У каких народов древнего мира встречается сказание о всемирном потопе?

9 ответов на вопрос “У каких народов древнего мира встречается сказание о всемирном потопе?”

  1. ibutilka Ответить

    Теория о заимствовании одного и того же сюжета, возникшего в одном месте, выглядела куда предпочтительней. В XIX веке часто предлагали считать, что многочисленные мифы о потопе в разных уголках Земли — не что иное, как искажённые отражения библейского повествования. Но разница в конкретных деталях была слишком большой, чтобы это объяснение было верным. “В этих различных, зачастую столь причудливых, ребяческих и забавных сказаниях трудно усмотреть человеческие копии одного общего божественного оригинала”, — писал известный исследователь фольклора Джеймс Фрэзер. К тому же, скоро стало ясно, что и рассказ Книги Бытия представляет собой вариант более ранних аккадских и шумерских повествований.
    Судя по всему, наиболее близко к истине сочетание второго и третьего вариантов ответа. Сказания о потопе, безусловно, неоднократно заимствовались и переходили из фольклора одного народа к другому. Однако возникали они не один раз и в конкретных случаях могли стать отражением природных катастроф, произошедших в действительности. Скорее всего в результате заимствований распространились такие мифологические мотивы, как “божество предупреждает о потопе”, “животное предупреждает о потопе”, “птиц посылают на разведку”, “герои бросают плоды с дерева, чтобы определить, ушла ли вода” (Меланезия, Восточная Азия, Южная Америка), “птицы, спасаясь от потопа на деревьях, намочили хвосты” (распространено в Северной и Южной Америке), “погибшие при потопе люди превращаются в водных животных”.
    Безусловно, заимствованием следует объяснять и, например, сюжет о том, как одно из животных спасает ковчег от затопления, затыкая своим телом пробоину или проделанную кем-то злонамеренно дыру. У каталонцев, балканских славян, народов Кавказа, Прибалтики, Поволжья, киргизов — это змея, у восточных славян — уж, у румын — ящерица (заткнула хвостом), у марийцев — кошка, а у селькупов — лягушка.

    Учёные не перестают искать следы реальных природных бедствий, ставших первоисточником сказаний о потопе в различных регионах. Уже в XIX веке было предложено объяснить появление шумерского (а вслед за ним и вавилонского, и иудейского) мифа о потопе реальными наводнениями, которые случаются в Месопотамии в те годы, когда в горах, где находятся истоки Тигра и Евфрата, летом особенно сильно тают снега, а в низовьях выпадает много дождей. Поддерживавший эту гипотезу Фрэзер в подтверждение приводит рассказ британского геолога и археолога Уильяма Лофтуса о наводнении 1854 года, произошедшем именно при таком стечении обстоятельств. За одну ночь поднявшиеся воды Евфрата затопили около семи тысяч домов. Багдад, окружённый срочно построенными дамбами, походил на остров, на многие мили вокруг которого разлилось море.
    Археологические раскопки в Месопотамии позволили найти свидетельства реального наводнения, которое претендует на роль источника мифа о потопе. При раскопках шумерского города Шуруппак (Ирак) найдены следы речных отложений, которые прерывают культурный слой. Датируются они радиоуглеродным анализом приблизительно 2900 годом до нашей эры. О наводнении в Шуруппаке сообщают и письменные источники. “После того как потоп смыл (страну) и царство было ниспослано с небес (во второй раз), Киш стал местом престола”, — говорится в Ниппурском царском списке.
    Действительно речные наносы простираются на север от Шуруппака, но не затрагивают города Киш, к которому после наводнения перешло лидерство в регионе. Шуруппак предание называет родиной героя Зиусудра, который более известен под аккадским именем Утнапиштим и прославился тем, что уцелел при потопе. Следы наводнений археологи нашли и в других шумерских городах: Уре, Кише, Уруке, Лагаше, Ниневии. Но они относятся к разным датам.
    Потоп в мифах индейцев Северной Америки появился, вероятно, после катастрофы, случившейся около 8400 лет назад. Тогда воды огромного приледникового озера Агассис прорвались в море по долине нынешней реки Оттавы. Всё это сопровождалось усиленным таянием ледников. Уровень моря резко поднялся и затопил прибрежные районы.
    Таяние ледников связывают и с месопотамским потопом. Геологи отмечают, что уровень моря в Персидском заливе вырос на 120 метров за период от 18 тысяч до 8 тысяч лет назад. Возможно, около 7500 лет назад повышение уровня вод было особенно быстрым.
    Появление ещё одной гипотезы связано с подводным кратером Беркл (Burckle Crater) в Индийском океане к востоку от Мадагаскара. Диаметр кратера около 30 километров, то есть он примерно в 25 раз шире, чем знаменитый Аризонский кратер. Он возник в результате падения крупного метеорита приблизительно 3000—2800 лет назад. Исследователи полагают, что это событие вызвало огромные цунами на побережье Азии, что отразилось в мифе о потопе, в том числе месопотамском.

  2. megaivan01 Ответить

    Наибольшее количество материальных свидетельств оставили древние цивилизации Месопотамии, Палестины и Юга Европы. Их культуры хорошо изучены, в том числе изучена и мифология этих народов. Среди всех сказаний, объединяющим является сказание о всемирном потопе. Среди древних народов, которым оно было известно, следует выделить:
    Шумеры. Это наиболее древняя цивилизация, возникшая на территории современного Ирака около 6 тысяч лет назад. Шумеры знали немало сказаний о всемирном потопе;
    Древние греки тоже знали такие сказания. При этом они являются очень древними по отношению к классическим древнегреческим мифам;
    Древние иудеи, аккады знали о всемирном потопе и именно их версия сказания попала в Библию.
    Между тем, в Древнем Египте таких сказаний не встречается. Еще более запутывает ситуацию то, что схожие легенды существуют у всех европейских народов, которые во время Древнего мира не имели даже зачатков цивилизации.
    Более того, сказания о Потопе известны и североамериканским индейцам. Такая ситуация нуждается в прояснении.

    Почему одни народы знают о Потопе, а другие нет

    В той или иной форме, сказания о Потопе изучались палеобиологами, палеоастрономами, историками, филологами и другими учеными. Все они сходятся во мнении, что такие сказания сохранили воспоминания человечества о глобальном катаклизме. Ведь общие сказания есть у народов, которые вообще не контактировали друг с другом.
    Наиболее логичным объяснением является обильное таяние льдом после Ледникового периода. Потоки воды уничтожили огромное количество человеческих общих, поставив на грань выживания человечество, как вид.
    Но таяние льдов происходило только в Европе и Азии. И народы, мигрировали, спасаясь от воды. Заселяя безопасные земли, они сохраняли память о катаклизме, которая и стала основой для разнообразных сказаний о потопе.
    А египтяне и жители других регионов Африки не столкнулись так близко с угрозой гибели из-за таяния льдов. Для них это был благодатный период – полный дождей и плодородия.

  3. sev007 Ответить

    История Ноя и наводнения – одно из самых известных событий, описанных в иудейском писании – Торе. Но и в обеих месопотамских и в египетской цивилизации были свои сказания на эту тему. Месопотамия имела две версии – шумерскую и вавилонскую. В обеих версиях говорилось о человеке, который построил лодку и пережил шторм со своей семьей и различными зверями, точно как Ной.
    В вавилонском мифе лодка приземляется на вершине горы. Лошадь Ноя очутилась на горе Арарат.
    В египетском сказании говорится герое, который бежит из Египта и приходит в Ханаан, как Моисей и его народ (хотя сам Моисей умер до того, как достиг Ханаана).
    **
    Вообще, в том или ином виде, у разных народов существует порядка 600 мифов о Всемирном потопе. Потоп упоминается в Коране, в древнекитайской литературе встречается множество сказаний о потопе: большинство из них описывает локальные наводнения, но некоторые сказания, по мнению ученых, относятся именно к Всемирному потопу.
    В сказаниях народов Индии, Индонезии, Австралии, Андаманских островов встречаются упоминания о Всемирном потопе.
    Даже в финском эпосе “Калевала” есть косвенное упоминание о Всемирном потоке: когда Вяйнямёйнен собирается совершить очередной подвиг, его кровь заливает всю землю. В одном из вариантов руны написано: кровь текла как река с горы и не было места, которое бы не было затоплено.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *