В чем обаяние фамусова и как проявляется его двуличие и лицемерие?

8 ответов на вопрос “В чем обаяние фамусова и как проявляется его двуличие и лицемерие?”

  1. inSERT77 Ответить

    Все образы комедии — правдиво нарисованное личности со своими чертами характера, поведением, речью. В них отражены наиболее распространенные черты представителей современного Грибоедову общества. Московское барство отражено в образе Павла Афанасьевича Фамусова, образ которого раскрыт наиболее ярко. Уже из первых действий зритель видит двуличие этого барина. Вот он упрекает Софью за то, что она «чуть из постели прыг, С мужчиной! с молодым!» и предлагает ей как образец для поведения себя, потому что он «монашеским известен поведеньем!». Это явное лицемерие, потому что несколько минут назад он заигрывал с Лизой и был совсем не прочь завести интрижку с молоденькой служанкой — не редкость для богатых и знатных господ, каким, безусловно, является Фамусов. С его мнением считаются в кругу московской знати, он состоит в родстве со многими из московских тузов, он и сам — туз, но есть в Москве такие «лица», одно упоминание о которых приводит Фамусова в священный трепет («старички», «прямые канцлеры в отставке — по уму». «Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!»). Такая неоднозначность статуса Фамусова делает его ярким представителем старомосковского барства. Вот он с гордостью и бравадой говорит о Москве и москвичах (д. II, явл. 5). Но похвальное слово московскому укладу жизни становится его разоблачением. Заявляя о том, что «только здесь еще и дорожат дворянством», Фамусов имеет в виду не чувство достоинства, не личную честь, а родословную человека, его знатность, титул, чин. Для Фамусова и его круга дворянство — это клан, семья, в которую «не включат» даже самого умного, зато с радостью примут самого «плохонького», если у него наберется «душ тысячки две родовых». Поэтому в ответ на попытку Софьи хотя бы иносказательно, намеком сообщить отцу о своем чувстве к тому, «кто в бедности рожден», Фамусов отвечает весьма однозначно: «Кто беден, тот тебе не пара!» Он не против замужества дочери, он хотел бы видеть ее счастливой, но и счастье он понимает по-своему. Очень верно об этом говорит Лиза: «Желал бы зятя он с звездами да с чинами, И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы…» Фамусов и его окружение обладает и верует в собственную идеологию, взгляды жизнь, на книги, на ученье, на народ, на иностранцев, на службу, на цель и смысл жизни. Уверенность в том, что иного образа жизни, иных жизненных устремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влияния, просто быть не может у «умного» человека, делает Фамусова главным противником Чацкого. Как может человек «их круга», знатный, «с головой» отказаться от карьеры, от звания, от почестей и наград, отправиться в деревню, засесть читать книги, не считаться с мнением «Пульхерии Андревны», иметь собственные взгляды да еще и осмеливаться высказывать их — это Фамусов не понимает, а главное, не принимает. Он бы, может, и стерпел все речи этого «карбонари», но… Что скажет о его воспитаннике «княгиня Марья Алексевна» ? Вот чего больше всего опасается Фамусов. Поэтому он прогоняет Чацкого, да и сплетня о безумии Чацкого пришла во время. Фамусов, в угоду всем его знатным гостям, добавит, что Чацкий «По матери пошел, по Анне Алексевне; Покойница с ума сходила восемь раз», и назовет основную причину сумасшествия: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина…» Важно отметить, что Фамусов не глуп, он понимает, что приходит время, когда все, что ценно для него, рухнет, что виной этого будут Чацкие, враги его века. И, пока его власть, его сила, он гонит Чацкого, объявляя тому «страшный» приговор: «…ко всякому дверь будет заперта: Я постараюсь, я, в набат я приударю, По городу всему наделаю хлопот… В Сенат подам, министрам, государю».
    Пока Чацкий одинок в своей борьбе, но и дворяне подобные Фамусову бессильны остановить стремительную поступь просвещения и новаторских идей. Сопротивление между ними только набирает обороты.

  2. LehaNT Ответить

    “…Не всем же людям быть гениями и блестящего ума. В больших обществах большинство, где бы то ни было, состоит из фамусовых в том или другом роде, с теми или другими закалами и оттенками. Да если пошло на то, чем так глуп и безобразен Фамусов? По видимому, он человек дюжинный, старого покроя, но добряк и не лишен некоторого благоразумия и человеческих сочувствий. Посмотрите, например, как после долгой разлуки встречает он Чацкого. Тут есть и дружеский привет и очень естественное любопытство. Вольно же Чацкому отвечать на все это колкостями, дразнить старика, оскорблять привычки и предания его. Фамусов, как и все пожилые и отживающие люди, любит, может быть, и с пристрастием, свое минувшее, в виду настоящего, которое не могут они назвать вполне своим. Это естественно и неминуемо. Фамусов, одним словом, приверженец и поклонник царствования Екатерины Великой, так что же?..” (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)
    Н. И. Надеждин о Фамусове:
    “…Что такое Фамусов у Грибоедова? Олицетворенный тип столбового барина, додремливающего спокойно праздную свою жизнь, под шляпой с плюмажем, в ожидании камергерского ключа за форелями и вистом. Москва, подобно кунсткамере, богата сими любопытными отрывками блаженной старины… Их отличительное свойство состоит в флегматической недвижимости, считающейся доселе как бы одной из наследственных привилегий столбового дворянства. Всякое малейшее напряжение, всякая тень работы кажется уничижением для их гордой лености. Это оканчивается тем, что сии почтенные представители нашей аристократии, вступая в пятый класс, разучаются совершенно думать и даже чувствовать. Единственным признаком жизненности остается в них суетливая привязанность к паркетным преданиям и брюзгливое ожесточение против всех нововведений. Таков именно Фамусов Грибоедова!..” (Н. И. Надеждин, “Литературная критика”, 1972 г.)
    Е. Цимбаева о Фамусове:
    “Почему же Фамусов так увивается за малограмотным полковником малоизвестного полка [Скалозубом]? так явно прочит ему Софью? Скалозуб богат, но и Чацкий не беден. …Фамусову не следовало бы ему [Чацкому] так резко отказывать, пока судьба Софьи не решится. Ведь Фамусов не богат: он служит «управляющим в казённом месте»; такую должность мог занимать только чиновник 5-го класса «Табели о рангах», то есть статский советник. Этот чин был вполне приличен для ухода на покой; при отставке Фамусов получил бы, как принято, следующий ранг и стал бы именоваться действительным статским советником. …Он не выходит в отставку, значит, держится за жалованье, а ещё более за всякие выгоды, связанные с должностью. Он не просто не богат, он в огромных долгах — потому-то четыреста душ Чацкого его не спасут, ему необходимы две тысячи душ и наличные деньги. Разорение Фамусова пока незаметно. Но один человек знает положение дел, может быть, лучше самого Фамусова — Молчалин, который живёт в доме несколько лет, воочию наблюдает давку кредиторов в передней… Неудивительно, что Молчалин не хочет жениться на Софье и не хочет её и себя компрометировать. Ни по службе, ни деньгами брак с нею не может принести ему никаких выгод. Софья мечтает о несбыточном: ей никогда не выйти замуж за Молчалина не только потому, что этого не захочет её отец, но и потому, что этого не захочет её избранник.” (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл “Горя от ума”?» (Cемь не школьных сочинений), журнал “Наука и жизнь”, №4, 2013)
    Такова цитатная характеристика Фамусова в комедии “Горе от ума” Грибоедова, описание характера и личности героя, его взглядов и положения в обществе, а также отзывы критиков о персонаже.
    Смотрите: Все материалы по комедии “Горе от ума”

  3. lanovik Ответить

    Фамусов ценит только богатства и положение человека в обществе. Он уважает лишь тех, кто смог чего-то добиться в своей жизни, неважно каким путем. Своей дочери Софье Фамусов ищет жениха богатого, чтобы обеспечить дочь и поправить собственное материальное положение. Бедных людей Фамусов не ценит, он считает, что Софья должна выйти замуж только за богатого мужчину. Герой говорит своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара!».
    Несмотря на свои принципы, касающиеся деления всех людей на бедных и богатых, Фамусов заигрывает со служанкой Лизой, понимая, что ничего серьезного он дать ей не может. Герой «жмется» к служанке только тогда, когда их никто не видит. Это говорит о том, что внутренние намерения Фамусова скрыты внешностью интеллигентного человека.
    Представитель «века минувшего» часто бывает сердитым, он ругается на своих слуг, обзывая их различными ругательствами. Однако представителей высшего света Фамусов уважает, постоянно приглашает в свой дом. Не зря все действие комедии происходит в доме Фамусова. Герой боится общественного мнения: ему страшно от мысли о том, что окружающие люди могут подумать о нем что-либо плохое.
    Герой не гнушается льстить людям высокого положения. Он ценит чины и угождает всем тем, кто их имеет. Фамусов уважает всех людей, которые стремятся к получению лучшего статуса в обществе, и презирает тех, кто оставляет службу ради спокойной жизни. Поэтому так ярок конфликт между Фамусовым и Чацким, который не похож на то общество, в котором прошла вся жизнь представителя «века минувшего».

  4. strelocnik1 Ответить

    Павел Афанасьевич Фамусов – один из главных героев комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова. По цитатам, которые мы видим в произведении, можно сделать такую характеристику Фамусова.
    Он говорит о себе с надменной гордостью собой: «… бодр и свеж, и дожил до седин, Свободен, вдов, себе я господин…
    Монашеским известен поведеньем!..».
    По должности он «…управляющий в казенном месте…». Пользуясь чином, он устраивает на работу всех своих родных, чтобы его семья выглядела чинным и благородным, знатным семейством.
    «…Нет! я перед родней, где встретится, ползком; Сыщу ее на дне морском. При мне служащие чужие очень редки; Всё больше сестрины, свояченицы детки…».
    Поклонник всего английского, член Английского, модного среди дворян, клуба: «…Английского клоба Старинный, верный член..».
    По словам Софьи, Фамусов «…Брюзглив, неугомонен, скор, Таков всегда», «…часто без толку сердит…».
    К своим слугам этот человек строг и требователен: «…Ослы! сто раз вам повторять?..», «..Ты, Филька, ты прямой чурбан, В швейцары произвел ленивую тетерю…».
    Фамусов не любит нововведений, особенно – в образовании. Он говорит: «Забрать все книги бы да сжечь». Эти выражения героя говорят о его глупости, ведь образование – это основа жизни общества. А для героя главное – это богатство и чин.
    Он воспитывает дочь один, и желает выдать её замуж за богатого человека – чтобы и семью обогатить, и сделать её ещё знатнее. «Кто беден – тот тебе не пара» – говорит он.
    Поэтому, исходя из всех характеристик Фамусова, можно сделать вывод, что этот человек живет только для того, чтобы иметь вес в обществе.
    Окружающие замечают, что он глуп и невежествен, и не видит очевидных вещей. Даже его родственница, Хлестова, говорит Софье о том, что «…полоумный твой отец». Но для него мнение других не имеет значения. Всё, что его заботит – чины и деньги.
    С помощью этого героя автор хочет показать, что такая жизнь глупа и бессмысленна, и что глупость и чинопочитание должно смениться подлинными людскими ценностями и просвещением.

  5. dred78 Ответить

    Фамусов и Молчалин в комедии «Горе от ума» имеют совершенно одинаковые взгляды на карьеру и способы ее построения, на поведение дворянина в свете, у них идентичные жизненные ценности. Однако услужливость Молчалина, его двуличие сыграют злую шутку с Фамусовым – его дочь окажется обманутой этим человеком.
    Заигрывая со служанкой Лизой, Молчалин ведет себя совсем не так, как с Софьей. Лиза говорит ему: «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы». Молчалин совсем не так прост, как кажется на первый взгляд.
    Вся его романтическая история с Софьей – актерская игра с его стороны. Спектакль этот разыгрывается им для Фамусова. Отец молодой девушки напрасно опасается, что Молчалин, будучи небогатым и не имея высокого чина, попросит руки его дочери. Он и не собирается этого делать. Любовником Софьи он притворяется «в угоду дочери такого человека». А для женитьбы Молчалин не видит в дочери Фамусова «ничего завидного». Еще бы, ведь в отличие от Молчалина Софья не боится ни своих чувств, ни мнения света. Молчалин же опасается выдать чем-нибудь свои отношения с Софьей, ведь «злые языки страшнее пистолета».
    Таким образом, московские дворяне, создав для себя мир с такими правилами игры, сами же становятся жертвами этих правил. Молчалин всего лишь выполняет завет своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику…»

    Выводы

    Очевидно, что характеристики Фамусова и Молчалина лишь незначительно отличаются друг от друга. Они оба представители «века минувшего», «страстные к чинам» и деньгам. Разница только в том, что Фамусов уже обладает желаемым весом в обществе, теперь ему остается просто держаться на плаву. Молчалин же только идет к этому. Но пути достижения целей у них одинаковые, ведь они люди одного круга, одних идеалов. Недаром Чацкий говорит о Молчалине, что он «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
    И в наши дни актуальна проблема, затронутая Грибоедовым в комедии «Горе от ума», когда «Молчалины блаженствуют на свете». Ведь сейчас, как и во все времена, есть Фамусовы, которые убеждены в безграничной власти денег, которые уважают лишь себе подобных, а обездоленных презирают. И есть Молчалины, которые, чтобы дотянуться, дорасти до уровня Фамусовых, ни перед чем не останавливаются и ничем не брезгуют. Пьеса Грибоедова будет находить живой отклик в сердцах современных читателей, пока будут возводиться в ранг высших ценностей карьера и богатство, а не любовь, дружба, гражданственность, честь и совесть.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *