В каких формах осуществляется связь человека и общества?

20 ответов на вопрос “В каких формах осуществляется связь человека и общества?”

  1. Sevil Kurbanova Ответить

    Важнейшим продуктом общественного производства является, конечно же, само общество. В процессе совместного производства людьми своей общественной жизни складывается форма общества. Она определяет все социальные взаимодействия людей. Исторически сложились такие формы как традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Связи подразделяются на короткие (личностные: семья, работа) и длинные (опосредованные: право, деньги). Связи осуществляются с помощью определенных социальных «механизмов», таких как язык; социальные институты, организованные формы человеческой деятельности, наиболее явно воплощенные в социально-государственных учреждениях; процесс публичного и законодательного признания конкретного социального порядка.
    Отсюда, и предмет социальной философии: совокупность условий, которые определяют способы связи отдельных людей в обществе; совокупность условий, которые придают продуктам труда определенную общественную форму и делают продуктом само общество. К примеру, при капитализме, главной формой, связывающей людей в общество, является товарная. При капитализме все является товаром. Все продается и покупается.
    С позиций социальной философии, предметом которой является общество, сфер деятельности, не связанных с производством, в общественной жизни не существует. Тем самым, вся жизнь общества подлежит интерпретации через основополагающую категорию – производство. В этом смысле, воспроизведение символических форм, воспроизведение ценностей также является производством, порождающей специфические «товары»: идеи и ценности, символическая форма которых является основной формой, связывающей людей в современных капиталистических, индустриальных и постиндустриальных обществах.
    Отличительной особенностью формирующихся в настоящее время современных постиндустриальных обществ является институционализация потребления – оно становится не только функцией человека, но и конституирующим основанием самого общества. Потребление – социальный институт. Социальная система все больше нуждается в человеке не как в производителе и носителе творческого начала, а как в потребителе. Потребление носит добровольно-принудительный характер. С одной стороны, потребитель объявляется свободным в своем выборе, но, с другой стороны, декларируется, что уровень потребления является своеобразным мерилом социальных заслуг – более высоким социальным статусом обладает тот, кто больше потребляет. В такой ситуации ожидать от индивида соответствия некоей абстрактной мотивации, отвечающей требованиям высокой идеи общего блага, вряд ли оправдано.
    Кризис замысла общества постмодерна – общества потребления является закономерным, поскольку современное общество представляет некий заключительный фазис становления социальной жизни. На этом пути, малые общности превращаются в большие, доверие к людям сменяется доверием к большим абстрактным системам (государство, право, наука, деньги), связь личного типа сменяется связью универсальной и абстрактной. Тем самым, конфликт между индивидуальностью и социальностью, как двумя наиболее общими основаниями человеческого существования неизбежен.
    Понятие бытия отвлечено от конкретных различий вещей, предметов, явлений и процессов, но оно тесно связано с фундаментальной характеристикой как явлений и процессов – с феноменом их существования. Через существование вещей и явлений задается целостность мира, вне которой невозможен не только мир, но невозможно и бытие. Данные измерения бытия определяющим образом влияют и на процесс философского познания бытия.
    При этом, в контексте диалектико-материалистического подхода феномен существования как такового подразделяется на два уровня: существование (мир) физических состояний и существование (мир) состояний сознания.
    Если принять, что мир природы и мир сознания равно бытийственны, то тем не менее необходимо отметить различие способов их существования. Если мир природы существует объективно, то мир сознания – субъективно. Комбинация данных основных форм существования образует менее общие формы бытия.
    Среди вещей, явлений и процессов бытие человека специфично тем, что он принадлежит одновременно двум мирам: природному и феноменальному (миру сознания). Можно считать, что человек есть диалектическое единство объективно-предметного и субъективного начал бытия, единство тела и духа.
    При этом, двойственным существованием отличается бытие и самого духовного мира человека: субъективный дух – внутренний психический мир человека, структурированный множеством подвидов от бессознательного до самосознания; объективный дух – интерсубъективная духовность, не являющаяся достоянием отдельного индивида, выступающая в качестве духовной культуры общества как целого. Примером объективного духа является язык, а также такие формы социального сознания как наука, религия, мораль, искусство и т.д. При этом, в своем развитии объективный и субъективный дух взаимосвязаны. Однако, двойственным существованием обладает не только духовный мир человека, но и духовная сфера общества. В бытии социальной системы материальное и идеальное как качественно различные состояния социального существуют в неразрывной связи.
    Наряду с бытием индивида и социума можно говорить о таких измерениях бытия как “бытие в возможности” и “бытие в действительности”. При этом, возможность не есть небытие, но есть “потенциальное бытие”, а его антитезой является “актуальное бытие”.
    Типология форм бытия важна при выборе решения так называемого “основного вопроса философии”. К примеру, материализм полагает основной формой бытия природное бытие; субъективный идеализм – субъективное бытие; объективный идеализм – объективный дух.
    Само содержание бытия как феномена и как понятия не исчерпывает философского определения бытия. Важными являются такие проблемы и аспекты онтологической сферы как единство бытия, его неизменность-изменчивость, упорядоченность-хаотичность и другие.
    В зависимости от того что считается “первичным” бытие (природа) или сознание (дух), все философы разделяются на материалистов и идеалистов. Выбор между той и иной позицией – это итог множества факторов, которые определяют склад мышления философствующего. Но в целом, как бы ни складывались предпочтения философа, тема бытия должна звучать в его творчестве, поскольку именно интуиция онтологического является своеобразным критерием метафизической состоятельности мыслящего.

  2. Kagul Ответить

    1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3. Назовите и охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841—1911) писал, что знание прошлого — «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация — уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам. ПОЖАЛУЙСТА С ЧЕМ МОЖЕТЕ!.

  3. method_man Ответить

    Материалистический и идеалистический подходы к пониманию основы общественной жизни не просто противоположны, а во многом дополняют друг друга, поскольку в нашей жизни действительно есть и материальные, и духовные стороны, побудительные причины деятельности, и они тесно связаны между собой.
    Основные формы взаимосвязи человека и общества.Общество образуют люди, которые связаны между собой.Они вступают в определенные отношения друг с другом и выполняют разные виды деятельности, нужные для жизни общества как целого. Производственная деятельность направлена, прежде всего, на создание предметов, нужных для жизни, на изменение природной среды и придание ей полезных людям качеств. Еще ее называют экономической деятельностью. Включаясь в производство, человек вносит свой вклад в экономическое благосостояние других людей. Вместе с тем благосостояние каждого отдельного человека во многом зависит от общей эффективности экономики. Для ее обеспечения в обществе складывается разделение труда, осуществляется множество разных производственных процессов, которые обслуживаются банковской, транспортной и другими системами.
    Важную роль здесь играет и наука, без которой в наши дни невозможен технический и в целом экономический прогресс. Современная экономическая деятельность основана на знаниях, получаемых прежде всего научным путем. Научное исследование производит духовную ценность – знание, но без него в наши дни уже невозможно эффективно производить материальные блага. Мы по существу вступаем в стадию «общества знания», когда образованность людей и их способность к творчеству нового, полезного людям, становится главным экономическим ресурсом.
    Наука – это духовная деятельность. Другими видами духовной деятельности являются искусство, религия, мораль. Результаты этих видов деятельности – не вещи, а знания, художественные образы, нравственные идеалы, представления о священном, о высших началах жизни. Каждый человек – не только материальное, но и духовное существо. Он неразрывно включен в духовную жизнь общества, членом которой является.
    Человек в процессе жизнедеятельности входит в состав различных общностей людей. Он – член семьи, производственного коллектива или творческого объединения; он принадлежит к какому-то возрастному слою, к группе людей с определенным образованием, к национальной общности. Он может также принадлежать к той или иной религиозной общине. Область общественной жизни, связанную с взаимоотношениями малых и больших групп людей, называют социальной сферой.
    Жизнь общества нуждается в управлении, которое осуществляют государственные учреждения. Действия людей подчинены юридическим нормам, которые устанавливает государство. Каждый человек является гражданином своего государства и включен в политико-правовую жизнь страны. Это еще одна сфера жизни общества – политико-правовая.
    Все названные здесь сферы жизни общества – экономическая, духовная, социальная, политико-правовая – значимы для каждого человека. Все люди так или иначе участвуют в их функционировании. Конечно, человек не может одновременно быть профессионалом во многих видах специализированной деятельности. Но для того, чтобы быть полноценным членом общества, надо, кроме овладения определенной специальностью, знать также общую организацию совместной жизни людей, ее нормы и правила, законы.
    Социализация личности. Социализацией называют процесс усвоения человеком совокупности знаний, норм поведения, привычек, позволяющих ему жить в обществе или, как говорят, быть полноценным членом общества.
    Общественная связь пронизывает всю жизнь каждого человека, начиная с его рождения. Новорожденный – беспомощное существо, и родители любовно и заботливо ухаживают за ним. В этом состоит также их общественный долг – ведь общество продолжает существовать благодаря тому, что на смену родителям приходят их дети. Значит, детей нужно воспитывать и обучать, прививать им знания, умения и навыки, нужные для самостоятельной жизни в соответствии с правилами, запросами и культурными традициями общества. Семья и школа – это самые первые, исходные формы связи человека и общества. Они соответствуют детству и ученичеству как начальным этапам жизни человека. Конечно, связь с семьей не порывается и в дальнейшем, да и учеба обычно не ограничивается только школой. Человек должен получить профессию и квалификацию для того, чтобы он мог включиться в общественный процесс производства, стать полноправным участником общественной жизни.
    Рассуждая о других людях как о личностях, мы обычно «примериваем» к себе высказанные оценки или требования. Разбираясь в самом себе, оценивая свои личностные качества, человек намечает действия по развитию своих положительных качеств или сильных сторон, устранению недостатков. Он на кого-то равняется, а на кого-то вовсе не хочет быть похожим. Другие люди – это как бы зеркало, в котором мы стараемся рассмотреть свои собственные черты. Очень важно, однако, как мы относимся к другим людям и к самим себе. Английскому писателю XIX в. У.Теккерею принадлежат слова: «Мир – это зеркало, и оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьте брови, и оно вернет вам недоброжелательный взгляд, смейтесь вместе с ним, и оно будет вашим радостным и добрым компаньоном».
    В процессе социализации человек учится исполнять различные роли – в семье, в школе, в общении с незнакомыми людьми и т.д. Человек уважает себя в зависимости от того, как относятся к нему другие люди, авторитетные для него. Это уважение нужно заслужить правильным поведением, ответственным исполнением своих обязанностей, зрелостью положительных личностных качеств. Каждому человеку не безразлично, что представляет из себя лично он, т.е. какой личностью он является. Размышляя и действуя, накапливая жизненный опыт, человек изменяется как личность. Быть личностью означает осознавать происходящее и нести ответственность за сделанное.

  4. Yerpals Apotheoses Ответить

    Соотношение общества и личности выражается в их дихотомичности, а также в относительной самостоятельности. Это соотношение представляет как целое и часть. Личность и общество имеют различия. Личность есть единство физического живого организма и сознания. Общество – совокупность индивидов, связанных между собой целями, задачами жизнедеятельности, интересами, способом организации жизни и т. д. Личность имеет носитель сознания – мозг. Общество не обладает материальным носителем сознания. Общественное сознание функционирует на основе общения и деятельности индивидов и их духовности. Личность есть единство физических и социальных качеств, физической и духовной культуры. Общество является носителем социальных качеств, а также материальной и духовной культуры, культуры различных субъектов. Личность имеет свой внутренний мир, закрытый для других людей и достаточно локальный. Духовность общества есть выражение прежде всего типического в духовном мире его членов. Она, как правило, имеет открытый характер.
    Личность функционирует и развивается по своим законам. Прогресс и регресс общества выражают другие законы. Личность как человек физически конечна, ей характерен цикл жизни. Общество будет существовать на планете до тех пор, пока будут сохранены природные и социальные условия нормального его функционирования и развития. Эти и другие различия характеризуют относительную самостоятельность личности и общества.
    К закономерностям взаимодействия личности и общества можно отнести:
    Во-первых, определяющее воздействие социальной среды на формирование личности, опосредованное внутренним психическим миром человека.
    Во-вторых, активное обратное влияние личности на социальную среду, общественные отношения, опосредованное функциональной структурой личности.
    В-третьих, становление и развитие общественных отношений происходит в процессе и на основе человеческой деятельности.
    В-четвертых, зависимость формирования сознания и творческой активности личности от характера жизнедеятельности, от богатства ее действительных отношений с другими людьми.
    В-пятых, единство общения и обособления личности при ведущей роли общения как в процессе ее формирования, так и в общественной жизни.
    Взаимосвязь личности и общества в процессе исторического развития существенно изменялась. В древних обществах личность была зависима от родового коллектива, от племени, а также от природы. Это сдерживало процесс индивидуального развития и социализацию личности. Рабовладельческие общества сопровождались активными процессами общественного разделения труда. Возникла дифференциация интересов людей и их ценностных ориентаций. Но личная зависимость от рабовладельцев не позволяла активно развивать процесс осмысления своего «Я» ни рабам, ни рабовладельцам, ни свободным бедным гражданам.

  5. ПоЗИтИфффЧиК Ответить

    На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.

    Экономическая сфера

    Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.
    Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. – производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром – производственные отношения.
    Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:
    – производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;
    – производственные отношения – производство, распределение, потребление, обмен.

    Политическая сфера

    Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.
    Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.
    Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти.
    Элементы политической сферы можно представить таким образом:
    – политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
    – политические нормы – политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
    – политические коммуникации – отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
    – политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.
    Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

    Духовная сфера жизни общества

    Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.
    Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:
    – религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
    – мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
    – искусство — художественное освоение мира;
    – наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;
    – право — совокупность норм, поддерживаемых государством;
    – образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.
    Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).
    Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.
    Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.
    Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности – познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.
    Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.
    Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

    Социальный институты в сферах общества

    В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.
    Социальный институт – это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства).
    Для поддержания собственной жизни люди вынуждены производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т. д. Эти блага могут быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных средств, которые также необходимо создавать. Жизненно важные блага создаются людьми в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия (сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки), биржи, банки и т. д.
    В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.
    Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития духовности определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.
    В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.
    В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает государство. Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации гражданского общества, в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

    Взаимосвязь сфер общественной жизни

    Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.
    В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.
    Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *