В каких баснях изображены одни и те же животные проект?

5 ответов на вопрос “В каких баснях изображены одни и те же животные проект?”

  1. Шизо-Пряник Ответить

    Кто не слыхал его живого слова?
    Кто в жизни с ним не встретился своей?
    Бессмертные творения Крылова
    Мы с каждым годом любим все сильней.
    Со школьной парты с ними мы сживались,
    В те дни букварь постигшие едва.
    И в памяти навеки оставались
    Крылатые крыловские слова.
    М. Исаковский
    На уроках литературы с начальных классов мы изучаем басни И.А.Крылова, знакомимся с приемами аллегории.
    Встречая образы одних и тех же животных, я заинтересовался таким вопросом: Какие животные чаще всего встречаются в баснях, какие качества их натуры являются самыми типичными?
    Цель моего исследовательского проекта заключается в том, чтобы выяснить, что скрывается за привычными строками известных басен И.А. Крылова.
    Основополагающий вопрос звучал так: Какие образы животных и как часто встречаются в баснях И.А.Крылова?
    После изучения теоретического материала и работы над баснями, я пришел к выводу: чаще всего писатель использует те образы животных, качества которых соответствуют самым часто встречающимся среди человеческого общества.
    Задачи:
    Изучить историю происхождения басен.
    Познакомиться с баснями И. А. Крылова.
    Провести сравнительный анализ басен.
    Объект исследования – басни Крылова, персонажами которых являются представители животного мира.
    Предметом исследования стали образы животных в баснях Крылова.
    Актуальность научно – исследовательской работы: Иван Андреевич Крылов с помощью образов животных высмеивает человеческие недостатки и влияет на наши чувства понимания добра, справедливости, умение строить отношения между людьми. Если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут нам стать лучше, а научно – исследовательская работа принесёт пользу и другим ученикам.
    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
    Результаты исследования. Басня, согласно определению из словаря — это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Лафонтен. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, — такие как лиса, медведь, заяц, волк. Принято считать, что образ каждого животного у баснописца — это аллегория какой-либо человеческой черты характера, например Обезьяна, Свинья — аллегория невежества; Осел — глупости; Кот — хитрости; Петух, Кукушка — бездарности.
    В баснях для Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом Крылов — последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у Крылова — это только лишь аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.
    Так какие же образы встречаются чаще всего? Я прочитал 50 басен и посчитал, что самым часто встречающимся образом является Волк, он герой 14 басен. Лиса встречается 12 раз, Лев – 10, Осел, Собака, Овцы – 7, далее идут Обезьяна, Кот, Медведь, Змея – 5 раз.
    Почему именно Волк занимает первое место? Что в этом образе интересного? Какими же качествами он обладает? Волк в басне «Волк и Ягненок» – всесильный тиран, для которого нет закона, кроме своего желания.
    «Молчи! Устал я слушать,
    Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
    Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
    Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
    В «Волке на псарне» я вижу не только желание спасти свою шкуру, но и озлобление, бессилие, лукавство.
    Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
    Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
    Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…
    В басне «Волк и журавль» – неблагодарность за помощь, коварство, сознание своей силы и безнаказанности.
    «Ты шутишь? – зверь вскричал коварный, –
    Тебе за труд? Ах ты неблагодарный!
    А это ничего, что свой ты долгий нос
    И с глупой головой из горла цел унес!
    Поди ж, приятель, убирайся,
    Да берегись: вперед ты мне не попадайся. »
    В басне «Волк и Лисица» – глупость, невезение.
    И серый рыцарь мой,
    Обласкан по уши кумой,
    Пошел без ужина домой.
    В басне «Лев и Волк» – жадность, желание урвать кусок мяса без приложения труда, мысль о слабости сильных мира сего и желание их унизить.
    … на мысли Волку вспало,
    Что Лев, конечно не силен,
    Коль так смирен:
    И лапу протянул к ягненку также он.
    Ан вышло с Волком худо:
    Он сам ко Льву попал на блюдо.
    Лев растерзал его…
    На основании этого можно сделать вывод: Волк в баснях И.А.Крылова представляет одни из самых худших качеств человека, против искоренения которых и выступал баснописец.
    Вторым по частотности образом является Лисица. Её характер не замыкается только на одной черте – хитрости. Она и находчива, и коварна, и рассудительна, и обладает чувством юмора.
    В басне «Ворона и Лисица» главная черта – хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет.
    «Голубушка, как хороша!
    Ну что за шейка, что за глазки!
    Какие перушки! какой носок!
    И, верно, ангельский быть должен голосок!»
    В басне «Лисица и Сурок» – желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду.
    «Мне взятки брать? да разве я взбешуся!
    Чтоб этому была причастна я греху?»
    В басне «Добрая Лисица» – рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно.
    «Послушайте меня: докажем, что в лесах
    Есть добрые сердца и что…» При сих словах
    Малютки бедные все трое…
    Попадали к Лисе, на низ.
    Что ж кумушка? – Тотчас их съела
    И поученья не допела.
    В басне «Лисица и виноград» – умение скрыть свое бессилие за оскорблением других.
    Пошла с досадою и говорит: «Ну что ж!
    На взгляд – то он хорош,
    Да зелен – ягодки нет зрелой:
    Тотчас оскомину набьешь».
    В басне «Лисица и Осел» – умение иронизировать.
    «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»…
    «Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул?»
    Также во многих баснях Лисица выступает в роли советчика, но ее советы всегда не без пользы для самой себя.
    Вывод таков: образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к ситуации, везде находящего себе выгоду.
    А вот образ Льва, царя зверей, по частотности находится лишь на третьем месте. Это, на мой взгляд, связано с тем, что он является носителем определенного набора качеств, присущих его положению: он властитель леса, тиран и судья, призванный держать в страхе своих подданных, умеющий практически из любой ситуации извлечь выгоду: «Лев и Барс», «Лев на ловле», «Лев и Волк», «Лев и Лисица».
    В то же время он не избегает участи всех властителей при утрате силы: каждый может над ним посмеяться, как в басне «Лисица и Осел»:
    «Пропал к нему весь прежний страх,
    И поплатился он старинными долгами!
    Кто мимо Льва ни шел, всяк вымещал ему
    По – своему:
    Кто зубом, кто рогами…»
    Очень интересно отношение И.А.Крылова к вечному спутнику человека – Собаке, которая по частотности находится на четвертом месте. Обычно Собака – это преданный друг, защитник. Какова она в баснях?
    В басне «Собачья дружба» – клятва в вечной дружбе не выдерживает испытание первой же костью.
    «Орест мой!» – «Мой Пилад!» Прочь свары, зависть, злость!
    Тут повар, на беду, из кухни кинул кость.
    Вот новые друзья к ней взапуски несутся:
    Где делся и совет и лад?
    С Пиладом мой Орест грызутся, –
    Лишь только клочья вверх летят.
    В басне «Прохожие и Собаки» – это пустобрехи, вместо дела занимающиеся пустыми разговорами и осуждением.
    В басне «Слон и Моська» – умение прославиться пустым делом, без ущерба для себя.
    «Вот то-то мне и духу придает,
    Что я, совсем без драки
    Могу попасть в большие забияки…»
    В басне «Две Собаки» – умение приспособиться к ситуации, забыв о гордости и самоуважении.
    «Чем служишь? Вот прекрасно! –
    С насмешкой отвечал Жужу, –
    На задних лапках я хожу».
    В басне «Собака и Лошадь» – желание показать себя более значительным, чем есть на самом деле.
    «И можно ли тебе равняться в чем со мною?
    Ни днем, ни ночью я не ведаю покою:
    Днем стадо под моим надзором на лугу,
    А ночью дом я стерегу», –
    «Конечно, – Лошадь отвечала, –
    Твоя правдива речь:
    Однако же, когда б я не пахала,
    То нечего б тебе здесь было и стеречь».
    Близость к человеку делает Собаку пустейшим существом, перенявшим худшие черты своего покровителя.
    Рядом с Собакой стоит Осел, ярчайшими чертами которого являются глупость, хвастовство, высокое самомнение. В каждой басне эти черты подчеркиваются особо: «Осел и Соловей», «Осел», «Осел и Мужик».
    Все эти представители животного мира относятся к классу руководящих, а вот самыми безропотными, безобидными, не умеющими постоять за себя являются Овцы, которые зачастую даже не имеют права голоса, чаще всего употребляются во множественном лице, исключение составляют басня «Волк и Ягненок», где герой пытается даже спорить с Волком: «Ах, я чем виноват?» и «Змея и Овца», в которой ягненок тоже спрашивает у Змеи: «Что сделал я тебе?». Образ Овец мы встречаем в 7 баснях: «Волк и Ягненок», «Мирская сходка», «Мор зверей», «Овцы и Собаки», «Змея и Овца», «Крестьянин и Овца», «Пестрые Овцы». Наверно, лишь об этих героях автор говорит без иронии, выражает сочувствие и осуждает тех, кто их притесняет.
    Среди тех, кто встречается в пяти баснях: Обезьяна, Кот, Медведь, Змея, наиболее интересен Медведь. В нем воплощены черты простодушия, доходящего до глупости, дружелюбия, желания помочь. Но все они напоминают известный фразеологизм – медвежья услуга (услуга, повлекшая, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана).
    В басне «Пустынник и Медведь» И.А.Крылов пишет:
    Хотя услуга нам при ну?жде дорога?,Но за нее не всяк умеет взяться:Не дай бог с дураком связаться!Услужливый дурак опаснее врага.
    В басне «Медведь в сетях», герой, пытающийся оправдаться, говорит:
    «Что изо всех зверей мне только одному
    Никто не сделает упрека,
    Чтоб мертвого я тронул человека».
    На что получает ответ:
    «Так лучше бы ты мертвых ел
    И оставлял живых в покое».
    Следующими по частотности употребления следуют Орел, Мышь, Пчела (в четырех баснях), Щука, Кукушка (в трех баснях), Ворона, Курица, Лягушка, Вол, Муравей, Петух, Слон, Соловей, Свинья, Скворец, Муха, Белка, Паук, Козел, Лошадь (в двух баснях). По одному разу встречаем Синицу, Барса, Стрекозу, Сурка, Зайца, Гусей, Дрозда, Крота, Рака, Крысу, Чижа, Голубя, Журавля. Птицы, по сравнению с животными, реже участвуют в сюжетах басен.
    Заключение.
    Итак, я пришел к выводу, что образы зверей у Крылова — не просто аллегории какой-либо одной человеческой черты; многие из них передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип. Лев — это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь — придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Овцы — «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И.А.Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед нами возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. А частотность употребления того или иного образа говорит нам о том, против каких человеческих черт направлена сатира, с чем борется писатель, кого хочет высмеять. Баснописец создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключается реализм, новаторство и бессмертие басен И. А. Крылова
    Используемая литература.
    Архипов В. А. И. А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – М.: «Московский рабочий», 2015.
    Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. – М.: «Kнигa», 2014.
    ru.wikipedia.org›wiki/
    Степанов Н. Л. Басни Крылова. – М.: «Художественная литература», 2011.
    В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература 5-6 кл.- М.: «Просвещение», 2016.

  2. Miraswyn Ответить

    МОУ «СОШ с.Преображенка
    Пугачевского района
    Саратовской области»
    Исследовательский проект
    Частотность образов животных
    в баснях И.А.Крылова.
    Выполнила учащаяся 6  класса
    Шляпникова Эльвира.
    Руководитель
    учитель русского языка и литературы
    Куркутова Е.А.
    2012 – 2013 уч.г.
    Оглавление.
    Введение.                                                                                      Стр. 3
    Основная часть.                                                                            Стр.3 – 8
    Заключение.                                                                                   Стр.9
    Список литературы.                                                                      Стр.10
    Введение.
    Забавой он людей исправил.
    Сметая с них пороков пыль;
    Он баснями себя прославил,
    И слава эта наша быль.
    И не .забудут этой были.
    Пока по-русски говорят:
    Ее давно мы затвердили,
    Ее и внуки затвердят.
    Кн. П. Вяземский
    На уроках литературы с начальных классов  мы изучаем басни И.А.Крылова, знакомимся с приемами аллегории.  Встречая образы одних и тех же животных, я заинтересовалась таким вопросом: какие животные чаще всего встречаются в баснях, какие качества их натуры являются самыми типическими? Целью  моего исследовательского проекта был анализ известных басен И.А.Крылова   с данной позиции. Основополагающий вопрос звучал так: какова частотность образов животных в баснях И.А.Крылова? После изучения теоретического материала и работы над баснями, я  пришла  к выводу: чаще всего писатель использует те образы животных, качества которых соответствуют самым часто встречающимся среди человеческого общества.
    Результаты исследования. Басня,  согласно определению из словаря — это “краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл”. В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг. И.А. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, — такие как лиса, медведь, заяц, волк. Принято считать, что образ каждого животного у баснописца — это аллегория какой-либо человеческой черты характера, например Обезьяна, Свинья — аллегория невежества; Осел — глупости; Кот — хитрости; Петух, Кукушка — бездарности и т. д. В баснях для Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом Крылов — последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у Крылова — это только лишь аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.
    Так какие же образы встречаются чаще всего? Я прочитала 118 басен и посчитала, что самым часто встречающимся образом является  Волк, он герой 14 басен. Лиса встречается 12 раз, Лев – 10, Осел, Собака, Овца – 7, далее идут Обезьяна, Кот, Медведь, Змея – 5 раз.
    Почему именно Волк занимает первое место? Что в этом образе интересного? Какими же качествами он обладает? Волк в басне «Волк и Ягненок»  –  всесильный тиран, для которого нет закона, кроме своего желания.
    «Молчи! Устал я слушать,
    Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
    Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
    Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
    В «Волке на псарне» я вижу не только желание спасти свою шкуру, но и озлобление, бессилие, лукавство.
    Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
    Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
    Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…
    В  басне «Волк и журавль»  –   неблагодарность за помощь, коварство, сознание своей силы и безнаказанности.
    «Ты шутишь? – зверь вскричал коварный, –
    Тебе за труд? Ах ты неблагодарный!
    А это ничего, что свой ты долгий нос
    И с глупой головой из горла цел унес!
    Поди ж, приятель, убирайся,
    Да берегись: вперед ты мне не попадайся. »
    В басне  «Волк и Лисица»   –  глупость, невезение.
    И серый рыцарь мой,
    Обласкан по уши кумой,
    Пошел без ужина домой.
    В басне «Лев и Волк»  –  жадность, желание урвать кусок мяса без приложения труда, мысль о слабости сильных мира сего и желание их унизить.
    … на мысли Волку вспало,
    Что Лев, конечно не силен,
    Коль так смирен:
    И лапу протянул к ягненку также он.
    Ан вышло с Волком худо:
    Он сам ко Льву попал на блюдо.
    Лев растерзал его…
    На основании этого можно сделать вывод: Волк в баснях И.А.Крылова представляет одни из самых худших качеств человека, против искоренения которых и выступал баснописец.
    Вторым по частотности образом является Лисица. Ее характер не замыкается только на одной черте – хитрости. Она и находчива, и коварна, и рассудительна, и обладает чувством юмора.
    В басне «Ворона и Лисица»  главная черта – хитрость, умение найти слабые черты , лесть, желание поживиться за чужой счет.
    «Голубушка, как хороша!
    Ну что за шейка, что за глазки!
    Какие перушки! какой носок!
    И, верно, ангельский быть должен голосок!»
    В басне «Лисица и Сурок»  –  желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду.
    «Мне взятки брать? да разве я взбешуся!
    Чтоб этому была причастна я греху?»
    В басне «Добрая Лисица»  – рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно.
    «Послушайте меня: докажем, что в лесах
    Есть добрые сердца и что…» При сих словах
    Малютки бедные все трое…
    Попадали к Лисе, на низ.
    Что ж кумушка?  –  Тотчас их съела
    И поученья не допела.
    В басне «Лисица и виноград»   – умение скрыть свое бессилие за оскорблением других.
    Пошла с досадою и говорит: «Ну что ж!
    На взгляд – то он хорош,
    Да зелен – ягодки нет зрелой:
    Тотчас оскомину набьешь».
    В басне «Лисица и Осел»  –  умение иронизировать.
    «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»…
    «Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул?»
    Но иногда, как в басне «Лиса»  –  промашка, надежда на авось, желание ничем не поступиться даже ради спасения собственной шкуры.
    Щепотки волосков Лиса не пожалей –
    Остался б хвост у ней.
    Также во многих баснях Лисица выступает в роли советчика: «Мирская сходка», «Щука», «Пестрые овцы», но ее советы всегда не без пользы для самой себя.
    Вывод таков: образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к ситуации, везде находящего себе выгоду, готового на лесть и подобострастие.
    А вот образ Льва, царя зверей, по частотности находится лишь на третьем месте. Это, на мой взгляд, связано с тем, что он является носителем определенного набора качеств, присущих его положению: он властитель леса, тиран и судья, призванный держать в страхе своих подданных, умеющий практически из любой ситуации извлечь выгоду: «Лев и Барс», «Мор зверей», «Лев на ловле», «Лев и Волк», «Лев и Лисица». В то же время он не избегает участи всех властителей при утрате силы: каждый может над ним посмеяться, лягнуть, как в басне «Лисица и Осел»:
    «Пропал к нему весь прежний страх,
    И поплатился он старинными долгами!
    Кто мимо Льва ни шел, всяк вымещал ему
    По – своему:
    Кто зубом, кто рогами…»
    Очень интересно отношение И.А.Крылова к вечному спутнику человека – Собаке, которая по частотности находится на четвертом месте. Обычно Собака – это преданный друг, защитник. Какова она в баснях?
    В басне «Собачья дружба»  –  клятва в вечной дружбе не выдерживает  испытание первой же костью.
    «Орест мой!»  –  «Мой Пилад!» Прочь свары, зависть, злость!
    Тут повар, на беду, из кухни кинул кость.
    Вот новые друзья к ней взапуски несутся:
    Где делся и совет  и лад?
    С Пиладом мой Орест грызутся,  –
    Лишь только клочья вверх летят.
    В басне «Прохожие и Собаки»   –  это пустобрехи, вместо дела занимающиеся пустыми разговорами и осуждением.
    В басне «Слон и Моська»  –  умение прославиться пустым делом, без ущерба для себя.
    «Вот то-то мне и духу придает,
    Что я, совсем без драки
    Могу попасть в большие забияки…»
    В басне «Две Собаки»  –  умение приспособиться к ситуации, забыв о гордости и самоуважении.
    «Чем служишь? Вот прекрасно!  –
    С насмешкой отвечал Жужу, –
    На задних лапках я хожу».
    В басне «Собака и Лошадь»  –  желание показать себя более значительным, чем есть на самом деле.
    «И  можно ли тебе равняться в чем со мною?
    Ни днем, ни ночью я не ведаю покою:
    Днем стадо под моим надзором на лугу,
    А ночью дом я стерегу»,  –
    «Конечно,  –  Лошадь отвечала, –
    Твоя правдива речь:
    Однако же, когда б я не пахала,
    То нечего б тебе здесь было и стеречь».
    Близость к человеку делает Собаку пустейшим существом, перенявшим худшие черты  своего покровителя.
    Рядом с Собакой стоит Осел, ярчайшими  чертами  которого являются глупость, безаппеляционность суждений, хвастовство, высокое самомнение. В каждой басне эти черты подчеркиваются особо: «Парнас», «Осел и Соловей», «Осел», «Осел и Мужик».
    Все эти представители животного мира относятся к классу руководящих, а вот самыми безропотными, безобидными, не умеющими постоять за себя являются Овцы, которые зачастую даже не имеют права голоса, чаще всего употребляются во множественном лице(исключение составляют басня «Волк и Ягненок», где герой пытается даже спорить с Волком: «Ах, я чем виноват?» и «Змея и Овца», в которой ягненок тоже спрашивает у Змеи: «Что сделал я тебе?»). Образ Овец мы встречаем в 7 баснях: «Волк и Ягненок», «Мирская сходка»,  «Мор зверей», «Овцы и Собаки», «Змея и Овца», «Крестьянин и Овца», «Пестрые Овцы». Наверно, лишь об этих героях автор говорит без иронии, выражает сочувствие и осуждает тех, кто их притесняет.
    Среди тех, кто встречается в пяти баснях(Обезьяна, Кот, Медведь, Змея), наиболее интересен Медведь. В нем воплощены черты простодушия, доходящего до глупости, дружелюбия, желания помочь. Но все они напоминают известный фразеологизм – медвежья услуга(услуга, повлёкшая, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана). В басне «Пустынник и Медведь» И.А.Крылов пишет:
    Хотя услуга нам при нужде дорога,
    Но за нее не всяк умеет взяться:
    Не дай бог с дураком связаться!
    Услужливый дурак опаснее врага.
    В басне «Медведь в сетях», герой, пытающийся оправдаться, говорит:
    «Что изо всех зверей мне только одному
    Никто не сделает упрека,
    Чтоб мертвого я тронул человека».
    На что получает ответ:
    «Так лучше бы ты мертвых ел
    И оставлял живых в покое».
    Следующими по частотности употребления следуют Орел, Мышь, Пчела(в четырех баснях), Щука, Кукушка(в трех баснях), Ворона, Курица, Лягушка, Вол, Муравей, Петух, Слон, Соловей, Свинья, Скворец, Муха, Белка, Паук, Козел, Лошадь(в двух баснях). По одному разу встречаем Синицу, Барса, Стрекозу, Сурка, Зайца, Гусей, Дрозда, Крота, Рака, Крысу, Чижа, Голубя, Журавля. Птицы, по сравнению с животными, реже участвуют в сюжетах басен.
    Заключение.
    Итак, я  пришла  к выводу, что образы зверей у Крылова — не просто аллегории какой-либо одной человеческой черты; многие из них передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип. Лев — это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь — придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Овцы — «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И.А.Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед нами  возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. А частотность употребления того или иного образа говорит нам о том, против каких человеческих черт  направлена сатира, с чем борется писатель, кого хочет высмеять.  Баснописец  создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключается реализм, новаторство и бессмертие  басен И. А. Крылова
    Используемые ресурсы.
    Архипов В. А. И. А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – М., «Московский рабочий», 1974.
    Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. – М., «Kнигa», 1985.
    Крылов И.А.. Избранные произведения. Грибоедов А.С. Горе от ума. Некрасов Н.А. Стихотворения и поэмы. Москва. Детская литература 1981. 718 стр.
    Коровин В. Поэт и мудрец. М., «Терра» – «Terra», 1996.
    ru.wikipedia.org›wiki/
    Степанов Н. Л. Басни Крылова. – М., «Художественная литература», 1969.

  3. Doomweaver Ответить

    Образы животных в баснях. Как говорит нам словарь, басня — это «краткий рассказ, имею­щий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По соображениям художественным (а иногда и по цензурным) на сме­ну людям в басни приходят животные, наделенные отдельными че­ловеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, муже­ством и т. д. Такие аллегорические образы животных, то есть животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Лафонтен, Лессинг. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественни­ков. Но мастерство Крылова-баснописца, безусловно, состоит не в полном и неизменном поддержании этой традиции. Чтобы по­нять новаторство Крылова, обратимся сначала к тому, что исполь­зовал он из опыта своих предшественников.
    В литературу аллегория пришла из фольклора: средневековых моралите, притчей, сказок, особенно из сказок о животных, где дей­ствовали традиционные сказочные животные-персонажи, каждый из которых был заведомо наделен определенной чертой характера. Прием аллегории использовали и классицисты (например, в одах).
    Никто не сомневается, что басенный Муравей — олицетворе­ние трудолюбия («Стрекоза и муравей»), Свинья — невежества («Свинья под дубом»), Ягненок — кротости (как «агнец божий», «Волк и ягненок»). Крылов считал, что искоренять пороки чело­вечества можно путем их высмеивания. В баснях Крылова в «ли­це» животных высмеиваются глупость, жадность, невежество. Высмеиваются начиная с завязки (посредством обрисовки изна­чально нелепой ситуации, как, например, в «Квартете»), путем выдвижения затем нелепого, с нашей точки зрения, контрдово­да, и, наконец, все это подкрепляется моралью. Пороки челове­чества, аллегориями которых являются звери, высмеяны авто­ром. Но… «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах — соперник» (Жуковский). А Крылов как раз и был таким «сопер­ником», ибо зачастую обращался к образам и сюжетам, заимст­вованным у великих баснописцев.
    Как истинный «соперник» Эзопа и Лафонтена, он не ограни­чивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют более важную роль — они несут в себе не толь­ко отдельные черты, но и целые характеры. Басни Крылова име­ют не только бытовой характер, чисто бытовыми можно назвать лишь часть их. Существуют также у Крылова исторические и социальные басни. Например, в басне «Воспитание Льва» лев-отец не только воплощение силы, мужества. Он еще и царь зверей, это создает в басне определенный подтекст: имеется в ви­ду воспитание Александра I иностранным учителем Лагарпом. Лев-отец выступает здесь не только как грозный царь, но в то же время как заботливый, но недалекий отец, который поручил вос­питание своего сына птице, забыв о том, что царствовать-то сын будет над зверями. В образе льва-отца обрисован целый харак­тер, со всеми его достоинствами и недостатками, а не одна лишь черта человеческого характера.
    Так происходит и с другими историческими баснями Крыло­ва, то есть с теми баснями, которые имеют реальный историче­ский подтекст. Здесь уже можно говорить не столько об аллего­рии, сколько о метафоре, например в баснях «Волк на псарне» и «Щука и кот». В этих двух баснях под образами волка и щуки подразумевается Наполеон. Ни одно, даже самое подробнейшее описание этого человека, данное просто словами, не позволит угадать в нем великого полководца: можно долго говорить, что Наполеон был хитер, ловок, умен, умел быстро и ловко приспо­сабливаться к ситуации, но в то же время не рассчитал своих возможностей и попал «на псарню» вместо «овчарни». Соотнеся образ волка со всем аллегорическим смыслом басни, мы сразу угадываем в нем великого завоевателя Наполеона. Но при этом образ волка никак не сужается до изображения этого конкретно­го человека, он настолько широк и всеобъемлющ, что басня не теряет своей ценности и вне контекста эпохи.
    Образы животных у Крылова можно сравнить с образами жи­вотных в сказках Салтыкова-Щедрина, где подчас, не зная исто­рической подоплеки, трудно угадать назначение этого образа в произведении. Итак, выяснив, что образы животных несут в себе подчас целые характеры конкретных людей, мы можем выявить следующее: человек неотделим от своего социального положения, и образы животных можно классифицировать и как метафоры оп­ределенных социальных уровней. Например, в басне «Лев и барс», где лев и барс — высшие слои общества, лиса и кот — чи­новничество. Сюда же можно отнести басню «Волк и ягненок». «У сильного всегда бессильный виноват», — гласит мораль. Образ ягненка не только аллегория слабости и беззащитности, но еще метафора определенного социального уровня, отражающая харак­тер мелких чиновников. Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками (басня «Две собаки»), но и над самой опорой социальной лестницы — государственными институтами. Примером может служить басня «Квартет», где пародируется Го­сударственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре депар­тамента, возглавляемые «Проказницей мартышкой,
    Ослом,
    Козлом
    И косолапым мишкой».
    Действительно, что же ожидает такой квартет — Государст­венный совет — в будущем, если в его главу поставлены столь разные типажи. Итак, широко используемые Крыловым образы разных животных с разными характерами указывают также и на реалистическую основу крыловских басен. Натурализм Крылова, связь его басен с народной основой придают его басням русский национальный колорит. Образы животных (которые подчас на иллюстрациях бывают изображены в русских нацио­нальных костюмах) несут в себе сатирическую типизацию черт русского национального характера.
    Для его создания Крылов использует также прием индиви­дуализации речи персонажа. Баснописец вкладывает в уста животных отдельные элементы разговорной речи разных со­словий того времени. Например, в басне «Стрекоза и муравей» муравей говорит:
    «Кумушка, мне странно это…»
    «Так поди же, попляши».
    Стоит обратить внимание и на ритмику этой басни. Образ по­прыгуньи-стрекозы создается особым «прыгучим» размером — хореем. Крылов также широко применяет звукопись для созда­ния «звукового» образа животного. Например, в басне «Змея» инструментовка на шипящие звуки и «з», в басне «Мор зверей» повторение звуков «м», «у», «ы».
    Итак, мы видим, насколько глубоко восприняты и перерабо­таны традиции аллегорической басни Крыловым, видим, как в то же время Крылов обогатил русскую басню новыми реалистически­ми образами животных. Именно в басне Крыловым были разра­ботаны принципы реалистической типизации, без которых не­возможны были бы емкие сатирические образы у Салтыко- ва-Щедрина в его сказочных сатирах, да и в «Горе от ума» в грибоедовской афористичности сказались «русскость» и мет­кость великого баснописца.

  4. Rexcrusher Ответить

    «Басни Крылова 5 класс» – Поработаем над языком басни. ?Кума (устар., разг.) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола. Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец. Художник Г. Куприянов. У истоков жанра. Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней.
    «Крылов басни» – Знаете ли вы басни И.А.Крылова ? Басни- «книга мудрости самого народа» (н.В.Гоголь). В чём своеобразие басен И.А.Крылова? Истоки басенного жанра.
    «Басни Крылова урок» – Угадай мораль басен Басня «Волк на псарне» Вывод. Эпиграф к уроку. Иван Андреевич Крылов (02.02.1769-09.11.1844). Викторина «Угадай название басни». Высказывания о баснях Крылова. Значение басен. Я ваш старинный сват и кум… Словарная работа: иносказание, мораль, аллегория Сообщение. План урока. Иван Андреевич.
    «Урок Крылов» – Угадайте басню по картинке. «Лебедь, щука и рак». «Слон и моська». Жанр – исторически сформировавшийся тип литературного произведения. Памятник И.А.Крылову в Петербурге. «Ворона и лисица». Цель урока Познакомить учащихся с жанром басни в творчестве Крылова. И.А. Крылов в своих баснях изображал людей в виде животных.
    «Жизнь и творчество Крылова» – Какие басни вы знаете? Особенности басен: «Стрекоза и муравей» «Ворона и лисица» «Квартет» Мартышка и очки». Басни высмеивают: В России лучшим считается И.А.Крылов. – Лесть -ложь -глупость -лень -безнравственность -невежество -хвастовство. Почему басни И. А. Крылова актуальны и в наше время? Творчество И.А.Крылова В каждой стране есть свои баснописцы.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *