В какие правоотношения вступают водитель автобуса и пассажиры автобуса?

44 ответов на вопрос “В какие правоотношения вступают водитель автобуса и пассажиры автобуса?”

  1. Посейдон Ответить

    Вопрос:
    Автобус, следующий по маршруту “Набережные Челны – Казань”, остановился в пункте установленной санитарной зоны. Время стоянки автобуса в данной зоне водителем оговорено не было. Два пассажира автобуса вышли в пункте санитарной зоны на непродолжительный период времени с целью удовлетворения бытовых потребностей (выпить чай, купить продукты). В момент возвращения пассажиров на место остановки автобуса автобус обнаружен не был. Все вещи пассажиров остались в автобусе.
    Впоследствии пассажиры сели на попутный автобус, дополнительно заплатив за перевозку деньги, который довез их до конечного пункта, где они нашли водителя предыдущего автобуса и забрали вещи.
    Какие претензии могут предъявить пассажиры водителю автобуса, не предупредившему пассажиров об отправлении? Какую ответственность несет в данном случае водитель автобуса, транспортная организация?
    Пользователь СПС “КонсультантПлюс:ВыпускТатарстан”
    Ответ:
    ООО “ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА “ЮРИНФО”
    ПИСЬМО
    от 25 апреля 2007 г. N 162/02-07
    В соответствии со ст. 786 Гражданского кодекса РФ “по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа”. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.
    Следует отметить, что действующее законодательство устанавливает понятие пригородных и междугородных маршрутов. Так, к междугородным маршрутам относятся маршруты, соединяющие между собой города и населенные пункты, расположенные в одном или различных регионах Российской Федерации и выходящие за пределы черты города на расстояние более 50 км. Маршрут “Набережные Челны – Казань” относится к междугородным маршрутам.
    В настоящее время, помимо ГК РФ, особенности перевозки пассажиров автомобильным транспортом регламентируются Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24 декабря 1987 г. N 176 “Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР” (далее – Правила перевозки).
    В § 25 Правил перевозки говорится, что “на автовокзалах, автостанциях и в автопавильонах с кассовой продажей билетов междугородных автобусных маршрутов вывешиваются для сведения пассажиров расписания движения автобусов, проходящих через данный остановочный пункт”. В данном же пункте указано, что “на остановочных пунктах междугородных маршрутов вывешиваются расписания движения автобусов по данному остановочному пункту”. Это означает, что пассажир должен быть уведомлен о порядке движения автобуса на любом остановочном пункте. Из этого следует, что в случае если пункт санитарной зоны является остановочным пунктом, то пассажиры до посадки в автобус должны получить сведения обо всех остановках автобуса в пути.
    В связи с этим при решении настоящего вопроса следует обратить внимание на то, является ли санитарная зона, в которой остановился автобус, остановочным пунктом? Ответ на данные вопросы может быть дан только при изучении утвержденной схемы движения автобусов по маршруту “Набережные Челны – Казань” с обозначенными на ней остановочными пунктами.
    Кроме того, в § 52 Правил перевозки указано, что “если пассажир в пути следования по своей вине отстал от автобуса, в котором он следовал, билет на следующий рейс не переоформляется и деньги за непроследованное расстояние не возвращаются”. Правила перевозки не устанавливают ответственности водителя за отправление с остановочного пункта без надлежащей проверки присутствия в салоне автобуса всех пассажиров. Однако из указанного выше пункта Правил перевозки можно утверждать, что пассажир может отстать от автобуса и не по своей вине.
    Вместе с тем § 40 Правил перевозки устанавливает следующее: “дежурный по посадке совместно с водителем автобуса проверяют в момент посадки наличие у пассажиров проездных билетов. В пунктах, где нет дежурного по посадке, проверка билетов производится водителем или кондуктором”. Данный пункт не уточняет вопрос о том, о какой посадке идет речь: относится ли это только к посадке пассажиров в момент отправления автобуса с начальной точки маршрута либо с любой остановочной стоянки. Предполагается, что водитель в любом случае должен предупреждать пассажиров о времени стоянки на остановке.
    Следует учесть, что действующее законодательство предусматривает материальную ответственность водителя лишь за повреждение, утрату, недостачу багажа пассажира, но не предусматривает ответственность за ненадлежащее выполнение договора перевозки. Вместе с тем п. 1 ст. 786 ГК РФ, определяя договор перевозки пассажира, акцентирует внимание на обязанности перевозчика доставить пассажира в пункт назначения. Об этом же говорится и в п. 74 Устава автомобильного транспорта РСФСР (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12 ).
    Обращаем Ваше внимание на то, что договор перевозки носит потребительский характер, поскольку направлен на удовлетворение личных бытовых потребностей пассажира. Следовательно, в отношении данной ситуации можно применять положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей”.
    В соответствии со ст. 29 Закона “О защите прав потребителей”, потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:
    1)
    безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
    2)
    соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
    3)
    возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
    Водитель является работником транспортной организации, к которой и необходимо предъявлять требования. Соответственно, пассажир вправе предъявить транспортной организации такие требования, как возмещение стоимости билета, купленного им вторично, возмещение иных расходов, связанных с ненадлежащим исполнением условий договора перевозки.
    Кроме того, пассажир, являющийся потребителем, вправе требовать компенсации морального вреда, в соответствии со ст. 15 Закона “О защите прав потребителей”. Однако необходимо отметить, что компенсация морального вреда осуществляется причинителем вреда только при наличии его вины.
    Исковые заявления, связанные с нарушением условий договора перевозки пассажиров, предъявляются по месту нахождения перевозчика, т.е. по месту нахождения транспортной организации, в которой работает водитель. При этом, поскольку пассажир является потребителем, он освобождается от уплаты государственной пошлины. Однако до предъявления иска пассажир по правилам п. 1 ст. 797 ГК РФ должен первоначально предъявить претензию транспортной организации, в которой описать совершенное водителем нарушение и обстоятельства такого нарушения. В п. 163 Устава автомобильного транспорта указано, что данная претензия должна быть предъявлена пассажиром в течение шести месяцев. Данная претензия рассматривается транспортной организацией в течение трех месяцев.
    Необходимо обратить внимание на то, что судебная практика в отношении нарушения отдельных прав пассажиров в настоящий момент не выработана. Из вышеуказанных нормативно-правовых актов, в частности, Правил перевозок, следует, что пассажир должен быть извещен об отправлении автобуса с остановочной стоянки. При этом санитарные зоны не указываются в Правилах перевозки в качестве исключения, из чего можно утверждать, что и при отправлении с санитарных зон водитель обязан был предупредить пассажиров об отправлении автобуса.
    Однако необходимо иметь в виду, что если санитарная зона остановочным пунктом не является, то ставится под сомнение возможность применения проанализированных выше положений.
    В сложившейся ситуации пассажиру необходимо собрать все данные, доказывающие причиненный ему ущерб: билет, приобретенный для поездки на автобусе по маршруту “Набережные Челны – Казань”; билет, приобретенный у второй транспортной организации с целью доехать до пункта назначения. Следует также доказывать факт причинения пассажиру морального вреда.
    В целом необходимо отметить, что перспектива удовлетворения исковых требований пассажира к транспортной организации неоднозначна. Основываясь на вышеуказанных нормативно-правовых актах, можно говорить об обязанности водителя информировать пассажира о времени стоянки автобуса, следующего по междугороднему маршруту, на остановочном пункте, в том числе и в санитарной зоне, если такая согласно утвержденной схеме движения автобусных маршрутов “Набережные Челны – Казань” признана остановочным пунктом. Однако данная обязанность нигде не конкретизирована, в связи с чем реальность удовлетворения искового заявления пассажира в данном случае во многом зависит от собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств данного дела.
    Директор
    ООО “Юридическая фирма “ЮрИнфо”
    А.Х.ХИСАМОВ

  2. CrazyBoyTheNoob Ответить

    1.

    Дмитрий О. Павленко

    174019 вопросов, 0 гидов
    2.

    Геннадий К. Круглов

    173549 вопросов, 0 гидов
    3.

    Роман А. Лепехин

    173077 вопросов, 0 гидов
    4.

    Эдуард В. Пономарев

    173254 вопроса, 0 гидов
    5.

    Юрий И. Назаров

    173210 вопросов, 0 гидов
    6.

    Денис К. Важенин

    9892 вопроса, 0 гидов

  3. ALEXA Ответить

    7. Здравствуйте!Могу ли я работать водителям автобуса, отсутствия фаланга пальца.
    7.1. Можете конечно, если имеете соответствующее водительское удостоверение.
    8. Работаю на предприятии водителем служебного автобуса. По работе приходится перевозить дорожных рабочих. Мастера заставляют везти рабочих с инструментом, т.е. это лопаты, ломы. Какое наказание грозит водителю за перевозку данных инструментов?
    8.1. Да никаких, если инструменты не выходят за габариты автобуса.
    С уважением.
    9. Можно ли контролеру по предрейсовому выпуску автобусов на линию совмещать работу водителем автобуса.
    9.1. Да, можете, только с Вашего согласия возможно совмещение.
    – см. ст. 60.2 ТК РФ.
    10. 8 лет отработал водителем автобуса, при увольнении написали в трудовой водитель категории “с”,произвол? Как с этим бороться?
    10.1. В претензионном порядке к работодателю, а в случаи письменного отказа в судебном порядке просить суд, внести изменение в трудовую книжку в связи с ошибкой…
    11. Могут ли отказать в трудоустройстве на должнось водителя автобуса при наличии 11 административных штрафов за последние 3 месяца за вождение на собственной машине.
    11.1. Могут по несоответствии ваших деловых качеств требованиям работодателя.
    12. Вот читаю Ваш сайт, вопросы людей. В 9 вопросе звучит: работает водителем автобуса, а в трудовую вписан водитель автомобиля. Ваш юрист пишет, что это не правильно. Как так. В списке должностей есть водитель пассажирского транспорта. А в должности водителя входит и автобуси грузовой и спецмашины. ЕТКС.
    12.1. Тут много таких юристов… я занимаюсь только трудовым законодательством и часто вижу юристов общей юрисдикции, которые отвечают некомпетентно.
    13. Могут ли уволить водителя за порчу имущества учреждения, если он срезал ремни на одном автобусе и поставил их на другой.
    13.1. Основания для увольнения по инициативе работодателя перечислены в статье 81 ТК РФ То что сделал водитель является основанием для дисциплинарного взыскания стст 192 и 193 ТК РФ,но не для увольнения.

  4. Бобо Ответить

    1.

    Дмитрий О. Павленко

    175537 вопросов, 0 гидов
    2.

    Геннадий К. Круглов

    175064 вопроса, 0 гидов
    3.

    Роман А. Лепехин

    174632 вопроса, 0 гидов
    4.

    Эдуард В. Пономарев

    174743 вопроса, 0 гидов
    5.

    Юрий И. Назаров

    174795 вопросов, 0 гидов
    6.

    Денис К. Важенин

    9892 вопроса, 0 гидов

  5. VыраЅty_Сtanцyю Ответить

    1.

    Дмитрий О. Павленко

    174608 вопросов, 0 гидов
    2.

    Геннадий К. Круглов

    174102 вопроса, 0 гидов
    3.

    Роман А. Лепехин

    173691 вопрос, 0 гидов
    4.

    Эдуард В. Пономарев

    173811 вопросов, 0 гидов
    5.

    Юрий И. Назаров

    173797 вопросов, 0 гидов
    6.

    Денис К. Важенин

    9892 вопроса, 0 гидов

  6. БлОнДиНкО в ШоКоЛаДе Ответить

    Выдержка из правил перевозок:

    VI. Права и обязанности участников транспортного процесса

    145. Перевозчик обязан:
    1) обеспечить соблюдение персоналом требований законодательства об автомобильном транспорте и защите прав потребителей;
    2) принимать меры по обеспечению безопасной, удобной поездки пассажиров и хранения и/или доставки багажа согласно договору перевозки и расписанию движения;
    3) организовать проведение контроля технического и санитарного состояния автобусов или легковых автомобилей перед началом работы;
    4) организовать проведение ежесменного предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств;
    5) выдавать водителям и другим работникам предусмотренные законом документы;
    6) иметь документы для осуществления перевозок согласно законодательству;
    7) содержать транспортные средства в надлежащем техническом и санитарном состоянии, обеспечивать их своевременную подачу для посадки пассажиров и отправления;
    8) осуществлять перевозку пассажиров с использованием сертифицированных транспортных средств соответствующего типа, на которые оформлены документы согласно законодательству;
    9) организовывать проезд пассажиров в место назначения по маршруту без дополнительных финансовых затрат пассажиров, в первую очередь лиц с особыми потребностями, в случае прекращения поездки ввиду технической неисправности транспортного средства или наступления чрезвычайного или неотвратимого при данных условиях события;
    10) осуществлять перевозку пассажиров с билетами и пассажиров, которым согласно законодательству предоставлены льготы по плате за проезд;
    11) предоставлять пассажирам достоверную и своевременную информацию о наименовании остановок, возможных пересадках, размере платы за проезд и т. п.;
    12) компенсировать ущерб, причиненный здоровью и имуществу пассажиров;
    13) обеспечивать предварительную и текущую продажу билетов;
    14) осуществлять обязательное личное страхование пассажиров от несчастных случаев на транспорте;
    15) проверять (во время международных перевозок) наличие у пассажира визовых и эмиграционных документов;
    16) выполнять требования настоящих Правил, Правил дорожного движения и правил технической эксплуатации транспортных средств.
    146. Перевозчик имеет право:
    1) отменять рейсы транспортных средств в случае возникновения обстоятельств, которые он не мог предвидеть и возникновение которых не мог предотвратить, с возвратом пассажирам (или заказчику услуг) средств, уплаченных ими за перевозку;
    2) ограничивать или прекращать перевозку в случае стихийного бедствия, эпидемии, эпизоотии или другой чрезвычайной ситуации;
    3) прекращать движение транспортных средств в случае возникновения угрозы жизни и здоровью пассажиров;
    4) указывать в багажной квитанции состояние багажа, имеющего внешние повреждения, или отказываться от его перевозки в случае возражения пассажира против внесения соответствующей отметки;
    5) требовать от органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, заказчика перевозок и автостанций выполнения условий договора;
    6) участвовать в конкурсах на перевозку пассажиров на маршрутах;
    7) подавать заказчикам регулярных перевозок предложения по повышению уровня организации обслуживания пассажиров;
    8) предоставлять пассажирам льготы по оплате услуг по перевозке;
    9) предлагать пассажирам дополнительные услуги.
    147. Водитель автобуса обязан:
    1) иметь удостоверение водителя на право управления транспортными средствами соответствующей категории и талон к нему;
    2) выполнять требования настоящих Правил, Правил дорожного движения и правил технической эксплуатации автобуса;
    3) иметь при себе и предъявлять для проверки уполномоченным лицам предусмотренные законодательством документы;
    4) придерживаться определенного маршрута и расписания движения автобуса;
    5) принимать, размещать и выдавать багаж пассажирам на предусмотренных графиком движения остановках;
    6) следить за выполнением пассажирами своих обязанностей и безопасным размещением ими багажа и ручной клади в автобусе;
    7) осуществлять высадку пассажиров в случае заправки автобуса топливом во время выполнения перевозки;
    8) принимать необходимые меры по обеспечению безопасности пассажиров в случае возникновения препятствий для движения на маршруте (туман, гололед и т. п.), которые не позволяют продолжать поездку, а также в случае вынужденной остановки на железнодорожном переезде;
    9) проверять во время посадки на пригородном или междугородном маршрутах наличие у лиц билетов на проезд и квитанций на перевозку багажа;
    10) останавливать во время выполнения рейса в режиме маршрутного такси автобус для посадки по требованию в местах остановки общественного транспорта, а также в других местах, но не ближе чем за 100 метров от места остановки общественного транспорта, если это не противоречит Правилам дорожного движения;
    11) останавливать автобус для посадки и высадки пассажиров на расстоянии не более 0,5 метра от края проезжей части дороги;
    12) пройти перед выездом на маршрут медицинский осмотр, обеспечить проверку технического состояния и комплектности транспортного средства;
    13) соблюдать установленный законодательством режим труда и отдыха;
    14) быть опрятно одетым, вежливо обращаться с пассажирами;
    15) объявлять наименование и продолжительность остановки;
    16) продавать билеты пассажирам до начала движения автобуса в предусмотренных законодательством случаях;
    17) обеспечить в случае отставания пассажира от автобуса на пути следования сохранность его ручной клади, багажа;
    18) в случае осуществления междугородных или международных перевозок оказывать помощь пассажирам с ограниченными физическими возможностями в размещении ручной клади, багажа, костылей, тележек и других личных вещей, а также во время посадки и высадки из автобуса;
    19) проверять в случае обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями по прибытии в пункт назначения, произвел ли пассажир запланированную высадку и не забыл ли багаж и/или ручную кладь или личные вещи;
    20) обеспечивать перевозку багажа в багажных отделениях автобуса (в случае их наличия) или размещение с тем, чтобы не мешать свободному проходу пассажиров по салону автобуса и не блокировать доступ к основным и аварийным выходам.
    148. Водитель автобуса имеет право:
    1) требовать от пассажиров выполнения их обязанностей;
    2) проверять во время посадки в автобус на пригородных, междугородных и международных маршрутах наличие билетов на проезд и квитанций на перевозку багажа;
    3) не выдавать багаж, если пассажир не предъявил квитанцию на перевозку багажа;
    4) не допускать к поездке пассажира, если в салоне отсутствуют свободные места (кроме случаев, когда у пассажира имеется билет на место в салоне);
    5) отказать в случае выполнения рейсов в режиме маршрутного такси в остановке для посадки и/или высадки в месте, расположенном на расстоянии ближе 100 метров от оборудованной остановки общественного транспорта, или в нарушение Правил дорожного движения;
    6) не допускать к поездке пассажиров, не имеющих билетов или не предъявляющих удостоверение установленного образца, подтверждающее право на льготы по оплате проезда, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нарушающих общественный порядок, имеющих при себе опасные грузы, в частности, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные и те, которые могут загрязнить транспортное средство или одежду пассажиров.
    149. Водителю автобуса запрещается:
    1) начинать движение до полного закрытия двери и открывать ее до полной остановки автобуса;
    2) изменять маршрут и график движения;
    3) разговаривать с пассажирами, есть, пить, курить во время движения автобуса;
    4) продавать пассажирам билеты во время движения автобуса;
    5) отказывать пассажирам в обслуживании, кроме предусмотренных законодательством и настоящими Правилами случаев;
    6) выбирать пассажиров по выгодности их следования;
    7) перевозить в автомобиле острые и режущие предметы, пожароопасные, взрывчатые, ядовитые, едкие, зловонные и наркотические вещества, огнестрельное оружие без чехлов, другие опасные предметы;
    8) перевозить животных, кроме предусмотренных законодательством случаев;
    9) нарушать требования настоящих Правил, Правил дорожного движения и правил технической эксплуатации транспортного средства.
    158. Пассажир автобуса обязан:
    1) иметь при себе билет на проезд, квитанцию на перевозку багажа, а при наличии права на льготы по оплате проезда — удостоверение установленного образца или бесплатный билет (для междугородных перевозок);
    2) занимать указанное в билете место, сохранять билет до конца поездки и предъявлять в развернутом виде по требованию лиц, имеющих право осуществлять контроль:
    3) осуществлять посадку (высадку) исключительно после полной остановки автобуса;
    4) оплатить перевозку багажа и ручной клади согласно требованиям настоящих Правил;
    5) иметь визовые и эмиграционные документы (при международных перевозках);
    6) заблаговременно подать сигнал водителю соответствующим звонком или устно в случае выхода на остановке «По требованию»;
    7) в случае наступления дорожно-транспортного происшествия оказать возможную помощь пострадавшим и сообщить об этом органам милиции;
    8) уведомить водителя об обнаруженных забытых вещах, документах и ценностях.
    159. Пассажир автобуса имеет право:
    1) на безопасную и высококачественную перевозку;
    2) выдвигать требования к перевозчику по выполнению им условий договора перевозки;
    3) перевозить животных в установленном законодательством порядке;
    4) перевозить бесплатно одну единицу багажа в случае поездки на маршруте городского или пригородного сообщения при условии, что его размеры не превышают 100 х 50 х 30 сантиметров, весом до 20 килограммов;
    5) гарантированно перевозить две единицы багажа с оплатой согласно тарифу за каждую из них и бесплатно перевозить одну единицу ручной клади в салоне транспортного средства в случае поездки на маршруте междугородного или международного сообщения;
    6) бесплатно перевозить ручную кладь в количестве не более двух единиц на городских и пригородных маршрутах;
    7) бесплатно перевозить с собой одного ребенка в возрасте до шести лет без права занятия им отдельного места;
    8) покупать для детей в возрасте от шести до 14 лет детские билеты по льготной цене (со скидкой 25 процентов стоимости) в период с 1 октября по 15 мая;
    9) объявлять ценность багажа;
    10) получать от перевозчика, водителя, работника автостанции информацию об услугах по перевозкам;
    11) на компенсацию причиненного ущерба.
    160. Пассажирам автобуса (такси) запрещается:
    1) во время движения отвлекать внимание водителя от управления;
    2) открывать двери транспортного средства до полной его остановки;
    3) препятствовать закрыванию дверей;
    4) размещать багаж в тех местах, где это препятствует свободному передвижению пассажиров по салону;
    5) осуществлять поездку без оплаты ее стоимости или без предъявления удостоверения личности установленного образца (в случае наличия права на льготы по проезду);
    6) делать исправления в билете и передавать его другому лицу;
    7) перевозить багаж и ручную кладь на сидении;
    8) пользоваться аварийным оборудованием без необходимости;
    9) нарушать общественный порядок;
    10) курить в салоне транспортного средства.

  7. Mr Falver Ответить

    1.

    Дмитрий О. Павленко

    173995 вопросов, 0 гидов
    2.

    Геннадий К. Круглов

    173524 вопроса, 0 гидов
    3.

    Роман А. Лепехин

    173050 вопросов, 0 гидов
    4.

    Эдуард В. Пономарев

    173226 вопросов, 0 гидов
    5.

    Юрий И. Назаров

    173195 вопросов, 0 гидов
    6.

    Денис К. Важенин

    9892 вопроса, 0 гидов

  8. Gomuro Ответить

    1.

    Дмитрий О. Павленко

    173944 вопроса, 0 гидов
    2.

    Геннадий К. Круглов

    173486 вопросов, 0 гидов
    3.

    Роман А. Лепехин

    173011 вопросов, 0 гидов
    4.

    Эдуард В. Пономарев

    173196 вопросов, 0 гидов
    5.

    Юрий И. Назаров

    173152 вопроса, 0 гидов
    6.

    Денис К. Важенин

    9892 вопроса, 0 гидов

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *