В чем причины трагического одиночества базарова в мире людей кто виноват?

20 ответов на вопрос “В чем причины трагического одиночества базарова в мире людей кто виноват?”

  1. ABODE Ответить

    Ответ оставил Гость
    Базаров относится к поколению « новых людей ». Он — герой своего времени. Но этот герой не только оказался не понят обществом, не принят им, он был обречен на разочарование в своих принципах и в конечном итоге — на гибель. Виноват ли в этом он сам? Или виновато переломное, неустойчивое, полное противоречий время? Трудно дать однозначный ответ. Такие как он были нужны обществу. Нужны были и новые идеи. И Евгений стал выразителем этих идей. Проблема заключалась лишь в том, что идеи эти оказались неверными, идеалы потерпели крах. Базаров — центральный образ романа Тургенева. Вокруг него группируются все остальные персонажи, во взаимоотношениях с ним раскрывается сущность всех героев произведения, лишь подчеркивающих его силу, ум, глубину суждений, волю, характер. «Базаров все-таки подавляет все остальные лица романа» , — писал автор «Отцов и детей» . Перед нами раскрывается цельность и честность Базарова, его непримиримость к барству и рабству, его способность быть лидером и вести за собой, его чувство собственного достоинства, независимость. Но все же главная основа сюжета — постепенное нарастание одиночества молодого нигилиста в среде уездных аристократов.
    В чем же причина этого трагического одиночества? Евгений сильная натура, он целеустремленный, умный, волевой молодой человек, свято верящий в свои идеалы. А идеалами его являются точные науки и логический подход ко всему происходящему на земле. Но в то же время он очень несчастлив. Возможно, это удел любого выдающегося, неординарного человека, незаурядной личности, не нашедшей достойного применения своим силам и знаниям. Конечно, у него есть приверженцы и поклонники. Но их роль сводится в основном к пародированию и подражанию манерам и поведению Базарова. А именно эти качества презирает в людях сам Евгений. Он стремится найти родственную душу, человека, который бы искренне разделял его взгляды, верил в его идеалы. Но таких людей вокруг него нет. Трагедия героя проявляется не только во взаимоотношениях с окружающими его людьми, не только в идейных спорах с аристократическими сословиями. Самый глубокий конфликт вызревает в душе Базарова. В глубине души он ищет любовь, но оказывается неспособным на настоящее серьезное чувство. Любовь, внезапно вспыхнувшая в его сердце, словно разделяет его душу на две части, которые находятся в постоянной борьбе. Теперь в нем начинают жить два противоположных человека: один — убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной составляющей любви; другой — страстная и одухотворенная натура, человек, столкнувшийся с таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость» . Он мучается от отсутствия идеалов, но не может осознанно подойти к их поиску, добиться стабильности и гармонии в собственной жизни. Дорогие его уму «естественнонаучные» убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицающий любые принципы, теперь преданно служит. Он постепенно начинает понимать, что жизнь намного сложнее того, что знают о ней «физиологи» . А ведь он был уверен, что знает ответы на любые вопросы, что все в жизни может быть подчинено просто .

  2. Gajind Ответить

    Тургенев утверждал что Базаров – “лицо трагическое”.
    В чём же трагизм этого героя?
    Прежде всего, в том, что он одинок.
    Хотя Базаров в романе не раз употребляет местоимение
    “мы”, считая, видимо, что у него много единомышленников,
    но это совсем не так.
    Самым главным своим учеником Базаров считает Аркадия
    Кирсанова. С первых же страниц романа мы видим их рядом.
    И сразу же автор даёт понять насколько они разные.
    По ходу романа он всё чаще не соглашается с Базаровым,
    между ними назревает конфликт.
    В итоге их пути расходятся, и Евгений Базаров говорит:
    “Для нашей терпкой бобыльной жизни ты не создан.
    В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость
    и молодой задор, для нашего дела это не годится…
    Ваш брат дворянин дальше благородного кипения дойти
    не может… А мы драться хотим… “.
    Кукшина и Ситников, вообще не понимают базаровских
    идей, они следуют новой моде.
    Нигилизм для них просто отрицание всех моральных
    норм и устоев.
    Трагическое одиночество Евгения Базарова проявляется
    ещё и в его взаимоотношениях с народом.
    Эти взаимоотношения сложны и противоречивы.
    Базаров считает, что говорит на одном языке с народом,
    считает себя близким с ним. “Мой дед землю пахал”.
    Однако сам является барином для своих мужиков, и они
    не понимают и не хотят понимать его.
    “Этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что
    был в их глазах всё-таки чем-то вроде шута горохового…” .
    Но автор все время напоминает читателю, что Базаров
    не чудовище, не злой гений, а прежде всего несчастный
    человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и энергию,
    беззащитный перед самыми простыми человеческими
    чувствами.
    В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость.
    Базаров полюбил помещицу Анну Сергеевну Одинцову.
    Он испытал то самое чувство, над которым ранее
    безжалостно смеялся.
    Евгений понял, что человек-это не бездушная “лягушка”.
    Он внезапно осознал, что живая природа никогда не
    подчинится каким-либо теориям.
    Одинцова ждет от него зрелых чувств, ей нужна серьезная
    любовь, а не мимолетная страсть.
    В ее жизни нет места потрясениям, без которых себя не
    мыслит Базаров.
    В груди у Базарова бьется сердце романтика, которому
    доступны и любовь, и нежность, которое понимает,
    что такое искренность и преданность любимому человеку.
    И никому, даже самому себе, Базаров не признается в этом.
    Душа его иногда прорывается наружу, но Базаров тут
    же усилием воли подавляет ее, при этом становясь
    жестче и резче.
    Именно в этом и заключается трагизм положения Базарова.
    И ярче всего эти противоречия души и сознания проявляются
    в сценах в доме Одинцовой.
    Именно здесь душа на краткий миг обретает свободу,
    чтобы тут же быть погребенной на самое дно сознанием.
    Это происходит во время признания в любви Базарова
    Одинцовой. Этот гордый нигилист оказался во власти
    отрицаемого им чувства: душа вырвалась наружу,
    но с такой разрушительной силой, что оказалась
    смертельной для этого самого чувства, ибо сильная
    любовь сродни ненависти.
    После неудачи с Одинцовой Базаров стал более замкнутым,
    озлобленным. Он начал критиковать себя, винить за
    предательство своих же принципов.
    Он оказался один на один со своей бунтующей душой и
    подавляющим ее сознанием.
    Он еще более ожесточенно принимается отрицать все
    авторитеты и чувства: доходит до того, что он отрицает
    любовь своих родителей .
    И тут образуется замкнутый круг.
    Базаров мечется в нем, одинокий, отчаявшийся.

  3. Alsari Ответить

    Базаров относится к поколению « новых людей ». Он — герой своего времени. Но этот герой не только оказался не понят обществом, не принят им, он был обречен на разочарование в своих принципах и в конечном итоге — на гибель. Виноват ли в этом он сам? Или виновато переломное, неустойчивое, полное противоречий время? Трудно дать однозначный ответ. Такие как он были нужны обществу. Нужны были и новые идеи. И Евгений стал выразителем этих идей. Проблема заключалась лишь в том, что идеи эти оказались неверными, идеалы потерпели крах. Базаров — центральный образ романа Тургенева. Вокруг него группируются все остальные персонажи, во взаимоотношениях с ним раскрывается сущность всех героев произведения, лишь подчеркивающих его силу, ум, глубину суждений, волю, характер. «Базаров все-таки подавляет все остальные лица романа» , — писал автор «Отцов и детей» . Перед нами раскрывается цельность и честность Базарова, его непримиримость к барству и рабству, его способность быть лидером и вести за собой, его чувство собственного достоинства, независимость. Но все же главная основа сюжета — постепенное нарастание одиночества молодого нигилиста в среде уездных аристократов.В чем же причина этого трагического одиночества? Евгений сильная натура, он целеустремленный, умный, волевой молодой человек, свято верящий в свои идеалы. А идеалами его являются точные науки и логический подход ко всему происходящему на земле. Но в то же время он очень несчастлив. Возможно, это удел любого выдающегося, неординарного человека, незаурядной личности, не нашедшей достойного применения своим силам и знаниям. Конечно, у него есть приверженцы и поклонники. Но их роль сводится в основном к пародированию и подражанию манерам и поведению Базарова. А именно эти качества презирает в людях сам Евгений. Он стремится найти родственную душу, человека, который бы искренне разделял его взгляды, верил в его идеалы. Но таких людей вокруг него нет. Трагедия героя проявляется не только во взаимоотношениях с окружающими его людьми, не только в идейных спорах с аристократическими сословиями. Самый глубокий конфликт вызревает в душе Базарова. В глубине души он ищет любовь, но оказывается неспособным на настоящее серьезное чувство. Любовь, внезапно вспыхнувшая в его сердце, словно разделяет его душу на две части, которые находятся в постоянной борьбе. Теперь в нем начинают жить два противоположных человека: один — убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной составляющей любви; другой — страстная и одухотворенная натура, человек, столкнувшийся с таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость» . Он мучается от отсутствия идеалов, но не может осознанно подойти к их поиску, добиться стабильности и гармонии в собственной жизни. Дорогие его уму «естественнонаучные» убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицающий любые принципы, теперь преданно служит. Он постепенно начинает понимать, что жизнь намного сложнее того, что знают о ней «физиологи» . А ведь он был уверен, что знает ответы на любые вопросы, что все в жизни может быть подчинено просто .

  4. Androriel Ответить

    Базаров относится к поколению ” новых людей “. Он – герой своего времени. Но этот герой не только оказался не понят обществом, не принят им, он был обречен на разочарование в своих принципах и в конечном итоге – на гибель. Виноват ли в этом он сам? Или виновато переломное, неустойчивое, полное противоречий время? Трудно дать однозначный ответ. Такие как он были нужны обществу. Нужны были и новые идеи. И Евгений стал выразителем этих идей. Проблема заключалась лишь в том, что идеи эти оказались неверными, идеалы потерпели крах. Базаров – центральный образ романа Тургенева. Вокруг него группируются все остальные персонажи, во взаимоотношениях с ним раскрывается сущность всех героев произведения, лишь подчеркивающих его силу, ум, глубину суждений, волю, характер. “Базаров все-таки подавляет все остальные лица романа”, – писал автор “Отцов и детей”. Перед нами раскрывается цельность и честность Базарова, его непримиримость к барству и рабству, его способность быть лидером и вести за собой, его чувство собственного достоинства, независимость. Но все же главная основа сюжета – постепенное нарастание одиночества молодого нигилиста в среде уездных аристократов. В чем же причина этого трагического одиночества? Евгений сильная натура, он целеустремленный, умный, волевой молодой человек, свято верящий в свои идеалы. А идеалами его являются точные науки и логический подход ко всему происходящему на земле. Но в то же время он очень несчастлив. Возможно, это удел любого выдающегося, неординарного человека, незаурядной личности, не нашедшей достойного применения своим силам и знаниям. Конечно, у него есть приверженцы и поклонники. Но их роль сводится в основном к пародированию и подражанию манерам и поведению Базарова. А именно эти качества презирает в людях сам Евгений. Он стремится найти родственную душу, человека, который бы искренне разделял его взгляды, верил в его идеалы. Но таких людей вокруг него нет. Трагедия героя проявляется не только во взаимоотношениях с окружающими его людьми, не только в идейных спорах с аристократическими сословиями. Самый глубокий конфликт вызревает в душе Базарова. В глубине души он ищет любовь, но оказывается неспособным на настоящее серьезное чувство. Любовь, внезапно вспыхнувшая в его сердце, словно разделяет его душу на две части, которые находятся в постоянной борьбе. Теперь в нем начинают жить два противоположных человека: один – убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной составляющей любви; другой – страстная и одухотворенная натура, человек, столкнувшийся с таинством этого высокого чувства: “Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”. Он мучается от отсутствия идеалов, но не может осознанно подойти к их поиску, добиться стабильности и гармонии в собственной жизни. Дорогие его уму “естественнонаучные” убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицающий любые принципы, теперь преданно служит. Он постепенно начинает понимать, что жизнь намного сложнее того, что знают о ней “физиологи”. А ведь он был уверен, что знает ответы на любые вопросы, что все в жизни может быть подчинено просто.

  5. Dorad Ответить

    Одиночество Евгения Базарова – а было ли оно?
    Любящие родители, Василий Иванович, лекарь деревенский, от которого интерес к медицинской теме перешел к сыну, и хлопотливая матушка Арина Власьевна, у которой одна проблема в жизни – Енюшка-сынок не покушал. Заботой человек был окружен плотно. Но не понимали они его, жили другим укладом, другими идеями. Нигилизм был далёк от мировоззрения этих людей, симпатичных, но ограниченных своим мирком тихим. Тут одинок в своих мыслях.
    Последователи-приятели, одно время Аркадий Кирсанов, и пожизненно играющие в нигилистов Ситников и Кукшина. Аркадий для Евгения – слишком молод, это товарищ младший, который пообщался с интересным человеком да и пошел своей дорогой, вить гнездо с милой барышней, Екатериной Сергеевной, сестрой незабвенной Одинцовой. Сам Базаров отмечает, что не для Кирсанова жизнь бобыля, что эта дружба – временна. А Ситников с Кукшиной не воспринимались изначально как люди близкие, так фон, сына откупщика иначе как “дураком” ( но полезным для перемен общественных, для пересказа идей прогрессивного отрицания). Это тоже не вариант.
    Женщины и Базаров. Близка ему была Анна Сергеевна, но в них было, по меткому выражению Одинцовой “слишком много однородного” (разговор 26 главы), парочка прагматичная, умная и мыслями своими постаревшая. Герой “Отцов и детей” не признавал для себя ценности брака, знал, что быть бобылем-лекарем в глуши – его удел. Зачем такой муж для дамы, предпочитающей выходить по расчету замуж то за помещика богаче ее, то за законника перспективного? Неотесанный самобытный барин 22-х душ – не ее партия.
    Базаров стал одиноким по собственному выбору, по собственным привычкам. Сам разработал оригинальную систему взглядов, отделившую его от других людей. Сам выбрал ту солому, которой набил свой чемодан жизненный, лишь бы не пуст был (та же глава 26, очень образ интересный получился). Вот и получилось, независимость взглядов не дает реализоваться амбициям, обесценивает многие пути людские – любовь романтическую к чувствительным дурочкам, жизнь церковную, да и сомневаюсь, что наш герой стал бы заниматься такой ерундой как “хождение в народ” при его не высоком мнении о мужиках, общинном строе. Все иллюзии человеческие, что рождают ощущение единства, легко разбиваются аргументами скептика. Вот таки оказался один среди людей Евгений Васильевич, силой своей мысли. Может только потому и одинок, что не склонен к надеждам, самообману и прочим способам “рассыропиться”? Ведь чувства как одиночества, так и близости к другим людям – лишь вопрос веры, а нигилисты без нее обходятся.

  6. Nimuro Ответить

    Ответ оставил Гость
    Базаров относится к поколению « новых людей ». Он — герой своего времени. Но этот герой не только оказался не понят обществом, не принят им, он был обречен на разочарование в своих принципах и в конечном итоге — на гибель. Виноват ли в этом он сам? Или виновато переломное, неустойчивое, полное противоречий время? Трудно дать однозначный ответ. Такие как он были нужны обществу. Нужны были и новые идеи. И Евгений стал выразителем этих идей. Проблема заключалась лишь в том, что идеи эти оказались неверными, идеалы потерпели крах. Базаров — центральный образ романа Тургенева. Вокруг него группируются все остальные персонажи, во взаимоотношениях с ним раскрывается сущность всех героев произведения, лишь подчеркивающих его силу, ум, глубину суждений, волю, характер. «Базаров все-таки подавляет все остальные лица романа» , — писал автор «Отцов и детей» . Перед нами раскрывается цельность и честность Базарова, его непримиримость к барству и рабству, его способность быть лидером и вести за собой, его чувство собственного достоинства, независимость. Но все же главная основа сюжета — постепенное нарастание одиночества молодого нигилиста в среде уездных аристократов.
    В чем же причина этого трагического одиночества? Евгений сильная натура, он целеустремленный, умный, волевой молодой человек, свято верящий в свои идеалы. А идеалами его являются точные науки и логический подход ко всему происходящему на земле. Но в то же время он очень несчастлив. Возможно, это удел любого выдающегося, неординарного человека, незаурядной личности, не нашедшей достойного применения своим силам и знаниям. Конечно, у него есть приверженцы и поклонники. Но их роль сводится в основном к пародированию и подражанию манерам и поведению Базарова. А именно эти качества презирает в людях сам Евгений. Он стремится найти родственную душу, человека, который бы искренне разделял его взгляды, верил в его идеалы. Но таких людей вокруг него нет. Трагедия героя проявляется не только во взаимоотношениях с окружающими его людьми, не только в идейных спорах с аристократическими сословиями. Самый глубокий конфликт вызревает в душе Базарова. В глубине души он ищет любовь, но оказывается неспособным на настоящее серьезное чувство. Любовь, внезапно вспыхнувшая в его сердце, словно разделяет его душу на две части, которые находятся в постоянной борьбе. Теперь в нем начинают жить два противоположных человека: один — убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной составляющей любви; другой — страстная и одухотворенная натура, человек, столкнувшийся с таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость» . Он мучается от отсутствия идеалов, но не может осознанно подойти к их поиску, добиться стабильности и гармонии в собственной жизни. Дорогие его уму «естественнонаучные» убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицающий любые принципы, теперь преданно служит. Он постепенно начинает понимать, что жизнь намного сложнее того, что знают о ней «физиологи» . А ведь он был уверен, что знает ответы на любые вопросы, что все в жизни может быть подчинено простому расчету и логике.

  7. EQEXARAG Ответить

    Базаров относится к поколению « новых людей ». Он — герой своего времени. Но этот герой не только оказался не понят обществом, не принят им, он был обречен на разочарование в своих принципах и в конечном итоге — на гибель. Виноват ли в этом он сам? Или виновато переломное, неустойчивое, полное противоречий время? Трудно дать однозначный ответ. Такие как он были нужны обществу. Нужны были и новые идеи. И Евгений стал выразителем этих идей. Проблема заключалась лишь в том, что идеи эти оказались неверными, идеалы потерпели крах. Базаров — центральный образ романа Тургенева. Вокруг него группируются все остальные персонажи, во взаимоотношениях с ним раскрывается сущность всех героев произведения, лишь подчеркивающих его силу, ум, глубину суждений, волю, характер. «Базаров все-таки подавляет все остальные лица романа» , — писал автор «Отцов и детей» . Перед нами раскрывается цельность и честность Базарова, его непримиримость к барству и рабству, его способность быть лидером и вести за собой, его чувство собственного достоинства, независимость. Но все же главная основа сюжета — постепенное нарастание одиночества молодого нигилиста в среде уездных аристократов.
    В чем же причина этого трагического одиночества? Евгений сильная натура, он целеустремленный, умный, волевой молодой человек, свято верящий в свои идеалы. А идеалами его являются точные науки и логический подход ко всему происходящему на земле. Но в то же время он очень несчастлив. Возможно, это удел любого выдающегося, неординарного человека, незаурядной личности, не нашедшей достойного применения своим силам и знаниям. Конечно, у него есть приверженцы и поклонники. Но их роль сводится в основном к пародированию и подражанию манерам и поведению Базарова. А именно эти качества презирает в людях сам Евгений. Он стремится найти родственную душу, человека, который бы искренне разделял его взгляды, верил в его идеалы. Но таких людей вокруг него нет. Трагедия героя проявляется не только во взаимоотношениях с окружающими его людьми, не только в идейных спорах с аристократическими сословиями. Самый глубокий конфликт вызревает в душе Базарова. В глубине души он ищет любовь, но оказывается неспособным на настоящее серьезное чувство. Любовь, внезапно вспыхнувшая в его сердце, словно разделяет его душу на две части, которые находятся в постоянной борьбе. Теперь в нем начинают жить два противоположных человека: один — убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной составляющей любви; другой — страстная и одухотворенная натура, человек, столкнувшийся с таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость» . Он мучается от отсутствия идеалов, но не может осознанно подойти к их поиску, добиться стабильности и гармонии в собственной жизни. Дорогие его уму «естественнонаучные» убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицающий любые принципы, теперь преданно служит. Он постепенно начинает понимать, что жизнь намного сложнее того, что знают о ней «физиологи» . А ведь он был уверен, что знает ответы на любые вопросы, что все в жизни может быть подчинено простому расчету и логике.

  8. Goltirn Ответить

    I Базаров – герой своего времени.
    II В чем причины трагического одиночества Базарова?
    1. Умный и целеустремленный, но несчастный.
    2. Конфликт с самим собой.
    3. Постепенное пониманиежизни.
    III Основная суть трагизма Базарова.
    Переломные моменты в истории всегда сопровождаются противоречиями и столкновениями. Столкновениями разных политических и общественных сил, столкновениямиубеждений, взглядов, мировоззрений, культур. Такие времена неизменно выдвигают новые требования к людям. Старые принципы уходят в прошлое, а новые еще четко не сформировались. Потому люди, которые стараются успевать завременем — или опережать его, — обречены на одиночество и жизнь, полную драматических крушений. Таков герой романа И. С. Тургенева Евгений Базаров.
    Базаров относится к поколению « новых людей ». Он— герой своего времени. Но этот герой не только оказался не понят обществом, не принят им, он был обречен на разочарование в своих принципах и в конечном итоге — на гибель. Виноват ли в этом он сам? Иливиновато переломное, неустойчивое, полное противоречий время? Трудно дать однозначный ответ. Такие как он были нужны обществу. Нужны были и новые идеи. И Евгений стал выразителем этих идей. Проблемазаключалась лишь в том, что идеи эти оказались неверными, идеалы потерпели крах. Базаров — центральный образ романа Тургенева. Вокруг него группируются все остальные персонажи, во взаимоотношениях сним раскрывается сущность всех героев произведения, лишь подчеркивающих его силу, ум, глубину суждений, волю, характер. «Базаров все-таки подавляет все остальные лица романа», — писал автор «Отцов идетей». Перед нами раскрывается цельность и честность Базарова, его непримиримость к барству и рабству, его способность быть лидером и вести за собой, его чувство собственного достоинства, независимость. Но всеже главная основа сюжета — постепенное нарастание одиночества молодого нигилиста в среде уездных аристократов.
    В чем же причина этого трагического одиночества? Евгений…

  9. kamera life Ответить

    Трагическое одиночество Базарова …А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи вон лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо ? Ну, будет жить он в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше ? И. Тургенев. Отцы и дети Д. И. Писарев в статье «Базаров» писал: «При чтении романа чувствуешь какое-то непонятное наслаждение, которое не объяснить ни занимательностью рассказываемых событий, ни поразительной верностью своей идее… Этот Базаров, человек сильный по уму и по характеру, составляет центр всего романа». Евгений Базаров — личность сильная и интересная, потому что он — собирательный образ молодых людей того поколения. Как говорил Писарев, «в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах». При всей его значимости, исторической и общественной, Базаров, на мой взгляд, прежде всего личность трагическая, поскольку является узником собственных идеалов. Он нигилист, «не склоняющийся ни перед какими авторитетами, который не принимает никакого принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип». Это определение налагает некие обязательства и на манеру поведения Базарова, что заставляет его порой в глубине души страдать. Взять хотя бы любовь… Базаров любил женщин, но любовь в «романтическом смысле» называл «белибердой, дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни». Однако, когда впервые «ощущения» (для Базарова чувств не было, «а есть только ощущения») настолько изменили ему, он влюбился. Это был своеобразный шок.
    В своем отрицании он доходит до абсурда, отрицая единственное, чему он придавал значение, — науку («есть науки, как есть ремесла, звания; а наука вообще не существует вовсе»), В этом случае вся его жизнь абсолютно лишается смысла, поскольку выходит, что для него вообще не существует ничего, ради чего стоило бы жить. И потому смерть Базарова — закономерность. Возможно, Базаров готов был поверить в любовь, если бы Анна ответила взаимностью, но… толь ко-це ной отречения от нигилизма, что тоже было равнозначно в его случае смерти. Таким образом, Базаров изначально был поставлен в ситуацию, выход из которой был один — смерть.

  10. Shalar Ответить

    Опровергая взгляды героя романа на любовь, писатель заставляет его переживать то, что сам Базаров отвергал : «В разговорах с Анной Сергеевной он ещё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».
    В сценах объяснения Базарова с Анной Сергеевной покоряют свойственные ему суровая прямота, честность. Евгений откровенно называет её аристократкой, осуждает в ней то, что ему чуждо. Из его слов Одинцова могла сделать вывод, что этот человек, как бы он ни любил, не пожертвует во имя любви своими убеждениями.
    Но не это отпугнуло её. Некоторые критики утверждали, будто бы Тургенев развенчивает своего героя, показывая, что любовь сломила Базарова, выбила его из колеи, что в последних главах романа он уже не тот, каким знали его вначале. Да, действительно, несчастная любовь приводит Базарова к тяжёлому душевному кризису. Всё валится у него из рук, и само его заражение кажется не таким уж случайным: человек в подавленном душевном состоянии становится неосторожным.
    Но Базаров не отказался от борьбы со свой болью , не раскис, не стал унижаться перед своей возлюбленной. Он всеми силами стремится побороть в себе отчаяние, он злится на свою боль. И если бы не смерть, он, может быть , и справился бы с этой болью.
    Способность к истинной любви Тургенев всегда считал важной для оценки человека. Писатель показывает, что Базаров и в любви выше «уездных аристократов», в том числе умной и обаятельной, но душевно холодной и эгоистичной Одинцовой. Нигилист Базаров способен любить глубоко и сильно.
    Трагическое одиночество Базарова проявляется не только в его общении с мнимым другом и любимой женщиной, но и во взаимоотношениях с народом, отзывы о которых также противоречивы. И своим происхождением, и родом занятий, и складом ума, и помыслами герой романа значительно ближе к крестьянам, чем Павел Петрович, хотя тот упрекает Базарова, что он «не знает русского народа».Недаром речь Базарова так близка к народу. «Вы порицаете моё направление, – говорит он Павлу Петровичу, – а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете ? »
    Вспомним, как в спорах с Павлом Петровичем и Аркадием Базаров, казалось бы, пренебрежительно говорил о русских мужиках. Но он выступал не против народа, а против умиления перед его отсталостью, суеверием ,невежеством. «Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья- пророк в колеснице по небу разъезжает. Что же? Мне соглашаться с ним?» Базаров убеждён , что нигилизм обусловлен интересами простых мужиков, вызван «народным духом». Герой романа не склонен идеализировать народ, видя его долготерпение и рабство; свобода едва ли пойдёт ему впрок, «потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».
    Такую точку зрения своего героя разделял и сам Тургенев. «Все истинные отрицатели, которых я знал, – без исключения (Белинский… Герцен , Добролюбов…), идут по своей дороге потому только, что более чутки к требованиям народной жизни», – писал он.
    Многие демократы 60-х годов подчёркивали важность трезвого отношения к крестьянству, отказа от его идеализации. Поэтому не удивительно, что в устах Базарова не раз звучат резкие суждения о народе : «Русский мужик Бога слопает». Во второй половине произведения Базаров как будто даже презирает народ за его предрассудки , пассивность, заблуждения, знахарство, пьянство. В двадцать первой главе он весьма скептически говорит о будущем мужиков и своём собственном : «… я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?»
    Такие суждения о народе рождены авторским желанием снизить образ своего героя, наделить его антидемократическими репликами. Поэтому Базаров жестоко иронизирует над деревенским мужиком, подтрунивая над ним и славянофильским представлением о силе крестьянства : «… от вас начнётся новая эпоха в истории. Вы нам дадите и язык настоящий и законы». На непонятные ему слова мужик отвечает «… а против нашего, то есть миру, известно, господская воля; потому вы отцы наши. А чем строже барин взыщет, тем милее мужику». Базарову горько слышать эти рабские проявления покорности и угодливости. Поэтому он «презрительно пожал плечами и отвернулся». Характерно, что Базаров «… владел особым умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». Слуги «чувствовали, что он всё-таки свой брат, не барин». И горничная Дуняша, и Пётр светлели при встрече с гостем, а дворовые мальчики «бегали за дохтуром» , как «собачонки», испытывая к нему особую, неподдельную симпатию.
    Желая подчеркнуть его одиночество, преждевременное появление в России, его обречённость, Тургенев хочет показать глубину той пропасти, которая отделяет Базарова от народа.«Увы! – говорит Тургенев, – презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров , этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он был в их глазах всё- таки чем-то вроде шута горохового…».

  11. Bludseeker Ответить

    В романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” образ нового человека Евгения Васильевича Базарова вышел сложным, противоречивым и очень интересным. С момента выхода романа в свет на автора и его главного героя обрушились критики, вокруг образа Базарова развернулась ожесточенная полемика. Консервативные крути дворянства, ужаснувшись его силе и мощи, чувствуя в нем угрозу своему укладу жизни, возненавидели главного героя романа. Но Базарова не приняли и в революционно-демократических кругах, к которым он принадлежал, его образ сочли карикатурой на молодое поколение.
    Во многом такая оценка главного героя — заслуга автора, который сам не определился в отношении к Базарову. С одной стороны, он оправдывает и оценивает своего героя по достоинству, искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого, наделяет этот образ чертами, которыми не обладает сам, С другой стороны, в романе чувствуется, что Базаров чужд и непонятен автору. Тургенев хочет заставить себя полюбить своего героя, загореться его идеями, но безрезультатно — автор и его главный герой так и остаются по разные стороны” что и наталкивает на мысль об одиночестве Базарова.
    Базаров титаничен, очень силен, но одновременно бесконечно несчастен и одинок — это, наверное, судьба многих выдающихся людей. Сам Базаров совершенно не стремится понравиться людям: по его собственному замечанию, “настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть”. Его единомышленники, признавая Базарова сильной личностью, способны только на поклонение и на пародирование, не претендуя на большее, а это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит его. Противостоять бурному натиску Базарова решается лишь Павел Петрович Кирсанов, принципы которого вечны и незыблемы. Свои духовные ценности, исторические корни и уклад жизни Павел Петрович впитал еще в детстве. В своих спорах с Базаровым Павел Петрович отстаивает свое прошлое, свою жизнь, которую другой он просто не представляет, и это придает ему сил в схватке с “титаном”, который в этой схватке может противопоставить только себя, свою могучую личность.
    Тургенев постоянно напоминает читателю, что Базаров — не чудовище, не злой гений, а, прежде всего, несчастный одинокий человек и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. Уязвимость Базарова проявляется в отношениях с Одинцовой: он подсознательно ищет любви, но настоящая, высокая любовь ему недоступна, потому что в первую очередь он сам ее отрицает. Одинцова ждет от Базарова зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых, наоборот, не мыслит себя Базаров, который не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность. Эти идеалы для него недоступны, он мучается от их отсутствия, не давая себе в этом отчета. Будучи прагматиком, Базаров должен все “потрогать” и “прощупать”.
    В этом замкнутом круге мечется одинокий и отчаявшийся Базаров. Он очень противоречив: он отрицает романтизм, являясь по своей сути романтиком; отрекаясь от родителей, от “глупой жизни отцов”, в порыве откровения признается Аркадию в своей любви к ним; делая все для благополучия родины, он задается вопросом: “Нужен ли я России? Нет, видно не нужен”. Даже такой сильной и независимой личности, как Базаров, страшно и тяжело чувствовать себя в этом замкнутом круге противоречий. Ужасно, умирая, осознавать бесполезность, бессмысленность и ненужность прожитой жизни, ведь исправить уже ничего нельзя.
    Но Базаров достаточно умен, чтобы, пусть и перед смертью, признать ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью — значит, не все можно преодолеть с помощью силы. Базаров возвращается к природе, которую так материалистически воспринимал при жизни: “Я умру, и из меня лопух расти будет”, “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Перед лицом природы, перед лицом Вселенной даже такой сильный человек, как Базаров, кажется маленькой песчинкой.
    В этом и заключается его трагическое одиночество: он не ощущает себя частью этого мира, даже после смерти железная ограда, окружающая его могилу, отделяет его от мира. И после смерти он остается по-прежнему одинок.

  12. NiggaBoss Ответить

    50—60-е годы XIX столетия стали для России эпохой унизительных поражений и вместе с тем ознаменовались расцветом либерально-демократических и революционных движений и партий, эпохой грандиозных перемен. В конце 50-х годов великая империя готовилась войти в новую эру капиталистических отношений, готовилась к многообещающим изменениям. Неудивительно, что эта эпоха породила новых людей: сильных, личностей, неоднозначных героев — которым было предопределено бороться за будущее России, за ее благополучие. Они боролись за то будущее, которое считали лучшим, они боролись за свои подчас спорные идеи, но боролись самоотверженно, до изнеможения, не щадя ни себя, ни других. Литературный талант Тургенева не мог не отметить появления таких личностей, сделав Базарова одним из их представителей. Человек, стоящий у истоков великого, тот, кому суждено первым осознать и ощутить основное содержание своей эпохи, находясь в среде посредственных обывателей, обречен на непонимание, обречен на одиночество. Тургеневский герой не был исключением. Сильный духом, хорошо образованный, стремящийся к активной деятельности, философ и революционер, Базаров тем не менее одинок. Да, у него есть последователи, упивающиеся игрой в “нигилистические воззрения”, но лишь игрой, которую они, в силу своего развития, не способны наполнить смыслом. Может ли понять Базарова “эмансипе” Кукшина, слывущая вполне образованной дамой, у которой по всем столам разбросаны не разрезанные еще журналы? Сатиричен и Ситников, глупый, пустой человек, направляющий все свои немногочисленные умственные способности на то, чтобы вызвать к себе интерес, обратить на себя внимание, неважно каким способом, — главное, что его заметят. Достоин ли человек, подобный Базарову, этих псевдопоследователей, сих кукшиных и ситниковых, — нет, но появление таких “личностей” неизбежно.. . Да и Аркадий, увлеченный отрицанием всех и вся, не понимает Базарова. От его фраз “веет романтизмом”; в глубине души Аркадий Кирсанов — фразер, истинный дворянин-барчук, настоящий “отец”-либерал, которому нигилистическая “пыль”, несомненно, выест глаза, который доволен хотя бы тем, что отрицает и критикует, но не борется. В романе вокруг Базарова нет единомышленников, нет людей, понимающих его, разделяющих его взгляды; нет личностей его уровня, его силы, его ума. Но Базарова не понимают не только так называемые “последователи”, но и его родители, казалось бы самые близкие герою люди. Старики Базаровы растворяются в любви к своему чаду, они не помышляют жизни без него. Что им нигилизм и революционеры, что им все эти теории и убеждения — они любят своего Енюшу, они крепко, насколько им позволяют силы, держатся за тонкую нить родительской любви, связывающую их с сыном. Безусловно, Базаров никогда не оттолкнет от себя двух стариков, положивших на его воспитание и образование всю свою жизнь, но, отстав в своем развитии от него, они окончательно потеряли возможность сблизиться. В любви тургеневский герой тоже одинок. Встретив впервые женщину, которая понимает его так, как он сам, которая занимает его не только своей красотой “первый сорт”, но и умом, “мозгом”, которой, наконец, интересен сам Базаров, встретив такую женщину, он влюбляется “глупо, безумно”, влюбляется раз и навсегда, любит и жаждет взаимности. Но его страсть, “сумрачная и дикая”, оказалась бессильной перед размеренным спокойствием шелков и серебряных подносов. Базаров остается один, и это одиночество, полное трагизма, всепоглощающе и уничтожающе, его может выдержать лишь неимоверно сильный человек, каким и был Базаров. Но “испытание любовью” не только исключило последнюю для героя возможность обрести человека, способного в полной степени понять и разделить его воззрения, но и заставило нигилиста-разночинца начать сомневаться в ве

  13. Kenin Ответить

    Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»!..
    Болезнь Базарова сделана так сильно,
    что я ослабел, и было такое чувство, как
    будто я заразился от него.
    А. П. Чехов
    В образе Базарова И. С. Тургенев изобразил тип нового человека, который зарождался в условиях социального конфликта, смены одного строя другим. В этом герое отразились все положительные и отрицательные черты представителя прогрессивной молодежи, в нем мы видим торжество нового, только зарождающегося, над старым, уходящим. Однако в образе мы отчетливо видим также и трагедию человека, Базарова, который еще не полностью осознает все ошибки и заблуждения новой идеологии.
    Уже с первого знакомства с героем мы видим, что это сложная, во многом противоречивая натура. Этот внешне самоуверенный человек, на самом деле не так прост и однозначен. В его груди бьется тревожное и уязвимое сердце. Он довольно резок в своих суждениях о поэзии, любви, философии. Базаров все это отрицает, но в его отрицании чувствуется какая-то двойственность, как будто он не совсем искренен в своих оценках. И ближе к завершению романа мы увидим, что так оно и есть. Герой сам поймет и раскается в своих заблуждениях, откроет самому себе свою истинную натуру.
    А пока перед нами убежденный нигилист, все отрицающий, кроме точной науки и проверенных фактов. Искусство он не принимает, считая его болезненным извращением, чепухой, романтизмом, гнилью. Такой же романтической чепухой видится ему и духовная утонченность любовного чувства: «Нет, брат, все это распущенность и пустота! – говорит он. – Мы, физиологи, знаем, какие это отношения…». Односторонен и, бесспорно, ошибочен его взгляд на природу, как на мастерскую. Таким образом, вот каким выступает мировоззрение тургеневского героя: нет любви, а есть лишь физиологическое влечение, нет никакой красоты в природе, а есть лишь вечный круговорот химических процессов единого вещества. Отрицая романтическое отношение к природе, как к храму, Базаров попадает в рабство к низшим стихийным силам природной «мастерской». Он завидует муравью, который имеет право «не признавать чувство сострадания, не то, что наш брат, самоломанный». В горькую минуту жизни даже чувство сострадания он склонен считать слабостью, отрицаемой естественными законами природы.
    Однако правда жизни такова, что кроме физиологических законов существует природа человеческого, одухотворенного чувства. И если человек хочет быть «работником», он должен считаться с тем, что природа на высших уровнях все-таки «храм».
    Мы видим, как постепенно отрицание Базарова наталкивается на могучие силы красоты и гармонии, художественной фантазии, любви, искусства. От них герою никуда не деться, он уже не может игнорировать их существования. Его приземленный взгляд на любовь развенчивается романтической историей любви Павла Петровича к княгине Р. Пренебрежение искусством, мечтательностью, красотой природы сталкивается с противостоянием размышлениям и мечтаниям Николая Петровича. Базаров смеется над всем этим. Но таков закон жизни – «над чем посмеешься, тому и послужишь». И эту чашу герою суждено испить до дна.
    Трагическое возмездие приходит к Базарову через любовь к Одинцовой. Это чувство раскалывает его душу на две половины. С одной стороны, он остается убежденным противником романтических чувств, отрицателем духовной природы любви. С другой стороны, в нем просыпается одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Он теперь уже начинает осознавать, что его служение прежним принципам оказывается слепым; что жизнь, на самом деле, гораздо сложнее того, что знают о ней физиологи. Уроки любви повлекли тяжелые последствия в судьбе героя. Его односторонние, вульгарно-материалистические взгляды на жизнь потерпели крушение. С их позиций он не мог разгадать две основные загадки, возникшие перед ним: загадку его собственной души, которая оказалась глубже и бездоннее, чем он предполагал, и загадку окружающего мира. Его неодолимо потянуло к высшим проявлениям жизни, к ее тайнам, к звездному небу над головой.
    Трагичное положение Базарова еще больше усугубляется в родительском доме, где его замкнутости и холодности противостоит огромная сила беззаветной, искренней родительской любви. И мечтательность, и поэзия, и любовь к философии, и сословная гордость – все то, что Базаров усматривал как проявление аристократической праздности, предстают пред ним в жизни его плебея-0тЦа. А значит, и поэзия, и философия оказываются вечным свойством человеческой природы, вечным атрибутом культуры. Герою уже не убежать от обступивших его вопросов, не порвать живые связи с жизнью, окружающей и проснувшейся в нем самом. Отсюда и его трагический конец, в котором видится что-то символическое: смелый «анатом» и «физиолог» русской жизни губит
    себя при вскрытии трупа мужика. И только смерть дает ему выход из трагического одиночества, она словно искупает ошибочную односторонность его жизненной позиции.
    Таким образом, Тургенев в своем романе дает ясно понять, что трагизм Базарова – в бесплодности его желания подавить в себе человеческие стремления, в обреченности его попыток противопоставить свой разум стихийным и властным законам жизни, неудержимой силе чувств и страстей.

  14. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *