В какие часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала школьниками?

4 ответов на вопрос “В какие часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала школьниками?”

  1. nik Ответить

    Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 – 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
    Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 – 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования – на 2-х, 3-х, 4-х уроках.
    Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
    Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 – 4-х уроках в середине учебной недели.
    Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
    При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
    Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
    При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
    Таблица 1
    Шкала трудности предметов для 1 – 4 классов
    Общеобразовательные предметы
    Количество баллов (ранг трудности)
    Математика
    8
    Русский (национальный, иностранный язык)
    7
    Природоведение, информатика
    6
    Русская (национальная) литература
    5
    История (4 классов)
    4
    Рисование и музыка
    3
    Труд
    2
    Физическая культура
    1
    Таблица 2
    Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5 – 9 классах
    Общеобразовательные предметы
    Количество баллов (ранг трудности)
    5 класс
    6 класс
    7 класс
    8 класс
    9 класс
    Химия


    13
    10
    12
    Геометрия


    12
    10
    8
    Физика


    8
    9
    13
    Алгебра


    10
    9
    7
    Экономика




    11
    Черчение



    5
    4
    Мировая художественная культура (МХК)


    8
    5
    5
    Биология
    10
    8
    7
    7
    7
    Математика
    10
    13



    Иностранный язык
    9
    11
    10
    8
    9
    Русский язык
    8
    12
    11
    7
    6
    Краеведение
    7
    9
    5
    5

    Природоведение
    7
    8



    География

    7
    6
    6
    5
    Граждановедение
    6
    9
    9
    5

    История
    5
    8
    6
    8
    10
    Ритмика
    4
    4



    Труд
    4
    3
    2
    1
    4
    Литература
    4
    6
    4
    4
    7
    ИЗО
    3
    3
    1
    3

    Физическая культура
    3
    4
    2
    2
    2
    Экология
    3
    3
    3
    6
    1
    Музыка
    2
    1
    1
    1

    Информатика
    4
    10
    4
    7
    7
    ОБЖ
    1
    2
    3
    3
    3
    Таблица 3
    Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10 – 11 классах
    Общеобразовательные предметы
    Количество баллов
    (ранг трудности)
    Физика
    12
    Геометрия,
    Химия
    11
    Алгебра
    10
    Русский язык
    9
    Литература,
    Иностранный язык
    8
    Биология
    7
    Информатика,
    Экономика
    6
    История,
    Обществознание,
    МХК
    5
    Астрономия
    4
    География,
    Экология
    3
    ОБЖ,
    Краеведение
    2
    Физическая культура
    1

  2. МедведЗаснул Ответить


    5.7.
    Организация учебной работы в школе

    Одним
    из важнейших элементов школьного режима как главного компонента
    здоровьесберегающего образовательного процесса, является
    продолжительность учебного дня и учебной недели, строгое
    соответствие характера учебной нагрузки возрастным возможностям
    учащихся. Объем образовательной нагрузки устанавливается в
    соответствии с Постановлением Главного государственного
    санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189
    г. Москва “Об утверждении СанПиН2.4.2.2821-10
    “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
    обучения в общеобразовательных учреждениях””(вступил в силу 1
    сентября 2011 г).
    В
    гигиенически правильно составленном расписании должны быть учтены:
    динамика работоспособности, трудность предметов и их чередование
    в течение дня.


    Работоспособность

    – потенциальная способность человека выполнять максимально возможное
    количество работы с определенной эффективностью в течение
    определенного времени.
    Работоспособность школьников при выполнении работы в течение урока,
    дня, недели, четверти, учебного года неодинакова, для нее характерны
    фазовые изменения. В любую работу (умственную, физическую) организм
    взрослого человека и детей включается не сразу, в течение некоторого
    времени происходит вхождение в работу – врабатывание – это первая
    фаза работоспособности.
    Время врабатывания индивидуально (на 1
    уроке около 10 минут, на последних уроках около 5 минут), зависит в
    значительной мере от типа ВНД и возраста детей. После фазы
    врабатывания наступает вторая фаза – фаза оптимальной
    работоспособности.
    В этот период у школьников отмечаются
    синхронные качественные и количественные показатели работы. С
    возрастом у школьников укорачивается период врабатывания и
    увеличивается время оптимальной работоспособности (у первоклассников
    время оптимальной работоспособности составляет 10-15 минут; у
    учащихся 2 – 4 классов – 15-20 минут; у 5 – 8 классов – 25-30 минут;
    у 9 – 10 классов – 35-40 минут, у 11 классов – 45 минут; у взрослых
    – 55-60 минут). Если продолжительность работы превышает время
    оптимальной работоспособности нейронов коры головного мозга,
    происходит их функциональное истощение, резкое снижение
    работоспособности и развивается утомление – это третья фаза
    работоспособности.
    У школьников происходит нарушение баланса
    между возбуждением и торможением, на периферии доминантного очага
    начинает преобладать возбуждение, особенно в прежде заторможенном
    двигательном центре. Это проявляется в двигательном беспокойстве,
    потягивании, отвлечении от урока, вялости, отмечается замедление
    мыслительных процессов, ослабление внимания, памяти. У школьников
    снижается
    вначале точность выполнения работы, а затем –
    ее объем и скорость.
    Утомление – естественная физиологическая реакция организма, временно
    возникающая после продолжительной и интенсивной работы. Субъективным
    выражением утомления является усталость, которая сопровождается
    ощущением некоторой разбитости, нежеланием работать.

    Степень и время наступления утомления

    зависят от содержания учебного материала, методов его
    преподавания, микроклимата класса (качества и температуры воздуха,
    освещенности), состояния здоровья учащихся, режима питания, труда и
    отдыха.
    Для
    профилактики раннего утомления учитель должен при наступлении
    его признаков переключить внимание учащихся на другие виды
    деятельности или задать интересный вопрос, активизирующий внимание,
    или сказать какую-либо шутку. В младших классах рекомендуется
    провести со школьниками физкультминутку для снятия напряжения.
    Если
    учитель не обращает внимание на усталость, продолжает объяснение
    материала, у школьников развивается общая вялость, сонливость,
    безразличие ко всему и, прежде всего, к учебному процессу.
    Утомление – обратимый процесс, поэтому после отдыха, особенно
    активного, работоспособность не только восстанавливается, но и
    повышается. Оно выполняет охранительную функцию, защищая корковые
    нейроны от функционального истощения. При нарушении режима дня
    отдых не обеспечивает полного восстановления сил школьника
    ,
    утомление накапливается и приводит к переутомлению. Оно
    проявляется в ослаблении высших психических функций (внимания,
    памяти, мышления), общей слабости, апатии, расстройстве сна,
    появлении головных болей, ухудшении аппетита.
    У
    таких детей снижается сопротивляемость организма к инфекционным
    заболеваниям и неблагоприятным условиям жизни. Переутомление может
    явиться одной из причин расстройства (срыва) ВНД. У детей всех
    возрастных групп с отклонениями в состоянии здоровья
    работоспособность ниже
    , чем у здоровых детей.
    Современными научными исследованиями установлено, что
    биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей
    школьного возраста приходится на интервал 10 – 12 часов. В эти часы
    отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при
    наименьших психофизиологических затратах организма. В течение
    учебного наиболее трудные предметы, требующие больших умственных
    усилий должны проводиться (основные предметы) для обучающихся 1
    ступени на 2 – 3-х уроках, а для обучающихся 2 и 3 ступени
    – на 2, 3, 4 уроках
    , когда отмечается самый высокий уровень
    работоспособности. Умственная работоспособность обучающихся
    нарастает к середине недели и остается низкой в начале (понедельник)
    и в конце (пятница) недели.
    Изучение изменений функционального состояния ЦНС в процессе учебной
    деятельности и данные опроса школьников дали возможность условно
    разделить школьные предметы на трудные, средней трудности и легкие.
    Это деление относительно, так как трудность предмета в значительной
    степени зависит от индивидуальных способностей ученика и умения
    учителя преподнести этот материал учащихся в доступной для понимания
    форме.
    Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой
    умственной работоспособности обучающихся. Продолжительность учебной
    недели для обучающихся в 5 – 11 классах зависит от объема недельной
    учебной нагрузки и определяется в соответствии с таблицей.
    Физиологические исследования работоспособности учащихся показали,
    что наиболее целесообразной продолжительность урока не должна
    превышать 45 минут.
    Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения
    нулевых уроков. Целесообразнее – в 8 часов 30 минут (или в 9
    часов), так как при слишком раннем начале занятий школьники не
    высыпаются, завтракают на «ходу», что негативно сказывается на
    состоянии их здоровья.
    В общеобразовательных учреждениях с
    углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях
    обучение проводится только в первую смену. В общеобразовательных
    учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х,
    выпускных и классов, компенсирующего обучения должно быть
    организовано в первую смену. Что, к сожалению, не всегда
    соблюдается.

    В
    классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно
    превышать 20 человек.
    Для предупреждения утомления и сохранения оптимального
    уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в
    компенсирующихся классах должны иметь облегченный учебный день в
    середине недели (среда).
    Для
    обучающихся в 5 – 9 классах сдвоенные уроки допускаются для
    проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда,
    физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по
    основным и профильным предметам для обучающихся в 5 – 9 классах
    допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры
    при динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10 –
    11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и
    профильным предметам.
    При
    составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и
    недели для обучающихся 1 ступени основные предметы с уроками музыки,
    изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся 2
    и 3 ступени обучения – предметы естественно-математического и
    гуманитарного циклов.
    Часы
    факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в
    объем максимально допустимой нагрузки. Эти занятия следует проводить
    в дни с наименьшей нагрузкой. Между началом факультативных и
    последним уроком обязательных занятий устраивается обязательно
    перерыв продолжительностью в 45 минут. Расписание уроков
    составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.
    Для
    обеспечения высокой работоспособности школьников нужно правильно
    нормировать учебную нагрузку, составляя расписание уроков с учетом
    их работоспособности в течение урока, дня, недели.

  3. phoe6 Ответить

    Нормативы установки пандусов. Как инвалиду бесплатно установить пандус.

    Здравствуйте уважаемые читатели журнала. Как известно, пандусы для инвалидов в нашей стране являются проблемой: либо их нет вообще, либо они установлены не по нормативу. Нормативом является наклон пандуса не более чем 30°, а многие из них установлены даже под углом в 45°. Представьте себе ситуацию, когда человек в инвалидной коляске с ручным приводом, такой как Motus 43, пытается подняться на такой пандус. Коляска сама по себе удобная и очень хорошо подходит для езды на ней человеку с…

    Родители первоклассников, как столкнулись в внеурочкой?

    Требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Полная программа, только график уроков подстроен под расписание тренировок и соревнований.

    10 шагов к любимой работе. Как начать действовать?

    Как сделать так, чтобы работа превратилась из выматывающего мероприятия в источник сил и вдохновения? Как сменить работу и начать получать от нее удовольствие в кратчайшие сроки? Как бороться со страхами и ограничивающими убеждениями, которые непременно всплывают, как только вы решитесь поменять что-то в своей жизни? Как повысить уверенность? Если вы задаете себе эти вопросы, то вы заглянули на этот сайт по адресу. Я подготовила для вас небольшую серию статей, в которой раскрою какие 10…

    Девочки, проконсультируйте по школьным экскурсиям

    Для ее организации возможно изменение расписания уроков. В случае, когда экскурсионная деятельность является составной частью внеурочного обучения в рамках учебного плана, или формой внеурочной деятельности, то экскурсии проводятся вне расписания уроков …

    Расписание уроков своими руками

    Вот и подходит к завершению вторая учебная неделя. А ведь вроде только вчера мы волновались о предстоящей школе, учили стихи и песни. А сегодня, во многих школах учебная жизнь уже вошла в свое русло. Администрация уже определилась с расписанием уроков и пришла пора сделать это самое расписание уроков и повесить на видном месте, рядом с рабочим столом школьника. Зачем в принципе нужно расписание уроков на стене, когда ребенок каждый день пишет его в дневнике? Дома ребенок расслабляется…

    Ходить ли в школу с переломом руки?

    Моя дочка учится во втором классе. Учится неровно, все зависит от того, прошли мы заново школьный материал дома или нет. А в прошлые выходные у нас случилась беда: Тая сломала левую руку в локте. Перелом не перелом – трещина, но от этого не легче. Ей наложили гипс от шеи до кончиков пальцев. Сегодня подтвердили, что ходить нам с ним еще пару недель. И что теперь делать с посещением школы? Писать она может, смотреть и слушать тоже. Но рука зафиксирована, как одеваться в такой ситуации? Как…

    Выбираем школу

    Дорогие родители! Вашему чаду уже шесть лет. Вот вы и подошли к первой ступеньке обучения вашего ребенка. Но к этому необходимо отнестись очень серьезно: выбор учебного заведения, стиля обучения и взаимоотношений с ребенком (особенно в этот период). Рассмотрим подробнее каждый из пунктов, которые смогут облегчить адаптацию ребенка на данном этапе его юной жизни. Выбор учебного заведения – один из первых вопросов, которые ставят перед собой родители. Его сделать можно лишь ,проанализировав…

    Бесплатное пробное занятие в Сети детских клубов “Азбука”

    Детский клуб-Школа раннего развития «Азбука» (сеть детских клубов) приглашает посетить 1 пробное занятие бесплатно! До 31 января 2012 года наш Клуб проводит НОВОГОДНЮЮ АКЦИЮ на посещение 1 пробного занятия БЕСПЛАТНО. Для этого Вам надо заполнить купон на нашем сайте в разделе «СКИДКИ» [ссылка-1] . Важно отметить, что заполненный купон будет действовать до 30 августа 2012 года. Вы можете посетить бесплатное пробное занятие в любой удобный для Вас период. Запись на пробное занятие…

    У каждой обучающей методики есть свои >

    У каждой обучающей методики есть свои достоинства и недостатки, и неопытным родителям было бы полезно узнать заранее, что именно приобретет или потеряет их чадо на том или ином пути. В нашей стране известно четыре способа обучения чтению: буквосослагательный метод аналитико-синтетический метод складовый метод метод целых слов Неопытные родители очень часто пользуются буквосослагательным методом. Принцип его прост: сначала ребенок заучивает названия букв, а затем пытается соединить их в слоги…

    2-ой класс 5 уроков каждый день….

    …врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва “Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.

    Новый СанПин. Правильно ли я поняла, что

    Вернее, требованием посещать. У нас их и так полно. Сказали, что по новому закону имеют право ставить седьмой урок. А если лично не прийти, то не выпускают из школы физически, пока не закончатся все уроки, в том числе прописанные в расписании кл.часы и прочая лабуда.

    Нагрузка в 5 классе?

    поняла же,что он не толлько может,но и успешен. Просто ему нужно время привыкнуть к требованиям .. 13.09.2011 15:48:10, =СветА™=. у моей пока не установилось расписание, но меньше 6 уроков не будет, собственно и в прошлом году было по 6 уроков.

    Установите свои правила для няни. Часть 1

    Перед тем, как няня начнёт работу, помимо необходимой информации, которую Вам непременно следует ей сообщить (см. список в предыдущем посте), Вы также можете сформулировать свои требования к ней, чётко обозначить её обязанности и таким образом свести к минимуму недоразумения. Исходя из своей практики, а также анализируя опыт других мам, я подготовила ещё один интересный список. 1. График работы. Прописать, какие дни недели являются рабочими, количество рабочих часов в день или, возможно…

    Вступают в силу новые СанПиНы для школ

    Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного…

    Помогите защитить ребенка от физкультуры

    Если цель – обезопасить всех детей, единственный вариант, который я вижу в данной ситуации, это заставить администрацию школы изменить расписание уроков так, чтобы одновременно занимались классы примерно одного возраста.

    Программы 5 класса: 1543, 1514 и 192

    Как детям такое расписание ? Что они такое делают на литературе 7 уроков в неделю? а Вы бы согласились с тем, что в 1543 довольно жесткий подход к детям, большие требования, сильная компетенция между детьми, настрой на то, что “если у тебя не 5, то ты лузер” ?

  4. Nilawyn Ответить

    Приложение 6
    (Рекомендуемое)
    Гигиенические требования к расписанию уроков
    Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
    Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для учащихся среднего и старшего возраста – на 2, 3, 4 уроках.
    Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
    Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторники (или) среду. На эти дни в школьное расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем и остальные дни недели.
    Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.
    Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания.
    При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г.Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.
    Предмет Количество баллов
    Математика, русский язык (для национальных школ) 11
    Иностранный язык 10
    Физика, химия 9
    История 8
    Родной язык, литература 7
    Естествознание, география 6
    Физкультура 5
    Труд 4
    Черчение 3
    Рисование 2
    Пение 1
    Дополнением к таблице И.Г.Сивкова могут служить данные опроса учащихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов.
    При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для старших школьников.
    Для учащихся младшего и среднего возраста распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была несколько облегченным днем.
    Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *