В чем значение искусства и почему талант должен быть чище всех душою?

10 ответов на вопрос “В чем значение искусства и почему талант должен быть чище всех душою?”

  1. GanchaRUS Ответить

    ИДЕТ УРОК..
    Н.А. Толстых
    «КТО ЗАКЛЮЧИЛ В СЕБЕ ТАЛАНТ, ТОТ ЧИЩЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДУШОЮ»
    ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕСТИН.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ.» В 8-ОМ КЛАССЕ
    Программа по литературе для 8-ого класса, составленная А. Кутузовым, отводит на изучение повести Н.В. Гоголя «Портрет» два часа. Эго одно из ключевыгх произведений, в котором автор высказывает свои самые сокровенные мысли, но, к сожалению, довольно часто внимание восьмиклассников бытает сосредоточено лишь на фантастичности завязки и занимательности сюжета. Именно поэтому необходима серьезная и глубокая работа с текстом, аналитическое чтение должно стать ведущим на этих уроках.
    Урок первый. «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил». (Судьба художника Чарткова).
    В начале урока даются общие сведения о произведении: повесть была написана в 1835 году и вошла в сборник «Арабески». Позже, в 1842 году,
    Н.В. Гоголь возвращается к ней, вносит изменения, и появляется ее вторая редакция. Эти семь лет работы над повестью отразили напряженные раздумья автора о предназначении художника и мере его ответственности за талант.
    На первом уроке обращаем внимание учащихся на двухчастную композицию повести и работаем над первой частью. Задавая вопросы по ее содержанию, мы постепенно выстраиваем представление о главном герое – художнике Чарткове (портретная характеристика, среда, образ жизни). На этом этапе урока учащиеся хорошо справляются с заданиями, привлекают текст, делают верные выводы: творческий человек, талантливый художник Чартков живет в бедном районе, терпит нужду, материальные лишения. К чему это ведет? Он вынужден думать не о творчестве, а о том, как расплатиться с долгами и что завтра есть. Постоянная нехватка денег ограничивает его свободу.
    – Каким образом Чартков становится богатым?
    Совершенно фантастическим способом он получает тысячу червонцев. (Здесь достаточно ограничиться простым пересказом эпизода одним из учеников).
    – Как же герой распоряжается полученным богатством?
    «Горячая юность» хочет «получить от жизни все», и Чартков тратит деньги на модную одежду, вкусную еду, переезжает в новую квартиру на Невском проспекте… Вряд ли такое поведение молодого человека заслуживает категорического осуждения. Но в доступности многого, что можно приобрести за деньги, кроется огромное искушение. И вот
    Наталья Анатольевна Толсты1х – учитель русского языжа и литературы! МОУ СОШ№ 163 (г. Екатеринбург).
    уже Чарткову кажется, что можно купить все, даже известность, не прикладывая к этому особых усилий. Зачем работать, испытывать муки творчества, мечтая о славе? Ведь и она является предметом купли – продажи.
    – Как Чартков приобретает известность?
    За деньги в «ходячей газете» появляется заказная статья «О необыкновенных талантах Чарткова». Чтение статьи на уроке помогает учащимся почувствовать такой художественный прием, как авторская ирония, без которой невозможно представить Гоголя. Иронией пронизана похвала художнику, который вынул «счастливый билет из лотереи». И вот уже Чартков в одном ряду с другим «модным» художником по фамилии Ноль.
    – Какова дальнейшая судьба героя?
    Он теряет чудесное зрение художника, живопись для него становится ремеслом, она перестает быть чудом. И вот уже вместо человеческой души он видит «только мундиры, да корсет, да фрак». За деньги он исполняет любое желание заказчика: «Кто хотел Марса, он в лицо совал Марса, кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение и поворот».
    – Благодаря чему происходит прозрение Чарт-кова? Спасло ли оно его?
    Благодаря картине, привезенной из Италии, «стало ясно даже непосвященному, какая неизмеримая пропасть существует между созданьем и простой копией с природы». Понял это и Чартков, но прозрение было слишком поздним. «Припадки бешенства и безумия начали оказытаться чаще. все это обратилось в самую ужасную болезнь.» Бешенство, безумие – это расплата за предательство своего таланта. «Он начал скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывая ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья. Бесчисленные собранные им богатства доставляли ему все средства удовлетворять этому адскому желанию. Он развязал все свои золотые мешки и раскрыл сундуки. Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько прекрасных произведений, сколько истребил этот свирепый мститель». Вот на что потратил он свои богатства.
    – Кто же виноват в таком трагическом исходе?
    Некоторым восьмиклассникам ответ на этот
    вопрос кажется очевидным: загадочный портрет. Ведь и художник Чартков так думает: «Как вспомнил он всю странную его историю, как вспомнил, что некоторым образом он, этот странный портрет,
    был причиной его превращенья, что денежный клад, полученный им таким чудесным образом, родил в нем все суетные побужденья, погубившие его талант, – почти бешенство готово было ворваться к нему в душу. Он в ту же минуту велел вынести прочь ненавистный портрет». Чартков возненавидел портрет, но не себя самого. Невольно возникает аналогия с романом Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» (роман прочитан учащимися к уроку внеклассного чтения). Пытаясь уничтожить портрет, на котором прекрасное лицо Дориана с каждым омерзительным его поступком становится все ужаснее и безобразнее, герой убивает себя. В романе Уайльда портрет олицетворяет совесть. В повести Гоголя портрету отводится другая роль – роль искусителя, испытывающего человека: сможет ли устоять, сумеет ли сохранить свою душу? Да портрет ли всему причиной? Не сам ли художник виноват в том, что не сложилась его творческая судьба так, как он мечтал в юности? По мысли Гоголя, герой не выдержал испытания богатством и растерял свой талант, разменял его на комфорт, удовольствия и купленную славу. Не устояв перед искушением, он предал талант, которым был одарен, и расплата за предательство – позднее раскаяние, когда ничего уже поправить нельзя, и безумие от осознания непоправимости содеянного.
    Урок второй. «Талант есть драгоценнейший дар Бога… Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». (Тема призвания художника и роли искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет»).
    Вторая часть повести оказывается гораздо сложнее для восьмиклассников в плане восприятия, понимания и интерпретации. Здесь не обойтись без комментариев учителя, который должен подвести учащихся к постижению идеи художественного произведения.
    – Итак, кто же изображен на портрете?
    Этот вопрос не вызывает затруднений, но следует обратить особое внимание на реплику, характеризующую изображенного на портрете ростовщика: «Дьявол, совершенный дьявол!» Случайна ли эта параллель? Как тот, так и другой способны завладеть человеком безраздельно.
    – Почему ростовщик обращается к художнику с просьбой нарисовать его портрет?
    Ростовщик объясняет это нежеланием «умереть совершенно», тем, что «ему нужно присутствовать в мире», то есть сохранить над людьми былую власть. Не означает ли это, что он истово верит в магическую силу искусства, способного подарить бессмертие?

  2. alexhtc1 Ответить

    Кто заключил в себе талант,
    тот чище всех должен быть душою.
    Н.В. Гоголь
    Гоголя  всегда  интересно читать. Даже  давно  известные произведения начинаешь  перечитывать и  увлекаешься, погружаясь в мир,  где переплетается реальность и фантастика, где сочные, яркие краски сгущают, оттеняют мрачный фон повествования.  Казалось  бы, серьезный  классический  писатель,  философ,  но  берешь  его  книгу  и  становишься вольно или невольно участником событий, порой нереальных, а порой и самых житейский.   В  повести  «Портрет» присутствует  и  те  и  другие.
    Я убеждена, что повесть «Портрет»  не может никого оставить равнодушным, потому что идея этой повести была, есть и будет  интересна всегда.
    Удивительно, что один  из самых  значительных критиков своего  времени, В. Г. Белинский  неодобрительно  отозвался о повести « Портрет»:
    «Это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его  талант падает, но он и в  самом  падении остается  талантом».
    Вероятно, успех пушкинской «Пиковой дамы» побудил Гоголя рассказать свою историю  о  человеке, которого  погубила жажда золота. Автор  назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев-художников, судьбы которых сопоставлены в двух  частях  повести? Или  потому,  что Гоголь хотел  дать портрет современного общества  и  талантливого  человека,  который  гибнет или  спасается  вопреки враждебным  обстоятельствам и  унизительным свойствам  натуры? Или  это портрет искусства и  души  самого  писателя,  пытающегося уйти  от  соблазна  успеха  и  благополучия и  очистить душу высоким  служением искусству?
    Наверное,  есть  в  этой  странной  повести Н.В. Гоголя  и  социальный, и нравственный, и  эстетический  смысл, есть  размышление  о  том,  что  такое человек, общество, искусство. Современность  и  вечность сплетены здесь  так неразрывно,  что  жизнь  русской столицы 30-х годов ХIX века восходит к  библейским размышлениям о добре и  зле,  об  их  бесконечной борьбе в  человеческой душе.
    С художником  Чартковым  мы  знакомимся в  тот  момент его  жизни, когда  он  с  юношеской  пылкостью любит  высоту  гения  Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и  презирает  ремесленные  подделки,  заменяющие искусство обывателю.  Увидев в  лавке  странный  портрет старика  с  пронзительными  глазами,  Чартков  готов  отдать  за  него  последний  двугривенный.  Нищета  не  отняла  у  него, а, возможно,  дала способность видеть  красоту  жизни и  с  увлечением  работать  над  своими  этюдами. Он  тянется к  свету  и  не  хочет  превращать искусство  в  анатомический  театр,  обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он  отвергает  художников,  у  которых « самая  природа…  кажется низкою, грязною», так что «нет  в  ней  чего-то  озаряющего». Чартков,  по  признанию его  учителя в  живописи,  талантлив,  но нетерпелив и  склонен к  житейским удовольствиям, суете. Но  как  только  деньги,  чудом выпавшие из  рамы  портрета,  дают Чарткову возможность вести  такую заманчивую светскую жизнь и  наслаждаться  благополучием;  богатство и  слава,  а  не  искусство,  становятся  его  кумирами. Своим  успехом  Чартков обязан  тому,  что,  рисуя  портрет  светской  барышни, который  выходил  у  него  скверным,  он  смог опереться  на  бескорыстное  произведение таланта –  рисунок Психеи,  где  чувствовалась, физически ощущалась мечта об  идеальном существе. Но  идеал  был не  живым и,  только соединившись с впечатлениями реальной жизни,  стал притягательным, а  реальная жизнь обрела  значительность идеала.  Однако Чартков солгал,  придав бесцветной девице облик  Психеи. Польстив ради успеха, он  изменил чистоте искусства.  И  талант стал  покидать Чарткова, изменил   ему. «Кто  заключил  в  себе  талант,  тот чище  всех  должен  быть душою», – говорит  отец  сыну  во  второй  части  повести.  Не правда ли, что это почти  дословный  повтор слов Моцарта в  пушкинской  трагедии: «Гений и злодейство – две  вещи  несовместные». Но для Пушкина добро – в  природе гениальности.  Гоголь  же  пишет повесть  о  том,  что художник,  как и  все  люди, подвержен  соблазну зла, но   губит  себя  и свой  талант ужаснее  и  стремительнее,  чем люди  обычные.  Талант, не реализованный  в  подлинном  искусстве,  талант,  расставшийся  с  добром,  становится разрушительным для  личности.
    Чартков,  ради  успеха уступивший истину благообразию,  перестает ощущать жизнь  в  ее  многоцветности, изменчивости,  трепете.  Его  портреты утешают, развлекают, «чаруют»  заказчиков,  но  не  живут,  они  не  раскрывают,  а  закрывают  личность, натуру. И несмотря  на  славу модного  живописца, Чартков чувствует,  что он не  имеет  никакого отношения  к  настоящему  искусству, способному возвышать, очищать, подвигать к поиску нового… Замечательная картина  художника, который в течение нескольких лет, голодая, испытывая лишения, избегал всех удовольствий, обучался в Италии, вызвала у Чарткова потрясение. Но потрясение,  испытанное им,  не  пробуждает  его  к  новой  жизни,  потому что  для  этого  необходимо отказаться  от  погони  за  богатством и  славой,  убить  в  себе  зло. Чартков  избирает  другой  путь, достойный «ничтожества от искусства»: он  начинает изгонять  из  мира  божественное,  скупать  и  резать  великолепные полотна,  убивать  добро. И  этот  путь  ведет  его  к  сумасшествию   и  смерти.
    Что  было  причиной  этих  страшных  превращений: слабость  человека  перед соблазнами или  мистическое  колдовство  портрета  ростовщика, собравшего  в  своем  обжигающем  взгляде  зло  мира?
    Н. В.  Гоголь двойственно  ответил  на  этот вопрос. Реальное  объяснение  судьбы  Чарткова столь  же  возможно,  как  и  мистическое. Сон, приводящий  героя  к  золоту,  может  быть  и  осуществлением  его  подсознательных  желаний, и  агрессией  нечистой силы, которая  поминается  всякий  раз,  как  речь  заходит  о  портрете  ростовщика. Слова  «черт», «дьявол», «тьма», «бес» оказываются в  повести речевой  рамой  портрета.
    Художник,  прикоснувшийся  к  злу, написавший глаза  ростовщика, которые  « глядели демонски-сокрушительно»,  уже  не  может писать  добро, кистью его  водит  «нечистое чувство», и в  картине, предназначенной для храма, «нет святости в  лицах».
    Все люди,  связанные с  ростовщиком в  реальной жизни,  гибнут,  изменив лучшим свойствам  своей  натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его  влияние. Портрет ростовщика отнимает  у  людей радость жизни  и  пробуждает «тоску такую… точно  как  будто бы хотел  зарезать  кого-то». По моему мнению, портрет ростовщика с его дьявольским взглядом является символом не только бесовщины, но и безумной, жгучей жажды обогащения. Портрет приносил людям несчастья, то есть жажда денег убивает все святое в человеке. Именно это и хотел сказать Гоголь читателям. И мало избавиться от этого портрета – надо изменить свое сознание, очистить душу и помыслы. Пример тому – художник, ушедший в монастырь. Он осознал разрушительную силу портрета и злодейства, которое движет рукой художника, изменил мировоззрение.
    Недаром Гоголь показывает нам три истории разных художников. Из каждой истории можно извлечь урок. Они, как известно, был наделены талантом от Бога. Но далее Бог бессилен: каждый распоряжается своим талантом, как хочет и как может. Каждый сам решает, чему будет служить его талант: добру или злу. Но, как я уже заметила, злодейство и гений – вещи несовместные. Что из этого следует? А то, что если художник служит злу, то его гений, талантливое начало непременно погибнет. Да, это поможет ему в достижении каких-то целей, но в то же время заберет у него самое святое. Чартков выбрал зло. Но, осознав это, не попытался измениться, как художник, создавший ростовщика, а продолжил свое «дьявольское» дело – на этот раз стал уничтожать  произведения тех, кто не изменил своему таланту ради «золотого божка».
    Так как же не растратить свой дар понапрасну? Вспомним притчу о таланте. Один хозяин дал двум рабам по монете и попросил сберечь до его возвращения. Один, по прошествии времени, отдал ему монету, сказав, что хранил ее, зарыв в земле. А другой принес в 10 раз больше, сказав, что пустил монету в оборот и сколотил состояние. Вот так, по мнению Гоголя, и человеческий талант – «зароешь его в земле» – ничего не выйдет, а с умом воспользуешься, и пожнешь плоды. Только, я считаю, нужно приложить максимум усилий, ведь талант без труда и упорства – ничто. Лишь имея перед собой высокую цель, зная свое предназначение, следуя бескорыстным зовам, а не служа злу, можно надеяться на «правильную» реализацию таланта.
    Тем не менее поветь «Портрет» не  несет  успокоения, показывая,  насколько  все  люди,  независимо  от  свойств  своего  характера  и  высоты  убеждений, подвержены злу. Гоголь,  переделав финал повести,  отнимает  надежду  на  искоренение  зла. В  первой  редакции облик  ростовщика таинственно испаряется  с  полотна, оставив чистым  холст.  В  окончательном  тексте повести портрет  ростовщика исчезает: зло  опять пошло  бродить  по  свету…
    Итак, Н. В. Гоголь своей повестью утверждает, что искусство несет не только добро, но и зло. Но в то же время он говорит о том, что нести искусство должно так же, как и талант, исключительно добро. Только в этом случае оно истинное, талант подлинный и, следовательно, душа чиста.

  3. Ekkard Ответить

    Кто заключил в себе талант, тот чище должен быть душою
    В первую очередь нужно сказать, что талант – это некий дар, данный человеку от природы, который необходимо развивать. Но суть заключается в том, что никакой талант нельзя приобрести ни за какую валюту.
    В повести «Портрет» Гоголя, Чартков, получив загадочным образом 1000 червонцев ринулся покупать различные краски, наверное, подумав, что именно так его картины станут лучше. Однако этого не произошло. Да, он стал известным, но только лишь благодарячервонцам, а не собственному мастерству. А ведь истинный талант может сотворить нечто необыкновенное даже из ничего.
    Также, следует отметить, что человеческий талант штука капризная, и, в большенстве случаев талантливые люди добрые и отзывчивые, так как именно чистота их души привлекает творческие способности. Ну, или потому, что талантливые люди ничем не отличаются от остальных, а своя особенность есть у каждого, соответственно хвастать им не стоит.
    Но даже прозрение Чарткова не спасло. Его бешенствои безумие – некая расплата за принебрежение своего таланта. Да и богатство его никакой пользы не принесло, так как эти деньги уходили на его гнев и истребление плодов чужой работы.
    В этом произведении роль портрета ключевая, он является образом – искусителем, который испытывает людей на прочность, но сам портрет не является причиной таких злодеяний. Тут скорее виноват сам художник, ведь это он не достиг того совершенства, к которому стоилостремиться. Чартков не выдержал испытания богатством и расстерял талант, предав его.
    Вторая часть произведения более сложная для восприятия потому, что тут содержится философская мысль, почему же тот, «кто заключил в себе талант, должен чище быть душою?»
    На картине изображен ростовщик, образ которого автор не раз сравнивал с дьяволом, но именно благодаря ему, благодаря бессмертию данной картины художник, изобразивший ростовщика встал на истинный путь и понял, что его талант должен быть направлен на благо, а не на увековечивание дьявольского образа.
    Даже отталкиваясь от религиозных мотивов этого произведения есть над чем задуматься и над чем порассуждать, ведь художник – образ символический, а мы – художники своего собственного мира, и именно нам решать как и на что растратить свой талант!

  4. LMichael Ответить

    Кто заключил в себе талант, тот чище должен быть душою
    В первую очередь нужно сказать, что талант – это некий дар, данный человеку от природы, который необходимо развивать. Но суть заключается в том, что никакой талант нельзя приобрести ни за какую валюту.
    В повести «Портрет» Гоголя, Чартков, получив загадочным образом 1000 червонцев ринулся покупать различные краски, наверное, подумав, что именно так его картины станут лучше. Однако этого не произошло. Да, он стал известным, но только лишь благодарячервонцам, а не собственному мастерству.А ведь истинный талант может сотворить нечто необыкновенное даже из ничего.
    Также, следует отметить, что человеческий талант штука капризная, и, в большенстве случаев талантливые люди добрые и отзывчивые, так как именно чистота их души привлекает творческие способности. Ну, или потому, что талантливые люди ничем не отличаются от остальных, а своя особенность есть у каждого, соответственно хвастать им не стоит.
    Но даже прозрение Чарткова не спасло. Его бешенствои безумие – некая расплата за принебрежение своего таланта. Да и богатство его никакой пользы не принесло, так как эти деньги уходили на его гнев и истребление плодов чужой работы.
    В этом произведении роль портрета ключевая, он является образом – искусителем, который испытывает людей на прочность, но сам портрет не является причиной таких злодеяний. Тут скорее виноват сам художник, ведь это он не достиг того совершенства, к которому стоилостремиться. Чартков не выдержал испытания богатством и расстерял талант, предав его.
    Вторая часть произведения более сложная для восприятия потому, что тут содержится философская мысль, почему же тот, «кто заключил в себе талант, должен чище быть душою?»
    На картине изображен ростовщик, образ которого автор не раз сравнивал с дьяволом, но именно благодаря ему, благодаря бессмертию данной картины художник, изобразивший ростовщика встал на истинный путь и понял, что его талант должен быть направлен на благо, а не на увековечивание дьявольского образа.
    Даже отталкиваясь от религиозных мотивов этого произведения есть над чем задуматься и над чем порассуждать, ведь художник – образ символический, а мы – художники своего собственного мира, и именно нам решать как и на что растратить свой талант!

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *