В каких изученных вами произведениях писателей первой четверти 19 века?

12 ответов на вопрос “В каких изученных вами произведениях писателей первой четверти 19 века?”

  1. lonely coon Ответить

    Литература первой половины XIX века
    Художественная литература начала 19в.
    Огромное значение в развитии национальной и духовной жизни русского народа в общественном движении имела литература.
    Она стала не только средством познания жизни, но и мощным оружием в борьбе за ее переустройство.
    В начале века значительную роль в русской литературе играли
    Н. М. Карамзин и
    В. А. Жуковский.
    Н. М. Карамзин был главой сентиментального направления. Он много сделал для развития русского языка. В его произведениях («Бедная Лиза» и др.) нашли отражение чувства простых людей. Но он представлял жизнь в идиллическом, приукрашенном виде. Близок к нему был глава романтизма В. А. Жуковский. Его блестящие по форме стихотворения оказали большое влияние на развитие русской поэзии. В. А. Жуковский прославился также как замечательный переводчик («Одиссеи» Гомера и восточного эпоса «Рустем и Зораб»).
    Во второй четверти века господствующим направлением в русской литературе стал реализм. Литература стала не только правдиво изображать жизнь народа, но и пробуждала в передовых кругах русского общества стремление к борьбе против гнета и насилия, к свободе и справедливости.
    Замечательным явлением литературы первой четверти XIX в. была бессмертная комедия А. С. Грибоедова (1795-1829) «Горе от ума». Еще в рукописи она во множестве экземпляров разошлась по всей России и стала необычайно популярной, особенно среди молодежи. Грибоедовская комедия была настольной книгой многих декабристов. Правдивое изображение жизни, образность языка, оригинальность замысла (столкновение нового, передового со старым, реакционным) принесли огромный успех этому произведению. Грибоедов наносил тяжелый удар косности, невежеству, всему тому, что мешало утверждению нового. Он был близок со многими декабристами и, хотя во время восстания 14 декабря 1825 г. находился на Кавказе, все же был арестован и привлечен к следствию по делу декабристов. Грибоедову удалось доказать непричастность к восстанию, и царю пришлось его отпустить. Жизнь А. С. Грибоедова трагически оборвалась в 1829 г.
    Утверждение реализма в русской литературе
    Подлинным создателем новой русской литературы и литературного языка стал великий Пушкин (1799-1837). Александр Сергеевич Пушкин явился основоположником русского реализма. Его художественные произведения составляют гордость русского народа, принадлежат к шедеврам мировой литературы. Разделяя взгляды декабристов, Пушкин всей душой ненавидел самодержавный строй и крепостное право.
    Творчество Пушкина проникнуто любовью и уважением к народам России. Продолжая традиции А. Н. Радищева, поэт создал оду «Вольность», проникнутую ненавистью к царизму. Он писал:
    Самовластительный злодей!
    Тебя, твой трон я ненавижу
    Пушкин был другом многих декабристов. Во время восстания он был в ссылке, в Михайловском. Позднее на вопрос царя, с кем бы он был, если бы во время восстания находился в столице, Пушкин ответил, что он был бы со своими друзьями-декабристами на Сенатской площади. Этого ответа царь никогда не мог простить поэту. Правительство преследовало Пушкина, подвергало его ссылкам, установило за ним полицейский надзор. Цензура не пропускала в печать многие его произведения. В 1837 г. Пушкин погиб на дуэли. В смерти поэта было повинно высшее общество, травившее его, и прежде всего сам царь. Как тяжелое национальное горе восприняли смерть Пушкина все передовые люди России.
    Гениальный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) откликнулся на гибель А. С. Пушкина стихотворением «Смерть Поэта», в котором гневно бросил высшему обществу обвинение в смерти поэта:
    А вы, надменные потомки
    Известной подлостью прославленных отцов.
    Пятою рабскою поправшие обломки
    Игрою счастия обиженных родов!
    Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда – все молчи!..
    Лермонтов создал замечательные образцы поэзии и реалистической прозы, глубоко вскрыл пороки современного ему общества. В «Герое нашего времени» он нарисов

  2. Kishakar Ответить

    Управление образования молодёжной политики и спорта Пильнинского              муниципального района Нижегородской области
    МБОУ Пильнинская средняя  школа № 2 имени А. С. Пушкина
    XIII областная конференция учащихся
    «Под знаком Пушкина»
    РЕФЕРАТ
    на тему:
    «Литературные течения первой четверти XIXвека»
    Выполнила:                
    Данилова Анастасия
    учащаяся 9 «В» класса
    МБОУ Пильнинская СШ № 2
    имени А. С. Пушкина
    конт.тел:89159458661
    e-mail: yspeh26@yandex.ru
    Проверила:
    Коротаева Светлана Евгеньевна,
    учитель русского языка
    и литературы
    МБОУ Пильнинская СШ № 2
    имени А. С. Пушкина
    Пильна,
    2016 год
    Содержание
    Введение………………………………………………………….. 1
    Романтизм…………………………………………………1-2
    Русский романтизм………………………………………. 2- 3
    Реализм……………………………………………………4-6
    Заключение……………………………………………………….6
    Библиография………………………………………………………7
    XIX век называют «золотым веком» русской литературы. Озаренная гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, блеском таланта Жуковского, Крылова, Грибоедова, Кольцова, русская литература сделала в первой половине столетия поистине гигантский шаг вперед. Это прежде всего объясняется необычайно быстрым развитием русского общества.
    Ведущим литературным направлением в странах Западной Европы начала XIX века является пришедший на смену классицизму  и сентиментализму романтизм. Русская литература откликается на это явление своеобразно. От романтизма западноевропейского типа она многое заимствует, но при этом решает проблемы собственного национального самоопределения. Русский романтизм имеет по сравнению с западноевропейским еще и свою специфику, свои национально-исторические корни. А кроме того, перед русской литературой начала XIX века стоит давно решенная в литературах стран Запада проблема создания зрелого литературного языка, существенно осложняющая русское литературное развитие. В чем же заключается сходство русского романтизма с западноевропейским и каковы его национальные отличия?
    Конец XVIII века в истории христианской Европы был ознаменован глубоким социальным катаклизмом, взорвавшим до основания весь общественный порядок и поставившим под сомнение веру в человеческий разум и мировую гармонию. Кровавые потрясения Великой французской революции 1789-1793 годов, наступившая вслед за ними эпоха наполеоновских войн, установившийся в результате революции буржуазный строй с его эгоизмом и меркантильностью, с «войною всех против всех» – все это заставило усомниться в истине просветительских учений XVIII века, обещавших человечеству торжество свободы, равенства и братства на разумных началах.
    В противовес отвлеченному разуму просветителей XVIII века, предпочитавшему извлекать из всего «общее», «типическое», романтики провозгласили идею суверенности и самоценности каждой отдельной личности с богатством ее духовных запросов, глубиною ее внутреннего мира. Главное внимание они сосредоточили не на обстоятельствах, окружавших человека, а на его переживаниях и чувствах. Романтики открыли своим читателям неведомую до них сложность и богатство человеческой души, ее противоречивость и неисчерпаемость. Они питали пристрастие к изображению сильных и ярких чувств, пламенных страстей или, напротив, тайных движений человеческой души с ее интуицией и подсознательными глубинами.В России романтические веяния тоже возникли под влиянием событий Великой французской революции, но окрепли в годы либеральной политики начала царствования Александра I, пришедшего на русский престол после дворцового заговора и убийства в ночь на 11 марта 1801 года его отца – императора Павла I. Эти веяния питал подъем национального и личного самосознания в ходе Отечественной войны 1812 года. Наступившая после победоносной войны реакция, отказ правительства Александра I от либеральных обещаний начала его царствования привели общество к глубокому разочарованию, которое еще более обострилось после краха декабристского движения. Таковы исторические предпосылки русского романтизма, которому были свойственны общие черты, сближавшие его с романтизмом западноевропейским. Русским романтикам тоже присущи обостренное чувство личности, устремленность к «внутреннему миру души человека, сокровенной жизни его сердца» (В. Г. Белинский), повышенная субъективность и эмоциональность авторского стиля, интерес к отечественной истории и национальному характеру.Вместе с тем русский романтизм имел свои национальные особенности. Прежде всего в отличие от романтизма западноевропейского он сохранил исторический оптимизм и надежду на возможность преодоления противоречий между идеалом и действительностью. В романтизме Байрона, например, русских поэтов привлекал пафос свободолюбия, бунт против несовершенного миропорядка, но им оставались чужды байронический скептицизм, «космический пессимизм», настроения «мировой скорби». Русские романтики не приняли также культ самодовольной, гордой и эгоистически настроенной человеческой личности, противопоставив ему идеальный образ гражданина-патриота или гуманного человека, наделенного чувством христианской любви, жертвенности и сострадания. Романтический индивидуализм западноевропейского героя не нашел на русской почве поддержки, но встретил суровое осуждение.Эти особенности нашего романтизма были связаны с тем, что русская действительность начала XIX века таила в себе скрытые возможности к радикальному обновлению: на очереди стоял крестьянский вопрос, созревали предпосылки к большим переменам, которые совершились в 60-е годы XIX века. Существенную роль в национальном самоопределении русского романтизма сыграла и тысячелетняя православно-христианская культура с ее тягой к общему согласию и соборному решению всех вопросов, с ее неприятием индивидуализма, с осуждением эгоизма и тщеславия. Поэтому в русском романтизме в отличие от романтизма западноевропейского не произошло решительного разрыва с духом и культурой классицизма, просвещения и сентиментализма.
    Но более или менее отчетливо собственно романтическое течение в русской литературе восторжествовало лишь в 1820-е годы. В первое десятилетие XIX века преобладающее положение в русской поэзии и прозе занимает сентиментализм, ведущий успешную борьбу с отживающим свой век классицизмом и расчищающий путь романтическому движению. Однако исследователи давно обратили внимание, что определять литературный процесс 1800-1810-х годов как историю борьбы сентиментализма с классицизмом можно лишь с большими натяжками, что «специфика этого периода не может быть охарактеризована по аналогии с тем или другим из общеевропейских художественных направлений» (Е. Н. Купреянова)[1]. Ясно пока лишь одно: Батюшков и Жуковский, Вяземский и юный Пушкин – все считали себя «карамзинистами».

    Карамзин был и оставался признанным главой русского сентиментализма. Но в его творчестве начала XIX века произошли довольно существенные перемены. Сентиментализм на уровне «Бедной Лизы» остался в прошлом и стал уделом эпигонов типа князя П. И. Шаликова. И Карамзин, и его соратники ушли вперед, развивая ту перспективную сторону русского сентиментализма, которая органично связывала его с просветительством на одном полюсе и с романтизмом на другом, которая открывала русскую литературу навстречу насущно необходимым ей в процессе своего становления самым разнообразным западноевропейским влияниям. Сентиментализм карамзинской школы в начале XIX века ярко окрашен предромантическими веяниями. Это течение переходное, емкое, синтезирующее в себе черты классицизма, просветительства, сентиментализма и романтизма. Без обогащения русской духовной культуры западноевропейскими общественными и философскими идеями, эстетическими представлениями и художественными формами дальнейшее развитие и самоопределение новой русской литературы, стремящейся стать «с веком наравне», было невозможно.На этом пути русская литература столкнулась в начале XIX века с большими препятствиями: необходимо было решить «задачу огромной национально-исторической важности – привести лексический состав русского языка в соответствие с инородными ему западноевропейскими идеями и понятиями, уже освоенными образованной частью общества, сделать их общенациональным достоянием» (Е. Н. Купреянова). Образованная прослойка дворянского общества выражала эти идеи и понятия на французском языке, а для перевода их на русский в отечественном языке не существовало слов адекватного смысла и значения.
    Однако 20 — 30-е годы не только эпоха бурного расцвета романтизма. В это же время в русской литературе развивается новое, самое могучее и плодотворное направление — реализм. Стремление к реалистическому изображению действительности становится характерной чертой русской литературы. Это стремление ясно обозначилось еще в XVIII в., особенно в произведениях Д. И. Фонвизина и А. Н. Радищева. Как известно, реализм в России был непосредственно подготовлен басенным творчеством Крылова, комедией Грибоедова «Горе от ума». Реализм зарождается в период господства романтизма, и в 1830-е годы романтизм и реализм сосуществуют, обогащая друг друга. Но в начале 1840-х годов, а затем в 1850-е годы реализм выдвинулся на первый план в литературном развитии. Переход к реализму совершился в творчестве Пушкина и связан с принципом историзма, ярко проявившимся сначала в трагедии «Борис Годунов», в поэме «Граф Нулин», а затем в «Евгении Онегине». В дальнейшем принципы реализма укрепились в творчестве Лермонтова 1837—1841 годов и Гоголя. Реализм Пушкина, Лермонтова и Гоголя тесно связан с романтизмом и находился с ним в сложных отношениях притяжения-отталкивания. Усваивая достижения романтиков, писатели-реалисты первоначально стремятся противопоставить романтизму новые принципы и сделать романтизм темой своих сочинений, предметом художественного анализа и теоретико-критических размышлений. Такие важные черты и приметы романтического метода и стиля, как романтический герой, романтическое отчуждение, романтический конфликт, решительно переосмысляются. Способом переосмысления выступает, как правило, ирония. Романтический герой, например Ленский, поставленный в условия антиромантической действительности, теряет свой мечтательно-идеальный ореол, а на арену жизни выходит новый — Онегин. К нему также применяются различные маски романтической литературы, но он не удовлетворяет ни одной из них. Переосмысление типа романтика происходит в романах Гончарова «Обыкновенная история» и Герцена «Кто виноват?». Исследователи замечают, что между героями — романтиком и неромантиком — устанавливается равенство перед лицом действительности. Это ведет к диалогу между ними и конфликту. Ирония распространяется не только на романтического персонажа, но и на совсем не романтического героя, а также на автора. Это способствует отделению автора от героя, о чем извещали читателей Пушкин и Лермонтов. Сознательное отделение автора от героя в противовес романтизму, стремившемуся эмоционально сблизить автора и героя,— путь к созданию характеров и типов. Наряду с историческим и социальным детерминизмом это обстоятельство является несомненным признаком реализма. В отличие от романтиков, у которых душевная жизнь личности не приобретала обычно строго и точно очерченного характера, реализм стремится сообщить психологическим движениям, их оттенкам и противоречиям ясную и точную форму
    Существенно и то, что создание характеров и типов, а также отделение автора от героя происходили в реализме одновременно с изменением предмета изображения. Ироническое отношение к романтическим героям не привело к предпочтению «низких» героев «высоким». Главным героем реализма стал «средний», обыкновенный человек, герой будней и повседневности. Его изображение не требовало эстетически напряженных и крайних оценок и красок — грозного негодования или непомерного восхваления. Отношение к нему автора предполагало уравновешенность, выверенную дозировку светлого и темного тонов, поскольку он не был ни отъявленным злодеем, ни благородным рыцарем без страха и упрека. В нем были достоинства, но имелись и пороки. Точно так же природная среда представала в художественных произведениях русских реалистов равнинной степью средней полосы, со скромной растительностью и медленно текущими реками. Достаточно вспомнить романтические пейзажи Пушкина в южных поэмах и его же стихотворения 1830-х годов, ранние романтические стихотворения Лермонтова и его «Родину», живые зарисовки Фета и Некрасова.
    В процессе развития реализма его основные принципы оставались неизменными, но затем акценты расставлялись по-иному и содержательный смысл принципов обогащался новыми гранями. Большую роль стало играть индивидуальное писательское применение общих для реализма «законов». Так, на первом этапе писателям было важно утвердить принцип исторического и социального детерминизма, осмыслить зависимость человека от формирующей его среды. Человек ставился лицом к лицу с действительностью и вступал с ней в «игру», носившую трагический, драматический или комический характер. На втором и последующих этапах интерес писателей переместился от действительности к внутренним стимулам поведения человека, к его душевной жизни, к «внутреннему человеку». Зависимость от «среды» стала само собой разумеющимся фактом, но автоматически не определяющим поведение личности. Стало быть, главная задача осталась прежней — изображение и выражение душевной жизни человека во всей ее сложности и тонкости.
    Подлинным основоположником реализма в русской литературе явился А. С. Пушкин. Автор «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», «Медного всадника» и «Капитанской дочки» сумел постигнуть самую суть важнейших явлений русской действительности, которая предстала под его гениальным пером во всем многообразии, сложности, противоречивости.Вслед за Пушкиным к реализму приходят все крупнейшие писатели первой половины XIX в. И каждый из них развивает достижения Пушкина-реалиста, добивается новых побед и успехов. В романе «Герой нашего времени» Лермонтов пошел далее своего учителя Пушкина в изображении сложной внутренней жизни современного ему человека, в углубленном анализе его душевных переживаний. Гоголь развивал критическую, обличительную сторону пушкинского реализма. В его произведениях — прежде всего в «Ревизоре» и «Мертвых душах» — быт, нравы, духовная жизнь представителей правящих классов показаны во всей их неприглядности.
    Глубоко и правдиво отражая важнейшие особенности действительности, русская литература тем самым все больше отвечала интересам и чаяниям народных масс. Народный характер русской литературы сказался также и в том, что интерес к жизни и судьбе народа становился в ней все более глубоким и острым. Это ясно проявилось уже в творчестве Пушкина и Лермонтова, в произведениях Гоголя, а с еще большей силой — в поэзии Кольцова и творческой деятельности писателей так называемой «натуральной школы».Эта школа, сформировавшаяся в 40-х годах, представляла собой первое в русской литературе объединение писателей-реалистов. Это были еще молодые писатели. Сплотившись вокруг Белинского, они поставили своей задачей изображать жизнь правдиво, со всеми ее темными и мрачными сторонами. Старательно и добросовестно изучая повседневную жизнь, они открывали в своих рассказах, очерках, повестях такие стороны действительности, которых почти не знала прежняя литература: подробности быта, особенности речи, душевные переживания крестьян, мелких чиновников, обитателей петербургских «углов». Лучшие произведения писателей, связанных с «натуральной школой»: «Записки охотника» Тургенева, «Бедные люди» Достоевского, «Сорока-воровка» и «Кто виноват?» Герцена, «Обыкновенная история» Гончарова, «Деревня» и «Антон Горемыка» Д. В. Григоровича (1822 — 1899) — подготовили расцвет реализма в русской литературе второй половины XIX в.
    Подводя итог, можно говорить о том, что ни классицизма, ни сентиментализма, ни романтизма в чистом виде в русской литературе просто не существовало. Это и понятно: она ( Россия ) в своем развитии устремлялась к созданию реализма общенационального масштаба и звучания. Исследователи литературы эпохи Возрождения давно обратили внимание на то, что искусство писателей и поэтов того времени  содержало все последующие направления в развитии европейской литературы, все элементы будущих литературных течений. Собирая в мощный синтез на национально-русской духовно-нравственной основе разбежавшиеся в западноевропейской литературе течения, русский реализм формально как бы двигался «назад», но фактически устремлялся далеко вперед.
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    История русской литературы XIX в. / Под ред. Д. Н. Овсяннико-Куликовского. – М., 1908-1910. – Т. 1-5.;
    История русской литературы XIX-XX веков. Краткий очерк. – М., 1983;
    История русской литературы XIX века. 1800-1830-е годы / Под ред. В. Н. Аношкиной и С. М. Петрова. – М., 1989;
    Коровин В. И. Русская поэзия XIX века. – М., 1982;
    Куприянова Е. Н. Национальное своеобразие русской литературы: очерки и характеристики / Е. Н. Купреянова, Г. П. Макогоненко ; Академия наук СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом). – Ленинград : Наука, Ленинградское отделение,   1976.
    Лебедев Ю. В. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М., 2002. – Ч. 1;
    Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. – М., 1967;
    Мезенцев П. А. История русской литературы XIX века (первая половина). – М., 1963;
    Муратова К. Д. История русской литературы XIX века: Библиографический указатель. – М.; Л., 1962;
    Поэты начала XIX века. – Л., 1961;
    Ревякин Л. И. История русской литературы XIX века. Первая половина. – М., 1981; А. Н.
    Цейтлин Л. Г. Русская литература первой половины XIX века. – М., 1940
    Рецензия на реферат
    Литературные течения первой четверти XIX века
    Работу выполнила учащаяся 9 класса
    Данилова Анастасия
    Тема, выбранная обучающейся для написания реферата, очень интересна, так как рассмотренные литературные течения изучаются именно в 9 классе. Работа представляет собой исследование литературного процесса начала 19 века.
    Для написания реферата учащаяся внимательно и глубоко изучила различную литературу. В круг ее исследования вошли монографии критиков, занимающихся изучением данного вопроса, так же  обратилась к текстам  литературных произведений, созданных именно в этот период, проанализировала их в соответствии с целями своего реферата.
    Обучающаяся обладает достаточным исследовательским мастерством. Она умеет непротиворечиво использовать собранный материал и делать аргументированные выводы.
    Композиция работы отличается четкостью и логичностью. В ней выделяются 3 части: введение, где учащаяся повествует об особенностях развития литературного процесса начала 19 века и исторических событиях, сопровождающих это развитие; основная часть содержит подробную информацию об основных литературных течениях стран Европы и России; заключение, в котором учащаяся формулирует итоги своего исследования, высказывает собственную точку зрения на данную проблему.
    Язык и стиль изложения соответствуют заявленному жанру.
    Реферат оформлен грамотно. Объем соотносится с содержанием заявленной темы.
    Работа в целом производит положительное впечатление своей логикой, глубиной анализа материала, актуальностью, серьезным  подходом к теме.
    Реферат заслуживает оценки «отлично» и рекомендован на XIII областную конференцию учащихся «Под знаком Пушкина»
    26.02.2016
    Рецензент: Коротаева С. Е.

  3. _Riddik_ Ответить

    Список произведений, изучаемых на уроках литературы в 5-11 классах
    5 класс
    I четверть
    А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне…».
    Ш. Перро «Спящая красавица».
    Г. Х. Андерсен «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик».
    А. Погорельский «Черная курица».
    Поэзия об осени.
    А. Платонов «Никита».
    Ю. Олеша «Три толстяка».
    II четверть
    Русские народные сказки.
    Былины об Илье Муромце.
    Мифы о Геракле.
    М. Лермонтов «Бородино».
    Н. Языков «Пловец».
    М. Цветаева «Генералам двенадцатого года».
    Поэзия о зиме.
    А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Песнь о вещем Олеге».
    Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».
    III четверть
    Ч. Айтматов «Белый пароход» (отрывок «Легенда о Маралихе»), «Прощай, Гульсары» (отрывок «Скачки»).
    Р. Киплинг «Маугли».
    И. С. Тургенев «Муму».
    Поэзия о животных.
    И. А. Крылов. Басни.
    IV четверть
    Л. Н. Толстой «Детство».
    И. А. Гончаров «Сон Обломова».
    А. П. Чехов «Ванька».
    М. Твен «Приключения Тома Сойера».
    Поэзия о весне и лете.
    6 класс
    I четверть
    Поэзия о слове.
    Л. Н. Толстой «Отрочество».
    Ф. М. Достоевский «Мальчики».
    И. С. Тургенев «Бежин луг».
    А. П. Чехов «Степь».
    II четверть
    Поэзия о природе.
    Г. Р. Державин «Евгению. Жизнь званская».
    И. А. Бунин «Антоновские яблоки».
    Поэтизация быта (А. Ахматова, Н. Гумилев, Г. Иванов, Д. Самойлов, О. Мандельштам, И. Бродский).
    А. С. Пушкин. 5 глава «Евгений Онегин».
    Н. В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
    III четверть
    М. Рид «Всадник без головы».
    А. С. Пушкин «Дубровский».
    В. А. Жуковский. Баллады.
    И. Гете «Лесной царь».
    Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик».
    Баллада 20 века (М. Светлов, Н. Асеев).
    IV четверть
    А. С. Пушкин «Станционный смотритель».
    Н. В. Гоголь «Шинель».
    Ф. М. Достоевский «Бедные люди» (отрывки).
    Н. С. Лесков «Левша».
    М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».
    А. П. Чехов «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Злоумышленник».
    А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
    7 класс
    I четверть
    Поэзии о рождении поэзии, литературе (Ф. Тютчев, А. Фет, О. Мандельштам).
    Древнерусская литература (летописи, «Житие Сергия Радонежского», хождения).
    А.С. Пушкин. Отрывки из трагедии «Борис Годунов».
    Притча в Ветхом и Новом заветах.
    М. Лермонтов «Три пальмы», «Морская царевна».
    Л.Н. Толстой «Три смерти», «После бала».
    А.П. Чехов «Студент».
    II четверть
    В. Скотт «Айвенго».
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
    М. Лермонтов «Песня про купца Калашникова».
    III четверть
    Элегическая поэзия.
    Тема Рождественской звезды в поэзии.
    Н. В. Гоголь «Нос», «Записки сумасшедшего».
    А. П. Чехов «Человек в футляре».
    М. Сервантес «Дон-Кихот» (отрывки).
    А. И. Солженицын «Матренин двор».
    В. Шукшин «Чудик».
    Ф. М. Достоевский «Белые ночи».
    IV четверть
    А. Грин «Алые паруса».
    М. Лермонтов «Мцыри».
    А. Твардовский «Василий Теркин».
    В. Шаламов «Последний бой майора Пугачева».
    А. де Сент-Экзюпери «Планета людей» (отрывок).
    8 класс
    I четверть
    Гомер «Илиада» (отрывки).
    «Слово о полку Игореве».
    «Песнь о Роланде».
    Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».
    II четверть
    Н. Карамзин «Бедная Лиза».
    А. С. Пушкин «Метель».
    Н. В. Гоголь «Старосветские помещики».
    А. П. Чехов «Ионыч».
    III четверть
    Поэзия по теме «Поэт и поэзия» (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов).
    Античная трагедия. Софокл. «Антигона».
    В. Шекспир «Ромео и Джульетта».
    П. Корнель «Сид».
    IV четверть
    Д. Фонвизин «Недоросль».
    Н. В. Гоголь «Ревизор».
    9 класс
    I четверть
    А. С. Пушкин. Детство. Лицейская лирика.
    М. Ломоносов. Оды.
    Г. Державин. Ода «Бог». Лирика.
    К. Батюшков. Лирика.
    В. А. Жуковский. Лирика.
    II четверть
    А. С. Пушкин. Романтическая лирика. Поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы».
    А. С. Грибоедов «Горе от ума».
    III четверть
    А. С. Пушкин «Евгений Онегин».
    А. С. Пушкин. Философская лирика.
    М. Ю. Лермонтов. Лирика.
    IV четверть
    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
    А. С. Пушкин «Пиковая дама».
    Н. В. Гоголь «Невский проспект», «Портрет».
    Ф. М. Достоевский «Двойник».
    10 класс
    I полугодие
    Н. В. Гоголь. «Мертвые души».
    А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница», «Лес».
    И. С. Тургенев «Записки охотника», «Рудин», «Отцы и дети».
    И. А. Гончаров «Обломов».
    Н. А. Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
    Ф. И. Тютчев. Лирика.
    II полугодие
    Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир».
    А. А. Фет. Лирика.
    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».
    М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывки). Сказки.
    11 класс
    I полугодие
    А. П. Чехов. Рассказы. Драматургия.
    И. А. Бунин «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Чистый понедельник».
    А. И. Куприн «Гранатовый браслет».
    М. Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «На дне».
    Поэзия серебряного века. Обзор.
    А. А. Блок. Лирика.
    А. А. Ахматова. Лирика.
    О. Э. Мандельштам. Лирика.
    II полугодие
    В. Маяковский. Ранняя лирика. Поэма «Облако в штанах».
    А. Блок «Двенадцать».
    М. Булгаков «Белая гвардия».
    И. Бабель «Конармия».
    А. Фадеев «Разгром».
    М. Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон» (обзор).
    С. Есенин. Лирика. Поэма «Анна Снегина».
    М. Булгаков «Собачье сердце».
    Б. Пастернак. Лирика. «Доктор Живаго» (обзор).
    А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
    В. Шаламов «Колымские рассказы».
    А. Ахматова «Реквием».
    М. Шолохов «Судьба человека».
    Современная литература о Великой Отечественной войне.
    И. Бродский. Лирика.
    Современная литература.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *