В каких сферах можно найти синтез искусств?

13 ответов на вопрос “В каких сферах можно найти синтез искусств?”

  1. stalker-2014 Ответить

    Смотреть что такое “Синтез искусств” в других словарях:

    Синтез искусств —         органичное соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие синтез искусств подразумевает создание качественно нового… … Художественная энциклопедия
    СИНТЕЗ ИСКУССТВ — сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно художественного замысла. Архитектурно художественный синтез искусств образуют архитектура,… … Большой Энциклопедический словарь
    Синтез искусств — сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно художественного замысла. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
    Синтез искусств — – создание качественно нового художественного продукта посредством органичного соединения искусства или видов искусства в единое целое. Конечное явление не сводится к сумме составляющих его компонентов, оно обобщает такие их свойства как идейно… … Википедия
    синтез искусств — сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно художественного замысла. Архитектурно художественный синтез искусств образуют архитектура,… … Энциклопедический словарь
    СИНТЕЗ ИСКУССТВ — (греч. synthesis соединение, сочетание) органическое единство худож. средств и образных элементов различных иск в, в к ром воплощается универсальная способность человека эстетически осваивать мир. С. и. реализуется в едином худож. образе или… … Эстетика: Словарь
    СИНТЕЗ ИСКУССТВ — в архитектуре взаимосвязанное, органич. единство разл. видов изобразит, искусства (монументальная живопись, скульптура), декоративно прикладного искусства и архитектуры, в результате осуществления к poro возникает новое эстетически образное… … Большой энциклопедический политехнический словарь
    СИНТЕЗ —         (греч. соединение, сочетание, составление)         соединение различных элементов в единое целое, качественно отличное от простой их суммы.         Понятие С. в культурологии характеризуется многозначностью и смысловой открытостью. Оно… … Энциклопедия культурологии
    СИНТЕЗ —         (от греч. соединение, сочетание, составление), соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практич. деятельности, так и в процессе познания. В этом значении С. противоположен… … Философская энциклопедия
    СИНТЕЗ — (греч. syn вместе, tithemi помещаю) метод мышления, состоящий в восхождения от простого к сложному, от частей к целому, от причин к явлениям, от начала к последствиям, противоположен анализу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

  2. knock83 Ответить

    «Искусства обходят кругом весь мир и циркулируют, как кровь в наших жилах»
    Вольтер
    На протяжении всего периода существования человечества существует и искусство. В масштабах всего общества, искусство – особый способ познания и отражения действительности, часть духовной культуры человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
    Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и души человека, о комичности и трагичности жизни. Различные виды искусства взаимно обогащаются, постоянно взаимодействуя друг с другом. Такое единение и взаимосвязь называют синтезом искусств.
    Синтез таких видов искусств как архитектура, музыка, декоративно-прикладное искусство, монументальное искусство, скульптура, религиозная живопись находит свое воплощение в культовых постройка – Храмах. Издавна образ Храма содержал в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирал все представления о мироустройстве в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам, иудаизм). Храм для верующего человека является земным жилищем неземного и вездесущего Бога, местом общения с Богом через молитву, местом единения с Богом через таинство, местом спасения души.
    Огромный и сложный мир Православного Храма открывается каждому из нас по-своему. Одному – глубиной святоотеческой мысли, другому – возвышенной красотой фресковой росписи и иконописи, а кому-то – торжественностью и величием обрядов.
    Каждый Православный Храм неповторим. Вспомним о величественном Храме Христа Спасителя – самом крупном Кафедральном Соборе России. Он относится к числу так называемых обетных Храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Этот необыкновенный Храм был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России, как памятник мужеству русского народа в борьбе с Наполеоновским нашествием 1812 г.
    Автором проекта был русский архитектор К. А. Тон, который посвятил Храму Христа Спасителя почти полвека. Имея характерный для России силуэт пятиглавого собора, Храм в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Над созданием Храма под руководством К. А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени.
    Свой вклад внесли архитекторы Н. В. Дмитриев, И. С. Каминский, И. И. Свизяев, К. К. Рахау, А. И. Резанов. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур были П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский, Н. Пименов, П. Ставассер. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого. Известны имена каменных дел мастеров, которые вели работы: К. Анисимов, М. Филиппов, Рябков.
    Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные молитвами праведников на Россию. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников, кто потрудился для утверждения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Имена доблестных героев были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.
    В Храме Христа Спасителя был собственный хор – один из лучших в Москве. В Храме звучали голоса Ф. Шаляпина и К. Розова. Исполнялись произведения П. Чайковского, А. Архангельского, П. Чеснокова, А. Кастальского.
    В 1931г. Храм Христа Спасителя по решению ЦИК СССР был уничтожен.
    «Прощай, хранитель русской славы,
    Великолепный храм Христа,
    Наш великан золотоглавый,
    Что над столицею блистал…
    Венчанных славою героев
    Россия отдала векам,
    Христу Спасителю построив
    В сердцах нерукотворный храм…»
    Считалось, что эти строки, ходившие в 1931 г. в списках, написал академик Н. В. Арнольди.
    В 1999г. новый Храм Христа Спасителя был восстановлен как условная внешняя копия первоначального архитектурного шедевра.
    Полное единение архитектуры, скульптуры, религиозной живописи, декоративно-прикладного искусства, религиозного пения, звуков органа присутствует в величественном образе католического Храма.
    Обратимся к конкретному образу – Римско-католическому собору непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Это самый большой католический Храм России, один из двух действующих Храмов Москвы. Собор был построен в начале 20 столетия на средства польской общины Москвы и католиков других городов России. Проект архитектора Ф. О. Богдановича – Дворжецкого был выполнен в неоготическом стиле. Прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстере, а прообразом купола явился купол кафедрального собора в Милане. Планировка собора крестообразная.
    На шпиле центральной башенки Храма установлен крест. В притворе собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Стрельчатые оконные проемы украшены витражами, которые делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром.
    Под оконными проемами, на внутренних поверхностях стен находятся 14 барельефов – 14 «стояний» Крестного пути. За первой стрельчатой аркой потолка находятся хоры для певчих и орган. В Храме находятся частицы мощей святых, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии.
    В пресвитерии собора, на стене апсиды находится Распятие. По обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры – Матери Божьей и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором С. Захлебиным. В 2005 г. в соборе установлен новый орган, подаренный лютеранским собором швейцарского города Базель.
    Примечателен образ древнего буддийского Храма. Древние Храмы в виде пагод (ступ) возникли в древней Индии. Они имели форму перевернутой чаши. В фундамент таких построек замуровывали буддийские реликвии, священные писания, драгоценности.
    В древнем Китае, а впоследствии и в Японии, пагоды трансформировались в высокие многоярусные башни с далеко выступающими и загнутыми кверху карнизами крыш. На кровлях подвешивали многочисленные колокольчики, которые защищали святилище от проникновения злых духов.
    В состав храмового комплекса входили пагоды, колокольня, зал для проповедей, библиотека, зал для медитаций, помещение – жилище монахов и трапезная. Буддийские Храмы были украшены настенной живописью, живописными свитками и скульптурами, отображавшими образы Будды, образы богов-хранителей, гневных и благостных, а также буддийских святых. Буддийская скульптура – деревянная, бронзовая, глиняная и лаковая – служила неотъемлемой частью буддийского ритуала, объектом молитвенного поклонения. Древние буддийские Храмы становились произведениями зодчества и центрами многих искусств – архитектуры, садово-паркового искусства, скульптуры, живописи, каллиграфии, декоративно-прикладного искусства.
    Обратимся к образу одного из самых крупных буддийских памятников на земле – Храму Боробудур. Храм расположен на острове Ява в Индонезии, построен между 750 и 850 гг. Боробудур выстроен в форме ступы, которая напоминает гигантскую мандалу. Эта мандала отражает схему мироздания в соответствии с буддийскими представлениями. Фундамент ступы квадратный со стороной 118метров. У ступы имеются восемь ярусов, пять нижних – квадратные, а три верхние – круглые. На верхнем ярусе расположено72 малых ступ вокруг большой центральной ступы. Каждая ступа в форме колокола с большим количеством украшений. Внутри ступ помещены статуи Будды.
    Сотни лет Храм лежал под слоем вулканического пепла. В 1984г. Боробудур был восстановлен при содействии ЮНЕСКО. В настоящее время Храм является местом паломничества и молитв. По мере совершения ритуального обхода каждого яруса, паломники знакомятся с жизнью Будды и с элементами его учения. А прикосновение к каждому Будде из ступ на верхнем ярусе, через выемки в ступе, согласно поверьям, приносит счастье.
    В религиозной культуре ислама главным священным сооружением является мечеть. Мечеть – это мусульманское молитвенное архитектурное сооружение. С точки зрения мусульманина мечеть – это модель и символ мира. Архитектура мечети символична. Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства – открытый двор и затененный молитвенный зал. Великий купол мусульманской мечети символизирует единого Бога – Аллаха. Башни, находящиеся рядом с мечетью – минареты – его пророка Магомета.
    Художественный стиль ислама – декоративный. Мусульмане на протяжении многих веков считали святотатством изображать человеческий облик или образы животных. Мусульманские святыни обильно украшались сложнейшими орнаментальными композициями, в которых гармонично взаимодействовали элементы растительного и геометрического орнамента. Также каллиграфическое искусство в мусульманских странах было доведено до совершенства. Арабская вязь, возникшая в Ираке, первоначально использовалась как способ украшения мечетей. Ею же переписывали священные тексты.
    Одной из крупнейших в мире мусульманских святынь является мечеть Джами Масджида (Пятничная или Соборная мечеть), находящаяся в Индии. Это строение поражает величием своей архитектуры и законченностью. Высшая точка мечети находится на высоте 61,3 м. Высота боковых минаретом достигает 41 м. Внутри мечети – просторный молельный двор площадью в 400 кв. м.
    Для верующих эта мечеть имеет особое значение. Здесь хранятся бесценные реликвии мусульманского мира: тапок пророка Мухаммеда, отпечаток его ноги на камне, рыжеватый волос из его бороды, глава Корана, начертанная под его диктовку и осколок надгробья, некогда стоявшего над могилой пророка.
    Проблема национальной культуры становится сегодня особенно острой. А между тем, возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладают удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят свое воплощение в архитектуре, оформлении храмов, в религиозных обрядах и ритуалах, музыкальном сопровождении богослужения. Храмовый синтез искусств являет нам представление человека о самом себе, о мире, о той роли и мисси, которая предначертана каждому из нас в этом мире.

  3. geo361 Ответить


    Мастера, которые изготавливают предметы, украшающие нашу повседневную жизнь, нередко вдохновляются чужими работами. Что такое синтез искусства декоративно-прикладного? Это сочетание живописи, скульптуры и витража. Керамисты на вазах рисуют картины известных мастеров или же изображают свое видение мира в красках. Художники по стеклу тоже заимствуют идеи из живописи. Изготавливая бронзовые фигурки, мастера смотрят на мраморные статуи. Даже девушки, которые занимаются хендмейдом, часто в своем творчестве заимствуют идеи у признанных мастеров. Таким образом, получаются самобытные творческие произведения, в основу которых лег синтез различных видов искусства. Стоит, конечно, понимать разницу между подражательством и квинтэссенцией собственной идеи.

    Синтез в модной индустрии


    Дизайнеры, как и любые другие художники, следят за тем, что творят их коллеги. Ведь что такое синтез искусств? Это заимствование идеи и переработка ее под собственное видение. Как же это проявляется в модной индустрии. Всем известный творческий дуэт Dolce & Gabbana часто кладет в основу своих коллекций произведения мировых художников. А порой они умудряются вдохновляться даже керамической мозаикой. Причем их видение достаточно самобытно. Ведь одно дело – просто скопировать орнамент на ткань, и совсем другое – модернизировать его так, чтобы он гармонично вписывался в фасон платья или юбки.

    Сегодня происходит синтез искусств?

    Конечно, причем повсеместно. И это происходит не потому, что хорошие идеи у творческих людей закончились. Человек всегда искал вдохновение в прошлом. Отчасти это происходит потому, что люди не хотят терять свою историю. Периодически возрождая ее, можно находить в ней что-то новое. Этим приемом часто пользуются модельеры. Наверное, каждый взрослый человек заметил, что каждые 15 лет мода возвращается. И это не случайно. Люди пытаются переосмыслить прошлое и сделать его частью настоящего. То же самое можно проследить и в живописи. Несмотря на то что сегодня искусство переходит в цифровой формат, рассматривая иллюстрации современных художников к сказкам, вспоминаешь творения старых мастеров. Именно благодаря тому что люди научились синтезировать искусство, у них получается достигать органического соединения и рождения новых форм. Это подтверждает появление театра и кино.

  4. SergeyAnurev Ответить

    Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной де­ятельности. С древних времен извес­тен синтез архитектуры, декоративно – прикладных и монументальных ис­кусств, скульптуры и живописи.
    Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладает удивительным сходством. Оно находит свое воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах. В архитектуре, оформле­нии храмов, музыкальном сопро­вождении богослужения отразились представления человека о мире, ми­роощущение эпохи и народа, их со­здавших.
    Храмы — это культовые построй­ки, которые воплощают образ миро­устройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности.
    В православном храме для моля­щихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное про­странство. Алтарная часть — для бо­жественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одно­голосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представлен­ным на иконах, в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизи­рующие могущество и единение свет­ского и церковного начал, как основы государственности России.
    Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витра­жами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинствен­ный свет символизирует свет христианского познания. Архитектура, скульптура, живопись, таинство действа в пра­вославном храме соотносятся с хоро­вым пением без сопровождения (акапелла). В католическом — не только с пением, но и со звучанием органа.
    Мусульманский храм (мечеть) сво­им великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) — его проро­ка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и за­тененный молитвенный зал. На стенах ме­чети размещаются декоративно офор­мленные изречения из Корана. В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество по­лучили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому ху­дожественный стиль ислама — деко­ративный, орнаментальный.
    Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художес­твенного выражения исламского ми­роощущения. Именно орнамент стро­ится на ритмическом повторении ос­новных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из на­дежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.
    Древний буддийский храм, соору­женный из мощных обтесанных кам­ней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скуль­птурного декора, охватывающего поч­ти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные коло­кольчики. Они раскачиваются при ма­лейшем порыве ветра, наполняя окру­жающее пространство нежным мело­дичным звоном. Одновременно коло­кольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в церковных обрядах. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.

  5. Alex831 Ответить

    9.6. Храмовый синтез искусств. Православие и католизм.
    1. Что такое синтез искусств? (это соединение нескольких разных видов искусств в художественное целое)
    2. В каких сферах можно найти синтез искусств? (синтез архитектуры; декоративно-прикладных и монументальных искусств; скульптуры и живописи)
    3. Почему возникновение, развитие и существование искусств разных народов мира обладают удивительным сходством? (потому что в искусстве существуют общечеловеческие законы, которые воплощаются в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах)
    4. Что такое храм? (культовое строение, которое воплощает образ мироустройства в той или иной религии, её основные ценности)
    5. С чем можно сравнить земной Храм? (с образом храма Вышнего, земным жилищем Бога)
    6. Для чего нужны храмы человеку? (люди ищут убежище от мирской суеты; обращаются в молитве к Богу; осознают единство земного и небесного)
    7. Назови особенности храмового искусства, которые вызывают нравственные чувства. (певучесть Слова Божия; строгие лики древних икон; величественная архитектура; монументальность фресок; сдержанная пластика скульптур; церковная музыка со строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства)
    8. Какие чувства испытывает человек, находясь в храме? (раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии; стремление к истине и идеалу; сострадание и сочувствие; умиление и покой; просветленная радость и одухотворение)
    9. Назови особенности православного храма.
    (- для молящихся отводится основное помещение храма;
    – зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона;
    – строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых;
    – в 18 веке напевы стали многоголосные, как символ могущества и единения светского и церковного;
    – золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся сферы;
    – сияние лампад и свечей, пение певчих без сопровождения (а-капелла) усиливают благолепие службы)
    10. Перечисли особенности католического храма.
    (- возвышенно-светлое, взлетающее пространство интерьера;
    – грандиозность и величественность архитектурного образа;
    – мощный поток вверх всех элементов декора: тонкие изящные столбы, колонны, стрельчатые арки;
    – огромные ажурные окна с цветными стеклами – витражами –делают легкой и прозрачной преграду между интерьером собора и внешним миром;
    – цветной и таинственный свет, льющийся через окна, создает необычную цветовую среду, символизирует свет христианского познания
    – пение певчих в сопровождении органа)

  6. Rt1251 Ответить

    УДК 372.87
    ПОНЯТИЕ «СИНТЕЗ ИСКУССТВ»: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
    © 2016
    Калинина Лариса Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица М.Горького, 65/67, e-mail: klar1992@gmail.com)
    Аннотация. Статья посвящена выявлению новых сторон понятия «синтез искусств» в контексте художественного образования XXI века. Междисциплинарным характером проблемы обусловлена ее сложность и недостаточная разработанность. Автор приводит ряд положений, которые могут служить ориентиром при создании концепции практического использования воспитательно-обучающих возможностей искусства как целого. Подготавливается тезаурус, необходимый современному педагогу. Подчеркнута роль синтеза искусств как средства, обладающего уникальным свойством структурирования художественного восприятия обучающихся. Материалы статьи – вклад в изучение более масштабной проблемы выявления ресурсов художественной одаренности учащихся. На основе существующих дефиниций синтеза искусств, с учетом реалий культуры и образования сегодняшнего дня, автором сформулировано собственное определение, обобщенное и, в то же время, акцентирующее наиболее значимые признаки изучаемого феномена. Уникальная, по сравнению с другими эпохами, роль синтеза искусств в жизни современного общества подтверждается его глобальностью, «гипертекстовостью», отвечающими мировоззрению человека третьего тысячелетия. Данные характеристики позволяют прогнозировать, что обучение школьников свободному оперированию средствами художественной выразительности музыки, литературы, изобразительного искусства, танца, театра при создании арт-объектов позволит им открывать смыслы событий и явлений, глубже понимать их.
    Ключевые слова: художественный синтез, взаимосвязь и взаимодействие видов искусства, интеграция искусств, полихудожественный подход, полихудожественная деятельность, эстетическое воспитание, современное искусство, арт-композиция, импровизация, творчество обучающихся, арт-объект.
    CONCEPT «SYNTHESIS OF ARTS»: ACTUAL ASPECTS
    © 2016
    Kalinina Larisa Yuryevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of musical educations Samara State University of Social Sciences and Humanities (443099, Russia, Samara, street Gorkogo, 65/67, e-mail: klar1992@gmail.com)
    Abstract. The article discusses new sides of concept «synthesis of arts» in the XXI century art education context. It is complicate and insufficient are caused by interdisciplinary character of problem. Author results a number of provisions that can be used for creation of practical concept of application art abilities in education and training. Thesaurus for modern teachers has been prepared. The «synthesis of arts» role is underlined, as unique means for formation of artistic perception of students. Materials of the article are a contribution to the study of more scale problem – search of resources of student’s talent in art sphere. Based on existent definitions of «synthesis of arts», with modern realities, the author sets own determination, generalized and at the same time with accent most meaningful signs of the studied phenomenon. The unique, compared to other eras, role of «synthesis of arts» in modern society is confirmed by global, «hypertext» worldview of human of the third millennium. These characteristics make it possible to predict that training to use means of artistic expression of music, literature, visual arts, dance; theater during creation of art objects will allow students to open meanings of events and the phenomena and more deeply to understand them.
    Keywords: artistic synthesis, the relationship and interaction of arts, arts integration, polyart approach, polyart activities, aesthetic education, contemporary art, art-composition, improvisation, creativity of students, art-object.
    Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Для художественного образования XXI века обращение к синтезу искусств является повседневной практикой (В.П. Волошина [1], А.А. Никитин [2], А.А. Пиличяускас [3] и др.). При этом не завершены поиски такого определения данного понятия, которое было бы признано специалистами как базовое. Проблему усложняет использование в научных и научно-методических текстах родственных по содержанию терминов: «интеграция искусств», «взаимодействие искусств», «полихудожественность» (как характеристика специфического подхода в образовании, деятельности обучающихся) и некоторых других [4 – 10]. Систематизируя накопленный материал, необходимо рассмотреть феномен синтеза искусств с современных позиций, чтобы в дальнейшем было возможным максимальное выявление его обучающего, развивающего, воспитательного потенциала. Кроме того, уточнение терминологии позволит педагогам современной школы определить наиболее перспективные направления практического применения синтеза искусств, ориентироваться в выборе соответствующих методов и технологий.
    Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Различные аспекты понятия «синтез искусств» рассматривают Р.К. Абдуллин, Н.В. Бигус, В.П. Волошина, В.В. Кулененок, Л.Н. Мун,
    В.А. Усольцев и др.
    По мнению Р.К. Абдуллина, результаты экспериментов последних десятилетий дают возможность выдвинуть гипотезу о глубинной природе взаимосвязи восприятия человеком явлений, воздействующих на разные органы чувств (например, музыка и гравитация); осуществлять эксперименты по преобразованию графического рисунка в мелодический; заполнять «белые пятна» на карте новых видов искусства, подобно тому, как это происходит с таблицей химических элементов [11]. Теоретическая база для исследования была разработана Б.М. Галеевым, который занимался поиском диалекти-ко-материалистических оснований художественного синтеза [12]. Однако оба ученых констатируют, что доказательств их предположениям найти не удалось из-за технических и экономических ограничений.
    В.П. Волошиной синтез искусств рассматривается в качестве вида педагогического творчества, актуализирующего «художественно-дидактические ресурсы, средства и возможности межвидового взаимодействия искусств в учебном процессе для социокультурного развития личности» [1, с. 4]. Ученым обоснована целесообразность актуализации в традиционном педагогическом тезаурусе искусствоведческих, полихудожественных идей, положений и понятий психологии художественного творчества, художественного восприятия, психологии искусства: «художественное восприятие», «синтетическое восприятие», «полимодальность восприятия», «синестезия». Действительно, интегратив-
    ные тенденции, охватывающие все области современного знания, отчетливо проявляются в обозначенной В.П. Волошиной сфере. При этом конкретизация приведенных терминов сегодня встречается скорее как исключение, а не правило.
    Л.Н. Мун обращает внимание на свойство синтеза искусств выполнять системообразующую для художественного образования роль, создавать «креативную движущую силу процесса обучения» [13, с. 3]. Исходя из постулата об импровизационной природе синтеза искусств, Л.Н. Мун увидела именно в импровизации учащихся средство формирования единого образовательного пространства урока. Принципиальный недостаток данного подхода мы видим в неуловимости продукта творческого процесса импровизатора, что затрудняет оценивание. С нашей точки зрения, точнее продвигаться к целям художественного образования помогает арт-композиция, предполагающая рефлексивную деятельность обучающихся [14].
    В работе В.В. Кулененка показана неотделимость эмоционально-эстетического «бытия» синтеза искусств от социально-культурных условий его существования [15]. Как полагает ученый и дизайнер, «представляется возможным достижение идеального синтеза, с созданием «фантомологии» – дисциплины, обусловливающей возможность полной имитации действительности» [15, с. 63]. Выдвинута идея «дизайно-центристского подхода» к проблеме синтеза искусств, которая, однако, не раскрывается В.В. Кулененком в интересующем нас направлении поисков общего между музыкой и «пространственными» формами творчества.
    В.А. Усольцев отмечает, что «космизм» современного мировоззрения отражается в таком свойстве новых форм синтеза искусств, как сходство с художественными объектами Серебряного века [16, с. 170].
    Исследование структурообразующей функции синтеза искусств осуществили Н.В. Бигус, Н.Н. Цаль и А.Н. Бигус [17]. Опыт их работы позволяет сделать определенные выводы о позитивном воздействии полихудожественной деятельности детей на развитие у них способности воспринимать мир структурировано, передавать эту «структуру» в рисунках.
    Формирование целей статьи (постановка задания). Придерживаясь комплексного подхода как методологического принципа, обоснованного для сферы художественного творчества А.Я. Зисем [18, с. 12-42], попытаемся выяснить, как в понимании синтеза искусств отразились новые тенденции развития культуры и образования.
    Для этого обозначим т.н. «информационные лакуны».
    Первая находится в области выбора точки отсчета при решении вопроса о том, объективно ли сближение искусств или зависит только от воли автора. Необходим поиск обоснований для такого выбора, чтобы получить возможность дальнейшего рассмотрения проблемы, которой посвящена статья.
    Вторую можно сформулировать как вопрос: возникает ли новое (высшее) содержание полихудожественной композиции при взаимодействии искусств или ее восприятие сводится к простой сумме воздействий каждого из компонентов?
    Третья заключается в весьма приблизительных высказываниях исследователей по поводу того, каким образом традиционные формы синтеза искусства могут продолжать существование в новых. Например, Т. Адорно утверждает: «все, что уклоняется от изменений, происходящих с материалом, которые несут с собой важные новации, все, что избегает их, сразу же обнаруживает свое творческое бессилие и выхолощен-ность» [19, с. 32-33].
    Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Чтобы содержательно наполнить данные «лакуны», рассмотрим понятие синтеза искусств в фокусе совре-
    менного научного знания.
    В современной философии синтез определяется как универсальный метод мышления, соединения множества элементов в единое целое [20]. С точки зрения психологии, он представляет собой необходимый этап познания – «включенного в акты взаимодействия организма со средой процесса практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое» [21, с. 575]; «соединения, сочетания, объединения чего-либо с чем-либо с последующим рассмотрением, изучением свойств образованного в результате синтеза целого» [22, с. 393]. При этом синтез рассматривают в неразрывной связи с противоположно направленным процессом -анализом – мысленным разделением целого на части.
    Мнения ученых по поводу объективного, исторически предопределенного развития процессов синтеза и дифференциации искусств не отличаются единством. Так, Б.М. Галеев убежден, что авторы только отражают в своем творчестве «дух времени», создавая новые формы художественного синтеза [12; 1]. Мыслители-постмодернисты Ж. Делез, Ф. Гваттари и др., напротив, подчеркивают принципиальную непредсказуемость творчества, субъективность мышления автора [23; 24]. Таким образом, понимание законов синтеза искусств зависит от философской «платформы», на которой строится мировоззрение человека.
    В нашей стране долгие годы таким основанием была марксистско-ленинская диалектика. Кроме того, русская культура дореволюционного периода включала концепцию творчества в широком смысле как синтеза. «Пророческое будущее не принадлежит ни германскому духу музыки, ни латинскому духу пластики, а лишь синтетическому теургическому искусству, не вагнеров-скому, которое все еще остается в культуре, а иному, переходящему за пределы культуры к новому бытию», -считал Н.А. Бердяев [25, с. 219]. Сегодня мир культуры настолько разомкнут, что традиционное и считавшееся два-три десятилетия назад чуждым образуют ранее не существовавшую эстетическую среду, которая предполагает как свободу авторского выбора, так и высокую ответственность за его последствия. Художник (в широком смысле слова) с его высокоразвитым, ассоциативным восприятием играет роль объединяющего начала, «катализатора» процесса синтеза искусств [17].

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *