”, – Москворецкая набережная, 3
    “Церковь эта – одно из древнейших каменных зданий Москвы вне Кремля. Впервые о ней упоминается в летописи под 1493 г. в связи с пожаром, который за несколько часов обратил в пепел всю столицу: “Того же месяца в 7 часов дни июля в 28 в неделю загорелась церковь от свечи св. Никола на Песку… Из города торг загорелся и оттоле посад выгорел возле Москву-реку до Зачатия на Востром конце и по Васильевский луг, и по Все Святые на Кулишке… а летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал”[2].
    “В описаниях многочисленных пожаров до 1493 г. церковь Зачатия Анны не упоминается. Из этого можно сделать вывод, что она сооружена незадолго до этого года. Церковь обозначалась “что у городовой стены в Углу” (1657 г.), “что в Китай-городе на берегу” (1677 г.), “что в Китае на углу” (1681 г.), “что за соляным рядом” (1622 г.). Она была выстроена в урочище, называемом Острый конец. Это место у реки Москвы, углом выдававшееся в болотистый Васильевский луг, обладало какими-то особыми привлекательными качествами для расположения церкви.
    Церковь Зачатия св. Анны была сооружена из белого камня – материала, широко распространенного в строительстве того времени. При пожаре 1547 г. обрушился белокаменный свод и верхняя часть сооружения. Вскоре при восстановлении пострадавшего от пожара здания появился выложенный из кирпича так называемый “крестчатый свод”, в сущности сомкнутый свод, перерезанный четырьмя крестообразно расположенными распалубками. Он давал возможность без столбов перекрыть внутреннее пространство церкви. Фасады в это время получили завершение в виде трехлопастной арки. Тогда же была сделана новая глава с кокошниками в основании. Шея световой главы украшена не полуколонками, а плоскими пилястрами и напоминает оформление глав Архангельского собора Московского Кремля. За четыреста лет своего существования здание церкви обросло пристройками и подверглось существенным изменениям.
    С юга четверика пристроен придел св. Мины. Придел был возведен, вероятно, в память освобождения от татаро-монгольского ига в 1480 г. в день св. Мины (11 ноября), когда татары отступили от Угры. Сначала, по-видимому, он был деревянный. В начале XVII в., около 1617 г., был построен каменный придел, существующий и теперь. Он связан с именем кн. Дмитрия Пожарского, который воздвиг придел в память избавления Москвы от польско-литовских интервентов. Архитектура этого, более позднего добавления представляет интерес и художественными, и конструктивными деталями. Крестчатый свод, перекрывающий придел, является одним из самых последних примеров такой конструкции в московской архитектуре. Глава уже не прорезает свод, нет и окон в распалубках. Четырехскатное покрытие придела, выполненное около 1617 г., – один из самых ранних примеров такой конструкции в строительстве каменных культовых зданий. Своеобразна трактовка его алтарной части – прямоугольной в плане.
    Второй придел св. Екатерины, расположенный с северной стороны, пристроен в 1658 г. К XVII же веку относится и окружающая здание галерея-паперть.
    В недавнее время на памятнике проведены большие реставрационные работы (под руководством Л. А. Давида, Б. Л. Альтшуллера и С. С. Подъяпольского), здание освобождено от поздних, не представляющих художественного и научного интереса пристроек и наросшего за время его существования культурного слоя. Несмотря на то, что была полная возможность документально восстановить древнее ядро комплекса от его подножия до завершения, замечательное по своим архитектурным достоинствам, авторы реставрации не пошли по этому пути. Они сохранили наслоения, имеющие историческое, историко-архитектурное и эстетическое значение. Эти наслоения возникли в допетровское время и не спорили с архитектурными формами XVI в. Характер же примыканий более поздних пристроек к основному, более древнему храму позволил полностью реставрировать основные элементы его первоначальной архитектуры”[1].
    “Первое упоминание о церкви Анны имеется в летописи под 1493 г. в связи с пожаром. Летописец назвал ее “церковь Анны что на Остром конце” – не указав, однако, деревянной она была или каменной. Современный вид свой церковь приобрела после реставрации 1955-1958 гг. (руководитель – архитектор Л. А. Давид). Произведенное при реставрации архитектурное и археологическое исследование храма позволило точнее определить время его сооружения, а также выявить первоначальные формы и конструкции. Выяснилось, что существующая церковь сооружена во второй четверти XVI в., а не в 1493 г., как считалось ранее (это мнение разделяют далеко не все исследователи. – П. П.); в XVII в. она была обстроена приделами и галереями. Что касается упоминания “церкви Анны на Остром конце” в летописи 1493 г., то оно относится, очевидно, к неизвестному нам зданию.
    С устройством в XVI в. Китайгородской стены-крепости церковь оказалась в углу, образованном восточной и южной стенами, в связи с чем ее стали именовать “церковью Анны в Китай-городе в углу”. В наши дни стены здесь нет, но это обозначение все же не утратило своего смысла – церковь расположена на пересечении Китайского проезда и Москворецкой набережной.
    Приделы Мины и Екатерины пристроены из кирпича, сам храм Анны сложен из мягкого известняка”[3].
    “Подклет главного храма и его стены до пят свода – белокаменные, верх церкви сложен из маломерного кирпича. Над юго-западным углом возвышалась звонница, по-видимому, такая же, как у церкви Трифона в Напрудном (1492 г.), с которой у Зачатьевского храма много общего. Возведен он в камне, вероятно, в первых десятилетиях XVI в., восстанавливался после пожара 1547 г. Оформление фасадов храма, его стройные пропорции, точность классических профилей говорят о влиянии построек итальянских мастеров, в частности Алевиза Нового. В древности церковь имела кровлю из серебристочерной лощеной черепицы и шлемовидное покрытие главы, впоследствии замененное луковичной формы маковицей.
    Северный Екатерининский придел выстроен в 1658-1668 гг., предположительно в связи с рождением дочери царя Алексея Михайловича – Екатерины. Он перекрыт сомкнутым сводом и повторяет композицию южного придела, но по своим декоративным элементам типичен для второй половины XVII в. Внутреннее убранство церкви не сохранилось”[15].
    “Обновление церкви было в 1752 г.”[5]. “Есть переделки XIX в.”[6].
    “До закрытия сохранялось много икон XVI в., особенно в главном иконостасе. На колокольне был колокол 1547 г. с французской подписью, попавшей сюда скорее всего через Колу в 1566 г. вследствие иконоборческого движения в Нидерландах”[8].
    “Колокольня середины XVIII в.”[5]. При реставрации она была без особого основания уничтожена. “Аналогично произошло с церковью Анны, что в Углу. Храм имеет сложную, не до конца выясненную историю постройки (не опубликован даже отчет о проведенной реставрации). Некоторые его части относятся к XVI в., вместе с тем не исключено и наличие архитектурных элементов XV столетия. Другие части принадлежат к столетию XVII. Иными словами, памятник разновременный, создававшийся не сразу, а с последующими добавлениями, вплоть до XVIII в. При его реставрации древнейшие части были сохранены, а недостающие восстановлены, но редкую для архитектуры Москвы середины XVIII в. колокольню сломали, поскольку… она не была древней, а ее архитектурные качества были достаточно скромны (но, добавим, не антихудожественны). Имеем ли мы право так вольно распоряжаться и вольно относиться к подобной методике реставрации? По-моему – нет. Здесь была допущена ошибка”[7].
    В настоящее время храм стоит на государственной охране под № 62[16]. Внутри в 1982 г. располагался Совет по туризму и экскурсиям Пролетарского района – отдел теплоходных экскурсий и прогулок. Хода внутрь посетителям нет.
    С уничтожением колокольни не осталось, естественно, места и для колоколов.
    В 1990 г. в храме находился Диспетчерский отдел Московского городского объединения “Турист” Мосгорсовета трудовых союзов.
    [1] Казакевич И. И. Московское Зарядье. М., 1977. С. 173-187: ил.
    [2] Полное собрание русских летописей. СПб., 1897. Т. 11. С. 237.
    [3] Антипин Г. Г. Зарядье. М., 1973. С. 56-58.
    [4] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 438.
    [5] Александровский, № 11.
    [6] Путеводитель Машкова. С. 180.
    [7] Ильин М. Исследования и очерки. М., 1976. С. 263.
    [8] Рукопись Александровского, № 99.
    [9] Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916. С. 9.
    [10] Материалы. С. 360.
    [11] Горлов Ю. От Руси до “России” // Веч. Москва. 1966. 9 июля.
    [12] Московские епархиальные ведомости. 1873. № 36. С. 338-339; № 38. С. 348-350; № 39. С. 357-358 – статья Орлова А. “Описание московской Зачатьевской что в углу города Китая церкви”.
    [13] Давид Л. А. Научный отчет об исследовании и реставрации церкви Зачатия св. Анны что в Углу, в Китай-городе. 1959 // Архив Всесоюзного научно-реставрационного производственного комбината Министерства культуры СССР.
    [14] Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973.
    [15] Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 447-448, план и фото.
    [16] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 89.
    [17] Каталог архивов. Вып. 3. С. 581; Вып. 5. С. 311.
    Список сокращений

    Александровский = Указатель Московских церквей / Сост. М. Александровский. М., 1915.
    Альбом Найденова = Москва. Соборы, монастыри и церкви. Изд. Н. А. Найденова. Часть I. Кремль и Китай-город. М., 1883. Часть II. Белый город. М., 1881. Часть III. Отд. 1. Земляной город. М., 1882. Часть III. Отд. 2. Замоскворечье. М., 1882. Часть IV. Местность за Земляным городом. М., 1883.
    Богоявленский = Богоявленский М. Л. Московские церкви. М., 1968-1970. Ч. 1-8. Машинопись (с позднейшими дополнениями).
    Каталог архивов = История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов: Каталог архивных документов. М., 1988. Вып. 3; М., 1990. Вып. 5.
    Материалы = Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В. И. и Г. И. Холмогоровыми / Под ред. И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1-2.
    Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.
    Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.
    Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.
    Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.
    Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.
    Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.
    Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916, с. 9-10
    Церковь Анны Праведной зачатия. Находится в Зарядье, в Кривом переулке, в том углу, который образуется соединением восточной и южной частей китайгородской стены. Называется обыкновенно “Зачатия, что в Углу”. Упоминается впервые под 1493 годом. Судя по наружным украшениям, нынешняя главная церковь построена после Архангельского собора (1508) и после ц. Предтечи на Бору (1509). Сложена из белого камня, имеет крещатые своды. В конце XVI века с юга пристроена церковь Мученика Мины, также с крещатыми сводами, но в несколько упрощенном виде. Около начала XVII века пристроен с юго-запада придел Девяти Мучеников, ныне упраздненный и служащий для хранения церковных вещей. Царь Алексей Михайлович по случаю рождения у него в 1658 году дочери Екатерины пристроил с севера придел Великомученицы Екатерины. В 1752 году церковь обновлена и выстроена нынешняя колокольня. В прежнее время церковь была очень почитаема жителями Москвы. Известны заботы царей Иоанна Грозного и Михаила Феодоровича о благолепии этого храма. Здесь сохранились памятники иконописи и литейного искусства разных веков. На колокольне есть колокол, пожертвованный, согласно преданию, князем Д. М. Пожарским. Кресты на главах приделов древние, той формы, которая выходила из употребления уже с середины XVI века.
    Список сокращений

    Всего текстов: 2
    Храмы России

  4. murzic300 Ответить

    В начале 16 века храм Зачатия Праведной Анны перестраивают (именно это здание мы можем наблюдать сегодня).
    Постройка получилась довольно вместительная, ведь она была лишена столбов, на которые мог бы опираться купол. Уникальная система сводов и арок позволяла основную тяжесть переносить на стены храма.
    В церкви несколько приделов.
    Первый – святой Мине – был в Смутное время уничтожен, но позже восстановлен. Еще один придел – во имя святой Екатерины – появился в храме примерно в 1658 году (построили его, по всей вероятности, в честь новорожденной девочки Екатерины, дочери Алексея Михайловича).
    В 16-17 веках при храме уже значилась звонница, основание которой удалось обнаружить во время реставрации постройки.

    В 18 веке возле храма Зачатия Праведной Анны появляется колокольня в 2 яруса. Колокол с нее весом около 500 кг хранится ныне в Покровском соборе на Рву.
    По преданию, колокол этот попал в Зачатьевский храм из Европы, когда в Нидерландах шли иконоборческие волнения. Еще одна версия гласит, что колокол пожертвовал храму сам князь Пожарский.
    Еще при постройке Зачатьевской церкви местность, где она возводилась, стали окружать большой кирпичной стеной. Именно возле храма поворачивала под прямым углом стена. Вскоре святыню стали именовать церковью, «что в углу».

    Храм после революции и сегодня

    После революции храм закрывают. В 30-е годы местность, где он располагался, предполагалось использовать для строительства здесь здания Наркомтяжпрома. Планам не суждено было осуществиться по причине начавшейся войны.
    С 1955 по 1958 годы в Зачатьевском храме ведутся реставрационные работы.
    Богослужения возобновились лишь в 1994 году, когда святыню вернули РПЦ.
    Храм Зачатия Праведной Анны что в Углу расположен по адресу: Москва, Москворецкая набережная, 3 (станция метрополитена Китай-город).

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *